Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка. Как обучить ребенка финансовой грамотности? Альтернативные виды денег

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний – это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе.

Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мановению волшебной палочки, чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребенку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьезные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.

Как достичь успеха в этом непростом деле? Ответственным родителям поможет подборка полезных советов:

1 . Старайтесь чаще брать ребенка с собой в магазин. Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.

2 . Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придется в другой раз отказаться. Ребенок может попробовать манипулировать вами, говоря, что родители знакомых покупают им все, что душе заблагорассудится. Не идите на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы, например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать на взаимность – чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили. Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребенку простым и понятным его возрасту языком.

3 . Один из символов самостоятельности – это . Предложите своему отпрыску хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берет деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья – для инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой жизни. Важно не только предложить такой способ ребенку, но и постоянно ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% - текущие расходы, 50% - сбережения и 10% - инвестиции. Постепенно ребенок сможет вывести для себя удобное соотношение и научится принимать взвешенные решения самостоятельно.

4 . Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные покупки, а не импульсивные.

5 . Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать именно любовь к труду, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не только рассчитывал на материальное вознаграждение.

6 . Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребенка есть вещи, которыми он больше не пользуется, то предложите ему такие варианты: ненужное можно продать или поменяться в друзьями.

7 . Научите ребенка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ. Занимайтесь вместе благотворительностью.

8 . Финансовой грамотности можно и нужно обучать в развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать ситуации, с которыми ваши дети встретятся во взрослой жизни. Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи – это опыт, который пригодится в дальнейшем.

9 . Без силы воли и терпения правильное отношение к финансам не сформировать. Интересен так называемый «маршмэллоу-тест». Психолог Уолтер Мишел в 1960 году оставил группу детей в комнате. Каждому из них он дал по маршмэллоу и рассказал правило: если не съесть лакомство сразу, а подождать 15 минут, то можно получить второе такое же. Дети, которым удалось справится с соблазном, во взрослой жизни стали успешными. Те, кто не удержался, серьезных результатов не достигли. Важно управлять своими желаниями и уметь ждать.

10 . Самое главное, что можно сделать для ребенка, чтобы научить его грамотно пользоваться финансами, - во всем подавать личный пример. Глупо объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на ветер.

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, – уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они – самая большая ценность. А еще что иметь свои желания – это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами – так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5-7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит "оплачивать": этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку – он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра – это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

"Найди дешевле"

Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже – свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.

"Купи сам"

Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.

Планируем бюджет

С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что – меньше.

Учим детей финансовой грамотности

В статье рассматриваются вопросы по разработке и апробации образовательной модульной программы по повышению финансовой грамотности подростков в организациях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: финансовая грамотность, образовательная программа.

The article discusses questions on development and approbation of the educational modular program for increase of the financial literacy of teenagers in the organizations of additional education.
Keywords: financial literacy, educational program.


Экономика и развитие будущего нашей страны прямо зависит от знаний и информации, а значит, осознанность подрастающего поколения каким путем заработать деньги и куда их направить очень важно. К примеру, можно потратить деньги на организацию бизнеса с нуля, инвестировать их в какой-нибудь выгодный проект и т.п. И чем раньше дети приступят к изучению основ финансовой грамотности, тем быстрее станут осознавать их закономерности, тем успешнее будут строить свое будущее.
Главная беда населения страны заключается в патологической нехватке средств. А она, в свою очередь, неизбежна оттого, что мы каждый день допускаем одинаковые ошибки, удивляясь, отчего же их не хватает.
Социально-экономический кризис общего развития мирового сообщества втянул в эти отношения и подростков. У них появляются защитные реакции в ответ на личный выход из проблемных ситуаций, которые связанны с материальными потребностями.
Слово «экономика» дети слышат с детства, и, так или иначе, связывают с ним определенные свои материальные блага. А вот с понятием «финансовая образованность» не каждый знаком, и понимание, как можно ребенку участвовать в развитии страны, знает далеко не каждый.
Таким образом, экономическая неопределенность требует создания педагогических условий, в которых подростки овладели бы основными знаниями и умениями в области финансовой грамотности для того, чтобы они могли сами принимать обдуманные решения, пользуясь денежными средствами.
Для успешного формирования финансового образования важны две основные цели: желание обеспечить свою личную безопасность в области финансов и поднять уровень жизни.
Источником такого формирования для несовершеннолетних, помимо личного жизненного опыта, наблюдения за окружением, опыта родной семьи, средств массовой информации могут и должны стать учреждения дополнительного образования детей – детско-юношеские центры, центры детского творчества и другие, так как здесь дети собираются по интересам и главный мотив их действий – это интерес.
В течение 2011-2015 гг. преподавательский коллектив ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж» является активным участником программ по повышению финансовой грамотности. С 2014 года колледж является участником Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и работает по контракту «Разработка, апробация и реализация образовательной программы по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного образования». В рамках контракта была разработана образовательная программа по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного труда, рассчитанная на 96 академических часов, которая имеет блочно-модульную структуру объемом 32, 64 и 96 академических часов соответственно.
Образовательная программа представлена пояснительной запиской, где отражена актуальность вопроса, цели и задачи, результаты.
Для реализации данной программы были разработаны методические указания для преподавателей и рабочие тетради для обучающихся по каждому модулю, которые отвечают следующим принципам
- природосообразность;
- наглядность;
- системность.
При разработке образовательной программы было учтено, что она должна быть ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей, так как именно в такой атмосфере может успешно формироваться основные финансовые компетенции.
Образовательная программа начинается с анализа потребностей в знаниях и навыках в сфере финансовой грамотности, которые необходимы детям среднего школьного возраста. В ходе данного анализа учитывается, что в отличие от других возрастных категорий, школьники не имеют постоянного дохода, а получают деньги от родителей или от случайных подработок. Как правило, такая ситуация приводит к не умению планировать личный бюджет и формирует «легкое» отношение к деньгам.
Основными задачами Модуля 1 «Основы финансовой грамотности» являются:
- дать базовые знания о потребностях, благах, личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег;
- формировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формировать у обучающихся понимание необходимости долгосрочного финансового планирования.
В рамках данного модуля изучаются следующие темы: Потребности человека, Блага и ресурсы, Деньги, Валюта, Рынок, Расходы, Доходы, Бюджет. Предусмотрено проведение нескольких дидактических игр, в том числе ролевых.
В процессе изучения курса перед педагогами ставятся разнообразные задачи. К примеру, основными задачами Модуля 2 «Сбережения и банки» являются:
- дать базовые знания о сбережениях, кредитования и инвестирования об общих принципах кредитования и инвестирования;
- формировать у обучающихся установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формировать навыков оценивать свою кредитоспособность;
- формировать у обучающихся понимания необходимости долгосрочного инвестирования.
В этом модуле подробно говорится о разных видах накоплений (вклады в банках, акции, облигации, вложения в недвижимость), их достоинствах и недостатках, рассматриваются существующие виды кредитов, даются рекомендации, как правильно брать кредит, в каких случаях стоит это делать, а в каких это делать очень рискованно.
Основными задачами Модуля 3 «Предпринимательство и основы финансовой безопасности» являются:
- дать базовые знания о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формировать навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучать основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек;
- формировать у обучающихся знаний о возможности защиты своих прав как потребителя.
Несколько занятий посвящены вопросам рисков: какие риски могут подстерегать человека на пути к желаемой цели, и как себя от них обезопасить. Также рассматриваются вопросы страхования, пенсионного обеспечения и защиты прав потребителя.
Объединяет все занятия и модули главные герои – Ярослав и Татьяна. Это подростки, которые сопровождают обучающихся на протяжении всего образовательного курса. Образы подростков были предложены детьми художественной школы № 3 Краснооктябрьского района г. Волгограда. Ученица данной школы Клинова Полина создала образы героев, которые в ходе работы по контракту претерпели кардинальные изменения. Если первоначально это были подростки-тинэйджеры, то к концу работ, когда художница познакомился с финансовой грамотностью, изменилось ее отношение к данному курсу, узнала много нового и полезного для себя, ребята-герои тоже стали более открытыми, «светлыми», появились их друзья, родственники. Татьяна и Ярослав попадают в различные жизненные ситуации и педагог предлагает детям решить задачу и найти финансовые решения из ситуаций.
Программой предусмотрены комбинированные занятия, занятия-игры, практикумы, под которыми понимается практическое занятие с детальным разбором ситуации и принятием решений на основе реальной финансовой информации, что способствует усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников высокий познавательный интерес к изучаемому курсу, облегчает и ускоряет усвоение материала.
Отдельные тематические блоки образовательного курса взаимосвязаны между собой, благодаря чему более эффективно решается задача закрепления пройденного материала и систематизации знаний.
Для поддержания детского интереса, развития интеллектуальных способностей использованы следующие элементы, приемы, методы нестандартного занятия в традиционном занятии: заполнение таблиц, опорных схем, работа с иллюстрациями, решение кроссвордов, ролевые и дидактические игры. Такие задания позволяют обучающемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях.
Самореализация обучающихся в учебной деятельности возможна при следующих условиях: наличие групповой работы; взаимодействие обучающихся между собой, с преподавателем, с учебной информацией. Данным условиям соответствует использование в учебной деятельности интерактивных методов обучения.
Разработанный курс программы предполагает использование учебных игр. Связь с содержанием обучения достигается в игре не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной игры.
Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть психологические барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении умениями, знаниями в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Образовательный курс серьёзный и сложный, но программа учитывает возрастные особенности обучающихся и место обучения. Содержание программы построено таким образом, чтобы ребёнок не уставал от сплошного текста: идёт чередование текста, рисунков, таблиц, тестов и советов. Каждое занятие заканчивается небольшим опросом, что способствует закреплению изученного материала. Задания, предлагаемые в программе, делают возможным применять научную информацию на практике и формировать правильную позицию по отношению к финансам.
В соответствии с условиями Контракта апробация образовательной программы проводилась в двух учреждениях: Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района г. Волгограда; Детско-юношеский центр Тракторозаводского района г. Волгограда.
В Детско-юношеском центре Краснооктябрьского района г. Волгограда была сформирована группа из 16 учащихся в основном 11-летнего возраста и с примерно одинаковой базовой школьной подготовкой. В Детско-юношеском центре Тракторозаводского района г. Волгограда была сформирована группа из 20 учащихся в основном разной возрастной категории (11-15 лет), следовательно, и с различным уровнем первоначальной подготовки.
В обоих учреждения был проведен входной контроль и выходной. Контроль представлял собою тестирование по 30 вопросам. В Детско-юношеском центре Краснооктябрьского района г. Волгограда «уровень финансовой грамотности» вырос с 52% до 82%, а в Детско-юношеском центре Тракторозаводского района г. Волгограда - с 68% до 95%, т.е. результаты достаточно хорошие.
Реализация образовательной программы осуществлялась в 11 учреждениях дополнительного образования детей г. Волгоград и Волгоградской области: МОУ ДОД Детско-юношеский центр Тракторозаводского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр г. Волгоград, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Советского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Красноармейского района г. Волгограда, МОУ ДОД станция юных натуралистов г. Волжского Волгоградской области, МОУ ДОД Детско-юношеский центр «Русинка» г. Волжского Волгоградской области, МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Волжского Волгоградской области, МОУ ДОД Центр детского творчества Городищенского муниципального района Волгоградской области, МБОУ ДОД Детско-юношеский центр Среднеахтубинского района Волгоградской области, МКОУ ДОД Центр детского творчества Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Эффективность образовательной программы по окончанию курса составила 47 %, что говорит о достаточно высоких результатах работы преподавателей, правильно подобранной методике преподавания и хорошем методическом обеспечение образовательного курса.
В рамках работы по контракту было охвачено 191 человек. Хочется отметить, что по мере узнавания о программе, к группам присоединяются новые учащиеся.
Педагоги учреждений дополнительного образования детей отметили высокую значимость программы для подростков, полагают, что она способствует всестороннему развитию обучающихся, раскрытию их способностей, позволяет достичь поставленной цели по формированию у школьников социально-культурных установок, ориентированных на рациональное поведение на рынке финансовых услуг.

Каждый родитель желает, чтобы его малыш, когда вырастет, стал успешным и самостоятельным человеком, который бы ни в чем не нуждался. Чтобы воплотить мечту в реальность, мамы и папы заботятся о том, чтобы ребенок получил хорошее образование. Помогают в этом сначала воспитатели в детском садике, потом педагоги в школе и высшем учебном заведении, а также бабушки и дедушки. Вся семья вкладывает в ребенка, как финансовые, так и временные ресурсы. И, безусловно, все ожидают результата. Ребенок не заставляет долго ждать: вот он уже считает до ста, занимает первые места на олимпиадах, выигрывает конкурсы, получает медали, а родители гордятся своим маленьким гением.

Эти загадочные расходы.

Но все мы знаем, что образование, которое увеличивает возможности ребенка, требует немалых расходов. И малыш может услышать от родителей, что на занятия по английскому уходит столько денег, на музыкальную школу уходит такая сумма и так далее. Малыш к шести годам уже знаком со словом «Расходы «, но при этом не знает, какова же заработная плата у родителей, и как распределяется семейный бюджет. Ежедневно ребенок слышит о том, что родители покупают продукты, одежду, оплачивают различные услуги, платят за квартиру и так далее. И зачастую простая на первый взгляд просьба купить игрушку просто остается нереализованной. Ребенок не понимает, почему так происходит. На другие предметы и вещи денег хватает, а на одну игрушку нет. У родителей есть кошелек, в котором постоянно находятся деньги. Малыш начинает думать, что родители просто не любят его. В результате нарастает конфликт.

Чтобы избежать этого конфликта , ребенок должен знать, как и откуда появляются деньги, и как их правильно распределять на нужды.

Этапы обучения ребенка финансовой грамотности.

Этап 1. Откуда появляются деньги (малыш 4-7 лет).

На этом этапе необходимо рассказать ребенку о труде , акцентируя внимание на то, что именно труд является источником материального благосостояния любого человека. Время от времени говорите малышу, что деньги - награда за труд.

Ребенок должен знать, кем вы работаете, что значит ваша профессия . При этом малыш должен чувствовать, что вам очень нравится дело, которым вы занимаетесь. Обязательно делитесь с ребенком своими успехами, ведь малыши любят хвастаться своими родителями так же, как и родители своими детьми.

Этап 2. Деньги на пирожок (дети начальных классов).

На этом этапе малыш должен научиться совершать покупки . Для тренировок подойдет школьная столовая. Познакомьте карапуза с деньгами: какие есть монеты, и какого достоинства бывают купюры, когда дают сдачу и как разменять деньги.

Этап 3. Поход в большой магазин (ребенок 7-9 лет).

Теперь ребенок должен научиться покупать товары в больших магазинах, к примеру, в супермаркетах. В словарный запас ребенка входит новое понятие «Чек». Попросите ребенка сходить в магазин за хлебом, при этом дайте денег больше, чем стоит этот товар. Благодаря этому ребенок сможет вспомнить математику, да и так вы сможете проверить его отношение к сдаче. Если ребенок принесет хлеб и правильную сдачу , ее можно отдать малышу, сказав, что это его награда за работу. Это первое вознаграждение может стать основой карманных денег.

Этап 4. Карманные деньги (ребенок 9-17 лет).

Специалисты уверяют, что у ребенка должны быть карманные деньги . Хотя многие родители не согласны с этим мнением. Благодаря своему личному бюджету у ребенка развивается такой навык, как финансовое планирование. Что же это такое? Давать карманные деньги необходимо один раз в две недели или же один раз в месяц. Ребенок вправе сам решать, что он будет покупать и когда. Однако родители должны помнить, что если ребенок потратил свои карманные деньги раньше времени, ни в коем случае не давайте новую сумму. У вас же есть оговоренный срок, когда сын или дочь получают определенную сумму на личные расходы. В противном случае обучение не будет иметь смысла.

Этап 5. Контроль (в течение всего обучение).

Конечно, финансовая деятельность детей должна находиться под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Приготовьтесь к тому, что будут ошибки и потери. Однако не стоит на это негативно реагировать. Будьте терпеливыми, обговаривайте все с ребенком и не забывайте помогать. Именно помогайте, а не делайте вместо ребенка. Дайте возможность своему ребенку самостоятельно принимать решения и поступать так, как он считает нужным. Тогда обучение финансовой грамотности пойдет на пользу и в будущем ребенок сможет правильно и рационально распределять свои денежные средства.

Финансовая грамотность не включена в школьную программу, что удивительно, ведь наличие или отсутствие этих знаний во многом определит качество жизни ребёнка в будущем. Мы решили восполнить этот пробел. С помощью финсоветников мы выбрали 18 главных понятий, которые нужно объяснить ребёнку до окончания школы и разбили их на 5 уровней сложности в соответствии с возрастом. В течение недели мы будем рассказывать, чему и как учить детей по мере их взросления.

Как учить

По словам создателя финансового приложения UPUP для родителей и детей Романа Потёмкина, начинать говорить с ребёнком о деньгах никогда не рано. Так познакомить малыша с банкнотами и монетами можно уже в возрасте до трёх лет. Нужно считать деньги при ребёнке, показывать, где их нужно хранить, ещё лучше – включить деньги в игры с малышом, например, в игру в «магазин». В общем, нужны наглядные примеры их использования.

«В качестве примера могу привести понятие «инфляция», которое сложно объяснить ребёнку. Я предлагаю представить инфляцию в виде червячка, который «поедает» бумажные деньги, тем самым показывая, что при инфляции денег становится «меньше», – делится эксперт.

Ещё один способ – объяснять всё своими словами на примерах из жизни. «Сначала вы можете посмотреть правильное определение интересующего вас термина в словаре, а затем подумать, на каких бытовых примерах, историях из жизни, примерах из книг, фильмов можно разобрать этот термин. И потом уже с подготовленными весёлыми и интересными примерами заводить разговор с ребёнком», – рассказывает начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Это к вопросу о форме обучения. Следующий шаг – определить, в каком возрасте, какие понятия будут ясны ребёнку. В финансах нет простых определений, поэтому и чётких границ по возрастам нет. «Каждое понятие можно объяснить ребёнку практически в любом возрасте, вопрос в углублённости этих объяснений. У меня есть примеры из практики, когда дети в четыре года рассказывали, пусть и своими словами, что такое кредит. Просто по мере взросления нужно углублять материал, повторять и расширять каждое полученное на предыдущей ступени изучения знание, предлагать задачи и кейсы для решения, и обязательно применять всё на практике. Иногда одно посещение банка даст гораздо больше, чем 2 теоретических урока с объяснением, что это такое и какие операции он выполняет», – говорит Саида Сулейманова.

Чему учить

С помощью финансовых экспертов мы определили 18 основных понятий, которые должен освоить каждый ребёнок до того, как окончит школу:

  • деньги;
  • экономия;
  • бюджет;
  • накопления;
  • банковская карта;
  • банки;
  • страховые компании;
  • кредит;
  • вклад;
  • налоги;
  • инфляция;
  • пенсия;
  • кредитная история;
  • инвестиции;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • банкротство;
  • мошенничество и безопасность денег;
  • финансовая пирамида.

Этот список можно разделить на пять уровней сложности. Их мы и предлагаем использовать в качестве возрастного ориентира.

Возраст от 4 до 6 лет

Деньги

«В 4-6 лет ребёнок только знакомится с миром денег. Он видит, что для того, чтобы купить домой продукты, или игрушку самому ребёнку, родители достают из кошелька разноцветные бумажки – деньги. Иногда спрашиваешь у детей, откуда берутся деньги, а они отвечают – из тумбочки или из банкомата. Поэтому в этом возрасте ребёнку уже можно объяснить, что такое деньги, и что их нужно зарабатывать», – рассказывает Ирэн Шкаровская.

В привязке к этому, можно ещё добавить в обучающую программу слово «банкомат», считает Саида Сулейманова. По её словам, многие дети в этом возрасте полагают, что деньги там и появляются сами по себе, поэтому будет полезно рассказать про связь денег с банкоматом – местом для получения денег.

Экономия

Рассказы о деньгах должны плавно перетечь к разговорам об экономии. По словам Ирэны Шкаровской, детям уже можно объяснить, что для того чтобы денег хватало на все нужные вещи, надо уметь экономить.

Суть экономии в том, чтобы не тратить все деньги сразу на мелкие покупки, а часть «бумажек» беречь и откладывать отдельно. И когда их накопится много, можно будет купить уже что-то большое. Например, пусть первую неделю родители каждый день ходят вместе с ребёнком в магазин и покупают ему по две шоколадки, а во время второй недели пусть малыш получает лишь по одной шоколадке, не потраченные же на сладости деньги нужно откладывать в копилку. По истечении семи дней на сэкономленные деньги мама с папой должны купить сыну или дочке целую упаковку шоколадок или игрушку. Этот пример выступает и в качестве наглядной и понятной иллюстрации для ребёнка, и одновременно формирует у него приятные ассоциации с экономией.

Возраст от 7 до 9 лет


Копилка

Копилка – это сразу и про накопления на мечту, и про финансовое планирование. Термин лучше объяснять на практике, предложив ребёнку механизм, позволяющий ему накопить самостоятельно на своё очередное «хочу».

«Можно поговорить о том, что если ты мечтаешь о планшете, о том, что он у тебя когда-то будет, то эта мечта. А вот если ты совместно с родителями выбрал планшет определенной марки, узнал, сколько он стоит, запланировал, что если ты будешь экономить каждую неделю часть карманных денег, то через определённое количество месяцев ты накопишь стоимость половины планшета, а родители добавят тебе вторую половину, и заветный планшет станет твоим, то тогда мечта становится финансовой целью. И путь её достижения – это твой первый финансовый план», – приводит пример начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Кстати, по мнению создателя приложения UPUP Романа Потёмкина, ребёнок может быть уже готов к своим первым карманным деньгам будучи первоклашкой. Лучше всего выделять деньги один раз в неделю в определённый день, скажем, по понедельникам.

Бюджет

Бюджет – это все те деньги, которыми семья распоряжается, все доходы и расходы семьи. Пополняется он из заработной платы мамы и папы. Это дети поймут легко. Чуть сложнее будет объяснить, на что он расходуется, как за этим следить и почему родители не могут купить всё и сразу.

Некоторые эксперты советуют завести три банки, копилки или коробки, наклеить на них соответствующие надписи: «на мечту», «на обед», «на сладости», это аналоги текущих, обязательных расходов семьи, накоплений и расходов на развлечения. Далее ребёнку нужно разрешить самостоятельно распределять среди них свои карманные деньги. При этом важно дать понять, что если тратить всё в начале недели и на одни шоколадки, то остальное время в школе придётся ходить голодным, а ещё перенести покупку «планшета» на более долгий срок.

Возраст от 10 до 12 лет

Банки, вклады и кредиты

Самый эффективный способ объяснить что-то ребёнку – это показать на практике, привести пример из жизни. Поэтому рассказывать, что такое банк, будет лучше всего, да и интереснее, прямо на месте – в офисе банка.

Финансовый консультант компании «Личный капитал» Андрей Сенчугов предлагает свою трактовку слова «банк», адаптированную для детей: «Банки – это финансовые организации, которые помогают людям и компаниям. Они берут у людей деньги на хранение и платят им за это определённую сумму (проценты). Когда ты кла­дёшь деньги в банк, то тебе говорят, на сколько процентов увеличится твой вклад через год. Допустим, процент по вкладу равен 10%. Ты положил в банк 10 тысяч рублей. Тогда в конце года у тебя будет 11 тысяч рублей. Также банки выдают людям деньги в кредит, на время. За то, что банк даст тебе деньги, ты заплатишь дополнительную сумму, она называется процент по кредиту. Например, ты взял у банка 10 тысяч рублей на один год, а затем должен вернуть 11 600 рублей».

Остаётся объяснить ребёнку две главные вещи о кредитах:

  1. Занимать у банка нужно только по необходимости и лучше всего на крупные покупки, на которые самим копить очень долго – например, на машину.
  2. Кредит нужно отдавать по частям, строго раз в месяц.

Страховые компании

В отношении страховых компаний Андрей Сенчугов советует провести аналогию с зонтиком, который защищает от плохой погоды. «Страхование придумали, чтобы помочь нам сохранить наше здоровье, жизнь, имущество», – говорит эксперт.

Если чуть детальнее, то страховые компании – это организации, где продают страховой полис, который в случае неприятностей можно будет обменять на крупные деньги. Не лишним будет пример, допустим, со страхованием велосипеда. Если он будет застрахован, а его украдут, то страховая компания даст деньги на покупку нового.

Банковская карта

«Уже в этом возрасте ваш ребёнок может начать пользоваться банковской картой, привязанной к вашему счёту, поэтому ему стоит рассказать и о картах тоже», – считает Ирэн Шкаровская из банка «Хоум кредит».

Родителям будет легко показать на практике, как с помощью банковской карты можно оплатить покупки в магазине, просто вставив карту в специальное устройство на кассе и введя ПИН-код, заплатить за обед в столовой или снять через банкомат бумажные деньги. Важно предупредить ребёнка о двух вещах. Во-первых, что никому нельзя называть ПИН-код от карты. А, во-вторых, что снимать с карты наличные деньги лучше как можно реже – карту удобнее носить с собой, чем несколько купюр и мелочь, и так безопаснее.

Разобравшись с важными для детей 10-12 лет финансовыми понятиями можно переключить их внимание на более интересные, но не менее полезные вещи, допустим, спланировать вместе с ними их первую эффективную покупку. «В этом возрасте дети уже могут выбирать товары, сравнивая различные условия. Поэтому если вы планируете что-то купить, например, велосипед, то обсудите вместе с ребёнком, какие у велосипеда есть характеристики, где велосипед дешевле – в магазине или в интернете, есть ли на него сезонные скидки», – советует Шкаровская.

Возраст от 13 до 15 лет

«В 13-15 лет ребёнок уже может сам искать и анализировать информацию. Вы можете порекомендовать ему ссылки на материалы о способах заработка для подростков, обсудить темы налогов и инфляции. Также можно затронуть темы пенсии и кредитной истории, которые нужно копить смолоду», – считает начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Налоги

Здесь всё просто. «Налоги – это деньги, которые вычитаются из зарплат всех взрослых и отдаются государству. На эти деньги строятся дороги, содержатся школы и детские сады, лечатся больные, платятся пенсии уже не работающим людям и т. д.», – приводит своё упрощённое объяснение финансовый консультант компании «Личный капитал» Андрей Сенчугов. Можно ещё добавить, что с зарплаты родителей на эти нужды ежемесячно вычитаются 13%.

Инфляция

Предположим, что вы последовали совету независимого финансового советника Саиды Сулеймановой, который она дала ещё в первой части, и в раннем детстве сформировали у ребёнка образ инфляции в виде червячка, который «поедает» бумажные деньги. Что же, тогда ему будет сейчас проще понять расширенную трактовку инфляции, как потери покупательной способности денег. Звучит как «абракадабра», но на деле всё проще. «Представим, что в начале года банка coca-cola стоила 50 рублей, а в конце года 60 рублей. В твоём кошельке 50 рублей. Получается, что в начале года ты мог купить банку coca-cola, а в конце года тебе не хватает денег. Вывод: количество денег в кошельке не изменилось в течение года, а цены увеличились», – объясняет Андрей Сенчугов.

Пенсия

По словам финансового консультанта компании «Личный капитал», пенсия – это ежемесячные пожизненные доходы женщин в возрасте от 55 лет и мужчин от 60 лет, которые им выплачивает государство.

На эти деньги и живут пенсионеры. Так как государство платит маленькую сумму, то жить в старости будет сложно, придётся постоянно экономить. Поэтому следует в молодости начинать заботиться о таких вещах и копить на пенсию ещё и самостоятельно.

Кредитная история

Школьнику будет проще понять суть кредитной истории, если провести аналогию с дневником заёмщика, куда банк ставит оценки по его дисциплине погашения кредита. «В нём указываются все кредиты, которые взял и отдал человек банкам. Другими словами – это рейтинг человека в глазах банка или кредитной организации. Чем лучше ты справляешься с финансовыми делами: платишь налоги, вовремя отдаешь долги и разделываешься с коммунальными и другими счетами, тем больше «лайков» тебе ставит банк. Если «лайков» достаточно, ты можешь взять кредит по низкой ставке на покупку дома или машины», – говорит финансовый консультант Андрей Сенчугов.

Но если «отметки» в кредитной истории плохие, то банк кредит уже не даст и исправить это будет сложно, поэтому важно беречь её.

Мошенничество и безопасность денег

Тема безопасности одна из самых важных. Родителям предстоит серьёзный разговор с детьми. Начните с того, что средства на банковской карте воруют также, как и наличные. Только методы воровства здесь другие. Мошенников можно разделить на два типа. Одни устанавливают специальные устройства на банкоматы, воруют данные с карты, создают их копии и через них снимают все деньги со счёта жертвы. Это скимминг.

Другие – с помощью смс, электронных писем и звонков вводят человека в заблуждение, узнают личные, персональные данные его карты и с их помощью переводят деньги на свой счёт. Это фишинг.

Защита от мошенников всегда одна – внимательность. Лучше всего пользоваться банкоматами в самом отделении банка или крупном торговом центре, нельзя вставлять карту в картоприёмник, если он неплотно прилегает к устройству или шатается (это может быть специальная насадка мошенников). При вводе пин-кода важно прикрывать клавиатуру рукой. Если пришло письмо или сообщение от банка с просьбой назвать одноразовый пароль, например, для отмены ошибочной операции или разблокирования карты, то ни в коем случае нельзя на него отвечать. Мошенники часто притворяются сотрудниками банка, но настоящим сотрудникам все эти данные не нужны.

Возраст от 16 до 17 лет

Сложность терминов повышается, но задача родителей упрощается. Возраст уже позволяет молодым людям самим работать с нужной информацией, взрослым надо лишь направить их. «Вы можете посоветовать вашему ребёнку самостоятельно изучить темы страхования, инвестиций, банкротства, и потом вместе всё это обсудить», – считает начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.

Инвестиции

Инвестиции – это вложение денег с целью получения дохода, но, по словам финансового консультанта компании «Личный капитал» Андрея Сенчугова, здесь никто не может вам дать гарантии сохранности и приумножения капитала, в отличие от банковских депозитов. Но если повезёт, то заработать получится больше чем в банке. Инвестировать можно в бизнес, покупая ценные бумаги компаний, в недвижимость или, например, в драгоценные металлы.

Список инструментов, которые инвестор выбрал для вложения своих средств, называется инвестиционным портфелем. «Это корзина, куда входят разные виды инвестиционных инструментов: депозиты, акции, облигации, недвижимость и ценные металлы», – говорит Сенчугов.

Обычно инвесторы распределяют риски, вкладывая в разные активы. Если один из них упадёт в цене, другой может вырасти и, как минимум, компенсировать потери от первого.

Участники рынка ценных бумаг: брокер, биржа, депозитарий

Чтобы купить акции (маленькую долю компании, которая даёт право на получение дохода в виде дивидендов и на часть собственности в случае её закрытия) необходимо воспользоваться услугами брокера.

«Брокер – организация или частное лицо, который является посредником между продавцом и покупателем», – объясняет финансовый консультант Андрей Сенчугов.

Сделки купли-продажи проходят на специальной площадке, которая называется биржей. Вся информация о купленных инвестором акций хранится в депозитарии. «Депозитарий – это организация, которая ведёт электронный журнал. В журнале указывается информация, сколько ценных бумаг принадлежит компании А или сколько ценных бумаг принадлежит человеку Б», – рассказывает Сенчугов.

Финансовая пирамида

«Финансовая пирамида – организация или группа людей, которые обещают очень высокие доходы (золотые горы), а в итоге исчезают», – говорит финансовый консультант компании «Личный капитал». Слишком высокая доходность в короткие сроки – главный признак финансовой пирамиды. Первые вкладчики действительно получают большой доход, но происходит это не за счёт удачных инвестиций компании, а за счёт денег второй партии вкладчиков, вторая партия зарабатывает за счёт средств третьей и так до тех пор, пока пирамида не рухнет, и под её завалами пропадут накопления четвёртой, пятой, шестой, седьмой и всех последующих «партий». Здесь родители могут рассказать о том, как в 90-х пострадали от финансовой пирамиды «МММ» их родители, соседи или знакомые. Пример из жизни – лучшее предостережение.

Банкротство

К процедуре банкротства прибегают компании или люди, которые заняли слишком много денег, но из-за возникших финансовых проблем не могут их вернуть. Суд признаёт их банкротами, практически всё имущество, которое у них есть, уходит в счёт погашения долгов, а остальное списывается.

Пять лет после такой процедуры частное лицо не сможет взять кредит, но и после этого срока у него это вряд ли получится. Кредитная история банкрота всё равно, что дневник «двоечника» для банка.

Ну вот, пожалуй, и всё. Сложная теория позади. Но она не принесёт нужного эффекта, если на протяжении всего периода обучения родители не будут показывать детям на личном примере, как грамотно распоряжаться финансами. «Если сами вы не ведёте семейный бюджет, тратите бездумно, у вас не накоплена финансовая подушка безопасности, вы не сравниваете цены перед покупкой, то ребёнок, скорее всего, в будущем начнёт копировать поведение родителей. Прививать финансовую грамотность нужно всей семье», – подчёркивает Ирэн Шкаровская.