Рубаха парень значение. Значение слова рубаха-парень в толковом словаре ефремовой. Красная рубаха с васильками

Одержимость — это страшное явление. Люди, в которых вселился какой-либо бес, дух или дьявол, считаются одержимыми. Эти люди полностью находятся под влиянием злого духа, который полностью управляет человеком, определяет полностью его мысли, слова, поступки и поведение. Есть вполне определенные признаки одержимости человека. В православии одержимых называют бесноватыми, людьми, в которых по тем или иным причинам вселился бес.

Есть мнение в православии, что признаки одержимости человека могут не проявляться в привычных обстоятельствах и в обычной жизни, но стоит ему прийти в церковь или хотя бы увидеть икону в своем доме, то тут же бес начинает себя проявлять. Очень часты случаи, когда во во время богослужения в православных храмах кто-либо из присутствующих прихожан без видимых на то причин начинает громко плакать, метаться по полу, выть, выкрикивать в адрес Бога ругательства и прочее. Все это и есть проявления бесноватости человека. Служители церкви объясняют эти случаи тем, что сидящий внутри человека бес пытается человека оградить от божественного влияния.

Признаки одержимости человека можно разделить на несколько признаков. Так, в одном случае демон нашептывает человеку разные непристойности и побуждает творить зло, идти против воли Господа. В другом случае, демон вселяется в тело умершего человека, и начинает изводить людей в виде разного рода призраков. Так же есть случаи, когда когда демон полностью захватывает тело человека и заставляет причинять вред другим людям и себе. Некоторые теологи изгоняют дьявола из животных, бывает и из неодушевленных предметов, это может быть зеркало или картина.

Как же демон может войти в человека? У святых отцов на этот счет существует мнение: дьяволу там место, где есть грех. Через греховный образ жизни, греховные мысли, когда человеческая душа ослаблена пороком, именно тогда дьявол и может завладеть человеком.

Физические признаки одержимости человека.

Святыми отцами были определены некоторые явления, по которым можно было определить, что человек является одержимым. Петр Тирский, в трактате «О демонах», перечисли следующие проявления:

— паралич некоторых частей тела, а иногда и всего;

— огромная для обычного человека сила.

Некоторые демонологи выделяют так же:

— огромных размеров выпирающий живот(у людей, которым это не свойственно);

— быстрая потеря в весе, которая человека приводит к гибели;

— подражание животным;

— запах серы(так как демоны прибывают из ада);

— левитация;

— автоматическое письмо;

— раздвоение личности;

— непристойные мысли и поведение;

— хула на Господа, причастие и святую воду;

— знание никогда не известных человеку языков, бормотание на несуществующем языке;


И это совсем не полный список признаков одержимости человека. Естественно, многие из выше перечисленных признаков одержимости вполне объяснимы и являются признаками симптомов определенных болезней. К примеру, в средние века, очень часто с одержимостью путали симптомы эпилепсии. Прилюдные сексуальные действия путали с расстройствами психики. Случаи подражания животным — с шизофренией и так далее.

Традиционным «лечением» от одержимости заключается в том, чтобы демона изгнать из тела человека. При этом священниками выполняется особый обряд, с чтением специальных молитв, окуриванием дымом ладана, миропомазание. Очень часто при выполнении этого обряда, люди одержимые бесом, начинают очень сильно сопротивляться, порой падают в обморок. Именно поэтому во время исполнения обряда кроме священника присутствуют еще несколько служителей церкви. Конечно, психологи и медики, эти объяснения церкви не берут на веру, говоря, что это всего лишь больные психически люди. Но как объяснить то, что приступы человека происходят именно в храмах? Почему обряд по изгнанию беса из человека в действительности избавляет людей от страданий? К сожалению, этот вопрос пока без ответа…

Признаки одержимости в наши дни. История Эмили Роуз.

Многие, пожалуй, слышали о случае с Эмили Роуз(может смотрели фильм).Это один из самых ярких примеров одержимости человека демонами. В действительности героиню фильма звали Аннализе Мишель. Когда ей исполнилось 17 лет, ее жизнь превратилась в сплошной кошмар: на нее нападал паралич среди ночи, становилось очень трудно дышать, как будь-то на грудь положили что-то очень тяжелое. Врачами психиатрической клиники в городе Вюрцбург, был поставлен диагноз — припадки Гранд мал, одним словом — эпилептические судороги. В конце концов ее положили на год в психиатрическую клинику. Во время пребывания в лечебнице ей стали видеться демонические лица, говорившие ей, что она проклята. Совершенно не помогало медикаментозное лечение, скорее наоборот, только усугубляло состояние пациентки. Она стала очень раздражительной, лица не исчезали. У нее развилась глубочайшая депрессия. В 1970 году Мишель Аналлизе выписали из лечебницы. Она обратилась к служителям церкви с просьбой провести над ней обряд экзорцизма, полагая, что речь идет именно об одержимости демонами. Однако церковь ей отказала, посоветовав вести более религиозную и духовную жизнь.

Состояние ее начало резко ухудшаться. Она начала кусать членов семьи, поедать пауков и мух, наносить увечья себе, начала копировать повадки собаки. Так же она стала уничтожать четки, религиозные книги и иконы в доме. Это длилось пять лет. После чего родственникам все же удалось уговорить церковь на проведение обряда экзорцизма, только с одним условием, что будет параллельно продолжено медикаментозное лечение.

В 1975 году епископ Йозеф Стангл поручил двум священникам — Арнольду Ренцу и Эрнсту Альту провести с ней обряд экзорцизма. В сентябре 1975 года обряд начался, и закончился лишь в июне 1976 года. За это время, по утверждению священников, они изгнали из ее тела: Люцифера, Белиала, Нерона, Иуду, Каина и Гитлера. Во время обряда, который проводился два раза в неделю, девушка говорила демоническими голосами на разных языках, голосами тех людей, которые умерли. За десять этих месяцев ее здоровье значительно ухудшилось. Она практически не пила и не ела, говоря, что ей демоны не дают этого делать. Ей было написано письмо священнику, в котором она просила прекратить обряды, говоря при этом, что ей явилась Дева Мария и предложила ей два варианта избавления от демонов: немедленное избавление или позволить демонам дольше обладать телом, но взамен получить избавление души. Девушка выбрала второй вариант, кроме этого она сумела предсказать дату собственной смерти. В ночь на 1 июля 1976 года она пошла спать, и не проснулась.

При вскрытии выяснилось, что она умерла от недоедания и обезвоживания организма. Каких-либо отклонений при исследовании мозга так же не было обнаружено. Несмотря на то, что все сеансы обряда экзорцизма были записаны на пленку, двум священникам и ее родителям были предъявлены обвинения по статье «Убийство по неосторожности» . Они были признаны виновными.

Это единственный за последнее время случай, официально признанный церковью, когда подтвердились признаки одержимости человека.

Как правило, мало кто из людей верит в магию. Но, когда человек насмотрится ужастиков о дьяволах, сатане и прочей нечисти, то он начинает задумываться о мистике очень серьёзно.

Сейчас всё чаще и чаще на экранах телевизорах показывают документальные фильмы о магии. Например, о куклах вуду, чаки, о приворотах, обрядах или о гаданиях. О том, что существует потусторонний мир. Это доказывает и шоу «Битва экстрасенсов», фильмы «Омен», «Вангелия» и другие. Существуют много книг, в которых написано, как вызвать духов, позвать умершего в дом, поговорить с мертвецами. Помимо этого, в книгах написано, как сделать приворот, обряд, порчу. Когда человек не находит выхода из ситуации, он обращается за помощью к магии. Вот только это не совсем хорошая идея.

Иногда порча или приворот действуют на человека так, как будто в него вселился бес или дьявол. Сразу появятся значительные изменения. Например, неадекватные поступки. Нормальный человек не будет ходить обнажённым на улице или никогда не выпрыгнет из окна. Врачи уверены, что это связано с психикой, а вот маги утверждают: «Медицина не причём. Тут магия правит миром». Как узнать беса в человеке, не проводя обрядов?

Пристрастие

Человек, который ранее был спокойным и адекватным, вдруг начинает вести себя иначе. Например, неожиданно он может принести алкоголь в дом и устроить шумную вечеринку. На просьбу закончить мероприятие, человек будет вести себя неадекватно. А именно: наброситься, обозвать, порвать вещи.

Страхи и фобииНа страхи следует обратить особое внимание. Если раньше человек не боялся темноты, улицы, людей, замкнутого пространства (в данном случае имеется в виду комната) , то тут уже можно насторожиться. Это ненормально, когда появляются неожиданные страхи и фобии.

Голоса

И, конечно, если в человеке сидит бес, то периодически он будет слышать голоса. Они не похожи на человеческие. Обычно они хриплые, и порой внушают страх. Слышится, как говорят о будущем, поступке, о каких-либо людях. Разумеется, слышать такое страшно. Поэтому, когда кто-то говорит, что ему слышатся звуки или голос, то желательно отвести его в церковь и показать батюшке.

Ночные кошмары

Оказывается, когда недоброжелатели делают порчу на другого человека, ему начинают сниться кошмары. Например, гробы, кладбище, мертвецы бывают в сновидениях, когда кто-то желает зла. Если же человек ежедневно будет просыпать в 3 часа ночи от жутких снов, то скорее всего происходит это вселение дьявола. Но стоит заметить, что бес входит в человека не сразу. Потребуется несколько дней.

Сексуальные отклонения

Так ещё, как определить беса в человеке или каким образом? Если человек ранее был независим от секса, то после вселения дьявола, ему хочется иметь половой контакт даже с животными. Поэтому не стоит удивляться, когда человек со спущенными штанами стоит позади собаки, свиньи, козы. В процессе у него ещё будет меняться голос. Почувствуется хриплый, грубый голос, несмотря на то, что, например, человеку 20-25 лет.

Суицид

Бывает такое, что человек идёт, веселиться, рассказывает смешные истории, а потом вдруг бросается под машину или неожиданно режет себя ножом. Это явный признак, что при помощи магии им кто-то манипулирует.

Теперь многие знают, как распознать беса в человеке. Стоит помнить, что с магией шутки плохи. И если в человеке есть значительные изменения изнутри, то желательно оказать помощь.

Как учат святые отцы, бес, перед тем как вселиться в человека, подготавливает «почву». Главным способом их воздействия является внушение человеку своих мыслей под видом его собственных.

Делают они это очень осторожно, прилагая свои мысли к мыслям человека, чтобы не было заметно, как внушаемые ими помыслы вплетаются в человеческое сознание. «Они постепенно приучают людей думать и желать всего только греховного, делая их подобными себе. Подчиняя разум и волю человека, бесы стремятся к овладению и его телом. Это становится возможным, когда благодать Божия не для погибели, а для наказания отходит от неисправимого грешника. Теперь бесы могут войти в его тело и управлять им. И нет такого преступления и злодеяния, которое не мог бы совершить бесноватый (по-современному, «зомбированный») человек», если бы не Божий Промысел, ставящий внешние пределы бесовской силе. В особых случаях для вразумления и исправления Бог попускает иногда бесам вселяться и в верующего, церковного человека...

В прошлом веке в России жил такой человек - Николай Александрович Мотовилов. Родовитый дворянин, богатый помещик, он отказался от карьеры и светской жизни и сделался (так он сам себя любил называть) «служкой Серафимовым». Был он духовным сыном и преданным помощником преподобного Серафима Саровского, одним из самых близких к нему людей.

Однажды преподобный Серафим поведал ему о своей страшной борьбе с бесами в течение тех 1000 дней и ночей, когда он молился на камне...

Николай Александрович, человек искренний и горячий, так вдохновился этим рассказом, что неосторожно воскликнул: «Батюшка, как бы и я хотел побороться с бесами!» Преподобный, зная, что может последовать за такими вызывающими словами, испуганно перебил его: «Что вы, что вы, ваше Боголюбие! Вы не знаете, что говорите!..»

После этого разговора прошло много времени. Уже не было на свете батюшки Серафима... Но легкомысленный, дерзкий вызов Мотовилова, попущением Божиим, был принят. Ему пришлось на себе испытать, как это бывает - когда бес вселяется в человека. Как-то Мотовилов среди своих бумаг нашел запись об исцелении бесноватой девицы, из дворян, у раки святителя Митрофана Воронежского. «Я задумался, - вспоминал Мотовилов, - как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время - 30 с лишним лет. И подумал я: вздор. Этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!..»

В это мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и, как он ни стискивал уста, стало входить в его внутренности. Лед и смрад заполнили его изнутри. Рука его не в силах была подняться, чтобы сотворить крестное знамение; мысль не могла сосредоточиться на молитве. И с того дня начались его ужасные мучения. В течение трех дней он чувствовал, что горит в огне, но не сгорает. Несколько раз в сутки с него даже счищали сажу! Прекратилась эта дикая нечеловеческая мука только после исповеди и причастия Святых Христовых Тайн.

Но потом началась другая: двое суток он был охвачен лютым геенским холодом и не мог согреться даже огнем.

«По желанию Его Высокопреосвященства, архиепископа Воронежского Антония, - рассказывает Мотовилов, - я с полчаса держал руку над свечой, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже. Опыт этот удостоверительный я записал на целом листе и к тому описанию руку мою, закопченную свечной сажей, приложил»... Эта мука также прекратилась после исповеди и причащения. А потом Мотовилова мучил и истязал, грыз изнутри, переползая по телу, адский неусыпающий червь. Мотовилов реально видел и даже осязал отвратительное чудище (когда оно выползало через его нос, рот, уши, с тем чтобы вползти обратно), и хотя эта последняя мука по времени продолжалась не так долго, как предыдущие, она была самой страшной. Николая Александровича еще раз причастили (сам архиепископ, из своих рук) - и червь оставил его.

В прошлом веке благочестивые русские люди бывали в храме Божием регулярно, но причащались редко: обычно четыре раза в год, во время длительных постов. Чтобы причаститься три раза за несколько дней - основанием для этого должны были быть из ряда вон выходящие обстоятельства.

У читателей может возникнуть вопрос: по какой же причине Господь попустил Бесу вселиться в человека верующего и церковного и нестерпимо мучить его, пусть и сравнительно недолгое время?

Главным желанием Мотовилова было не просто спасти душу, но и быть в Царствии Небесном вместе с возлюбленным его Батюшкой - преподобным Серафимом. Он не имел духовных и телесных подвигов, которые понес Преподобный, и ему была дана возможность пережить духовные страдания во славу Божию. Господь открыл рабу Своему, а через него и всем нам, что такое адские муки: огонь неугасающий, лютый холод и червь неусыпающий. Наконец, этот случай учит нас, что бесы существуют реально, действуют против людей и что оружие на них дает только Святая Христова Церковь.

Теперь, зная, кто такие бесы, можно понять, кто такие колдуны и чародеи. Это люди, добровольно вступающие в дружбу с духами злобы. С их помощью они и привораживают, и «портят», и «лечат».

Ключевые слова:

РУБАХА-ПАРЕНЬ, ЧЕЛОВЕК-РУБАХА

Просторечные выражения рубаха-парень , человек-рубаха приблизились к русскому литературному языку не позднее начала XVIII в.

В «Словаре Академии Российской» читаем: « Рубаха ... рубашка ... Говорится также *в простонародном употреблении о бесковарном, весьма простосердечном» (1794, ч. 5, с. 192). Однако это выражение до середины XIX в. носило областной характер. Оно вошло в «Опыт областного великорусского словаря» (1852), где отмечено: «Рубаха , и, с. ж. Простой человек, простяк. Эко парень-то рубаха . Нижегор.» (с. 193). П. П. Дубровский, найдя в этом словаре данное значение слова рубаха в том же экспрессивном употреблении, сопоставил его с польск. rubacha `толстая, дюжая женщина"; ср. и rubaszny `дюжий, дородный; грубый, сквернословный"

Отсутствие носового звука в этом гнезде польских слов как будто говорит о том, что лежащий в основе их корневой элемент rub- следует отделять от ставшего однозвучным корневого элемента rQ b- (рубить, рубаха и т. п.).

Акад. Б. М. Ляпунов указывал на необходимость обособлять от серии слов, имеющих в своем составе корень rQ b, эти группы, связанные с корнем *руб- (ср. др.-русск. рути из руб-ти в значении `грабить, взимать налог", хорв. и хорут. rúbiti `грабить, брать в залог", словенск. robíti , итал. rubare , немецк. rauben . Ср. в старохорватских глаголических текстах: рубали едну марку в значении `поборов, насилия"

Таким образом, первоначальным значением слова рубаха могло быть `грубый, сильный, простой человек". Суффикс -аха придавал корневому элементу rub- яркую экспрессивную фамильярную окраску.

У Ушакова выражение парень-рубаха названо разговорно-фамильярным и почему-то помещено под словом рубаха `рубашка" (т.3, с. 1391-1392). Ср. тут же: «Из дома вышел Алексей в белой холщевой рубахе , в синих портах. М. Горький».

У И. С. Тургенева в «Дыме»: «Григорий Литвинов, рубашка-парень , русская душа, рекомендую, - воскликнул Бамбаев, подводя Литвинова к человеку небольшого роста и помещичьего склада...».

У П. Д. Боборыкина в романе «Китай-город»: «Я думал, из вас Чичиков выйдет, а вы - человек-рубашка ». У него же в романе «На ущербе»: «Ты его и по батюшке знаешь? - Как не знать, сударь. Барин - рубашка !.. И овсеца когда купишь у них... в кредитец».

У А. П. Чехова в повести «Дуэль»: «Самойленко... видел в Л аевском доброго малого, студента, человека-рубаху , с которым можно было и выпить, и посмеяться, и потолковать по душе» (гл. 1).

У М. Горького в рассказе «Супруги Орловы»: «Этакой-то рубаха-парень , а? Рабочему, говорит, человеку в меру выпить всегда следует... слышь, Мотря? Ну-ка, нацеди мне рюмочку, - есть, что ли?».

В толковых словарях русского языка в «гнездо» слов рубать `ударяя с размаху острым оружием, разделять на части; рассекать, рубить", рубануть (ср. у А. Н. Толстого в романе «Петр I»: «[Петр] выхватил шпагу и с размаху рубанул ею по столу перед лицом отшатнувшегося генералиссимуса. Полетели осколки стекол»), рубать - о добыче угля в шахтах; рубать `говорить резко, грубо, напрямик", рубать `есть много и алчно", рубаться `сражаться холодным оружием", рубиться , рубаха , рубашка , рубашечный , рубашечка , рубашонка , рубашоночка и т. п. систематически включаются и выражения рубаха-парень и рубашка-парень . Так, под словом рубаха и рубашка в семнадцатитомном словаре (БАС, т. 12, 1961, с.1498 и 1499-1501) помещен фразеологизм рубаха-парень , рубашка-парень .

Сохранилась рукопись - пять пронумерованных листков разного форм ата, из которых два сильно пожелтели от времени.

  • РУБАХА-ПАРЕНЬ
  • РУБАХА-ПАРЕНЬ
    руб`аха-п`арень, руб`ахи- …
  • РУБАХА-ПАРЕНЬ
    рубаха-парень, …
  • РУБАХА-ПАРЕНЬ в Орфографическом словаре:
    руб`аха-п`арень, руб`ахи- …
  • РУБАХА-ПАРЕНЬ
    м. Простой, открытый в обращении …
  • РУБАХА-ПАРЕНЬ
    м. Простой, открытый в обращении …
  • РУБАХА в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    РУБЧАТАЯ — см. рубашка осколочная …
  • ПАРЕНЬ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    688866, Корякского АО, …
  • ПАРЕНЬ в Лексиконе секса:
    юноша, молодой человек, обычно до …
  • ПАРЕНЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    р. Приморской обл., Гижигинского окр., извилисто течет к СВ из озера, лежащего в отрогах Станового хребта, делает поворот к З …
  • РУБАХА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. То же, что рубашка (в 1 знач.). * Рубаха-парень (разг.) - открытый, простой в обращении …
  • ПАРЕНЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -рня, мн. -рни, -ей, м. 1. Юноша, молодой человек (разг.). Парни и девушки. Первый п. на деревне (красив и …
  • ПАРЕНЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? р. Приморской обл., Гижигинского окр., извилисто течет к СВ из озера, лежащего в отрогах Станового хребта, делает поворот к …
  • РУБАХА
    руба"ха, руба"хи, руба"хи, руба"х, руба"хе, руба"хам, руба"ху, руба"хи, руба"хой, руба"хою, руба"хами, руба"хе, …
  • ПАРЕНЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    па"рень, па"рни, па"рня, парне"й, па"рню, парня"м, па"рня, парне"й, па"рнем, парня"ми, па"рне, …
  • ПАРЕНЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Молодой …
  • ПАРЕНЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. малолеток, мужчина, юноша || …
  • РУБАХА
    блуза, гуявера, рубашка, рубашонка, сорочка, туника, …
  • ПАРЕНЬ в словаре Синонимов русского языка:
    малец, малый, мужчина, недоросль, паренек, парни, парнишка, парнище, парубок, хлопец, человек, чувак, …
  • РУБАХА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. То же, что: рубашка …
  • ПАРЕНЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Юноша, молодой …
  • РУБАХА в Словаре русского языка Лопатина:
    руб`аха, …
  • ПАРЕНЬ в Словаре русского языка Лопатина:
  • РУБАХА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рубаха, …
  • ПАРЕНЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    парень, парня, мн. парни, …
  • РУБАХА в Орфографическом словаре:
    руб`аха, …
  • ПАРЕНЬ в Орфографическом словаре:
    п`арень, п`арня, мн. п`арни, …
  • РУБАХА
    == рубашка …
  • ПАРЕНЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    Non-st вообще человек, мужчина Свой п. (о простом и доступном, близком человеке). парень Colloq юноша, молодой человек Парни и девушки. …
  • РУБАХА в Словаре Даля:
    рубашка (рубить?) жен. сорочка, кошуля, тельница; одежда из числа белья, надеваемая под низ, на тело. Русская рубаха, косоворотка, с застежкой …
  • ПАРЕНЬ в Словаре Даля:
    муж. паренек, пареш, парешек", парнюк, парнишка, парнюга, парнюженька; парнища; мн. парни и парья; отрок, юноша, молодой человек, детина, молодец; холостой. …
  • РУБАХА
    рубахи, ж. То же, что рубашка в 1 знач. Из дома вышел Алексей в белой холщевой рубахе, в синих портах. …
  • ПАРЕНЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    парня, м. (разг.). Юноша (первонач. о неженатом молодом крестьянине). На парней я не вешалась. Некрасов. Парни и девки. || Вообще …
  • РУБАХА
    рубаха ж. То же, что: рубашка …
  • ПАРЕНЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    парень м. разг. Юноша, молодой …
  • РУБАХА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. то же, что рубашка …
  • ПАРЕНЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Юноша, молодой …
  • РУБАХА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. разг. Одежда из легкой ткани для верхней части тела, являющаяся принадлежностью как нижнего белья, так и верхней одежды; рубашка …
  • ПАРЕНЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. разг. Юноша, молодой …
  • РУБАШКА-ПАРЕНЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    рубашка-парень м. То же, что: …
  • ХЛЕБ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-06 Time: 11:23:49 = Б = * Барам косим, а себе хлеба просим. * Баснями закрома не наполнишь. * …
  • ТОРЧВУД в Цитатнике Wiki.
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • РАЙМОНД ЧАНДЛЕР в Цитатнике Wiki.
  • ОДИНОКИМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЩЕЖИТИЕ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-21 Time: 04:33:15 * Утром яичница, днем яичница, вечером яичница, а ночью - омлет! Скоро я буду кудахтать как …
  • О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-06 Time: 23:04:41 «О дивный новый мир» («Прекрасный новый мир») (англ. Brave New World) — антиутопический роман английского писателя …
  • НАСТОЯЩАЯ КРОВЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-11 Time: 04:23:51 = Первый сезон = = Странная любовь = * Билл: Ты что не боисься быть здесь …
  • НАЗАД В БУДУЩЕЕ 2 в Цитатнике Wiki.
  • ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
  • КРЕЩЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Словаре Обрядов и таинств:
    Крещение в Православной Церкви В России крещение происходило чаще всего на восьмой, а иногда - и на сороковой день, т. …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • ОДЕЖДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют …
  • ОБМУНДИРОВАНИЕ ВОЕННОЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    военное, предметы военной формы одежды военнослужащих. В Советских Вооруженных Силах к основным предметам О. в. (установленных образцов) относятся: верхняя …