Становление торможения в процессе развития ребенка. Условное торможение, виды, значение. Возрастные особенности внутреннего торможения. Виды условного торможения рефлексов

В процессе обучения и воспитания ребенка необходимо учитывать, что безусловное (внешнее) торможение наиболее сильно выражено только у детей до 3-4 лет. Н/р, если 3-летний малыш хочет наступить в лужу, бесполезно говорить ему «Нельзя!». Но если ему показать красивый цветок, обратить внимание на птичку ребенок легко может забыть о том, что он хотел сделать. Поэтому, внешнее торможение является важным средством воспитания полезных привычек и навыков у детей первых лет жизни.

Внутреннее торможение приобретает ведущее значение только к 6-7 годам. Особенно важно научить ребенка сдерживать (тормозить) рефлекторную деятельность, научить ждать. Такая тренировка тормозных процессов лежит в основе воспитания у ребенка правил поведения в обществе, научит его считаться не только с собственными желаниями, но и уважать требования окружающих.

Внутреннее торможение (дифференцировочное) имеет большое значение для обучения ребенка письму, чтению, рисованию и т.д.

Торможение обеспечивает нам тонкую коррекцию нашей деятельности соответственно воздействиям окружающей среды, «стирая» уже ненужные, биологически нецелесообразные условные реакции и способствуя образованию новых.

Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.

I этап – Грудной.

Условные рефлексы начинают вырабатываться в первый день после рождения ребенка. Однако они образуются с трудом, после нескольких десятков подкреплений, неустойчивые. Н/р, прикосновение к щеке новорожденного вызывает поворот головы в сторону прикосновения и появление сосательных движений. На 10-14 день тактильно-лабиринтный условный рефлекс (при взятии ребенка на руки в положении кормления он поворачивает голову и делает сосательные движения). Условный ориентировочный рефлекс образуется на 2-4 месяце. Однако, все условные рефлексы первых 3 месяцев в связи с незрелостью коры больших полушарий, образуются очень медленно, после многих подкреплений, и все они неустойчивы. К концу года проявляются условные рефлексы на время, ситуацию, обстановку.



Безусловное торможение условных рефлексов имеется с первых дней после рождения, а условное вырабатывается постепенно. Однако все виды условного торможения до 6 месяцев очень неустойчивы. Все условные рефлексы легко тормозятся за счет безусловного торможения.

II этап – ясельный.

Ребенок на 2-ом году жизни начинает свободно передвигаться в пространстве, у него закладываются основы речи. Безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?» в этот период жизни проявляется как «Что с этим можно сделать?» Бурное развитие ребенка приводит к образованию большого количества новых условных рефлексов. У ребенка складываются образы предметов. Формирование образов возможно только в результате минипуляций ребенка с предметами, в процессе которых он познает весь комплекс раздражителей, характерных для данного предмета (н/р, елка, ее вид, запах, уколы хвоей создают образ елки отличный от всех других предметов). Нельзя ограничивать ребенка в его манипуляциях с предметами, иначе будет обеднение в выработке условных рефлексов, замедление формирования образного мышления.

На базе образов начинают формироваться понятия, т.е. обобщение однотипных образов (кукла, кубик).

В этом периоде вырабатываются первые подражательные условные рефлексы и экстраполяционные. Так, ребенок может спокойно смотреть на далеко стоящую собаку, но пугается, если собака начинает подходить к нему.

Впервые начинают вырабатываться динамические стереотипы, причем их ломка сопровождается резко выраженной отрицательной биологической реакцией.

III этап - дошкольный.

В этот период создается уже солидная база условных рефлексов. Ребенок задает огромное количество вопросов, пытается проникнуть в суть явлений и предметов. В это время легко образуются рефлексы высших порядков (до 6-го порядка). Большое развитие получают подражательные рефлексы. Одной из особенностей в образовании условных рефлексов является быстрота их образования – быстрее, чем на любом другом этапе развития.

Условное торможение все ее вырабатывается с трудом.

IV этап – младший школьный возраст.

Характерной чертой этого этапа является образование различных комплексов, систем из ранее выработанных условных рефлексов. Образуется большое количество динамических стереотипов. К концу этапа дифференцировки образуются легко, становятся прочными.

Запаздывающее торможение к концу этапа вырабатывается достаточно легко. На этом этапе условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, становятся стойкими и устойчивыми по отношению к безусловному торможению. В связи с усилением процессов торможения хорошо развит кортикальный тормозной контроль над эмоциями и осуществлением безусловных реакций за счет выработки тормозных условных рефлексов. Все это является немаловажным для воспитания правильного поведения детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Литература

1. Характеристика условных рефлексов

торможение условный рефлекс дети

Те рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование организма лишь при относительном постоянстве окружающей (а также внутренней для организма) среды, И. П. Павлов назвал безусловными рефлексами. А так как условия существования весьма сложны, изменчивы и многообразны, то приспособление организма к среде должно обеспечиваться при помощи другого рода реакций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все изменения окружающей среды. Эти реакции и были названы И. П. Павловым условными рефлексами.

Детальное изучение условных рефлексов позволило вскрыть основные закономерности взаимодействия процессов возбуждения и торможения, определяющих приспособительную деятельность организма. Проявление различных сторон высшей нервной деятельности зависит от свойств основных нервных процессов, определенная совокупность которых характеризует те или иные индивидуальные особенности поведения.

У высших животных и человека необходимым субстратом для формирования условных рефлексов является кора больших полушарий.

Правила образования условных рефлексов. Многолетний опыт павловских лабораторий позволил специалистам выделить в качестве основных следующие правила образования условных рефлексов.

1. Для образования условных рефлексов необходимо совпадение во времени (сочетание) какого-либо индифферентного раздражителя (условного) с раздражителем, вызывающим соответствующий безусловный рефлекс (безусловный раздражитель).

2. Необходимо, чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного.

3. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным раздражителем и возможно более индифферентным, то есть не вызывающим значительной реакции. Физиологическая сила, например, пищевого безусловного рефлекса (слюноотделительного или иного) определяется уровнем пищевой мотивации. Физиологическая сила защитно-оборонительного безусловного рефлекса, избавляющего от угрозы самому существованию организма, несомненно выше, чем пищевого безусловного рефлекса. Индифферентность же условного раздражителя состоит в том, что он не должен вызывать безусловного рефлекса, используемого в качестве подкрепления.

4. Для образования условного рефлекса необходимо нормальное, деятельное состояние головного мозга.

5. Во время образования рефлекса должны быть исключены другие виды деятельности как ответной реакции на посторонние раздражения.

На примере хорошо известного слюноотделительного условного рефлекса в павловских лабораториях были определены следующие общие признаки условных рефлексов.

1. Их приспособительный характер. Смысл условного рефлекса в том, что он делает поведение особенно пластичным, подогнанным к конкретным условиям среды (времени, месту, качеству подкрепления и пр.).

2. Любые условные рефлексы образуются при участии высших отделов головного мозга (а у насекомых, например, высших головных ганглиев). Поэтому приспособительные реакции простейших или кишечнополостных (лишенных, как известно, центральной нервной системы) не могут быть отнесены к реакциям условно-рефлекторного типа.

3. Условные рефлексы приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи. Этим они принципиально отличаются от безусловных рефлексов, одинаково проявляющихся у всех особей данного вида и в определенной мэре детерминированных генотипически. Основная масса условных рефлексов образуется только при повторяемости сочетаний условного и безусловного раздражителей. Иными словами, в индивидуальную память в виде условнорефлекторных реакций записываются не всякие случайные совпадения условного и безусловного раздражений, а лишь те, сочетание которых во времени оказывается наиболее вероятным. Все остальные, случайно возникшие связи затормаживаются. Однако, если вероятность получения подкрепления (пищевого или полового, например) по данному сигналу становится близкой к нулю, такие условные рефлексы постепенно отменяются, ибо перестают выступать в качестве фактора организации целесообразного поведения.

4. Условный рефлекс имеет сигнальный характер, то есть всегда предшествует, предупреждает последующее возникновение безусловного рефлекса. Смысл условного рефлекса в том, чтобы обеспечить подготовку организма к какой-либо биологически целенаправленной деятельности.

Таким образом, условные рефлексы -- это индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловнорефлекторным актом.

Классификация условных рефлексов. Существует несколько систем классификации условных рефлексов, каждая из которых, естественно, не может считаться исчерпывающей. Многое в оценке этих систем зависит от тех ведущих факторов, которые положены в их основу.

1. В связи с тем, что основой условного рефлекса является безусловное подкрепление, начнем рассматривать классификацию условных рефлексов с особенностей подкрепления. В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления условные рефлексы делят на положительные (подкрепляемые), вызывающие соответствующую реакцию организма, и отрицательные , или тормозные (неподкрепляемые), которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и ослабляют ее. Эти рефлексы будут специально рассмотрены в связи с обсуждением процессов условного торможения.

Согласно биологическому значению подкрепления различают условные рефлексы в соответствии с биологическими потребностями животных и человека. Различают витальные условные рефлексы (пищевые, оборонительные, регуляции сна и пр.), зоосоциальные условные рефлексы (половой, родительский, территориальный и пр.) и, наконец, условные рефлексы саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и пр.).

Наиболее распространенной формой исследования условно-рефлекторных механизмов поведения служат условные рефлексы на пищевом и оборонительном подкреплении. Иногда в самостоятельную группу выделяют подражательные (имитационные) условные рефлексы.

Подкреплением условному рефлексу может служить любая деятельность организма. Поэтому достаточно грубо ее можно разделить на две большие группы: двигательные условные рефлексы и вегетативные условные рефлексы. Такое деление, конечно, относительно, так как акцент делается на характере регистрируемого безусловного рефлекса. Например, двигательный условный рефлекс, связанный с захватом пищи, определяется обычно по виду соответствующего движения (хватание, клевание, сосание и пр.). К вегетативным условным рефлексам относится классический слюноотделительный условный рефлекс. Практически условнорефлекторному контролю могут подчиняться все внутренние органы, хотя и по-разному проявляться для отдельных органов, с разной скоростью вырабатываться и угашаться.

В самостоятельную группу следует отнести условные рефлексы, подкреплением которым служит прямое электрическое (или химическое) раздражение мозга. Такие лабораторные модели могут быть полезны для изучения отдельных мозговых механизмов условнорефлекторного процесса.

Различаются условные рефлексы и по особенностям подкрепления. Если в качестве подкрепления используется безусловный рефлекс, такой условный рефлекс относят к условным рефлексам первого порядка . Если в качестве подкрепления используется ранее выработанный прочный условный рефлекс, то такой новый условный рефлекс именуют условным рефлексом второго порядка . Соответственно, могут быть условные рефлексы третьего и последующих порядков. Именно такого типа условные рефлексы формируются у детей и составляют основу развития у них мыслительной деятельности (см. гл. 4).

2. Важнейшим компонентом условного рефлекса является условный сигнал , то есть собственно рецепторная часть условнорефлекторного процесса. По этому признаку условные рефлексы подразделяют на две большие группы: экстероцептивные и интероцептивные .

В соответствии с тем, на какие рецепторные приборы действует раздражитель, выделяют следующие экстероцептивные условные рефлексы: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные. Кроме того, экстероцептивные условные рефлексы делятся на дистантные (зрительные, слуховые и др.) и контактные (тактильные, вкусовые). Эти рефлексы играют определяющую роль в поведении и психической деятельности человека. Обучение речевому общению между людьми в основе своей имеет специально человеческие условные рефлексы на словесные сигналы. Интероцептивные условные рефлексы возникают в том случае, если поступивший в головной мозг афферентный залп из внутренних органов становится условным сигналом к тем или иным изменениям в вегетативной сфере или двигательной деятельности всего организма.

По характеру условного раздражения условные рефлексы подразделяются на натуральные и искусственные . К натуральным условным рефлексам относятся такие, которые образуются на естественные признаки безусловного раздражения. К таковым относится, например, запах пищи.

По структуре условного сигнала различают следующие четыре группы условных рефлексов: а) условные рефлексы на простые раздражители (звонок, метроном, вспышки света и пр.); б) условные рефлексы на одновременные комплексные раздражители, состоящие из нескольких компонентов, действующих одновременно (например, свет + звук + кожное раздражение); в) условные рефлексы на последовательные комплексные раздражители, отдельные компоненты которых действуют последовательно, накладываясь друг на друга, и г) условные рефлексы на цепи раздражителей, когда отдельные компоненты сложного раздражителя действуют последовательно, не совпадая друг с другом, а безусловное подкрепление присоединяется к последнему из них.

3. Важнейшим признаком для классификации условных рефлексов является соотношение во времени действия условного и безусловного раздражителей. По одному признаку различают: а) наличные условные рефлексы, образующиеся при совпадении во времени условного раздражителя и подкрепления, и б) следовые условные рефлексы, при образовании которых условный раздражитель и подкрепление отделены друг от друга определенным временным интервалом.

Таким образом, приведенная классификация подчеркивает достаточно широкий диапазон условнорефлекторного приспособления высших организмов и ставит условный рефлекс в качестве одного из основных феноменов высшей нервной деятельности.

2. Сущность и особенности механизма торможения условных рефлексов

В физиологии долгое время отсутствовала теория, позволявшая объяснить координированный характер поведения. В этих условиях открытие в 1862 г. И. М. Сеченовым центрального торможения сыграло значительную историческую роль. И. М. Сеченов рассматривал центральное торможение как деятельность (возбуждение) специальных тормозных систем по аналогии с хорошо изученными к тому времени тормозными эффектами блуждающего нерва на сердце.

Ч. Шеррингтоном (1906) развивалось представление об активном торможении мышц-антагонистов в процессе рефлекторного акта. Согласно его представлению в двигательном центре мышцы-антагониста при возбуждении центра другой мышцы возникает путем индукционного наведения состояние торможения. Однако дальше констатации фактов наличия индукционных отношений между центрами мышц-антагонистов он не пошел.

А. А. Ухтомский (1923), опираясь на предшествующие взгляды, выдвинул представление о сопряженном торможении при формировании доминанты. Центральные механизмы наиболее биологически значимого рефлекторного акта подкрепляются конвергирующими к ним разнообразными возбуждениями, возникающими в центральной нервной системе, и, достигнув определенного уровня возбудимости, эти центральные механизмы одновременно с запуском доминирующей рефлекторной реакции активно тормозят биологически несовместимые с ней любые другие формы рефлексов (1, с.249).

Громадный экспериментальный опыт позволил выдвинуть И.П.Павлову собственную схему классификации видов торможения при условно-рефлекторной деятельности.

Внешнее (безусловное) торможение . Наиболее общим поведенческим признаком торможения является отсутствие ожидаемой специфической реакции при действии порогового или даже надпорогового раздражителя или прекращение в этих же условиях какой-либо текущей деятельности или начавшейся двигательной или секреторной реакции.

Под внешним торможением понимается срочное подавление текущей условнорефлекторной деятельности при действии посторонних для нее раздражителей, вызывающих ориентировочный или другой какой-либо безусловный рефлекс.

По механизму своего возникновения этот тип торможения относят к врожденным, который осуществляется благодаря явлениям отрицательной индукции . И. П. Павлов даже предлагал называть этот тип торможения индукционным. А. А. Ухтомский же именовал его сопряженным торможением и видел в нем физиологическую основу для реализации доминирующей формы деятельности организма. Безусловное торможение также называют внешним потому, что причина его возникновения лежит вне структуры тормозимого рефлекса.

Одним из факторов, вызывающих безусловное торможение, является ориентировочный рефлекс . Всякий неожиданный посторонний раздражитель содержит новую для организма информацию, и для ее более полного восприятия выполняется ориентировочный рефлекс (рефлекс «что такое?», по И. П. Павлову). В момент возникновения этого рефлекса возникает индукционное торможение конкурирующих рефлексов. Оно может быть более или менее глубоким, кратковременным или более длительным, что зависит от физиологической силы ориентировочного и тормозимого рефлексов. Однако неоднократное повторное раздражение вызывает ориентировочный рефлекс меньшей интенсивности, который затем в силу привыкания к этому раздражению и вовсе пропадает. Одновременно с этим постепенно снижается и эффект внешнего торможения. Такой вид торможения был назван гаснущим тормозом. Механизмы гаснущего тормоза развиваются одновременно на разных уровнях головного мозга с участием ретикулярной системы ствола (1, с.250).

Другой вид безусловного торможения отличается постоянством своего эффекта на тот или иной тормозимый рефлекс и поэтому называется постоянным тормозом . Стабильность внешнего торможения определяется физиологической силой того рефлекторного акта, который становится главной причиной этого торможения. К таковым относятся оборонительные безусловные рефлексы на разные вредящие раздражения, включая болевые. Внешнее торможение может возникнуть и при выполнении условного рефлекса, например защитно-оборонительного.

Как и в случае гаснущего тормоза, длительность тормозного действия оборонительного рефлекса определяется его силой и характером тормозимого рефлекса, и в частности степенью его упроченности. «Молодые» условные рефлексы тормозятся легче и на более длительный срок, чем более «старые», при одних и тех же условиях. Болевые воздействия с внутренних органов обладают более длительным тормозным влиянием на условнорефлекторную деятельность. А иногда их сила настолько велика, что извращает нормальное протекание даже безусловных рефлексов.

Итак, два антагонистических рефлекса - пищевой и оборонительный - не могут сосуществовать, более слабый тормозится под влиянием более сильного. А чем сильнее этот рефлекс, тем ярче выражено индукционное торможение конкурирующих форм рефлекторной деятельности.

Безусловное торможение, которое И. П. Павлов рас» сматривал на примере конкретных рефлексов, А. А. Ухтомский положил в основу существования целостных поведенческих актов. Причем он подчеркивал, что такое сопряженное торможение не есть уничтожение всяческой деятельности на местах, но ее переработка, трансформирование согласно с направлением доминирующей деятельности.

Запредельное (охранительное) торможение . Хорошо известно, если увеличивать интенсивность какого-либо раздражителя, то вызываемый им эффект увеличивается. Однако это увеличение ответа будет наблюдаться лишь до определенного предела интенсивности раздражения. Дальнейшее усиление раздражения приведет к падению или полному исчезновению эффекта. Это и есть результат не утомления, а запредельного торможения, которое И. П. Павлов назвал охранительным , так как оно ограждает клетки мозга от избыточного расходования энергетических ресурсов. Этот вид торможения зависит от функционального состояния нервной системы, возраста, от типологических особенностей, состояния гормональной сферы и пр. Предел выносливости клетки в отношении раздражителей разной интенсивности называется пределом ее работоспособности, и чем выше этот предел, тем легче клетка переносит действие сверхсильных раздражений. Причем речь идет не только о физической, но и об информационной силе (значимости) условных сигналов. Для корковых клеток существует предел безвредного функционального напряжения, за которым следует вмешательство торможения. Этот вид торможения имеет общие черты как с безусловным, так и с условным и занимает своеобразное срединное положение между ними.

Крайним случаем запредельного торможения является оцепенение , возникающее у животного и человека под влиянием сильного раздражения. Человек может впасть в состояние ступора - полной неподвижности. Такие состояния возникают не только в результате действия физически сильного раздражителя (взрыва бомбы или снаряда, например), но и вследствие тяжелых моральных потрясений (например, при неожиданном сообщении о тяжелой болезни или смерти близкого человека).

Внутреннее (условное) торможение . К данной форме торможения текущей условнорефлекторной деятельности относят те случаи, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Такое торможение возникает не срочно, не сразу, а развивается постепенно, вырабатывается по общим законам условного рефлекса и является столь же изменчивым и динамичным. И. П. Павлов назвал его поэтому условным торможением в отличие от безусловного. Он считал, что такое выработанное торможение возникает внутри центральных нервных структур самих условных рефлексов, а отсюда и его название - внутреннее (то есть не наведенное извне, не индукционное) торможение. Правильно ли это предположение, до сих пор неизвестно.

Выделим основные характеристики условного торможения.

1. Как уже подчеркивалось, оно развивается при не под креплении раздражителей, которые постепенно приобретают свойства условного тормозного раздражителя. И. П. Павлов называл подкрепляемый условный сигнал положительным, а соответствующая реакция именовалась положительным условным рефлексом. Неподкрепляемый же условный сигнал снижал интенсивность реакции, а иногда и вообще подавлял ее, он именовался отрицательным сигналом . Соответствующее поведение было названо отрицательным (или тормозным) условным рефлексом .

2. Условное торможение поддается тренировке, а значит выработка его при повторной процедуре облегчается. Однако заторможенный условный рефлекс может самопроизвольно восстанавливаться под влиянием как внешних, так и внутренних причин. Это свойство условного торможения чрезвычайно важно при воспитании поведенческих навыков ребенка в раннем возрасте.

3. Способность к различным проявлениям условного торможения зависит от индивидуальных свойств нервной системы организма. У возбудимых индивидуумов условное торможение вырабатывается труднее и медленнее, чем у более спокойных.

4. Условное торможение зависит от физиологической силы безусловного рефлекса, подкрепляющего положительный условный сигнал.

5. Условное торможение зависит от прочности ранее выработанного условного рефлекса. Более прочные стабильные условные рефлексы значительно труднее поддаются торможению, чем только недавно сформированные условные рефлексы.

6. Условное торможение способно взаимодействовать с безусловным, в этих случаях возникает явление растормаживания, или, в других случаях, в результате суммации условного и безусловного торможения их общий эффект может усиливаться.

И. П. Павлов подразделил условное торможение на четыре вида (2).

Угасательное торможение развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным. Теперь тот же раздражитель становится сигналом отсутствия реакции. Степень и скорость выработки угасательного торможения зависят от: 1) прочности условного рефлекса (более прочно выработанные рефлексы угашаются медленнее); 2) физиологической силы подкрепляющего рефлекса (угасить пищевой условный рефлекс у голодной собаки значительно труднее, чем у сытой); 3) частоты неподкрепления (при остром неподкреплении угасательное торможение развивается в течение минут и часов, при хроническом неподкреплении - в течение многодневных экспериментов). Пищевые условные рефлексы угашаются значительно быстрее оборонительных. Особенно трудно поддаются угашению двигательные оборонительные условные рефлексы. Угасательное торможение быстрее и прочнее образуется при тренировке (повторном угашении и восстановлении), при этом угашение одного рефлекса -(первично угашенный рефлекс) ведет к ослаблению или даже исчезновению других рефлексов (вторично угашенные рефлексы). Угасательное торможение развивается волнообразно, и в его выработке наблюдаются индивидуальные типологические различия.

Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу. Этот вид торможения лежит в основе различения близких по своим физическим свойствам раздражений. Отметим следующие основные свойства дифференцировочного торможения: 1) чем ближе дифференцируемые раздражители, тем труднее на один из них (неподкрепляемый) выработать дифференцировочное торможение; 2) степень торможения определяется силой возбуждения, развиваемого положительным (подкрепляемым) условным рефлексом. Как и в случае угасательного торможения, дифференцировочное торможение легче вырабатывается при пищевом подкреплении, чем при оборонительном, легче у накормленных животных, чем у голодных; 3) выработка этого торможения происходит волнообразно; 4) дифференцировочное торможение тренируемо, что лежит в основе тонкого распознавания сенсорных факторов среды.

В самостоятельный вид условного торможения И. П. Павлов выделил условный тормоз , который образуется при неподкреплении комбинации из положительного условного раздражителя и индифферентного.

Основные свойства условного тормоза следующие: 1) он легче вырабатывается, если к слабому (световому, например) положительному раздражителю присоединяется сильный дополнительный, например звонок; 2) роль прибавочного раздражителя может играть след от примененного раздражения достаточно большой силы. ; 3) если прибавочный раздражитель имеет недостаточную силу, то он может превратиться в условный раздражитель второго порядка, то есть выступить в качестве положительного сигнала основного условного рефлекса; 4) если прибавочный раздражитель приобрел свойства условного тормоза, то, будучи присоединенным к любому другому положительному сигналу, он затормозит соответствующий этому сигналу условный рефлекс; 5) прибавочный раздражитель в первый момент своего применения в комбинации с положительным сигналом вызывает ориентировочный рефлекс и индукционное торможение условной реакции, затем превращается в индифферентный раздражитель (гаснущий тормоз), и, наконец, на месте безусловного торможения развивается условный тормоз.

Торможение запаздывания . При выработке такой разновидности условного торможения подкрепление соответствующим безусловным рефлексом не отменяется (как в предыдущих видах торможения), а значительно отодвигается от начала действия условного раздражителя. Подкрепляется лишь последний период действия сигнала, а предшествующий ему значительный период его действия лишается подкрепления. Поэтому первый период действия условного сигнала, который сопровождается торможением запаздывания, называется недеятельной фазой запаздывающего условного рефлекса. По истечении его торможение прекращается и сменяется возбуждением - так называемая деятельная фаза рефлекса. Адаптивное значение торможения запаздывания состоит в тонком анализе времени отставления раздражителя; условный рефлекс более или менее точно приурочивается ко времени действия сигнализируемого безусловного рефлекса.

Отметим основные свойства данного вида условного торможения: 1)чем сильнее условный раздражитель, тем труднее выработать торможение запаздывания; 2) чем больше сила подкрепляющего рефлекса, тем труднее выработать запаздывание условного рефлекса; 3) чем медленнее удлиняется от опыта к опыту изолированное действие условного раздражителя, тем легче вырабатывается запаздывание. Если подкрепление сразу отодвинуть от начала действия положительного сигнала на 2-3 мин, то запаздывание выработать чрезвычайно трудно; 4) значительное упрочение совпадающих или короткоотставленных условных рефлексов препятствует выработке торможения запаздывания.

Хотя торможение запаздывания и отличается от трех других видов условного торможения благодаря участию временного фактора, в основе его развития также лежит неподкрепление определенного периода действия условного сигнала.

Взаимодействие разных видов торможения . Взаимодействие условного и безусловного торможения может происходить чаще всего в форме феномена растормаживания, о котором уже упоминалось. Суть его состоит в том, что безусловное индукционное торможение, возникающее при ориентировочном рефлексе, временно ослабляет или полностью уничтожает эффект условного выработанного торможения (угасательного, дифферен-цировочного, условного тормоза и торможения запаздывания).

Другое направление взаимодействия разных видов торможения состоит в их суммации. Например, угашение условного рефлекса может ускоряться, если кроме неподкрепления применить умеренной силы посторонний раздражитель. Происходит суммация условного угасательного и безусловного индукционного торможения (3).

Не меньше примеров суммации разных видов условного торможения; скажем, одновременная тренировка угасательного и запаздывательного торможения взаимно усиливают друг друга. Или в другом случае один из видов условного торможения (например, дифференцировочное) формируется быстрее, если ему предшествовала процедура с тренировкой угасательного торможения. Биологическое значение эффекта суммации торможения понятно, если иметь в виду, что тренировка торможения - одно из основных условий формирования и воспитания различной сложности поведенческих навыков. Сами факты взаимодействия разных видов торможения являются достаточным основанием, чтобы предполагать их близкую физиологическую природу.

3. Особенности развития торможения условных рефлексов у детей

Торможение условных рефлексов возможно с первых дней жизни ребенка. Его первые тормозные реакции относятся к внешнему типу торможения. У детей первого года жизни, особенно у новорожденных, легко возникает как запредельное, так и индукционное торможение. Проявлением индукционного торможения может служить ориентировочный рефлекс, когда при действии нового раздражителя возникший фокус возбуждения тормозит другие отделы мозга, что вызывает обездвиженность, которую обозначают термином «замирание». Однако при длительном действии раздражителя ориентировочная реакция тормозится вследствие развития запредельного торможения. Незрелость нейронов коры головного мозга является причиной быстрого возникновения пессимального тopможения. Условное торможение в первые годы жизни ребенка развито слабо, и с возрастом сила всех видов внутреннего торможения, а следовательно, и скорость образования отрицательных условных связей увеличиваются. Угасательное торможение у детей до школьного возраста вырабатывается с трудом.

Так, в условиях неподкрепления период сохранения условной реакции у детей 5-6 лет, в 2 раза больше, чем у детей 11 -12 лет, и в 3 раза больше, чем у взрослых. Детям 4-6 лет требуется 40-60 неподкреплений условного раздражителя, чтобы реакция угасла, в то время как в 10-16 лет достаточно 3-4 раза не подкреплять условный раздражитель, особенно в сочетании со словесной инструкцией. Запаздывающее торможение у детей дошкольного возраста развивается только после нескольких сот сочетаний условного и безусловного раздражителей при соблюдении всех условий его выработки.

Дифференцировочное торможение зависит от степени созревания анализаторных систем. Поэтому по мере развития этих систем и усложнения межанализаторных связей увеличивается скорость образования, дифференцировочного торможения, растет тонкость и точность диф-ференцировок, различение осуществляется по целому комплексу признаков.

Вариабильность в сроках появления в онтогенезе дифференцировочного торможения очень велика. Так, одни исследователи отмечают возможность дифференцирования новорожденными тонов, находящихся в пределах одной октавы и отличающихся на 80 Гц. Другие говорят, что различение 2 тонов, отличающихся почти на октаву, возможно только на 3-м месяце жизни, а различение звуковых сигналов, отличающихся на 5,5 тона,- лишь в 5,5 месяца.

В дошкольном возрасте дифференцирование предметов уже очень хорошо развито. Оно может осуществляться по самым различным показателям. Однако особенность этого процесса в дошкольном возрасте заключается в том, что различение производится главным образом по наглядным, конкретным, бросающимся в глаза признакам. Различение и обобщение раздражителей до 4 лет происходит чаще всего по одному признаку: по цвету, форме и т. д. В 5-б лет благодаря развитию интегративной функции мозга оказывается возможным дифференцирование по 2-4 признакам.

Значимыми признаками для детей 5-6 лет по сравнению с детьми более раннего возраста становятся расположение фигур на показываемой картине, их количество, величина. Однако свойство высшей нервной деятельности детей различать предметы по малосущественным, но наглядным признакам сохраняется и в 7-10 лет, когда они, дифференцируя комплексные раздражители, например 2 картинки, обращают внимание на расположение предметов, а не на их количество (А. Н. Кабанов).

Способность выделять основной, существенный компонент развивается в более позднем возрасте. У взрослого человека при замене условного раздражителя обозначающим его словом (например, звучание звонка словом «звонок») возникает без предварительной выработки такая же условно-рефлекторная реакция, как на условный сигнал. У детей 3-4 лет такая замена оказывается неэффективной: на слово, заменяющее условный сигнал, реакций не возникает. Способность реагировать на словесный раздражитель, заменяющий условный сигнал, так же как и на сам сигнал, развивается постепенно. Она становится ярко выраженной лишь в 6-7 лет.

Наряду с относительно постоянными формами реагирования на стабильные внешние и внутренние воздействия (безусловные рефлексы) существует другой тип реакций, позволяющих организму адекватно реагировать на все изменения окружающей среды (условные рефлексы). Условные рефлексы образуются при совпадении во времени и пространстве какого-либо индифферентного (условного) раздражителя и раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Главный смысл условного рефлекса в его сигнальности (предупреждающем характере) и адаптивности (приспособительном характере). Условные рефлексы разделяются по признаку особенностей безусловного подкрепления, условного сигнала или по временному соотношению обоих сигналов.

И. П. Павлов разработал классификацию феноменов торможения условных рефлексов. К внешнему (безусловному) торможению он отнес гаснущий и постоянный тормозы, а также запредельное торможение. В первых двух случаях условные рефлексы тормозятся при действии ориентировочного или болевого раздражений. К внутреннему (условному) торможению, которое возникает вследствие неподкрепления условного сигнала безусловным рефлексом, относят угасательное торможение, дифференцировочное, запаздывания, условный тормоз. По-видимому, сходство физиологической природы разных типов и видов торможения условных рефлексов не исключает различия в их нейрофизиологических механизмах.

Торможение условных рефлексов начинает формироваться уже у новорожденных: формируются дифференцировочное торможение (3-4-й месяц), условный тормоз на 5-м месяце, запаздывательное торможение на 6-м месяце, т.е. к концу первого года жизни вырабатываются все виды внутреннего торможения.

Литература

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А.С. Батуев. СПб.: Лань, 2002. 416 с.

2. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А.Н. Кабанов, А. П. Чабовская. М.: Просвещение, 1989. 288 с.

3. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опоорн-двигательный аппарат): учебник для вузов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 287 с.

4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.

5. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика процессов, происходящих в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. Рассмотрение путей совершенствования психических процессов. Функционирование инстинктов и условных рефлексов. Изучение физиологии сна.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Особенности развития органов чувств, условных рефлексов ребенка. Роль матери для формирования здоровой психики младенца. Анализ влияния общения между взрослым и ребенком на его физическое и психическое развитие. Изучение познавательной деятельности детей.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Смысл проблемы сознания. Формирование условных рефлексов. Поведение ребенка с первых дней жизни. Развитие детской психологии. Процесс понимания и порождения метафор у детей. Мышление ребенка раннего возраста. Классификация и особенности явлений мышления.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2012

    Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стиля жизни. Значение условных и безусловных рефлексов человека. Информационно-психологическая безопасность личности, источники опасности. Защитные механизмы и их виды.

    реферат , добавлен 24.01.2012

    Создание нового направления в физиологии И.П. Павловым. Основные принципы павловских исследований. Биография и жизненный путь великого физиолога. Опыты и научные работы, награжденные медалями. Открытие Павловым условных рефлексов как свойства коры мозга.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Детство И.П. Павлова. Основные его работы по изучению высшей нервной деятельности. Нестандартный подход ученого к изучению человеческой психики. Исследование условных рефлексов. Представления об аналитической и синтетической деятельности коры мозга.

    эссе , добавлен 07.11.2014

    Изучение высшей нервной деятельности. Классификация сигнальных систем. Особенности механизмов условных рефлексов. Компоненты речи с точки зрения резонансной теории. Нейрофизиология речи. Разновидности афазий. Моторная апраксия. Функции слова у человека.

    презентация , добавлен 12.01.2014

    Виды и свойства внимания, их характеристика. Особенности отдельных свойств внимания у детей младшего школьного возраста. Причины подлинной рассеянности. Непроизвольная и произвольная формы внимания. Процесс индукции процессов возбуждения и торможения.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Взаимодействие живого организма и окружающей среды. Чувствительность как свойство, отражающее влияние внешней и внутренней среды. Понятие цепных безусловных рефлексов. Образование и развитие навыков. Психика как продукт деятельности головного мозга.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Краткая биография И.П. Павлова и его экспериментальные работы по выработке условного рефлекса, выявляющие динамические связи между раздражителем и реакцией индивида. Обоснование эксперимента: условия, возбуждение, торможение и наследование рефлексов.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МПГУ»

Реферат по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» на тему:

Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей.

Выполнил:

студент 1 курса,

115 группы Муршудов Р. Т.

Проверила: доцент

Тупицина Л.П.

Москва 2014 г.

1. Виды условного торможения рефлексов……………………………………………3

1.1. Особенности условного торможения у детей………………………………5

2. Список литературы…………………………………………………………………………..7

Виды условного торможения рефлексов

Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают при определенных условиях. И. П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное и условное.

Условное (внутреннее) торможение свойственно только клеткам коры большого мозга. Это торможение, как и условные рефлексы, вырабатывается. Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например, если у собаки выработан прочный слюноотделительный условный рефлекс на свет, а затем условный сигнал (свет) применять много раз изолированно без подкрепления (без дачи пищи), то выделение слюны постепенно уменьшается и, наконец, прекратится. Условный рефлекс угас - угасательное торможение. Подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем восстанавливает условный рефлекс. Однако даже при отсутствии подкрепления условный рефлекс может вновь проявиться после отдыха, при наличии положительных эмоций. Это явление получило название растормаживания условных рефлексов. Быстрее и легче угасают непрочные недавно выработанные условные рефлексы. За счет угасательного торможения Организм освобождается от ненужных, потерявших сигнальное значение условных рефлексов.

За счет торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание.

Различают три вида приобретенного торможения.

Угасательное торможение возникает в том случае, если условный рефлекс не подкрепляется безусловным, если сигнал перестал соответствовать тому, о чем он сигнализировал. Много раз свет лампочки сопровождался кормлением, но вот дан свет – а пищи нет. При достаточном числе таких неподкрепленных сочетаний временная связь придет в состояние внутреннего торможения, и животное перестанет реагировать на свет пищевой реакцией. Однако временная связь при этом не разрушается полностью, а лишь затормаживается. Угасший рефлекс при подкреплении может быть быстро восстановлен.

Биологическое значение угасательного торможения заключается в том, что на сигналы, которые не сопровождаются безусловными рефлексами, животное не развивает бесполезной деятельности. Нетрудно представить себе, что было бы, если бы все образовавшиеся в разное время условные рефлексы, переставшие соответствовать новым условиям, оставались на всю жизнь. Тогда проголодавшаяся собака, например, долго бегала бы «по старой памяти» к пустому дому, жильцы которого когда-то ее покормили. Или вышедшая на охоту лисица бесполезно сидела бы у какой-нибудь пустой норы суслика. От устаревших и бесполезных условных связей высшая нервная деятельность освобождается путем их угасания. Люди расстаются с устаревшими взглядами, когда оказывается, что идущая вперед жизнь не подкрепляет ранее сложившихся у них представлений.

Дифференцировочное, или различительное, торможение развивается, если один сигнал подкреплять пищей или другими важными раздражителями, а другой нет. Тот сигнал, который не подкрепляется, в результате угасательного торможения постепенно начнет вызывать все меньшую и меньшую реакцию, которая, наконец, совсем прекратится. Подкрепляемый же сигнал будет по-прежнему вызывать условную реакцию. В результате животное на одно раздражение будет отвечать действием, на второе – отказом от действия. Дифференцировочное торможение вызывается раздражителем, похожим на условный сигнал, но не связанным с событиями, о которых он предупреждает.

Запаздывательное торможение возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием. После некоторой тренировки ответная реакция на условный раздражитель наступает не сразу, а лишь после начала действия условного сигнала, к моменту получения пищи или другого биологически важного воздействия. В естественных условиях такое торможение можно наблюдать у кошки, которая подстерегает мышь или птичку. Кошка может сидеть неподвижно многие минуты и даже часы. Появление грызуна не вызывает у кошки немедленной реакции. Она задерживается до наиболее удобного момента. Благодаря запаздывательному торможению хищник может действовать с большими шансами на успех.

Все виды условного торможения имеют огромное значение в жизни человека. Выдержка и самообладание, точное распознавание окружающих нас предметов и явлений, наконец, точность и четкость движений невозможны без торможения.

Есть все основания полагать, что торможение основано не просто на угнетении условных рефлексов, а на выработке особых тормозных условных рефлексов. Центральным звеном таких рефлексов является тормозная нервная связь. Тормозной условный рефлекс нередко называют отрицательным в противоположность положительному условному рефлексу.

Торможение нежелательной реакции сопряжено с большой тратой энергии. Конкурирующие раздражения, а также другие причины, связанные с физическим состоянием организма, могут ослабить процесс торможения и привести к растормаживанию. При растормаживании проявляются действия, которые ранее устранялись процессами торможения.

Факт существования возбуждения и торможения бесспорен. Благодаря этим процессам осуществляется вся высшая нервная деятельность.

Особенности условного торможения у детей

У детей условное торможение развивается довольно рано. Внутреннее торможение вырабатывается, формируется в процессе индивидуальной жизни. Образование внутреннего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние» (П. К. Анохин), которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса.
Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребенка является «угасание», ярким примером которого служит, например, угасание рефлекса «на положение под грудью». Это «угасание» происходит потому, что часто ребенка брали на руки в «положение под грудью», но не кормили, а разговаривали с ним, ходили по комнате и т. д. Поэтому ранее образованная условная реакция в виде сосательных движений на «положение под грудью» угасает как нерациональная.
Вместо нее формируется более точное приспособление к окружающим условиям. Например, у ребенка образовалась привычка безнаказанно отнимать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Если же взрослый отберет у ребенка эту игрушку и отдаст обиженному, ребенок громко заплачет, возбудится. Если ребенок будет знать, что отнятая игрушка никогда не будет оставаться у него, то он перестанет отнимать ее - желание отнять игрушку затормаживается.
Так, в процессе развития ребенка многие ранее сформированные рефлексы угасают, заменяясь другими, более соответствующими новым условиям жизни. При воспитании маленьких детей часто пользуются этой способностью «угасания» в том случае, когда надо отучить ребенка от какой-либо отрицательной привычки, например, от укачивания.
Могут угаснуть и ранее воспитанные положительные формы поведения. Так, например, может угаснуть в больнице ранее сформированный навык чистоплотности, если не поддерживать этот навык. Может угаснуть и потребность в общении, если обращения ребенка не получают положительного подкрепления со стороны взрослых.
В конце 3-го или на 4-м месяце образуется и другой вид внутреннего торможения - дифференцировка, например, на цвет - различение двух цветов (например, зеленого и желтого от красного). Так же рано можно образовать дифференцировку на форму предмета, например, куб отличать от шара.
Узнавание матери в отличие от чужих лиц - образование зрительной дифференцировки, узнавание голоса матери - слуховая дифференцировка. То и другое наблюдается на 5-м месяце жизни. Сначала ребёнок отличает предметы, резко контрастные по своим внешним качествам, позже дифференцировка становится все более тонкой. Если ребенку давали горькое лекарство из чайной ложки, то через несколько приемов он кричит и отворачивается при одном виде этой ложки, хотя к десертной ложке, из которой он получал пищу, ребенок тянется.
На 1-м году жизни появляется и третий вид торможения - «запаздывание», т. е. условная реакция наступает не сразу, а с некоторым запаздыванием. Примером может служить следующее поведение. При переходе к одновременному кормлению двух 7-8-месячных детей первое время оба они при виде ложки открывают рот, ожидая пищу. Впоследствии каждый ребенок не сразу открывает рот, а ждет, когда ложка будет направлена прямо в его сторону.
Постепенно этот вид внутреннего торможения развивается. Например, дети могут сдержаться и не есть конфету (хотя очень хочется), пока не съедят весь обед; терпеливо ждут, пока музыкальный работник подойдет и предложит постучать по бубну. Способность временно затормозить, сдержать свое желание, если оно по каким-либо условиям не может быть выполнено в настоящий момент, имеет большое значение при воспитании характера ребенка, его поведения.
Эту способность надо развивать, воспитывать, однако следует помнить, что ждать, т. е. задерживать реакцию, ребенок может лишь очень недолгое время. Так, например, ребенок 9-10 мес может спокойно подождать, пока воспитательница даст 2-3 ложки пищи другому ребенку, но ждать, пока она будет давать еще и третьему ребенку, он не может. Поэтому детей этого возраста нужно одновременно кормить лишь по двое.
У детей возможно формирование и внутреннего торможения, называемого «условным», т. е. задержка ранее выработанной реакции при каком-либо дополнительном условии, которое в данном случае оказывает тормозящее действие. Например, в присутствии отца ребенок сдерживает свое желание играть предметом, который отец запрещает брать, но которым ребенок может играть в отсутствие отца. Присутствие отца является тормозом. Очень рано таким тормозом может стать слово «нельзя». Если слово «нельзя» всегда сопровождается со стороны взрослого прекращением начатого ребенком действия, то оно становится тормозом по отношению к недозволенной реакции.
Наряду с указанными четырьмя видами имеется еще «высшее» торможение (П. К. Анохин) - тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность.
Значение внутреннего торможения при воспитании ребенка очень велико. Этот вид торможения обеспечивает тонкое приспособление к сложившейся обстановке, устраняет деятельность, неадекватную окружающим условиям.
Итак, в раннем детстве формируются как положительные, так и отрицательные тормозные условные рефлексы, которые являются физиологической основой многих навыков, действий, воспитания различных правил поведения.

Список литературы

1. Физиология / Под ред. С.А. Георгиевой. – 2-е изд. – Ф48 М.: Медицина, 1986. – 400 с.

2. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина - М.: Медицина, 1977. – 120 с.


Приведено с некоторыми сокращениями

Рано развивается также внутреннее, или условное, торможение. Внутреннее торможение вырабатывается, формируется в процессе индивидуальной жизни. Образование внутреннего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние» (П. К. Анохин), которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса.
Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребенка является «угасание», ярким примером которого служит, например, угасание рефлекса «на положение под грудью». Это «угасание» происходит потому, что часто ребенка брали на руки в «положение под грудью», но не кормили, а разговаривали с ним, ходили по комнате и т. д. Поэтому ранее образованная условная реакция в виде сосательных движений на «положение под грудью» угасает как нерациональная.
Вместо нее формируется более точное приспособление к окружающим условиям. Например, у ребенка образовалась привычка безнаказанно отнимать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Если же взрослый отберет у ребенка эту игрушку и отдаст обиженному, ребенок громко заплачет, возбудится. Если ребенок будет знать, что отнятая игрушка никогда не будет оставаться у него, то он перестанет отнимать ее - желание отнять игрушку затормаживается.
Так, в процессе развития ребенка многие ранее сформированные рефлексы угасают, заменяясь другими, более соответствующими новым условиям жизни. При воспитании маленьких детей часто пользуются этой способностью «угасания» в том случае, когда надо отучить ребенка от какой-либо отрицательной привычки, например, от укачивания.
Могут угаснуть и ранее воспитанные положительные формы поведения. Так, например, может угаснуть в больнице ранее сформированный навык чистоплотности, если не поддерживать этот навык. Может угаснуть и потребность в общении, если обращения ребенка не получают положительного подкрепления со стороны взрослых.
В конце 3-го или на 4-м месяце образуется и другой вид внутреннего торможения - дифференцировка, например, на цвет - различение двух цветов (например, зеленого и желтого от красного). Так же рано можно образовать дифференцировку на форму предмета, например, куб отличать от шара.
Узнавание матери в отличие от чужих лиц - образование зрительной дифференцировки, узнавание голоса матери - слуховая дифференцировка. То и другое наблюдается на 5-м месяце жизни. Сначала ребёнок отличает предметы, резко контрастные по своим внешним качествам, позже дифференцировка становится все более тонкой. Если ребенку давали горькое лекарство из чайной ложки, то через несколько приемов он кричит и отворачивается при одном виде этой ложки, хотя к десертной ложке, из которой он получал пищу, ребенок тянется.
На 1-м году жизни появляется и третий вид торможения - «запаздывание», т. е. условная реакция наступает не сразу, а с некоторым запаздыванием. Примером может служить следующее поведение. При переходе к одновременному кормлению двух 7-8-месячных детей первое время оба они при виде ложки открывают рот, ожидая пищу. Впоследствии каждый ребенок не сразу открывает рот, а ждет, когда ложка будет направлена прямо в его сторону.
Постепенно этот вид внутреннего торможения развивается. Например, дети могут сдержаться и не есть конфету (хотя очень хочется), пока не съедят весь обед; терпеливо ждут, пока музыкальный работник подойдет и предложит постучать по бубну. Способность временно затормозить, сдержать свое желание, если оно по каким-либо условиям не может быть выполнено в настоящий момент, имеет большое значение при воспитании характера ребенка, его поведения.
Эту способность надо развивать, воспитывать, однако следует помнить, что ждать, т. е. задерживать реакцию, ребенок может лишь очень недолгое время. Так, например, ребенок 9-10 мес может спокойно подождать, пока воспитательница даст 2-3 ложки пищи другому ребенку, но ждать, пока она будет давать еще и третьему ребенку, он не может. Поэтому детей этого возраста нужно одновременно кормить лишь по двое.
У детей возможно формирование и внутреннего торможения, называемого «условным», т. е. задержка ранее выработанной реакции при каком-либо дополнительном условии, которое в данном случае оказывает тормозящее действие. Например, в присутствии отца ребенок сдерживает свое желание играть предметом, который отец запрещает брать, но которым ребенок может играть в отсутствие отца. Присутствие отца является тормозом. Очень рано таким тормозом может стать слово «нельзя». Если слово «нельзя» всегда сопровождается со стороны взрослого прекращением начатого ребенком действия, то оно становится тормозом по отношению к недозволенной реакции.
Наряду с указанными четырьмя видами имеется еще «высшее» торможение (П. К. Анохин) - тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность.
Значение внутреннего торможения при воспитании ребенка очень велико. Этот вид торможения обеспечивает тонкое приспособление к сложившейся обстановке, устраняет деятельность, неадекватную окружающим условиям.
Итак, в раннем детстве формируются как положительные, так и отрицательные тормозные условные рефлексы, которые являются физиологической основой многих навыков, действий, воспитания различных правил поведения.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Мамочки очень часто спрашивают, что делать, чтобы способствовать развитию своего малыша. Мы каждый раз отвечаем - доверьтесь своим ощущениям?

Что способствует развитию ребенка?

Способствует все, что делает мамочка! Большое значение имеет информированность родителей о фазах развития ребенка.

Малыша, конечно же, развивает и общение с другими, причем круг общения по-тихоньку необходимо расширять.

Даже новые впечатления и ситуации играют роль в развитии малыша, но необходимо наблюдать, каким образом малыш воспринимает что-то новое: позитивно или слишком чувствительно. Для ребенка также немаловажно ощущение стабильности и безопасности в семье.

Любые упражнения, которые родители проделывают с малышом дома, стимулируют развитие - чтение, пение, разговоры, определенный режим дня. Даже прогулки и здоровое питание очень важны для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Что тормозит развитие ребенка?

Очень важно, чтобы первые 2-3 года жизни ребенка мама или папа проводили с малышом достаточное количество времени. К сожалению, длительное отсутствие родителей, например, на работе, негативно сказывается на ребенке.

Не удивляйтесь, но негативно на развитие ребенка может повлиять и излишняя опека со стороны родителей. Например, когда мамочка старается все сделать вместо ребенка или подавляет в нем инициативу действовать.

Психоэмоциональное состояние матери напрямую воздействует на самочувствие ребенка - если мамочка несчастна, взволнована или страдает от послеродовой депрессии, ребенок все это чувствует и воспринимает, как свои ощущения. Помимо этого, на развитие ребенка также влияют ссоры и разногласия в семье.

Негативное воздействие на развитие ребенка оставляет и то, что ребенка слишком рано отдают в детский сад. Но если малыш долго находится под присмотром родителей и не ходит в детский сад - это также является фактором, затормаживающим его развитие.

Строгие наказания и авторитарное поведение со стороны родителей, отсутствие внимания, изоляция от окружающей среды, нежелание говорить с ребенком и читать ему сказки, а лишь физиологический подход (одет и накормлен) - факторы, которые совершенно не способствуют интеллектуальному развитию малыша.

Что способствует развитию речи и других навыков ребенка:

Речь и язык, а следовательно и мышление можно развивать простыми занятиями в домашних условиях:

Лопотание, бормотание и улыбка тренирует мускулатуру лица;

Чтение сказок и других книг помогает пополнять словарный запас и понимать новые термины;

Логопед может посоветовать специальный массаж для развития мускулатуры лица, однако в развитии речи помогут и обычные плевки, свист, прищелкивание;

Все, что ребенок делает своими пальчиками, влияет на деятельность мозга и развивает чутье, ведь центр речи находится в мозгу ребенка;

Особенно необходимо развивать правую ручку малыша. Это можно делать следующим образом - ватной палочкой проводить от каждого кончика пальца к открытой ладошке. Помимо этого рисование, занятие с пуговичками, бусами, каштанами развивает пальчики малыша, а, следовательно, и деятельность мозга;

Оздоравливают и развивают прогулки босиком по песку, шишкам, игры в мяч или с предметами разной формы и величины.

Это элементарные и легко выполнимые занятия для дома, которые дадут необходимые импульсы для развития малыша. Они также хороши, как и занятия в детских школах развития.