Характеристика разных видов деятельности и роль их в развитии ребенка. Воспитательные возможности


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Деятельность выражена в действиях человека. Именно действия с предметами, с орудиями труда и материалами, действия, включающие различные по сложности и структур ре моторные акты - движения, составляют внешнее выражение или внешнюю (видимую) сторону деятельности человека. Чтобы судить о внутренней стороне деятельности ребенка, необходимо уметь «читать книгу» его поведения.
Для достижения желаемого результата человек определенным образом управляет выполняемыми физическими действиями, используя различные умственные операции: отбирает наиболее пригодные приемы, организует их в нужной последовательности, выполняет их в нужном темпе и с той силой и направленностью, которые отвечают поставленной цели.
Эта умственная сторона деятельности может совершенно отделиться от практических действий и превратиться в собственно умственную, мыслительную деятельность. Например, задолго до проведения праздника в детском саду музыкальный работник, воспитатели планируют его содержание и организацию: они заранее распределяют роли между группами детей, обдумывают веселые сюрпризы и роль каждого взрослого в предстоящем торжестве.
В развитии ребенка особое значение имеют время и формы включения умственной деятельности в практическую и перестройка последней.
Всякая деятельность направлена на определенную, ясно осознаваемую человеком цель. Поэтому деятельность его разумна. Развитый человек знает, чего хочет. Его действия целенаправленны. Он действует осознанно. Поставленная цель непременно фиксируется в речи: «Буду учиться», «Пойду в магазин», «Нужно прочитать эту книгу».
В любой деятельности зрелого человека «разумная цель как закон определяет способ и характер действия» (К. Маркс). Такая разумность формируется в процессе воспитания.
Цель может быть поставлена самим ребенком или подсказана ему другими людьми. Но при всех условиях достижение ее желаемо для самого действующего человека. Это желание может быть вызвано разными мотивами (побуждениями). Самое главное заключается в том, что ребенок захотел добиться цели в той деятельности, которой занят.
Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия, т. е. навыков и умений. Навыки - это обычно простые движения или действия с предметом, орудием, инструментом. Благодаря многократному повторению одних и тех же действий в одних и тех же условиях они выполняются человеком все быстрее и быстрее, все более совершенно и требуют от него все меньшего нервного труда. Приведем пример. Движения, необходимые для написания буквенного знака, очень трудны для первоклассника. Но, повторяясь изо дня в день, они становятся все более свободными, легкими и согласованными. Уже к концу первого года обучения маленький школьник пишет графически правильно и красиво, а позже эти движения автоматизируются: человек выполняет их как заученные движения, механически, они не требуют постоянного контроля за ними действующего человека. Только в тех случаях, когда что-либо мешает выполнять заученные движения, включается внимание, контроль, и человек обходит или преодолевает неожиданно возникшее препятствие. Взрослый человек уже не думает над тем, как написать все нужные буквы, составляющие какое-то слово. Его внимание занято тем, что он пишет. Сами действия он выполняет как цепь заученных движений. Такие движения, автоматизированные многократными повторениями, называются навыками. Физиологической основой навыка является выработанный многократными повторениями динамический стереотип.
Подавляющее большинство повседневных действий и движений, выполняемых взрослым и ребенком,- это навыки. К ним относятся бытовые действия: шитье, застегивание пуговиц, действия с ножом и вилкой за едой; специальные спортивные навыки: разбег, прыжок и т. д. Существуют навыки и умственной деятельности: навыки чтения, орфографические, вычислительные и др.
Любая деятельность осуществляется системой специальных навыков. Любой навык вырабатывается повторениями и разрушается, когда повторения прекращаются.
Вместе с тем любая разумная деятельность не сводится к навыку. Человек должен уметь самостоятельно использовать целые системы, или наборы, освоенных им навыков, он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, т. е. выполнять, помимо физических действий, еще целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т. е. освоению способов действия.
Между навыком и умением есть общее: и та и другая категория действий вырабатывается в результате многократных упражнений и составляет исполнительную сторону всякой деятельности. Вместе с тем умения существенно отличаются от навыков.
Навык
1) Чаще всего физическое действие.
2) Вырабатывается многократными однообразными повторениями.
3) Составляет технику деятельности.
4) Быстро достигает совершенства.
5) Прекращение упражнения ведет к распаду, угасанию навыка.
6) Процесс выработки проходит так, как доказано на кривой А.
Умение
1) Сложное умственное действие по использованию выработанных навыков.
2) Вырабатывается в разнообразных упражнениях с разным содержанием.
3) Является методикой деятельности.
4) Вырабатывается медленно. Может совершенствоваться бесконечно.
5) При высоком уровне обобщения становится общим способом действия. Сохраняется как качество личности.
6) Процесс выработки проходит так, как показано на кривой Б.
Выработка у детей навыков и умений в их взаимосвязи является важнейшей задачей педагога на любой ступени развития ребенка. В любой деятельности выступает отношение к ней человека. Отношение может быть направлено на конечный результат или продукт деятельности. Его может вызывать и сам процесс деятельности. Однако чаще всего деятельность вызывает удовлетворение у человека и самим ее процессом, и получаемыми результатами. Школьник учится хорошо, когда ему интересно. Его радуют хорошие отметки и тот увлекательный труд, которого требует его учебная деятельность. Без радости, без положительных эмоций ни один вид деятельности не может оказать влияния на развитие перспективных сторон личности ребенка.
Развивающая роль любой содержательной и педагогически правильно организованной деятельности состоит в том, что она становится определенной формой практики чело века. В ней совершается упражнение, а значит, и развитие всех тех физических и психических сил, способностей, черт характера, которых требует данная деятельность.
Развитие ребенка совершается в его активном и разнообразном общении с предметным и социальным миром. Первоначально биологическая активность младенца превращается под руководством взрослых в разные виды его деятельности. От того, чем занят ребенок, о чем думает, что воспринимает, что делает, от того, как эта деятельность организована старшими, зависит и ее результат, т. е. сдвиги в развитии ребенка.
Однако каждый вид деятельности имеет свои особенности. По-разному используется активность ребенка в спортивной и игровой деятельности, в труде и пионерской жизни. Для того чтобы педагог мог с максимальным эффектом использовать образовательно-воспитательные возможности той или иной деятельности, необходимо знать природу каждой из них.
Для характеристики развивающего значения разных видов деятельности ребенка остановимся на самых основных: игре, учении, труде и специально на деятельности ребенка в быту.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Требования к учителю - это императивна система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности. Выделены главные группы способностей. Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подго­товить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п. Перцептивные проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых. Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли. В свете требований закона РФ «Об образовании» учитель должен выполнять основные принципы государственной политики: гуманистический характер (приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности), единство федерального и регионального, культурного и образовательного пространства, доступность, светский характер, свобода и плюрализм, демократический характер управления образованием. Известно, что основной целью деятельности педагога является формирование личности. Формируя личность, учитель должен, прежде всего, перевести воспитательную или иную задачу на язык задачи, понятный для учащихся, добиться выполнения этих задач с помощью определенных средств и способов. Он должен руководить этой деятельностью школьников, анализировать, предоставлять ей желаемого направления и оценивать ее, вместе с тем, он должен анализировать и свою деятельность - от содержания и способов постановки задач зависит характер деятельности учащихся, а это определяет процесс и содержание формирования личности. Такова общая схема работы учителя.

В.А. Сухомлинский во многих своих трудах отмечал, что педагогическая деятельность невозможна без элемента исследования, потому что по своей логике и философской основой она имеет творческий характер. По мнению известного педагога, каждая человеческая индивидуальность, с которой имеет дело учитель, - это в определенной степени, своеобразный, неповторимый мир мыслей, чувств, интересов.

Учитывая то, что педагогический процесс управляется объективными законами, без учета и использования которых педагог не может преуспеть, учителю очень важно знать основные закономерности процесса обучения и воспитания, постоянно совершенствовать свое педагогическое мышление. Теория дает общую ориентацию для действий, предлагает определенные образцы решения педагогических задач. Но каждый раз общие положения или принципы нужно использовать с учетом конкретных обстоятельств, особенностей педагогической ситуации.

В своей работе педагогу много приходится достигать, полагаясь на собственный опыт, сочетать знания с интуицией, анализировать результаты проб, исправляя допущенные ошибки. Даже то, что в методических указаниях представлены содержание и способы организации деятельности учащихся, еще не означает, что учитель получил в руки готовый алгоритм педагогического воздействия, который При осуществлении воспитательной деятельности учитель, воспитатель обязаны осуществлять следующие трудовые действия :

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

Проектирование и реализация воспитательных программ.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Для осуществления перечисленных функций учитель, воспитатель должны обладать необходимыми умениями: Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

иметь необходимые знания:

Основ законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования и ФГОС общего образования.

Истории, теории, закономерностей и принципов построения и юфункционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества.

Основ психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

Основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития и социализации личности, индикаторов и индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможные девиации, приемов их диагностики.

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки.

Основ методики воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).

2.1 Структура содержания воспитательной деятельности

Содержание воспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

Изучение ребенка

Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Специфичным для гуманистического воспитания является то, что педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности: изучает возрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.

В теории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности, которые имеют стратегическое, долгосрочное значение. Речь идет об интересе к ребенку, принятии его таким, какой он есть, уважении его самоценности, о педагогическом оптимизме, понимаемом как опора на положительное, об отношении к ребенку как к целостной личности и т. д. Важный принцип в исследовании - отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение возможно лишь с его собственным опытом прежних лет .

Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога

На рубеже XIX-XX веков была признана ценность личности ребенка. Педагоги-гуманисты согласились с Аристотелем, утверждавшим, что самореализация человека - это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения, признали уникальность ребенка, радовались его непохожести на других детей, стремились создать условия для реализации этой непохожести - уважили ребенка. Таким образом, в XX веке уважение к ребенку стало одним из принципов воспитания. Подчеркивалось, что уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств .

Важная идея теории гуманистического воспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовный потенциал, не глушить "сырой материал личности" и есть создание условий самореализации ребенка.

Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество XX век привнес в педагогику интерес к активной деятельности ребенка. Активность ребенка рассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривали как жизненную потребность ребенка и показатель его достижений. И наконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.

В педагогических исследованиях отмечалось, что активность ребенка не может быть сформирована в условиях автократической педагогики, она не совмещается ни с чрезмерной опекой взрослого, ни с излишним вмешательством взрослых в содержание жизни детей. Гуманистическая педагогика видит воспитательную задачу в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность; дисциплину - в самодисциплину. Таким образом, активность ребенка рассматривалась как предпосылка его развития, а с другой стороны, как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог-воспитатель придает большое значение характеру межличностного общения детей в процессе этой деятельности. В организации трудовой деятельности, игры, театральных постановок, художественного творчества: музыки, рисования, лепки и т. д. - педагог ориентируется на интересы детей и на их способности. Опыт показывает, что именно такая деятельность способствует смягчению нравов, предотвращает их огрубение, формирует нравственность детей.

Педагогические условия утверждения чувства защищенности ребенка в детских сообществах

Одной из главных тенденций развития гуманистического воспитания в педагогике XX века была тенденция к разрешению противоречия между личностью ребенка и детским сообществом, стремление к утверждению самочувствия защищенности ребенка в системе межличностных отношений. Большинству педагогов-гуманистов удалось создать детские сообщества, в которых обеспечивалось развитие уникальности каждого ребенка - члена коллектива, соблюдалось право ребенка на уважение, формировалось чувство собственного достоинства детей. Гуманизация воспитания связывалась с процессом социализации личности, наиболее эффективной средой для которой является детское общество. Процесс социализации в трактовке педагогов-гуманистов означает недопустимость неоправданного подавления активности личности, навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида. Гуманизацию социализации они рассматривают как процесс поддержания оптимального для развития личности состояния среды. Существенным фактором самореализации ребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства педагоги-гуманисты считали развитие у него социального чувства. В решения этой задачи особое значение они придавали детскому коллективу. Решающее значение для свободного, уверенного самочувствия детей в коллективе педагоги-гуманисты придавали детскому самоуправлению и здоровому общественному мнению, в котором видели регулятор внутриколлективных отношений. В то же время подчеркивалось, что средствами коллективного воздействия надо пользоваться весьма осторожно, только в случае, если в них есть крайняя необходимость. Основными условиями формирования гуманистических отношений в детском коллективе являются: самореализация ребенка. в разнообразной деятельности; самопознание детей - членов коллектива, наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения; формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата; обеспечение через систему законов общежития гарантии защищенности каждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.

Глубинным переживаниям личности школьника. Оценка проводится экспертным путем на основе интуиции, наблюдения, через создание условий для их возникновения на фиксируемом уровне. Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей состоит не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный (обществом или самим педагогом) комплект личностных качеств, но...




VIII вида может быть использован и в других образовательных учреждениях. Заключение Целью нашего исследования было проведение анализа, выявление сущности, специфики и обобщение опыта работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида. В ходе исследования нами были решены следующие задачи. В соответствии с заявленной целью и поставленными задачами нами был...

Которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности. Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих: 1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование...


В педагогической теории и практике позволяет сделать вывод о недостаточной теоретической разработанности комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, адаптированного к современным социально-экономическим обстоятельствам. Глава 2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в...

«Стандарт профессиональной деятельности педагога» - Подготовка соответствующей законодательной документации. Требования стандарта к воспитательной работе педагога. Поэтапность введения профессионального стандарта. Реализация профессионального стандарта педагога. Форма деятельности. Уметь строить воспитательную деятельность. Нормативные документы. Отражение.

«Современный педагог» - Показатели эффективности учебной деятельности. Педагогический совет. Педагогический профессионализм. Создание ориентировочной основы познания. Совершенствование учебного процесса. Проблема педсовета. Компоненты педагогической техники. Личность педагога в традиционной системе обучения. Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога.

«Имидж современного педагога» - Здоровье педагога. Составляющие профессиограммы. Дискуссия. Дети. Личностные качества. Школа будущего. Коммуникативные качества. Внешние факторы. Работа со словарями. Профессионализм. Древо решений. Работа с терминами. Корпоративная. Имидж современного учителя. Корпоративная культура. Академические способности.

«Профессиональный стандарт педагога» - Характеристика стандарта. Аудит. Профессиональная деятельность. Результаты обучения. Общественная ассоциация. Инструмент жесткой регламентации. Значимый взрослый. Термины и определения. Региональное дополнение. Образовательные задачи. Профессиональные требования. Конструктивные воспитательные усилия.

«Работа педагога по самообразованию» - Мотивы. Ощущение. Осознание ценностей. Развитие способностей. Изучаемый процесс. План работы по самообразованию. Сущность процесса самообразования. Содержание тетради по самообразованию. Ключевые слова. Формулировка темы по схеме. Формулирование цели исследования. Овладение способами проектирования.

«Самообразование» - Раздел плана. Тема ­ самообразования. Овладение способами проектирования. Овладение методикой работы с детьми. Направления методической работы. Самообразование педагогов. Содержание работы по самообразованию. Самообразование. Практическая деятельность. Развитие способностей к перепроектированию. Алгоритм составления плана по самообразованию.

Всего в теме 23 презентации