Что такое любовь комментарии. Что такое любовь? Что значит, любовь не ищет своего, в психологии между парнем и девушкой

Любовь это … в высказываниях и цитатах философов, писателей, психологов, социологов, представителей искусства, гуманистов, богословов, педагогов, историков, государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов, и просто известных и выдающихся людей. Яркие, интересные с юмором и серьезные, глубокие, а иногда и очень простые… В общем самые интересные мысли о том, что же это — любовь.
Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.
Александр Пушкин

Любовь - это эгоизм вдвоем.
Жермена де Сталь

Любовь - это… проявление бессмертного начала в существе смертном.
Платон

Любовь - это взаимное святотатство.
Кароль Ижиковский

Любовь - это счастье, которое дрожит от страха.
Д. Х. Джебран

Любовь - это океан чувств, отовсюду окруженный расходами.
Томас Дьюар


Поль Жеральди

Любовь - это счастье, которое дарят друг другу.
Жорж Санд

Любовь - это краткий промежуток времени, когда лицо противоположного пола точно такого же мнения о нас, как и мы сами.
Магдалена Самозванец

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
Лев Николаевич Толстой


Пауло Коэльо

Любовь - это награда, полученная без заслуг.
Рикарда Хух

Любовь - не жалобный стон далекой скрипки, а торжествующий скрип кроватных пружин.
Сидни Перлмен

Любовь - это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда.
Зигмунд Фрейд

Любовь - это игра в карты, в которой блефуют оба: один, чтобы выиграть, другой, чтобы не проиграть.
Анри Ренье

Любовь - это чудо цивилизации.
Стендаль

Любовь - это способ услышать «Дорогой» или «Дорогая» после занятий сексом.
Джулиан Барнс

Любовь - это торжество воображения над интеллектом.
Генри Луис Менкен

Любовь - это все. И это все, что мы знаем о ней.
Эмили Дикинсон

Любовь - это энергия жизни.
Роберт Браунинг

Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.
Антуан де Сент-Экзюпери

Любовь - это все, что тебе нужно.
Джон Леннон

Любовь - это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет.
Пауло Коэльо

Любить - это значит утверждать неповторимое существование другого человека.
С. Л. Рубинштейн

Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
А. С. Макаренко

Любовь - это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и са-мое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачива-ется под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает его в товар.
К. Гельвеций

Любовь - это не один из атрибутов Божества, а сумма всех Его атрибутов.
Д. Гиббонс

Любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
М. Монтень

Любовь - это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…
Н. А. Бердяев

Любовь - это самый короткий путь от одного сердца к другому: прямая линия.
М. Бедиль

Любовь - это сознание своей истинной жизни, единой во Всем. Дети, приходя ОТТУДА, еще ясно чувствуют эту жизнь и ее единственное вполне доступное нам проявление в любви. Сознание своей личной жизни есть самообман. Старость понемногу освобождает от него. Совсем освобождает смерть.
Л. Н. Толстой

Любовь - это средоточие человеческой жизни.
Т. Гьятсо
Любить - значит вместе смотреть в одном направлении? Возможно, но только, если смотрят не в телевизор.
Жильбер Сесброн

Любить - значит перестать сравнивать.
Бернар Грассе


Франсуа Мориак

Любовь - самая лучшая косметика.
Джина Лоллобриджида

Любовь не есть начало жизни, а только признание сознания начала жизни, Бога.
Л. Н. Толстой

Любовь - это высочайшая и предельная цель, к которой только может стремиться человек. Спасение человека заключено в любви и достигается через любовь.
В. Э. Франкл

Любовь - это заблуждение, будто одна женщина отличается от другой.
Генри Луис Менкен

Любовь - лучшая косметика. Но косметику купить легче.
Ив Сен-Лоран

Любовь - это зубная боль в сердце.
Генрих Гейне

Что такое любовь?.. Вероятно, это мозаика чувств, из которой нельзя выкинуть ни одного ка-мушка.
А. Б. Мариенгоф

Любить - значит видеть чудо, невидимое для других.
Ф. Мориак

Любовь есть чудо, нравственное чудо.
В. В. Розанов

Любовь - настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния.
Э. Ренан

Любовь - есть благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, виде-ние в нем некого божественного начала. Всякая истинная любовь - все равно, отдает ли себе отчет в этом сам любящий или нет, - есть по самому существу религиозное чувство.
С. Л. Франк

Любовь твоя - это алтарь мой.
Еврипид

Любовь есть высшая реальность, первопричина… Любовь есть конечная цель мировой исто-рии, аминь вселенной.
Новалис

Любовь - вечное преуспеяние.
Иоанн Лествичник

Любовь - это боль, любовь - это шрамы, любовь - это раны и отметины.
Love hurts, love scars, love wounds and marks
Nazareth

Любовь есть истинное, высшее благо, которое разрешает все противоречия жизни и не только уничтожает страх смерти, но и влечет человека к жертве своего существования для других.
Л. Н. Толстой

Любовь - причина всех благ.
Ефрем Сирин

…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа…
С. Л. Франк

Любовь есть благо. Недаром в самом деле во все времена почти у всех культурных народов любовь в широком смысле и любовь мужа к жене называется любовью. Если любовь часто бывает жестокой и разрушительной, то причина тут не в ней самой, а в неравенстве людей.
А. П. Чехов

Высшая ценность на этой Земле - Любовь.
А. А. Блок

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Аристотель

Любовь - соль добродетелей.
Ефрем Сирин

Любовь - высоким помыслам сестра.
С. П. Щипачев

Любовь по Богу есть переход от зла.
Иоанн Лествичник

Любовь - враг излишеств. В ней, как и в еде, следует отдавать предпочтение не количеству, а качеству.
А. и С. Голон

Любовь есть как бы некое умиленное пение из глубины; но глубина неодухотворенного ин-стинкта может умилиться на соблазн и петь от наслаждения грехом.

Любовь есть доброта - не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печется о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь, сама по себе, дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность - осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного.
И. А. Ильин

Любить - это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.
П. Верлен

Любовь - последняя и самая тяжелая детская болезнь.
Автор неизвестен

Любовь - наше второе рождение.
О. Бальзак

Любовь есть возрождение.
В. В. Розанов

Любовь - это казна счастья: чем больше она дает, тем больше получает.
В. Мюллер

Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.
Д. Юм

Любовь - огонь, тоска по счастью.
Его неодолимой власти
Любая тварь подчинена.
Лопе де Вега

Любовь - девиз человеческой жизни.
Д. Д. Минаев

Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь бла-женная и бесконечная.
Л. Н. Толстой

…Любовь - корень жизни.
В. В. Розанов

Любовь - сладкая сердцевина жизни.
Нем.

Любовь - апофеоз жизни.
А. И. Герцен

Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни.
Л. Н. Толстой

Любовь - это желание жить.
М. Горький

Любовь - вещь идеальная, супружество - реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
Иоганн Вольфганг Гете

Любовь - как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.
Николай Александрович Бердяев

Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть краска-ми, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы.
А. В. Луначарский

Любовь - это апофеоз красоты, красота - это сама женщина.
Д. Д. Минаев

Любовь - пышный, изящный цветок, венчающий и оканчивающий индивидуальную жизнь; но он, как все цветы, должен быть раскрыт одною стороною, лучшей стороной своей к небу всеобщего.
А. И. Герцен

Любовь есть соединение любимого человека со своими искреннейшими идеями, осуществле-ние через него своего смысла жизни.
А. П. Платонов

Любовь - и смысл, и цель всей сути сущей, -
Одной любовью жив любой живущий.
Хафиз Хорезми

…Но если любовь… есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь - это стремление к бессмертию.
Сократ

Любовь - величайшая награда для человека.
Д. Д. Минаев

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.
Эрих Фромм

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую можно подарить, и все же она у тебя останется.
Автор неизвестен

Любовь - подарок добровольный.
И. Гёте

Любовь - самое утреннее из наших чувств.
Б. Фонтенель

Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.
Николай Бердяев

Любовь - самое мощное из человеческих чувств; дружба же самое благородное и самое де-ликатное дополнение к любви.
Неизв. автор

Любовь - высочайшее чувство; она столько выше дружбы, сколько религия выше умозрения, сколько восторг поэта выше мысли ученого. Религия и любовь, они не берут часть души, им часть не нужна, они не ищут скромного уголка в сердце, им надобна вся душа, они не делятся, они пересекаются, сливаются.
А. И. Герцен

Любовь есть не просто субъективное чувство, в силу которого то, что мы любим, «нравится» нам, доставляет нам радость или удовольствие. Предмет любви часто, напротив, доставляет нам огорчения и страдания…
С. Л. Франк

Любовь - прекрасное, волнующее, трогательное чувство.
Ж. Бедье

Любовь - дитя иллюзии и одновременно мать разочарования.
Мигель де Унамуно

Любовь - самое интимное и неприкосновенное чувство.
В. А. Сухомлинский

Любовь - вернейшее родство.
И в мире ближе нет его.
Лопе де Вега

Любовь - это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.
П. Жеральди

Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
Б. Рассел

Любовь - кольцо, а у кольца нет конца.
Русская народная пословица

Нам очень нравится это слово, и мы его постоянно произносим: «любовь-любовь-любовь». Но что это такое, о какой любви идёт речь?

Можно говорить о нескольких видах любви. Применительно к нашей теме остановимся на двух из них. Одна любовь – это та самая, о которой мы постоянно говорим, слышим, про которую смотрим по телевизору и т.д. Это взаимное влечение мужчины и женщины друг к другу, которое выражается в том, что можно назвать, скорее, влюблённостью, чем любовью.

Но и в самом этом влечении есть градация – от низшей до высшей точки. Это влечение может принимать и самый низменный, отвратительный характер. Но оно может быть и по-человечески возвышенным, светлым, романтическим чувством. Однако даже самое светлое выражение этого влечения есть не что иное, как очеловечивание животного инстинкта. Этот инстинкт – инстинкт продолжения жизни, и он присущ всем тварям земным. Повсюду на земле всё летающее, ползающее, бегающее имеет этот инстинкт. В том числе и человек. Да, на низшем – животном – уровне своей природы человек тоже подчинен этому инстинкту. И этот инстинкт действует в человеке независимо от его разума. Не разум является источником взаимного влечения мужчины и женщины, а природный инстинкт. Разум может только отчасти корректировать это влечение, или останавливать усилием воли, или давать ему «зеленый свет». Но никакой любви в христианском смысле этого слова в этом влечении нет. Это совсем не та любовь, которую проповедует христианство.

Романтическая любовь – влюбленность – может внезапно вспыхнуть и столь же внезапно погаснуть. Пожалуй, почти все люди переживали чувство влюбленности, а многие и не один раз – и действительно, оно вспыхивало и угасало. Сегодня, казалось бы, любовь навек, а завтра – уже ненавидят друг друга. Правильно сказано, что от любви, от такой любви, до ненависти – один шаг. Животный инстинкт – и ничего более. Если человек при создании семьи движим только этим инстинктом, и если он не придёт к пониманию того, к чему в отношении брака призывает христианство, то его семейным отношениям грозят, скорее всего, самые печальные последствия.

Говоря «призывает христианство», мы не должны думать, что речь просто о какой-то специфике христианского мировоззрения. Христианство не придумывало новых норм жизни, оно лишь открыло для нас то, что является изначальным законом человеческой жизни. Точно так же, как когда мы говорим, что кто-то открыл такой-то физический закон. Не Ньютон же, например, установил закон всемирного тяготения. Нет, он только открыл, сформулировал и, если хотите, обнародовал его – только и всего. Так и христианство предлагает, по сути, не что-то новое, не какое-то собственное узко специфическое понимание, но оно открывает нам лишь то, что присуще человеку изначально, по самой его природе. Заповеди, данные Христом, есть законы нашего бытия, раскрытые Им для нас, для того, чтобы мы могли вести правильную жизнь.

Христианство учит, что Бог есть любовь . Это говорит о том, что и человек, созданный по образу Божию, должен следовать закону любви. Но совсем не той любви-влюбленности, любви-страсти, о которой мы сейчас говорили. О какой же любви речь? – О той любви, о которой говорится в Евангелии, и о которой подробнее писали святые отцы – опытнейшие психологи, я бы так их назвал. Не просто люди умные и образованные в области человеческой психологии. Нет, но именно опытнейшие, прошедшие путь познания самих себя, победившие в себе страсти и, очистившись, пережившие в себе, что есть любовь Божия.

Что же святые отцы говорят по рассматриваемому нами вопросу? Если подходить слишком поверхностно, то обычный человек может даже и отвернуться от их учения. Почему? – Потому что они говорят, что обычная человеческая любовь, которая столь прекрасна в глазах мира, – это ещё далеко не любовь. Это, как точно отметил известный мыслитель священник Павел Флоренский, бывший до революции профессором Московской духовной академии, – лишь переодетый эгоизм. Что это означает? – Это означает всем известную реальность нашей жизни: сегодня я тебя люблю, а завтра ты меня чем-то «уколешь», и я тебя возненавижу. То есть я люблю тебя ровно до тех пор, пока ты мне доставляешь удовольствие, вызываешь приятные чувства. А как только ты выскажешь что-то вполне справедливое и верное, но мне неприятное – всё, вся моя любовь тут же испаряется. Вот Флоренский и говорит: переодетый эгоизм.

Что такое эгоизм? – Эгоизм – это, если хотите, чувство, которое требует постоянного угождения моему разросшемуся в собственных глазах «я». Это явное и неявное требование служения моему «я». Всё должно служить мне и все должны служить мне. И если кто-то не угождает и не служит мне, не доставляет мне удовольствия, то как я могу его любить? – Конечно же, не могу.

Согласно святоотеческому учению, обычная человеческая любовь , благодаря которой осуществляется и брак, и семья – это лишь слабая тень настоящей любви. Той истинной богоподобной любви, которая может оживотворить всю жизнь человека. А истинная любовь возможна только на пути преодоления своего эгоизма, себялюбия. Это предполагает борьбу с угождением своим страстям – зависти, тщеславию, гордыне… Христианская любовь, если человек ее стяжал и не растрачивает, неугасима.

Страсть, повторю еще раз, – это страдание. Любая страсть, в конечном счёте, обязательно приводит к страданию. Почему? – Потому что любая страсть является противозаконным, противоестественным, как выражались святые отцы, состоянием души человека. Страстное состояние – это извращение собственной природы. А грех – это деятельное проявление той или иной страсти. Каждым своим грехом мы еще сильнее и сильнее раним свою душу, калечим ее. Многие грехи приводят и к разрушению тела. Как устроена наша природа? – По образу Божию. И вот эта прекрасная целостная человеческая природа, созданная Богом, вдруг разрушается нами безжалостно и немилосердно. Разрушается страстями: укоренившимися в нас лукавством, ложью, притворством, обманом, лицемерием и т.д.

Любовь, о которой говорит христианство, – это, в отличие от обычной человеческой любви, не мимолетное чувство и переживание, а неизменное состояние. Христианская любовь, если человек ее стяжал и не растрачивает, неугасима. Но это состояние даруется Богом только по мере искоренения страстей, ибо не могут в одной душе одновременно пребывать свет и тьма – божественный дар и сознательное нарушение божественного закона. Великий святой VII столетия преподобный Исаак Сирин так и говорит: невозможно приобрести истинную божественную любовь, не искоренив в себе страсти.

Божественная любовь может умножаться в человеке по мере очищения души, но может, напротив, исчезать и, в конце концов, оставить человека, если он вдруг сойдет с пути добродетели и вернется на путь страстей. Это – один из самых важнейших законов человеческой жизни. Перед человеком открыта перспектива достижения величайшего блага – стяжание истинной любви. Ведь даже в области простых человеческих отношений ничего выше и прекрасней любви нет! Это тем более верно, когда речь идет о самых глубинах человеческой личности: величайшим благом здесь становится приобретение богоподобной любви, которая приобретается, как правило, постепенно, по мере успехов в борьбе со своими страстями. Это можно сравнить с тем, как больной искалеченный человек начинает лечиться. По мере исцеления одной раны за другой ему становится всё лучше, всё легче, он становится всё более здоровым. Если уж телесное выздоровление – такое большое благо для человека, что же тогда говорить об исцелении его бессмертной души.

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

Проблемы в сфере любви возникают из-за того, что каждый часто по-своему понимает это чувство. Отвечая на вопрос, что такое любовь, психология не дает единственного определения этому феномену. Специалисты говорят о множестве разновидностей проявлений любви.

Что такое любовь с точки зрения психологии?

Советский психолог А. В. Петровский дает определение любви как интенсивного, напряженного чувства, физически обусловленного сексуальными потребностями и выражающегося в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности.

Социальная психология о любви

Изучая труды других психологов о любви, приходим к выводу, что термин охватывает гораздо более широкий спектр чувств и переживаний. В 70-х годах канадский социолог Джон Алан Ли выделил три основных вида любви, возникающих между мужчиной и женщиной.

  1. Прагма - спокойное, приземленное чувство. Такие отношения часто называют «любовью по расчету». Причем речь необязательно идет о корысти. Прагматики скорее руководствуются обычной житейской мудростью. Для них свойственно отношение к браку скорее как к общему бизнесу, чем стремление к ярким романтическим переживаниям. Большое значение придается исполнению взятых на себя обязательств друг перед другом.
  2. Мания - любовь-одержимость, любовь-зависимость. В основе чувств лежит ревность и страсть. Можно сказать, что люди, склоняющиеся к такому виду любви, живут в тревожном ожидании появления проблем во взаимоотношениях. А если они отсутствуют, сами же их и создают. Например, женщина постоянно влюбляется в женатых или по другой причине недоступных мужчин. Потому что препятствия для выражения любви создают необходимый ее темпераменту накал эмоций.
  3. Агапе - бескорыстная, самоотверженная любовь, беззаветная преданность любимому человеку. На первом месте - забота о благополучии партнера даже в ущерб собственным интересам и потребностям. Человек, склоняющийся к такому типу любви, может быть счастлив, если его партнер умеет ценить его жертвенную натуру и не превращается в законченного эгоиста.

Истинная любовь, с точки зрения психологии, включает в себя все три выше перечисленных проявления чувств. Так как каждый из аспектов важен для Настоящая влюбленность всегда находит свое выражение в физической страсти. Причем влечение достигает такой силы, что любимый человек становится единственным возможным источником полноценного сексуального удовлетворения.

Истинная любовь также проявляется в активной заинтересованности в счастье и развитии того, кого мы любим. Влюбленные люди часто относятся к партнеру как к ребенку, которого хочется радовать, баловать и защищать от невзгод и печалей. Причем желание отдавать не сопровождается сожалениями по поводу потраченного времени, энергии, денег. Любящий человек не нуждается в компенсации в виде ответной заботы, так как само состояние влюбленности дает ему необходимую энергетическую подпитку.

Несмотря на этот факт, в обществе распространено заблуждение, что любить - значит, проиграть, значит, всегда получать меньше, чем отдаешь в отношениях. Что выгоднее быть любимым, чем любить самому. Однако как утверждает психология любви, для по-настоящему влюбленного человека отдавать в отношениях так же приятно, как и брать. Если вы испытываете что-то другое, возможно, вы не более чем увлечены.

И наконец, любовь всегда порождает чувство ответственности. Ответственности за судьбу человека, с которым мы связываем свою жизнь, ответственности за сохранение добрых и искренних чувств друг к другу. Любовь невозможна без уважения к чувствам любимого человека, его достоинству. При принятии решений, затрагивающих интересы возлюбленного, его мнение обязательно учитывается и является решающим.

Аналитическая психология о любви и отношениях

Немецкий психоаналитик Эрих Фромм вывел следующие умозаключения о Существуют два различных чувства, которые именуют любовью в психологии, но приводят к противоположным результатам:

  1. Любовь по принципу бытия - плодотворное чувство, подразумевающее интерес, заботу, наслаждение. Оно может быть направлено как на человека, так и на неодушевленный предмет - цветок, произведение искусства, идею. Такая любовь духовно обогащает, наполняет энергией, усиливает ощущение полноты жизни. Порождает стремление к деятельности, которая подразумевает заботу об объекте любви.
  2. Любовь по принципу обладания - это деструктивное чувство. Проявляется в разрушительной страсти, которая не обогащает жизнь объекта симпатии, а подавляет, душит ее.

Психоаналитик утверждал, что психологически незрелым личностям, невротикам свойственна такая же незрелая, невротическая любовь по принципу обладания. Первый шаг, который нужно сделать на пути построения счастливой личной жизни - осознать, что любовь - это не просто чувство, яркая эмоция. Это такое же искусство, как умение играть на музыкальном инструменте, строить здания, проводить хирургические операции. И чтобы добиться успеха на любовном фронте, искусству создавать и поддерживать отношения нужно так же упорно обучаться, как и любому другому делу.

Чтобы построить счастливые отношения, человеку нужно выйти на новый уровень сознания. Проанализировать свои чувства и переживания в отношении объекта страсти, выявить собственнические мотивы, скрытые глубоко в подсознании. В этом помогут психологические сеансы с применением техник гипноза у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича.

Психология любви - это должен знать каждый

В нашей культуре бытует множество мифов, порожденных людьми, которые потерпели фиаско на любовном фронте. Это те самые незрелые личностями, о которых говорил Эрих Фромм. Неверные выводы, которые они сделали на основании своего жизненного опыта, мешают им обрести счастье в любовных отношениях. Развенчаем основные из них.

  1. «Романтические чувства требуются только для обоснования потребности в продолжении рода, сексуального желания». С помощью такой позиции человек защищает свое уязвленное эго. Любовная неудача постигла его не из-за того, что его личность оказалась недостаточно привлекательной. Лучше сделать вид, что любви просто не существует. Что это не более, чем половой инстинкт.
  2. «Без любви нельзя никак». На самом деле роль мужа или жены можно искусно выполнять даже без влюбленности в партнера. Это социальная роль. Эмоциональная любовь - уровень межличностных отношений.
  3. «Любовь полностью зависит от любимого человека». На самом деле состояние любви живет внутри вас. А другой человек его просто включает. Мы влюбляемся не в самого человека, а в одну из граней его личности, которая совпала с нашей психологической проекцией. Например, женщина испытывает стремление к интеллектуальному развитию, расширению кругозора. Это желание может реализоваться во влюбленности в профессора университета, человека из более высокого культурного сословия, иностранца. Другие личностные качества мужчины для нее будут не так уж важны. И если любимый перестанет удовлетворять ее тягу к получению новых знаний, то чувство сильного влечения к нему исчезнет.
  4. «Любая любовь обречена на гибель». Такой миф порожден теми, кто не берет в расчет эволюцию чувств. Проблема в том, что люди часто ошибочно принимают за любовь то, что ею не является - первичный всплеск чувств, так называемую любовь-манию, построенную на эндорфиновом кайфе. является таким же наркотиком, как шприц. В присутствии избранника начинает резко выделяться эндорфиновая группа, вы испытываете подъем сил. В его отсутствие вы испытываете ломку, стремитесь как можно быстрее увидеться с объектом своей страсти. Такое состояние может продлиться от полугода до четырех лет. То есть обречена на умирание не любовь, а только страсть. Первоначальная влюбленность должна перейти в новое качество.
  5. «Любовь может быть только к одному человеку. И если что-то не сложилось в отношениях, то все надежды на личное счастье можно похоронить». Настоящая любовь может быть одна на всю жизнь, но это не значит, что отношения, полные нежности и страсти, можно построить только с одним конкретным партнером. Так называемой второй половинки просто не существует. Скорее, в течение жизни можно встретить много таких «половинок» - подходящих партнеров по темпераменту и складу ума. А здоровый, духовно развитый человек, не невротик, способен установить хорошие отношения практически с кем угодно.

Что такое любовь: психология отношений

Если бы в вашей жизни не было никаких отношений, других людей, вы бы не могли фокусироваться на своем внутреннем мире. Говоря иначе, без отношений невозможно ощутить свою личность, индивидуальность.

Психологи не устают напоминать: в каждых ваших новых отношениях вы в первую очередь выстраиваете заново отношения с одним и тем же человеком - самим собой. Ваш партнер - всего лишь индикатор эволюции вашей личности. Если вы счастливы, то отношения с другими будут только усиливать эти ощущения. Однако в мире не существует человека, который бы мог компенсировать у вас отсутствие внутренней гармонии.

Ваша радость не должна зависеть от других людей и их отношения к вам. Только умение опираться на собственные ресурсы помогает сохранить состояние внутреннего счастья и теплые чувства к любимому человеку на долгие годы. Стремление к симбиотическому единству в отношениях помогает преодолеть чувство одиночества и собственной неполноценности лишь ненадолго. Как только тесная связь с любимым человеком оказывается по каким-то причинам под угрозой, у зависимого партнера возникнет состояние сильного страха, ужаса. Именно поэтому любовь ошибочно называют источником страданий. Стремление к симбиотическому единству проявляется в склонности терпеть любые отношения, какими бы плохими они ни были.

Психология: как понять любишь или нет?

В начале отношений, когда кипит страсть, трудно разобраться, насколько глубоки наши чувства к партнеру. Как правило, понять, что все было не более чем влюбленность, можно только когда начинаются трудности.

Чтобы убедиться, что ваши чувства настоящие, нужно представить себя вместе с любимым в трудной ситуации и проанализировать возникающие эмоции. утверждает, что если вы не готовы остаться с человеком, если у него обнаружится серьезное заболевание, то значит, вы его не любите.

Часто истинную ценность вещей мы осознаем, только когда безвозвратно их теряем. Еще одна действенная методика - представить, будто бы ваш избранник умер или вы никогда не встречались. Насколько дискомфортны вам подобные мысли? Можете представить свою жизнь без возлюбленного?

Психология любви и отношений - как понять, что тебя любят?

Чувства не всегда выражаются на словах. Мужчина может быть застенчивым или не спешить открывать свои чувства, опасаясь спугнуть вас чрезмерно высокой скоростью сближения. С другой стороны, некоторые представители сильной половины человечества могут красиво говорить о привязанности, на самом деле ее не испытывая. Чтобы разобраться в истинном положении вещей, обратите внимание на следующие поступки и действия мужчины.

  1. Влюбленному человеку трудно поддерживать зрительный контакт. Но при этом он часто поглядывает на объект симпатии.
  2. Влюбленный мужчина старается демонстрировать нравящейся женщине свои лучшие стороны, начинает тщательней следить за внешностью.
  3. старается все свое свободное время проводить с вами.
  4. Мужчину интересует о вас абсолютно все. Ваши хобби, мечты, предпочтения.
  5. Делая комплименты, мужчина будет восхищаться не только вашей внешностью, но и чертами характера.
  6. Он легко соглашается на ваши просьбы и всегда готов помочь в решении проблем.
  7. Важным показателем серьезности чувств является то, что вы фигурируете в его планах на будущее.

Попробуйте спросить близких друзей или родственников, что они думают о чувствах вашего избранника. Собственные эмоции нередко застилают глаза. А близкие, искренне желающие вам счастья, смогут объективно оценить, насколько мужчина предан вам.

Психология мужчин в любви: особенности и секреты его отношений

Если вы не нашли признаков влюбленности в своем избраннике, не стоит расстраиваться. Психология любви и отношений даст подсказку, как завоевать сердце любимого. В подсознании каждого мужчины живет 4 женских архетипа.

  • Ева - хранительница домашнего очага, мать, уютная земная женщина;
  • Елена - архетип идеальной любовницы, способной очаровать своей эротичностью;
  • Мария - соратница, боевая подруга;
  • София - мудрый советчик, идейный вдохновитель.

Что такое любовь?
Где ответ на вопрос?
Это радость и боль,
Это капельки слёз.

Ожиданье шагов
И тепла чьих-то рук.
Ни друзей, ни врагов,
Только стук, сердца стук.

Без остатка отдать
Все, что есть у тебя.
А потом только ждать,
Ждать и верить, любя.

Никогда не просить,
Ни о чем не жалеть.
Если нужно — простить.
За него умереть.

А может, жить, просто жить
И страдать вновь и вновь.

Давайте разберемся в достаточно простом вопросе о том, что такое любовь, про которую столько сказано. Да, конечно, она у каждого своя, но симптомы и механизмы у всех одни и те же. Совершенно точно, что любовь - это симпатия и влечение, невыносимое желание быть с кем-то рядом. Ясно, что любовь застилает глаза толстой-толстой розовой пеленой, когда влюбленный человек вообще не замечает никаких недостатков у любимого. Любовь — это чувство, которое помогает пережить любые неприятности. Если тебя поддерживает любимый человек, то можно преодолеть любые преграды, для вас нет ничего невозможного, вы ничего не боитесь и способны на все.

Есть люди, которые могут испытывать чувство любви недолго. Но им лишь кажется, что они любят, на самом деле это просто симпатия, страсть, эмоции. Настоящая любовь валит с ног, как хороший грипп. Влюбленный человек теряет контроль над своими эмоциями и поступками, потому что любовь горит в нем ярчайшим огнем.

Итак, выделим самое основное:

Любовь — это когда вам все время нужно быть вместе, трудно друг без друга, вы способны не раздумывая отдать свою жизнь за другого, готовы на самые безумные поступки.

Любовь — это то, что нельзя понять головой, то что ощущается только сердцем.

Любовь — это болезнь. Когда человек влюблен, фактически он становится идиотом и слепым.

А что же такое любовь с точки зрения ученых?

Какие же химические процессы происходят в нашем организме на разных стадиях любви? То есть, что же происходит на самом деле, пока мы сходим с ума?

Первая фаза

Это самое начало любви, это «влюбленность».
В целом формула влюбленности такова. Когда видишь потенциального партнера, ты сразу распознаешь это по довольно небольшому сочетанию наблюдаемых признаков. Если еще выясняется, что партнер сам не против связи, то в голове загорается неугасимый образ «Я хочу с ним связь». Ночью этот образ провоцирует сны, где все, что было днем не додумано, проигрывается «а если бы пошло все так…». Днем все мысли заняты вашим объектом и все окрашивает им, радостью, стрессом, заставляющим быть вас как можно лучше. Признаки начальной стадии любви одинаковы для всех:

Зрачки чуть расширены, глаза блестят дыхание преимущественно ртом и чуть более глубокое, чем обычно.
- Пульс частит, заснуть в этом состоянии сложно.
- Температура тела и артериальное давление тоже нестабильны.
- Изменяется (становится более активным) выделение кожных секретов. И они имеют специальный, не очень различимый, но привлекательный запах.
- Аппетит снижается. Запасы расходуются очень быстро — жировые прослойки уменьшаются в размерах, фигура «стремительно приближается к идеальной».
- Наступает временное улучшение здоровья, иммунитет повышается, хронические хвори на время отступают, может улучшиться венозный отток, чтобы сил хватило на ухаживание и его успешное завершение и чтобы ничто не отвлекало лишний раз, пока процесс не завершен.
- Появляется ощущение легкости в теле и особой четкости и ясности сознания, но способность сосредоточиться практически равна нулю.
- Периодически (несколько раз в день) всплывает ощущение беспричинного счастья. Причина однако есть, и вполне весомая — новая порция гормона поступила в кровь, еще бы не счастье.

В кровь выбрасывается дополнительный адреналин, который дает неутомимость и способность на самые сумасбродные поступки, свойственные всем влюбленным.
При неблагополучном развитии событий (у объекта влюбленности интерес отсутствует) избранник может даже стать предметом агрессии (не оценил, не понял).

Выработка амфетамина. На этой стадии он вырабатывается в огромном количестве и поддерживает влюбленных в состоянии эйфории. Причем организм быстро привыкает и требует все большие количества. Эйфория и обвал настроения, море энергии, ушедшей на ссоры и примирения. Для влюбленных на этой стадии уже необходимо «быть вместе». Один сеанс секса заставляет забыть любую предыдущую ссору.
Зачем это нужно? Чтобы устаканить отношения, разобраться кто в чем главный, кого что не устраивает, в этот период каждый отстаивает свои интересы. Короче говоря, два человека встретились и учатся жить вместе.

Фаза четыре

Это — критический период отношений. В результате повышенной выработки допомина (гормон креативности и риска) падает острота и критичность переживаний — он помогает не бояться нового, идти на риск. Все это нужно для того, чтобы согласиться на близость с другим человеком и на его присутствие в собственной жизни, на способность к серьезным переменам.
По результатам этой фазы человек приходит к решению двух важных вопросов:
— Возможна ли совместная жизнь с этим партнером?
— Сохранять ли отношения?

Фаза пять

В присутствии партнера организм вырабатывает эндорфины, обеспечивающие ощущения покоя, нежности, ровного и заметного удовольствия от присутствия другого.
Прелесть эндорфинов в том, что организм к ним не привыкает, они как сахар, кода чересчур сладко, то уже невкусно, но и только. Поэтому в кровь поступают ровно. Важный момент: данная фаза практически не ограничена временем. Тем, кому удается в остаться в этой фазе, жутко повезло.

Финальная фаза.

Финальная фаза наступает обычно через 18-30 месяцев. Гормональный фон приходит в норму, люди видят друг друга, как они есть. Пара, которая создавалась все это время, или уже имеет достаточно общего, чтобы жить вместе и без этой химической поддержки или люди понимают, что больше ничего интересного друг в друге найти не могут.

Вот такие дела

Так обстоит дело с точки зрения химии, психологии и здравого смысла. Вкратце уже точно можно сказать, что такое любовь. Это глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку под действием различных гормонов.
К счастью для нас все эти сложные процессы происходят незаметно, в этом-то и вся прелесть. Наслаждайтесь любовью, влюбляйтесь, стройте отношения, встречи, ругайтесь и устраивайте сцены. Не делайте только сверхглупостей. Если вам кажется, что ваш любимый человек единственный на свете и с никаким другим вы счастливы не будете, помните — это неправда. Ваш избранник или избранница, люди из числа огромного множества, есть кто-то лучше и хуже их, и с тысячей людей вы будете намного счастливее. Не делайте трагедии если что-то не получилось, это всего лишь гормоны, на самом деле вокруг вас множество чудесных людей, с которыми вы испытаете гораздо более сильные чувства. Если с любовью в этот раз не сложилось, то это только потому, что вас уже сейчас ждет встреча с более подходящим человеком. И природа хочет, чтобы вы с ним были вместе.

Макаров А.И., семейный психолог