Хочу научиться шить мусульманские тюбетейки. Как смастерить тюбетейку к Сабантую: пошаговая инструкция

Тема урока . Изготовление национального головного убора «Тюбетейка»

Цель урока:

Обучающая. Обучение учащихся изготовлению головного убора мягкой формы, раскрою деталей. Закрепление и углубление знаний, умений и навыков по технологии обработки деталей кроя путем профессионального мышления.

Воспитывающая . Воспитание чувства ответственности за выполненную работу, взаимопомощи, взаимоконтроля, любовь к профессии.

Развивающая. Формирование творческого, профессионального мышления, умения рационально использовать рабочее время, нетерпимость к браку.

Тип урока : практический

Обобщение ранее изученного материала

Закрепление изученного теоретического материала

Формирование практических, творческих навыков и умений

Материально-техническое оснащение урока, наглядные пособия:

Инструкционная карта - «Изготовление тюбетейки»

Поэтапный образец технологической обработки головного убора

Карточка индивидуального опроса «Проверь себя сам»

Технические условия на изготовление головных уборов

Припуски на швы

Критерии оценки

Учебные элементы – швейные машины

Утюги

Лекала головных уборов

Методы ведения урока:

    Беседа, рассказ

    Опрос учащихся с показом технологических приемов

    Самостоятельная работа учащихся

    Демонстрация изготовленных изделий

Ход урока

I .Организационная часть

    Проверка присутствующих на занятии

    Проверка готовности рабочих мест учащихся, наличие инструментов

II . Вводный инструктаж

    Сообщить тему урока

    Сообщить цель урока

Объяснение нового материала

Пошив тюбетейки.

Урок – практикум по теме технология изготовления национального головного убора – тюбетейки.

На этом уроке учащиеся совместно с учителем осуществляют самостоятельный творческий подход по изготовлению национального головного убора – тюбетейки, опираясь при этом на знания технологии изготовления данного изделия

Значение урока заключается в следующем:

    в практическом и методическом плане ученики учатся самостоятельно планировать заданной теме, применяя теоретические знания умения, навыки развивается логическое мышление;

    в воспитательном плане умение сотрудничать и общаться друг с другом; ученики воспитываются на национально культурных традициях.

Урок построен в соответствии с современными педагогическими требованиями.

На нем реализуются следующие педагогические принципы:

1.Принцип сотрудничества и сотворчества преподавателя с учениками

в учебном процессе.

2.Принцип воспитания на национально-культурных традициях.

3.Принцип интеграции теории с практикой.

3.Принцип нравственного и эстетического воспитания.

Технологическая последовательность обработки головного убора:

Выкройка тюбетейки со сплошной боковой частью и отдельными клиньями верха. Измеряем окружность головы повыше ушей; полученную цифру делим на четыре. Затем вырезаем из материи четыре пятиугольника, основание которых равно полученному числу сантиметров, а высота - на 1 - 1,5 см меньше. Например, если окружность головы равна 52 см, то основание каждого пятиугольника будет 52: 4 = 13 см, а высота 13 - 1 = 12 см.

1. Сошьём пятиугольники боковыми сторонами, швами с внутренней стороны; разгладим горячим утюгом. Точно такую же форму примет и подкладка тюбетейки из тонкой светлой материи, только швы на ней будут сверху. Затем мы подложим подкладку внутрь и прикрепим частыми стежками к боковым швам тюбетейки. Низ подкладки подгоним и пришьём к подогнутой верхней части тюбетейки, отгладим горячим утюгом. Тюбетейка готова

III . Текущий инструктаж

Методы ведения:

Целевые обходы

Индивидуальная работа

Повторный инструктаж (по необходимости)

1. Целевые обходы рабочих мест учащихся. Контроль за формированием умений и навыков:

Организация рабочих мест, наличие необходимых приспособлений и инструментов;

Соблюдение правил техники безопасности;

6. Проверка домашней работы.

IV . Заключительный инструктаж

    Подведение итогов производственных работ:

Оценка степени достижения цели урока;

Анализ типичных ошибок, причины их возникновения и

Способы устранения.

2.Оценка выполненных работ.

4. Сообщение темы следующего урока.

V .Организация домашнего задания

Повторить раскрой мелких деталей.

Работа заняла

2 место

Сделала две женские и две мужские тюбетейки. Из разных регионов Узбекистана: высокая мужская из города Чуст, невысокая мужская - Маргиланская, вся расшитая спелыми гранатами - из Шахрисабза - гилам дуппи и самая популярная среди девушек - Андижанская - вся расшитая розами.

Выкроены из бумаги, узоры наклеены, очень мелкие нарисовала гелевыми ручками.

Издревле одним из основных видов головного убора в Средней Азии является тюбетейка - вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо.

Упоминание о головных уборах, напоминающих тюбетейки, встречаются в исторических документах ХV-XVI веков. В музейных коллекциях сохранились образцы вышитых тюбетеек, относящиеся к середине XIX века. К середине XIX века выбор фасонов тюбетеек был достаточно разнообразен фасонов. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.

В Узбекистане имеется огромное количество самых разнообразных тюбетеек, которые подразделяются на несколько групп: Ташкентская, Бухарская, Самаркандская, Ферганская, Хорезмско-Каракалпакская, Кашкадарьинско- Сурхандарьинская. Также они делятся на: мужские и женские, предназначенные для детей и младенцев, а также, для стариков.

Сама технология изготовления тюбетеек состоит из нескольких этапов. Мелкий узор вместе с орнаментом тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка.. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка сохраняет свою форму, и долгое время служит своему хозяину.
Изготовление тюбетейки от закройки до прессовки проходит 16 этапов, почти все они выполняются женщинами и только на последних стадиях придания тюбетейке традиционной формы, подключаются мужчины, так как прессовка очень трудоемкий процесс.

Среди тюбетеек всех областей Узбекистана, самыми популярными считаются те, которые сделаны в городе Чуст, Андижанская область в Ферганской долине. Они называются – «чуст-дуппи», высокие тюбетейки. Они имеют квадратную форму, отличаются простотой и тонкостью вышивки белым шелком на черном фоне. Главное ее удобство – это использование сочетания классических цветов: черного и белого. Это позволяет носить ее как повседневно, так и на праздники. Узор вышивки «Чусти» на Востоке является традиционным: в верхней части изображены четыре стручковых перца (Калампир), которые считаются символом жизни и оберегом от сглаза. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Низ тюбетейки украшен вышитыми арочками, по четыре с каждой стороны. Каждый фрагмент орнамента имеет свой смысл, маленькая арочка – колыбель ребенка, а точки над ней занимающийся свет новой жизни, большая арка замыкающая рисунок – смертное ложе, озаренное последними лучами заходящего солнца, а элементы между ними – нелегкий жизненный путь. Череда куполов по ободу, как символ бесконечных рождений и смерти. Маленький купол - бешик, колыбель, большой купол - товут, сооружение, в котором отправляют в последний путь. Рождение, смерть... рождение, смерть... и так восемь раз.

В Ферганской долине также производят Маргиланские тюбетейки – Маргилан дуппи, они плотно облегают голову, небольшой высоты. Маргиланские тюбетейки отличаются удлиненной и тонкой формой «стручков».

Также есть версия, что рисунок изображает цветок сладкого миндаля – бодом. И ещё одна версия, что это трёхмесячный человеческий эмбрион. Какие-то тайные, эзотерические и мистические символы.
Когда тюбетейку складываешь, получается треугольник.

Женская Андижанская тюбетейка, вышивается в стиле «ироки» - плотным крестом или полукрестом – на белом фоне цветы урюка, граната и кусты роз. Змеевидная дорожка крест-накрест – это традиционный "илон изи" -след змеи - это оберег от злых сил. Такие тюбетейки носят молодые девушки.

Бухарские тюбетейки шьют из дорогого бархата и расшивают золотом, золотое рельефное шитьё. Раньше такие тюбетейки делали только мужчины. Считалось, что если женщина золотом вышивает, то оно скоро потускнеет.

Шахрисабзаские тюбетейки называют «гилам дуппи» - ковровые тюбетейки, все расшитые «ироки», очень много орнаментов, очень яркие цвета.

Каракалпакские тюбетейки

Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана. Ярко оформленный стенд мастеров из Каракалпакии, постоянно окружен посетителями. Подойдем ближе. Что так заинтересовало всех?

На низкой супе, покрытой полотнами с национальной вышивкой, миниатюрная юрта, повторяющая реальную, в мельчайших деталях. В нее даже можно заглянуть. Там, в глубине, миниатюрные перекрытия стянутые ткаными лентами, такими, же, какие украшают все пространство над экспозицией. Внутри под куполом подвешены разноцветные кисточки. Мастер из Каракалпаки поясняет нам, что каждая кисточка означает члена семьи, так, зайдя в каракалпакскую юрту можно узнать, сколько в семье мужчин, сколько женщин, сколько среди детей мальчиков и девочек. Юрта окружена рукотворными куклами в национальных каракалпакских одеждах.

Рядом с юртой – россыпь тюбетеек. Именно черных. Ну на то и кора-калпак. «Кара» - черный, «калпак» - остроконечная шапка. Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия». Шьют их из бархата, велюра или из войлока.

Каракалпакские тюбетейки делятся на женские и мужские по двум признакам:

Женские тюбетейки имеют сбоку пышный помпон. Второй признак – в орнаменте. Один и тот же орнамент может быть со скругленными элементами или с острыми углами. Скругленные линии – на женских тюбетейках, ломаные линии – на мужских.

Хотя со временем это деление перестало быть столь строгим. Вот например женская тюбетейка с узором «углами». Помпон – очень говорящий элемент. Если он слева, значит перед нами незамужняя девушка. Значит можно знакомиться и сватать. Если помпон справа – значит молодая женщина замужем, и знаки внимания со стороны мужчин недопустимы.

Детские тюбетейки яркие, высокие с помпончиком сверху. Старики носят круглую белую тюбетейку уже не с помпоном, а с кисточкой сверху. Ну оно и понятно, за долгую жизнь помпон поистрепался, осталась от него лишь кисточка.

Еще одна разновидность тюбетеек – из пестрой ткани классической каракалпакской формы и праздничные тюбетейки с плоским верхом.

Но самое интересное в каракалпакских тюбетейках – это узор. В нем вся биография человека, и каждый элемент имеет свое значение. Вот, например, эта тюбетейка расскажет нам, что её владелец из семьи маслоделов. В рисунке его тюбетейки элементы обозначающие подсолнух. Зеленые витиеватые полоски по кругу – означают пшеницу. Значит семья не только подсолнечник растит, но и пшеницу. Род земледельцев значит.

А человек, одевший такую тюбетейку – из рода скотоводов. Потому что тюбетейка покрыта орнаментом, обозначающим рожки баранов.

Мастер продемонстрировала нам этот элемент на примере окантовки собственного костюма. Прикрыв часть узора рукой, показала, как похож элемент узора на бараньи рога.

Эта тюбетейка предназначена для члена семьи садоводов. Яркие цветы обозначают цветущее урюковое дерево.

Такую тюбетейку носит член семьи земледельцев. Её украшают символы пшеницы и перевернутый знак «бесконечность», символизирующий благополучие.

А вот занятный круглый элемент на тюбетейке. Каракалпаки называют его «плевок царицы». Согласно легенде, в стародавние времена, одна царица увидела красивую работу вышивальщиц и плюнула, чтобы не сглазить. Вот этот царственный плевок и вписался в орнамент. Теперь он имеет значение оберега.

Такая каракалпакская вышивка украшает не только тюбетейки, но и современную одежду каракалпаков. Мастерица попросила свою милую помощницу показать верх своего платья. По девочке можно определить, что она не замужем (помпон слева) и что её предки занимались разведением скота.

Несколько моделей современной национальной одежды, выполненной мастером из Нукуса, были представлены здесь же.

Изящный деловой костюм на ней – собственная авторская работа. Он украшен вышивкой точно так, как положено оформлять женский каракалпакский костюм. Более удачный и гармоничный стиль для деловой женщины и придумать сложно.

Мастер, воссоздавший всю эту красоту – Айзада Нурумбетова. Уже 10 лет занимается возрождением национальных традиций в современной каракалпакской одежде. Многие орнаменты, которые мы видим сегодня в её работах, уникальны и являются результатом долгого поиска Айзады в музеях и архивах.

Удивительная женщина, энергичная, яркая, эмоциональная, удивительная рассказчица. Я увидела каракалпакские тюбетейки впервые в жизни, и для меня они стали открытием. Весь мой рассказ – эта малая толика того, что рассказала мастер Айзада Нурумбетова. Она влюблена в свое дело, великолепно знает его, и готова увлеченно рассказывать о нём.

Одна из тюбетеек просто запала в душу. Я её примерила (игриво, помпоном налево) и поняла, что тюбетейка просто предназначена мне судьбой.

Спросила Айзаду, можно ли заказать такую, … и такой костюм, и такое платье-тунику… Айзада рассмеялась. Объяснила, что конечно можно, и что их мастерская в Нукусе в основном работает под заказ. И что находятся они в здании Нукусского университета, и что их очень поддерживает Комитет Женщин Узбекистана. Мы еще много разговаривали, обменялись телефонами. Их мастерской очень нужно помочь выйти в Сеть. Потому что то, что они делают – уникально. Обыщите весь Интернет, вы не найдете ни одной каракалпакской тюбетейки. А здесь такой богатый пласт!

Низкий поклон мастеру Айзаде Нурумбетовой, за её неустанный труд, за золотые руки, за гордость прошлым своей древней и такой многострадальной земли.

Изготовление тюбетейки

Изготовление тюбетейки - татарский мужской головной убор

Ф.Г. Габдуллина

Изготовление тюбетейкиС древних времен у тюрко-мусульманского народа, в том числе у татар, тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но и подчеркивала человека как скромного, благо-воспитанного, религиозно-послушного, верующего, раскрывала внутреннюю сущность человека, духовный мир его. Поэтому, о человеке истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что "он родился в тюбетейке".
Тюбетейки отличаются друг от друга по шитью, орнаменту и вышивке. Повседневные мужские тюбетейки обычно шьют из черного бархата без вышивки. Казанские татары носят тюбетейки с плоским верхом и заостренным (конусообразным) верхом. Они вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже - бисером, стеклярусом, жемчугом. Хотя в последнее время тюбетейка играет роль обычного головного убора, из древних источников видно, что она существовала в доисламские времена.
Каляпуш - одна из разновидностей тюбетейки. На верхушке крепится кисть. Каляпуш - слово фарси: каля - понятие головы, пуш - покрыть. То есть, "перед намазом накрой голову".
Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра.
В настоящее время и молодежь стала интересоваться головными уборами и вышивками тюбетеек.
Необходимые материалы, инструменты и приспособления для вышивания тюбетеек

Понравившийся вам бархат.
- Разноцветный бисер, жемчуг, стеклярус, канитель, рубцы.
- Однотонный сатин, ситец или саржа для подкладки.
- Белая ткань для нанесения узора.
- Калька для узора.
- Копировальная бумага для перевода узора.
- Картон для лекала.
- Швейные и бисерные иголки:
1) иголка №3 (швейная),
2) иголка с большим глазком или японская иголка с открытой головкой,
3) иголка для бисера.
- Белые и черные нитки армированные или лавсановые, марок ЛЛ, ЛХ.
- Пяльцы диам. 22-25 см.
- Прочная ткань размером 35x35 см2 или 40x40 см2 для натягивания на пяльцы.
- Английские булавки.
- Наперсток.
- Ножницы, бумага, карандаш, линейка.
- Мыло или мелок портновский.
- Воск или лак.
- Бортовка (мешковина).
- Шпагат.
- Иголка для шпагата.
- Форма ("болванка").
Размещение на бумаге рисунка тюбетейки собственной разработки

Рисунок тюбетейкиСамому создать узор нелегкое дело. Для этого у человека должен быть художественный дар от бога, его фантазия и некоторые знания геометрии.
- С помощью циркуля построить окружность радиусом 9,5 см. На плоскости получится круг.
- Разделить круг с помощью транспортира на центральные углы, равные 120°. На чертеже получится 3 равных сектора.
- Разрезать один сектор и на нем разместить один фрагмент узора. Высота узора должна быть не более 6 см и до дуги не доходить 2 см, т.к. необходимо место для соединения верха тюбетейки с боковой частью.
- Фрагмент узора перенести на все 3 сектора.
Боковину разделить на 3 части и разместить фрагменты узора на них (иногда "растягивают" по боковине).
Технологическая карта вышивания и изготовления тюбетейки

1. Изготовление выкройки.
Тюбетейка состоит из верха круглой формы и боковой части (края). Выкройку делают из картона. Боковая часть представляет собой форму параллелограмма высотой 10 см, длина основания соответствует размеру головы плюс 2 см на сборки при вдевании шпагата и плюс 1 см на шов. Например, размер 57. Длина основания параллелограмма: L=57cм+2cм+0,5cм х 2=60 см.
Верхняя часть имеет форму круга. Диаметр его вычисляется следующим образом: например, размер головы 58.
С - длина окружности = 58 см. С= 2пR C=пD п=3,14
D= С/п, D= 58 cм/3,14 = 18,5 см.
Если размер головы 60, то диаметр круга равен 19 см.

2. Выкройка боковой части.
На изнаночную сторону бархата разложить выкройку "по косой" так, чтобы долевая нить ткани совпала "по косой", расчертить и раскроить.
Белую ткань и бортовку кроят также по косой.

3. Раскрой верхней части.
Круглый верх выкраивается так, чтобы длина окружности соответствовала размеру головы.

Узор для вышивки тюбетейки4. Перевод узора.
Сначала необходимо выбрать понравившийся Вам узор, перенести его на бумагу и перевести узор через копировку на белую ткань для верха. Наложить на изнаночную сторону бархата белую ткань с узором, зафиксировать по краям крупными стежками, затем перевести узор мелкими прямыми стежками на лицевую часть бархата.
На боковину обычно переводится три (4,5) узора. Белую ткань боковины свернуть пополам, отметить серединную линию налобной части, не учитывая запас на шов, длину белой ткани разделить на 3 равные части и провести еще две вертикальные линии, являющимися центральными линиями последующих узоров. Затем перевести все одинаковых три узора. Белую ткань крупными стежками зафиксировать на изнаночной стороне бархата и узор вывести на лицевую часть мелкими прямыми стежками.

5. Подготовка пяльцев к работе и вышивка узора.
На приготовленной прочной ткани размерами 35x35см2 (или 40x40 см2) отрежем середину в форме круга и обработаем края круга, чтобы края не рассыпались.
Бархат с узором натягивается на пяльцах и закрепляется на ткань при помощи английских булавок.
Подобрать бисер для узора, собрать бисер на нить бисерной иголкой, затем каждый бисер закрепить на бархат.
Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Способы вышивки бисером указаны были выше.
Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.
вышитые бисером тюбетейки

6. Раскрой подкладки.
Подкладка раскраивается из однотонного сатина (или саржи) темного цвета.
Подкладка для края тюбетейки выкраивается также по косой, как бархат, но она должна быть длиннее и шире бархатной части на 1 см.

7. Соединение бархата с подкладкой.
Бархат и подкладку сложить лицевыми сторонами внутрь, уровнять их срезы, закрепить английскими булавками, оставляя от среза 3 мм и 1 см, приметать прямыми стежками белыми нитками, а затем на швейной машинке прострочить черными нитками, оставляя от срезов 5 мм (строчка проходит между наметками, тогда шов получится аккуратным).

8. Выдернуть сметочные нитки и вывернуть изделие на лицевую сторону. Для того, чтобы снаружи тюбетейки не выступала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 2 мм заходила на изнаночную сторону и обтачайте белыми нитками. Потом на машинке прошейте по низу боковины 2 строчки со стороны бархата, оставляя снизу 3 мм, затем 5 мм.

9. На боковине и верхней частях тюбетейки между бархатом и подкладкой разложить бортовку. Чтобы ткани не сместились, приметать светлыми нитками, по краям боковины оставляя 1 см и 5-7 мм - на верхней части тюбетейки.

10. На подкладке верхней части с помощью лекала прочертить строчки для стегания.

11. Верхнюю часть тюбетейки по дугообразным линиям простегать нитками цвета ткани.

12. Боковину стегать по долевой нитке параллельными линиями. Чтобы стежки были параллельными, на боковине через каждый 7-10 сантиметров прочертить между собой параллельные линии и наметить белыми нитками, которые потом снимутся.

13. В каждую дорожку между строчками стеганого верха с помощью изогнутой иглы проденьте шпагат. Иголку введите с края в центр по самой длинной дугообразной дорожке, выведите иголку через подклад наружу и отрежьте шпагат. Чтобы концы шпагата не "выглядывали", подтяните ткань так, чтобы шпагат вошел во внутрь изделия. Проденьте шпагат во все 6 длинных дорожек. Затем иголку со шпагатом введите во вторую дорожку... Итак, далее смотрите рисунок. Так проденьте шпагат во все дольки.

14. На боковине шпагат вдевают сверху вниз в сторону шва и в последнюю очередь размерный шпагат по длине боковины. Шпагат вдевается, чтобы тюбетейка имела красивую форму. Старайтесь подобрать шпагат не очень тонкий, иначе тюбетейка не сохранит форму и получится мягкой.

15. Концы боковины соединяются по крайним стежкам по долевой нитке.

16. Начиная снизу по лицевой стороне мелом отмечают высоту тюбетейки 8-8,5 см и белыми нитками намечается линия, по которой соединяют боковую и верхнюю части тюбетейки. Чтобы удобно было соединять детали, шпагат вдевается до намеченной линии.

17. Разделив верх на 4 равные части, отметить точки английскими булавками. Боковой околышек разделить на 4 равные части, начиная с надлобной части. Эти точки попарно соединить булавками.

18. Соединение частей тюбетейки. Детали соединяют с изнаночной стороны по намеченным точкам белыми нитками. С верха изделия захватывают 5 мм, а боковину сшивают по намеченной линии. Проверить, все ли места правильно соединены и расстояния соблюдены, затем пришить черными нитками.

19. Внутренние срезы верха и края тюбетейки обработать, подгибая их внутрь в сторону верха изделия.

20. Выверните тюбетейку на лицевую сторону, опрысните водой изнаночную сторону, установите ее на форму и поставьте сушить на теплое место.

Надеемся, что вышитая вами тюбетейка, которой отдана вся душевная теплота и старания, будет приносить радость вашим близким.

Ф.Г. Габдуллина. "Вышиваем сами. Бисер", Казань, "Тарих" 2003