Замуж за африканца: как сложились судьбы русских жен. Как россиянка живет с африканцем: «Бабушка оказалась расисткой, не смирилась, что я вышла за темнокожего, и теперь срывается на правнуке

Сегодня в Африке практически нет ни одной страны, где не свили бы гнездо наши соотечественницы, ставшие женами аборигенов. Вслед за мужьями они ехали на новую родину, которую порой и на карте трудно отыскать.О «домострое» по-африкански, черно-белой любви и детях-метисах Наталия Леонидовна Крылова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Африки РАН.

О первых романах русских девушек с темнокожими мужчинами во время Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года страна узнала через девять месяцев, когда родились дети-метисы...
- К сожалению, в прессе - тогда и сейчас - это было отражено идеологически очень некрасиво. Их называли «дети фестиваля». В моем личном архиве, который я собирала почти четверть века, много интервью наших соотечественниц, осознанно сделавших своими избранниками африканских мужчин. И я могу сказать, что такой аргумент, как любовь, все-таки присутствовал. Конечно, это была специфическая любовь, часто замешанная на желании наивно настроенных русских невест защитить, помочь. Ведь посланцы Черного континента воспринимались как бедные, угнетаемые, нуждающиеся в опеке...

Вскоре после фестиваля на учебу в СССР буквально хлынули «национальные кадры» из Африки, среди которых было немало потенциальных женихов. Все-таки нашим девушкам требовалось определенное мужество, чтобы решиться на этот шаг!

Конечно. Но тогда еще не было современного жесткого и жестокого скинхедовского расизма. Скорее прослеживались отдельные бытовые реакции на чужую культуру и некоторую поведенческую несовместимость. И все равно требовались и мужество, и широта взглядов. Одно дело, когда девушка приводила африканского студента в гости чай пить, и совсем другое, когда она объявляла своим родителям, что собирается выходить за него замуж.

Все еще жившие за «железным занавесом» женщины теряли возможность вывезти и легализовать свой собственный диплом об образовании, не могли уезжать без письменного разрешения одного из родителей. А еще это был, по сути, билет в один конец: с родными прощались навсегда.Скудная обывательская информация об Африке была для них скорее негативной. Девушек запугивали нищетой и гаремами. Их называли «женщинами легкого поведения» и «искательницами приключений».Когда я начала заниматься этой темой и пришла за статистикой в госучреждение, которое тогда занималось выдачей разрешений на выезд, с официальным письмом от нашего института, услышала, как женщина в погонах сказала своей коллеге: «Тут одна шлюха пришла заниматься другими…»

Брак с африканцем считается экзотикой. Сколько русских жен живет на Черном континенте?

По самым приблизительным подсчетам, их от 40 до 50 тысяч вместе с несовершеннолетними детьми. В Марокко, к примеру, их от 3,5 до 4 тысяч, а есть страны, где всего 3–4 русские женщины живут в браке с местными жителями.

География смешанных семей охватила практически все страны континента. Но статистика очень неопределенная. Если до 1993 года этим занимались наши консульские службы на местах и практически все гражданки нашей страны были на учете, то после периода «укрупнения» посольств и консульских служб на континенте ситуация изменилась. Женщинам порой приходилось преодолевать по две государственные границы, чтобы попасть в российское посольство для решения своих проблем. Обязательная регистрация была отменена, а это значит, что определенный процент женщин ушел в тень. И если где-то происходил вооруженный конфликт, а для Африки это не редкость, и вызывали самолет МЧС, чтобы эвакуировать наших соотечественниц и их детей, их могло прийти в разы больше, чем по списку посольства.

Браки, как мы знаем, не всегда свершаются на небесах. Какие мотивы, кроме романтических, играли роль?
- Формально считалось, что этими женщинами движет желание любым путем выехать за рубеж. Но в неформальных беседах и интервью некоторые из них признавались в желании «иметь спутника жизни» и «обрести общее жизненное равновесие».

Нередко эти позиции комбинировались с такой причиной, как «вынужденный шаг, вызванный предыдущими брачными неудачами». Одна стеснялась своего роста и поздно вышла замуж за угандийца, другая «не котировалась» на рынке невест в Краснодаре и нашла свое счастье в Бенине. Любопытно, что психологи отмечают наличие у многих женщин из этих брачных союзов так называемого комплекса романтического инфантилизма.

Наверное, некоторым женщинам просто нравится такой тип мужчин.
- Есть немало примеров любви, когда женщины теряли голову от физической красоты черных мужчин. Вот что рассказала мне о своих эстетических впечатлениях от знакомства с Салехом - спортсменом из Сенегала, москвичка Саша: «Когда я на него смотрю, мне кажется, он все делает иначе: двигается, говорит, смотрит. Он очень грациозный… Целуешься, обнимаешься с ним - это не просто, это как танец постоянный. Такого с европейскими мужчинами я не испытывала».

Африканцы умеют красиво ухаживать, приходить на свидание в костюме и белой рубашке, с шампанским и цветами для мамы. Особенно в провинции это было экзотикой. И именно девушки из провинции охотно шли на такие контакты. Был случай в Ростовской области, когда жениху-африканцу даже предлагалось выбрать невесту на конкурсной основе.

Интересно, а чем руководствуются африканцы, выбирая русскую жену?
- В мотивации присутствуют такие общие вещи, как любовь, совместимость, беременность партнерши, желание узаконить интимную жизнь, стремление найти спутницу жизни, подходящую по образовательному или профессиональному статусу, попытка улучшить условия проживания во время учебы, а в последнее время - бизнес в России и гражданство РФ.

Кроме того, многих африканцев привлекают именно женщины белой расы, в которых они видят эталон женственности, символ престижа и статуса. К слову, по национальному признаку в «невестинском контингенте для африканцев» преобладают русские, украинки и белоруски. Женщины из азиатских республик бывшего СССР в статистику попадают крайне редко.Среди мотивов такого выбора невесты может присутствовать и конъюнктурный интерес. Интересно, что в одном из советских провинциальных городов в 80 е годы прошлого века сложилась своеобразная ситуация, когда нигерийские студенты - будущие медики активно женились на русских студентках и выпускницах медицинских вузов и училищ, заранее «комплектуя» бесплатный штат для частной практики у себя на родине.

Вряд ли все наши девушки представляли, что ждет их в далекой Африке.
- Зачастую уезжали женщины, которые Африку и на карте мира не могли найти. Им было невдомек, что придется ехать в страну, где может быть иная религия, где имеет место полигамия. Что муж может забыть про твой день рождения, опоздать на встречу на два часа. Там это в порядке вещей.

Да и для многих африканцев побочные связи - это нормально. Многие русские женщины не избежали супружеской неверности. Кто-то расставался, кто-то закрывал на это глаза. Некоторые мужья искали счастья среди «своих», вдруг обнаружив, что не все в русских женщинах соответствует их критериям супружеской жизни.Романтические представления часто не выдерживали столкновения с действительностью. Одна женщина мне рассказывала, как чуть не превратилась в соляной столб, когда из высокой травы выскочила группа полуголых мужчин - это оказались родственники мужа, которые собрались, чтобы радостно встретить молодую пару.

Когда свежеиспеченные муж и жена спускались по трапу самолета на африканскую землю, для соотечественницы менялся не просто климат - менялся сам муж: он возвращался домой, где его слово и слово его семьи - закон. Россиянка, которая поехала за мужем в Кению, рассказывала, что в Москве и любовь к детям, и интерес к научной работе, и отношение к жене - «все это было маской». На родине он стал совершенно другим…

Судьбы складывались по-разному: кто-то жил в хижине с земляным полом, а кто-то - на вилле с прислугой. Но наши женщины практически везде приспосабливались.

Наверное, происходили и драматические истории, когда русская жена не вписывалась в экзотический контекст?
- Были случаи, когда женщины в отчаянии перекидывали свои паспорта за стену наших (тогда еще советских) посольств, чтобы вернуться домой. По законам большинства африканских стран забрать детей без разрешения мужа очень сложно или даже невозможно.

Одна из моих сотрудниц рассказывала мне, как в Египте, в так называемом Мертвом городе - кладбище под Каиром, - услышала русскую речь. Это были две женщины, которых мужья - к слову, выпускники советских вузов - и их семьи изгнали из дома за «недостойное поведение для замужней женщины» и обрекли на нищенское существование на кладбище! И те терпели такую жизнь, чтобы хоть иногда видеть своих детей.Есть женщины, о которых мы совсем ничего не знаем. Они добровольно уходили в африканскую семью, в ислам, надевали хиджаб и не стремились к контактам с соотечественницами.

А сколько страшных сюжетов, когда наши соотечественницы попадали в эпицентр этнических конфликтов, переворотов, военных действий. В африканских странах это происходит очень часто.Помню рассказ русской женщины, которая вышла в Одессе замуж за военного-африканца, вошедшего впоследствии в охрану тогдашнего президента Народной Республики Конго Мариана Нгуаби. Президент был убит, мужа обвинили в участии в заговоре, приговорили к смертной казни, которую потом заменили бессрочной ссылкой, а ее чуть не расстреляли. Спасло то, что она была гражданкой Советского Союза.

Одна москвичка до сих пор не может забыть, как они эвакуировались во время очередных волнений в Республике Конго (тогда она называлась Народная Республика Конго). Старший сын, по ее словам, повзрослел в одну ночь. Когда они бежали по аэропорту к самолету и начался обстрел, он упал на землю, прикрыв своим телом младшего брата.А какая невероятная история произошла с женщиной из Ростова-на-Дону! Сама врач, она взяла из детского дома ребенка-метиса. Стала искать его отца и нашла. Они поженились и все вместе уехали в его страну. Это была счастливая семья.

Потом там начались военные действия. Отец пропал без вести, мать с ребенком пряталась в лесах. Она умерла от малярии. И мальчика надо было спасать. Тревогу подняла его русская бабушка. Мобилизовали все дипломатические возможности и доставили мальчика в Россию.

Наверное, не во всех африканских семьях русских невесток встречают с распростертыми объятиями?
- Да, семья африканца не всегда легко шла навстречу этому браку. Многие мужчины из «приличных семей» должны были получить разрешение родных.

Наших женщин в целом хорошо, доброжелательно принимают на севере Африки: в Марокко, Тунисе, в меньшей степени в Алжире.В некоторых странах (Кении, Сьерра-Леоне) русских жен недолюбливают. Одна из наших респонденток рассказывала, что именно на родине отца - в Сьерра-Леоне - впервые столкнулась с черным расизмом. Креольская среда - особая, в ней не любят чужаков, особенно из Советского Союза. Ее маму не приняли не потому, что она белая, а потому, что русская, советская. Это не вписывалось в политико-идеологический контекст семьи местного юриста. Креольская бабушка делала все, чтобы ее сын расстался с русской невесткой. К счастью, тот был дипломатом и по службе часто жил со своей семьей в других странах.Кроме того, русские женщины должны помнить, что если страна в сложных отношениях с Россией, то и они могут стать выпускным клапаном для недовольства местного населения. И что черный расизм тоже существует.

А как относятся в Африке к детям-метисам?
- Ребенка-метиса в Африке воспринимают проще, сердечнее, чем в России. Он быстрее адаптируется к африканской действительности. В смешанных афро-русских семьях, как правило, не так много детей, в среднем 2–3 ребенка максимум. Это так называемые «качественные» дети, им уделяется много внимания, они не просто рабочие руки в семье, а дети, в которых инвестируют, чтобы получить «свою элиту». Дети-метисы - это сложное, не всегда безболезненное сочетание двух культур, двух рас. Многие из них владеют двумя, а то и четырьмя языками, включая местное наречие.

Матери приобщают детей к русской культуре. Маленькие метисы легко цитируют Пушкина и Лермонтова, поют русские песни, участвуют в театральных постановках. Трепетно сохраняются в ассоциациях соотечественниц и в российских культурных центрах кружки русского языка, библиотеки с русскими книгами. Цветок патриотизма расцветает на чужбине.Своих детей в современных состоятельных смешанных семьях часто отправляют учиться в Европу или в Америку. В богатых и просвещенных африканских семьях было принято посылать старших детей на учебу в западные вузы. Дети победнее ехали учиться в СССР, хотя в то время наше образование было ничуть не хуже западного.

Не знаю, как в других городах России, но в Москве, на мой взгляд, стало меньше студентов-африканцев. Сегодня их реже встретишь в метро, чем раньше.
- Поток студентов из Африки резко сократился в последние годы. Сейчас планка высшего образования в России понизилась, а стоимость обучения выросла. Раньше многие студенты приезжали по квотам советских общественных организаций. Квоты российских культурных центров существуют и поныне, и хотя они сильно сократились, но все равно полностью не выбираются.

Наталия Леонидовна, мы с вами говорим только о женщинах, которые стали половинками черных мужей. А русские мужчины не женятся на африканках?

Русские мужчины значительно реже женятся на африканках. И не потому, что те непривлекательны для них. Возможно, это объясняется в том числе и тем, что на учебу в СССР/Россию из Африки приезжали в основном юноши. Выбор африканских невест для русских женихов был крайне ограничен. А других каналов общения не было. Да и женитьба на иностранке грозила такими бедами, как потеря престижной работы, карьерного роста, а также общественное осуждение и пр.

Количество таких браков исчисляется единицами, ну, может быть, десятками, на весь континент. Помню случай еще в советские времена, когда сын ветерана госбезопасности женился на североафриканке. У них прекрасная семья, двое детей, которые получают отличное образование.

Находят ли наши женщины работу по специальности?

Больше половины женщин первого эшелона, которые выезжали в 50–60-е годы, имели высшее образование. Русская жена, как правило, попадала в элитную группу, как супруга человека с высшим образованием, даже советским. Хотя нашим женщинам и приходилось подтверждать диплом, они рано или поздно все равно находили работу. В Заире (сегодня Демократическая Республика Конго), к примеру, они могли получать больше, чем муж, как иностранные специалисты. А в Марокко самый популярный вид деятельности - фармакология. Это самая востребованная специальность.

Наши не пропадают нигде. Преподают в университетах, открывают библиотеки, закладывают национальные парки, лечат детей, пишут книги, в том числе и по кулинарии.

Мне рассказывали про русскую женщину Наташу, которая вышла замуж за мужчину из народности кикуйю и уехала с ним в Кению. Она открыла там ателье по пошиву верхней одежды, и дела пошли так хорошо, что у нее одевалась жена бывшего президента страны Дж. Кениаты, ее клиентками были супруги правительственных чиновников, представительницы местного высшего света.

Институт Африки Российской академии наук совместно с региональной общественной организацией «Москва и москвичи» намерены реализовать в 2017 году проект «Русские африканки» в двадцатом столетии: судьба, семья, Отчизна». Это будет большая просветительская программа, направленная на знакомство россиян с проблемами культурного и исторического наследия, которое оставили русские соотечественницы в странах Африканского континента. Ведь наши женщины в Африке живут уже давно, еще со времен первой эмиграции.

Когда корабли Черноморской императорской эскадры зимой 1920 года вошли в тунисский порт Бизерта, на борту одного из них находилась маленькая Анастасия Манштейн. Эта женщина прожила всю свою жизнь в Тунисе. Ее именем названа площадь в Бизерте, на которой расположен православный храм Александра Невского. До сих пор живет в Рабате графиня Прасковья Шереметева, которая пишет книги о русской эмиграции в Марокко.

СКОЛЬКО БРАКОВ ЗАКЛЮЧИЛИ В МОСКВЕ ГРАЖДАНЕ АФРИКАНСКИХ СТРАН

(данные 2015 года)

Нигерия - 16, Камерун - 15, Тунис - 12, Марокко - 9, Алжир - 9, Гана - 8, Кот-д"Ивуар - 7, Конго - 6, ЮАР, Гвинея - по 4, Судан - 3, Уганда, Союз Коморских Островов, Кения, Гвинея-Бисау, Габон, Бенин - по 2, Эфиопия, Экваториальная Гвинея, Чад, Танзания, Сенегал, Руанда, Зимбабве, Бурунди, Буркина-Фасо - по 1.
источник

сайт продолжает рубрику «Реальная история», в которой обычные женщины откровенно делятся с нами непридуманными сюжетами из своей жизни. На этот раз нашей героиней стала основатель модельного агентства PLUS SIZE Moscow и активистка бодипозитивного движения Елена Акукве. Вот уже пять лет она счастлива замужем за темнокожим мужчиной и воспитывает с ним маленького сына. Как живется «цветной» семье в России - об этом реальная история Елены.

Россиянка Елена Акукве уже пять лет состоит в браке с уроженцем Нигерии

Судьбоносная встреча

«Лет до 28 мне не особенно везло в отношениях. В юности я была жутко неуверенной в себе и считала, что недостойна любви. Придиралась к себе по мелочам и думала, что все проблемы из-за того, что я не соответствую общепринятым идеалам. С русскими мужчинами как-то не складывалось, да и я была не против пообщаться с иностранцем. Тем более очень хотелось подтянуть свой английский. Возможность представилась: одна из моих подруг, которая состоит в браке с африканцем, решила познакомить меня с интересным молодым человеком из Нигерии. Мне показали фотографию Мариуса, и я согласилась сходить с ним на свидание. Когда мы встретились, я поняла, что это абсолютно мой человек - надежный, обходительный, приятный в общении. В общем, соответствовал моим личным запросам, сформировавшимся уже в довольно взрослом возрасте.

Свидание с Мариусом Елене организовала ее подруга, которая сама состоит в браке с африканцем

Тогда мне уже не нужна была безумная страсть, а хотелось построить зрелые отношения и создать семью. От потенциального партнера ждала, что он будет соответствовать моему внутреннему миру. У нас все как-то сразу совпало и быстро закрутилось. Спустя четыре месяца после начала романа он попросил меня стать его женой. Это произошло зимой.

Предложение для меня не стало неожиданностью: я понимала, что он тоже хочет семью.

После помолвки мы решили, что в конце весны отправимся в Нигерию и именно там зарегистрируем наш брак. Нигерия, честно говоря, - это ужас. Я была там всего пару раз и в ближайшее время не намерена возвращаться. Мне кажется, все беды мира сконцентрировались в этой несчастной стране. Меня многое тогда шокировало: они живут там совершенно другой жизнью, иными ценностями. Самое важное - иметь работу. Собственно, именно поэтому мой муж и хотел вырваться оттуда. В свое время он улетел в Россию, чтобы получить образование и хорошо устроиться. Однако вскоре ему пришлось оставить учебу и вернуться в Нигерию: неожиданно умер его отец. У них классическая патриархальная семья, и все заботы о матери и младших братьях легли на плечи Мариуса. Ему пришлось содержать родных. Кстати, по африканским меркам у них довольно маленькая семья - всего три ребенка.

У родителей супруга тоже интересная история. Его мама вышла замуж в 18-летнем возрасте, а отцу на момент свадьбы было глубоко за 50.

У него уже была жена, и именно по ее просьбе он взял вторую супругу. Все дело в том, что она не могла иметь детей, но не хотела оставлять его без наследников. Многоженство в Нигерии не возбраняется, поэтому он прислушался к первой супруге, которая тогда уже тяжело болела. Мой муж появился на свет вскоре после того, как его родители поженились. Как рассказали его родственники, первая жена умерла, услышав плач младенца, - видимо, почувствовала, что выполнила свою миссию.

Родительский дом

Родственники мужа нас очень тепло и радушно приняли. Я даже не ожидала, что они так будут за нас рады. Я сразу понравилась его маме. Любопытно, но мы с ней внешне чем-то похожи. У моей свекрови вообще нетипичные для нигерийки черты: у нее маленький, аккуратный нос, а еще она невысокого роста. Видимо, правду говорят, что мужчины выбирают женщин, напоминающих их мам. В нашем случае это сработало.

Близкие моего любимого поддержали его желание жениться на светлокожей женщине. У них такие союзы очень ценятся. С его братьями и мамой у нас прекрасные отношения: мы постоянно созваниваемся, переписываемся. Свекровь ласково называет меня Акукве-джуниор («младшая», - пер. с англ.). Между собой мы все общаемся по-английски.

Родственники супруга сразу же полюбили Елену

Дядям, тетям и кузенам я тоже понравилась. Мне устроили своего рода смотрины. Но я хорошо подготовилась, всем привезла подарки. Первое впечатление, похоже, было правильным.

Побывав в гостях у будущей родни, я сразу решила, что мы переселимся в отель. Все-таки условия для меня совсем непривычные. Без кондиционера там просто невозможно, особенно в жаркую майскую погоду.

После приезда в Нигерию мы не стали тянуть со свадьбой. 9 мая 2013 года мы поженились. Свадьбу устроили на европейский манер, хотя от местных обычаев все равно не убежишь. Даже в ЗАГСе присутствовал хор, исполнявший их традиционные композиции. Каждый этап церемонии сопровождался их песнопениями. После официальной части мы вместе с родственниками супруга отправились в ресторан, чтобы отметить торжество. Заведения у них все дорогие, особенно для иностранцев. Обычно приносят отдельное меню с завышенными ценами. Кстати, местная кухня мне очень понравилась, мы и дома теперь чаще всего едим традиционные блюда. Поначалу для меня, конечно, все было очень экзотичным.

Пышного банкета у нас не было - нам этого не хотелось. Я выходила замуж в том возрасте, когда все это уже перестало казаться чем-то важным.

Мы с мужем вообще оказались очень прагматичными: вместо помпезного праздника или экзотического свадебного путешествия решили инвестировать деньги в собственное жилье.

После возвращения в Россию муж принял православную веру, и мы обвенчались в церкви. Произошло это в День Петра и Февронии Муромских. На этом празднике присутствовали мои близкие и наши друзья. Тут-то я оторвалась по полной, и в подвенечное платье нарядилась, и традиции все мы соблюли.

Знакомство с зятем

Моя мама с самого начала поддерживала нас с мужем. А вот отец был в шоке: он и не подозревал, что я полюбила темнокожего мужчину. Родители развелись, и отец сейчас живет в Санкт-Петербурге. Мы как-то приехали его навестить, толком не предупредив. Устроила ему настоящий сюрприз, привезя супруга-нигерийца и внука-мулата. Папа поначалу не знал, как реагировать. Но потом, видимо, свыкся. Теперь он всем показывает фотографии внука и рассказывает, какой он у него классный.

Как я уже говорила, мама уважительно отнеслась к моему выбору. Но непонимание со стороны близких все же было.

Моя бабушка так и смогла смириться с тем, что я решила связать судьбу с африканцем. Она с самого начала была против наших отношений.

О том, что люблю темнокожего мужчину, я ей сообщила только тогда, когда забеременела. Бабушка уговаривала меня не рожать. «Не делай этого ни в коем случае. Это же ужас! Ты плодишь несчастных людей. В нашей стране тяжело даже татарам, что уж говорить про мулатов», - доказывала она мне. Я надеялась, что она порадуется за меня, а вместо этого столкнулась с негативом… Она 46 лет проработала в сфере образования и за это время многое повидала. Я вообще не могла подумать, что она окажется расисткой. Бабушка мне постоянно говорит, что боится чернокожих. Мол, они какие-то не такие, неприятные.

Бабушка отговаривала нашу героиню рожать малыша от темнокожего мужчины

А ведь в советское время смешанные браки тоже были! У меня тогда случился диссонанс: я никак не могла понять, как женщина, жившая в Союзе, где тепло принимали представителей других культур, может быть убежденной расисткой. До сих пор, когда я общаюсь с ней, она мне все выговаривает. Увы, даже со временем бабушка не смогла принять моего мужа. К тому же она часто срывается на моем сыне. Ладно бы только замечания делала, так иногда может и подзатыльник «выписать».

Все ей кажется, что сын слишком активный из-за отцовских генов. Ее даже не интересует, что мой супруг - человек степенный и всегда таким был.

Сыну сейчас четыре года, но с прабабушкой он теперь не так часто видится. Чуть что, сразу затевает ссоры. Бабушка - важный человек в моей жизни. Пока мама работала, она меня фактически растила. Мне очень обидно, что она так отнеслась к моему выбору.

Бабушка часто напоминает мне о ситуации с моей троюродной сестрой-мулаткой. Ее мама - русская, а отец - уроженец Мозамбика. Когда она была ребенком, родители расстались. Ситуация вообще была некрасивая: отец был полигамным и нередко приводил домой незнакомых женщин. Закончилось все тем, что папе сестры пришлось вернуться на родину. Бабушка считает, что и меня ждет такая участь. Но мы уже пять лет женаты, и с каждым годом отношения становятся только крепче.

Реакция незнакомцев

К сожалению, в повседневной жизни мужу часто приходится сталкиваться с расовыми стереотипами. На ребенке пока не сильно отражается. Он еще очень мал, но подозреваю, что нам еще предстоит все это пережить. К чему готовиться, я примерно представляю. Моя троюродная сестра, как я уже говорила, - мулатка. Я знаю, что в детстве ей бывало некомфортно. На эту тему я много общаюсь и с другими темнокожими людьми. Например, с певицей Корнелией Манго. Она рассказывала мне совершенно страшные вещи про свое детство. Ее мама до шести лет вообще скрывала: не хотела, чтобы дочь с другими детьми общалась. Она боялась, что Корнелию будут дразнить и обижать. В школе, будучи «цветным» ребенком, ей пришлось несладко. Дети ведь очень жестоки по своей натуре.

К счастью, ситуация потихоньку меняется. Думаю, если мы будем жить в Москве, то сыну будет немного проще. В регионах с этим по-прежнему сложно. Корнелия росла в Астрахани, моя сестра - в Санкт-Петербурге. В Питере вообще много мулатов, поэтому она не чувствовала себя такой одинокой. Сестра ходила в школу при консерватории и общалась с подобными себе ребятами. Надеюсь, что удастся найти подобное сообщество для сына.

Сыну Елены и Мариуса четыре года, и он билингва

Пока малыш ходит в сад и нормально общается со своими сверстниками. Но меня иногда удивляет реакция некоторых родителей. Далеко не все могут нормально отвечать ребенку, который только познает мир. Все из-за цвета кожи. Было время, когда сын всех женщин называл «мамами». Как-то он подошел к одной из родительниц и сказал ей «мама». Она отреагировала не совсем адекватно: с заметным презрением сказала, что не является его матерью. Возможно, мы бы и не узнали об этом, но все произошло при муже. Ему, разумеется, ситуация не понравилась, но разборок чинить не стал - просто забрал сына и ушел.

Что касается супруга, то у него уже выработался иммунитет. Недавно он взялся менять свои нигерийские водительские права на российские. Для этого нужно собрать огромное количество справок, но не суть. Врач-офтальмолог, женщина в годах, отказалась выдавать ему документ. Все потому, что супруг не смог прочитать последнюю строчку - самый мелкий шрифт, который в принципе никто разобрать не может. Медик посчитала, что он был резок с ней, и сказала, чтобы он на прием к ней больше не приходил. С подобными историями он неоднократно сталкивался, сталкивается, боюсь, и в будущем столкнется. К счастью, реагирует на подобные выпады в свой адрес спокойно.

Разница менталитетов

Менталитет - отдельная песня. Сколько раз я слышала, что разница во взглядах нас сломает, но ничего потихоньку справляемся, ищем компромиссы. Где-то я уступаю, где-то - муж. У них в Нигерии чисто патриархальный уклад: жена должна работать, при этом и дом в чистоте держать, и готовить на всех.

Я человек занятой, поэтому на все-все времени не хватает. Несколько раз пыталась убедить супруга, что иногда можно приглашать уборщицу - это существенно бы мне помогло. Он в штыки: у него в голове не укладывается, как я могу перекладывать свои чисто женские обязанности на других. «Придет чужая женщина и будет у нас убирать? Этим же ты должна заниматься», - приходилось мне неоднократно слышать. Тогда я поняла, что мне нужно немного прогнуться и придумать, как бы облегчить быт. Нельзя же во всем быть идеальной: и проекты с моделями реализовывать, и дом в идеальной чистоте поддерживать, и сыном заниматься.

По словам Елены, за годы совместной жизни они с мужем научились находить компромиссы

Я поняла, что сама со всем не справлюсь. Тогда потихоньку начала вводить робот-пылесос, посудомоечную машину. Какие-то такие устройства, которые помогают все довести до автоматизма. Муж все равно считает, что это ересь какая-то: зачем посудомоечная машина, если можно мыть посуду руками? Мы стараемся сразу мирно договариваться. Говорю ему: «Хочешь - мой посуду руками, а я загружу все в посудомоечную машину, не зря же ее купили». Если посуду моет он, то все делает руками. Ну а я поступаю по-своему: я же выполняю свою обязанность, какая разница как.

Бытовые моменты - пожалуй, единственное, из-за чего у нас иногда возникают разногласия.

Нужно отдать мужу должное, практически всегда готовит он. Меня если и тянет на кулинарные подвиги, то по наитию. Если хочется что-то сделать, то поэкспериментирую. Даже когда у меня был более свободный график, приготовлением пищи занимался любимый. Чаще всего Мариус делает что-то традиционно нигерийское. Мне очень нравится, а вот ребенок не ест. Для него готовим отдельно.

«Я не люблю, чтобы все было слишком просто. Чем старше становимся, тем нам интереснее»

Сейчас муж работает из дома - он занимается трейдингом, поэтому и «хозяйство» чаще всего на нем. Когда нужно, он забирает сына из сада, может отвести на дополнительные занятия. Африканцы вообще очень любят детей. Супруг трогательно заботится о нашем сыне, балует его. Одно удовольствие за ними наблюдать.

Еще он гуляет с собакой. По моей инициативе мы взяли животное из приюта. Супруг поначалу не был в восторге от идеи, но со временем свыкся.

За пять лет брака я поняла, что иногда нужно быть мудрее и в чем-то уступать. Проблемы бывают у всех: подруги иногда жалуются на русских мужей, я - на своего нигерийского. Нужно просто уметь идти на компромиссы».

Во франкоязычных странах Черной Африки, где миссионеры не особенно усердствовали с насаждением аборигенам религии, нравы построже. В англоязычных странах, где часто преобладает христианское население, белый турист может столкнуться с тем, что ему в Европе даже трудно представить.

Официант прилагается к счету

Милые дамы, если вам далеко за тридцать, вас бросил муж, ваша фигура оставляет желать лучшего, но при этом вы хотите почувствовать себя королевой, добро пожаловать в Гану. Вы будете пользоваться безусловным интересом лиц противоположного пола. Со стороны черных мужчин этот интерес будет подчас навязчивым. Первое время жизни в Аккре (столице этой республики) одного из авторов этой публикации шокировали официанты в местных кафе. Они запросто могли прежде чем спросить, что мне, собственно, надо, поинтересоваться: «Мисс, можно я к вам приду сегодня вечером?» «Нельзя», – отвечаю. «Точно нельзя?» – интересуется черный кавалер. «Точно», – подтверждаю я и несколько раз повторяю свой ответ, прежде чем официант окончательно поймет: этой белой мужчина не нужен. На качестве обслуживания эта сцена, конечно, никак не сказывается. Когда вы закажете, скажем, банку колы, тот же официант может уйти куда-то в подсобку, вернуться через час и развести руками: «Сорри, мисс, у нас такого нет».

Существует некоторый идеал, на который равняются ганцы: мужчина с хорошей должностью, имеющий много любовниц и много детей. Чем больше детей и любовниц – тем более уважаем человек. Когда африканцы узнавали, что у меня всего один ребенок, они сочувственно качали головой и даже нескромно интересовались: уж не больна ли я чем-нибудь? При этом ребенок, рожденный вне брака, осуждения не вызывает. По крайней мере, знакомые африканки говорили о такого рода случаях совершенно свободно, как о еде или покупках.

Роман с белой женщиной для черного – это престижно. В Аккру последнее время зачастили дамы бальзаковского возраста, которые за умеренную сумму «покупают» черных юношей. Те живут за счет этих дам неделю, а то и две. В тайне они надеются, что их вывезут в Европу. Но так, конечно, происходит редко. Местная европейская колония бальзаковским дамам сочувствует. Романы между белыми и черными среди белых (особенно мужчин) Ганы не приветствуются – не из-за расизма, упаси бог, а из-за СПИДа, эпидемия которого является суровой африканской реальностью.

Представление африканцев о морали, мягко говоря, не вяжется с нашим. Так, здесь считается безнравственным ходить в мини-юбке, но совершенно не стыдно попрошайничать. Деньги могут просить как дети, так и взрослые, причем по местным меркам благополучные. Особенно любят просить деньги у белых женщин – они, как считается, подают лучше. Ситуация, однако, меняется, стоит только выехать за пределы Аккры. В деревнях попрошаек нет. Однажды за городом у меня сломалась машина: лопнуло колесо. Проходившие мимо местные жители живо присоединились к моему водителю и стали помогать – больше советами, чем делом. Когда колесо было заменено, мне захотелось вознаградить этих ребят. Я протянула им 1 седи (это примерно около доллара) – сумма вполне приличная. Один из них презрительно фыркнул, а другой объяснил, что за деньги в его краях не помогают. «Это так же недостойно, как секс за плату», – сказал один местный житель.

Румба по-гвинейски

Заманчивые предложения, сделанные нашей корреспондентке в кафе в Аккре, в гвинейской столице Конакри представить сложно. Приходилось, конечно, встречать румынских или украинских девушек, пользующихся в этих краях неизменным «спросом», но они и едут сюда с определенными целями. В Гвинее же, наоборот, чаще приходилось видеть, как мужчины-европейцы заводят романы с местными девушками, особенно представительницами национальности фульбе, которые довольно сильно отличаются от других местных народов. Согласно одной из версий они пришли сюда с севера Африки в ХVI веке, бежав от турецкого нашествия, и смешались с аборигенами. В Гвинее они составляют порядка четверти населения. Итальянский инженер Марио, спец по строительству дорог, неожиданно принял ислам и превратился в Юсуфа – все ради того, чтобы жениться на местной. Можно представить реакцию его супруги Джулии, легкомысленно оставленной им в далеком Милане. Датчанин Христиан приехал в Гвинею уже с новой женой – сомалийкой, его американский коллега Боб умудрился найти себе здесь женщину индийского происхождения. Наши соотечественники, впрочем, матримониальными проблемами обычно головы себе не заморачивали: крутили романы с черными, а потом возвращались к законной семье.

Но как зажигательно танцуют румбу на дискотеках в гвинейских деревнях! Конец недели, в течение которой молодежь работала на рисовых полях. Сельский староста заводит магнитофон (при котором куча колонок), и местные дамы начинают «зажигать». Белый мужчина в такой компании вызывает неизменный и растущий интерес, даже если он совсем не умеет танцевать. А если он еще и холостяк... Безумным пляскам не будет предела. «Это Африка, сынок, – сказал мне на утро пожилой имам (90% гвинейцев – мусульмане). – Наша молодежь торопится жить, ничего не поделаешь». Что касается женщины бальзаковского возраста, в кафе к ней неизменно будет проявлено повышенное уважение. Причем, чем полнее женщина, тем более уважительно с ней будут разговаривать – гвинейские кавалеры вообще не жалуют худеньких. Но настаивать на встрече, конечно, не будут. Мадам скорее постараются заболтать, порой вручить какой-нибудь приз от заведения типа мороженого. Гвинейцы предпочитают ухаживать, а не напрашиваться на свидания. Особо стоит отметить отношение именно к русским женщинам. В глазах местных француженки, например, – представительницы бывших колонизаторов, американки – «женщины-бумажник» (так и говорят), а вот россиянки почему-то эмоционально гораздо ближе. Как рассказал мне официант из ночного клуба в городке Пита, с русскими (или, по старинке, с «советик») всегда есть о чем поговорить. Русских дам интересует местная жизнь, тогда как француженки, как правило, озабочены перипетиями жизни только своей французской колонии.

Все мы знаем, что отношение американцев к России и к русским неоднозначно. Почему-то некоторые ставят в один и тот же ряд отношение американцев к нашей стране и к отдельным гражданам, ситуациям и событиям, например конфликтам, кризисам, война и др. Но ведь это неправильно. Зачастую СМИ искажают ситуацию, то же самое делают политики и другие общественные деятели. Тем, кому приходилось непосредственно общаться с представителями “великой нации” или жить в Новом Свете, ощущали это на собственном опыте.

Личное: взгляд изнутри

О том, как американцы относятся к русским на самом деле, могут рассказать в первую очередь те, кто вдруг оказался в чужеродной среде, но не в качестве туриста, а как, например, жених или невеста американца. Только они день ото дня на себе чувствуют силу стереотипов - ложных или искаженных представлений о людях и ситуациях, которые преследуют их как со стороны близкого человека, так и его родственников и знакомых. Вот именно на этих представлениях и строится отношение. Американцы, да и иностранцы вообще, думают, что русские жить не могут без бутылки с алкоголем. Одна русская девушка, которая поехала в Нью-Йорк к своему жениху, сполна испытала на себе силу этого стереотипа. Когда они оказались в супермаркете, жених-американец незаметно отводил ее от стоек со спиртными напитками, будто бы она собиралась кинуться к ним и скупить все. Девушка в жизни не пробовала спиртного, и это было для нее более чем обидно. Конечно, традиции “выпивания” в России имеют некую специфику, однако это вовсе не означает, что все население страны, от мала до велика, имеет алкогольную зависимость. И это один из примеров того, как американцы относятся к русским.

О кулинарных способностях

Большинство жителей Штатов также думают, что россиянки являются прекрасными хозяйками и поварихами. Возможно, это делает их образ в глазах более привлекательным. Однако здесь есть одно но… Если новоиспеченная русская женушка не сможет с утра приготовить для любимого даже яичницу, то молодой супруг, естественно, почувствует себя обманутым, хотя отсутствие у жены-американки кулинарных навыков было бы воспринято им совершенно нормально. Вот так! Вот как американцы относятся к русским девушкам на самом деле. Хотя если россиянка на самом деле будет вкусно готовить, то муж-американец будет ее уж точно ценить. Поговорка “путь к сердцу мужчины лежит через желудок” работает везде, во всех странах мира, поверьте.

Хочу в Америку

В последнее время в американском обществе распространилось мнение, что все россияне мечтают приехать в Штаты на постоянное место жительства. Кстати, это особенно раздражает мексиканцев и афроамериканцев. Им кажется, что китайцы и русские скоро их вытеснят с насиженных мест. Если вы пожелаете выяснить, какое отношение американцев к русским, и станете расспрашивать об этом представителей данных рас и национальностей, то, безусловно, наткнетесь на негатив. При этом о том, что жители РФ мечтают уехать в Америку на ПМЖ, знают и белые граждане США. Беспокоит ли их это? Не думаем, ведь американцы уверены в своей исключительности, в том, что они относятся к особой, высшей касте. А это уже стереотип, который имеется в наших умах. Вот так и живем, думая друг о друге совсем в другом направлении. Причем мало это услышать - это нужно почувствовать. Многие русские невесты американских женихов позже рассказывают, что поначалу испытывали дискомфорт, так как чувствовали недоверие со стороны будущего мужа и его опасения, что ими движет расчет.

Русские малограмотны и невоспитанны

О том, как американцы относятся к русским, свидетельствует их представление об уровне образованности и степени воспитания. Почему-то многим жителям США кажется, что у россиян не может быть хорошего образования. Конечно же, это неправильно, поскольку еще со времен СССР модель образования в стране была одной из самых лучших в мире, и Россия никогда не относилась к числу необразованных стран. Что же касается воспитанности, но в данном вопросе есть доля правды. Как часто мы сталкиваемся с таким понятием, как хамство? Можно сказать, на каждом шагу. Нашим соотечественникам опыта в этом не занимать. Находясь за рубежом, они продолжают вести себя так, как будто все им обязаны. К тому же наши граждане нередко не желают быть законопослушными, что также расценивается как бескультурье.

Все русские девушки красивы

Но, нужно признаться, что не все мнения отрицательны. О том, как положительно американцы относятся к русским, можно судить из их отзывов о красоте русских женщин. Это мы знаем, что не все русские девушки блещут внешней красотой, не у всех идеальные фигуры, нежные черты лица, густые белокурые волосы. Однако среди американцев бытует миф, что россиянки - самые красивые девушки на свете. Конечно же, славянки имеют массу достоинств и преимуществ, но, естественно, не все. С другой стороны, среди американцев распространено мнение, что россиянки очень алчны, поскольку им нужно много денег, чтобы выглядеть сногсшибательно. Они любят одеваться в лучших бутиках, проводят много времени в СПА и салонах красоты, обожают дорогие духи и косметику. А это означает, что муж должен тратить на них целое состояние.

Как относятся к русским в США

Далее в статье мы вам расскажем, что именно говорят различные американцы о наших бывших согражданах, которые приехали на ПМЖ в их страну. Как уже было отмечено, мексиканцы, афроамериканцы и даже китайцы не любят русских, которые приехали жить и работать в Штаты. Они считают, что “белые медведи” - это попрошайки, которые не желают работать, а хотят жить достойно. Афроамериканцы считают прибывших из России лодырями и бездельниками, а также ворами и бандитами. Одним словом, они их терпеть не могут. Латиноамериканцам, приехавшим в Штаты за заработком, русские также стоят поперек горла. Они считают их очень замкнутыми и необщительными, и их раздражает то, что они не любят извиняться, если неправы. По сравнению с кубинцами, которые жили при социалистическом режиме, русским очень сложно раскрепоститься, а это не может не раздражать жизнерадостных и доброжелательных латиноамериканцев. Американские мусульмане считают, что русские эмигранты очень шумные и крикливые, лишены элементарной культуры поведения. Они не могут понять, почему русским нужно так много выпивать в ресторанах и устраивать шумные застолья с песнями и плясками.

Чем занимаются россияне в США?

Удивляет то, как бывшим российским гражданам удается жить долгое время в Америке и не учить язык. Ведь все остальные приезжие поступают совсем по-другому. Они первым же делом изучают язык, совершенствуют уже имеющуюся профессию или овладевают новой. А вот приехавшим из самой большой страны в мире все нипочем. Они прибыли в Новый Свет для того, чтобы получать удовольствие от жизни и вдоволь насладиться свободой. Многие американцы не понимают, чем же в Штатах заняты русские. Например, итальянцы занимаются ресторанным бизнесом, китайцы владеют овощными лавками, ресторанчиками национальной кухни и т. д., арабы торгуют золотом и другими товарами, среди армян много врачей и строителей, а вот чем занимаются русские, очень сложно понять.

В качестве заключения

Мнений относительно приезжих из самой большой страны мира в Америку великое множество. Среди них есть и положительные, и отрицательные. Тем не менее стереотипов более чем достаточно, и только сами русские смогут их развеять. В любом случае очень сложно дать точный ответ на вопрос, как к русским относятся жители США. И хорошо, и плохо, но однозначно - не безразлично!

Жизнь до переезда и первые впечатления от Ганы

Мой муж Франк родом из Ганы, но образование он получал в Петербурге, где мы и встретились. Тогда он был студентом медицинского вуза, а я работала учителем английского языка. Нас познакомили друзья, и сначала он мне не понравился - однажды мне приснился кошмар, будто я выхожу за него замуж и плачу. Но спустя полгода он начал за мной ухаживать, мы стали общаться ближе и уже через два года поженились. Франк изначально не планировал оставаться в России, поэтому я знала, что придется переезжать.

Родители отнеслись к моему выбору очень настороженно: папа отмалчивался, а мама пыталась меня отговорить от брака. Я знаю, что мама Франка тоже переживала, потому что в Гане есть свои предрассудки по поводу белых женщин. Например, считается, что они не уважают традиции, плохо готовят и не кормят детей грудью.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Июл 20 2017 в 4:27 PDT

Еще до свадьбы Франк свозил меня в Гану, чтобы я поняла, смогу ли там жить. Когда я впервые оказалась там, было чувство, будто я на другой планете. Меня многое удивляло: еда, дома, манера общения, пропасть между богатыми и бедными людьми. Я увидела мусор, грязь, невоспитанность - ведь там многим постоянно приходится думать только о том, как добыть себе пропитание. Но, с другой стороны, меня приятно удивила приветливость ганцев, их гостеприимность. Нас часто приглашали в гости - для ганцев честь принять у себя дома европейца. В Гане говорят на английском языке, а большая часть населения - христиане. В целом я не увидела ничего такого, что заставило бы меня прекратить отношения с мужчиной, которого я так люблю.

Мы вернулись в Петербург и поженились. На свадьбе моя мама познакомилась с друзьями мужа из Ганы - нарядными, учтивыми, отзывчивыми - и немного успокоилась. Правда, родителей Франка на церемонии не было. В России у нас родился сын Мартин. Как только Франк получил диплом, мы отправились в Гану - ребенку тогда было всего десять месяцев.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Июн 25 2017 в 9:51 PDT

Адаптация и широкая ганская душа

Мы живем в Гане уже три года. Почти два года назад у нас появился второй сын - Давид. Его я родила в России, но это произошло случайно: я задолго спланировала поездку на родину и купила билеты, а только после этого узнала, что беременна. В Гане можно спокойно рожать, если найти хорошего врача. Правда, здесь это дорого, а в России все расходы покрывает страховка. У меня российское гражданство и вид на жительство в Гане - его получить легко, если муж местный. Я занимаюсь детьми и хозяйством, веду инстаграм, а муж работает врачом. Сейчас у нас все хорошо.

Но первый год, пока муж искал работу, мы жили очень скромно - мне пришлось привыкать к жизни без стиральной машинки и удобств. Мы поселились в небольшом городе, где не продавалось большинства привычных для меня продуктов. Еще поначалу я испытывала некоторый дискомфорт от особенностей поведения местных - например, они могут прийти в гости в шесть утра, и нужно быть всегда к этому готовой. Но все это мелочи, которые нужно просто принять. Глобально мне было несложно адаптироваться.

Основные проблемы в Гане связаны с безопасностью. В целом здесь все не так плохо, как многие думают: люди дружелюбные, а днем с тобой никогда ничего не случится даже в бедных районах. Но вечером лучше держать ухо востро - могут залезть даже в дом, воровство здесь случается нередко.

Меня часто спрашивают, как я не побоялась переехать в Африку с двумя маленькими детьми. Конечно, здесь распространены разные заболевания, но если ты соблюдаешь элементарные правила профилактики, ты ничем не заболеешь. Мы немного переживали из-за малярии, от которой сложно отгородиться совсем, но она ведь легко лечится: если ее сразу выявить, через три дня болезнь уже полностью проходит.

В Гане есть современные города с интернетом, машинами, кондиционерами, супермаркетами - вопрос в деньгах. Можно себе обеспечить жизнь, которая мало чем отличается от жизни в Европе. Цены здесь сравнимы с питерскими, но импортные продукты - молоко, сыр, яблоки и груши - стоят дороже. Плата за воду, газ и свет выше. Аренда жилья в небольшом городе стоит дешево: мы живем в половине дома и платим за нее 75 долларов в месяц.

У нас с мужем есть разница в менталитете, но она не мешает - мы же влюблены друг в друга. У Франка большая семья - дяди, тети, братья, сестры, в том числе двоюродные и троюродные. Мне пришлось свыкнуться с тем, что члены семьи могут в любой момент обратиться за помощью или попросить денег, - это архиважно, и иногда нам приходится терпеть неудобства, чтобы помочь родственникам.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Июн 5 2017 в 10:26 PDT

Христианство, шаманы и праздник вместо похорон

Больше всего меня шокирует церемония похорон. Здесь это не оплакивание усопшего, а праздник жизни, шикарное торжество с песнями, плясками и кучей еды. Родственники дают объявления в газетах, по телевизору и радио о том, что умер человек, печатают лицо усопшего на футболках. Считается, что если с почестями проводить человека в другой мир, его дух будет помогать семье. Еще некоторые завышают возраст покойников, чтобы покрасоваться перед другими тем, что в их семье хорошая генетика, люди живут долго. Иногда таким образом хотят привлечь богатых женихов. Похороны показывают престиж семьи, поэтому все из кожи вон лезут, чтобы переплюнуть остальных. На торжество может прийти 300–400 человек, то есть даже люди, которые особо не знали умершего. На похоронах заводят знакомства, налаживают деловые связи.

Некоторые ганцы устраивают жертвоприношения куриц, заговаривают кукурузу и вешают на нее красные нитки

Главное культурное мероприятие ганца - это поход в церковь в воскресенье. В церковь идет вся страна - закрываются магазины, банки, а все женщины надевают лучшие платья, делают прически. Если ты не ходишь в воскресенье в церковь и ты не мусульманин, значит, с тобой что-то не так.

Несмотря на то что Гана - христианская страна, люди здесь верят в духов и в магию, ищут всему сверхъестественное объяснение. Здесь много шаманов, поэтому языческие традиции тоже соблюдаются. Некоторые ганцы устраивают жертвоприношения куриц, заговаривают кукурузу и вешают на нее красные нитки. Еще ганцы отмечают все праздники: и христианские, и мусульманские, и национальные - такие как день фермера.

Ганский патриархат и послушные дети

В Гане за невесту платят выкуп. Часто богатство и успешность молодого человека становятся решающими аспектами при выборе мужа. В поиске жениха активно участвует мама и другие родственники, которые моментально превращаются в свах при любом удобном случае. Бедняку не заполучить девушку из хорошей семьи.

В стране господствует патриархат и традиционные ценности, но при этом в правительстве много женщин на важных постах. Часто в обеспеченных семьях нанимают помощниц, так что женщина может даже не заниматься хозяйством. Но она обязана родить ребенка, а лучше трех. Если в семье нет детей, супруги начинают ходить к шаманам, чтобы снять проклятие и забеременеть.

Мои мальчишки очень выделяются на фоне других ребят: они постоянно хулиганят, и им это прощают, потому что они вроде как белые

К детям традиционно относятся строго: их не балуют, им ничего не разрешают трогать, ограничивают их свободу. Здесь очень важно мнение общества, поэтому на людях ребенок всегда должен вести себя хорошо. Распространены физические наказания, в том числе и в школах. Лично мне здешние дети кажутся забитыми существами, которые все время сидят смирно. Мои мальчишки очень выделяются на фоне других ребят: они постоянно хулиганят, и им это прощают, потому что они вроде как белые.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Мар 2 2017 в 2:28 PST

Детей рано отдают в образовательные учреждения, которые тут называются школами. С года они уже в яслях. Мамы выходят на работу после трех месяцев декрета, и до года с детьми сидят бабушки. Образование здесь в приоритете, поэтому семья готова пойти на многие жертвы ради того, чтобы выучить ребенка. Мои дети не ходят в школу, и это тоже вызывает всеобщее непонимание.

Еда, одежда и путешествия

В Гане особенная кухня. Местные едят руками и делают густющие супы, похожие на мясные подливки. К ним подается гарнир, чаще всего это фуфу - блюдо, похожее по консистенции на тесто, которое состоит из вареных маниоки, клубней ямса и бананов. От кашицы отщипывают по кусочку и макают в суп.

Пьют здесь воду, покупные соки, малт - красный солодовый напиток, похожий на квас, но слаще. Также делают пальмовое вино, самогон из пальмового сока, почти безалкогольную брагу, настойки на травах, пиво. Но здесь очень мало пьют, общество на это смотрит с осуждением.

В Гане принято шить одежду на заказ из африканского хлопка с этноузорами - иногда у рода есть собственный узор для одежды. Традиционный наряд - длинная юбка, топ и полотно, которое носят как тюрбан, используют в качестве слинга для ребенка или просто кладут на плечо. Женщины больше любят платья, а шорты здесь не очень принимают, хотя сейчас нравы меняются. Ганские женщины уверены в себе, знают себе цену, ухаживают за внешностью - к ним, как говорится, на хромой козе не подъедешь. Часто они носят накладные волосы, но сейчас в моде ухаживать за своими волосами - правда, это непросто, потому что для жестких африканских волос нужны специальные средства, которые не все могут себе позволить. Краситься здесь не очень принято, но женщины любят накладные ногти со всякими стразами. Мужчины носят широкие рубахи, тоже в основном сшитые на заказ, а еще часто оборачивают полотно вокруг себя по типу римской тоги - так они ходят на традиционные праздники.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Июл 3 2017 в 3:08 PDT

Туризм в Гане организован плохо. Это вам не Танзания с Кенией, где есть национальные парки, все благоустроено. У нас есть отдельные достопримечательности, но я не слышала о турах по стране, поэтому чаще всего приходится объезжать все места самостоятельно.

Например, есть музей рабства в красивой крепости, веревочные мосты, натянутые над джунглями (напоминает фильм «Аватар»), деревня с ручными обезьянами, огромное водохранилище Вольта, на котором установлена гидроэлектростанция. В регионе много водопадов, а на севере есть национальный парк со слонами, старинные мечети, деревня ведьм.

Публикация от 🌴Африка. Гана. Путешествия.🌴 (@natasakado) Мар 11 2017 в 10:59 PST

Люди часто думают, что Африка - это одна большая страна, где есть только пустыня и голодающие племена в повязках. Но это не так. Здесь десятки стран с разными режимами, экономическими возможностями и климатическими условиями. В Гане нет повального голода, а в основном территория покрыта зелеными джунглями. Здесь зелено, много цветов, растений, а обезьяны и львы не ходят просто так по улицам. У нас вечное лето, а три раза в год можно собирать урожай.