Тематические мероприятия для детского лагеря. Тематический день в лагере что такое тематический

Это уникальная возможность проявить себя как в спорте, так и в интеллектуальных или творческих занятиях. Каждый день новая тематика, когда скучать не приходится. Ведь происходит столько нового, интересного, а главное - с поощрительными призами.

день Летнего Хэллоуина new

Кто сказал, что самый страшный день может быть только раз в году? Мы докажем обратное. Ведьмы и привидения, зомби и вампиры – этот день ваш! Выбирайте персонаж по вкусу, веселитесь и пугайте окружающих. Сегодня оооочень страшный день!))

день Кулинара new

Учимся готовить вкусно и красиво. Итог - кулинарная картина. Кулинария - это тоже искусство настоящий повар не просто готовит. Он творит. Так и мы создадим съедобный шедевр, который будет не только красивым, но и вкусно-полезным. Победителя в этом дне нет. Мы наслаждаемся пиром, главным блюдом которого будет созданный шедевр.

день МЧС new

Получаем навыки быстрого ориентирования и оказания помощи.

Чтобы не впадать в панику при появлении опасности, нужно знать, как себя вести и что твои друзья всегда поддержат тебя. Интересные истории о том, как выйти из сложной ситуации, игровые квесты на логическое мышление и навыки быстрого реагирования.

Мистер и Мисс Супермены - герои дня МЧС.

день Стоматолога new

Узнаем тайну здоровых зубиков. Ходить к стоматологу любят только те, у кого здоровые зубы. Потому что таким пациентам достаются похвалы, а иногда и конфеты от врача. Мы научим, как сделать так, чтобы зубы были крепкими и здоровыми, а улыбка яркой и сверкающей белизной.

Мистер и Мисс Очаровательная Улыбка - победители этого дня.

день Дизайнера new

Создаем и воплощаем в жизнь творческие идеи.

Каждый из нас видит мир по-своему и мы научим воплощать наши самые смелые творческие идеи в жизнь. Интересные мастер-классы и голосование за самую лучшую идею.

Победителями дня станут самые талантливые.

день Пожарного new

Получаем знания о том, как правильно преодолевать препятствия и обезвреживать пожар. В первую очередь, конечно, мы расскажем о том, что нужно делать, чтобы пожар не случился. А если все-таки огонь появился - как с ним справиться, а в каких ситуациях немедленно предоставить такую миссию взрослым. Квест на прохождение препятсвий - одно из развлечений этого дня.

Лучшая пожарная команда

день Туризма new

Изучаем основные принципы выживания вне городской черты. Как найти дорогу домой, как завязать узлы, как поставить палатку, как правильно собрать рюкзак для турпохода, что нужно взять с собой в дорогу и много другой полезной информации ждет ребят в этот день. А еще, конечно, веревочная трасса. Самые ловкие и умелые получат поощрительные призы.

день Врача new

Учимся правильно оказывать первую помощь. Профессия доктора очень важная и уважаемая. Настоящий Айболит очень долго учится, много долгих лет, но некоторые навыки можно получить даже будучи ребенком. Познавательные лекции о том, как уберечь себя от несчастного случая, как оказать первую помощь. А еще игровые ситуации, в которых можно получить практические навыки. По итогам дня будет выбрат почетный Айболит

день Танца

Не важно насколько хорошо ты умеешь танцевать. Главное, чтобы тебе нравилась музыка и от твоей энергии хотелось пуститься в пляс. Можешь сам, а можете командой, в любом стиле и под любую музыку делайте постановку. Мы будем аплодировать всем. А исполнители самого классного и зажигательного танца обязательно будут награждены.

день Сказки

Любая любимая сказка, которую ты помнишь с детства или услышал, увидел, прочитал недавно может воплотиться в жизнь, а ты – стать ее главным героем. Сегодня мы превращаем наш лагерь в сказочный мир, перевоплощаемся в персонажей и готовим настоящее представление. Костюмы и аквагрим для полного перевоплощения обеспечены. Добро пожаловать в сказку!

день Квеста

день бабы Яги

Ты когда-нибудь задумывался, что в сказках баба Яга хоть и отрицательный персонаж, но очень часто помогает заезжим добрым молодцам. И накормит, и напоит, и в баньке попариться даст, и спать уложит, и дорогу подскажет, а может и совет подарить. Так может она все-таки добрая? Разобраться в этом сложном вопросе ты сможешь сегодня.

день Рекордов

Быстрее. Выше. Сильнее. У нас не Олимпиада, но соревнования не менее серьезные. Покажи все, на что ты способен и заслуженная награда обязательно найдет своего героя.

Любишь загадки и сложные задания, эстафеты и соревнования – тогда этот день тебе наверняка понравится! Много интересных и веселых конкурсов, прохождение препятствий и поиск клада. Приключения ждут!

день Талантов

Ты умеешь петь или танцевать, а может красиво рисовать или жонглировать? А может твой талант спортивный? Сегодня ты можешь проявить себя в своей стихии. Можешь выступать сам или с друзьями. Каждый Талант будет оценен по достоинству.

день Мальчиков и Девочек

Вечный спор о том, кто лучше. Сегодня мы сможем выяснить, кто умнее, а кто сильнее. Кто красивее, а кто быстрее. Много конкурсов и соревнований. И пусть побеждает дружба!

день Юмора

Ты знаешь анекдот или веселую историю – поделись с друзьями. Сегодня самый веселый день лета. Мы хотим слышать много-много смеха. Будем смеяться, пока будут силы.

день Друзей

Сегодня день, когда мы громко объявляем, кто наш самый лучший друг. А если хочешь, то мы даже организуем свадьбу, если ты уверен, что выбрал свою настоящую половинку.

день Самоуправления

Сегодня всем командуют дети. Директор лагеря отдыха, вожатые и т.д. – все взрослые должности занимают дети. А взрослые принимают обязанности детей: отдыхать, шалить и веселиться. Будет не скучно, это уж точно.

день Пикника

Сегодня вечером мы собираемся у костра. Жарим сосиски, поем песни и кушаем всяческие вкусности. А если уговоришь вожатых, то может и спать уложат чуточку позже. Ну, минут на 5 так точно!

день Цветов

В нашем лагере есть хорошая традиция. В день цветов девочки плетут красивые венки, а вечером мы все пишем желания и складываем их в мешок. Когда все желания собраны, мешок поджигают. Если сгоревшие листики начнут подниматься вверх – значит желания обязательно сбудутся. По секрету можем сказать, что желания наших отдыхающих исполняются всегда! За этим следит самый важный начальник лагеря!))

день Рекламы

Сегодня мы придумываем товар, который очень, ну просто жизненно необходим в нашей жизни. И пусть взрослые о нем услышат в первый раз – это даже лучше. Такому товару придумываем слоган и снимаем рекламный ролик.

день Пирата

Настоящая постановка про пиратов. Про их жизнь, приключения и нравы. Доставайте свои повязки и банданы, пистолеты и костыли – попиратствуем сегодня на славу!

день Видеоролика

Этот день запомнится тем, что ты сможешь проявить себя как режиссер, сценарист и оператор. Придумывай и снимай свой собственный видеоролик!

Основным механизмом реализации общелагерной деятельнос­ти являются тематические дни. Тематический день - это система­тизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется:

· идеей смены;

· общечеловеческими ценностями;

· знаменательными датами, празднование которых предстоит

· год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества.

К примеру, тематические дни могут называться так: День Земли, День Мира, День Человека, День Отечества, День Знаний, День Труда, День Культуры. В контексте сюжетно-ролевой игры эти дни могут стать своеобразными праздниками.

Разработка тематического дня осуществляется с учетом следу­ющих моментов:

1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса - знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной цен­ности, дела, способствующие формированию положительного от­ношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.

2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

· по направленности - социально и личностно значимые;

· по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия; игровая деятельность; организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность; познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности; организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.

3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.

4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межот­рядных, определенных тематикой дня.

5. При организации тематического дня важно определить уча­стки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.

Разработка тематического дня включает :

1. Определение названия дня.

2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки.

4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.

5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкаль­ного оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.

6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоциональ­но-нравственной атмосферы в течение дня.

В рамках смены может быть самое разное содержательное на­полнение тематических дней:

1. День человека:

· диспут «Герой нашего времени»;

· праздник спорта и искусства «Малые Олимпийские игры»;

· школа выживания;

· дневник эволюции человечества;

· беседа «Человек - дитя природы»;

· создание общества прав ребенка (темы для обсуждения: «Что значит быть человеком», «Как научиться жить среди людей», «Азбука жизни дома, в школе, на улице, в стране, в обществе», «Я - ребенок, я - человек: мои права и обязанности», «Что важнее - выполнять обязанности или соблюдать права?», «Закон и люди», «Кто защищает мои права?»);

· ток-шоу «За гражданские права, честь и достоинство»;

· фестиваль «Должны смеяться дети»;

· вечер «Что в имени тебе моем...»;

· «Школа здоровья»;

· работа творческих мастерских «Семь граней «Я»;

2. День Земли:

· беседа-практикум о состоянии природы, об экологии;

· экскурсии в природу;

· акции в защиту природы;

· теоретико-практические занятия «Уроки природы»;

· экологический митинг «Во имя жизни»;

· разработка проекта на тему «Экологическая защита города» и его реализация в лагере;

· конкурс экологических плакатов «Я +»

· разработка проекта «Экологическая ситуация в области»;

· ролевая игра «SOS» - экологическая акция по спасению территории вокруг лагеря;

· академия экологических знаний;

· уроки общения с природой;

· смотр агитбригад «Охраняй окружающую среду»;

· «Путешествие по ближнему зарубежью» (исследование достопримечательностей ближайшего леса);

· проект сооружения памятника «В защиту зеленого друга»;

· проект «Легендарное место» (обследовать местность, придумывать название и легенду необычного места);

· продуктивно-познавательная игра на местности «Экологический бумеранг»;

· тематические огоньки «Судьбы едины».

3. День Отечества:

· знакомство с жизнью выдающихся людей;

· путешествие по Золотому кольцу России;

· конкурс гербов;

· игра-путешествие «По деревням и селам»;

· праздник славянской письменности;

· фестиваль «Вехи»;

· заочное путешествие «Губернская экспедиция»;

· диспут-клуб «Я - патриот!?»;

· фольклорный праздник «Берендеевы поляны»;

· интеллектуальная игра «Поле русской славы».

4. День мира:

· клуб интернациональной дружбы;

· игра «Конфликт»;

· встреча с участниками военных действий;

· конкурс военной песни; дискуссия на тему «Толерантность»;

· информация о современном оружии;

· просмотр фильмов о войне и их последующее обсуждение;

· конкурс рисунков «Мир»;

· «Спорт - посол мира» - спортивный праздник;

· ассамблея «Планета людей»;

· историко-литературный вечер «Великие граждане Земли»;

· спортивно-познавательная игра на местности «Полигон экстремальных условий».

5. День Знания:

· устный журнал «По следам великий открытий»;

· Марафон интеллектуальных игр;

· конкурсная программа «Интеллект - шоу»;

· конкурс «Почемучек»;

6. День Труда:

· конкурс «Операция «Уют»;

· ролевая игра «Тимур и его команда»;

· конкурс комиксов «Как труд создал из обезьяны человека»;

· «В гостях у Самоделкина» (праздник труда);

· операция «Вперед, спасатели» (спасение территории от мусора);

· экономическая игра «Ярмарка творческих услуг»;

· операция «Разведай. Выполни. Сообщи»;

· конкурс защиты профессий «Профи-шоу».

7. День Культуры:

· диспут «Добро и зло»;

· путешествие по странам, знакомство с их культурой;

· практикумы по этикету;

· театр Петрушки;

· игра «Разноцветная планета» (встреча с семьями разных народов);

· лирический вечер;

· КТД «Маскарад»;

· русские посиделки;

· художественные салоны - музыкальный, литературный, живопись, скульптура, дизайнерский и т.д.;

· фестиваль творчества юных; , школа вежливых наук;

· открытие «Дизайн-интерьер клуба», разработка проектов оформления комнат и их воплощение;

· праздник изысканных удовольствий;

· познавательно-творческая игра «Кругосветная регата»;

· Фестиваль танца «Танцевальный фейерверк».

8. День Семьи:

· составление генеалогического древа отряда;

· игра «Моя семья»;

· диспут «Отцы и дети»;

· устный журнал «Книга солнечных фамилий»;

· отрядный огонек «Сбор у семейного очага».

Какие еще тематические дни можно провести в лагере:

· ДЕНЬ ИМЕНИННИКА

· ДЕНЬ ВЕСНУШЕК

· ДЕНЬ НАОБОРОТ или день непослушания. Девочки становятся мальчиками, вожатые образуют отряд детей, зарядку проводят после ужина и т.д.

· ДЕНЬ СМЕХА

· ДЕНЬ НЕВЕРОЯТНЫХ РЕКОРДОВ в спорте, в еде, в чем - угодно.

· ДЕНЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

· КАРНАВАЛ В БРАЗИЛИИ

· ЦАРСТВО ЦАРЯ ГОРОХА

· ДЕНЬ БЕРЕНДЕЯ

КУРАТОРАМ: самостоятельно подготовьте материал по план-сетке лагеря и её написанию. Домашнее задание – объединиться по 3-5 человек, выбрать тематику и разработать к следующему занятию план-сетку на 1-4, 5-9, 10-14, 15-18, 19-21 дни смены отдельно. На следующем занятии объединить и скорректировать.

Александра Устинова
Планирование тематического дня «День космоса»

Сценарий тематического дня для летнего лагеря «День космоса » . Материал будет полезен как для воспитателей ДУ средней и старшей групп, так и для учителей начальных классов.

Цель проведения тематического дня : организация интересного отдыха детей, углубление знаний, развитие навыков, умений, личностных качеств.

Задачи : организация совместной деятельности детей и взрослых; развитие воображения, творческих способностей, интеллектуального уровня детей; обогащение двигательного опыта ребят.

День космоса .

Программа дня :

1. База физической подготовки : утренняя зарядка

2. База психологической подготовки : игротренинги (игра «Космическое путешествие » ).

3. База интеллектуальной подготовки : просмотр фильма про Ю. А. Гагарина

4. Конкурс рисунков «Огромное небо» .

5. Работа мастерских по изготовлению костюмов.

6. Космический парад .

Утренняя зарядка

1 упражнение. «Проверим шлем» . И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1 – наклон головы вправо, 2 – наклон головы влево. Исходное положение принять, упражнение делать начинай, 1,2 (4-5раз) .

2 упражнение. «Проверим ремни» . И. п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1 – руки в стороны, назад, сед на пятки; 2 – вернуться в и. п. Исходное положение принять, упражнение делать начинай, 1,2 (5-6 раз, Встали.

3 упражнение. «Подышим глубже при взлёте» . И. п. – сед с прямыми ногами, руки на коленях. 1 – руки в стороны; 2 – руки за спину, туловище слегка наклонить; 3 – руки в стороны; 4 – вернуться в и. п. Исходное положение принять, упражнение делать начинай, 1,2,3,4. (5-6 раз) Закончили.

4 упражнение. «Посмотрим в иллюминатор» . И. п. – сесть ноги врозь, руки перед собой. 1 – поворот туловища вправо; 2 – вернуться в и. п. ; 3 – поворот влево; 4 –вернуться в и. п. (5-6раз) 1,2,3,4 Закончили. Встали.

5 упражнение. «Состояние невесомости» . И. п. – лёжа на животе, руки в стороны; 1 – приподнять голову, ноги, руки; 2 – вернуться в и. п. Исходное положение принять, упражнение делать начинай. (4-6 раз) Закончили, встали.

6 упражнение. «Собираемся перед выходом из ракеты» . И. п. – стоя, ноги на ширине коврика, руки в стороны. 1 – выпад вправо; 2 – коснуться правой рукой носка правой ноги; 3 – встали; 4 – вернуться в и. п. То же в левую сторону. И. п принять. В правую сторону делать начинай. (4-6 раз) .

7 упражнение. «Радость» . И. п. – ноги вместе, руки вдоль туловища.

1 – прыжок, ноги врозь, руки вверх; 2 – прыжком вернуться в и. п.

Упражнение делать начинай, 1,2 Закончили. (4-6 раз)

И последнее упражнение на восстановление дыхания «Здравствуй космос » . И. п. –ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Медленно поднять руки вверх, скользя потуловищу, руки в стороны, голову поднять вверх – ВДОХ, медленно вернуться в и. п –ВЫДОХ

После зарядки и завтрака отправляем отряды в «Космическое путешествие » . За каждое пройденное задание команда получает звезду, по окончанию игры подсчитываем награды и определяем победителя.

Игра по станциям «Космическое путешествие »

1. Неизведанная планета .

Вот ваш экипаж попал на первую планету . На этой планете , до нас, еще никто не был, на эту планету никогда не ступала нога человека.

Сейчас вам нужно разделиться на две команды. Одна команда придумывает название этой планеты , как будут называться жители данной планеты и нарисовать этого жителя. Вторая команда должна выйти в контакт с жителями неизведанной планеты . С помощью жестов нужно объяснить инопланетянам , что вам нужно :

Вы хотите залезть на высокую гору;

Вы хотите купить трёх зайцев;

Вы хотите полить цветы;

Вы хотите поиграть в футбол.

2. Планета «Альфацентавра» .

Это планета , ребята, «Альфацентавра» .

Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас встречает инопланетяне , Как вас зовут?

Скафандрик : Нас зовут Вертунчик и Скафандрик! Мы живем на этой планете – планете Альфацентавра .

Вертунчик : Я очень рад, что вы прилетели. Вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

1. Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит,

И на нас в своём скафандре

Он из космоса глядит (Космонавт )

2. Чудо – птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд. (Ракета)

3. Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу. (Вертолет)

4. Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут,

Опустился … (Парашют)

5. У бабушки над избушкой

Висит небо краюшка

Собаки лают, достать не могут (Месяц)

6. Синенькая шуба

Покрыла весь мир (Небо)

7. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками,

Дочкам не твердит она :-

Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать – Луна,

А дочурки (Звезды)

8. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый

Кружевной и синий-синий! (Небо)

9. Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака)

10. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня. (луной)

11. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что же это? (Самолет)

12. Ночью на небе мы одни

Миновали две недели,

Апельсина мы не съели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька (Луна, месяц)

13. Бродит одиноко

Огненное око,

Всюду где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

Вертунчик : Молодцы! Отгадали все - все наши загадки!

3. Планета «Звездалия» .

Эта планета , ребята, «Звездалия» . На этой планете очень много звезд и созвездий.

А что такое созвездия?

Созвездия - это участки, на которые разделена небесная сфера для того, чтобы было удобнее ориентироваться на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, которые образуются яркими звездами.

А какие названия созвездий вы знаете?

Существуют такие созвездия как : Андромеда, Близнецы, Большая и Малая Медведицы, Микроскоп, Муха, Овен, Пегас, Рак, Телескоп, Телец и т. д.

Вы сейчас сможете побыть в роли астрономов…

Вешаем два больших листа (или два мольберта с рулонами бумаги) для двух игроков (или для 2 команд игроков) .

Игроки с завязанными глазами рисуют на листе несколько точек (лучше взять толстый фломастер для этого) – от трех до девяти точек в разных частях листа. Затем открывают глаза, меняются местами и пытаются додумать рисунок - соединяют точки (тонким фломастером, (при желании дорисовывают) и придумывают название созвездию – на что похоже.

4. Планета «Сказочная»

Вот мы с вами попали на планету «Сказочную» . (Вносится в зал сказочный сундук) .

Посмотрите, ребята, сундук какой! Давайте откроем и посмотрим, что это за сказочный сундук. (Открывают сундук)

Игра : «Отгадай, из какой это сказки» . Из сказочного сундука достается предмет, который был использован в любой из сказок.

1. Что это за фрукт в моих руках? (Яблоко) А в какой сказке встречается яблоко? («Белоснежка и 7 гномов» )

2. А сейчас что у меня в руках? (Цветок) В какой сказке встречается цветок? («Аленький цветочек» )

3. Угадайте, что это такое? (Ореховая скорлупа) «Дюймовочка» )

4. А это что такое? (Яйцо) В какой сказке оно использовалось? («Курочка – Ряба» )

5. А сейчас что у меня в руках? (Горошина) В какой сказке она встречается? («Принцесса на горошине» )

6. Что это за обувь в моих руках? (Это сапог) В какой сказке он встречается? («Кот в сапогах» )

5. Планета «Лунляндия» .

Вот вы прибыли на планету «Лунляндия» . На этой планете живут самые внимательные существа во Вселенной. И мы с вами поиграем в одну игру.

Задание. Внимательно осмотрите за 30 секунд все предметы (предметы могут быть любые, 15-20 штук, которые вам предлагают жители планеты Лунляндии . А сейчас мы закроем эти предметы. Вы должны написать по памяти все эти предметы.

6. Планета «Кроссвордия» .

Вы прибыли на планету «Кроссвордия» . Здесь живут самые умные инопланетяне . И они придумали для вас испытание - кроссворд. Вы должны разгадать кроссворд и получить ключевое слово.

Подводим итоги «Космического путешествия » . Отправляем детей отдохнуть и посмотреть фильм про Ю. А. Гагарина.

После обеда проводим конкурс рисунков на асфальте «Огромное небо» . Организуем работу мастерских по изготовлению космических костюмов из подручного материала. Лучших награждаем звездами.

В завершении дня после ужина от имени Галактического совета вручаем награды отрядам, набравшим наибольшее количество звезд и проводим «Космический парад » .

Космический парад .

Отряды подготавливают и показывают элементы строевой подготовки жителей других планет . Представляя, что на Землю слетелись представители обитаемых планет нашей Галактики . И по этому случаю объявлен парад. Каждый отряд представляет планету . Ребята придумывают ее название, заодно придумывают, как будут звать жителей той планеты . А теперь главное : предстоит придумать движения в строю, характерные для инопланетян ; придумать команды, которые отдает инопланетный командир ; придумать песню (если ее можно так назвать, с которой обитатели чужих планет любят двигаться строем. И когда все это придумано, можно начинать космический парад .

Все инопланетные делегации выстраиваются перед трибуной Большого Галактического совета. Командующие делегацией сдают им одним понятный рапорт Верховному главнокомандующему. Затем, попланетно «маршируют» с песней мимо трибуны и расходятся по своим отрядам для подготовки к получению космических снов .

Тематический день в лагере

«День России»

Выполнила:

Ученица 11 «а» класса

МБОЮ ЮСОШ №2 г. Юхнова

Сысоева Екатерина.

Введение.

В настоящее время среди молодежи тема патриотизма теряет актуальность. Проведение такого мероприятия в лагере формирует у участников патриотизм и интерес к Родине.

Данное мероприятие носит познавательный характер: помогает углубить знания детей о стране, её традициях, знаменитых людях; воспитательный характер: воспитать у участников чувство патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну; развивающий характер: помогает развить творческие способности, мышление, воображение, умение работать в команде,чувство ответственности за участие в общем деле.

План дня:

8:00 – подъём

8:15 – зарядка

9:00 – завтрак

10:00 – настроение дня

11:00 – курсы

12:00 – работа в отряде

13:00 – обед

14:00 – работа первичных организаций (создание социальных проектов, акций, флешмобов)

15:00 - дневное мероприятие

14:00 – полдник

17:00 – тренинги на сплочение

18:00 – подготовка к вечернему мероприятию

19:00 – ужин

20:00 – вечернее мероприятие

23:00 – отбой

Положение на дневное мероприятие:

Место проведения: лагерь «Звездный»

Цель: Формирование у участников патриотизма, интереса к истории России.

Задачи: углубить знания детей о Родине, сплочение в командах, развитие творческих способностей, улучшение умения работать в команде.

Ход мероприятия: отряды передвигаются по станциям, по маршрутным листам. На станциях им предлагают: собрать герб Российской Федерации; вспомнить песни о Росси; написать стих о России; вспомнить людей, который прославляли Россию на весь мир; вспомнить народные праздники. На каждой станции ведущий ставит оценку за работу отряда. В конце мероприятия жюри подсчитывает результат и выявляет команды, которые заняли 1-3 места.

Положение на вечернее мероприятие:

Место проведения: актовый зал лагеря «Звёздный»

Цель: Формирование у участников патриотизма, интереса к истории России, её будущего.

Задачи: развитие творческих способностей, развитие умения работать в команде.

Ход Мероприятия: участником необходимо нарисовать Россию в будущем и представить его. Лимит 3 минуты. Так же отряду необходимо показать кусочек из жизни людей в будущем (танец, песня, сценка и т.д.). В конце мероприятия жюри награждает победителей в номинациях: лучший рисунок, лучшая сцена жизни – и отдельно отряд, который набрал в сумме за два задания большее количество очков.

Критерии оценки:

    Оригинальность

    Умение работать с микрофонами

Тренинг состоит из нескольких этапов, которые команда должна выполнить:

1 ЭТАП: «ПОСИДЕЛКИ»

Задание: Участникам команды необходимо сесть так, чтобы каждый сидел друг у друга на коленях.

2 ЭТАП: «НОМЕРКИ»

Задание: Члены команды, прейдя на этот этап, выстраиваются в одну шеренгу и поворачиваются спиной к проводящим этап. Судьи прикрепляют за воротники в хаотическом порядке, заранее заготовленные номерки (например, от 1 до 12) участникам команды, после чего просят повернуться их к себе лицом. Задача команды как можно быстрее без слов, используя только мимику и жесты построиться по порядку номеров от 1 до 12.

3 ЭТАП: «ПОЙМИ МЕНЯ»

Задание: Команда выстраивается в колонну (в затылок друг другу). Первый участник команды поворачивается к ведущему этапа и вытягивает один из предложенных ему вариантов видов спорта, которые написаны на карточках. После этого он поворачивается назад, хлопает по плечу 2-го участника команды. После того, как он к нему повернулся 1-й игрок без слов, используя только мимику и жесты, показывает впереди стоящему выбранный вид спорта (например: биатлон, фехтование, фигурное катание и т. д.) Если 2-й игрок понял, он показывает это кивком головы и поворачивается вперед и хлопает по плечу следующему игроку, если же нет, то 1-й игрок повторяет свой показ. Последний игрок в колонне ничего не показывает, он только называет тот вид спорта, который ему показали. При проведении этого этапа важно проследить, чтобы игроки до того, как их попросят повернуться, не поворачивались.

4 ЭТАП: «ТРОПА ДОВЕРИЯ»

Задание: На асфальте рисуется весьма извилистая не широкая дорожка, вдоль которой рисуются кружочки, которые при проведении этого этапа займут игроки. Одному из игроков пришедшей на этап команды завязываются глаза, затем его раскручивают и ставят на линию старта. Задача этого игрока, а значит и всей команды в целом, пройти до линии финиша, по возможности, не наступив на линии дорожки. Игроки, которые расположились вдоль дорожки в кружочках помогают игроку с завязанными глазами командами: «вперед», «назад», «влево», «вправо», «стоп», оставаясь при этом на своих игровых местах.

5 ЭТАП: «ПЕРЕПРАВА»

Задание: На этапе «Переправа» команда, должна переправится через веревку, натянутую на определенной высоте над землей. При этом совершенно нельзя касаться веревки, если все же это произошло, то вся команда возвращается на стартовую линию и начинает весь процесс сначала. Высота веревки регулируется в зависимости от возраста участников: чем они старше, тем веревочка выше. Для самых старших отрядов высота должна быть такой, чтобы ее невозможно было бы просто перепрыгнуть всем игрокам команды и это предполагало бы взаимопомощь при преодолении это препятствия.

Тема дня или смены

  • Позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
  • Требует так или иначе привязывать всё происходящее к теме.

Тематические дни

Тематическим ("Темовым") днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?

Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.

Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.

Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.

Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.

При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.

Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.

Как создать тематический день

  • Выбрать тему
  • Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)
  • Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку... увязать в тематику.
  • Продумать их логическую связь между мероприятиями
  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать

Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.

Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.

Тема дня - всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

  • Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
  • Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
  • Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска, …)
  • “Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
  • На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
  • И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.

Вот такой план - где-то примерный, где-то избыточный - додумывайте на свой вкус.

Ещё пара примеров специальных тематических дней:

  • День наоборот
    • В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
    • Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться - будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
  • День дублёра
    • В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
    • Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
    • День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…

Разработка тематического дня

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения – дружинные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
  2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона
  3. В простом тематическом дне не менее 2х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6ти.
  4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  5. Важно предвидеть результаты тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Логика тематического дня

Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:

  • Зоологические забеги (спортивное);
  • Викторина «Загадки леса» (познавательное);
  • Конкурс поделок из природного материала («природа и фантазия») (творческое);
  • Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:

  • День цветов, День здоровья, День рекордов Гиннеса,
  • День смеха, День индейца, День проказ и приколов,
  • День спорта, День девочек, День мальчиков, День дождя.

Виды мероприятий:

  • Тематические линейки . Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.
  • Концерты . Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)
  • Конкурсы . Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, продуШггТГ-систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)
  • Станции . Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)
  • Выставки, музеи . Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)
  • Игры . Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели ти задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)

Планирование тематического дня:

  • Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.
  • Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.
  • В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.
  • Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя.
  • Поэтому лучшим вариантом будет составление двойного плана - мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.
  • Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!
  • Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.
  • Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!

Оформление:

  • Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план - сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.
  • Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».
  • Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.

Что и как оформлять:

  1. Концерты . Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест.

Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация»,«Золотая шишка» и др.).Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.

  1. Конкурсы . Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.
  2. Игры . Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.
  3. Станции . В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)
  4. Выставки, музеи . Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.

Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.

Примеры

1) Отрядные тематические дни

  • Праздник Солнца . В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -
  • День Туриста . В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.
  • День Природы . Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.

Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.

2) дружинные тематические дни

  • День Любви . Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание в детях основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.
  • День Ужасов . Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.
  • День Вожатых (Самоуправления) . Цель тематического дня:- знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.

Критерии экспертной оценки тематического дня:

  • актуальность и креативность идеи тематического дня
  • социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость
  • соответствие задач цели и результатам
  • реальность и достижимость цели в данных условиях, за конкретный отрезок времени
  • четкость и конкретность результатов
  • логика и целесообразность мероприятий
  • степень эмоционального и воспитательного воздействия мероприятий дня на детей
  • степень обучающего и развивающего значения мероприятий дня на детей
  • соответствие способов оценки заданным результатам

Тематические смены

В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).

Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.

Короткие смены

На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.

В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.

Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.

Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы - экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.

Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.

В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. - словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!

Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).

После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:

  • День дружбы (игры на сплочение)
  • День правды (игра “детектив”, огонёк правдивых слов)
  • День фантазии чудес (Новый Год (смена-то была зимняя!))
  • День красоты (рисунки на снегу, конкурс костюмов)
  • День здоровья (Суперолимпиада, демонстрация “За здоровый образ жизни”)
  • День чистоты и белизны (скульптуры из снега, сюжетка “Тайд или кипячение”)
  • День семьи (конкурс семей)
  • День благосостояния (экономическая игра)
  • День государственности (политическая игра, выборы президента)
  • День любви (Любовь с 1-го взгляда, конкурс пар) И так далее…

Большие смены

Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.

На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия

Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.

Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.

В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.

Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…

Цикловая игра .

Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберите интересную Вам тему. Разбейте ее на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день). Объем проведения - 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня). Остальное время - подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании. На любую тему ложатся любые игры... здесь не нужно изобретать велосипед. Не нужно изобретать супер-пупер невиданную игру, которая невероятно увлечет детей. Это невозможно. Главное, проживите с ними бок о бок этот лагерь. Живите с ними этой игрой.

Принцип тематической смены

  • Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку (вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо). Команды каждый раз меняем.
  • Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и деля мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).
  • Создавался инструмент, с помощью которого любой (даже начинающий) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.

Идея построения тематического дня

Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в "уголке", поэтому к концу смены набирается полный "уголок" с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются). В другой день состав команд меняется.

Идеи тематических смен :

  • «Морское плавание» (корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь, рында и т.п.)
  • «Детский городок» (мэрия города, улицы, жители, редприятия, городская валюта...)
  • «Сказочное царство» (царь, царица, свита, сказочные герои...)
  • «Лесное государство» (берендей, лесные обитатели...)
  • «Акционерное общество» (АО, акционеры, акций, биржи, совет директоров...)
  • «Космический полет» (галактики, планеты, космические корабли, космонавты...)
  • «Индейское племя» (вождь, вигвам, талисман...)
  • «Экологический лагерь» (зеленый патруль, экологи...)
  • «Детское телевидение» (телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюсер...)
  • «Театральная смена» (театр, труппа, актеры, антракт...)
  • «Научная лаборатория» (НИИ, профессор, конструктор, инженер, изобретатель, модель, макет...)
  • «Город мастеров» (мастера, мастерские, приспособления, инструменты...)