"Энциклопедия Монтессори. Раннее развитие, воспитание, среда". “Энциклопедия Монтессори” Тим Селдин Энциклопедия монтессори раннее развитие воспитание среда

Читаю новинку, и тут выясняется, что во мне живет Монтессори-мама . Только раньше все это было интуитивно или из опыта других мам и педагогов из разных стран. А после прочтения оказалось, что мысли упорядочились. Пока знакомилась с текстом, впечатления менялись:
сначала казалось, что все это я знаю и давно уже делаю;
потом стала даже раздражать предельная простота в изложении;
но со второй главы короткие пошаговые инструкции для обычных житейских ситуаций покорили меня окончательно.
А поход в расставил все точки над i: идеи Монтессори на практике. !

Коробочки в доступе

Что понравилось в Энциклопедии Монтессори:

  • максимально доступное структурированное практическое изложение: никаких непонятных теорий, лишних размышлений;
  • качество печати и соотношение текста с иллюстрациями: приятно возвращаться к прочитанному, просто листать;
  • книга идеально подойдет тем родителям и взрослым, кто никогда и никак не сталкивался с педагогикой (и слава Бoгу). Незаменимый подарок для бабушек и дедушек, которым и хочется идти в ногу со временем, но нет у них конкретных механизмов, как бы это сделать в обычной жизни. Сотрудникам и владельцам детских центров развития и клубов для дошкольников. И воспитателям любых детских садов тоже будет полезна: чтобы понять, а чего еще я могу сделать важного, интересного, как много уже, оказывается, делаю. И все это Монтессори;
  • автор книги Тим Селдин — абсолютный практик, президент Фонда Монтессори . Вот уже 23 года он занимается Монтессори садами и школами, вместе с Тимом над энциклопедией работали еще 5 лучших Монтессори-педагогов;
  • идеи и советы из книги легко реализовать в обычной семье, пусть не все и не сразу, но это вполне доступно;
  • Энциклопедию не обязательно читать целиком с первого захода: выбираем интересующую главу (их всего 6) и черпаем то, что необходимо.

Секреты детской комнаты

Цитаты:

Родительство — работа на полную ставку.

Не каждый учитель становится родителем, но каждый родитель должен быть учителем.

Основная идея в том, что жизнь — это праздник. Маленькие повседневные дела, которые мы выполняем, чтобы подчеркнуть особые события и показать нашу любовь друг к другу, могут иметь огромное значение как для вашего ребенка, так и для вас.

Предоставленные сами себе, маленькие дети обычно устраивают беспорядок . При этом у них есть сильная потребность и любовь к порядку вокруг. Постарайтесь организовать пространство в комнатах, где ребенок проводит больше всего времени, так, чтобы ему было просто поддерживать там чистоту.

Не стоит давать ему слишком много книг или игрушек сразу (проверено нами с первого года жизни: чем меньше, тем лучше). Разделите их на три части: любимые, которые стоят на полках постоянно, и два или три набора, которые ежемесячно или с другой периодичностью меняются (игрушки старые, а интерес новый, дикая экономия на новых игрушках).

Можно завести корзину с несколькими небольшими ковриками, которые ребенок будет раскладывать для обозначения своей рабочей зоны, когда ему захочется играть на полу.

Важно покупать качественные принадлежности для творчества — краски, кисточки, простые и цветные карандаши, бумагу и т.д. — и учить ребенка, как правильно с ними обращаться и как хранить, когда он ими не пользуется. (Тут можете забросать меня камнями: не терплю некачественных книг, игрушек и канцтоваров. Каюсь, в этом я сноб. И ничего не могу с собой поделать…)

К чтению через письмо

Научно доказано, что музыка напрямую связана с развитием областей головного мозга , отвечающих за математические способности и узнавание образцов и закономерностей.

Игра в тишину: кажется, мы почти забыли, что такое тишина. Нужно помочь детям понять ее красоту. Когда мы молчим, то слышим себя и становимся гораздо восприимчивее к миру. (правила на стр.68)

Независимость — главный стимул для маленького ребенка. В стремлении ее добиться дети, играя, овладевают многими навыками.

Лучший способ стимулировать ребенка, чтобы он попробовал что-то новое, — показать ему четко и медленно, что нужно делать, максимально просто, чтобы он мог все понять. Потом дайте ему время попробовать самому, совершить свои ошибки и исправить их. Постарайтесь взглянуть на мир глазами ребенка. Четко определяя для него границы и давая мягкие наставления, вы поможете ему научиться действовать самостоятельно, обеспечите самоуважение и уверенность в себе, которые приходят с независимостью.

Первая математика

У нас в ближайших планах:

  • создать или упорядочить корзины с сокровищами: тематические наборы игрушек, штук, карточек… для игр и занятий языками дома (звери, пиратская корзина, овощи с фруктами…);
  • рабочий стол в детской и место для самостоятельного чтения;
  • праздники разных стран дома (стр. 152 — 154), об этом еще будет подробный репортаж.

Нет идеальной методики или теории, которая подошла бы всем и во всем. Но почему же не воспользоваться лучшими идеями?

Монтессори: Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии, стала первой женщиной-врачом в своей стране. На своем опыте убедилась, что дети рождаются с большим потенциалом, который развивается, если взрослые обеспечивают правильные стимулы в первые годы жизни ребенка. Мария обратила внимание на то, что маленькие дети чувствуют себя некомфортно в мире, где все окружающие предметы рассчитаны на взрослых… (стр. 12 — 13 в Энциклопедии)

Узнать больше про книгу и заказать ее можно

Текст и фото — Ирина Хмельницкая

Лида, здравствуйте.
Я не знаю, насколько глубоко Вы знакомы с системой Монтессори. Я собираюсь учить ребенка дома по этой системе дома сама (частично, конечно), поэтому сейчас очень активно изучаю ее во всех возможных источниках. Тоже столкнулась с тем, что книги многие написаны для родителей, которые как будто вчера родились, и это – первая книга, которую они читают о детском развитии. После первых нескольких страниц становится скучно – это мы все и так делаем давно, все об этом пишут и так.
Данную книгу не читала, наверное, она тоже сильно адаптирована под родителей, возьму в библиотеке для интереса в оригинале.

Нужно помнить, что Монтессори была первой, предложившей революционный для своего времени подход. И все занятия, пособия, маленькие столики и прочее в современных детских садах – это она начала. Это отголоски именно ее системы, которые заимствовали все остальные (и хорошо, что нет патента, система распространяется свободно). Нужно понимать, как выбирать Монтессори школу, они действительно очень разные, зависят от преподавателей, руководства и тп.

Книги для педагогов, если Вам попадут в руки дневники преподавателей, книги Фаусек и прочее, совсем другие, чем книги для родителей. Философию и смысл системы я почерпнула от преподавателей через вебинары, так было намного понятнее и доходчивее, так что первые части книг я пролистываю. Меня интересует практическая часть, и она просто невероятная. Никакой другой детский сад такого не предложит, только классическое Монтессори хорошего качества.

Пример: Космическое воспитание – в 6 лет детям рассказывают истории о начале начал, Большом Взрыве, после него идут истории о зарожении жизни и так далее. После каждой истории начинается длинная практическая часть, дети пишут сами доклады (начиная с 6 лет) и выступают перед одноклассниками (детьми 6-9 лет). Знание подается в системе от общего к частному: происхождение всего, космос, планеты, потом идет Земля, континенты, страны, животные, человек, общество, строение тела, клетки и т.п., список далеко не полный и может быть не в том порядке немного. Каждый год обучения в эту систему добавляются элементы, все рассматривается более подробно, согласно интересу ребенка. Дети зарываются в энциклопедии и изучают кучу литературы. У ребенка складывается целостное представление о мире, новые знания укладываются в соответствующем порядке. По-моему, это очень ценно.
Такую же поэму я могу Вам написать об обучении математике (все через руки, пальцы, потрясающе логичная и простая система, дающая глубокое разностороннее понимание предмета), чтению (в общеобразовательных садах и школах обычные дети без особенностей развития и к выпусным классам не могут иногда читать! в Монтессори никогда про это не слышала) – дети пишут книжки, начиная с трехлетнего возраста (слово-картинка на каждой странице для начала), сначала они удовлетворят свой интерес к письму, Вы наверняка замечали, как в районе трех лет все дети хотят везде писать буквы, а потом уже “вдруг” умеют читать.

Ну и еще, Монтессори не была сторонницей всяких игр с пособиями (покорми гусеницу, нанизай бабочек на проволоку по цветам и т.п.). Все ее пособия простые, они о сути предмета и действия. Формирует ребенок понятие о цвете, интересуется – берет цветные таблички. Заинтересовался фигурами – никаких картинок с клоунами + поставь круги на место носа, помпона и тп, а просто доска с отверстиями для кругов разных диаметров. Это очень важный момент, ребенок учится видеть суть и интересоваться самим действием, а не антуражем и игровыми моментами. И интересуется!

Это, к сожалению, популярное залуждение – называть Монтессори пособиями разные вариации пособий и игрушки, которые мало к ним имеют отношения. Дерево она использовала потому что тогда и пластика то не было, ну и дерево передает тепло и имеет разный вес (как, например, все кирпичи Розовой Башни), то есть сенсорно оно гораздо богаче, чем пластик. Ну и качество материалов должно быть отличным, так дети учатся ценить долговечные, безупречно исполненные, качественные вещи (плюс, большинство материалов не окрашено), а не однодневные более дешевые пластиковые подделки.

Ну и под конец, если Вы еще читаете, могу сказать, что именно после вебинаров про Монтессори систему я многое поменяла в своих отношениях с детьми и моем подходе к воспитанию. Куртка на полу – почему нет? Мы часто кладем на диван, но когда полуторогодовалый малыш гордо кричит “сам!” и надевает куртку действительно сам, с радостью всем демонстрируя свою способность, это многого стоит. Или когда дети сами наливают себе суп и потому съедают до последней ложки потому, что они сами решили, сколько они хотят съесть. В моем детстве я в три года сама тарелку в раковину не относила. Понятно, что я научилась этому лет в пять без проблем, но подход меняет взгляд на жизнь малыша в целом, я об этом.

Мы приняли решение не платить за обучение детей, но активно заниматься с ними самостоятельно. Мы живем в Лос Анджелесе и понятно, что выбор садов и школ тут огромный. Если бы я работала, и мы пошли другим путем, я бы постаралась отдать детей именно в хорошую и правильную Монтессори сад или школу, потому что у детей там горят глаза, когда они занимаются. Они делают то, что они хотят в плане обучения, учителя только направляют их и следуют за ними. Они действительно сами выбирают, что хотят учить. Из-за этой свободы выбора никогда не пропадает тяга к обучению и голод к знаниям. А в обычной школе с прописями, партами и равнением у стенки, с криками преподавателей (может, меня зря напугали американской публичной школой, не знаю), с равнением на отстающих (у Монтессори дети в классе могут быть на совершенно разных уровнях по математике, например, но активно учатся друг у друга, более способные имеют возможность учиться быстрее) тяга к образованию отбивается почти сразу и надолго, хотя и не у всех.

Ура-ура!! в нашей библиотеки монтессори-книг - прибавление! такая книжка, что я прям не нарадуюсь)))
когда-то давным-давно я делала обзор самых интересных книг по этой любимой мною методике - .
Так вот книга, о которой я рассказываю сегодня, - и полное руководство для начинающих-любопытствующих, и краткий конспект основного и самого важного для "опытных пользователей" системы Монтессори

"Энциклопедия монтессори"
Тим Селдин

Лабиринт My-shop.ru Сайт изд-ва МИФ (где можно скачать главу "Я сам!")

Как же приятно держать в руках - гладкие странички, полиграфия на все сто, яркие фото. У МИФа исполнение - всегда вишенка на торте!
Но главный-то все-таки торт - собственно, содержание. Автор - преданный поклонник методики, который сам по ней занимался в детстве, а повзрослев стал преподавателем Монтессори. Цель его книги - познакомить с методикой, чтобы родители могли определиться, подходит ли она их ребенку.
Все повествование - в оч удобном для современных, вечно занятых, родителей формате - "не оч много букв" + картинки - наглядно, доступно и понятно.
Признаюсь, меня покорило вступительное слово автора - видно, что человек относится к делу с душой, с любовью. Сложнее всего кратко и тезисно сформулировать мысль, чтобы при этом она не звучала сухо и безлико. благодаря такому личностному отношению к предмету, эта, по сути "инструкция по монтессори", получилась крайне захватывающим чтивом! я читала, не отрываясь, хотя знала, что будет дальше))))

И вот еще оч важная мысль, о которой нужно помнить: "Чтобы использовать этот метод, не нужно превращать свой дом в школу монтессори". Уфф! прям гора с плеч... читая первые книги по методике, я, как местами перфекционист, действительно пыталась сделать невозможное - монтессори-школу дома. Не повторяйте моих ошибок. даже использование каких-то методов, приемов, упражнений уже принесет положительный эффект.

Глава 1. Почему Монтессори метод? - про сензитивные периоды, основные принципы и обустройство пространства

Это самая наглядно представленная информация о сензитивных периодах, которая мне попадалась!

Так же наглядно объясняются общие принципы методики:

Оч подробно - что, как и зачем - написано про спальное место малыша. Кстати, так же, как у Домана, - что матрас на полу лучше кроватки. сейчас я практически уверена, что для следующего ребенка, если такое случится, я не буду покупать кроватку. и для развития со всех сторон лучше, и для семейного бюджета

Каждый раз обещаю себе, что сделаю полноценную зону творчества... это же важно-важно...
но даже то, что у нас стоит просто грифельная доска с мелками, а произведения детского творчества вывешиваются на холодильнике, уже укаладывается в систему монтессори. не ждите идеальных условий - их не будет никогда. начинайте применять принципы по чуть-чуть, применяя их к своим условиям.

Глава 2. Познание через сенсорный опыт - про то, как дети учатся у жизни, через предметы. попробовать-рассмотреть-понюхать-послушать-изучить. какие они, "долгоиграющие" игрушки.

Уже полгода я собираюсь сделать звуковые цилиндры... собрала пустые баночки из-под киндеров. время идет, ребенок взрослеет. думала, что, время ушло и уже поздно - как всегда, задумка осталась задумкой. ан нет - оказывается, 3-6 лет. у меня есть еще три года на то, чтобы доделать эту увлекательную развивающую игру...

Глава 3. Я сам - "помоги мне сделать это самому" - этот девиз слышали, наверное, уже все-все-все. тем не менее, он не теряет актуальности. и хорошо, что он, как заезженная пластинка, иногда включается в голове в тот момент, когда пытаешься что-то сделать за ребенка, не дав ему шанса.

Мы летом отдыхали на даче, и выяснилось, что Марфуша отлично управляется с лейкой, которая почти с нее ростом. кто бы мог подумать! а лежать на травке, загорать и наблюдать за всем этим гораздо веселее, чем суетится вокруг и мешать ребенку делать дело)

Еще у меня в списке "обязательно попробовать": научить Марфу надевать крутку "по монтессори".
И вот этот пункт у нас совсем не охвачен:

Глава 4. Мир в семье - про истерики, образцы поведения и все такое. Могу по своему опыту сказать, что методика монтессори оч здорово работает в том, что касается вежливости, поведения в обществе... только это обучение должно быть постоянным и регулярным. у меня не всегда хватает терпения, а еще вмешиваются обстоятельства - например, не-монтессори сад, где есть разные дети... и после сада можно услышать от Марфы "Кыш, бабушка, уходи отсюда".. но все же, и с такими проявлениями эмоций лучше монтессори-подхода вряд ли что-то можно придумать.

Мне оч понравилась идея про стол переговоров из книги. Здорово бы было, если бы ее применяли в простых садах. это оч правильно - учиться вести диалог в конфликтной ситуации с детства. многие взрослые выросли, а понимания, что диалог - путь выхода из конфликта - не получили. поэтому и, например, суды завалены кучей исков от бывших родственников, которые пытаются давить силой, как в нашем случае, не понимая, что для них это путь вникуда. короче, переговоры по-монтессорьски с детства - это мега-правильно.

Глава 5. Исследование окружающего мира - про то, что дети - маленькие ученые.
В книге есть описание нескольких интересных игр, которые мне раньше не попадались - например, "пищевая цепочка" - интеллектуальный вариант игры в салочки или "паутина жизни" - философская игра об окружающем мире.

А еще я впервые прочитала описание празднования дня рождения в духе монтессори - исключительно трогательно. В центре зажигается большая свеча - это солнце, а малыш с глобусом в руках ходит вокруг. Один круг - это год жизни. "Сегодня ты родился...а теперь тебе исполнился год..." - с просмотром соответствующих фотографий о знаменательных событиях жизни ребенка. мне бы в детстве понравилась такая церемония

Глава 6. Лучшее время для учебы - наши любимые математика, чтение, знания об окружающем мире и опыты. с этой частью системы монтессори знакомо большинство, мне кажется. в книге описано, как сделать основные материалы.

Так, по-монтессори, начинается обучение счету:

Так обучают чтению:

Марфа в последнее время увлеклась буквами, пэтому мы достали монтессори-карточки из закромов и развлекаемся теперь) Нас в школе учили писать по такой системе - через шершавые буквы и трафареты. мне нравилось водить пальцем по бархатным буквам, и не оч - по буквам из наждачки, но я прилежно выполняла все упражнения. получила оч хороший почерк!)

А это к занятию по теме "Ветер":

Давно уже собираюсь сделать, и все никак! вот и весна наступила - самое оно в ручейки запускать надо, наконец-то, реализовать!!

В общем, рекомендую книжку всем! особенно - в подарок интересующимся родителям маленьких детей!
Пусть у вас будет много полезных и красивых книжек, советы из которых воплотятся в жизнь и сделают ее счастливее и веселее!

Красота спасет мир

Для тех, кто знаком с методикой Монтессори, возможно, книга не вызовет ярких эмоций, а для таких, как я тех, кто никогда до этого не слышал, но серьезно относится к вопросу раннего развития своего малыша,- возьмите на заметку.

Что значит "метод Монтессори"?

Монтессори - это фамилия молодой итальянки, собственно которая и основала этот метод. Суть метода - наблюдать за ребенком, следовать за ним, за его интересами, не учить, а направлять.

Книга написана простым понятным языком. Даются практические советы, как обеспечить ребенку лучшую обстановку дома, как превратить повседневные дела в увлекательное занятие, как заниматься с ребенком из того, что есть в арсенале.

Основная идея книги - как помочь ребенку вырасти самостоятельным, уверенным в себе человеком.



Каждый раздел, каждая глава начинается с нового разворота.


Писать много о содержании не буду, несколько слов о формате книги.

Бумага мелованная , хорошего качества фотографии.

Страниц: 192

Размер: 23,8 х 19 см

Цена. 861 руб. (покупала в феврале 2017)

Место покупки Интернет-магазин [ссылка]

Я сознательно купила именно бумажную книгу, а не электронный вариант. Издание достойное, оправдало надежды. Стоит на видном месте, в любое время могу перечитать интересующую меня главу. Рекомендую!

____________________________________________________________________________________

Основная идея в том, что жизнь – это праздник.

Тим Селдин

Методика Монтессори семимильными шагами завоёвывает мир. Всё чаще мне попадаются Монтессори сайты, книги и материалы. А ещё я очень радуюсь, что издательство МИФ выпустило в свет “Энциклопедию Монтессори” Тима Селдина, президента фонда Монтессори. Теперь эта книга есть и у меня!

И нужно сказать, что книга очень хорошая. В ней вы не найдёте строгих рекомендаций, ультимативных утверждений или правил. Зато найдёте лёгкость! Именно ту самую свободу, лёгкость и вдохновение, которые нужны для воспитания счастливых детей. Книга пропитана философией метода и уважением к личности малыша с самых первых дней жизни. Она вселяет в родителей уверенность, а как по мне это то самое чувство, которого не хватает многим современным родителям, особенно мамам.

А ещё меня порадовали наглядные и качественные фотографии и обилие реальных примеров.

Прочитав книгу, вы будете понимать:

  • Какое пространство должно окружать новорожденного малыша, а в какой комнате будет уютно расти пытливому взрослеющему трёхлетке.
  • Как научить ребёнка самостоятельно одеваться при помощи правильной организации среды.
  • Как малыши исследуют мир и как наиболее естественно развивать заложенные природой способности.
  • Как ненавязчиво привить малышу любовь к чистоте и порядку.
  • Какие этапы развития проходит ребёнок на пути к чтению, счёту и другим сложным навыкам.
  • Как общаться с ребёнком, чтобы это общение было максимально полезным как для малыша, так и для его родителей.
  • Как настроиться и стать теми самыми “Монтессори родителями”.
  • Какими способами привить малышу хорошие манеры.

Читать книгу легко и это мне очень нравится, ведь не у всех родителей есть время и желание читать сложные книги по педагогике и детской психологии. Прочитав главу, вы наверняка отметите для себя моменты, которые уже сегодня можно поменять в своём доме, занятиях, отношениях со своим малышом. При этом все решения будут не от чувства вины, а от вдохновения. Согласитесь, разница огромная!

Цитаты из книги “Энциклопедия Монтессори”:

  • “Мария Монтессори считала, что ребёнок, ощущающий уважение к себе и уверенность в своих силах, более благополучен эмоционально, чем тот, кого просто любят и о ком заботятся”.
  • “Украсьте стены детской картинами, разместив их примерно на уровне глаз ребёнка, когда он подрастёт и начнёт ходить”.
  • “Одна из наших целей – развить у ребёнка способность ценить красивые вещи с самого раннего возраста и в то же время привить любовь к порядку. Аккуратно расположите игрушки не в ящике, а на полках. Если игрушка состоит из множества мелких деталей, храните их вместе в корзинке”.
  • “Свободно исследовать свою спальню, если родители позаботились о безопасности, гораздо интереснее, чем быть запертым в кроватке”.
  • “Взгляните на ванную глазами малыша, чтобы понять, как всё организовать, чтобы он мог без проблем пользоваться ею”.
  • “Прикрепите на стене пробковую доску невысоко от пола, чтобы ребёнок вывешивал там свои работы”.
  • “Важной частью повседневной жизни ребёнка должна стать музыка”.
  • “Важно развивать сенсорный опыт ребёнка. Я не верю, что мы можем физически улучшить работу каких-то органов чувств путём тренировки, но убеждён, что мы можем помочь малышу научиться более осознанно видеть, слышать, обонять, осязать, ощущать тактильно. Всё пространство монтессори-класса посвящено развитию сенсорного опыта”.
  • “Лучший способ стимулировать ребёнка, чтобы он пробовал что-то новое, – показать ему чётко и медленно, что нужно делать, максимально просто, чтобы он мог всё понять. Потом дайте ему время попробовать самому, совершить свои ошибки и исправить их. Постарайтесь взглянуть на мир глазами ребёнка. Чётко определяя для него границы и давая мягкие наставления, вы поможете ему научиться действовать самостоятельно, обеспечите самоуважение и уверенность в себе, которые приходят с независимостью”.
  • “Зачем покупать ребёнку игрушечную кухню, если он хочет помогать родителям на настоящей? Я не призываю позволять трёхлетнему ребёнку играть с разделочным ножом или плитой, но на кухне есть масса безопасных занятий, с которыми может справиться малыш, если родители его этому обучат”.
  • “В библиотеке ребёнка обязательно должны быть красочные книги о растениях, животных и природе. Многим детям нравится находить на страницах книг фотографии цветов или растений, которые они видели в саду”.

Как видите, книга полна практическими и очень дельными рекомендациями, которые вполне легко осуществимы в домашних условиях и в любых ситуациях. И в общем-то она о том, что – это не дорогостоящие материалы, какие-то сложные знания и так далее, а достаточно простой образ жизни, позволяющий растить детей в благоприятной атмосфере.

Продолжаю вдохновляться книгой и придумывать новые занятия, формы совместной работы с детьми и, конечно, развивающие материалы, которые можно . А ещё тихонько мечтаю о маленьком нежном комочке, которого можно носить в слинге, для которого делать шуршалки и тактильные игрушки и наблюдать первые пробы ползать, первые шаги. Вот скажите, куда так торопятся дети? Почему они так быстро вырастают, что не успеваешь даже опомниться?

Чтобы регулярно получать интересности и полезности для занятий с детьми, смело !”

Желаем вам приятного чтения и новых родительских открытий!