Образовательный портал. Развитие творческого воображения у детей дошкольников

Воображение – это весомый фактор в творческом развитии ребенка. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста важно еще и потому, что следующим этапом обучения является школа, в которой пригодятся творческие навыки. Но это не значит, что воображение ребенка нуждается в развитии только непосредственно перед школой.

Развитие воображения у младших школьников также важно, поскольку от него зависит способность малыша усваивать материал и подходить к решению проблем нетрадиционным, оригинальным способом. Воображение дошкольника развивается с помощью игр, упражнений и занятий.

Особенности формирования воображения в детском возрасте состоят в том, что оно не развивается само по себе. Для активизации мозговой активности детей ДОУ нужны специальные приемы. Кроме того, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста зависит от образа жизни малыша, его увлечений, навыков, подхода родителей к воспитанию.

Творческие навыки в детском возрасте создают фантазии, новые образы в сознании человека, которые отличаются от уже привычных, выработанных обществом. Благодаря развитию этого фактора человек становится личностью, способной проявлять индивидуальность.

А Развитие воображения у дошкольников похоже на работу над образным мышлением. Отличие в том, что специфика этих процессов разная. Вы не спрогнозируете, что влечет за собой развитое воображение. Результат непредсказуем, но отрицательным его назвать нельзя.

Б Методики, которые применяются в ДОУ, проводятся опытными педагогами, которые доброжелательно настроены к детям, имеют большой опыт работы и умеют мотивировать ребят, чтобы упражнения, приемы и игры дали ощутимый результат.

В Фантазии – лучшее средство для развития воображения. Разрешайте малышу фантазировать во время, игры, прогулки, общения или уборки, фантазируйте вместе с ним. Поощряйте дошкольника за новые фантазии, но учитывайте индивидуальные особенности. Если он придумывает вещи, которые вам не нравятся, это не значит, что его воображение не развивается.

Для активизации творческих способностей используйте такие приемы:

  • При рисовании активизируется творческое развитие, малыш придумывает фантазии и воплощает их на бумаге;
  • Поделки из бумаги, пластилина, полиэтилена или природных материалов тоже включают фантазии у детей;
  • Игры со сказками дадут результат, если вы заинтересуете детей, чтобы они фантазировали, продолжая начало сказки, которую вы расскажете;
  • Упражнения в ДОУ выбирайте интересные для детей. Один из вариантов игры: предложите ребятам ассоциировать себя с животным. Пусть они объяснят, почему это животное их заинтересовало;
  • Развивайте фантазии детей с помощью такой игры: предложите малышам нарисовать несуществующее животное или растение. Пусть они придумают ему имя, расскажут о нем;
  • Никакая методика развития детского воображения не обходится без картинок. Время от времени просите детей составлять рассказы по картинкам, используя только свои фантазии.

Игры и приемы в ДОУ проводите регулярно. На каждом занятии заинтересовывайте ребят, придумывайте новые игры, изучайте специальные методики, которые учитывают особенности раннего возраста.

Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

В период младшего школьного возраста у ребят игры отходят на второй план. На первый выходит учеба, познавательные процессы. В этом возрасте у детей происходит интенсивное развитие мозговой деятельности, отвечающей за особенности воображения.

Чтобы определить уровень развития воображения, воспользуйтесь знаниями опытных педагогов. В младшей школе педагоги проводят диагностику творческих способностей. Не закрывайте на это глаза. Если у малыша выявлен низкий уровень их развития, у вас есть время, чтобы это исправить. Игры для младших школьников отличаются от упражнений для дошкольников. Чтобы развивать детское воображение в младшей школе, используйте такие методы:

  • Предлагайте детям придумывать рассказы. Не используйте при этом никаких картинок, дайте ребятам полную свободу выбора персонажей, места событий и развития сюжета;
  • Не ограничивайте детей в темах при рисовании. Пусть они самостоятельно придумывают темы для рисунка и сюжетную линию;
  • Никакая методика развития не обойдется без чтения книг. Причем просмотром телевизора этот процесс заменить нельзя. Даже познавательная передача устанавливает однообразный взгляд на тематику трансляции. Книга же заставляет додумывать некоторые вещи самостоятельно;
  • Просите детей высказывать свое мнение о разных вопросах, описывать свои эмоции после очередного дня в школе или после просмотра любимого мультфильма;
  • Игры с использованием ассоциаций не развивают воображение напрямую, зато отлично активизируют творческие процессы мозга.

Чтобы не возникало сомнений о необходимости развития воображения, рассмотрим виды и функции этого фактора в жизни ребенка.

Виды и функции

Особенности воображения малыша состоят в том, что изначально оно имеет две функции:

  • Познавательная. Это воссоздание собственной реальности, дополнение картины для целостности, окрашивание мира яркими красками и получение незабываемых впечатлений.
  • Аффективная. Это защита собственной личности. Малыш создает воображаемые ситуации, в которых он учится себя ставить в коллективе, защищать свое мнение и работать над собой.

В комплексе эти функции делают человека личностью, учат тому, что живя в обществе, не стоит забывать о своих особенностях. Функции и виды воображения тесно связаны. Если функции обеспечивают гармоничное существование человека в социуме, то виды возникают в связи с особенностями развития детей.

Виды воображения:

  • Непроизвольное. Оно часто встречается во сне малыша. Непроизвольное воображение возникает само по себе и не контролируется детьми. Этот вид нужно оттачивать, чтобы малыш мог сознательно контролировать образы, возникающие у него в подсознании.
  • Произвольное. Оно включается, когда перед ребенком поставлена четкая задача. Его и развивают, играя в игры и выполняя игровые упражнения.

Виды и функции воображения отвечают на вопрос, зачем его развивать и для чего специалисты разрабатывают методики по включению творческих способностей. Но взрослые играют решающую роль в развитии детского творчества, поэтому изучайте литературу, которая ответит на ваши вопросы и поможет в работе с детьми.

Дьяченко о воображении ребенка

О.М. Дьяченко – автор книги «Развитие воображения дошкольника». Дьяченко посвятила ее проблемным сторонам в работе над детским воображением. В книге Дьяченко описала особенности творческого развития детей, которые связаны с возрастом, подробно осветила динамику развития человека. Также Дьяченко описала игры и упражнения для работы с дошкольниками, которые при регулярном использовании помогут устранить проблемы с творческим развитием.

Дьяченко разработала методику, которая активизирует творческие способности малышей. Она пришлась по вкусу как родителям, так и преподавателям в дошкольных заведениях.

Развитие воображения у умственно отсталых ребят с ЗПР

Для умственно отсталых ребят характерно недостаточное развитие воображения и творческих способностей в целом. Это происходит из-за того, что у ребят с ЗПР потребность в развитии и получении новых знаний гораздо менее выражена, чем у их сверстников. Поэтому у умственно отсталых детей формируются искаженные, а иногда вовсе не правильные, представления об окружающем мире.

Детям с ЗПР нужно уделять больше внимания на занятиях, чем их сверстникам, чтобы вызвать у ребят интерес к обучению. Для умственно отсталых детей характерно:

  • Нарушение правильного построения образа;
  • Потерянность в ситуациях, когда нужно быстро создать модель поведения;
  • Создание образов неосознанно, на уровне интуиции.

Детям с ЗПР уделяйте особое внимание. Для развития воображения умственно отсталых детей используйте такие методики:

  • Сочиняйте вместе сказки и небольшие истории, обсуждайте с ребенком, как бы он поступил в заданной вами ситуации;
  • Придумывайте вместе несуществующую машину, животное, растение. Рисуйте эти объекты, воплощая фантазии на бумаге;
  • Просите дошкольника изображать животных или машины;
  • Просите малыша закончить рисунок, который был ранее вами начат;
  • Просите малыша складывать из геометрических фигур целые картинки.

При обучении умственно отсталых детей нельзя делать ставку на групповые занятия. Малыш с ЗПР должен получать гораздо больше внимания, чем здоровые дети, поэтому занимайтесь с каждым из них индивидуально, уделяя ребенку все внимание.

Таким образом, развитие воображения в детском возрасте – важный процесс, который многие недооценивают. Он необходим для дальнейшей успешной социализации человека и достижения задуманных целей.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………...

1.1. Понятие о воображении………………………………………………

1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов……...

1.3. Механизм творческого воображения………………………………...

1.4. Особенности воображения у детей…………………………………..

1.5. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения……………………………………………………………

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………

2.1. Констатирующий эксперимент ………………………………...........

2.2. Формирующие эксперименты………………………………………..

2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………….


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Научная проблема. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Объект исследования. Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.

Предмет исследования. Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.

Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидактическая игра.

Цель исследования. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Задачи исследования:

– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;

– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

База исследования. Исследования проводятся на базе МДОУ общеразвивающего вида. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав и заключения. Содержит три рисунка и семь таблиц. Библиографический список насчитывает двадцать наименований. Работа изложена на тридцати двух страницах.


1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Понятие о воображении


Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, – пишет С.Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е.И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.


1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.(1)


1.3. Механизм творческого воображения


Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.(2)


1.4. Особенности воображения у детей


Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.


1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.

Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.


2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Констатирующий эксперимент


Тест креативности.

Экспериментальный материал. Набор изображений геометрических фигур. (Приведены на рис. 1)

Рис. 1


Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем, дорисовывание может проводиться как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.


Анализ результатов .

Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях.

2 группа – оригинальные изображения в двух случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.


Таблица № 1


Ф. И. ребенка

Треугольник


Общее количество оригинальных изображений: 7


Таблица № 2.


Перечень изображенных детьми предметов.


Ф. И. ребенка

Треугольник

портфель

телевизор

подсолнух

подъемн. Кран.

будильник

телевизор

машина лег.

Колокольчик

будильник

телевизор

пирамидка

телевизор

телевизор на тумб.

картофель


Вывод : Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

Круг – солнце, шарик;

Квадрат – телевизор, портфель, дом;

Треугольник – елка, дом, человек.


Констатирующий эксперимент.


Рис. 2


2.2. Формирующий эксперимент


Упражнение «Три краски».


Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.

Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.


Таблица № 3


Ф. и. ребенка

Названия картин

Количество названий

Лес, жаркий день

Полка, пляж

Бумага цветная

Торт, разные конфеты

Водопад, летний день

Разноцветные ленты

Лес, жаркий день, пляж

Канавы, пасмурный день

Луна, ночь, ракета в небе

Самолет в небе

Парк, листопад, осень

Поле цветов

Трактор в поле

Лес, занавес, овраг, закат

Разноцветные мелки



1 человек – 4 названия 7%

3 человека – по 3 названия 20%

5 человек – по 2 названия 33%

6 человек – по 1 названию 40%


Модифицированный тест Роршаха.


Цель : развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование : 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.


Таблица № 4


И. Ф. ребенка


Количество названий

Фонтан, башня

2. Илюша Л.

Букет, дерево, мороженное

3. Кристина М.

Цветок, жук

5. Сережа Л.

Бабочка, салют

Птица, рыба

Божья коровка, жук

Заяц, медведь

9. Слава К.

Филин, лягушка

10. Илюша Ф.

11. Данил М.

12. Алена С.

Ракета, голубь

13. Дима П.

14. Вадик К.

15. Саша З.

Перо, цыпленок, корабль, самолет



Саша З. – 4 названия.

Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.


Уровни развития.


2.3. Контрольный эксперимент

Цель : На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

Тест креативности.


Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.


Таблица № 6


Ф. и. ребенка

треугольник

2. Л. Илюша

3. М. Кристина

5. Л. Сережа

9. К. Слава

10. Ф. Илюша

11. М. Данил

12. С. Алена

13. П. Дима

14. К. Вадик

15. З. Саша


Таблица № 7


Ф. и. ребенка

Треугольник

Ваза с цветами

Новог. игрушка

Портфель

Треугольник

Скворечник

Кастрюля

Снеговик

Телевизор

Аквариум

Клетка с попуг.

Карандаш

Стол с вазой

Салфетка

Буратино


Оригинальных изображений 24.


Вывод : Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.


Контрольный эксперимент

Рис. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/

2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выгодский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

11. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.

12. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И . Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

13. Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

14. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

17. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

18. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.

19. Розетт И.М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дисциплина: Педагогика
Тип работы: Курсовая
Тема: Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Оглавление.
Введение.

1.1.
Понятие о воображении.
1.2.
Виды воображения и способы создания творческих образов.
1.3.
Механизм творческого воображения.
1.4.
Особенности воображения у детей.
1.5.
Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1.
Констатирующий эксперимент.
2.2.
Формирующие эксперименты.
2.3.
Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение
Актуальность темы.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые
жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует
совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности
ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об
определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только
предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в
значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития
творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Проблема исследования.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью
человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период
воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая
организация изобразительной деятельности.
Объект исследования.
Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.
Предмет исследования.
Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.
Цель работы.
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Гипотеза исследования.
Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является
художественно-дидакточеская игра.
Задачи исследования.
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
База исследования.
Исследования проводятся на базе МДОУ «Детский сад № 24», общеразвивающего вида. Поселок Фосфоритный, Воскресенского района, Московской области. Продолжительность исследования 6
месяцев. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Понятие о воображении.
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет
принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и
создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы
существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает
его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не
реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни,
делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме
при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно
воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей
деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый
плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается
результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никт...

Забрать файл

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

29.Психологические особенности пожилого и старческого возраста.

Старение – процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже. Календарный возраст – объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в абсолютных физических единицах времени. В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор – 60 лет, китайские ученые – 70 лет, английские физиологи XX века – с выше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер – 50 лет старость, 70 лет – почтенная старость. Ю. Б. Гарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше. Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями.

«Психологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

У людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение ин круга интересов частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализации прошлого, тенденция к воспоминанию. У старого человека за частую снижается самооценка, возрастает недовольство забой неуверенность в себе.

Влияние социальных и психологических на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Это эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Социально - психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тест, но связана с другими неблагоприятными для них полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.

Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.

Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия.

Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.

Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стили жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других - самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.

Татьяна Ануфриева
Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАЕВОЙ ФОРУМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ОПЫТ РАБОТЫ

«Развития творческого воображения у детей дошкольного возраста »

Воспитатель :

Ануфриева Татьяна Викторовна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ИГРЕ .

«Мы рождены, чтоб сказку

сделать былью.» А как жить так,

чтобы из были сделать сказку?»

Представьте себе на секундочку, что мы лишены возможности представлять. Это и вообразить невозможно ! Благодаря воображению человек живет как минимум в двух мирах : реальном и воображаемом . Человечество никогда не достигло бы нынешнего уровня развития , если бы у него отсутствовала эта уникальная особенность - умение воображать , представлять.

Воображение сделает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным . Оно научит его радоваться жизни, смотреть на мир широко открытыми глазами. Воображение превратит самые скучные занятия в занимательные, научит справляться с трудностями и уходить от неприятностей. Воображение превратит ребенка в волшебника и взрослые, находясь рядом с ребенком, увидят, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя» что их окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником!

В каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Нет среди дошкольников не талантливых и не способных детей . Увидеть и развить этот талант , помочь ребенку найти свое «я» - дело окружающих взрослых. Так давайте же поможем нашим малышам! И тогда волшебник сделает и нас, и наших ребят счастливыми.

Добро пожаловать в группу «Золотой ключик» . Здравствуйте, милые малыши- карандаши, озорники - шалунишки. Какие же вы все разные : темненькие и светленькие, с голубыми глазками и с карими! Смышленые, внимательные глазки смотрят вопросительно; а что же будет дальше? Давайте дружить, детки! Я приглашаю вас в удивительное путешествие А золотой ключик откроет нам дверь в страну волшебного детства.

Удивительные открытия ждут нас впереди. В добрый путь!

Веселый, озорной Буратино и его друзья встречают нас, знакомятся с малышами и приглашают в волшебную жизнь - сказку. Сказка начинается.

Для детей 3-4 лет характерен такой уровень развития воображения , при котором пусковым моментом является предметная среда. Именно она дает состояться внутренней позиции, делающей воображение воображением .

На первом этапе необходимо научить малышей не однозначно воспринимать окружающие их предметы.

Игорь и Рома сидят на ковре и стучат кубиком по столу. На вопрос : «Что ты делаешь?» оба малыша отвечают : «Стучу» . А вот вопрос «Чем стучишь9» сразу ставит детей по разные стороны барьера. Игорь говорит то, что есть на самом деле : «Стучу кубиком» , а Рома говорит, что он стучит молотком. У Игоря воображение еще не выделилось в самостоятельный процесс, он не умеет переносить функции с одного предмета на другой, обыгрывать действия. Воображение Ромы развито гораздо лучше . Это сравнение необходимо для того, чтобы понять, чему мы должны обучать ребенка на самом первом этапе целенаправленного развития воображения . Если мы хотим помочь малышу увидеть предмет неоднозначно, расширить границы окружающего его мира с помощью мира сказки и волшебства, давайте специально разведем оптическое и смысловое поля. Пока ребенок не научился воображать , уберем от него игрушки, имеющие свою логику, с которыми можно действовать лишь однозначно, например заводные, электронные. Взамен же дадим ему многофункциональные предметы, то есть предметы, которые могут быть в игре самыми разными вещами в зависимости от ситуации. Это разнообразные кубики, коробки, крупные пуговицы, части конструкторов и так далее. Но предметы сами по себе не развивают воображение ребенка . Здесь нужна помощь взрослого. Предлагая Игорю кубики, попросила его. покатать машинку. Если ребенок легко справится с этим заданием, то можно усложнить его. Предлагая один и тот же кубик, попросила Игоря покатать его как машинку и погладить им, как утюгом. Если ребенку трудно выполнить действие, выполняю его сама. Игорь просто наблюдает. Затем предложила ему выполнить это задание совместно со мной.

Наблюдение Игоря за действиями воспитателя, эмоциональное участие в них, сочувствие и сопереживание помогут ему в выполнении игровых заданий.

После того, как Игорь научился самостоятельно «гладить» кубиком, можно переходить к следующему, второму этапу.

У детей 3-4 лет появляется интерес и любовь к книге Дети этого возраста могут довольно долго заниматься рассматриванием картинок в книге. На этом построены разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения . Процесс осмысления увиденного на картинке у всех детей разный . Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы, взрослые, умеем «оживлять» картинку, предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и так далее. Многие дети затрудняются описать картинку.

Читаю сказку. Все слушают затаив дыхание. Но вот я перевернула страницу, и появился рисунок. Всем уже не сидится. Каждый хочет его поближе рассмотреть. Картинка очень нравится ребятам. Но вот я прошу их изобразить, что нарисовано в книжке (на картинке девочка, которая бежит от стаи лебедей) . «Показать» картинку вызывается Настя. Она встает перед детьми, поднимает ногу и. замирает. Действительно, это точно соответствует рисунку. Может быть, Настя не поняла заданию. Прошу ее : «Расскажи, что нарисовано на картинке» . Она охотно перечисляет : «Девочка, гуси-лебеди, яблоня» . - «А что делает девочка?» - «А вот что» - и Настя снова принимает позу и замирает.

Такое непонимание рисунков связано с воображением . Поэтому для детей этого возраста очень полезны задания, в которых надо разгадать смысл картинки. Например, придумать по картинке простую сказку или историю. Начинать такую работу хорошо со знакомых ребенку книжек. Если ребенку" трудно сочинить историю, то ему надо помочь, задать наводящие вопросы. «Кто это? Что он делает? Куда идет? Что несет?» и так далее.

Помочь ребенку в понимании картинок можно и таким образом : оживите изображение, то есть делайте то, что нарисовано. «Настя, найди картинку, где показано такое же действие» .

Такие задания очень важны тем, что в них ребенок учится не просто видеть образ, а как это свойственно дошкольникам , двигающийся образ.

Следующий этап развития воображения у детей состоит из организации индивидуальную режиссерских игр.

Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Она практически всегда индивидуальна. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Особенностью этой игры является то, что играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При ее организации необходимо соблюдать три условия. Первое из ник - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать ребенку индивидуальное пространство для игры помогут разные ширмы. В нашей группе имеется множество видов ширм : мини-ширмы, ширма-занавес, книжка-раскладушка и так далее. Одна из любимых игр малышей - строить себе домики. Эти домики уютно располагаются под столом, под стулом, да где угодно. Детям там хорошо, там они хозяева. Это необходимо им для эмоциональной разгрузки. Там они чувствуют себя всемогущими, большими и сильными, независимыми от всяких мелких и крупных неприятностей

Индивидуальное пространство может быть и на простом листе бумаги или куске ткани. В нашей группе эффективно используется подвижный фланелеграф. Для его изготовления надо взять несколько кусков ткани разной расцветки, сшить их в целое полотно, затем прикрепить его к палке, чтобы фон можно было менять. Такой фланелеграф не занимает много места, да висит на стенах. Ребенок выбирает (отматывает) нужный фон, например, если он хочет играть в море, то голубой, и при помощи лоскутков разной формы, ниточек придумывает сюжет.

Второе условие, необходимое для организации режиссерской игры, - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала : кубики, коробочки, зверюшки, кораблики, куколки и так далее. Этих предметов должно быть много, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, побуждать его к созданию новых сюжетов.

Третье условие организации режиссерской игры - позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. Взрослый в этой игре выступает в роли зрителя. Но зритель не только хлопает в ладоши, но и просит пояснить те или иные действия, тем самым развивая сюжет . Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры.

Задания «Придумай и покажи сказку» , «Изобрази мультфильм» и так далее помогают детям найти интересное занятие и служат толчком к режиссерской игре.

Организацией режиссерской игры не кончается целенаправленное развитие воображения в младшем дошкольном возрасте . Продолжается оно и в развитии образно-ролевой игры.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализованной и почти полностью основана на личном опыте ребенка . Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли и так далее, то он достаточно легко участвует в образно-ролевой игре.

Например, артистическим способностям Кати родители уделяли большое внимание. Любой праздник, любое событие в семье сопровождались спектаклями, где Кате отводилась определенная роль. Это сближало их, вводило ребенка в мир прекрасного, учило перевоплощению, что сказывалось на развитии воображения и творческих способностях девочки. Поэтому в дальнейшем уже в детском саду Катя могла свободно перевоплотиться в какой-либо образ, легко и непринужденно участвуя в образно-ролевой игре.

Для расширения личного опыта детей , с целью овладения приемов вхождения в образ, развития артистического воображения мы с детьми часто посещали кукольные спектакли, цирковое представление, где дети были не только зрителями, но и непосредственными участниками

Большая роль в развитии артистических способностей детей отводится личному примеру педагога : Поэтому рядом с детьми должен находиться человек творческий , в совершенстве владеющий техникой перевоплощения в любой образ.

Например, ситуация сложилась так, что дети никак не хотели убирать за собой игрушки. Что делать? Сообщаю детям, что мне надо срочно уйти и заведующая пришлет кого-либо другого. Дружелюбно попрощавшись с ребятами, закрываю дверь, быстро надев на голову первый попавшийся платок, через минут буквально «влетаю» в группу и говорю скрипучим чужим голосом : «Здравствуйте, ребята. Я Баба - Яга. Я очень люблю детей , которые не убирают игрушки. Они мои большие помощники и друзья. Ой, ой, ой! Зачем же вы убираете игрушки? Я сейчас растаю! Ой, не убирайте, пожалуйста.» И исчезаю за дверью. Игрушки были быстро убраны на место, это оказалось несложно сделать, а дети вместе с вернувшимся воспитателем весело обсуждали происшедшее.

Дети очень любят наряжаться и крутиться перед зеркалом Поэтому организовать игру образного характера труда не составляет. Можно поиграть гак : воспитатель, одев необычный наряд или не переодеваясь, молча кого-либо изображает, а ребенок должен угадать, кого. Затем взрослый и ребенок меняются ролями, и малыш уже сам с помощью костюма и мимики загадывает загадки, а взрослый отгадывает их.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией. Полученные в процессе этой игры навыки дети успешно применяют в более старшем возрасте : в КВНах, в конкурсах и так далее.

Однажды в один дождливый осенний вечер, когда многих детей уже забрали родители, когда настроение у всех было грустное, я предложила детям : «Давайте поиграем в КВН для малышей» . Разделив детей на две команды , придумала им задание. Одна команда должна была показать любимого героя мультфильма, а другая - инсценировать песню. Через минут ребят не было слышно. Они шептались по разным углам, и через какое-то время перед нами появился Саша с шарфом на шее. Он поправил шарф специфическим жестом, поднял палец и сказал : «Ребята, давайте жить дружно!» «Да это же знаменитый Леопольд!» - догадались мы.

Вторая команда показала вот что : посередине группы встал Виталик, а Женя завернул его в зеленое одеяло. Потом, найдя где-то сломанную клюшку, он подкрался к завернутому в одеяло Виталику и начал этой клюшкой бить по полу, возле ног мальчика. После этого Женя поднял завернутого Виталика и унес его из комнаты. Конечно, мы не могли не узнать песенку «В лесу родилась елочка» . И вечер показался нам не таким дождливым и безрадостным, а дети с азартом ждали новых заданий.

Коренным образом изменилось настроение и детей , и взрослых. А во всех этих волшебствах повинны образно-ролевая игра и воображение , которое помогло ей состояться.

Время, насыщенное удивительными играми и упражнениями пролетело незаметно. Сказочные герои : озорной Буратино, Мальвина, Пьеро и Артемон подружились с ребятами, помогая им преодолевать все трудности, на пути в сказку В группе воцарилась атмосфера дружбы, добра и взаимопонимания. Наши малыши подросли, стали мудрее. Мир сказки поглотил их полностью.