Родительское собрание в детском саду. Влияние речи взрослого на речь ребёнка. Родительское собрание как форма организации работы с родителями по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

Родительское собрание на тему:
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка»

Детский сад - первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Занятия по развитию речи обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем.

Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл.

В результате этих занятий к школе ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка. Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома « че» и «низя», то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления:

Об окружающих предметах и их назначении;

О качествах (цвет, величина, форма) предметов;

О свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

О материале, из которого сделаны предметы

Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Приложение 1

Скороговорки для развития речи

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, -
Говорит попугай попугаю.

Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!

У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.

У Кондрата куртка коротковата.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.

Приложение 2

Гимнастика для язычка

1. Язычок гулять собрался (открываем рот и показываем язык):
Он умылся (проводим быстро язычком по губам),
Причесался (несколько раз проводим язычком между верхними нижними зубами, высовывая его),
На прохожих оглянулся (круговые движения язычком по губам),
Вправо, влево повернулся (язычок высовываем вправо и влево),
Вниз упал (язычок высовываем вниз),
наверх полез (высовываем наверх),
Ам, и в ротике исчез (прячем язычок в ротик).

2. Мишка в домике живет (широко открыть ротик),
Очень любит мишка мед (облизать губы),
Щеки полные набьет (надуть щеки),
И жует, жует, жует (изображать жевание).
А как мед поест Мишутка,
Чистит щеточкой он зубки (язычком провести по верхним, а затем нижним зубам - вверх-вниз, вправо-влево).

3. На лугу паслась корова: "Му-у-у, му-у-у",
Полосатый шмель летел: "З-з-з, з-з-з",
Летний ветерок подул: "Ф-ф-ф, ф-ф-ф",
Колокольчик зазвенел: "Динь-динь-динь",
Стрекотал в траве кузнечик: "Тр-р-р, тц-с-с",
Еж колючий пробегал: "Пх, пх, пх",
Птичка маленькая пела: "Тиль-ль, тиль-ль",
И сердитый жук жужжал: "Ж-ж-ж, ж-ж-ж".

Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

Приложение 3

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение, как “робот”.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Карточка № 2.

Прочитайте стихотворение, как “крутой, блатной”.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.

Карточка № 3

Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок”:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Карточка № 4

Прочитайте стихотворение, как “сентиментальная дева”:

Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза…
Я к маменьке родной с последним приветом,
Спешу показаться на глаза.

Карточка № 5.

Прочитайте стихотворение, как будто вам подарили миллион, т.е. с восторгом, с радостью

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

Для расширения словарного запаса детей можно поиграть в игры.

Приложение 3

Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Ход: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы:

*"все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

* "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава

* «?Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).

* ?"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

Ход: Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее.

Например: лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус.

Предметы в мешочке:

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…).

Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

3. Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

Ход: Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето…

«Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ?) время года на дворе – зима. (КТО?) гуляет на улице? – мальчик. (КАК?) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО?) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ?) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное - успешным.

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей в общении».

Цель: осветить важность вопросов развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми, формирования у них умения связно излагать мысли, рассказывать, сочинять, доказывать, убеждать, спорить и т.д.

Предварительная работа : - оформление выставки дидактических игр и пособий по развитию речи;

Подготовка карточек для практической части собрания;

План проведения:

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Педагогический всеобуч.

    «Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников»

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Ход собрания:

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Дошкольное детство – сензитивный период для активного усвоения родной речи. Чем раньше будет начато целенаправленное развитие речевого общения, обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. Другими словами, мы взрослые должны научить ребенка не просто говорить, а связно излагать мысли, доказывать, убеждать, спорить, объяснять, описывать, рассказывать, пересказывать, сочинять.

Не случайно язык и речь рассматриваются как узел, в котором сходятся важнейшие линии психического развития ребенка: его мышления, воображения, памяти, эмоций. В связной речи отражается логика мышления ребенка, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Высокий уровень развития связной речи старших дошкольников является не только необходимым условием для успешной учебы в школе, но и показателем общего развития.

Речь – уникальное и универсальное средство многих видов деятельности дошкольника (общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы и др.) Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно, легко и непринужденно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка, травмировать его психику.

С раннего возраста речь ребенка формируется в процессе общения на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев, затем уже на ее формирование оказывает влияние речь взрослых и сверстников в дошкольном учреждении.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с отставанием в развитии речи. Этому есть немало объяснений. Это и технический прогресс (как ни странно), и ритм современной жизни, и загруженность родителей, и наличие в большинстве семей только одного ребенка. Уставшие родители не могут, а иногда и не хотят общаться с детьми. Детям включают телевизор, компьютер, предлагается множество игрушек, но только не живое общение.

Уровень речевого развития детей, поступающих в школу, весьма неоднороден. Многие шестилетки испытывают трудности в создании связных высказываний. Причин тому множество. Развитие речи связано с различными факторами, как биологическими, так и социальными, психологическими, т.е. здоровьем ребенка, его наследственностью и эмоциональным благополучием, социальным окружением и речевой средой, особенностями общения, традициями воспитания.

Чтобы успешно развивать речь воспитанников, педагогу необходимо иметь глубокие знания об основных факторах речевого развития и его закономерностях, механизмах развития и саморазвития речи.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется целенаправленная и систематическая работа по развитию речи детей в разных видах деятельности (повседневное общение, специально организованная деятельность по развитию речи, развивающие занятия по формированию речевых умений и навыков, развитию смысловой стороны слова, овладению монологической речью и др.)

Взрослым необходимо помнить о том, что для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Особенно оно важным оно является в первые 7 лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Кроме того, гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от качества общения, комфортности взаимоотношений с собеседниками. Поэтому очень важно правильно организовать речевую среду, создать условия для общения детей с взрослыми и другими детьми, поскольку речь – это один из главных показателей психического развития, в ней отражаются все достижения и проблемы ребенка.

Примерно к 5-6 годам речь детей в звукопроизношении и грамматическом строе фраз максимально приближается к нормативной речи взрослых. Однако стилистически в речи еще долго сохраняются особенности, свойственные детскому возрасту. Не стоит усердствовать в том, чтобы заставлять ребенка этого возраста обязательно пользоваться литературным, книжным языком, фразеологией взрослой речи. В свое время ребенок придет к этому. Но если навязывать это слишком рано, можно лишить его речь индивидуального своеобразия, обезличить ее. В то же время необходимо поощрять у детей старше 5 лет более полные ответы, использование распространенных предложений, развивать повествовательную речь, диалогическую и монологическую речь.

Развитие диалога.

Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Имеется много свидетельств, доказывающих, что активное участие родителей в этой ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие активной речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность понимать друг друга.

Ситуация естественного диалога возникает при желании что-то сообщить собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родителям следует стараться показать свою искреннюю заинтересованность в беседе и вызвать ее у малыша. Нередко имеющие место быть односторонние расспросы взрослым ребенка, строго говоря, диалогом не являются. Коммуникация такого рода носит односторонний характер, и ее нельзя считать полноценным общением. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника – это разговор на интересующую и понятную ему тему. Поэтому беседа не должна содержать слишком много новой информации и незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.

Для понимания того, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, важно вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, задаваемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Речевые обороты (их еще называют «речевые клише») которые часто повторяют взрослые, включаются в речь ребенка и занимают а ней довольно большое, но различное у разных детей место. Часть детей склоны, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4 – 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школу, поликлинику, библиотеку. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквере, на озере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

    «Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников.

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Что такое речь? (вопрос к родителям)

« Речь – это что-либо выраженное словами, устно или на письме: предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. Это разговор, беседа …» (Толковый словарь В. Даль).

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи – это коммуникативная, т.е. назначение речи – быть средством общения.

Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на доске вывешены карточки с текстом).

    Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

    Общение ребенка со сверстниками.

    Строение артикуляционного аппарата.

    Речь взрослых – образец.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Чтение детям художественной литературы.

    Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

4.Подведение итогов собрания.

Татьяна Горкун
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Родительское собрание по теме «».

Форма проведения : семинар –практикум

Цель : Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка .

Задачи : познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей ; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План работы родительского собрания .

1. Выступление воспитателя по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада ».

2. Выступление юриста по теме «Права детей » .

3. Подготовка к Новому году.

Ход родительского собрания.

1. Выступление воспитателя.

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание . Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка , семья является источником , который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка . Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи .

Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

(высказывание родителей )

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие » . Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям )

Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это

Восприятие звуковой и интонационной культуры речи .

Формирование грамматического строя речи .

Обогащение словарного запаса.

Обучение рассказыванию, связной речи .

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит ? (высказывания родителей по теме родительского собрания ).

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей .

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например : «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора : как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?» .

Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. (родителям предлагается поиграть в сказку)

2. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи , пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Очень важным фактором для развития речи является то , что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Провести несколько пальчиковых игр для родителей .

3. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.

Язык – главная мышца органов речи . И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит , чтобы выполнять целенаправленное движение, т. е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Что же это такое – артикуляционная гимнастика?

Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса , подвижность органов речи .

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи : язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык : за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.

Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика для родителей .

2. Выступление юриста юриста по теме «Права детей » .

(Приложение)

4. Подготовка к новому году.

Основные вопросы :

Подарки на новогодний утренник.

Оформление группы к празднику.

Предложить родителям поучаствовать в конкурсе «К нам идет Новый год» .

Наталья Якишина
Родительское собрание «Развитие речи детей»

Родительское собрание

«Развитие речи детей »

1 часть : «Совсем немного науки»

Как говорил, Сократ : «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Правильная, выразительная речь - портрет человека.

Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы . Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство .

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития . Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат , сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги)

Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь , нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на :

Устную речь (говорение и слушание) ;

Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание посвящено развитию устной речи детей , а именно умению слушать (формированию фонематических процессов)

С самого рождения ребенка окружает множество звуков : скрип снега, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Известно, что дети обучаются речи со слуха .

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи , он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности : на занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях (музыкальном занятии)

и вне занятий – в игровой и театральной деятельности и в повседневной жизни.

2 часть Предлагаем отправиться в путешествие по стране «развитие речи »

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей .

1. А вот и наша станция - «Творческая»

Подберите признаки к словам :

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий, мягкий, липкий, красивый, блестящий, и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный, умный, веселый, улыбчивый, красивый, мудрый, отзывчивый и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий, теплый, легкий, освежающий, ледяной, могучий, свежий и т. д.)

Небо (высокое, далекое, низкое, ясное, серое, темное, черное, ночное, звездное, голубое, синее, воздушное и т. д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей .

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо ли вы знаете сказки, мы сейчас проверим…

2. А вот и наша новая станция - «Сказочная»

(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

И тут вы справились, сразу видно, что с детьми вы сказки читаете!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы активируем речь.

3) А вот и наша станция «Наши руки не знают скуки»

1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Этот пальчик - самый толстый, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,чтоб показывать его,

Этот пальчик - самый длинный и стоит он в середине,

Этот пальчик - безымяный, этот - балованный самый,

А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) .

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому) .

2этап – Пальчиковые игра с аудио сопровождением.

Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

Вот спина, а вот животик,

Ножки. Ручки,

Глазки, Ротик, Носик,

Ушки, Голова,

Показать успел едва

4) И последняя станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей , так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игры :

1. «Насос»

Давайте представим, что мы взяли насос и попробуем накачать велосипедные шины. Родители , подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…» .

2. «Вьюга» «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…» ; по сигналу : «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Игра с движением

3. «Самолет» :

Ручками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ,

Ручки все подняли

И дружно отпустили

И сели все в волшебный самолет

Мотор гудит Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

А самолет летит У-У-У-У-У

А теперь игры на формирование фонематического слуха.

1. «Звуковые бочонки»

Педагог поочередно трясет каждый бочонок, а родители определяют где звук тише, а где громче. Потом родители ищут парные бочонки .

2. «Волшебный мешочек»

Речевая игра «Прогулка в лес»

Чистоговорки :

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Просим Вас обращать внимание на информацию для родителей , по каждой лексической теме недели, и не просто смотреть, а дома с детьми закреплять все игры и пальчиковые гимнастики, разговаривать больше с детьми, расспрашивать (выводить детей на диалог , чем они занимались в детском саду, в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий (смотрите на стенде расписание занятий в этот день и спрашивайте, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа наша –ваша и детей , даст положительные результаты! Мы думаем ВЫ все в этом заинтересованы!

Родительское собрание. Тема: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

(практический материал для развития связной речи ребенка)

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.
Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя - один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

По окончанию родительского собрания родителям раздаются памятки по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с примерными играми для развития связной речи.