Тема живое неживое второй младшей группе. Конспект НОД в младшей группе «Лаборатория неживой природы. Рисуем живую природу

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Как нарисовать природу просто и понятно для детей дошкольного и младшего школьного возраста – ответ на этот запрос в данной статье.

Здравствуйте! Я рада всем гостям моего Экологического клуба «Ручеек». Это вторая статья, посвященная занятиям по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Она расскажет о том, как ребенок будет делать первую страничку своей рукотворной книги.

Как нарисовать природу и в процессе рисования познакомить детей с окружающим миром? Как простые техники рисования помогут закрепить детям их познания о живой и неживой природе?

Педагоги, работающие с маленькими детьми дошкольного и младшего школьного возраста, возможно, задавали себе и эти вопросы.

Рисовать природу — простые техники рисования восковыми мелками.

Рисовать маленькие дети очень любят и используют для этого любые материалы, которые им доступны. Поэтому я решила построить занятие о живой и неживой природе, используя эту тягу детей к рисованию. Восковые мелки – это тот инструмент, которым дети с удовольствием рисуют. В процессе рисованияможно легко и наглядно показать значение компонентов неживой природы для живых существ. Об этом второе занятие в программе «Мир вокруг нас».

Как нарисовать природу, видео:

Рисуем неживую природу.

Неживую природу рисуем,используя несколько очень простых техник, хорошо знакомых каждому ребенку:

  • круговые движения мелком;
  • широкие движения боковой поверхностью мелка;
  • прерывистые линии;

Если ребенок больше любит рисовать цветным карандашом или фломастером, пусть использует их. Круговые движения и прерывистые линии получатся хорошо.

Рисуем живую природу.

Представителей живой природы я предлагаю рисовать настолько просто, насколько это возможно. Например, птицу рисуем в полете – две расположенные под широким углом небольших дуги.

Дерево растет из земли, поэтому ствол дерева мы рисуем снизу вверх, а от ствола растут веточки с листочками. Крона дерева изображается круговыми движениями.

Взаимосвязь живой и неживой природы.

С природой живой и неживой ваш ребенок познакомился в первом видео-уроке программы «Мир вокруг нас». Смотрите это занятие

Второе занятие – это закрепление и повторение полученной информации именно в процессе рисования.

Неживая природа на рисунке изображается в первую очередь. Ведь все компоненты неживой природы – почва, вода, воздух и солнце – являются условиями для жизни живых существ.

Итак, живую и неживую природу ребенок легко изобразил восковым мелком, используя простые техники рисования. Ознакомление с окружающим миром состоялось, и ваш ребенок создал первую страничку своей рукотворной книги «Мир вокруг нас». И вновь его сопровождал его новый друг – маленький тигренок Амба.

Вы можете прислать по электронной почте отсканированный рисунок вашего ребенка. Все работы будут размещены в рубрике «Наше творчество», которая будет создана, как только я получу первый рисунок.

До встречи на – «Место Земли во Вселенной».

Тема: Живая и неживая природа.

1. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

2.

Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

3. Опыт. Гром и молния

Цель: С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию.

Развивающая среда: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта.

Содержание

1. Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)

Природа - это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» - это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка - на кита... (Дети продолжают этот ряд.)

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа - это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:

К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие - нет. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).

2. Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)

Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек - сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!)

Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

(С. Кирсанов)

Во время прогулки предложить детям найти как можно больше объектов природы и «неприроды», живой и неживой природы, еще раз подчеркнуть, чем они отличаются. Поиграть в игры:

1. Педагог по очереди называет разные объекты. Если объект относится к природе, дети поднимают руки, если нет – не поднимают. Для усложнения игры воспитатель может делать «обманные» движения.

2. Игра с мячом проводится по аналогии с известной игрой «съедобное-несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой – бросает.

3. Игра «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».

Закончить прогулку можно стихотворением В. Орлова:

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

3. Воспитатель спрашивает детей, наблюдали ли они интересное природное явление - гром и молнию (грозу), читает стихотворение «Гроза» Ф. Тютчева:

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

А раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.) В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом. ) Бывают ли грозы в пустынях? (Нет сухой воздух.) Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.) Что такое молния? (Электрические разряды.) Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром.)

3. Опытническая деятельность

Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.

В свободное время дети отражают свои впечатления в изодеятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе.

Познавательное развитие – исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.

Тема: «Волшебный песок»

Цель: Развивать познавательные и речевые умения по выявлению качеств, свойств и отношений объектов окружающего мира, освоению простых способов экспериментирования с песком и водой. Поддерживать детское любопытство, развивать игровые умения.

Содержание: выявление и использование в практической деятельности свойств песка, в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде.

Область по ФГОС. «Познавательное развитие»,

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: кинетический и обычный песок, формочки для песка, индивидуальные подносы, пульверизаторы, мелкие мячи и массажные по количеству детей, рукавичка, мелкие животные, елка, изображение Песочного человека, влажные салфетки.

Предварительная работа : игры с кинетическим и обычным песком, чтение сказки «Рукавичка».

Ход:

Из-за ширмы с изображением песочного города раздается голос Песочного человека: «Ребята, я жду вас у себя в песочном городе. Приходите быстрее, будем вместе играть».

Воспитатель: Как же нам отыскать дорогу в песочный город. Давайте поищем, может Песочный человек оставил нам подсказку. Попробуйте догадаться, какую? (Дети находят следы).

Воспитатель: Чьи это следы? Как они здесь появились?

Дети: Песочный человек прошёл по песку.

Воспитатель: Как вы думаете, куда ведут следы? Можно ли по ним найти домик Песочного человека?

Ответы детей.

Давайте отправимся по этой дороге и посмотрим, куда они ведут. (Дети пальчиками идут по песку). Что у нас получается?

Дети: У нас тоже получаются следы.

Воспитатель: Но здесь, следы обрываются, а до песочного замка еще далеко. Что же делать?

Дети: Надо построить дорогу.

Воспитатель: Давайте сделаем песочную дорогу, помогайте мне. (Раздает детям бутылочки с песком, дети насыпают дорогу).

Воспитатель: Как хорошо песок сыплется! Почему?

Дети. Потому, что песок сухой.

Воспитатель: Дорогу построили. Движемся дальше. (Дети пальчиками «идут» по песку). Дети, вы видите следы? И я не вижу? А что случилось. Дорогу мы построили, а следов на ней не видно?

Дети: Песок сухой, следов не видно.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы получались следы?

Дети: Надо песок полить.

Воспитатель: Берите лейки, польем песок водой. Каким он стал?

Дети: Песок влажный, мокрый.

Воспитатель: Попробуйте, можно теперь следы видны? Получается? Тогда продолжаем наше путешествие к Песочному человечку. (Дети идут по песку пальчиками). Доходят до песочного замка (изображение на ширме).

Педагог надевает на руку изображение Песочного человека.

Дети здороваются с Песочным человеком!

На столе красивая коробка.

Песочный человек: Ребята, я так долго вас ждал и теперь хочу поиграть с вами? (Педагог раздает всем по мячу)

Песочный человек: Давайте покатаем мячик в руках. Какой он? А, теперь покатаем по песку. Каким стал песок?

Дети: Ровный, гладкий.

Песочный человек: А, у меня еще для вас есть мячи. (Раздает массажные мячи)

Воспитатель: Давайте покатаем мячик в руках. Какой он? А, теперь покатаем по песку. Какой он стал? На что похоже?

Ответы детей.

Педагог неожиданно кидает на стол варежку, в которой спрятаны мелкие игрушки зверей из сказки «Рукавичка».

Песочный человек: Ой, кто- то варежку потерял. Это не моя, а, может ваша? Да, там кто-то пищит. (Вытаскивает животных)

Ребята, почему эти животные забрались в варежку?

Дети: Чтобы им тепло было. У них не было домика и они стали жить в варежке.

Песочный человек: А, вы узнали из какой они сказки?

Дети: Из сказки «Рукавичка»

Песочный человек: Как вы думаете, нравится им жить в рукавичке? А, чем мы можем им помочь?

Дети: Построить домики для животных.

Песочный человек: Выбирайте, для кого вы хотите построить домик? Ваня? Настя? И т.д.

Дети выбирают себе животное и строят для них дома.

Песочный человек: Красивые у всех дома получились. Давайте поиграем. Пусть ваши животные оставят следы возле своего дома, а я буду отгадывать, кто в каком домике живет.

Песочный человек отгадывает, иногда ошибается, дети исправляют.

На другом столе стоит емкость с обычным песком, в котором зарыты сюрпризы, в центре елочка.

Песочный человек: Весело в прятки поиграли, можно и погулять отправиться.

Дети выходят со своими животными на полянку. Звучит песенка, дети выполняют движения - имитацию.

Песочный человек: Вот, как весело стало зверятам в лесу.

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы,

Нам уже пора идти.

Воспитатель: Ребята, а как нам найти дорогу в детский сад?

Дети. Надо идти по своим следам и придем в детский сад.

Воспитатель. Давайте тогда попрощаемся с Песочным человеком.

Дети. До свидания, Песочный человек. До свидания, звери. До новых встреч.

Вторая младшая группа

1.Опыты по теме «Воздух»

2. Опыты по теме «Вода»

3. Опыты по теме «Песок»

4. Опыты по теме «Человек»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

1.«Рыбки живые и игрушечные»

формировать у детей начальные представления о различии живых и неживых существ, о разных условиях существования и способах взаимодействия с ними; воспитывать любознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность

Вторая младшая группа

Опыты по теме «Воздух»

  1. «Пускание мыльных пузырей»

Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материал: баночка с мыльным раствором, соломинка.

Опыт. Внести мыльный раствор, набрать его воронкой и выдуть. При этом образуется мыльный пузырь.

Вывод: мыльный пузырь образуется от попадания в мыльный раствор воздуха (мы выдохнули его из себя); пузыри маленькие, если мы выдохнул! мало воздуха, и большие - если выдохнули много.

  1. «Пускание кораблика в тазике с водой»

Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя.

Материал: таз с водой, бумажный кораблик.

Опыт. В таз с водой опустить кораблик. Он стоит на месте. Предложить детям подуть на него с одной стороны - он поплыл. Уточнить, почему он плавает. Откуда взялся ветерок? (Мы дули на кораблик.) Почему не получились пузырьки на кораблике? (Потому что мы дули не на кораблик, а на воду.)

Вывод: если сильно дуть, получается ветерок, он может толкать кораблик по воде.

  1. «Игры с воздушными шарами и мячами»

Цель: показать детям, что воздух можно надувать в разные предметы

(шары, мешочки); он, заполняя форму, делает предметы упругими (например, бесформенные пакеты приобретают форму).

Материал: бумажный и целлофановый мешочки, шарик, резиновые мячи.

Опыт. Надуть бесформенный бумажный пакет, показать форму, предложить потрогать, почувствовать его упругость. Предупредить, что, если по нему хлопнуть, он порвется. Таким же образом надуть целлофановый пакет, шар. Рассмотреть мяч. Почему он такой прыгучий? Что у него внутри?

Вывод: мяч и шарик наполнены воздухом, поэтому они упругие; чем плотнее надут мяч, тем он более прыгучий.

4. «Воздух нужен для жизни»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; без воздуха ничто живое не может жить, все погибнет; для жизни нужен чистый воздух, в нем приятно находиться.

Опыт. Уточнить, зачем проветривается спальня, группа, для чего дети ходят на прогулку. Предложить положить ладонь на грудь и послушать, как она опускается и поднимается, закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Было ли приятно? Что почувствовали?

Вывод: для жизни человеку нужен воздух, в помещении он теплый.

Опыты по теме «Вода»

  1. «Превращение льда в воду»

Цель: показать, что в тепле лед тает и вновь превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

Материал: цветные льдинки, сосульки.

Опыт. С улицы внести цветные льдинки, сосульки, предложить показать их куклам, разложить на тарелочки. Вечером посмотреть на воду в тарелочках: она прозрачная и цветная. Откуда она взялась?

Вывод: лед в тепле превращается в воду.

  1. «Превращение снега в воду»

Цель: дать представление о том, что снег в тепле тает, становится водой; снег белый, но в нем есть грязь - она хорошо видна в талой воде.

Материал: тарелка со снегом.

Опыт. Набрать снег в тарелку, рассмотреть его. Какой он? Предложить высказать свое мнение о том, что произойдет со снегом в помещении. Вечером с детьми рассмотреть тарелку с талой водой, обсудить, что и почему произошло. Откуда взялась в талой воде грязь?

Вывод: снег тает в тепле, превращаясь в воду; в снеге присутствует грязь.

  1. «Свойства воды»

Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (на нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас - грязная и употребляется только после очистки).

Материал: колба с водой, розетка с песком, вата, стакан, сито, чайник с питьевой водой, гуашевые краски, соль, сахар, микроскоп.

Опыты.

1. Фильтрация воды через песок и вату. На первый взгляд чистая вода на ватке оставила много мусора, грязи.

2. Закрашивание воды красками.

3. Насыщение воды солью, сахаром.

4. Рассматривание капли воды под микроскопом.

Вывод: вода грязная, в ней присутствует мелкий мусор, поэтому ее нужно обязательно очищать.

Опыты по теме «Песок»

  1. «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Опыт. Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

  1. «Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Опыт. Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную - с теплым.

  1. «Домики для птичек»

Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.

Опыт. Одну часть песочницы полить водой, другую - оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.

Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки - окошечки - пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.

Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.

Опыты по теме «Человек»

  1. «Движение»

Цель: расширять представление о том, что под гору подниматься тяжелее, чем спускаться с горы; через ручей по узкой дощечке лучше проходить по одному, чем вдвоем.

Материал: горка, «ручеек».

Опыты.

1. Бег под гору по одному и вдвоем, взявшись за руки.

2. Бег с горы вдвоем и по одному.

3. Ходьба через «ручей» по одному и вдвоем.

  1. Ходьба по глубокому снегу

Цель: показать, что по снегу легче идти друг за другом.

Материал: заснеженная площадка.

Опыт. Ходьба по глубокому снегу, взявшись за руки. Ходьба по глубокому снегу друг за другом. Когда было легче идти?

Вывод: по глубокому снегу легче идти след в след, друг за другом.

  1. «Переберись на другой берег ручейка»

Цель: учить самостоятельно выбирать способ передвижения.

Материал: ручеек или сконструированная модель ручейка.

Опыт. Предложить детям перебраться на другой берег ручейка. Как это можно сделать? Выслушать предположения детей: можно перешагнуть, перепрыгнуть, обойти. Выбрать для себя любой вариант и перебраться на другую сторону.

Вывод: дети выбирают для себя тот вариант, в результативности которого наиболее уверены.

  1. «С горки шагом или под горку бегом»

Цель: учить детей сравнивать силу, затраченную на то или иное движение.

Материал: горка.

Опыт. Предложить детям спуститься с невысокой горки шагом. Тем же детям предложить взбежать на горку бегом. Когда было легче?

Вывод: взбежать на горку было легче.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Рыбки живые и игрушечные»

Программное содержание: формировать у детей начальные представления о различии живых и неживых существ, о разных условиях существования и способах взаимодействия с ними; воспитывать любознательность.

Материал: аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, таз с водой, корм для рыб.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме, уточняет, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в группе есть и другие рыбки, предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где они живут. (Игрушечные, живут на полке в шкафу в игровом уголке.)

Воспитатель обращает внимание на рыбок в аквариуме, просит рассказать, что они делают. Подчеркивает, что рыбы плавают самостоятельно, без чьей-либо помощи. Так умеют плавать только живые рыбки. Обращает внимание на тазик с водой и просит посмотреть, как плавают игрушечные рыбки. Пускает в таз игрушечных рыбок, вместе наблюдают. Затем воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде, они не могут плавать самостоятельно, потому что не живые, а игрушечные.

Воспитатель. Ребята, давайте покормим рыбок в аквариуме. Как они едят? (Подплывают к корму, открывают ротики и хватают корм.)

А теперь давайте покормим рыбок в тазике. (Все вместе сыплют корм в таз и наблюдают за рыбками. Воспитатель уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они не живые; но с ними можно поиграть, покормить их понарошку.)

Давайте сварим рыбкам кашу. (Дети в уголке готовят кашу, воспитатель предлагает подержать рыбок в руках, уложить их спать.) Так играть с ними можно потому, что это игрушки. А с рыбками из аквариума так можно играть? Их можно брать в руки? (На рыбок в аквариуме можно смотреть, им нужно сыпать корм, но не вынимать из воды, без воды они могут умереть.)