Песочная анимация для детей дошкольного. Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Игры на развитие слухового внимания и памяти

Хотите сделать занятия еще более интересными и, самое главное, полезными для развития своего малыша? Тогда песочная анимация именно то, что вы ищите.

Песочная анимация с детьми

Песочная анимация, более известна как метод создания песочных картин, в настоящее время вдохновляет не только специалистов арт-искусства, но и затейливых родителей и их детей. И это не удивительно!

Магическая сила песка увлекает за собой детей и взрослых в особый мир, мир волшебства и чудес, где автор картины играет первостепенную роль, от которого зависит дальнейшее развитие сюжета. Всецело повинуясь творческому вдохновению, человек стабилизирует свое психическое состояние, улучшает настроение, избавляется от напряжения и усталости.

"Построение мира"

Идея использовать песок в работе с детьми как психокоррекционный метод была воплощена в 1930 годы английским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд. Приоритетное значение в игре отдавалось тактильному взаимодействию ребенка с материалами: песком, водой и миниатюрными фигурками. Детям предоставлялась возможность самостоятельно выстроить свой собственный мир, свободно играя предоставленным материалом. Впоследствии методика М. Ловенфельд получила название – техника «построения мира».

Идея «построения мира» является ключевым элементом в работе с ребятами дошкольного возраста. Ребенок, играя в песке, выстраивает собственную модель мира, переносит на него свое виденье, отношения и переживания, самовыражается.

Песок достаточно чуток к прикосновениям рук, из неоформленной горстки песка создаются великолепные картины, а если добавить динамики, то короткометражные фильмы. Спонтанные образы охватывают детей и уносят их в мир творчества, фантазий. Еще совсем недавно прямые линии превращаются в завитушки морских волн, омывающих скалистый берег, за новым образом следуют иной более выразительный и эмоциональный, именно таким образом, невербальной экспрессией, ребенок избавляется от травмирующей его ситуации, сохраняя психологическое и соматическое здоровье.

Его приятно, пропускать через пальцы, стимулируя нервные окончания на подушечках пальцев, песочная анимация оттачивает тонкие действия руки и, как следствие, стимулирует речь.

Дома песочной анимацией мало кто может заниматься. Но если в художественной школе или каком-нибудь Центре детского творчества вы обнаружите такой кружок, обязательно отдайте туда ребёнка хоть на некоторое время. не пожалеете. Но если всё же создавать условия дома, то потребуется немного. И это «немного» можно и своими руками сделать.

Что понадобится для песочной анимации?

Стол (планшет) с поверхностью из стекла (можно органического) с бортиками и подсветкой снизу. Бортики нужны, чтобы песок не сыпался на пол. Подсветка сделает создаваемые из песка картины ярче и рельефнее. Как это здорово на видео.

Песочная анимация и особые дети

Песочная анимация широко применяется в работе с:

  1. гиперактивными,
  2. аутичными,
  3. плохо говорящими ребятами.

Она даёт отличные результаты. Работая с песком, ребенок направляет свою энергию на создание песчаных картин, при этом успокаиваясь и расслабляясь, включаются механизмы саморегуляции. Песок помогает детям выражаться на том языке, который им доступен, на языке творчества. При этом не нужны дополнительные материалы в виде листков бумаги, карандашей и ластика, достаточно иметь песок и планшет (стол).

Занятия с ребенком сопровождаются сказками, можно создавать картины согласно сюжету сказки, а можно придумывать сюжет вместе с ребенком во время занятия.

Совместное с ребенком рисования песком предполагает:

  1. Структура занятия должна отвечать интересам ребенка;
  2. Ведущая роль в создании картин принадлежит ребенку, взрослый лишь предлагает варианты заданий;
  3. В создании картин нет правил, рамок и нормативов, ребенок самовыражается так, как сам этого желает;
  4. Взрослый поддерживает творческую инициативу ребенка, его собственное мнение, стимулирует беседу с ним открытыми вопросами.

Создавая песочные картины вместе с ребенком, мы способствуем установлению доверительных отношений, его общему развитию и знакомим его с миром взрослых.

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей. Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе. Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Занятия к классе песочной анимации провожу для детей с 2 лет (это же так рано! - скажете вы). Позже я опишу свой подход и некоторые методический наработки по этому поводу, а пока поговорим о таком чудном и в то же время сложном возрасте 3-4 года.

По сути это очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В целом, психическое развитие детей 3-х лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно-действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.

Малыш часто старается быть самостоятельным. И не редко не разрешает помогать и запрещает вмешиваться в ход рисунка на столике. Самостоятельность - одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помочь сверстнику.

Особенно эта самостоятельность проявляется в те моменты, когда ребенок видит что-то уже знакомое (уже изученное). Он старается как можно скорее выполнить задание (часто не думая о качестве работы). Но это нормально для песочной анимации, потому что именно тут у ребенка нет необходимости опасаться за то, что он может сделать что-то не правильно. Ведь песок в этом отношении очень податливый материал. Важно побуждать его к самостоятельной деятельности (не делать что-либо за него).

Кратко о ходе занятия. Продолжительность занятия в группе 3-4 около 40-45 минут. Это время стоит очень грамотно распределить время. Опишу краткий план-конспект одного занятия:


  • Разминка для рук. Тут хорошо идут пальчиковые гимнастики (например, Е. С. Железновой). Но часто я использую свои наработки (это всевозможные образы, ситуации и персонажи). Вот наши ручки опущены вниз и вдруг они превращаются в травку, которая тянется к небу, превращаясь в высокие деревья. Подул ветерок, деревья качаются из стороны в сторону, затем наступает осень (ладошки превращаются в падающие листья) пошел дождик, пальчиками постукиваем по столикам и успокаиваемся. Дети с удовольствием выполняют все задания на этом этапе (если же подключить еще и яркие эмоциональные окраски своей речи, то это захватывает еще сильнее). Тут главное не увлечься и не затянуть.


  • Подготовка к непосредственной работе с песком (закатываем рукава, включаем столики, опускаем руку(-ки) в песок). Идет первый тактильный контакт - очень важный момент. Хорошо если каждая встреча ребенка с песком это событие, а не известный и скучный факт. Поэтому весь процесс от закатывания рукавов до первых прикосновений надо обыгрывать с неподдельной многозначительностью (важно заметить, что все необходимое нужно сказать до этого этапа - контакта, иначе внимание собрать будет очень трудно). Поэтому если занятию предшествует "демо-сказка", ни в коем случае не позволяйте трогать песок.


  • Легкие, разминочные упражнения. Это может быть все что угодно. От песочных точек (щепоток) до бомбочек (целый кулак песка резко высыпается на стол, образуя большое пятно). Все проходит в темпе, не затянуто. Этот этап, как правило, не очень любим ребенком, ибо подразумевает определенную рутину.


  • Тематические рисунки. Если занятию предшествовала "демо-сказка" и она была довольно простой по исполнению, то можно пройти ее целиком, корректируя по ходу. Если же сказки не было, то достаточно выбрать один или несколько рисунков, связанных с теми упражнениями, которые вы делали только что. Тогда занятие приобретет целостность и движение.


  • Завершение работы. На этом этапе обязательно нужно подводить итоги проделанной работы. Ребенок должен понимать, что он проделал большую работу. И в следующий раз его мастерство будет только лучше. Это необходимо, от части, потому что, зафиксировать песочные рисунки очень сложно (домой его не унесешь, на полку не поставишь).

По прошествию определенного количества занятий нужно подвести итог. Например, снять с ребенком не сложный мультфильм из песка. Где он (ребенок) будет одним из главных исполнителей. Один из таких примеров представлен ниже.

Тася (3 года). Первая мульт-работа после 2,5 месяцев занятий. Сказка "Про солнышко и вредные тучки" (Дубль 1) . Приятного просмотра!

Ольга Юдина

Мастер-класс «Песочная терапия в детском саду »

Цель : активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Психолог : Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока) . Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка) . Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья) . Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги) . Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра) . Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга) . Вдруг появились тучи (рисуют тучи) . Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя) . Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи) . Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу) .

Теоретическая часть.

После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.

Песок -это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Песок действует на детей как магнит…

Он обладает уникальным свойством - заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок » , тем самым гармонизирует состояние человека и активизирует ресурсы самоисцеления.

Цель занятий по песочной терапии : Развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка с использованием игр с песком.

Задачи :

1. Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

2. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения.

3. Пробуждать речевую активность, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас.

4. Развивать фантазию и воображение, творческие способности.

5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу.

6. Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях :

1. С очень высоким уровнем тревожности.

2. С неврозом навязчивых состояний.

3. С аллергией на пыль и мелкие частицы.

4. Легочные заболевания.

5. Кожные заболевания и порезы на руках.

6. Эпилепсия или шизофрения.

Требования к песку для песочницы :

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным.

Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать.

Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца.

Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год .

Существуют определённые правила при работе с песком.

Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея , песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый, мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами . Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей . Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства, где обсуждаются правила работы с песком.

Игра «Давайте познакомимся»

Цель : познакомить детей с правилами игры в песочнице .

Ход игры : В гости к детям приходит песочная фея , знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице , а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.

Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами :

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы . Если случайно песок всыпался , покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. Они улетают, их трудно собрать.

3. В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом) .

4. Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.

5. Песочная фея любит , когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.

Для педагогов действуют три правила :

Присоединение к ребенку. Песочная картина , создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины , ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице . С одной стороны, педагог это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы , перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.

Что нужно для игры в песок ?

Песочница и игрушки .

Игрушки для песочной терапии :

Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.

Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза» . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные.

Предметы домашнего обихода : детская посуда , домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.

Сказочные персонажи добрые и злые.

Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.

Украшения, сувениры.

Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Структура занятия :

1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция : правила игр на песке, формулировка темы занятия, демонстрация песочницы и игрушек )

2. Основная часть занятия (новая игра, упражнение в соответствии с задачами занятия)

3. Релаксационное упражнение и построение песочной композиции (мира)

4. Ритуал выхода из песочного мира (Рефлексия занятия - итоги, выводы) .

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ :

1. развивающие (познавательные) игры на песке

Цель - расширение представлений ребенка об окружающем мире «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций

2. Коррекционные игры

Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности,тревожности)

Дети учатся :

Выражать свой внутренний мир здесь и сейчас, не боясь осуждения.

Осознавать свои эмоции и чувства, открыто говорить о них.

Понимать и контролировать свои желания и поведение.

Быть более уверенным в себе.

Каждое из занятий включает в себя :

Игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.

3. Психопрофилактические игры

Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля

2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом

3. Пересыпание песка из разных емкостей

4. Строительство замков из очень мокрого песка

5. Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль, разноцветного и разнофактурного песка.

Практическая часть мастер-класса .

А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько заданий. (взрослые манипулируют с песком)

При игре с песком (солью, крупами) можно выполнять такие упражнения :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка (соли, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

Пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

Поиграть пальчиками по поверхности песка соли, как на клавиатуре пианино или компьютера . При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми. Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам .

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито .

Нарисовать узор кисточкой или палочкой.

Просеять песок через систему воронок и т. д.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги.

Упражнение «Песочный дождик »

Педагог медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу , затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец , а ребёнок называет этот палец.

Упражнение "Песочный ветер " (дыхательное) . Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок . Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране , "задувая его в песок ", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Коллективная игра «Придумай сказку»

Цель : развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование : круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы , песочный стол , любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры : Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке : полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т . д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы ) . Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Вопросы для обсуждения :

Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?

В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

Наблюдение во время игры детей :

Как дети работают в группе?

Как они общаются друг с другом?

Кто показывает себя, как лидер?

Кто идет ведомым?

Кто играет обособленно?

Кто занимает всю территорию?

Слышат ли дети друг друга?

Могут ли самостоятельно разрешить конфликт?

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь) .

Участники делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы :

Что вам дал мастер-класс ?

Произошли ли у вас какие-либо изменения?

Вывод :

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! Игры с песком успокаивают и расслабляют, положительно влияют на эмоциональное самочувствие детей.

Психолог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию) . Благодарю за внимание!

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт -терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир ». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки , созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт- терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу .

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями , имеющими онр, зпр, нарушения зрения , дцп , инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:


Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома , то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.