Современные формы организации детского изобразительного творчества. Основы организации и проведения занятий по изобразительной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении Формы работы с детьми по изобразительной деятельности

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития творческих способностей детей, реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную (художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Вообще любое общение педагога с детьми можно назвать «занятием», ведь оно предполагает прямое или косвенное обучение, образование, развитие.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Индивидуальное общение является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами.

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Теоретические занятия главной целью имеют введение ребенка в мир искусства, знакомство с понятием «искусство», его видами и жанрами, творческим процессом и прочее.

Эти занятия проводят с раннего возраста, рассматривая с детьми арт-объекты (игрушки, книги, произведения искусства), рассказывая о них (искусствоведческая рассказ); разворачивая беседу (искусствоведческая беседа), художественно-дидактическую игру или арт-терапевтическую сессию («Художественным салоп», «В музее скульптур», «Путешествие в картину», «Народная игрушка», «Что такое архитектура»).

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Например, «Давайте подумаем вместе: как художник осень рисовал», «Где народные умельцы узоры искали», «Как скульптор в глине будущую скульптуру увидел».

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Например, дети уточняют информацию о жанре пейзажа и рассматривают репродукции пейзажных картин, обсуждают, обмениваются мнениями о выразительных средствах, цвете, композиции, осуществляют «Путешествие в картину» и выполняют игровые упражнения на развитие воображения, образного мышления, переживания эстетических эмоций, воспроизводят в собственном воображении творческий процесс художника.

Практическую часть занятия могут составлять упражнения на смешивание цветов, например, «Цвета золотой осени». «Цвета поздней осени», «Осеннее небо», или «Рисуем осенние деревья».

Можно предложить творческую работу: «Рисуем пейзаж».

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям - формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

Елена Подольская
Изобразительная деятельность в ДОУ

1. Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения изобразительной деятельности , особенности организации и проведения фронтальных, коллективных, комплексных занятий.

Введение.

1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение, это самый сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. В современных системах образования большинства развитых стран дошкольному образованию в последнее время придается большое значение. Ведь в дошкольном возрасте закладываются все основные параметры и особенности личности, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными проблемами. В этой связи актуальным является изучение современных форм организации образовательной деятельности дошкольников .

Общая характеристика форм организации детской изобразительной деятельности .

1 Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности .

В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности : предметное, сюжетное, декоративное . При этом нередко добавляют : «и по замыслу» . Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему.

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности . Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей , сформулированной в задачах :

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения ;

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность , свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность , но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса.

Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общие дидактические методы обучения, прямо соотносятся с этими типами занятий : информационно-рецептивный - с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный - с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский - с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т. п., определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них.

Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности . В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения . Иногда такая информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников . При наличии такой информации педагог может дифференцирование строить индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы.

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) . По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

По характеру выбора темы : на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу» ).

По источнику тем замыслов : занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения) ; на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Остановимся на их характеристике более подробно.

Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения , по представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения , в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить . Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.

Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного) . Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду» , «На чем хочу покататься» , «Радостный денек» и т. п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность , при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению.

Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н. П. Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. Наиболее глубокое исследование на эту тему проведено Р. Г. Казаковой.

В исследовании Р. Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.

Задачи обучения в таком виде занятия : учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке) . Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения . Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности , делают ее более осмысленной.

2. Формы и методы организации совместной деятельности вне занятий .

2. Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» :

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей . Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

3. Особенности организации развлечений по изобразительной деятельности .

3. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются :

Создание обстановки эмоционального благополучия;

Создание и обновление предметно-развивающей среды;

Творческий подход к содержанию образования;

Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

Синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности ;

Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной , музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);

Взаимодействие с семьями воспитанников;

Преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников : педагогов, детей, родителей.

Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. «Мозаика –Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами : Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т. С. Комарова, А,В. Антонова, М. Б. Зацепина) ; «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О. Л.) ; «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.) ; «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина) .

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг :

функционируют кружки эстетической направленности : «Умелец» - по изобразительной деятельности ; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Создан учебно-методический комплект :

Программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;

Перспективные планы по приоритетному направлению работы : кружковой деятельности по всем группам ;

Конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

Сделан подбор дидактических музыкальных игр;

Библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через :

Занятия по изобразительной деятельности ,

Занятия по музыкальному воспитанию,

Театрализованную деятельность ,

Кружковую работу,

Индивидуальную работу,

Выставки детских работ, персональные выставки,

Посещение театров,

Праздники, концерты, спектакли.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды :

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера;

Имеется костюмерная с театральным реквизитом;

Открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности , готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения ;

В изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров, необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;

Создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;

В старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы» , где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;

Подобраны коллекции картин русских художников;

Обширная медиатека;

Аудио и видео-коллекция;

Аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;

Имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;

Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры : в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.


Консультация для педагогов «Свободные формы организации

художественного опыта детей дошкольного возраста»

Петрова Ирина Вячеславовна,
воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга» п.Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ Сегодня каждый педагог использует разнообразные формы взаимодействия с детьми и их родителями, как в образовательном пространстве, так и за его пределами. Это беседы и рассказы, мастер-классы, образовательные проекты, дидактические игры и упражнения с художественным содержанием, художественная деятельность на специально организованных занятиях (лепка, аппликация, рисование, художественный труд) и в свободной деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей каждого ребенка, художественное экспериментирование. Многие из этих форм давно известны в дошкольной практике, их выбор педагогом стабильно приводит к ожидаемым результатам. Такие формы, мастер-класс, проект, искусствоведческая беседа являются относительно новыми, поэтому требуют не только апробации, но и знание теории. Наиболее сложные формы для применения: художественное экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность. В процессе художественного образования ребенок познает окружающий мир и себя самого в этом мире. Художественная деятельность вводит ребенка в человеческую культуру: семейную, региональную, национальную, мировую. Художественно – продуктивная деятельность рассматривается сегодня как специфическая детская активность, в которой ребенок осваивает художественный «язык», овладевает различными художественными инструментами, создает свой оригинальный продукт, новый, значимый для самого ребенка, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает отношение к окружающему миру и самому себе. В правильно организованной художественной деятельности ребенок раскрывает свое представление о мире. Следующая форма организации художественного опыто- художественное экспериментирование. Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы – познавательные, художественные, нравственные, социальные и др. (Н.Н.
Поддьякова). Экспериментирование связано с накоплением ребенком опыта проб и ошибок. Роль педагога состоит в создании развивающей предметно - пространственной среды. В результате у детей формируется умение принимать и анализировать интеллектуальную или художественную задачу, раскрывать смысл. В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами (бытовыми, природными, художественными), их свойствами и способами воздействия на них. Эти способы и приобретаемый с их помощью художественный опыт обеспечивает формирование у детей базовой культуры творчества. Опыт работы в данном направлении показал, что необходимо создавать условия для свободного экспериментирования детей с художественными материалами и их свойствами, инструментами (орудиями) и художественным словом. Дети раннего и младшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования (манипулирования) осваивают художественные материалы и самостоятельно делают первые «открытия»: бумага легкая, плоская и т.д.; глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как «комочек» (объемна), но ее тоже можно изменить. Таким образом, малыши исследуют не только художественные материалы в разнообразии их свойств, но и способы своего воздействия на материал. Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного экспериментирования делают «открытия» уже другого уровня, связанные с поиском способов композиционных решений, выражение настроения и характера персонажа, преобразования плоских форм в объемные тела и наоборот – объемные в плоские и т.д. Основной путь художественного развития ребенка – самостоятельное творчество. Проявление самостоятельной художественной деятельности – показатель высокого уровня творческого развития детей, так как самостоятельная деятельность всегда возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной художественной деятельности свидетельствует также о влиянии на творческое развитие ребенка грамотно организованного образовательного процесса.
Особенность самостоятельной деятельности дошкольников в том, что дети по своей инициативе и на основе своих интересов активно осваивают доступные им виды искусства. У воспитанников своей группы мы формируем самостоятельные исследовательские действия. Для этого созданы условия для художественного экспериментирования. Сегодня важно понимать, что художественное экспериментирование и самостоятельная деятельность – это особые виды детской творческой деятельности и в то же время – свободные формы обогащения и организации эстетического опыта детей.

Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем и занятия на тему, выбранную каждым ребенком.

Занятия на тему, предложенную воспитателем:

1. изучение нового программного материала: основное – освоение нового материала, поэтому воспитатель обращает внимание на решение учебных задач. Т.о., инициатива ребенка должна быть направлена на овладение новыми приемами, умениями.

2. повторение пройденного материала: основная цель – закрепление ЗУН, приобретенных на предыдущих занятиях. Упражнения в приемах следует выполнять на новом содержании. При повторении материал может быть представлен разными темами. Ставя творческие задачи, не следует забывать об основной цели занятия – закрепление. В старших группах для закрепления умения изображать округлые формы в сочетании с другими перед детьми выставляют предметы для выбора: погремушку, неваляшку, будильник. В процессе самостоятельного выполнения задуманного образа будет закрепляться навык создания округлой формы.

Занятия на тему, выбранную ребенком:

Цель – развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения. Проведение занятий дает возможность судить об интересах детей, степени развития их творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками.

Для работы по замыслу может служить рисование на тему «Праздник в детском саду», «Мой любимый сказочный герой». Новый материал на занятиях не дается, но иногда воспитатель может показать новые приемы изображения. Руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, т.к. указания диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.

Занятия проводятся в первой половине дня, 2-3 раза в неделю. В 1-ой младшей группе – 10-15 минут, в средней и старшей 15-20 минут, в подготовительной 20-25 минут.

Важное значение имеет посадка ребенка за столом. Мебель должна соответствовать росту детей, и правильно расставлена по отношению к источнику света – с левой стороны.

При планировании занятия воспитатель определяет, какая предварительная работа д.б. проведена. Готовит необходимый материал для работы.

Начинать занятия следует с привлечения внимания детей к заданию: рассматривание картины, игровая ситуация, рассказ.

В процессе занятия воспитатель наблюдает за все группой детей, но указания носят индивидуальный характер.

В конце занятия проводится анализ. Формы проведения:

Показ рисунка и предложение оценить, все ли правильно, что интересного.

Предложить ребенку выбрать лучшую работу и обосновать свой выбор.

Анализ работы ребенком, сравнение с натурой или образцом.

Дети вместе с воспитателем рассматривают работы и дают им оценки.

Цель анализа – научить объективно оценивать результаты своего труда, и товарищей.

В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях, специальных группах при общеобразовательных детских садах, группа надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях. Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения (переосмысление обществом и государством своего отношения к проблемным детям, признание их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование):

  • - комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
  • - частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;
  • - временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Занятия по изобразительной деятельности условно делятся на этапы:

  • 1. Подготовительный период. Цель - формирование у детей интереса к занятиям и выражение эмоционального состояния.
  • 2. Следующий период - переход к простейшим изобразительным упражнениям (рисунок, лепка, аппликация). Цель - знакомство с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, раскатывать пластилин и т.п.).
  • 3. Самостоятельное выполнение работ с минимальной помощью воспитателя - третий этап организации занятий по изобразительной деятельности.

На занятиях изобразительной деятельностью необходимо:

  • - воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;
  • - учить указывать на называемый воспитателем признак;
  • - учить называть предметы и их изображения;
  • - формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
  • - учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального предмета и знать их названия;
  • - формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
  • - развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.

Кроме занятий проводятся экскурсии (на природу, в музей, выставочный зал и т.п.) с наблюдением за необходимыми явлениями.