Проблема детства в современном мире. Пути решения проблем Состояние и проблемы современного детства

Способами решения проблемы являются обеспечение государственной политики в области охраны материнства и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию:

  • - внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;
  • - социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;
  • - повышение квалификации специалистов, работающих в службе детства и родовспоможения;
  • - укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений;
  • - медико-санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья женщин и детей, "ответственного родительства", здорового образа жизни;
  • - взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны здоровья матери и ребенка.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Главная задача государства по решению проблем семей, которые воспитывают детей-инвалидов, - поддержать эти семьи, помочь родителям осуществлять процесс реабилитации ребенка.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Одна из основных проблем семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид, заключается в том, что дети находятся в почти изолированном состоянии, их семья замыкается в своем пространстве, сосредотачиваясь на своей беде. Ребенок лишается активного социального развития, а это, в свою очередь, ведет к нарушению его адаптации в обществе.

Для решения этой проблемы создаются государственные учреждения - территориальные центры социальной помощи семье и детям, в состав которых входят отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Льготы и преимущества, установленные законодательством Российской Федерации, для детей-инвалидов: ежемесячная денежная выплата за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации; набор социальных услуг, включающий в себя следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте; скидка не ниже 50% оплаты жилья и коммунальных услуг; обеспечение жилыми помещениями и земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (с учетом льгот) - в первоочередном порядке.

Другие льготы для семей, имеющих детей-инвалидов, устанавливает субъект Федерации.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации принят и действует Федеральный закон "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно основываться на принципах уважения прав и законных интересов несовершеннолетних; законности; гуманного обращения с несовершеннолетними; индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних; ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; взаимодействия с семьей в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; гласности в деятельности учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на различных этапах социальной реабилитации; государственной поддержки деятельности негосударственных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальная поддержка семей, испытывающих трудности в реализации своих основных функций, является важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия. Практически это направление первичной профилактики связано с оказанием медико-консультативной и в некоторых случаях психокоррекционной помощи родителям. Благодаря этому направлению профилактической помощи в семье обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей, прежде всего, в семьях, где родители наркотизируются, дети лишены родительского надзора, усваивают асоциальные установки и антисоциальный образ жизни. Проводится патронаж социально-неблагополучных семей с целью определения необходимой помощи оказания социальных и психологических консультаций специалистами.

Современная статистика свидетельствует о росте числа безнадзорных и беспризорных детей - детей, которые брошены своими родителями. Однако брошенными могут быть не только дети, живущие на улице, в приюте или детском доме. Это не всегда дети алкоголиков, наркоманов, людей, находящихся за решеткой. Зачастую брошенными оказываются дети из весьма, казалось бы, благополучных семей, дети преуспевающих, социально успешных родителей. Конечно, в таких семьях речь не идет об отсутствии физической заботы и неудовлетворении витальных и материально-бытовых потребностей ребенка, как в случае детей-беспризорников. Эти дети брошены в психологическом смысле. Но так же, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви, им не уделяется внимание как личностям, их потребности в ласке и эмоциональном контакте игнорируются.

У родителей не хватает денежных средств и ответственности, а брошенные дети лишены будущего. Ребенок, оставшийся без родителей, проходит через целый ряд казенных учреждений: больницу, дом малютки, детский дом, школу-интернат и т.п. Лишенный родного дома, родительской ласки, он регулярно переживает еще и дополнительные психологические травмы, когда его заставляют менять обстановку, коллектив. В нем укрепляется чувство непрочности и необязательности окружающего мира, его законов. Выпускники детских домов, как правило, оказываются неготовыми к взрослой жизни из-за того, что привыкли, что за них все делают и решают воспитатели, и теряются, когда нужно проявить самостоятельность. Естественно, что чем раньше ребенок, оставшийся без попечения родителей, окажется "обустроен" в этой трагичной, совершенно незнакомой ему жизненной ситуации, тем успешнее во всех отношениях сложится его дальнейшая судьба. Например, в США действует закон, согласно которому ребенку, оказавшемуся без родительской опеки, не более чем по прошествии одних суток должна быть предоставлена такая форма устройства, которая в максимально возможной степени "компенсировала" бы потерю родных родителей.

Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения общества в целом к детям-сиротам, особенно к социальным сиротам. В общественном сознании сложились ошибочные стереотипы, мешающие возвращению сложных детей к нормальной жизни. Многие считают, что большинство сирот - это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные, "социально опасные" и неисправимые.

Огромную помощь в изменении существующих в обществе взглядов на эту проблему могут оказать средства массовой информации.

С целью совершенствования государственной поддержки семьи, материнства и детства курсовая работа предлагает следующую программу:

  • 1. Регулярно осуществлять систематическую внешнюю оценку действенности государственной поддержки семьи, материнства и детства, используя методы: опросы населения, финансовый и административный мониторинг государственных и муниципальных социальных программ.
  • 2. Выработать систему адресного подхода по оказанию семьям, действительно нуждающимся в помощи, через создание базы данных о положении конкретных семей, определение их статуса на основе комплекса критериев, а не только по показателям уровня дохода семьи.
  • 3. Разработать и принять Закон о многодетной семье, включающий семьи с тремя несовершеннолетними детьми в категорию многодетных, по примеру соседних республик.
  • 4. С целью оказания помощи семьям с детьми и улучшения демографической ситуации в регионе целесообразно расширить сеть негосударственных дошкольных учреждений с использованием традиционных и новых форм дошкольного образования.
  • 5. Бесплатное предоставление земельных участков под индивидуальную застройку, кредитование на строительные материалы, строительство социального жилья.
  • 6. Предложить учреждениям социального обслуживания семей с детьми расширить ассортимент услуг, оказываемых семьям с разным уровнем достатка, с целью направления доходов на развитие детей из малоимущих семей.
  • 7. Существенную помощь в учете государственных форм поддержки семьей с несовершеннолетними детьми окажет внедрение информационных технологий в систему адресной социальной защиты населения с объединением в единое информационное пространство базы данных различных министерств и ведомств республики и внедрение современных технологий обслуживания по принципу "единое окно".

Итак, в заключение второй главы хотелось бы отметить следующие моменты:

  • - в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;
  • - органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей;
  • - в настоящее время в России разработан и реализован механизм финансирования целевых программ по поддержке материнства и детства.

Современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Развитие научного прогресса, обилие информации, а также стремительно меняющийся темп и образ жизни людей оказывают огромное влияние на характер малышей с самых первых секунд жизни. Сегодня сайт рассказывает о том, чем же отличаются современные дети от детей предыдущих поколении.

Гиперопека и недостаток внимания

Психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие.

Сегодня женщины озабочены карьерой наравне с мужчинами и, едва родив, прибегают к помощи няни или гувернантки. Конкурс на рынке труда огромен, поэтому женщины предпочитают сознательно сократить свой декретный отпуск для того, чтобы поскорее вернуться к трудовым будням. В результате в том возрасте, когда формируется характер и психологическое здоровья ребенка, малыш совсем не видит свою маму.

Из-за обостренного желания добиться внимания родителей, ребенок может много капризничать , вести себя вызывающе, провоцировать родителей на эмоции, а также манипулировать взрослыми. К тому же очень часто ребенок пытается заменить нехватку внимания другими элементами: игрой в компьютер, странными увлечениями и друзьями, а в подростковом возрасте может столкнуться и с более серьезными проблемами, такими как наркотики и алкоголь.

Проблемы современных детей

Гиперопека также не добавляет ребенку легкости в восприятии действительности и накладывает отпечаток на характер в тот самый момент, когда он только формируется. Матери, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию ребенка, слишком оберегают свое чадо, стараясь оградить его от опасностей окружающего мира. В итоге ребенок вырастает избалованным, инфантильным и запуганным, неспособным принимать самостоятельные решения и двигаться к своей цели.

Помните, что характер формируется в течение первых 5 лет жизни ребенка. Не спешите выходить из декретного отпуска, но и не закрывайте его от мира в четырех стенах. Подумайте о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, где он сможет научиться социально адаптироваться среди сверстников и уже в маленьком возрасте начать проявлять самостоятельность.

В потоке информации

На сегодняшний день в нашем мире циркулирует огромное количество информации, и дети являются ее непосредственными потребителями. Но проблема заключается в том, что большинство детей и подростков не умеют ею пользоваться и фильтровать, в связи с чем выбирают для себя только то, что может показаться интересным.

1. Детство как комплексная проблема

Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и как становится независимым?

Это мир предметов, мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный, внешний и свой субъективный, внутренний мир? Как решает для себя вечные человеческие проблемы: проблемы истины и существования? Как соотносит свои ощущения с вызвавшими их предметами? По каким признакам отличает реальность от фантазии?

Это мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями, культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Понять детство вне его истории невозможно. Как и когда возникло современное детство? Чем оно отличается от детства наших далеких предков? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения?

Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. Термин "детство" используется широко многопланово и многозначно.

Детство в индивидуальном варианте - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние "до взрослости". В обобщенном - это совокупность детей разных возрастов, составляющих "довзрослый" контингент общества.

Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях. В психологическом словаре есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание Детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

Д. И. Фельдштейн в книге "Социальное развитие в пространстве - времени Детства" отмечает, что обобщенное наименование - Детство - чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом автор подчеркивает, что отсутствует научное определение Детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта субстанциальная сущность Детства. "Не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов - физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций, приобретения ребенком (в рамках Детства) ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути".

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания Детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения. По словам Д. И. Фельдштейна, "главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру".

Являясь сложным, самостоятельным организмом, Детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир.

Речь идет об отношении мира Взрослых к Детству как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не "социальный питомник", а "развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности и прочим социальным состояниям, в которых взаимодействуют дети и взрослые".

Д. И. Фельдштейн ставит вопрос, насколько актуально научное определение Детства как особого объективно существующего социального явления, имеющего свои конкретные характеристики и занимающего совершенно определенное место в обществе. Можно ли рассматривать Детство не только как совокупность множества детей и не просто как объект воздействий Взрослого Мира, а как особое целостно представленное социальное явление, находящееся в сложных функциональных связях с этим миром. Д. И. Фельдштейн отмечает, что важно "вычленить реальный смысл Детства как особого состояния развития в обществе и как обобщенного субъекта, целостно противостоящего Взрослому Миру и взаимодействующего с ним на уровне субъект-субъектных отношений".

Исключительно важным представляется дифференцированный подход к средовым характеристикам Детства - культурного контекста его развития. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды, в которой практически находится и формируется Детство в целом. Отсюда перспективным становится выделение особого целостного состояния Детства как саморазвивающегося субъекта, постоянно выступающего в качестве такового в отношениях со Взрослым Миром.

М. В. Осорина в книге "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых" отмечает, что любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми.

М. В. Осорина выделяет 3 главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка: 1) влияние "взрослой" культуры; 2) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; 3) воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей.

Свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является то, что емкое понятие "детская субкультура" имеет место в психологическом словаре.

Детская субкультура трактуется в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, "осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты - элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Д. И. Фельдштейн отмечает, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, "развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру". Проблема развития, как известно, одна из наиболее сложных и постоянно актуальных во всех сферах научных знаний - в философии, социологии, психологии и др. Основанием развития Детства выступает деятельность, проблема которой, в свою очередь, является одной из наиболее актуальных, сложных, обсуждаемых в системе научных знаний, прежде всего философских, культурологических, психологических, педагогических и т. д.

Философской проблемой, несомненно, является мир детского сознания, духовная жизнь ребенка. В книге "Ребенок открывает мир" Е. В. Субботский пишет: "Мир детского сознания недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом. Выражает себя в его поступках. Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланцами-детьми. Хотя бы "извне", косвенно по признакам, намекам "расшифровывать" его. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания. Не заглянув в этот мир, нельзя не только воспитывать других - невозможно понять самого себя".

Профессор В. В. Зеньковский много внимания уделяет душе ребенка, его личности, считает ошибочным мнение, что душа ребенка схожа с душой взрослого. По его мнению, личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которой лежит во внеэмпирической сфере; с первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но с годами достигает своего полного и адекватного выражения.

В.В. Зеньковский выделяет в детской личности две стороны: одну - ясную, поверхностную, изменчивую, а другую - темную, глубокую, маломеняющуюся. Эмпирическая личность долго развивается в независимости от этой темной стороны души, но придет час, когда этот дуализм, это раздвоение становится невыносимым, и тогда начинается период борьбы с самим собой.

Невинность детской души выражает то, что дети в своей эмпирической личности не являются настоящими субъектами своей жизни, их сознание не смущено самопроверкой; лишь в чувствах стыда и совести закладываются первые эмпирические основы самооценки, первые зачатки отнесения именно к эмпирической личности своих "поступков". Детская иррациональность есть обратная сторона того, что в детской душе доминирует эмоциональная сфера; интеллект и воля занимают второе, часто служебное, место, настоящий же центр личности лежит глубже их. Господство реального "Я", слабая власть эмпирического "Я" ведет к тому, что в детях нет ничего искусственного, намеренного, нет никакой подправки; дитя непосредственно следует всем своим влечениям и чувствам, и как раз благодаря этому детство полно настоящей духовной свободы. Эта внутренняя органичность, по словам психолога и философа, придают детям то очарование, которое с детством навсегда отлетает от нас.

К. Юнг в книге "Конфликты детской души" отмечает, что душа ребенка до стадии сознательного "Я" вовсе не представляет собой нечто пустое или бессодержательное. Не только тело, но и его душа происходит из ряда предков. Душа ребенка использует не только фоновые условия психологического мира родителей, но и, в еще большей мере, бездны добра и зла, таящихся в человеческой душе.

К. Юнг дает свое понимание личности ребенка: то, что понимается под личностью вообще, а именно: определенная способность к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность это и есть идеал взрослых. Личность - это не зародыш в ребенке, который развивается лишь постепенно, благодаря жизни или в ее ходе. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. Эти три свойства не могут и не должны быть присущи ребенку, потому что с ними он был бы лишен детства.

Г.С. Абрамова вводит понятие "философия жизни" в контексте детства. Она пишет, что с момента рождения ребенок сталкивается с конкретными формами "философии жизни", задающими границы между жизнью и смертью, между живым и неживым. Она отмечает, что встреча ребенка с феноменом смерти связана с появлением в картине мира важнейшего ее качества - времени. Время становится осязаемым, физически присутствующим в виде преобразований свойств живого в неживое. Мертвый человек, мертвый жук, мертвая собака, мертвый цветок останавливают для ребенка время, делают его измеряемым самой глобальной единицей - жизни - смерти, обозначающей начало и конец. Понятие "философия жизни" конкретизируется в переживаниях. Ценности жизни ребенка, ценности жизни другого человека, ценности жизни вообще, а также в другом ряде переживаний - ответственность за жизнь, за живое, переживания по поводу источников собственной жизни.

Э. Агацци в статье "Человек как предмет познания" пишет о том, что много проблем и аспектов человеческого бытия не может быть рассмотрено сквозь призму науки, но тем не менее требуют исследования.

И. С. Кон к проблемам, не подвластным эмпирическому анализу, относит тайну человеческого "Я". "Каждый человек - уникальный и неповторимый мир в себе, который не может быть выражен ни в какой системе понятий. Но этот уникальный внутренний мир воплощает в себе общечеловеческие ценности и обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим. Открытие "Я" - не одномоментное и пожизненное приобретение, а серия последовательных открытий, каждое из которых предполагает предыдущее и вместе с тем вносит в них коррективы". Эти слова, несомненно, относятся к Детству.

Во вступительной статье к книге "Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре" В. В. Абраменкова пишет: "Понимание детства как особой психосоциокультурной категории, не вмещающейся в узкие рамки лабораторной экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований: по экологической психологии развития ребенка, по этнографии детства, по социологии детства, экологии детства и, в соответствии с духом времени, - виртуальной психологии детства".

И. С. Кон в книге "Ребенок и общество", представляющей собой теоретико-методологический анализ современного состояния этнографии и истории детства, пишет: "Раздельное изучение детства в рамках психологии развития, социологии воспитания, истории семьи, культурной и психологической антропологии (этнографии), истории литературы для детей и о детях, педагогики, педиатрии и других дисциплин дает очень ценную научную информацию. Но чтобы правильно понять и осмыслить эти факты, необходим широкий междисциплинарный синтез".

I. Введение

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия).

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Согласно данным Росстата, в 2010 году доля малообеспеченных среди детей в возрасте до 16 лет превышала среднероссийский уровень бедности. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

II. Семейная политика детствосбережения

Краткий анализ ситуации

Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году.

Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (57,4 тыс. родителей в 2011 году).

Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

Основные задачи

Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

Первоочередные меры

Разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики.

Разработка и утверждение стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания.

Проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства, в том числе уточнение и упорядочение правового содержания понятий "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", "дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении", "дети, нуждающиеся в помощи государства", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "жестокое обращение с ребенком".

Формирование законодательной базы для реформирования организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей.

Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании.

Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

Содействие реализации в субъектах Российской Федерации глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".

Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.

Модернизация государственного статистического наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и детства.

Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

Ожидаемые результаты

Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.

Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.

Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.

Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.

Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.

Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

Краткий анализ ситуации

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора.

Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Правительством Российской Федерации утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы. В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

Общероссийская система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений.

Таким образом, создаваемая общероссийская система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.

Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий. Так, в 2012 году планируется внедрение электронной системы тестирования на экзамене по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а на экзамене по иностранному языку - устного компонента, как это предусмотрено федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. При этом предполагается учитывать опыт апробации аналогичных форм проведения экзаменов по данным предметам в ходе эксперимента по введению единого государственного экзамена.

Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:

дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования;

дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;

отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг;

несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.

Основные задачи

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.

Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Создание общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.

Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей.

Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.

Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования

Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.

Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).

Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.

Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.

Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.

Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.

Обеспечение разработки примерных программ, определяющих единую содержательную основу подготовки педагогов-психологов, а также детального правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами.

Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты

Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.

Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.

Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).

Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.

Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.

Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов - на бесплатной основе.

Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.

Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.

Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.

Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.

Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.

Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.

Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.

Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.

Краткий анализ ситуации

На начало 2011 года в 37 субъектах Российской Федерации показатели младенческой смертности были выше, чем в среднем по Российской Федерации, только в 22 регионах работали перинатальные центры. В ряде субъектов Российской Федерации недостаточно финансово обеспечены региональные целевые программы в области охраны и укрепления здоровья детей; ненадлежащим образом организуется медико-социальная помощь для беременных и кормящих матерей, проведение диспансеризации и иммунизации детей; бесплатные медицинские услуги, гарантированные государством, неправомерно подменяются платными медицинскими услугами; не налажено должным образом обеспечение лекарствами и питанием в учреждениях здравоохранения; не соблюдаются права обучающихся в образовательных учреждениях на охрану и укрепление здоровья.

Подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. По распространенности суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уровень смертности детей значительно выше, чем в других европейских странах. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.

Основные задачи

Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.

Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.

Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.

Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

Ожидаемые результаты

Снижение показателей младенческой и детской смертности.

Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.

Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.

Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.

Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.

Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.

Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Сокращение числа подростковых суицидов.

Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.

Краткий анализ ситуации

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 654,4 тыс. человек (2,6 процента детского населения), из них 82 процента стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении.

Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на 42 процента за последние пять лет; в 2011 году - на 105,7 тыс. детей). Вместе с тем существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70 процентов - дети подросткового возраста, 33 процента - дети с ограниченными возможностями здоровья, 40 процентов - дети, имеющие братьев и сестер. При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи.

Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях.

На начало 2011 года в России состояли на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов. При этом многие дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности в возрасте от полутора до двух лет, не имеют этого статуса и, соответственно, права на установленные законом меры социальной поддержки, хотя остро нуждаются в реабилитации и помощи.

Более 80 процентов детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12 процентов из них попадают в дома-интернаты).

Около 40 тыс. детей-инвалидов воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, которые имеют системные проблемы: устаревшие здания, "перенаселенность" воспитанниками, удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность учреждений от окружающих, в том числе волонтеров, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов.

Сложной проблемой является положение ВИЧ-инфицированных детей (более 5,6 тыс. детей) и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей (около 10 тыс. детей, выявляемых ежегодно): до момента установления ВИЧ-статуса таких детей для них характерны повсеместная дискриминация в доступе к образованию, сфере досуга и отдыха, а в ряде случаев - к медицинской помощи, а также практически полное отсутствие перспектив семейного устройства.

В результате реализации в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" комплекса мер по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции частота ее реализации сократилась до 6 - 8 процентов, но это не является удовлетворительным результатом.

Недостаточно обеспечена защита рожденных детей от вертикальной передачи ВИЧ-инфекции вследствие неполного охвата ВИЧ-инфицированных матерей соответствующей лекарственной помощью, а также не исключена передача вируса в период грудного вскармливания ребенка.

Основные задачи

Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.

Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.

Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.

Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

Ожидаемые результаты

Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90 процентов.

Увеличение числа субъектов Российской Федерации, свободных от институциональных форм воспитания детей-сирот (детских домов и школ-интернатов).

Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.

Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.

Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.

Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях); введение запрета на помещение детей в возрасте до трех лет в дома-интернаты.

Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.

Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.

Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов.

Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).

Искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, родившихся без ВИЧ-инфекции.

Краткий анализ ситуации

Об актуальных проблемах современного детства

Э. Ш. Камалдинова (Национальный институт бизнеса,

Московский гуманитарный университет)

В статье анализируются социально-философские, правовые, теоретико-методологические, социально-педагогические, психологические аспекты проблемы детства: статуса детей, возрастных границ, особенностей социального положения в современном обществе, социального становления. Ключевые слова: Конвенция ООН о правах ребенка, права ребенка, государственные нормативные акты, феномен детства, социальное становление.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. Конвенции о правах ребенка, подписание ее главами 190 государств мира, ратификация конвенции Верховным Советом СССР в июне 1990 г. ознаменовали складывание новой ситуации в мире и конкретно в России по отношению к детям.

Проблема прав ребенка, его полноценной жизни, воспитания, образования и развития всегда волновали человечество. Ее решение означает обеспечение государственных гарантий в социальном становлении личности, в его вступлении в самостоятельную жизнедеятельность, реализацию его прав и законных интересов.

Разработка социологической концепции реального представления о детстве и моделей социализации ребенка в современное общество относится 70-80-м годам XX в. В основе этой концепции образ детства, конкретного ребенка раскрывается в контексте полноценного участника социальных действий, социальной деятельности в целом. Возникла потребность пересмотра исследовательской теории и практики социализации детства (И. С. Кон, Е. М. Рыбинский, С. Н. Щеглова) в рамках современной теории социализации. Это затрагивало определенную совокупность проблем: а) основы и структуры социализации, детство и повседневность как его нормативный контекст; б) анализ аспектов социального неравенства детей в рамках определенных обществом возможностей для освоения образовательного и профессионального статуса; в) рассмотрение социализации как специфического межпоколенного процесса, органически обусловленного, пересекающегося с политическим и социальным порядком и вы-

ступающего естественным механизмом следования поколений друг за другом.

Обозначенный подход базируется на концепции поколенческой упорядоченности, характеризует контекст социальной, взаимно конструированной и структурированной природы категорий ребенка и взрослого, их социального взаимодействия.

В этом смысле целесообразно выделить теоретико-прикладную актуальность оптимального конструирования и регулирования отношений между поколениями самых разных возрастных групп как центрального элемента, важнейшей составляющей общества в контексте функциональной связи с гендерными, экономическими, социально-политическими отношениями.

Общество, в котором плохо детям, - больное общество. Излечение такого общества, и нашего конкретно, может и должно начинаться с утверждения в нашем общественном сознании и жизни фундаментальной идеи: нашу жизнь можно и должно оценивать через современное детство. Приоритет движения от детей к обществу фактически есть предпосылка нашей сегодняшней и завтрашней культуры. Эта идея в своем содержательном смысле утверждает общественную значимость, социокультурные детерминанты воспитания, существования детства.

В условиях коренного общественного переустройства актуально стоит вопрос обновления традиционной парадигмы подготовки и включения подрастающего поколения в жизнедеятельность общества. В этом контексте возникает большая совокупность проблем теоретико-методологического характера, в том числе: детство как элемент культуры;

социализация детей как способ существования и трансмиссии культуры; детство как особая субкультура общества.

Традиционно в науке представление о категории детства (И. С. Кон и др.) характеризуется как инвариантная стадия развития человека или как демографическая категория. Но по своей исторической и социальной сути детство есть культурно-исторический феномен, который можно системно осмыслить лишь с учетом возрастного символизма, т. е. системы представления и образов в определенные периоды развития. В этом случае в культуре индивида проявляются воспринятые, осмысленные и легитимированные ценности в разные периоды социализации, его жизненного пути, в условиях многообразных характеристик возрастной стратификации общества.

В этом контексте принципиальный смысл обретают категории, характеризующие процесс развития личности (в период детства) - социальное становление детей, что, в свою очередь, предполагает обоснование и воплощение в общественную практику целостной теории социального развития вступающего в жизнь нового поколения.

Прежде всего речь идет о признании детства не как подготовительного этапа жизни, а как полноценного, нормального, обязательного периода жизни каждого ребенка и о гарантировании со стороны государства условий для его полноценной и качественной социализации.

Вопрос о правах ребенка (детей) в истории сообщества возник сравнительно недавно. В XIX в., особенно в его второй половине, резко актуализировалась необходимость защиты детей, в том числе от произвола родителей, от эксплуатации работодателей. В рамках демократических движений в тот период внимание прогрессивных сил было привлечено к признанию самоценности ребенка, к содействию реализации им основных прав и свобод. Об этом в России писали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушин-ский, К. Н. Вентцель и многие другие.

К. Н. Вентцель одну из своих статей так и назвал - «Ребенок настоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания» и сформулировал в ней следующий тезис: «Ребенок на-

стоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания. Воспитание должно добиваться того, чтобы каждый настоящий момент жизни ребенка был полон и имел значение сам по себе, а не как переходная ступень к зрелому возрасту» (Вентцель, 1993: 18). 25 сентября 1917 г. он осуществил «Провозглашение Декларации прав ребенка» (там же: 138-143). Один из ее пунктов гласил: «4. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства».

На рубеже XIX-XX вв. проблема социальной самоценности и признания значимости ребенка как социального субъекта, как человеческого существа, находящегося в условиях особой опасности (военной, политической, социальной - бедности, нищеты, болезней, неграмотности), справедливо актуализировала вопрос о правовом признании ребенка как личности в обществе. До образования ООН в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. И хотя она не содержала для государств-участников обязательных предписаний по ее реализации, но в соответствии с данным документом ребенок признавался объектом международной правовой защиты.

Одним из первых актов созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций явилось образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Принятая в 1948 г. ООН Всеобщая декларация прав человека признала особым приоритетом защиту и помощь детям. В 1959 г. Организацией Объединенных Наций принимается уже Декларация прав ребенка. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов защиты и обеспечения благополучия детей на национальном и международном уровне. Но документ этот лишь формулирует ведущие принципы и рекомендации.

Продолжающееся ухудшение положения детей во многих государствах мира потребовало принятия такого международного документа, который бы в рамках подписанных главами государств - участников ООН фиксиро-

вало важнейшие международные правовые нормы в государстве защиты основных жизненных прав и интересов детей. Подготовка и проведение в 1979 г. Международного года ребенка означали начало работы над проектом соответствующей международным нормам конвенции, гарантирующей основные права в сфере защиты жизни и разностороннего развития детей. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию ООН о правах ребенка. 25 января 1996 г. Совет Европы принимает Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, реально подтверждающую и провозглашающую гарантированные конвенцией нормы.

Концепция Конвенции о правах ребенка построена на фундаментальном положении, признающем равные права детей, юношества (от рождения до 18 лет) на существование, выживание, развитие, на самореализацию себя в современном мире. Жизнеустройство детей на этой основе требует принятия и реализации всеми структурами общества новой этики отношения к детям, к детству как уникальному социальному феномену.

ООН в целях активизации внимания мирового сообщества к Конвенции провела в 1990 г. Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей. Историческое значение такого форума состояло в том, что участники встречи - главы государств приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, План действий по осуществлению декларации в 1990-е годы. Главы 159 делегаций договорились о принятии экстренных мер, национальных планов, ориентированных на решение неотложных проблем детства. Это не только знаменовало принципиально новую ситуацию в области выработки и гарантированной государственной политики в интересах детей, но и обозначило для решения сообществом взрослых огромное количество актуальных проблем в сфере детства, требующих их долгосрочного и оперативного решения для сегодняшнего и завтрашнего подрастающего поколения.

Впервые в мировой практике был принят международный документ, утверждающий приоритет интересов детей в сфере политики,

необходимость гуманного, перспективного решения всеми государствами, ратифицирующими его, вопросов обеспечения полноценной жизни, здоровья, образования и развития, подготовки детей к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии с нормами международного права.

Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1989 г. принятием Конвенции о правах ребенка подтвердила свою приверженность гуманистическим принципам, а международное сообщество назвало ее Великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка. Ее ратификация Верховным Советом СССР состоялась в июне 1990 г., что определило соответствующие обязательства и правопреемницы России в сфере защиты прав детей.

Одним из первых шагов стало принятие Российской Федерацией в 1995 г. Национального плана действий в интересах детей до 2000 г., реализуемого в рамках президентской, а впоследствии долгосрочной федеральной программы «Дети России», включающей в себя в различные годы различные подпрограммы - «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети», «Дети и семья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений» и другие. Целевое предназначение и особенности реализации их в разных регионах по отношению к разным группам детей, несомненно, имели и имеют позитивный смысл, хотя технологии и формы обеспечения мероприятий существенно дифференцированы в отдельных субъектах Российской Федерации.

Начало 90-х годов в России отмечено активным становлением нормативно-правовой базы защиты прав и законных интересов детей: Конституция РФ (1993 г.), Гражданский кодекс РФ (1995 г.), Семейный кодекс РФ (1995 г.), Уголовный кодекс РФ (1995 г.), Трудовой кодекс РФ (2002 г.), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) и другие, а также федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995 г.), «Об основных гарантиях прав ребен-

ка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них»(1999 г.), Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве», законы субъектов РФ...

Современное российское законодательство содержит соответствующие базовые нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей. Вопрос заключается в том, чтобы их осуществление стало повседневной нормой для всех структур государства, общества и граждан.

Государство избрало программно-целевой метод реализации мер по решению проблем детей в обществе. Одним из механизмов государственной поддержки детей с 1995 г. у нас выступает федеральная целевая программа «Дети России». Приоритетами в решении задач определены снижение младенческой и материнской смертности, снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития, повсеместное гарантирование достаточных условий для решения задач выживания, полноценного развития, воспитания, образования.

За последние годы существенно активизировались финансовая поддержка, укрепление материально-технической базы учреждений. Однако система профилактики устойчивости жизнедеятельности детей (особенно в подростковом возрасте) недостаточно эффективна.

В этой сфере не отрегулированы меры оперативной компенсаторной помощи, стабильного функционирования обозначенных учреждений. К актуальным острым социальным проблемам следует отнести решение вопросов сокращения детской смертности, недоедания, преодоления неграмотности миллионов детей в мире, обеспечения всех семей питьевой водой, нормальными условиями жизни, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, дети - жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техно-

генных катастроф, стихийных бедствий, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети - жертвы насилия и другие категории детей из социально уязвимых групп).

Согласно вышеупомянутой Конвенции о правах ребенка государства-участники каждые пять лет представляют периодические доклады о реализации Конвенции о правах ребенка. Россия представляла в 1993 и 1998 гг. обстоятельные аналитические доклады для обсуждения и принятия мер поддержки.

С 1993 г. по настоящее время Правительством РФ готовится и представляется Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодный доклад «О положении детей в Российской Федерации». В представленных к настоящему времени более десяти докладах анализируется положение различных групп детей России, а также меры, направленные на его улучшение.

Полноценное системное решение обозначенных вопросов требует значительного повышения законодательных обязательств государства, действий общества, всех его структурных подразделений для создания элементарно достаточных условий для полноценной и здоровой жизни каждого ребенка, для осуществления и стимулирования социального, личностного развития каждого юного гражданина, для воспитания свободного, творческого, созидательного, духовно богатого поколения людей.

Это требовало выработки и принятия к реализации концепции, базирующейся на признании самоценности детства, на ответственности взрослых за судьбу каждого ребенка. Возвращение деформированного, пораженного глубоким кризисом нашего общества к его исконной гуманной сущности требует признания детства, юности, молодости как фундаментальной, а не подготовительной части жизни.

Излечение может и должно начинаться с утверждения в нашем общественном сознании, в профессиональной деятельности во всех сферах жизни общества фундаментальной идеи - оценивать жизнь через самочувствие детей и характеристики современного детства. Приоритет оценки и движения общества

в развитии от детей фактически есть базовая предпосылка общественной, гуманистической сущности социокультурных детерминант существования и развития общества.

Одна из глубинных причин долговременного кризиса общества состоит в том, что весь предшествующий взрослости период детства рассматривался и рассматривается как период подготовки к жизни во взрослом сообществе. Все виды деятельности (традиционно образования, воспитания) строятся на необходимости адаптации детей к миру взрослых, на игнорировании самоценности детского сообщества как одного их важных условий развития общества в целом, развития его культуры, менталитета, экономической и политической сфер жизнедеятельности. Государственная политика в интересах детей должна быть кардинально активизирована, она сегодня в основном реализуется по остаточному признаку.

Сегодняшние поколение детей по существу находится на периферии государственной политики, общественных интересов, на обочине законодательного и административного решения жизненно актуальных проблем детства. Жизнеобитание детей и подростков проходит в современных условиях фактически вне правовых ориентаций, норм. Статистика, характеризующая основные тенденции общественной жизни, подтверждает тот факт, что быт, установки, поведение, вся субкультура сегодняшних детей зеркально отражают, усугубляют глубинные противоречия современного российского общества. Всплеск самоубийств подростков - одна из драматичных примет остроты и драматичности сегодняшней ситуации.

На нынешнем этапе общественного развития России актуально стоит вопрос обновления традиционной парадигмы (системы идей, положений, лежащих в основе теории и практики решения проблемы) подготовки и включения подрастающего поколения в жизнедеятельность общества. Диалектика обновления общества осуществима на основе системы «дети - общество», «молодежь - общество». В этом случае фундаментальное значение приобретает процесс развития, сти-

мулирование процесса социального самодвижения вступающих в самостоятельную взрослую жизнедеятельность. Особое значение в государственной политике в этой связи приобретает содержание работы детских и юношеских общественных объединений, направленное на развертывание субъектной, социально активной позиций детей, подростков, юношества в различных сферах общественного проявления.

Реальное признание прав ребенка характеризуется различными аспектами: юридическим, социально-психологическим, социально-педагогическим и др. Сложности их разрешения сегодня очевидны, но торможение оборачивается еще более драматичными последствиями. Важный смысл в этой связи приобретает социально-педагогическое решение вопроса.

Особого внимания также заслуживают некоторые психологические вопросы взросления детей и подростков. Усложнение социальных условий резко отрицательно сказалось на содержании и механизмах их социального развития. Элементы деструкции традиционных механизмов социализации детей проявляются во многих показателях, но весьма существенными становятся характеристики возраста. Ускорение биологического созревания (акселерация), рост напряженности психического самочувствия, неадекватность форм проявления самосознания, неподтверж-дение усиливающегося чувства взрослости у подростков их реально низким статусом приводят к значительному снижению социального возраста.

Маргинальность юношества в этих условиях выступает не только отрицательным атрибутом возрастного развития, но и существенным фактором торможения социокультурного движения общества в целом.

Наиболее драматичным фактором несрабатывающих условий полнокровной социализации выступает недостаточность в законодательстве нормативов, которые являлись бы правовыми «вешками», фиксирующими этапы взросления детей, обретения различными возрастными группами все больше гражданских прав и обязанностей, их юридическое оформ-

ление постепенного вступления в мир взрослых граждан.

Фактическая неразработанность ювенальной юриспруденции затрудняет постановку и решение глобальных по смыслу и значению достаточных юридических оснований для субъектного самовыражения сообществом 14-18-летних себя во всех сферах жизнедеятельности. Такое положение способствует углублению негативных процессов, связанных с социальным отчуждением, нарастанием криминогенности, девиантного поведения подростков и юношества, усложнением процесса самовыражения юношества в многообразных формах социально значимой деятельности. По оценкам экспертов-специалистов, за прошедшие два десятилетия уже произошли невосполнимые потери в ресурсах поколений России.

Недооценка активизирующихся социально-возрастных процессов, потребности социальных переходов в статусе у значительного числа подростков оборачивается углублением разрыва между потребностью интенсивного включения подрастающих в жизнь общества и задержкой их социально зрелого проявления. Правовой статус детей и подростков различного возраста в детских общественных объединениях (с 8 до 18 лет включительно) нуждается в конкретизации.

Признание прав ребенка в период его образовательной деятельности означает прежде всего отказ от традиции патернализма, решения за ребенка взрослыми всех его проблем. Это предполагает новую конструкцию, ориентированную на построение процесса воспитания во всех социальных институтах через вза-

имодействие, сотрудничество, через доверие и уважение. В такой среде созидательного взаимовлияния взрослый стимулирует самодвижение ребенка, помогает детскому коллективу принять свое решение, помогает в реализации программы, принятой этим коллективом, дает возможность свободы поиска, свободы экспериментов, свободы решения и совершения ошибок.

Создание соответствующих условий, стимулирование, поддержка статуса субъекта как объединения, так и отдельных его участников - актуальная задача, которую в общении с детьми предстоит ежедневно решать взрослому сообществу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Вентцель, К. Н. (1993) Свободное воспитание: сб. избр. тр. М. : Профессиональное образование.

ON THE TOPICAL PROBLEMS OF CONTEMPORARY CHILDHOOD E. Sh. Kamaldinova (The National Institute of Business,

Moscow University for the Humanities)

The article analyzes the socio-philosophical, legal, theoretical and methodological, social and pedagogical, and psychological aspects of the problem of childhood: the status of children, age brackets, the features of social position in the contemporary world, and social formation.

Keywords: the UN Convention on the Rights of the Child, rights of the child, state regulatory enactments, the phenomenon of childhood, social formation.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Venttsel’, K. N. (1993) Svobodnoe vospitanie: sb. izbr. tr. M. : Professional’noe obrazovanie.