В каком возрасте малыш начинает ползать. Во сколько месяцев и когда ребенок начинает ползать на четвереньках

Жизнь молодых родителей полна ожиданий: первой улыбки, первого зубика, первого слова, первого шага. И нередко мамы стараются приложить все усилия для того, чтобы то или иное событие произошло как можно быстрее. Но стоит ли торопиться?

С каждым месяцем кроха развивается все активнее, приобретая важные умения и навыки. И гораздо правильнее будет помочь ему закрепить их и развить как можно лучше, а не постоянно стимулировать к «покорению новой вершины», не давая укрепиться на только что «покоренной».

Во сколько месяцев мальчики и девочки начинают ползать?

Все малыши разные и начинают ползать в разное время: мальчики обычно позже девочек. Как правило, все младенцы осваивают этот навык в 5-7 месяцев . Упитанные дети обычно чуть ленивее своих сверстников, они начинают ползать в 7-8 месяцев . Худенькие наоборот могут научиться ползать раньше.

Важность ползания

Один из самых важных этапов двигательного развития ребенка — ползание. Данный этап обязателен для каждого малыша, поскольку, как считают физиологи и неврологи, именно ползание является наиболее важным средством развития нервной системы крохи, а вовсе не первые шаги, как полагает множество мам.

Кроме того важность данного навыка обусловлена рядом факторов:

— необходимость освоения нижнего поля зрения;

— правильная координация действий верхней и нижней части туловища;

— попеременное включение обоих полушарий головного мозга;

— совершенствование зрительного восприятия;

— совершенствование тактильной чувствительности;

— формирование пространственных представлений о собственном теле;

— восприятие соотношения окружающей среды и тела;

— ориентация в пространстве;

— закладка предпосылок для освоения речи, грамматики, чтения, письма.

Пропуская важный этап ползания, ребенок лишается и важного этапа развития мозга: полного и всестороннего освоения пространственных связей и восприятия пространства в целом.

Что сначала, сидеть или ползти

Часто родители задаются этим вопросом. Какая последовательность развития навыков?

Что ребенок должен научиться делать сначала: сидеть или ползать. У всех малышей это происходит по разному.
Чаще сначала учатся на четвереньках стоять, раскачиваться, потом присаживаются, позже уже ползают.

Ползание: готовимся поэтапно

Ползание – довольно непростой процесс, к которому малыш должен хорошо подготовить все группы мышц и пройти несколько важных этапов:

1)Держим головку . Этот появляется в возрасте двух-трех месяцев, когда кроха приподнимает ее, лежа на животике. Данное умение можно считать отправной точкой для формирования вертикальной оси тела – метаморфозы, во время которой лежащий в кроватке малыш к своему первому Дню рождения станет уверенно стоять на ножках и ходить.

2)Опираемся на ручки . Данный навык возникает наряду с удерживанием головки: лежа на животике, малыш опирается на локотки, а к четырехмесячному возрасту – на раскрытые ладошки. Именно он необходим для удержания веса тела крохи на одной руке во время освоения поворотов, сидения и ползания.

3)Переворачиваемся . К возрасту пяти месяцев кроха уже активно вертится: вокруг себя, лежа на кроватке, со спины на животик и обратно. Наконец маленький человечек способен передвигаться в пространстве, желая завладеть яркой игрушкой.

4)Стоим на четвереньках и раскачиваемся . Кроха так стремится вперед! Опираясь на ладошки и коленки он старается двигаться быстрее, но из за «непослушных» мышц у него выходят лишь качательные движения на одном месте.

5)Ползем! Малыш скоординировал движения, подался вперед и упорно движется к новому и неизведанному. Мышцы получают необходимую нагрузку, правильно формируется скелет, нервная система активно развивается. Данный навык возникает у малышей в возрасте семи-девяти месяцев, но может установиться и в более позднем возрасте.

Учимся ползать вместе!

Для того чтобы малыш легко освоил навыки ползания, ближе к шестимесячному возрасту основным местом его нахождения должен стать пол.

Не манеж, кроватка или диван, а именно твердая поверхность станет отличным плацдармом для полноценной двигательной активности юного исследователя.

Но прежде, чем выпускать кроху в «свободное плавание», стоит провести ряд предупредительных мероприятий:

— вымойте и насухо вытрите поверхность;

— обследуйте ее: она должна быть не холодной, ровной, без выемок и заноз;

— если пол накрыт ковролином, убедитесь, что он не скользит;

— уберите все мелкие детали и опасные предметы с пола и поверхностей на уровне роста ребенка (шторы поднимите, провода спрячьте, цветы унесите в другую комнату, розетки обезопасьте заглушками, острые углы – специальными силиконовыми насадками, ящички и дверцы перевяжите веревками).
После того, как пространство стало безопасным, разложите на полу разнообразные яркие игрушки и пустите кроху в захватывающее путешествие!

А еще лучше учить ребенка на собственном примере – пристройтесь рядом и покажите ему простой способ передвижения.

А если не ползет?

В основном все детки, рано или поздно, начинают передвигаться ползком. Но есть и такие маленькие «лентяюшки», которые предпочитают спокойно ждать, пока им принесут желаемую игрушку, а не добираться до нее самим. Что же делать тогда?

Если младенец не хочет (или не может) поползти, попробуйте ему помочь:

— положите ребенка на животик на пол;

— перед ним (на таком расстоянии чтобы мог едва дотянуться) поставьте новую яркую игрушку;

— подставьте ладонь под ножки так, чтобы он мог оттолкнуться от нее;

— слегка подтолкните кроху вперед.

Разговаривайте с ним, подбадривайте, побуждайте взять игрушку, рассказывая о том, какая она красивая, интересная и т.д.

Существуют и упражнения , которые помогают малышу освоить движения, необходимые для ползания:

Уложив кроху на животик, подвесьте яркую погремушку чуть выше его головки: это заставит малыша напрячь верх туловища и оторвать одну ручку от поверхности;

Сделайте валик из небольшого одеяла и положите крохе под грудь (головка и ручки свисают, ножки и животик на диване). Разложите перед ним погремушки: малыш будет брать их обеими ручками, вертеть головкой, что станет отличной тренировкой вестибулярного аппарата;

Для того чтобы помочь ребенку встать на четвереньки, скатайте небольшую подушечку и положите ее под грудку и животик крохи так, чтобы ручки и ножки спадали с обеих сторон;

Положите на пол высокий матрас поместите кроху так, чтобы его грудка и ручки были на матрасе, а ножки – на коленках на полу. Затем потихоньку двигайте матрас к себе с противоположной стороны: это поможет крохе научиться передвигаться на коленках.

Когда обращаться к врачу?

Важно помнить, что для предупреждения неприятных последствий и корректировки возможных нарушений в развитии ребенка следует вовремя обратиться к специалисту.

Поводом записаться на прием могут стать случаи, когда:

— к девяти месяцам кроха не предпринял попыток поползти;

— не передвигается вперед, не поднимается на ручках;

— после десяти месяцев ребенок ползает только лишь на животе, поднимаясь только на одну ручку или не поднимаясь вообще.

В таких случаях консультация педиатра, невролога и ортопеда поможет решить проблему и позволит вашему малышу всесторонне и полноценно развиваться дальше день за днем.

Вместе с развитием навыка ползания малыш превращается из пассивного наблюдателя, лежащего у мамы на руках, в кроватке или на развивающем коврике, в активного исследователя окружающего мира. Разумеется, родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет ползать. В каком возрасте ждать появления такого важного умения, нужно ли помогать малышу и как вообще дети начинают ползать – на эти вопросы мы постараемся вам ответить в этой статье.

Ползание – необыкновенно важный этап развития ребенка, ведь с его помощью дети не только укрепляют мышцы и позвоночник, улучшают координацию движений, развивают макро- и микромоторику, но и учатся принимать решения и, можно даже сказать, мыслить. Когда ребенок начинает ползать, это становится неким рубежом в его восприятии внешней среды – ведь теперь кроха может достать сам то, что раньше мог лишь рассматривать издалека. Он учится управлять собственным телом, а его мозг при этом всесторонне развивается.

На форумах часто можно встретить некую абстрактную цифру – 6 месяцев, якобы являющуюся отправной точкой для появления навыков ползания и сидения. Но, поверьте, сколько малышей, столько и вариантов их развития.

Когда должен начать ползать ребенок? Комаровский и простой здравый смысл

«Сидение, ползание, стояние, хождение… Всё вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита».

Как вы уже поняли, точных возрастных критериев, когда ребенок начинает ползать, сидеть, ходить, не существует. Есть ряд факторов, влияющих на формирование данных двигательных умений конкретного ребенка:

  • его состояние здоровья;
  • физические и личностные особенности малыша (худенький-пухленький, активный-спокойный);
  • психологическая обстановка в семье.

Как видите, из-за отличий индивидуальных характеристик детей говорить о том, с какого возраста ребенок ползает, довольно сложно.

Одно можно сказать точно: вопрос «когда, во сколько месяцев должен ползать ребенок?» - совершенно некорректен. Да, ползание – нужная «ступенька» развития, но некоторые малыши ее пропускают, переходя сразу к ходьбе, и это тоже считается вариантом нормы.

Во сколько месяцев дети начинают ползать?

Во сколько месяцев ребенок начнет ползать, предугадать невозможно. Но если малыш уже умеет переворачиваться на животик (подробнее о переворотах читайте в статье ) и любит лежать в таком положении, скорее всего, скоро он попробует перемещаться в пространстве самостоятельно.

«Ползать дети начинают между 5-м и 6-м месяцем и хорошо ползают к 7 месяцам».

При этом необходимо учитывать, что способы ползания у детей бывают разные. Кто-то начинает ползать по-пластунски с 4-5 месяцев и долго продолжает передвигаться именно так. Другие же дети сразу переходят от лежания на животике к ползанью на четвереньках; обычно это происходит у них позже, в 7-8 месяцев, и это тоже абсолютная норма.

Примерный временной диапазон, на который ориентируются врачи-неврологи – 5-9 месяцев.

Если говорить о средних цифрах, то обычно ребенок самостоятельно ползает, хорошо и уверенно, в возрасте 7-8 месяцев. Если ваш малыш не ползает, рекомендуем вам прочитать статьи и

Как ребенок учится ползать: этапы ползания

Обычно этот вопрос беспокоит родителей первенца, поскольку им бывает сложно представить, как малыш вдруг сам от лежания на одном месте вдруг перейдет к перемещению «из пункта А в пункт В». Обычно это не происходит в один момент.

Ползать дети учатся поэтапно. Существуют такие примерные этапы ползания:

1) Ползание по-пластунски , на животе. Вы даже не понять, что ребенок пополз, потому что такое движение может быть направлено не вперед, а вбок или вообще назад. Передвигаться таким способом малышу проще всего – он задействует минимум энергии, ползая, как маленькая гусеничка.

2) На следующем этапе кроха может попытаться, встав на четвереньки и выставив вперед руки, подтягивать ноги по одной . Или, как вариант, он выдает то же, но лежа на животе – внешне это может напоминать подобие прыжка. Эти забавные попытки предваряют настоящее ползание.

3) После долгих тренировок ребенок настолько совершенствует координацию своих движений, что приступает к перекрестному ползанию . При этом движения рук и ног четко чередуются (правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога). Перемещаются таким способом дети очень шустро. Им нравится собственная ловкость и быстрота, с которой получается добраться до желаемого объекта. Перекрестное ползание укрепляет мышцы и всесторонне развивает ребенка.

Многие родители, с нетерпением ожидающие новых умений малыша, спрашивают: «ребенок сначала сидит или ползает? » . Скажем так. Нормой считается, что ребенок вначале поползет по-пластунски, а после – научиться сидеть. Вообще с сидением не стоит слишком торопиться, форсировать его и учить кроху сидеть (подробнее – читайте в нашей статье ). Сидение создает вертикальную нагрузку на позвоночник, для которой ребенок должен созреть. Сконцентрируйте свое внимание именно на ползании – оно будет способствовать физическому развитию и умению сидеть в частности. Бывает, что малыши сначала садятся сами и учатся вставать на четвереньки, почти не ползая по-пластунски, а вскоре начинают ползать сразу перекрестным способом. Это тоже нормально.

Часто родители интересуются, как правильно должен ползать ребенок . По мере развития мышц и координации движений этот навык у крохи совершенствуется. Способ ползания обычно проходит вышеописанные этапы, при этом некоторые малыши могут ползать на животе, словно пятясь; другие крутятся вокруг своей оси, кто-то двигается как бы вбок. Перекрестное ползание у детей также может быть разным: на четвереньках и на выпрямленных ногах, встречается и «однобокое» движение – с помощью одной коленки или одной вытянутой ноги. Некоторые дети ползают уж совсем странно, на спине или на попе, подгибая одну ножку под себя и отталкиваясь другой . Родителей это очень беспокоит. Почему ребенок ползает на попе, нормально ли это? Успокоим вас: ползание на попе, назад себя, на спине – всё это своеобразные, но вполне нормальные варианты ползания. Малыш не знает о том, как это, «нормально», и выбирает самый легкий для себя способ. Покажите ему, как двигаться по-другому, возможно, он скоро порадует вас традиционным ползанием.

Иногда после начала развития навыка ползания мамы замечают, что малыш начал крутиться и пытаться ползти ночью в кроватке. Почему ребенок ползает во сне ? Причины такого явления очень просты – полугодовалые малыши часто учатся спать на животе, а во время сна нервная система отрабатывает новые знания и умения. Результат налицо: некоторые детки встают в сонном состоянии на четвереньки, другие ползают, а третьи постоянно крутятся вокруг своей оси. Что делать в таком случае? Просто подождать. Кроха обязательно перерастет такой «лунатизм».

Ребенок ползает, но… (тревоги родителей)

Если малыш ползает – это отлично! Но мамы всегда найдут, о чем попереживать. Ответим на часто задаваемые в сети вопросы: «что делать, если…»:

Ребенок ползает в 3 или 4 месяца

Несмотря на то, что все дети развиваются по-разному, общие закономерности всё же есть. Если ваш ребенок ползает в 3 месяца, скорее всего, вы немного преувеличиваете или принимаете барахтанье, слабые попытки к движению и кручение малыша за настоящее ползание. На пятом месяце ребенок может начать ползать, но это скорее редкость.

Ребенок ползает в 5 месяцев

Радуйтесь! Малыш замечательно развивается, не ищите поводов для беспокойства.

Ребенок ползает, но не сидит

Если ребенок ползает, но не садится самостоятельно – скорее всего, дело в том, что еще недостаточно окрепли его позвоночник и мышцы. Помните: форсировать перевод в вертикальное положение не нужно!

Ребенок ползает, но не ходит

Часто бывает, что ребенку скоро год, он отлично ползает, а ходить не хочет. Здесь принцип такой же, как и с сидением – всему свое время.

И напоследок хотелось бы пожелать всем заботливым родителям – пусть ваши малыши развиваются своевременно, радуя вас новыми достижениями день ото дня! Очень скоро они поползут, научатся ходить и разговаривать, а вы с улыбкой будете вспоминать свои волнения о том, когда же это случится…

  • Когда ползает и сидит
  • Сажать ли в ходунки
  • Когда в семье появляется малыш, родители с нетерпением ждут, когда он научится улыбаться, держать головку, затем переворачиваться, садиться и ползать. Следующим большим событием, безусловно, станут первые шаги. Каждое новое умение имеет огромное значение, а потому мамы и папы трепетно относятся к срокам появления тех или иных двигательных навыков. В этой статье мы расскажем о том, в какие сроки ребенок начинает сидеть и ползать и можно ли на эти умения повлиять.


    Физиология навыков

    На вопрос родителей, когда именно малыш должен освоить ползательные движения и сидение, ответить довольно сложно. Каждый карапуз – индивидуальность, личность, которая развивается по собственным законам и схемам. Поэтому все таблицы с нормативами существуют только для педиатров, поскольку на вашего малыша детский доктор смотрит как на одного из среднестатистических малышей. Но это только на первый взгляд.

    Вдумчивый специалист никогда не заявит о задержке физического развития на основании того, что малыш в 7 месяцев не сидит или в 8 месяцев не ползает, ведь на то у ребенка может быть много причин.



    Малыш начинает ползать и сидеть тогда, когда его костная, мышечная системы, а также связки и суставы, задействованные в этих процессах, достаточно созрели и окрепли. Для навыка ползания нужны развитые мышцы живота и шеи, рук и ног, для сидения нужны достаточно окрепшие мышцы спины, живота, шеи и рук. Естественно, ни один новорожденный не обладает такими мышцами, они растут и крепчают по мере роста ребенка. Если родители с первых дней уделяют достаточно внимания физическому развитию грудничка, делают массаж и проводят возрастную гимнастику, то шансы более раннего освоения новых навыков заметно повышаются.

    Согласно средним нормам, сидеть среднестатистические здоровые дети начинают после полугода, в 7 месяцев с поддержкой, а в 8 – уже без поддержки. К 10 месяцам малыши обычно прекрасно справляются со сложной задачей – сесть из положения лежа. С ползанием все обстоит несколько сложнее – некоторые дети вообще минуют этот этап, а некоторые именно с него и начинают. Средние нормы, существующие в педиатрии, гласят, что ребенок может научиться ползать с 5 месяцев на животе, с 7 месяцев до 9 месяцев – на четвереньках.

    Но нормы нормами, а у вашего ребенка, не исключено, есть собственные планы на дальнейшее развитие, тем более что на скорость освоения новых двигательных навыков влияют очень многие факторы.



    Что может оказать влияние?

    В первую очередь имеет значение самочувствие и состояние здоровья вашего малютки. Если кроха появился на свет недоношенным, он значительно позднее ровесников начнет постигать премудрости перемены положения тела в пространстве. Не потому, что он ленивее, слабее, а потому, что его костной и мышечной ткани требуется больше времени для подготовки к новому типу нагрузки. Ребенок себе не враг, он никогда и не подумает делать того, что он физические сделать неспособен.

    Болезненные, часто заболевающие карапузы, дети с врожденными заболеваниями тоже садятся и ползут позднее, чем здоровые малыши. Особенно долго могут «раскачиваться» дети с неврологическими нарушениями.

    Масса тела карапуза тоже имеет значение, причем самое непосредственное. Детки пухлые, с избыточным весом, испытывают вполне естественные трудности с удержанием собственного веса в новом положении, их позвоночник просто не предусматривает новой нагрузки в таком объеме, ему нужно чуть больше времени на подготовку. Они поползут и сядут, но позже.


    Характер и врожденный темперамент малыша диктуют его поведение и мотивацию. Сонливые, несколько медлительные и ленивые флегматики и меланхолики садятся, ползают и ходят позднее, чем подвижные, активные, любознательные представители сангвинического или холерического типа личности.

    Многое зависит и от того, какие условия для развития ребенка создали сами родители. И это, пожалуй, единственное, на что мама и папа, переживающие за развитие ребенка, могут оказать непосредственное влияние. Ребенок, которого во время бодрствования чаще держат в кроватке или манеже, вряд ли будет иметь достаточно мотивации для того, чтобы начать исследовать мир. До поры до времени ему будет вполне комфортно в ограниченном пространстве.

    Необходимости сидеть или ползать куда-то у крохи просто не будет, освоение навыка замедлится. Если же родители предусматривают для малыша определенную свободу перемещения в периоды бодрствования, развешивают игрушки на определенном расстоянии от него, то малышу очень понадобится до них добраться, а потому ему просто придется искать способы сделать это. Способов два – достать из положения сидя или доползти и взять. Естественно, определенная свобода малыша нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, чтобы кроха не травмировался.


    Мальчики или девочки – кто быстрее?

    На тематических форумах и в общении между собой мамы часто приписывают сыновьям и дочкам определенные способности. Говорят, что девочки быстрее осваивают новые умения, поскольку мальчики более ленивы. Другое мнение гласит, что девочек нужно присаживать позднее, чем мальчиков из-за возможных опасных последствий для репродуктивного здоровья.

    На самом деле научно объяснимой разницы между развитием физических умений у грудничков обоего пола не существует. Развиваются дети примерно с одинаковой скоростью при условии, что они здоровы, доношены, не имеют проблем с перееданием и лишним весом. По поводу присаживания девочек и мальчиков следует сказать, что и тех, и других не рекомендуется присаживать как минимум до полугода. Совсем. Никак.

    Последствия могут быть довольно печальными – могут травмироваться кости малого таза. У девочек в этом случае действительно могут возникнуть в будущем проблемы с вынашиванием собственных детей. Да и для мальчика такая травма крайне нежелательна.


    Можно ли обучать детей навыкам?

    Этот вопрос самый важный. Почему-то считается, что мама, которая просто ждет, пока ребенок сядет или поползет, безответственная и черствая. А вот мать-наседка, которая не может ждать и чуть ли не с 3 месяцев начинает готовить ребенка к сидению и ползанию, а лучше всего сразу к ходьбе, – молодец и пример для подражания. Формированию такого стереотипа в немалой степени способствуют женские форумы, после пяти минут присутствия на которых нормальная мама становится нервной женщиной с комплексом неполноценности и чувством вины.

    Нормально ли ничего не предпринимать? Да, это нормально. Многие педиатры, в том числе доктор Комаровский, профессиональным советам которого доверяют миллионы мам по всему миру, утверждает, что сформироваться навыки сидения и ползания должны совершенно естественным способом и в том возрасте, который для того предусмотрен природой в отношении конкретного ребенка.

    Чрезмерная активность родителей, «помогающих» ребенку, нередко вредит – динамическая гимнастика, неаккуратное выполнение упражнений, насильственные присаживания чреваты тяжелыми травмами. В первую очередь при ранней вертикализации страдает позвоночник малыша, который не готов к вертикальной нагрузке. Могут случиться компрессионные деформации позвонков, позднее могут появиться межпозвоночные грыжи. У многих детей, которых рано присаживали или ставили на четыре конечности для ползания, позднее проявляются сколиоз, кифоз, лордоз, нарушения походки, деформация конечностей. Особенно это касается детей, которые немало времени в раннем возрасте провисели в прыгунках, а потом протопали в ходунках.

    Хотя не исключено, что ваш малыш может пропустить его и сразу пойти. Обычно детки, которые научились хорошо и быстро ползать идут чуть позже сверстников, которые не ползали. Навык этот очень полезный, так как ползание – это отличное упражнение для укрепления мышц спины, а вертикальное положение создает большую нагрузку на них. Поэтому даже если ваш ребенок не ползал, желательно уже после того, как он пойдет научить его ползать и включить это упражнение в ежедневную гимнастику или зарядку с малышом.

    Обычно детки начинают ползать (если не считать период рефлекторного ползания) в , но есть карапузы, которые уже в начинают самостоятельно передвигаться, а есть чуть более ленивые детки, которые ползут в 8-9 месяцев. Способ передвижения каждый ребенок выбирает сам, одни начинают ползать задом, вбок или по кругу, затем ползают по-пластунски и наконец, достигают совершенства, ползая на четвереньках. Другие малыши сразу начинают становиться на четвереньки, сначала раскачивают попу вперед-назад, затем пробуют переставлять ручки (могут сначала ползать лягушкой: две руки сразу вперед, а затем рывком подтянули зад), затем ножки. Первые попытки ползти будут медленные, кроху нужно стимулировать, раскладывая перед ним игрушки или другие интересные ему предметы, но уже через пару недель он будет передвигаться по квартире с такой скоростью, что можно играть с ним в догонялки.

    Чтобы кроха научился ползать, не стоит его все время держать в кроватке. Уже с желательно начать выкладывать его на пол . Сначала он освоит переворачивание со спины на животик в одну и другую сторону, научится приподниматься на руках. Раскладывайте вокруг ребенка новые предметы, он будет стараться дотянуться до них. В один из моментов кроха оттолкнется ножкой от пола или стены, переместиться вперед или в сторону, теперь он будет продолжать исследовать и совершенствовать новый навык — ползание, как способ достижения интересующих мест и целей. Если кроха начал ползать в кроватке, то не стоит это позволять ему, сразу перемещайте его на пол или в специальный игровой манеж. Ребенок должен различать место для сна и место для игр, иначе могут начаться проблемы с укладыванием спать. Чтобы исключить варианты травм, уберите с пола все предметы, которые могут завалиться упасть (напольные вазы, горшки с цветами, стойки и др.), защитите все острые углы силиконовыми накладками, пол утеплите, положив на него одеяло, ковер. Регулярно проводите в комнате влажную уборку, чтобы малыш не дышал пылью. Мойте чаще ручки, ведь 6-й, – это еще и период прорезывания первых зубов, а значит, пальцы крохи часто будут находиться во рту. Обязательно регулярно мойте игрушки, которыми играет ребенок.

    Хвалите кроху за его достижения, показывайте ему новые возможности приобретенного навыка . Например, верхом совершенства считается ползание на выпрямленных ногах (ходьба обезьяны). Можно устраивать крохе мини-полосу препятствий: он может перелазить через невысокие преграды, под стульями, через тоннели и т.д. Такую дорожку для ползания можно приобрести в магазине или сделать самим. А в один прекрасный день кроха подползет к дивану, стулу или стенке манежа и встанет, но это начинается уже другая история…

    Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

    Когда ребенок начинает ползать

    В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

    — что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

    — когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

    — от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

    — в чем его значение ползания в развитии младенца.

    Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

    Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

    Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

    «Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

    В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

    Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

    Значение ползания для развития ребенка

    Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

    Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

    Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

    Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

    Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

    Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

    Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

    Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

    Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

    Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

    У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

    В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

    Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

    Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

    Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

    К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

    На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

    Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

    В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

    В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

    Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

    Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

    Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

    К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

    В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

    С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

    Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

    В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

    Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

    В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

    Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

    Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

    У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

    Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

    Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

    Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

    Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

    Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

    Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

    Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

    Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

    ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

    В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

    Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

    Какой должна быть поверхность для ползания

    Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

    Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

    Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

    Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

    1) они новые или явно привлекательные для малыша,

    2) игрушка должна быть устойчивой,

    3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

    На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

    а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

    б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

    Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

    Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

    После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

    Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

    — Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

    Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

    Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

    Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

    Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

    Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

    Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

    Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

    После этого сделайте небольшую паузу.

    Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

    Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

    Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

    Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

    Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

    Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

    — Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

    — Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

    — Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

    — Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

    — В случае повышенной утомляемости ребенка.

    В продолжении этой статьи:

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки