Норвегия семья. Интересные факты о норвегии. Развод в Норвегии

Норвегия – одна из стран Скандинавского полуострова, омываемая Северным Ледовитым океаном. Однако помимо материковой части, к ней относятся 50 000 близлежащих островов.

Норвегия – страна сказочной красоты, природа ее словно сохранила первозданный вид. Горы, покрытые густыми лесами, заливы (фьорды) и уединенные бухты привлекают тысячи туристов со всего мира.

Погода Норвегии очень непостоянна. Несмотря на то, что по статистике зима всегда суровая, а лето, наоборот, очень жаркое, в течение дня и в зимний и в летний период погода может резко поменяться и не один раз. У норвежцев даже используется поговорка:

«Не нравится наша погода? Подождите 15 минут».

Хотя Норвегию часто называют «землей викингов», сегодня она представляет собой самую безопасную и миролюбивую страну мира.

  1. Норвегия – наименее заселенная Европейская страна. На одного жителя в среднем рассчитано 12 км² земли.
  2. В Норвегии принято соблюдать законы, поэтому большинство норвежцев не закрывают дома на ключ, а в супермаркетах нет видеокамер и рамок-детекторов для проверок покупателей, за редким исключением.
  3. Среднестатистический рабочий день в Норвегии – с 10:00 до 16:00, с понедельника по пятницу.
  4. В Норвегии популярна особая свадебная традиция – поить коров пивом во время торжества. У норвежцев принято, чтобы на свадьбе все без исключения были пьяны.

  1. Норвежцы свободно владеют английским языком и по телевидению большинство передач транслируются только на английском, правда с норвежскими субтитрами.
  2. В Норвегии очень высокие тарифы на потребление электроэнергии. Семья, состоящая из 4 человек, в среднем платит за электроэнергию €1000.
  3. В Норвегии, обладающей лесными ресурсами, вырубка деревьев не ведется вообще.
  4. Норвежцы – истинные патриоты. На большинстве домов вывешены флаги страны, при отъезде флаг убирается, по приезду – возвращается на место.

  1. Убийство и ограбление в Норвегии считается чрезвычайной ситуацией национального масштаба, поскольку такие случаи единичны. Также в стране расположена самая комфортная тюрьма в мире, в камере которой установлен душ и ЖК телевизор.
  2. Несмотря на изменчивые погодные условия, самым популярным видом транспорта в Норвегии остается велосипед.

Традиции и обычаи коренного населения

  • В Норвегии сохранилось большое количество обычаев и традиций, актуальных и сегодня. Норвежцы трепетно относятся к ним и передают из поколения в поколение, прививая детям свою культуру общения и правила поведения.
  • При встрече норвежцы не обнимаются. Они или пожимают друг другу руку или только прикасаются пальцами в знак приветствия. Когда приходит время расходиться, норвежцы традиционно похлопывают друг друга по плечу.
  • Королевская семья Норвегии пользуется неоспоримым авторитетом, поэтому в стране не принято шутить на их счет. Даже безобидная ирония в адрес монархов воспринимается как дурной тон.

  • Семейные традиции Норвегии таковы: работа по дому не разделяется на женскую и мужскую. Также отпуск по уходу за ребенком в первый месяц его рождения получает и отец, таким образом, первые 4 недели оба родителя посвящают все время новорожденному.
  • В общественных местах Норвегии курение запрещено. В гостиницах и отелях ровно половина номеров подготовлена специально для некурящих. Норвежцы вообще большие приверженцы здорового образа жизни и сохранения экологии в стране.
  • В общественном транспорте Норвегии не принято уступать места пожилым людям, они это скорее расценят как оскорбление, нежели как знак внимания.

  • В Норвегии не принято выставлять напоказ свои доходы. Обеспеченные люди не строят особняки и не скупают яхты, на дорогах нет большого количества автомобилей класса «люкс». По одежде и внешнему виду невозможно разделить людей по уровню дохода.
  • Каждый город (округ) Норвегии чтит свои «культурные особенности», которые отличают его от соседних городов. Например, к этим особенностям относятся национальные костюмы, индивидуальные для каждого округа. Их норвежцы используют на свадьбах, больших праздниках и традиционных обрядах.

Семейные традиции Норвегии

Мужчина на протяженности беременности женщины не находится в стороне, а участвует в процессе подготовки к рождению ребенка: пара совместно посещает врачей, муж присутствует при родах. Также в Норвегии не принято скрывать беременность, молодых даже поздравляют заранее, принося с собой приданое для малыша. В больнице тоже есть особая традиция поздравления молодых родителей после родов: в палату приносят свечи и флаг Норвегии.


При воспитании детей, отсутствует разделение по гендерному признаку. В магазинах не встретить игрушку «для мальчиков» и «для девочек». Традиционные в России фразы, использующиеся для воспитания, тоже отсутствуют. Например, нет понятия «Будь мужчиной!», «Девочки так себя не ведут!», «Ты же мальчик, тебе нельзя плакать!». Такое воспитание накладывает отпечаток и на выбор детей при взрослении. Женщина и мужчина обладают равными правами при выборе профессии или хобби.

Традиционная в России роль бабушек и дедушек также отличается в Норвегии, и сводится к дорогим подаркам по праздникам и нечастыми приездами в гости. Позиция норвежцев такова, что молодые родители должны научиться самостоятельно справляться с обязанностями, не перекладывая их на своих родителей, которые, к слову, в среднем работают до 70 лет.


Норвежцы не суеверны. В их менталитете отсутствуют традиционные для россиян понятия «посидеть на дорожку» или «постучать по дереву». Такое же отношение у норвежцев и к подаркам, которые не способны вызвать у них неприятные ассоциации.

Праздничные обычаи Норвегии

Самый популярный из национальных праздников Норвегии считается День Конституции. Приходится он на 17 мая. В этот день норвежцы устраивают массовое шествие к Королевскому дворцу. Первой колонной идут школьники в отличительных костюмах, следом за ними – местные жители.


Самыми любимыми праздниками норвежцев остаются Рождество и Пасха, также популярен день святого Ханса.

Перед Рождеством проходит праздник святой Люсии, на роль которой жители выбирают самую красивую девушку страны. Подготовка к Рождеству проходит схожим со многими странами образом: покупаются подарки, украшается елка, выпекается праздничный хлеб. На стол в праздник традиционно подается запеченный поросенок.


В канун Нового года до сих пор популярен обычай устраивать переодевания и после прогуливаться в таком виде по городу. Во главе шествия идет мальчик в костюме соломенного чучела.

Пасха для норвежцев сугубо домашний праздник, на который принято приглашать много гостей. Празднование проходит в 2 дня.


А день святого Ханса сопровождается интересными обычаями: девушки носят на голове венки из цветов, а вечером молодежь устраивает праздник с хороводами и прыжками через костер.

Норвегия глазами россиянина

Вопрос, насколько же комфортна для жизни и путешествия «страна викингов» для русского человека остается открытым. Ниже приведены факты про Норвегию, которые будут интересны россиянину, с учетом разницы в менталитете:

  • В Норвегии не так много развлечений, привычных среднестатистическому россиянину. А столица Норвегии – Осло – спокойнее и размереннее большинства городов России.
  • В Норвегии практически отсутствует «комфортный» отдых, которым отличается Средиземноморье.
  • Продажа крепких спиртных напитков строго контролируется государством.
  • Традиционный стиль одежды норвежцев – спортивный. Не принято уделять одежде и ее опрятности много внимания.

  • Общество Норвегии сегодня имеет больший уклон к матриархату, чем к традиционному для россиян патриархату.
  • В Норвегии дети настолько защищены, что родители могут быть лишены родительских прав за любое проявление злости по отношению к ним, если этот инцидент расценят как чрезмерную грубость.
  • Последнее время Норвегия заселена беженцами, как и большинство государств Запада, что накладывает отпечаток на ее современную культуру.
  • Зарплаты в Норвегии действительно большие, €5000-7000 в месяц. Однако треть доходов идет на уплату налогов и коммунальных услуг.

Поэтому, хотя Норвегия и лидирует в списке самых благоприятных для жизни стран, не каждый россиянин будет чувствовать себя в ней комфортно, если говорить о переезде. Но потрясающие виды девственной природы и историческая ценность этих мест стоят того, чтобы посетить «землю викингов» хотя бы раз в жизни.

Елена Беншин уже много лет живет в Норвегии. Она рассказала о том, как живут семьи в этой стране, каковы традиции воспитания детей в северном королевстве.
Роды
В Норвегии повсеместно проповедуется естественный подход: считается, что беременность - это не болезнь, а естественное состояние женщины. При этом поддержка отца на протяжении всех девяти месяцев считается необходимой: на приемы к врачу ходят пары вместе, на родах почти всегда присутствует муж. В чем-то это современное веяние, ведь Норвегия долгое время была довольно бедной рыбацкой страной. В простых семьях мужчина чаще был в море, чем дома. Поэтому с домашними обязанностями, с беременностью, с детьми женщина справлялась сама.


Никаких табу относительно того, с какого возраста можно показывать ребенка, здесь нет. Родственники, друзья, коллеги приходят посмотреть на новорожденного практически сразу. Точно также не принято скрывать беременность. О том, что в семье ожидается прибавление, всем становится известно где-то на двенадцатой неделе. В противоположность традициям в России, в Норвегии можно дарить подарки заранее. Поэтому приданое для ребенка собирается понемногу начиная с первых недель беременности. При этом родственники и знакомые обычно очень активно участвуют в этом чудесном процессе, поэтому к моменту появления ребенка на свет вещей набирается достаточно.
В больнице медперсонал обычно поздравляет родителей в прямо-таки романтичной обстановке. Приносят свечи и обязательно ставят на столик норвежский флаг.
Воспитание
Традиции семейного воспитания в Норвегии скорее зависят от региона и от среды, в которой живет семья. В каждом регионе этой на самом деле небольшой страны люди говорят на своем диалекте, который часто не понимают те, кто приезжает из другой области. Что уж говорить о традициях, если даже язык отличается так сильно. Рыбаки, фермеры и белые воротнички, конечно, воспитывают детей по-разному.


И все же есть моменты, которые можно назвать общими. Современные норвежские родители редко держат детей в строгости. Мало кто из мам и пап будет одергивать детей, запрещать или призывать к порядку. Скорее наоборот. Доходит до того, что воспитатели в садиках и учителя в школах просят быть с детьми построже.
Одна из главных ценностей – семейная взаимопомощь. Семья – это общее дело. Поэтому каждый должен в него что-то привносить. Родители заботятся о детях, но и дети активно участвуют во многих вопросах. Например, старшим принято поручать заботу о младших братьях и сестрах. Причем это удел не только девочек. Братья также заботятся о младших, гуляют, присматривают. Это не считается зазорным. Родители общаются с детьми на равных. Взрослые могут говорить на разные темы, не избегая в том числе и щекотливых вопросов. Проще один раз объяснить, чем годами уходить от ответа. При этом существуют традиционные разговоры на тему выбора будущего спутника жизни. Открыто навязывать свою волю родители вряд ли будут, но свое мнение выскажут.
Мальчики и девочки
Эмансипация и борьба за равные права отложили отпечаток на воспитание норвежских мальчиков и девочек. Здесь стараются избегать всяческого гендерного деления в том, что касается детей. Фактически нет игрушек для мальчиков и девочек или мужских и женских видов спорта. Занимайся чем хочешь и играй во что хочешь, если тебе это нравится. Тоже происходит и при выборе профессии. Нет мужской или женской работы. Справишься? Работай.
В Норвегии невозможно услышать фразы вроде: «Будь мужчиной!», «Ты же девочка, девочки так не делают» или «Это занятие не для девочки», также как и «Мужчины не плачут».


Такое равноправие по-разному откликается во взрослой жизни. С одной стороны, оно дает свободу. С другой, нередко с детства самостоятельные и эмансипированные норвежские женщины взваливают на себя все возможные дела и с героическим упорством их выполняют, не принимая ничьей помощи. Не каждая норвежка позволит мужчине открыть себе дверь или поднести тяжелую сумку. При этом никакого логического ответа на вопрос, а почему бы собственно и не согласиться на помощь, нет. Потому что в сознании большинства девочек с детства попросту нет такой категории как мужская помощь. Все общее, все одинаковое. Иногда доходит до ситуаций на грани абсурда. Расскажу о ситуации из своей жизни. Приходят на фирму новые рабочие столы и вместо того, чтобы попросить помочь мужчин, которых в офисе предостаточно, женщины начинают таскать мебель сами. Надрывают спины и даже не задумываются о том, что мужчины сделали бы это быстрее, не говоря уже о том, что проще и лучше. Когда одна из наших соотечественниц решила, просто ради эксперимента, обратиться за помощью, у норвежских мужчин вырвался вздох облегчения. Помогли с огромным удовольствием и продолжают помогать. Хотя своим дамам предложить помощь зачастую просто не отваживаются.
Впрочем, это только одна сторона медали. Иногда говорят, что Норвегия – рай для женщин. И это тоже правда. Дело в том, что женщин здесь меньше, чем мужчин. Поэтому практически любая женщина может найти себе спутника, если пожелает. Чего не скажешь о мужчинах. Это особенно касается сельской местности. В ситуации, когда в деревенской школе в классе на 36 детей 27 мальчиков и 9 девочек, найти подругу непросто. Прозорливые родители проводят разъяснительную работу с сыновьями с самого детства. Настраивают их на жесткую конкуренцию. Некоторые сердцеедки таковы, что борьба за них начинается еще в детском саду. Вот одна из реальных историй. Дети дружили в детском саду, потом семья «жениха» переехала, и он перешел в другой садик. Несмотря на это, родители регулярно привозили его навестить «возлюбленную». И было им тогда по три года… В чем-то смешно, зато наглядно показывает, насколько серьезно родители могут относиться к этому вопросу. И пусть «застолбить» девочку в детском саду вряд ли удастся, воспитать в мальчике настойчивость вполне можно.
Роль мамы и папы
Роль родителей сейчас претерпела большие изменения. Нет уже представления о том, что колоть дрова и стучать кулаком по столу – это роль отца, а готовить еду и жалеть – роль матери. Отец принимает настолько непосредственное участие в беременности, родах, декретном отпуске (который отцам дается наряду с матерями), что зачастую между родителями нет разницы в отношении воспитания или ухода за детьми.
Бабушки и дедушки
Большинство норвежских бабушек и дедушек работают до 67 лет. Поэтому у них не так много возможностей заниматься внуками. Основная политика родителей после того, как дети создали свою семью – не вмешиваться. Во многом это касается и воспитания детей. Новоиспеченные родители должны рассчитывать прежде всего на себя. Разумеется, ситуации в жизни бывают разные. Если нужна будет помощь, бабушки и дедушки помогут. Но без просьбы не стоит ждать, что кто-то из старших родственников сам проявит инициативу.


Участие в жизни внуков в основном сводится к подаркам, обычно дорогим, и семейным праздникам. Это не значит, что ребенок не может просто так прийти в гости к бабушке с дедушкой. Просто никто не культивирует это как систему постоянного присмотра за внуками. Зато в доме бабушки детям обычно разрешается все. Хочешь - бегай, хочешь - играй, хочешь залезть в бабушкин комод или в курятник, милости просим и туда, и туда.
Сейчас семьи стали меньше. Но поколение тех, кому сейчас за 60, как правило, имеет большую семью. Братьев и сестер у бабушек может быть и пять, и шесть, и больше. Как правило все поддерживают отношения и есть традиция устраивать семейные съезды. Иногда для них приходится даже арендовать спортивные залы в школах. Потому что родственников со всех сторон набирается по 200 и более человек. Событие это очень интересное. Для молодых – возможность больше узнать о своей семье и корнях, для старших – шанс встретиться с родными, которых иногда не видят годами.
Суеверия
Норвежцам очень сложно объяснить, почему нужно стучать по дереву, плевать через левое плечо, сидеть на дорогу или смотреться в зеркало, если вернулся за чем-то. В большинстве своем они не придают значения суевериям. Это касается и подарков. Часы, ножи и прочие «запрещенные предметы» в Норвегии дарят совершенно спокойно. Четное количество цветов в букете тоже ни у кого не вызывает неприятных ассоциаций. Здесь никто в принципе не будет пересчитывать цветы в вазе или букете.
Традиционность
Большая часть семейных традиций сегодня связана с праздниками. И во многом они не совпадают с привычными нам. Новый год, к примеру, особенно не отмечается. Это скорее повод встретиться с друзьями, пойти на вечеринку, нежели семейное торжество.


Зато Рождество – настоящий главный семейный праздник. Подготовка к нему начинается за четыре недели, с первого воскресения Адвента (рождественского поста). Традиции соблюдения постов давно нет, но Адвент остался. В этот период все украшается в лилово-фиолетовые тона. Дети получают рождественские календари. В специальные красивые венки ставят четыре свечи по числу воскресений, оставшихся до Рождества.
Это время ожидания праздника. Каждую неделю зажигается новая свеча. В это время дети готовят рождественские подарки, причем не только дома, но и в школах, и в детских садах. Рождеству предшествует очень красивый праздник Святой Люсии. Его отмечают не только в Норвегии, но и по всей Скандинавии. У протестантов нет почитания святых. День святой Люсии проник в Швецию окольными путями и затем распространилась на соседние страны. Над смыслом самого праздника сейчас мало кто задумывается. Святая Люсия была сицилийской мученицей, которую ослепили и убили за веру в Христа. Но есть и легенда о том, что Люсия была женой рыбака в Швеции. Однажды ночью, когда муж был в море, разыгралась буря. Разгулявшиеся злые духи погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем и указывала рыбакам дорогу к берегу. Этим она разгневала нечистую силу. Черти напали на девушку и отрезали ей голову. Но и после этого призрак Люсии стоял на скале с горящей лампадой, продолжая указывать блуждающим в море путь к дому. В День святой Люсии девочки одеваются в белые одежды, поют песни о Люсии и угощают всех шафранными булочками.
За пару дней до Рождества украшения в домах меняются на красные. Дети посещают церкви, ставят вместе с учителями сценки о рождении Христа. 24 декабря – рабочий день, но заканчивается он рано. Часам к 12 дня все уже свободны и спешат домой. Под ёлкой раскладываются подарки. Кульминация праздника – семейный ужин. В каждом регионе свое меню для праздника. Основным блюдом может быть копченая и затем отваренная баранья голова, бараньи ребрышки, томленые на пару, свиные ребра, рыба. После ужина для детей наступает один из самых счастливых моментов в году. Открываются подарки! За этим торжественным событием следует подача десерта и долгие разговоры в семейном кругу. В дни рождественских каникул родственники часто встречаются за ужином или ланчем.
В феврале по традиции отмечается день матери, которые обычно приходится на второе воскресение месяца. В некотором смысле это аналог 8 марта с той разницей, что подарки дарят дети мамам, а не мужья женам. Впрочем, отец обычно участвует в выборе подарка и может его проспонсировать. В этот день младшие навещают старших. Обычно семьи собираются в доме бабушки и дедушки на семейный ужин. Есть и традиционный день отца.

Весна начинается с Пасхи. Этот праздник в Норвегии проходит не так шумно, как Рождество. Снова в домах и общественных местах делают декорации. Преобладают желтые тона. Выставляются зайчики, курочки, яйца – все, что в понятии норвежцев связано с Пасхой. При этом яйца красят редко, да и куличи не пекут. Зато идут всей семьей на гриль. Часто в это время на улице еще лежит снег. Но это никого не смущает. Народ массово выходит на лыжню и массово «грилит». Мол, весна придет несмотря ни на что.
Пожалуй, самый важный для Норвегии день – 17 мая, день Конституции. При всей своей государственности, он стал вполне народным и семейным. Именно 17-го мая Норвегия перестала быть частью Шведской-норвежской унии и стала независимым государством. В этот день принято одевать национальные костюмы – бюнады, которые, к слову, стоят (в среднем!) около 5 тысяч долларов. Тем не менее, в большинстве семей такие костюмы есть. Первый бюнад обычно одевают к конфирмации. Это еще одна семейная традиция. Изначально конфирмация (миропомазание) – подтверждение выбора христианства и принятие даров Святого Духа. Сейчас это посвящение во взрослую жизнь. Проходит она обычно в 15 лет. Обязательно собираются все родственники. Устраивается праздник. Главный подарок на конфирмацию – деньги. Так молодежь начинает собирать свой первый самостоятельный капитал. Итак, приобретенный на конфирмацию национальный костюм в дальнейшем одевается на праздник 17-го мая в обязательном порядке.

Начинается торжество с семейного завтрака. Обязательно в этот день украсить дом цветами в сине-бело-красных тонах с лентами под цвет норвежского флага. После совместной утренней трапезы можно посмотреть трансляцию из Осло и приветствие королевской семьи. А там время подойдет и на демонстрацию отправляться. Жители каждой местности собираются в центре города, проходят по улицам под крики «Хип-хип ура! Норгэ эр бра». Дословно можно перевести, как «Гип-гип ура! Норвегия хороша!» («Да здравствует Норвегия!»).

В сельской местности шествие обычно заканчивается в местной школе, где дети исполняют национальный гимн. Далее следует небольшой концерт патриотической песни в исполнении тех же детей и совместный ланч. Праздник продолжается в семье. Стол к ужину обязательно будет очень красиво украшен. В каждом регионе есть свое традиционное блюдо, которое принято есть 17-го мая. Например, содд – суп-рагу из баранины и говядины с фрикадельками и кусочками говядины. Содд – густое блюдо, но подается в супнице. Отдельно подается отварной картофель и морковь. Причем содд в меню всегда стоит особняком. Это не просто суп и не просто рагу – это содд. На десерт традиционные пудинги, пироги и домашнее мороженое.


Одной из семейных традиций Норвегии, по крайней мере, последних нескольких десятков лет, можно считать поездку в южные страны летом. Что не удивительно. Норвежцы говорят, что в их стране есть две зимы: белая и зеленая. Поэтому, чтобы погреться, приходится путешествовать.
Некоторые обычаи связаны с традиционным укладом жизни. Раньше выделялись выходные специально для того, чтобы семья могла брать урожай картофеля. Дети помогали взрослым, поэтому в школах тоже были каникулы. Это отзвук той эпохи, когда Норвегия еще не была нефтяным королевством, и главным «полезным ископаемым» здесь была картошка. Неделю осенних каникул в народе до сих пор именуют «картофельными».
Евгения Рогачева
Автор благодарит Елену Беншин за предоставленные фотографии.

Норвежские власти готовятся нанести очередной удар по институту традиционной семьи. Министерство по делам семьи, детства и социальным вопросам подготовило доклад, в котором правительству предлагается ввести в стране новые критерии для оценки детского благополучия. Главный тезис — биологические родители больше не должны иметь приоритета в воспитании своих собственных детей.


Ирина Бергсет:"Отобранные дети - будущие самоубийцы"

Читайте статьи об истории россиянки, у которой в Норвегии отобрали сына:

Это значит, что все дети, рожденные в Норвегии или привезенные в эту страну, больше не будут принадлежать своим родителям, а переходят в "собственность" государства. Неудивительно, что в таких условиях сами норвежцы не стремятся заводить потомство: треть детей в Осло составляют представили национальных меньшинств.

Министр по делам семьи, детства и социальным вопросам Норвегии Аудун Лисбаккен (Audun Lysbakken) подготовил пакет мер, призванных еще более улучшить положение детей в Норвегии. Выяснилось, что главное препятствие к подобному улучшению — сами родители. Поэтому Лисбаккен предлагает отменить их приоритет во всех вопросах, связанных с детьми. Как пишет в своей статье норвежское издание adressa. no, "если отношения между родителями и детьми являются препятствием для развития ребенка, это должно быть более важным, чем биологический принцип".

Конечно, министр признает, что для любого человека все-таки лучше расти в семье вместе со своими родными родителями. Но поскольку главная цель- содействовать развитию детей, все, что может помешать этому развитию, как его понимает государство, должно быть устранено.

В статье adressa. no также приводятся установленные министерством сроки, в течение которых должен быть решен вопрос об усыновлении детей. Если речь идет о младенцах от 0 до 18 месяцев, то в течение года, для детей от 18 месяцев до 4 лет — в течение двух лет после того, как их забрали от родителей. Если же биологические родители захотят (ну мало ли, вдруг) обратиться в суд, чтобы вернуть обратно своих детей, вопрос об их соответствии "принципам развития" будет решаться ассоциацией приемных родителей.

Нельзя сказать, что подобные меры вызвали всеобщую горячую поддержку в норвежском обществе. Авторы статьи, опубликованной 6 февраля, высказали опасение, что это может привести к еще большему числу обездоленных детей, вынужденных расти без своей родной семьи. Читатели, комментирующие нововведение, еще более категоричны: "Я смотрю со страхом и ужасом на жесткие меры правительства. Это значит, что барневарн (служба защиты детей) разрушит еще больше семей", "Жестокое обращение с детьми со стороны властей усиливается день ото дня, Родители должны спасать своих детей!" "Это совершенно неприемлемо, что полуобученный персонал барневарн будет определять будущее невинных детей", "Родители должны срочно улучшить свои взаимоотношения с детьми? Какого черта! Может, они будут учить, какой должны быть идеальная семья, в рекламных паузах по телевизору?"

Впрочем, некоторые не видят в таком вмешательстве государства в дела семьи ничего странного: "Родители не должны считать, что это их частная жизнь. Иначе как обществу, которое стремится защищать детей, быть информированным?"

Кстати, многие читатели вспомнили недавний случай с индусскими детьми, которых местные социальные службы отняли у родителей ("Правда.Ру" подробно рассказывала об этом). Один из комментаторов поделился интересными подробностями продолжения этой истории: "Через несколько дней после этого эпизода Telenor (крупнейшая норвежская телекоммуникационная компания — Прим. ред) потеряла лицензию на деятельность в Индии, якобы из-за "коррупции", что может привести к потерям вмиллиарды долларов для компании". "Может, Telenor обратиться за помощью к Лисбаккену?" — ехидно советует читатель.

Впрочем, и внутри Норвегии родители, у которых средь бела дня государство в буквальном смысле ворует детей, не хотят больше молчать. Правда, пока это касается только мигрантов, а не самих норвежцев. Как сообщает издание utrop. no в своей статье, напечатанной несколько дней назад: "2011 стал годом, когда многие нацменьшинства протестовали против действий барневарн. Протесты были вызваны несправедливыми случаями, когда родителей лишали их детей". Как подчеркивает издание, служба социальной защиты совершенно не учитывает мультикультурную составляющую жизни новых граждан Норвегии.

Самый массовый протест случился в апреле минувшего года, когда сотни сомалийских женщин прошли по улицам правительственного квартала в Осло, требуя вернуть обратно отнятых у них детей. И подобный демарш возымел действие на местные власти. Лидера акции протеста тут же избрали в городской совет Осло, где она стала единственным представителем всех мигрантов.

Похоже, местным властям все труднее закрывать глаза на требования, которые им предъявляют представители нацменьшинств. И дело вовсе не в политкорректности, а в численности этих самых "меньшинств". Издание utrop. no приводит весьма пугающие данные статистики: в 2011 году из 151 822 детей и молодежи в Осло — в возрасте от 0 до 22 лет — более 48 тысяч составляли представители других национальностей. Как констатируется в статье, чиновники долго закрывали глаза на эту реальность. И вот она у них на пороге. Можно ли не считаться с теми, которых уже треть, а завтра, возможно, будет большинство?

Могут ли работники опеки и дальше игнорировать национальные особенности воспитания детей, благодаря которым они так легко разлучают их с родителями? И не грозит ли новый закон Лисбаккена социальным взрывом "спокойной и благополучной" Норвегии?

Отношения между полами в Норвегии значительно более свободны, чем во многих других буржуазных странах, а положение женщины более равноправно. Парни и девушки встречаются на совместной работе, во время воскресных посещений кирки, на танцах, в кино, на спортплощадках. Взрослая девушка имеет право принимать у себя дома гостей, в том числе и молодых людей. До сих пор сохранился в сельских местностях обычай субботнего посещения парнями девушек в гордах. Эти субботние посещения приводят к любовным связям, которые часто заканчиваются официальным браком.

Средний брачный возраст в Норвегии у мужчин 25 лет, у женщин - 22-23 года. Впрочем, в сельских местностях девушки выходят замуж раньше, в 19-20 лет.

Часть сельской, рыбацкой и рабочей молодежи откладывает заключение брака до тех пор, пока не «улучшатся обстоятельства». Нередко бывает, что молодая пара расходится, так и не дождавшись свадьбы. Беременность обычно ускоряет свадьбу, и объясняется это не только этическими мотивами, но и особенностями законодательства. Аборты запрещены. На каждого родившегося ребенка матери выдается государственное пособие. Независимо от этого женщина, забеременевшая вне брака, обязана за шесть недель до родов сделать заявление местному судье об отце будущего ребенка. Если названный отцом человек не опротестует этого заявления, судья обязывает его оплатить расходы по родам и платить впоследствии алименты. В случае его протеста суд устанавливает отцовство после рождения ребенка путем опроса свидетелей и экспертизой крови новорожденного. В небогатых семьях предпочитают принять в дом молодую женщину-работницу, чем платить алименты. Но в богатых семьях, если родители жениха считают девушку не парой своему сыну, нередко затевается судебная тяжба. На почве таких тяжб разыгрывается много житейских трагедий.

В сельских местностях, если встречи молодых клонятся к свадьбе и родители согласны на свадьбу сына, в дом девушки посылают сватов. Свадьбе всегда предшествует обручение, которое устраивается в доме невесты. Родственники приносят обручаемым подарки. На самом видном месте на праздничном столе ставится обручальный торт в виде конусообразной башенки. Даже там, где есть электричество, зажигают свечи в подсвечниках или канделябрах.

После обручения молодые официально считаются женихом и невестой. Свадьба же справляется позже, когда жених сочтет себя экономически подготовленным к тому, чтобы содержать семью.

В большинстве сельских районов Норвегии свадьба происходит в доме, где будут жить молодожены. Но в Телемарке начинают празднество в доме невесты, откуда ее увозят в кирку, а потом в дом молодых. Поездка в кирку сопровождается барабанным боем и выстрелами в воздух. Рядом с женихом и невестой едет и играет скрипач. По возвращении из кирки в дом молодоженов молодую угощают пивом, и она бросает опорожненный кубок через голову. Свадебным пиром руководит кьёкеместер (kjokemester ) - обычно близкий родственник невесты или жениха, избранный на эту традиционную должность. Он угощает и веселит гостей.

За столом поют свадебные песни. Вечером, перед брачной ночью, происходит шуточная сцена выкупа женихом ложа невесты. Раньше было принято на следующее утро вывешивать брачную простыню. Утром родители и гости дарят молодым подарки, а те обносят их пивом и водкой. Нередко свадьба продолжается несколько дней. Впрочем, весь ритуал свадьбы соблюдается ныне только в богатых семьях, а у бедняков все делается проще и скромнее. В рабочих семьях свадьба сводится к тому, что после регистрации брака и венчания в кирке приглашенные на свадьбу гости ужинают с молодыми за праздничным столом и потом поют песни и танцуют.

Рождение ребенка не вызывает таких больших церемоний, как свадьба. Через несколько дней после рождения ребенка крестят в кирке. В сельских местностях после этого приглашают пастора и близких родственников на праздничный обед. У норвежцев практикуется обычай давать детям имена дедушек, бабушек и любимых родственников. Чтобы никого не обидеть, ребенку иногда дают по два-три имени. Многодетные семьи встречаются только в сельских местностях. Чаще же всего и там число детей не превышает трех, а в городах - одного-двух.

Норвежцы редко применяют к детям физические наказания. Очень ценится воспитание ребенка в детском коллективе. Правда, детских яслей в стране мало: на предприятиях их вообще нет, а коммунальных недостаточно для размещения большинства детей городов. Зато, как и в прошлые столетия, широко бытует обычай приглашать к себе на лето и на рождественские каникулы детей из знакомых семей.

У крестьян дети уже с 12-13 лет работают в домашнем хозяйстве, у рыбаков - с того же возраста выходят в море вместе с отцами. Примерно в том же возрасте начинают зарабатывать дети рабочих и городской бедноты, прислуживая в гостинице или магазине, занимаясь продажей газет и т. п. Родители не требуют заработанных денег. Обычно дети сами расходуют свои кроны: на сигареты, на кино или рано приучаются копить их.

Современное норвежское законодательство не признает преимущественных прав кого-либо из детей на наследование недвижимого имущества. Но народные традиции не мирятся с этим, и крестьяне в той или иной форме сохраняют преимущественное право старшего сына на наследование земли и построек. Во избежание конфликта с законом, передача недвижимости происходит по возможности при жизни главы семьи, тотчас после женитьбы сына. Правда, наследник должен получить у отца согласие на женитьбу. Если отец в силах вести хозяйство сам и не хочет передавать его наследнику, он имеет возможность оттянуть этот момент на любое время или вообще запретить женитьбу, а если наследник женится вопреки его воле, не передать ему хозяйство.

Младшим сыновьям предварительно выделяется их доля имущества в виде денег или скота, а незамужним дочерям определяется приданое. Как правило, недвижимость не дробится при наследовании, но наследник обязуется содержать братьев и сестер до их совершеннолетия. Условия этого содержания, оговоренные на семейном совете точным соглашением, называются кор (каг). Нередко передача хозяйства старшему сыну производится во время самой свадьбы, после того как выпиты тосты за молодоженов и приняты подарки и поздравления. Гости - владельцы соседних хозяйств - поднимают жениха ца руках над головами и приговаривают: «Мы поднимаем тебя на уровень хозяина». После этого ритуала старый хозяин передает почетное место в конце стола своему наследнику, подчеркивая этой передачей, что отныне к его теперь уже женатому сыну переходят как двор, так и достоинство хозяина.

В горде обычно несколько жилых строений. Одно из них уступается по условиям кор отцу с матерью, которые отныне заводят там свое домашнее хозяйство. Если же жилой дом один, то в нем выделяют для старой четы особое помещение. Родители устраняются от руководства хозяйством горда, хотя могут принимать некоторое участие в общих домашних работах.

Смерть человека отмечается в семейном быту значительно торжественнее, чем рождение детей, и связана со множеством обрядов и поверий. Известный норвежский этнограф Кристофер Вистед иронически заметил, что крестьяне смолоду готовятся к своим похоронам. Еще в XIX в. среди приданого невесты были тканые одеяла, употреблявшиеся при погребении, а свадебная рубаха жениха, расшитая руками невесты, тотчас же после свадьбы откладывалась в сундук, чтобы быть надетой на этого человека лишь при похоронах. Мужчины в цветущем возрасте готовили загодя себе гробы, а старые люди хранили наготове солод для варки пива на свои похороны.

Теперь многие обычаи исчезают, но следы их сохраняются кое-где в горных долинах, особенно в западной и южной Норвегии. Старые люди еще помнят похоронные игры : пока покойник лежал в горде, родные бодрствовали по ночам, а соседская молодежь собиралась с вечера в усадьбе умершего и плясала здесь до утра, с небольшими перерывами для пения похоронных молитв. При выносе гроба с покойником на кладбище, его трижды обносят вокруг дома. В прежнее время гроб обносили вокруг очага. Вплоть до конца XIX в. погребальный кортеж во многих сельских местностях был связан только с двумя средствами передвижения: лодкой и санями. Гроб ставили на сани даже летом, причем покойника вносили на кладбище не через ворота, а втаскивали через забор или разбирали часть ограды.

Некоторые старые похоронные обряды сохраняются, но меняют свою форму. В городах близкие родственники покойного носят траур - одеваются во все черное, мужчины, кроме того, нашивают на рукав повязку из черного крепа. В сельских местностях женщины, напротив, надевают праздничные платья, но поверх накидывают белое покрывало, закрывающее голову и часть туловища, или прикрываются белой пелериной, спускающейся с головы на плечи.

После погребения ближайшие родственники умершего приглашаются на поминки. Богатые люди устраивают роскошные поминальные обеды, люди победнее ограничиваются скромной закуской.

На седьмой день после смерти устраивают поминки, называемые «грав- эль» (gravel ), что значит «погребальное пиво».

Политические партии и профессиональные союзы

В Норвегии довольно рано возникли политические партии. В 1882 г. возникла партия мелкой и средней буржуазии и чиновничества - «Венстре» (Левая). Два года спустя, в 1884 г., образовали партию «Хейре» (Правая) представители банковских кругов и крупной буржуазии. Названия партий отражали политические позиции этих группировок: первая была либеральной партией, вторая - последовательно реакционной, одна занимала левые, другая - правые позиции общего фронта буржуазных политических партий.

В 1887 г. возникла Социал-демократическая партия Норвегии. С 1918 г. под воздействием Октябрьской революции в России в этой партии усилилось левое течение. В 1919 г. она была принята в состав Коммунистического Интернационала. В 1921 г. правые социалисты раскололи партию и образовали Рабочую партию Норвегии (РПН), которая вышла из Коммунистического Интернационала. В 1923 г. левое крыло социал-демократической партии образовало Коммунистическую партию Норвегии (КПН).

С 1935 г. и до наших дней, кроме годов оккупации страны фашистами, РПН постоянно находится у власти. В 1951 г. в составе РПН образовалась оппозиционная так называемая Независимая группа, которая десять лет спустя выделилась в Социалистическую народную партию, борющуюся под лозунгом: «Против атомного вооружения страны, за активную мирную политику вне НАТО и социалистическую Норвегию». Последняя часть лозунга этой партии понимается как путь к социализму через реформы, через постепенное улучшение экономического положения народа в условиях капитализма.

Сельская буржуазия вплоть до 1920 г. безраздельно поддерживала партию «Хейре» и отдавала ей голоса на выборах в государственные органы. В 1920 г. сельская буржуазия основала Аграрную партию, объединившую широкие слои крестьянства. В 1933 г. эта партия раскололась на две. Наиболее реакционная часть партии - кулацкие элементы выделились в партию фашистского уклона под названием «Национальное объединение» во главе с Квислингом. После ухода фашистских элементов Аграрная партия стала придерживаться более левой ориентации. Она стала называться Крестьянской партией. В годы второй мировой войны и оккупации страны гитлеровцами квислинговская партия «Национальное объединение» была опорой оккупантов.

Еще раньше, чем партии, с 1870-х годов в Норвегии возникли профессиональные союзы. В 1899 г. было основано Объединение профсоюзов Норвегии (ОПСН). В 1945 г. ОПСН вступило во Всемирную федерацию профсоюзов, но, после того как в апреле 1949 г. реакция втянула Норвегию в агрессивный блок НАТО, правые профсоюзные лидеры добились перехода ОПСН в про- буржуазную Международную конфедерацию профсоюзов. В настоящее время в норвежских профсоюзах состоит более полумиллиона человек. Это самое большое объединение самодеятельного населения страны.

Руководящее положение в ОПСН удерживает Рабочая партия Норвегии. Она же держит под контролем деятельность Кооперативного объединения в сельском хозяйстве и отраслевых профсоюзных организаций.

Общинные традиции

На протяжении всей своей истории Норвегия была крестьянской страной. Она не знала крепостного права, и элементы дофеодальных отношении проявляют чрезвычайную живучесть вплоть до наших дней.

Еще в XIX в. повсеместно параллельно существовало два вида общины: хуторская, или дворовая (gdrdssamfunri ), и соседская (grannesamfunri ). Хуторская община включала в себя всех людей, которые родственно или экономически связаны с владельцем хутора - горда. Это его жена, его родители (если владелец наследовал хозяйство при их жизни), дети, братья и сестры, а также батраки, домашняя прислуга, арендаторы и бездомная беднота или инвалиды, которые, согласно определению прихода, живут иждивенцами при крестьянском дворе. Главным фактором, цементирующим дворовую общину в одно целое, была экономическая зависимость членов хуторской общины от хозяина. Норвежские исследователи указывают на глубокие патриархальные корни этой власти. Считалось само собой разумеющимся, что хозяин сам принимает все решения и волен по своему усмотрению собирать или не собирать семейный совет. По характеру экономических отношений между людьми хуторская община очень напоминала большую семью и может рассматриваться как ее пережиточная форма.

Взаимоотношения между ближайшими дворовыми общинами и общность прав этих общин на окружающие их угодья - леса, пастбища, водоемы, а зачастую и луга - порождали коллектив экономически связанных соседей - соседскую общину. В некоторых районах Норвегии даже часть пахотной земли вплоть до XIX в., а кое-где и до начала XX в. все еще оставалась в соседской общинной собственности. И в наши дни сохранилась общинная собственность на некоторые лесные участки, на право рыбной ловли, на пастбищные участки в горах.

До сих пор местами сохранились, а до начала нашего века повсеместно бытовали традиции общинной взаимопомощи. Самый близкий круг соседей- общинников - в пределах поселения или нескольких близко расположенных хуторов - образовывал постоянный коллектив, который был связан обязательством помогать в организации крестин, свадьбы или похорон каждой семье. Такой коллектив для взаимопомощи между ближайшими соседями носит специальное название граннелаг (grannelag - объединение соседей).

Те же виды помощи оказывали семье и далекие соседи, из других гранне- лагов, если помощи одного было недостаточно и нуждающаяся в помощи семья просила об этом. Такое объединение дальних общинников носит название - белаг (belag - объединение людей по просьбе).

Одна из важнейших общинных традиций, бытующая до наших дней,- взаимопомощь в труде, или дюгнад (dugnad ). Дюгнад может организовать любой общинник, когда ему требуется больше рабочей силы, чем имеется в его хозяйстве,- на весенней пахоте, посеве, сборе урожая и др. За помощь работой, как и за помощь в организации крестин, свадьбы или за участие в похоронах принято потом угощать.

Праздники

Самые чтимые торжества - рождество и пасха До конца прошлого века каждый раз рождественским праздникам предшествовал праздник святой Люсии (13 декабря). В это утро самая красивая девушка в богатом доме при первом крике петуха входила в комнату прислуги, одетая в белое платье с красным шарфом вокруг талии и с металлической короной, на которой горели девять свечей, на голове. Подавая кофе и освященный хлеб, она пела. Праздник знаменовал внесение святой Люсией света в темное время года - к рождественским праздникам. Само имя святой происходит от «lux », « lys », что значит «свет».

К началу нашего века этот обычай постепенно исчез. Но с 1953 г. он был возрожден в Осло по инициативе буржуазной газеты «Моргенпостен». 13 декабря девушка, избранная накануне на роль Люсии, в сопровождении шести подруг в белых платьях следует по улицам города. У святой Люсии на короне горят электрические лампочки в матовых фонарях, имеющих форму свечей. Девушки обходят детские дома и госпитали столицы и вручают рождественские подарки. Затем Люсия отправляется в Стокгольм, куда съезжаются и Люсии из других скандинавских стран.

Праздник рождества называется «юль» (jul ). К юлю готовятся за несколько дней, иногда сразу же после праздника святой Люсии - пекут праздничный хлеб, заготовляют подарки для детей, готовят елку с украшениями, режут свиней и начиняют колбасы.

Накануне праздника дети выставляют на дворе на высоких шестах снопы необмолоченного хлеба, чтобы воробьи и синицы были сыты в день юля.

С пяти часов вечера 24 декабря прекращается по всей стране деловая жизнь, закрываются магазины, театры, кино, прекращается работа на заводах. В семьях, когда соберутся все домашние, садятся ужинать. К праздничному столу подается жареная свинина, гусятина, национальное блюдо - каша флетегрет, пьют хмельные напитки, а в завершение ужина - кофе с рождественским тортом юлекаке. Еще полстолетия назад было принято, по давней традиции, выпекать этот торт из муки из зерна последнего сжатого на поле снопа. Часть юлекаке сохраняли до первой пахоты, и пахарь должен был съесть кусок торта, сидя на плуге. Этим как бы подчеркивалась преемственность между прежним и новым урожаем. Иногда рождественский торт украшали выпеченными из теста фигурками поросят, сосущих свинью, или курицы, сидящей на яйцах (символы благополучия). Эти традиции почти не сохранились.

До конца XIX в. во время рождественского вечера кто-нибудь из ужинающих, отлучившись тайком, делал из соломы чучело и клал его под стол. Такое чучело называлось юлесвен (julesuen - рождественский парень). В некоторых районах Норвегии принято было одевать соломенное чучело в мужскую одежду. В праздничную ночь на 25 декабря рядом с чучелом ставили еду и кружку пива. И теперь этот обычай встречается в горных долинах Вестланна, но соблюдается не полностью. Два рождественских дня - 25 и 26 декабря - норвежцы празднуют - гуляют, пьют, веселятся, а по ночам нередко разъезжают в санях ряженые.

До наших дней бытует обычай устраивать накануне Нового года шуточные шествия ряженых, среди которых непременно бывает и юлесвен; его изображает один из парней. Ряженые несут на палке набитую сеном голову козла с длинной бородой из пакли. Все эти обычаи указывают на то, что праздник рождества был вначале связан с каким-то дохристианским обычаем, видимо, земледельческим. Истоки же праздника Люсии неясны; возможно, что и он возник в дохристианское время.

В конце зимы празднуют масленицу - фастелавн (fastelavn ). К этому празднику пекут круглые булочки с парой изюминок на каждой, сходные со славянскими «жаворонками с глазами».

В одно из воскресений марта устраивается крупнейший в году спортивный праздник в Холменколене. Здесь происходит всенорвежское соревнование по прыжкам с трамплина, и это зрелище популярно не только среди жителей Осло; сюда съезжаются норвежцы из разных концов страны.

Пасху, подобно рождеству, празднуют два дня. Все учреждения, даже увеселительные, закрыты. Часть горожан обычно уезжает в горы или в лес. В сельских местностях празднуют пасху дома, пригласив к себе родственников и соседей.

В ночь с 23 на 24 июня празднуется день Санта Ханса (святого Иоанна). Девушки украшают головы венками из цветов, в домах ставят срубленные березки, пол посыпают душистой осокой. Молодежь прыгает через зажженные костры и водит вокруг них хороводы. На берегах рек и фьордов жгут старые смоляные бочки.

Из национальных гражданских праздников в Норвегии выделяются два: день 1 мая и день 17 мая. 1 мая по всей стране устраиваются демонстрации. Праздник отмечается и как праздник международной солидарности трудящихся и как праздник весны и цветов. Однако он проходит скромнее, чем предшествующая ему пасха или последующий праздник 17 мая, возможно, в силу своего промежуточного положения между двумя крупными для Норвегии праздниками - религиозным и государственным.

17 мая празднуется День независимости Норвегии, который отмечают в память принятой в 1814 г. конституции в Эйдсволле. В 10 часов утра начинается шествие школьников, среди которых выделяются колонны старшеклассников, оканчивающих к этому дню школу. Они идут в красных форменных студенческих шапочках, девушки одеты в белые платья и потрясают над головой розгами - шуточным символом школы. После школьников идут взрослые. Наиболее красочным в этом шествии горожан всегда оказывается колонна Буннелага - крестьянского объединения, в которой женщины и девушки одеты в народные костюмы разных провинций.

Спорт и туризм

Наиболее массовыми являются такие виды спорта, как лыжный, конькобежный и парусный. Они стали поистине народными. Ведь именно Норвегия (и вообще север Скандинавии) была родиной коньков и лыж - по крайней мере лыж спортивного типа, узких и с гладкой нижней поверхностью. В горных районах западной Норвегии до сих пор местами бытуют народные костяные коньки - бегунки.

Норвегия дала человечеству не одного выдающегося лыжника и конькобежца мирового класса - чемпионов Европы и мира. Начинают норвежцы ходить на лыжах и бегать на коньках буквально с раннего детства. Лыжи являются обязательной частью физической подготовки школьников в любой норвежской городской и сельской школе. В последние два десятилетия все большую популярность в стране завоевывают парусные гонки, футбол и особенно хоккей с шайбой.

Довольно популярный вид спорта в стране - горовосхождение и скалолазание. Однако особо высоких вершин в самой Норвегии нет, хотя и немало технически сложных скальных стен по нескольку сот метров высотой. Поэтому, тренируясь у себя в стране на невысоких вершинах и отрабатывая высшую технику скалолазания, норвежцы крупные спортивные восхождения совершают за рубежом - в Альпах, в датском владении Гренландии и в Гиндукуше, где они покорили обе вершины Тирач-мира. Но такие далекие восхождения доступны только более обеспеченной части спортсменов.

В последние 30 лет, особенно в связи с валютными затруднениями после войны, Норвегия широко открыла двери для иностранных туристов В страну устремился все более растущий их поток. Обслуживание их, обеспечение пищей, ночлегом и транспортом составило целую новую отрасль в экономике. Иностранный туризм способствовал улучшению и расширению дорожной сети, постройке многочисленных кэмпингов и горных хижин, появлению в легкой промышленности особой отрасли по производству туристского снаряжения. В последнее десятилетие число приезжающих туристов достигло 1 млн. человек в год (из Швеции, затем из Дании, Англии, ФРГ, США и др.)-

По мнению современных исследователей, Норвегия – прекрасное место для жизни пенсионеров: гарантии доходов, забота о здоровье, личные возможности и . Можно ли то же самое сказать о жизни детей в Норвегии? Ждать пенсионного возраста мы не стали и отправились всей семьей на отдых в южно-норвежскую деревушку Мирёкер на границе со Швецией.

Семейный эко-туризм в Норвегии

Поехать в Скандинавию летом может только уставший от пыли и духоты житель российского юга в поисках чистого воздуха и уединения в условиях скандинавской прохлады и европейского комфорта. А почему бы нет? Ведь в июле и августе в холодной стране викингов можно найти интересные возможности для расширения детского кругозора и укрепления здоровья малыша: плавание в бодрящей прозрачной воде порожистых рек и морских заливов, велоспорт, общеукрепляющие прогулки по тихим норвежским деревенским улочкам, барбекю на фоне потрясающих воображение белых ночей. По этим причинам и возник наш проект «Освежающая прохлада Скандинавии» или «Эко-туризм с ребенком в Норвегии».

Многие городские жители скандинавских стран владеют дачными домиками в сельской местности и стараются проводить там как можно больше времени. Так решили сделать и мы – забрались в лесную норвежскую глушь на целых две недели и полностью растворились в неповторимой северной тишине. Время отпуска быстро пролетело за интересными занятиями:

Велоспорт
Хорошие дороги, сообразительность местных пешеходов и редкие дождики – хорошие спутники для

Солнечные ванны после полудня
Летом на юге Норвегии часто выдаются довольно солнечные дни, поэтому мы ежедневно «загорали», вернее сказать, попросту грелись на солнышке, уютно устроившись в шезлонге.

Закаливающие купания в горных норвежских реках
Нашу ближайшую речку мы назвали «Черной», потому что вода была хотя и чистой, но из-за мельчайших частиц горных пород казалось темной. Мы старались купаться каждый день, понимая, что это – изысканное удовольствие.

Сбор дикой малины и прогулки по тихим норвежским дорогам
Я чувствовала себя настоящим сибирским медведем, пробираясь по диким зарослям к манящим «огонькам» - пропадающей на солнце огромной и сладчайшей дикой малине. Невиданный урожай земляники, костяники и малины помогал выманивать маленькую дочь-лежебоку из дома на длительные прогулки среди мирно пасущихся овечек, гривастых коней и любопытных коров на фоне фермерских домиков.

Лечение родниковой водой
В этой стране довольно высокие цены на продукты питания, возможно, поэтому среди норвежцев не так много людей, которые могут позволить себе регулярно объедаться. Понаблюдав за стройными энергичными деревенскими жителями, я сама захотела заняться оздоровлением в виде лечебного голодания на родниковой воде. Родник находился прямо на нашем участке, и мы с дочкой каждое утро отправлялись за «прозрачным лекарством». И хотя водопроводная вода в Норвегии обычно не нуждается в дополнительной фильтрации, вкус обогащенной железом родниковой воды более приятен и мягок.

Уборка приусадебного участка
В Норвегии каждый владелец деревенской усадьбы очень серьезно относится к вопросу аккуратно выкошенной лужайки. Косить траву с помощью газонокосилки – святая обязанность скандинавских мужчин. Однажды я даже встретила маленького мальчонку, который играл с игрушечной косилкой, подражая отцу, занимающемуся уборкой на участке. К тому же, уборка территории особенно полезна, когда ты решил сбросить лишние килограммы во время отдыха.

Отношение к детям проявляется уже в вагоне поезда
Путешествуя всей семьей в этой стране, мы столкнулись с приятной для любого родителя заботой и защитой интересов детей. Это проявлялось во многих мелочах, хотя бы в том, что мы смогли без проблем купить билеты с местами в специальном детском вагоне, где оборудована игровая комната для непоседливых карапузов. Там наша дочь провела почти все десятичасовое путешествие из Осло в Трондхейм, пока я любовалась горными красотами дикой природы.

Невысокие горки, лабиринты, мягкие матрасы для безопасного передвижения, а также большой плоский телевизор с мультфильмом о норвежском кораблике помогли Арине почувствовать, что о ней позаботились. Ведь маленькому непоседе очень тяжело долго сидеть без движения в закрытом пространстве даже суперсовременного скоростного поезда.

Не любишь кричать на детей, тогда добро пожаловать!
Скандинавы по своей природе очень спокойный народ, поэтому, как мне кажется, им трудно понять тех родителей, которые «любят» своих детей до такой степени, что могут накричать или устроить жестокую порку в воспитательных целях. Зная о том, что норвежцы законодательно определились с тем, что будут воспитывать детей без криков и прессинга, я сама стала чаще задумываться о том, как нестандартно решить возникающие конфликты в отношениях с ребенком. Четкая позиция скандинавских родителей стала стимулом для поиска о том, как правильно провести границы и научить дочь нести ответственность за свое поведение.

Традиции в Норвегии – основа отношений в семье

Жизнь семей в Скандинавии регламентируется многими обычаями и вековыми традициями, которые передаются из поколения в поколения. Особенное время укреплению отношений в семье уделяется в период подготовки и празднования Рождества. Например, хороводы вокруг елки водят обычно все члены семьи: и стар, и млад. На церковных праздниках поют детские песенки с движениями и бабушки, и мама, и подростки, и трехлетние карапузы. «Мы играем с нашими детьми и передаем им наши традиции, ценности, веру», - счастливо улыбаясь, сказал мне однажды пожилой норвежец, распевающий традиционную рождественскую песенку вместе со своими маленькими внуками.

Норвежские детские сады – близость к природе и тренировка на выносливость

Наблюдая за тем, как построены норвежские детские сады, я отметила, что игровые площадки оборудованы очень практичными , а сама территория для игр часто покрыта мелкими голышами. Такое покрытие очень удобно, поскольку снижает травмоопасность при беге или падении с качелей, а деревянные и металлические спортивные комплексы не выделяют вредных веществ. Я слышала, что строительство детской площадки для детского сада в Норвегии возможно только после разработки специалистом-архитектором наиболее оптимального плана расположения всех качелей, горок и деревянных домиков. В этом опять проявляется желание норвежцев во время пребывания в детском саду.

Выносливость, сила, упорство – ценности, которые формируются маленьких скандинавов с детсадовского возраста. Иногда это может шокировать неподготовленного иностранца. Дети в детском саду ежедневно отправляются на прогулки, а погода в этой стране – крайне капризная дама. Детсадовцы могут попасть и под дождь, и под палящее солнышко, и под сильный снегопад. При этом на них и воспитателях надеты непромокаемые комбинезоны и специальные жилеты со светоотражающими нашивками – неизменная экипировка дошколенка на прогулке. Даже зимой детишки не сидят часами в игровых комнатах, а подолгу играют на свежем воздухе, смело бродят в парках и лесах. Не раз я наблюдала группу из детского сада посреди колосящегося поля в норвежском пригороде, и думаю, что это неслучайно. У жителей Скандинавии сложилось довольно трепетное отношение к родной природе, которое выражается в практических шагах, например, хотя бы в том, что газированные напитки наливаются в пластиковые бутылки многоразового использования, а стеклянную тару легко сдать в приемном пункте продуктового магазина. Однозначно, что такое отношение возможно сформировать только при постоянном на хрупкости красоты родной земли и об ответственности за сохранение этого бесценного ресурса для новых поколений.

Именно поэтому норвежские детсадовцы регулярно выходят на прогулки, отправляются в походы и пикники. Непроизвольно возникает ощущение, что здание детского сада – это лишь место для сна и обеда после утомительного приключения в поисках интересного и нового. Надо отметить, что и здесь защита о детях – на высоте! По правилам, один воспитатель может взять только четверых детей на экскурсию: идеальный баланс безопасности и комфортного общения между взрослым и детьми, когда каждому малышу можно уделить максимум времени и внимания. Возможно, поэтому норвежские дети такие спокойные, общительные и доверчивые.

Норвежские мамы тоже ходят в детский сад!

В Норвегии достаточно большое разнообразие детских садов: это и государственные, и частные, и даже такие, куда любая мама приходит вместе с детьми и . Все детские сады очень хорошо оснащены: новые книги, развивающие деревянные и пластиковые игрушки, компьютеры для подготовительной группы.

Детские сады, куда можно прийти с ребенком на несколько часов, очень удобны для многодетных мам, которые не спешат на работу. Я обратила внимание на то, что норвежки не торопятся замуж до тридцати лет, а занимаются обучением и карьерой. Зато после тридцати многие женщины целенаправленно отдаются деторождению, поэтому у детей в Норвегии обычно небольшая разница в возрасте. Очень часто я видела : одно отделение – для грудничка, а второе – для двухлетнего карапуза, а третий ребенок – постарше – стоит на специальной ступеньке, прикрепленной к детской коляске. Так и путешествуют – квартетом!

Обычно такой «кратковременный» детский сад находится недалеко от дома, поэтому мама может привезти всю детвору и спокойно общаться с подругами, пока дети играют друг с другом. В здании детского сада оборудованы специальные зоны:

Столовая, где мамы кормят малышей в специально отведенное для этого время,
игровая комната, здесь воспитатель (обычно в таком саду достаточно одного сотрудника) проводит игры, а также занятия по рисованию, поделкам и пению,
огороженная детская площадка с горками и качелями для желающих погреться на солнце.

В удобной прихожей можно поставить коляску со спящим малышом, а просторные уборные со специальной сантехникой для дошколят помогают ребенку поскорее вырасти из памперсов.

Церковь и детский сад

В Скандинавии, где не так давно разрешены однополые браки, проблема сексуального воспитания становится все более насущной. В российских новостях периодически появляются сообщения о том, как порой . Однозначно, что норвежское общество катастрофически нуждается в психологах и сексологах с библейским мировоззрением, чтобы помочь детям разобраться с половой принадлежностью. Такие профессионалы смогли бы разработать специальные рекомендации для сотрудников служб опеки и восполнить информационный вакуум, который возник в обществе и привел к тому, что у мальчика или девочки появляются .

Для сбалансированного взгляда на эту проблему хочу привести факт из моей жизни, показывающий и другую сторону медали. Во время поездки в Трондхейм, крупный норвежский город, я случайно попала в частный детский сад, организованный на базе церковного здания. В таком детском саду мне не встретилось книг об однополых родителях, зато в глаза сразу бросились всевозможные детские Библии и другая назидательная литература. Очень приятно было увидеть и большое разнообразие детских игрушек на библейскую тематику. Прихожане этого храма сознательно пошли на такой шаг, чтобы обычные дети с малых лет привыкали к ежедневному нахождению в стенах церкви, молитве и чтению Священного Писания.

Норвежские папы поставлены перед серьезным выбором

Когда приезжаешь в первый раз в Норвегию, то сразу бросается в глаза то, что местные жители вечером не спешат задергивать шторы. Невольно любой прохожий становится свидетелем обычной жизни соседей по району. Отсутствие высоких оград и заборов тоже немного непривычно для российского туриста. Но, видимо, такая открытость и прозрачность – культурная особенность северных народов. В маленьких норвежских городках и деревеньках все друг друга знают, и тут трудно что-то скрыть. Это позволяет привлечь к ответственности всех нарушителей закона и порядка, а также сформировать у граждан чувство ответственности друг перед другом. Поэтому желание защитить права норвежских детей на фоне всеобщей прозрачности выразилась в довольно необычной форме: с 2005 года норвежские доноры спермы не могут уже рассчитывать на анонимность.

Такой «папа» по закону не может иметь более восьми детей, поскольку каждому норвежскому ребенку дано полное право по достижении восемнадцатилетнего возраста постучаться в дом к отцу-донору и обратиться за помощью и моральной поддержкой. Перед тем, как принять решение о донорстве, мужчина, желающий помочь бездетным парам, поставлен в ситуацию долгого и мучительного выбора. Психологически принятие такого ограничивающего «отцовское донорство» закона – вполне оправданный шаг, если учитывать то, что не каждый житель Норвегии готов к тому, чтобы в один прекрасный день стать «многодетным отцом».

Лично у меня вызывает симпатию та серьезность, с которой норвежцы воспитывают детей и заботятся об укреплении внутрисемейных связей. Потрясает их аналитический подход даже к такому щепетильному вопросу, как проблема бездетности и бесплодия, не говоря уже о ненасильственном воспитании, возможности получить свободный доступ к информационным ресурсам и других правах маленьких граждан норвежского королевства.

Фото - фотобанк Лори