Карнавальная в рио де жанейро. Карнавал в рио-де-жанейро, бразилия. Какая валюта на карнавале актуальна

В конце февраля, в самый разгар лета, в Бразилии проходит одно из самых красочных и весёлых действий на планете - Карнавал!

Ежегодный карнавал Бразилии (а не только Рио), проходит за сорок дней до празднования Пасхи, официально стартуя в пятницу перед Пепельной средой, и проходит не только в Рио де Жанейро, но и в городах Сан Паулу, Сальвадоре, Ресифи, Порто Сегуро.

Слово "карнавал", происходит от словосочетания "carnelevare" (отстранение от мяса), что на португальском звучит как "carnival" и означает, что в пост, католики и другие христиане традиционно воздерживались от потребления мяса, а фестиваль как раз и представлял собой празднование последних сытных дней перед Великим постом. Хотя все-таки, подлинная история карнавала теряется среди древнегреческих Вакханалий и римских Сатурналий.

Первый бразильский карнавал в Рио де Жанейро впервые прошел в 1641-м году, когда буржуазия города привезла с собой из Парижа практические знания проведения балов и маскарадов. Изначально форма проведения фестиваля была чисто европейской, но затем в нее были добавлены элементы африканской культуры и культуры американских индейцев. Так в 1723 году, прибывшие с Азорских островов и островов Зелёного Мыса португальские переселенцы привезли с собой обычай "entrudo" - праздника перед Великим постом, когда принято было веселиться, поливая друг друга водой, посыпая мукой и мелом, фасолью и кукурузой, а также кидаться бомбочками, яйцами и другими, порой небезобидными, предметами.
Горожане часто жаловались на участников "entrudo", и праздник королевским указом был запрещён и постепенно переместившись в дома и салоны знати.

Но простой народ тоже не собирался отказываться от праздника. Параллельно возникает альтернативный вид карнавала - "cordões" - колонны, состоящие только из мужчин. Мачо танцевали под бразильско-африканскую музыку и вели себя весьма буйно. А в 1852 году сапожник Жозе Ногейра де Азеведо Паредес, собрав друзей и ударные инструменты, вышел на улицы города в дни карнавала с песнями и танцами, что добавило популярности уличному карнавалу. И сейчас "зе-перейра" - группа разнокалиберных барабанов - непременный атрибут праздника.

В 1870-х годах в Рио в поисках работы прибыло множество чернокожих - бывших рабов с кофейных плантаций. Вместе с африканской культурой они привнесли в карнавал "ranchos" - карнавальные группы, объединённые общей темой. В этих группах участвовали как мужчины, так и женщины. "Ranchos" существовали не только в дни карнавала, они действовали круглогодично и являлись своего рода "общественными клубами" и прообразами современных "школ самбы".

В 1889 году первая женщина-композитор Бразилии Чикинья Гонзага по заказу одной из "ranchos" сочинила песню "O Abre Alas" (Посторонитесь, я хочу пройти). Это была первая "marcha" (песня-марш), написанная специально для карнавала, её жизнерадостный ритм должен был организовывать движение танцующих. А в начале ХХ века на карнавал пришла первая самба - самая знаменитая афро-бразильская музыка, зажигательные ритмы которой звучат в Бразилии (и не только) круглый год. Так изменялся карнавал, постепенно приобретая исконно бразильские черты.

В 1907 году в Рио открылась Авенида Сентраль, и основное действие карнавала переместилось туда. Тогда же появились и "корсо" - кортежи разукрашенных автомобилей, с которых развесёлые молодые люди осыпали зрителей конфетти и серпантином. В 20-30-х годах ХХ века каждый уважающий себя автовладелец стремился предоставить своё авто для "корсо".

Все эти колонны и группы явились источником возникновения "школ самбы" - основных действующих процессий современного бразильского карнавала. Первая из них - "Deixa Falar" - была основана в 1928 году в квартале Эстасио, а в 1932 году уже состоялся первый парад школ самбы, правда, пока неофициальный. Однако уже в 1935 году на площади Одиннадцатого Июня прошёл первый официальный карнавальный парад. С тех пор место проведения карнавала менялось несколько раз, пока в 1984 году на проспекте Маркиза Сапукаи по проекту выдающегося бразильского архитектора Оскара Нимейры не был построен Самбадром. Это уникальное трёхэтажное сооружение имеет длину в 700 метров, ширину - 13 метров, а трибуны его вмещают более 70 тысяч человек.

В наши дни, официально карнавал начинается в пятницу и заканчивается в среду ("пепельную среду"), хотя народные гуляния начинаются намного раньше. Торжественно открытие карнавала происходит в момент передачи мэром Рио де Жанейро ключей от города "хозяину" праздника - королю Момо, который избирается из самых толстых мужчин и должен весить не менее 110 кг. До вторника король Момо становится полновластным повелителем города на 4 дня и имеет право издавать и отменять законы. Впрочем, этим он не злоупотребляет, так как у него есть более приятные обязанности - король должен посетить порядка 200 балов и конкурсов и неизменно присутствовать на Самбадроме, причём на всех мероприятиях король должен танцевать и веселиться.

Апофеозом карнавала является парад "школ самбы". Три ночи подряд перед неистовствующей от восторга публикой проходят вереницы фантастически оформленных платформ с непрерывно танцующими знойными красавицами, чьи наряды состоят лишь из перьев и блёсток. Их многотысячная свита, одетая в потрясающие костюмы, рассыпает фейерверки, гремят барабаны, кричат "группы поддержки", и всё это непрерывно танцует самбу, самбу, самбу!!!


На самбадроме происходят, конечно же, главные события карнавала, но этим он не исчерпывается. По всему городу проходят костюмированные балы и вечеринки, наиболее известные из которых - волшебный бал в отеле Copacabana Palace, куда съезжаются знаменитости со всего мира и официальный конкурс костюмов в отеле Gloria.

В пятницу, в день открытия, проходит также парад детских школ самбы, которые организованы по принципу взрослых. И вообще, во время бразильского карнавала самбадромом становится любое место, где есть музыка. Можно сказать, что вся Бразилия превращается в сплошной самбадром!

Накал страстей на карнавале таков, что власти ежегодно бесплатно раздают более 10 миллионов презервативов. Католическая церковь, хотя и не считает карнавал богоугодным делом, проведению его никоим образом не препятствует, и даже проводит в эти дни многотысячные мессы на стадионах.


Места на самбадроме бывают разных категорий. Самые лучшие - в 9-м, "туристическом", секторе. Цена билетов от 1 500 долларов. Здесь прекрасный обзор, столики, пронумерованные места, напитки и еда без ограничения, повышенный уровень безопасности и необходимая инфраструктура - от баров до медпунктов и регулярного трансфера. Услуги отнюдь не лишние - праздник длится всю ночь до 6 утра, редкие такси возят по двойному тарифу, а количество криминала в дни карнавала возрастает в разы.

Учитывать мужчинам нужно и то, что не все местные красотки, которые воспылают к вам страстной любовью, будут иметь в виду именно вашу персону, а не кошелёк, фотоаппарат, телефон и другие ценности.

На самбадром можно также купить места в открытых ложах - от 50 долларов, но они продаются "комплектом" по 12 штук (вся ложа). Бесплатные же места занимаются местным населением сильно заранее и характеризуются полным отсутствием удобств, теснотой и опасностью лишиться ценных вещей.

Впрочем, есть великолепная возможность "прочувствовать" карнавал, что называется, на своей шкуре. За 500–600 долларов можно купить костюм одной из школ и пройти 700 метров в карнавальной колонне, отплясывая самбу. При этом уметь танцевать самбу совсем не обязательно: говорят, что, попав в процессию, тело само начинает двигаться в нужном ритме.

Бронировать гостиницы и места на самбадром нужно намного заранее, так как во время карнавала цены возрастают в разы.

Бразилия… Первая же ассоциация, возникающая при этом слове, - феерический карнавал в Рио-де-Жанейро, и только потом вспоминаются загадочная Амазония, дикие индейцы и прочие чудеса далёкой южноамериканской страны. Уже почти полвека карнавал в Рио - самый известный в мире. Именно он задаёт тон карнавалам в Европе и Америке. Даже в Скандинавии развиваются местные школы самбы, хотя климат здесь мало способствует появлению на улицах полуобнажённых танцоров.

В своём современном виде Бразильский карнавал сложился совсем недавно, в первой половине XX в. Отдельные компоненты празднества через европейские корни восходят к почтенной древности. Это касается прежде всего даты его проведения. Привязанный к лунному календарю, Пасхе и Великому посту, Бразильский карнавал (как и русская Масленица) - праздник передвижной, он приходится на конец февраля или начало марта.
В Бразилию карнавал прибыл на португальских каравеллах, как и многие иные культурные формы. То был португальский карнавал Энтруду, название которого происходит от латинского introitus, что значит «начало» (речь идёт о начале Великого поста). Энтруду разительно отличался от изысканных итальянских карнавалов эпохи Возрождения: три дня кряду плебеи и аристократы выходили на улицы, где осыпали первого встречного мукой да сажей, обливали водой, а то и помоями. Все - испачканные, мокрые, вонючие - получали от этих немудрёных забав неизъяснимое наслаждение. Именно в такой форме Энтруду и распространился в Бразилии. Правда, позднее вместо помоев начали использовать «душистый лимон» - восковой муляж лимона или апельсина, наполненный ароматизированной водой.

Обычай пачкать друг друга чем попало ныне ушёл в прошлое, но сохранилось то, что составляет суть любого карнавала, - уравнивание всех слоёв общества в праздничном действе. Особенно важно это было для колониального общества, разделенного помимо имущественных и классовых расовыми и рабовладельческим барьерами. Словом, Энтруду стал подобием римских сатурналий, когда рабы получали возможность хоть на короткое время почувствовать себя свободными и равноправными людьми. Так карнавал, объединяя-общество, выступал отдалённым прообразом будущей нации. Другим прародителем карнавала являлись торжественные процессии, устраиваемые в Европе но любому важному поводу. Жители американских колоний в полной мере унаследовали их традиции, но. самоутверждаясь, старались перещеголять метрополию в пышности шествий. Кстати, некоторые историки возводят истоки Бразильского карнавала к 1641 г., когда по случаю восстановления суверенитета португальской короны и восшествия на престол короля Жоана IV в Рио-де-Жанейро устроили грандиозное празднество, продлившееся целую неделю.

Официально Бразильский карнавал длится четыре дня, однако в отличие от Энтруду фактически круглый год. С месяц после завершения карнавала все только и живут воспоминаниями о нём, а потом быстро наступает время подготовки к следующему, и это вновь выводит людей из реального времени и пространства в сакральный космос праздника. Вот и получается, что для любого бразильца, участника карнавальных объединений, мир карнавала оказывается куда более реальным и значимым, нежели окружающая действительность.

Из европейской традиции торжественных процессий будущий Бразильский карнавал заимствовал пышные одеяния (на их изготовление участники не жалеют ни денег, ни времени) и карнавальные повозки, именуемые на латыни carrus navalis («повозка-корабль»), а на испанском или португальском просто «карроса».
Нынешний Бразильский карнавал немыслим без карнавальных объединений - добровольных сообществ (иногда численностью до нескольких тысяч человек), представленных на шествиях отдельными процессиями с собственными карросами. Подобного рода объединения известны с начала XX в. В то время они возникали только накануне карнавала, когда жители улицы или квартала совместно готовились к празднику.

Костюмы, сценарий, репертуар, оформление и каррос — все это результат длительной подготовки, плод коллективного творчества людей, входящих в карнавальное объеденение

Непосредственными предшественниками карнавальных объединений являлись африканские театрализованные шествия с музыкой, пением и танцами, восходящие к языческим ритуалам - кордойс и раншус. Среди обязательных персонажей этого действа были король, шуты, индейцы, покойники, черти и учитель - дирижёр и «командующий парадом», которому все беспрекословно подчинялись. А впереди шла «знаменосица», женщина с разукрашенным флагом группы. Будущие школы самбы немало унаследовали от кордойс и раншус, и в первую очередь железную дисциплину шествия.
Но главный вклад африканских шествий в формирование Бразильского карнавала заключается не в театрализации, не в распределении ролей и даже не в организации - они привнесли в карнавал то, что определило его своеобычный облик - афроамериканскую культурную традицию. Европеец но происхождению, карнавал стал подлинно бразильским, лишь когда вобрал в себя живительную струю африканской крови, а именно в 20-х гг. прошлого века - с тех пор, как возникли так называемые школы самбы. Это и есть время рождения Бразильского карнавала.

Африканское слово «самба», связанное с языческим культом богинь плодородия, когда-то означало ритуальные телодвижения: танцоры касались друг друга животами, имитируя любовный акт. Постепенно эти движения утратили ритуально-магический смысл и превратились просто в элементы чувственного танца. В колониальные времена он был запрещён Римско-католической церковью. Но запрещён не обязательно забыт. В XX в. самба в преображённом виде вылилась в популярнейший жанр городского фольклора. Чернокожие и мулаты создавали музыкально-танцевальные коллективы - школы самбы и по примеру кордойс и раншус устраивали маскарадно-танцевальные шествия накануне Великого поста, год от году всё более красочные и пышные. В отличие от прежних карнавальных объединений школы самбы не распадались сразу после карнавала, а работали весь год, обучая искусству танца.
К концу 20-х гг. в Рио сложилось уже около десятка школ самбы, и в 1930 г. среди них прошёл первый конкурс, ставший основой основ сегодняшнего карнавала. Собственно, его сюжет не представляет собой состязание карнавальных объединений, и этот момент соревновательности придаёт праздничному действу интригу и азарт, сопоставимый с футбольными страстям.

Самбодром очень прост в своих архитектурных формах. Он включает в себя две огромные длинные трибуны и проход между ними (13,5 метров). Одна трибуна оборудована простыми скамейками, другая — комфортабельными местами. Несмотря на то что самбодром способен одновременно принять 62 тыс. человек, он всё равно не может вместить всех желающих. Ныне в Рио возводят огромный комплекс площадью почти 100 тыс. квадратных метров. Его уже окрестили Самба-Сити. К сентябрю 2005 г. Самба-Сити откроет двери для 14 лучших школ самбы. Здесь весь год будет идти подготовка к карнавалу, а в конце каждой недели — шоу, своеобразные отчёты о проделанной работе. И Бразильский карнавал можно будет увидеть в любое время года.

Первое время карнавальные шествия в Рио проходили в центре города. А потом количество участников так возросло, что им стало тесно на узких улочках старого Рио. И в 50-х гг. прошлого века процессию пустили по главному столичному проспекту Рио-Бранко. Когда же и проспект перестал вмещать толпы народа, знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер слроектировал для проведения карнавалов специальный стадион длиной 700 м. Его открыли в 1984 назвав самбодромом.
У карнавала в Рио два лица. Одно обращено к судейской ложе на самбодроме, друг повернуто к городским улицам. Всё, что связано с состязанием школ самбы, отличается почти военной
регламентацией. Детальная программа карнавала расписывается и утверждается задолго до его начала; каждой школе самбы выделяется в дефиле своё время; процессия подлежит строгому хронометражу. И не дай бог задержаться перед судейской ложей - потеряешь шансы на победу.
Строгим построением отличается и дефиле каждой школы которая выводит на самбодром больше тысячи человек. Впереди несут транспарант со словами «абри алас» («распахни крылья»): так школа самбы приветствует публику; затем в одинаковых костюмах идёт «директорат» школы, за ним следуют «пастушки» - шеренги девушек, выполняющих гимнастические упражнения; потом гордо вышагивает «знаменосица» во главе «академии»- танцевального «ядра» школы; далее движутся мужской хор, музыкальней ансамбль и основная часть колонны - богато изукрашенные карросы вперемешку с алас (крыльями), хореографическими группами, непрерывно танцующими самбу.

Самые важные фигуры на карнавале: королева карнавала (в тече ни е года ее отбирают среди тысяч претенденток в серии жёстких конкурсов красот ы), ее муж король Момо, обжора и распутник (его выбирают на основе совсем иных кри териев: возраст - от 18 до 50, вес — не менее 110 кг), и Маландро — шут, бродяга, отщепе нец, острослов и бала гур, осмеивающий всё и вся. Именно в этом персонаже, по свое й природе противостоя щем всякой регламентации, и сосредоточен подлинный дух Браз ильского каранавала. К ороль Момо ещё в 40-х гг. был куклой. И лишь в 50-х в образе Мо мо стал выступать человек. Полноправным участником карнавала он был признан только в 1967 г.

Настоящий карнавал разворачивается всё же не на самбодроме, а на улицах Рио-де-Жанейро и других бразильских городов. Водном лишь Рио насчитывается более 150 карнавальных объединений, которые на праздничных улицах веселятся напропалую день и ночь. В отличие от официальных школ самбы они не признают правил и готовы принять в свои ряды первого встречного. А во время карнавала только больные да немощные остаются дома. На улицы выходят все, нарядившись кто во что горазд: мужчины - в женские платья, бедняки - в роскошные одеяния (на них целый год копят деньги), а богачи, бывает, - в лохмотья. Звуки музыки, грохот барабанов, толпы пляшущих, - всё это заряжает энергией, гипнотизирует, вводит в особого рода состояние близкое к шаманскому трансу.

Корабль — древний символ, уходящий корнями в глубины тысячелетий. Это и священная ладья, посредник меж ду мирами подземным, земным и небесным, и святилище, и театр. В христианской традиции корабль ассоциируется с Ноевым ковчегом, «зданием» Церкви, идеей бытия — бурного моря, по которому носится кор аблик человеческой жизни… В Латинской Америке старый символ приобрёл новые значения. Это корабль ме чты ус тремлённый к некогда возвещённому, но так и не обретённому в Америке земному раю — ведь именно здес ь, по ту сторону Атлантики, Колумб обнаружил его преддверие, и именно у берегов Бразилии Томас Мор помест ил остров Утопия. Кроме того, по мнению ряда исследователей, carrus navalis символизирует движение браз иль ской нации к познанию собственной культурной сущности. Тем самым карнавал превращается в своего рода праздничный ритуал самосотворения и самоутверждения нации. Ведь неслучайно девиз карнавала 1999 г. г л а сил: «Бразилия, яви свой лик на великом театре бразильского мира», а в 2000 г., когда страна помимо милени ума праздновала 500-летие своего открытия, на карросах как бы сотворилась история Бразилии.

Что же, может быть и впрямь карнавал сродни всеобщему помешательству? Со стороны выглядит именно так. Но стоит вовлечься в стихию карнавала, как понимаешь другое, это коллективная отдушина, куда выплескиваются накопившиеся за год стрессы, это подлинное единение, которое сметает все социальные барьеры, и люди ощущают себя здесь единым национальным механизмом. И тогда карнавал в Рио предстает в ином свете- как путь коллективного спасения.

Фестиваль в Рио-де-Жанейро — самый большой праздник в Бразилии. Жители страны, ждут этот праздник в течение всего года. Только окончился один фестиваль, а уже с нетерпением ждут и готовятся к следующему. Сезон основных праздников в этой удивительной стране, берет свое начало на Рождество, захватывая , и заканчиваются ежегодным карнавалом. В Бразилии карнавал начинается почти сразу, после празднования , и заканчивается на 2-3 недели позже, официальной даты окончания праздника. В это время, по сложившейся традиции, не решаются никакие важные вопросы, и не делаются никакие дела. Вся страна находится в праздничном настроении.

Всем известно, что карнавал в Рио-де-Жанейро каждый год проходит в разное время. Несмотря на то, что это праздник языческий, дату его проведения вычисляют по календарю Католической Церкви . Дата карнавала высчитывается по празднику Пасхи, отсчитывая от него назад, к Новогодним праздникам 7 недель. Полученная дата и будет означать время проведения фестиваля, который проходит несколько дней. Таким образом, в нынешнем году, фестиваль в Бразилии будет проходить с 8 по 15 февраля. Начало Великого Поста, по Католической вере, означает окончание фестиваля.

Бразильский карнавал берет свое начало от португальского праздника Масленицы . Этот праздник португальцы праздновали еще с начала 15 столетия, при проведении которого, люди забрасывали друг друга протухшими яйцами и обсыпали мукой. Тем самым они демонстрировали свое полное раскрепощение . К концу 19 столетия, фестиваль в Бразилии приобрел большую популярность и различные исполнения. В период проведения карнавала, каждую ночь на центральной танцевальной площади Рио-де-Жанейро, проводятся соревнования исполнителей самбы . Ради праздничного шествия, в столице Бразилии Рио-де-Жанейро, был выстроен огромный *самбодром*, вмещающий около 100 тысяч зрителей. За проведением карнавала наблюдает строгое жюри, которое оценивает каждое движение и каждое слово участников праздника, и по полученным результатам выбирает победителей фестиваля. На представление каждой школы самбы отводится не более 90 минут, за которые каждая из них, демонстрирует свое мастерство в полном объеме. Каждый год на карнавал в Бразилии приезжает около полумиллиона туристов с разных стран мира, желающих посмотреть на эту красоту, а некоторые, самые отчаянные, и поучаствовать.

Такого карнавала как в 2014 году, Бразилия еще не видела. Масштабы проведенного праздничного шоу, поразили даже местных жителей. Это было шикарное красочное представление, в котором принимали участие все школы самбы страны . Каждая из них представляла целые спектакли, на какую-либо определенную тему. Костюмы и качество выступления превзошли все ожидания зрителей. Яркие краски и огромное количество блесток, громкая дробь барабанов, под которую танцуют самбу, и разрисованные жители города. Это все оставляет незабываемые впечатления. Увидев такое зрелище один раз, запоминаешь его на всю жизнь. Начало фестиваля проходит по давно сложившейся традиции, по которой мэр города передает ключи и правление городом избранному королю карнавала. В течение официального периода проведения праздника, а это 4 дня, городом управляет *король*.

После торжественной части начинается сумасшедшее веселье, глядя на которое вряд ли кто догадается, что каждое движение этого праздника репетировали в течение многих месяцев. Карнавал в Бразилии оставит после себя прекрасные воспоминания у его зрителей и участников.

Официальный сайт фестиваля : www.rio-carnival.net

Фотографии с сайта visitbrasil.com

Наверное, нет такого человека, который не слышал бы о знаменитом Карнавале в Рио-де-Жанейро. Он по праву является гордостью Бразилии и одним из самых масштабных и ярких культурных событий на планете. Каждый год сотни тысяч людей со всего мира приезжают в Рио, чтобы увидеть это своими глазами. Зажигательная самба, танцовщицы в перьях, невероятные костюмы и безудержное веселье – вот то, с чем в первую очередь ассоциируется Карнавал. В свою очередь, многие факты об этом событии, остаются не известными широкой публике. Так что же на самом деле представляет из себя Карнавал в Рио-де-Жанейро?

Бразильский карнавал имеет европейское происхождение. Он был завезен в страну португальцами в XVII веке, а традиция надевать костюмы появилась лишь в XIX веке под влиянием итальянского и французских карнавалов. Но, несмотря на то, что карнавальные мероприятия по-прежнему проходят во многих католических странах, именно в Бразилии этот праздник получил наибольшее развитие и популяризацию.

Произошло это во многом, благодаря самбе. Это направление музыки и одноименный танец зародились в конце XIX века в бразильском штате Баия в результате смешения африканских ритмов на европейскую музыку. Баийцы принесли традицию проходить парадом, танцуя и играя самбу, в Рио-де-Жанейро. А в 1928 году появилась первая официальная школа самбы. К 30-м годам в бывшей столице было уже 5 подобных образований, и такой парад превратился в соревнование. Кстати, школами они называются вовсе не потому, что там обучают самбе – просто вначале участники не имели своего помещения и собирались на репетиции в зданиях муниципальных школ.

Бразильский карнавал проводится за 40 дней до Пасхи по католическому календарю и длится 5 дней с пятницы по вторник. Точные даты соответственно меняются каждый год, их можно проверить . Так, в 2017 году карнавал пройдет с 24 по 28 февраля.

Карнавалы проводятся абсолютно во всех бразильских городах. Самые известные (после Рио, конечно) – в Сальвадоре и в Ресифе. Карнавальные дни в Бразилии- государственные выходные. В это время проводится огромное количество всевозможных мероприятий, как платных, так и бесплатных. Их полный список можно посмотреть на официальном сайте Карнавала. Самое популярное бесплатное развлечение – так называемые blocos. Они представляют из себя парад различных «банд» самбы, который проходит прямо по улицам города. Присоединиться к шествию могут все желающие. На такие уличные вечеринки принято приходить в карнавальных костюмах, поэтому центр Рио-де-Жарейро в эти дни напоминает один большой маскарад. Расписание и маршруты blocos можно узнать .

Но главным событием Карнавала, все же является знаменитое дефиле школ самбы по специально оборудованному для этого самбодрому. Сооружение было построено в 1983 году (до этого парады проводились на стадионах) и представляет из себя 700-метровую аллею, по бокам которой находятся трибуны для зрителей. Вместимость самбадрома – около 72 тысяч зрителей. Трибуны разделены на 12 секторов, которые, в свою очередь, разделены на несколько категорий мест. Схему самбодрома и описание этих категорий можно найти . Стоимость билетов зависит от выбранного места, а также дня проведения парада. Дороже всего обойдется посмотреть выступления сильнейших школ самбы. В пятницу и субботу по самбодрому дефилируют представители школ второй лиги, а в воскресенье и понедельник проходит уже «главный парад» с участием команд, которые борются за призовые места. И, наконец, после окончания Карнавала, дополнительно проводится парад чемпионов – 6 лучших в этом году школ самбы. Всего “школ высшей лиги”, претендующих на победу, – 12. Последовательность их выступления определяется жеребьевкой (по шесть в каждую из ночей). Расписание публикуется на официальном сайте . Шествие каждой из команд длится чуть больше часа. За это время по самбодрому проходит до 8 платформ и до 5 тысяч танцоров. Выступление каждой группы имеет свою тему. Она отражается во всех деталях: от музыки до дизайна костюмов и оформления площадок. По итогам парада 40 арбитров выставляют всем школам самбы оценки (пункты), подсчет и оглашение которых происходит в среду в прямом эфире. Школа-победитель и команды, занявшие призовые места, получают денежные вознаграждения.

Увидеть парад лучших школ самбы можно и бесплатно. Существует так называемый сектор зеро, включающий 3 тыс. мест, который располагается в самом начале парадной аллеи. Здесь школы дожидаются своей очереди выступать и выстраивают декорации. Попасть в этот сектор довольно сложно, так как туда выстаивается километровая очередь из местных. Другой способ посмотреть парад – прийти на его репетицию. Репетиции проводятся непосредственно на самом самбадроме. И вход на них абсолютно бесплатный. Расписание репетиций можно посмотреть .

Во время состязания школ самбы оценивается не только танцевальная часть, но и костюмы участников и оформление платформ. Ведь именно невообразимые декорации и создают ту зрелищность и атмосферу праздника, которые делают Карнавал в Рио-де-Жанейро неповторимым. Неудивительно, что школы уделяют огромное внимание их созданию. У каждой команды есть свой дизайнер, который каждый год придумывает порядка 140 новых костюмов и до 8 тематических танцевальных платформ. А затем сотни тысяч людей занимаются воплощением всего этого в жизнь.

Побывать на Бразильском Карнавале в Рио-де-Жанейро — одно из самых ярких событий в жизни каждого, кто хотя бы раз побывал в этом удивительном уголке нашей планеты. Бразилия — страна контрастов, смесь разнообразных народов, культур и традиций, это страна вечного праздника, веселья и зажигательных ритмов. Участники программы – профессиональные танцоры. Потрясающей красоты костюмы, обаяние танцовщиц, стразы, перья, блестки – все это дарит замечательное настроение, море впечатлений каждому гостю ежегодного фестиваля.

Девушка на ежегодном Бразильском Карнавале в Рио-де-Жанейро, 12 февраля 2013 года. Слово «карнавал» состоит из двух корней – carno (мясо) и vale (прощай), т.к. этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели, после чего начинался Великий пост.

Бразильский фестиваль в этом году принес Рио-де-Жанейро около 650 млн.долларов доходов. Перед заполненными трибунами самбодрома, вмещающими 70 тысяч зрителей, прошли более 50 тысяч участников. Одни только доходы от билетов на это шоу превысили 30 млн.долларов. Отели в городе были заполнены на 98 процентов туристами и молодоженами, приехавшими на это мероприятие в свое свадебное путешествие. Фотограф Днепропетровск поможет запомнить такое яркое событие в их жизни на всю жизнь. Алексей не только профессиональный свадебный фотограф, но и превосходный мастер природной и детской съемки.

Мужчина подкрашивает шляпу скульптуры, которая будет блистать на праздновании в Рио-де-Жанейро. В основе карнавальной традиции лежит привезенный португальцами «Потешный день», в который принято дурачить друг друга всевозможными способами, обливать водой, обкидывать сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. Девушки прямо с балконов кидали в понравившихся им парней, которые не только не обижались на это, но и воспринимали это как заигрывание.

В уличном параде приняли участие около пяти миллионов человек. Официально карнавал начинается в предшествующую Великому Посту субботу и продолжается в течение пяти дней.

Официальным началом бразильского карнавала является церемония, на которой префект Рио Эдуардо Паес передает ключи от города «королю Момо» — «монарху» карнавала, который и объявляет о начале карнавальных шествий.

Мэр Рио-де-Жанейро Эдуардо Паэс передает королю Момо (играет Милтон Джуниор) ключи от города.

Passista Diana Prado танцует на центральной площади в Рио-де-Жанейро. Это не импровизированные танцы, а хорошо отрепетированное театрализованное шествие, которое проходит на Самбодроме – специальной площадке длиной 700 метров и шириной — 13, с трибунами и ложами, рассчитанными на более 70 тысяч зрителей.

На самбодроме соревнуются лучшие танцевальные школы Самбы Бразилии. Они демонстрируют мастерство в танцах, невероятно красивые костюмы и зрелищные повозки-декорации.

Ежегодный бразильский карнавал на Sambadrome в Рио-де-Жанейро.

Шествие артистов во время бразильского парада 10 февраля 2013 года.

Школа самбы Unidos da Tijuca («Союз квартала Тижука») была основана в 1931 году и неоднократно становилась чемпионом и вице-чемпионом карнавала.

Еще участники школы «Unidos da Tijuca» на ежегодном фестивале в

Школа самбы «Мосидаде Индепенденте ди Падре Мигель» на карнавале в Рио-де-Жанейро.

Участники ежегодного парада из школы самбы «Academicos do Salgueiro».

«Beija-Flor» на в Рио. От каждой школы в этом зрелищном карнавале участвует до пяти тысяч участников.

Артисты из «Юнидос де Вила Изабел» (Unidos de Vila Isabel) на площадке Самбодроме (Sambadrome), 12 февраля 2013 года.

Коллектив «Mangueira» на Sambadrome.

Танцовщица из «Униао да Илья» (Uniao da Ilha) участвует в карнавальном шествии на Самбадроме в Рио-де-Жанейро 11 февраля 2013 года.

Участник парада из школы «Униао да Илья» на карнавале в Бразилии.

Коллектив «Иносентис де Белфорд-Рошу» в Рио. Первой по самбодрому проходит школа, являющаяся победителем прошлогоднего бразильского карнавала.

Коллектив «Academicos do Salgueiro» на ежегодном параде в Рио.

«Вила Изабел» (Vila Isabel) на бразильском фестивале.

Знаменитый карнавал, который проходит в столице Бразилии Рио-Де-Жанейро, всегда привлекает толпы туристов со всех стран.

Участницу из «Сан-Клементе» подбрасывают в воздух 12 февраля 2013 года.

Артисты из «Academicos do Salgueiro» на карнавале в Рио, Бразилия.

Выступление на Sambadrome школы «Mangueira».

Исполнительница танца из «Beija-Flor».

Коллектив школы самбы «Иносентис де Белфорд-Рошу» в Рио-Де-Жанейро 10 февраля 2013 года.

В Бразилии карнавал впервые был проведен в 1723 году, с прибытием иммигрантов с португальских Мадера, Азорских и Зеленого Мыса.

Исполнительница школы самбы Сан-Клементе в Рио-де-Жанейро, 11 февраля 2013 года.

Артист из школы самбы «Mocidade».

Коллектив «Mangueira» на бразильском карнавале в Рио.

Танцовщица из «Нене-да-Вила».

Каждую дисциплину оценивают пять судей по десятибалльной системе, причем самая низкая оценка в расчет не принимается.

Лучшей среди лучших стала школа «Вила Изабель». Это третья победа за ее почти 70-летнюю историю. 3700 танцоров, 7 роскошно украшенных платформ. «Вила Изабел» выбрала темой выступления сельское хозяйство Бразилии и, как посчитало жюри, смогла раскрыть ее наиболее полно и красочно.

Артист из «Academicos do Salgueiro» на ежегодном фестивале в Бразилии.

Королева Камила Сильва из школы самбы «Mocidade» в первую карнавальную ночь 11 февраля 2013 года.

Представители «Portela» на самбодроме в Рио-де-Жанейро.

Третье место у прошлогоднего «карнавального чемпиона» коллектива «Унидус да Тижука», вдохновившегося темой культуры Германии.

Второе место досталось школе «Бейжа Флор», которая рассказывала о бразильской породе лошадей мангаларга-маршадор.

Коллектив школы «Сан-Клементе».

Карнавал 2013 в Рио.

Бразильская знаменитость Сабрина Сато.

Выступление «Иносентис де Белфорд-Рошу» на параде.

Шествие в первую карнавальную ночь в Рио.

В течение трех десятилетий парады самбы проходили спонтанно, и только в 1963 году на проспекте Президента Варгаса были установлены трибуны для продаж мест для зрителей. В настоящее время парад самбы очень ценится и пользуется большим спросом, кроме продажи билетов, продаются и права на теле и радиовещания, диски и т.п.

Само выражение «школа самбы» возникло в Рио-де-Жанейро в 1928 году.

Фестиваль проходит 1 раз в год, в феврале, в самый разгар бразильского лета. Начинается этот праздник всегда в субботу и продолжается 4 дня и 4 ночи.

Школ самбы в Рио-де-Жанейро — несколько десятков. Их, как в футболе, даже делят на серии А и Б. И до самбадрома, то есть чемпионата высшей лиги, допускают только сильнейших.

Сорайя Родригес в роли Королевы 2013.

Танцор школы «Унидос да Тиюка» на Самбадроме в Рио-де-Жанейро.

Танцовщица из школы самбы «Dragoes da Real».

Представители школы «Perola Negra» на ежегодном карнавале.

Коллектив «Dragoes da Real» на бразильском фестивале.

Танцовщица из «Mocidade Alegre» в Рио.

Участница шествия из «Renascer de Jacarepagua» на самбодроме в Рио-де-Жанейро.