Графология. Что такое графология? Графология: определение, значение

Что такое "Графология"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Графология изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее "подписью", как голос или выражение лица. История. Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881). Мишон собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами. Знаменитый ученик Мишона Крепье-Жамен отказался от учения о "фиксированных знаках" с однозначными неизменными корреляциями в пользу более гибкой системы "преобладающих особенностей". В начале 20 в. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, "почерк руки" оказался на самом деле "почерком мозга". К сходному заключению пришел Георг Мейер, психиатр, утверждавший, что "сила" почерка определяется психомоторной энергией. Другие графологи этого периода - швейцарский врач и писатель Макс Пулвер, связавший анализ почерка с символизмом бессознательного, и психолог и философ Людвиг Клагес, ставший ведущим авторитетом в этой области. На протяжении 20 в. графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов. В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 Гордон Олпорт и Филип Вернон в Гарвардской психологической клинике. Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 Теа Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими "напряжением и расслаблением". Применение в психологии. Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки над i. Изучение этих характеристик - "чистая графология", вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Элементы, свойственные индивидуальному почерку, - пространственные, конструктивные, некоторые двигательные тенденции, - сильно разнятся. Их очертания определяются сознательным или бессознательным выбором пишущего. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие тенденции и их взаимодействие. Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции "думать о главном". Другие отличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на "главное" вовне, на внешние события, внутрь, на самого пишущего, или же носит смешанный характер, и в какой степени. Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет. Графологические методы имеют несомненные ограничения. Ни один специалист не способен с уверенностью определить пол или возраст пишущего. Такие характеристики интеллекта, как коэффициент умственного развития, по почерку определить трудно. Развитие почерка, подобно развитию языка, может быть приостановлено жизненными обстоятельствами. Основными областями применения графология являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Графолог может быть назван "консультантом по почерку", но обозначение "эксперт по почерку" обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица. ЛИТЕРАТУРА Маяцкий В. Графология. М., 1990 Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку). Киев, 1992

Графология - ГРАФОЛОГИЯ, Ци, ж. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека... Толковый словарь Ожегова

Графология - искусство узнавать характер, темперамент, настроение человека по его почерку. В XVII в. о Г. писал... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Графология - (от Графо... и...Логия) учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в н... Большая Советская энциклопедия

Графология - ГРАФОЛОГИЯ, графологии, мн. нет, ж. (от греч. grapho - пишу и logos - учение) (спец.). Способ опреде... Толковый словарь Ушакова

Графология - ж. 1. Исследование почерка с точки зрения отражения в нем свойств характера, способностей и психиче... Толковый словарь Ефремовой

Графология - ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и...логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в... Современная энциклопедия

Графология - ГРАФОЛОГИЯ (от графо... и...логия) - учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся...

Графология - это область науки, которая изучает индивидуальные проявления автора в его почерке . Основным методом исследования почерка в графологии является графологический анализ, в процессе которого эксперт-графолог тщательно изучает представленный графический материал по определенным критериям.

Графология, пожалуй, одна из самых спорных областей психологии, несмотря на то, что изучения психологических особенностей почерка личности началось еще в эпоху древней Греции и продолжает до сих пор. В течение достаточно долгого времени графологический анализ сравнивали с лженаукой, искусством или гаданием. В современном мире графология доказала свою жизнеспособность. За рубежом анализ почерка уже несколько десятилетий применяется в качестве анализа профессиональных характеристик соискателей при приеме на работу, криминалистике, психотерапии, судебной экспертизе. Кроме того, в Израиле действует Институт Графоанализа под руководством опытного графолога Инессы Гольдберг, которая ежегодно выпускает профессиональных экспертов графологического анализа. В России на данный момент графология все чаще применяется в качестве метода психодиагностики.

Графология, определение которой так просто, нашла применение в таких областях:

  • Рекрутинг . Нередко работодатели тратят гораздо меньше времени на подбор кандидатов, и все благодаря анализу почерка, который может рассказать о многом лучше, чем сам кандидат.
  • Профориентация . По вашему почерку также можно понять, какими навыками вы владеете и что вам интересно, что благоприятно влияет на определение профессиональной направленности.
  • Переговоры . С помощью графологии можно определить, как человек поведет себя на переговорах.
  • Генеалогия . С помощью анализа почерка некоторых исторических личностей можно понять, почему они поступали именно так, а не иначе.
  • Судебно-медицинская экспертиза . Благодаря графологии можно определить, подлинная подпись, или нет.
  • Безопасность . По почерку можно понять, насколько человек честен.
  • Совместимость . Проанализировав почерки нескольких человек, можно предположить, насколько люди совместимы друг с другом.

Примеры графологического анализа

Ни один человек в мире не умеет писать, будучи новорожденным ребенком. Этот навык формируется у него в процессе личностного и индивидуального становления. Вначале, когда ребенок только учится писать, ему свойственно старательно выводить каждую букву. В процессе взросления, скорость письма увеличивается, меняется форма букв и общий характер почерка. Поэтому найти две абсолютно идентичных подписи или почерка крайне сложно. Как утверждают эксперты-графологи, на характер письма влияет не только подсознание, но и окружение человека, его физическое и эмоциональное состояние и даже душевные болезни. Поэтому каждый штрих почерка человека несет в себе индивидуальные черты и может рассказать о характере владельца, его привычках, особенностях нервной системы или поведении.

При рассмотрении некоторых особенностей почерка всемирно известной актрисы Голливуда Мэрилин Монро в подростковом возрасте, первое, что бросается в глаза - размер букв. Они выглядят мелкими, «сдержанными», это может свидетельствовать о хладнокровии, расчетливости, стремлении контролировать и подавлять в себе эмоции. Острые углы и сильный наклон подчеркивают самообладание и агрессивное поведение.

Если проанализировать почерк этой актрисы на пике карьеры, то можно заметить что в почерке появляются «демонстративные» элементы-завитки, длинные петли. Это свидетельствует о стремлении выделить себя, самодовольстве. Однако нельзя сказать о том, что почерк Мэрилин выглядит гармоничным. Сжатые буквы и нарочито увеличенные элементы говорят о сомнениях и подсознательных страхах.

Если посмотреть образец, который принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, то можно легко заметить, что в подписи ярко выражены заглавные буквы, что свидетельствует о самостоятельности, уверенности, независимости в мышлении. Большой конечный штрих последней буквы в подписи может говорить об упрямстве. В письме прослеживаются элементы, указывающие на образность представлений, а также к аналогиям и сравнениям. Стилизованные буквы подчеркивают богатую образами память и придание большого значения внешним проявлениям жизни.

Разумеется, проведение полноценного графологического анализа нужно доверить опытному и профессиональному эксперту. Однако такой метод психодиагностики набирает обороты и имеет будущее.

ГРАФОЛОГИЯ ГРАФОЛОГИЯ - учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем психических состояний, характера и других индивидуальных особенностей пишущего. Данные Г. применяются в криминалистике.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГРАФОЛОГИЯ" в других словарях:

    Графология … Орфографический словарь-справочник

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    графология - (от греч. grapho пишу, lуgos учение) учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности (… Большая психологическая энциклопедия

    - (от греч. graphe – почерк и logos – учение) – почерковедение, наука о почерке как выражении характера, личности. Предназначенная сначала для чисто практических надобностей, судебных целей, (т. н. письменная экспертиза), графология была развита в… … Философская энциклопедия

    ГРАФОЛОГИЯ - (от греч. grapho пишу и logos учение), научное изучение почерка у здоровых и б ных. Г., или «хирограммато мантия» (что в переводе с греч. означает «предсказание по рукописи») возникла как искусство определять характер и… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от графо... и...логия), учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике … Современная энциклопедия

    - (от графо... и...логия) учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике … Большой Энциклопедический словарь

    ГРАФОЛОГИЯ, графологии, мн. нет, жен. (от греч. grapho пишу и logos учение) (спец.). Способ определять характер человека по его почерку. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГРАФОЛОГИЯ, и, жен. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека. | прил. графологический, ая, ое. Г. анализ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 лженаука (34) почерковедение (1) психографология … Словарь синонимов

Книги

  • Графология , В. Маяцкий. В данной книге поставлена задача: читающей публике дать самые элементарные сведения по графологии. Составлена она с таким расчетом, чтобы читатель, совершенно незнакомый с графологией, мог с…
  • Графология , В. Маяцкий. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В данной книге поставлена задача: читающей публике дать самые элементарные сведения по графологии.…

Что такое графология, на чем она основана и как это работает

Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, личности пишущего.

Научная графология основана на физиологических, психологических, психопатологических и других знаниях, а также научных исследованиях в перечисленных областях и богатом статистическом материале.

Примечание: интересные эксперименты, подтвердившие связь мозга и почерка, были проведены с помощью гипноза, также – с помощью измерения процента алкоголя в крови пишущего.

Графология – наука или искусство?

Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого.

Графология системна, основана на исследованиях, наблюдениях и изучении закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать теоретические предположения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где доказать теоретические утверждения и предлагаемые классификации личности весьма затруднительно.

С точки зрения используемых понятий, графология использует терминологию ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Это возможно потому, что она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

Конечно же, важно понимать, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность, обоснованность, таблицы и т. д., – полноценный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точного понимания различных сочетаний и нюансов признаков в почерке. Одного логического подхода недостаточно; требуется способность увидеть и сложить из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности.

Поэтому процесс обучения графолога требует длительной практики, чтобы, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять эти признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства!

В частности, необходима немалая доля профессионального чутья, интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного значения, так как это зависит от сочетаний, выраженности явлений и т. д., – то необходим целостный подход.

«Чистая математика» ошибется, так как в данном случае совокупность признаков может равняться иному, чем просто их сумма!

Человеческая интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима здесь в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина – тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста, при этом может подвести. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений.

В связи с указанными особенностями, до сих пор нет ни одной безошибочно работающей программы для анализа почерка. Подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения (например, медицина, психология, некоторые прикладные дисциплины), анализ почерка практически не поддается компьютеризации.

Несмотря на большой соблазн изобрести компьютерную программу для автоматического анализа почерка, пока качественная программа также нереальна, как и использование полиграфа без полиграфолога, или использование данных анализов, обследований и лечение без живого врача.

Абсурдно полагаться на «опыт и интуицию» машины, оценивающей такие тонкие материи, как взаимосвязанные или противоречивые особенности личности лишь по произвольно введенным простым отдельным данным. Не говоря о составлении «на выходе» по-настоящему адекватного и последовательного анализа, а не бессмысленного набора цифр или противоречивых качеств, – будет просто непонятно, что с этим всем делать.

Соблазн просто «написать программку» велик, но слишком многое, если не все, зависит от уровня квалификации, проницательности, понимания самого человека, обрабатывающего данные – нет гарантии, что программа не придет к недостоверным частично или даже полностью, выводам.

Сейчас идет серьезная работа по созданию такой компьютерной системы, но это будет именно вспомогательная программа для опытных графологов. Она сможет здорово оптимизировать процесс анализа для специалиста, однако, ни в коем случае не дать «легкое решение», заменяющее эксперта.

Несколько имен, значимых в графоанализе

Целью данной книги не является подробное исследование и анализ развития графологии в исторической перспективе. Однако, поскольку многие открытия, термины и подходы, рассматриваемые в этой и других моих книгах, обязаны своим появлением конкретным ученым, первооткрывателям и исследователям в мировой графологии, считаю своим долгом упомянуть имена хотя бы некоторых, наиболее значимых исследователей в нашей науке.

Жан Ипполит Мишон: изобрел «признакологию», затем – понятие «графология». Собрал всю информацию, которая была тогда (XIX век) по этому предмету. Мишон впервые поставил графологию на рельсы научных и систематизированных исследований. Мишон предполагал, что каждый признак в почерке имеет единственное значение, а отсутствие признака означает отсутствие черты характера. Понимание того, что найденные признаки нужно обосновать общим сочетанием признаков, то есть общей картиной, а не отдельными элементами в почерке, появилось позже.

Примечание: сегодня мы знаем, что общая картина почерка позволяет выявить у каждого из его признаков несколько значений. Так, доброта может проистекать из искреннего отношения человека к окружающим, или быть обусловлена личными эгоцентрическими интересами, или маскировать слабость духа и беззащитность: если человек безответный, не способный отказать окружающим, речь идет не об умении отдавать (что является показателем истинной доброты), а об «отдавании», то есть об уступке (показатель слабости)!

Крепье Жамен: считается по праву отцом-основателем французской графологической школы. Главный вклад в науку – открытие «закона результата»: поскольку есть качества личности, не выявляющиеся через отдельные графические признаки, можно прийти к ним через сочетания нескольких черт личности.

Например:

«отдых» + «разумение» + «спокойствие» = «терпение»;

«слабая воля» + «изнеженность» + «глупость» + «фантазии» = «леность личности».

Кроме того, Жамен открыл, что сам факт отсутствия определенного графического признака в почерке не свидетельствует об отсутствии какой-то черты (характеристики) в личности автора этого почерка.

Точка зрения Жамена на почерк как на единое целое (гештальт-подход) привела его к выводу: у определенного графического признака не существует строго постоянного характерного значения; графический признак может получить несколько различные значения в зависимости от специфики каждого конкретного почерка. Другими словами, постоянное значение может быть дано какому-то признаку только в том случае, если он повторяется в определенном почерке постоянно, систематично и в той же самой форме.

Жамен проводил много графологических экспериментов и исследований, в том числе статистических, и на примере сотен почерков школьников доказал, что даже дети, которые еще не являются графически зрелыми (не достигли полного автоматизма навыков письма), обнаруживают в написании (структуре) самых простых букв значительные индивидуальные различия. После этого доказал, что «форма почерка» напрямую связана с особенностями уровня развития личности человека, а также то, что никакие тренировки и упражнения в школе не смогут нейтрализовать личностные особенности в почерке человека.

Людвиг Клагес (философ) вместе с Вильгельмом Прейером (психолог) и Георгом Мейером (психиатр) пришли к мысли о взаимовлиянии графологических признаков в почерке. Клагес ввел понятие «дуализм графических признаков», суть которого в следующем: значение каждого признака двойственно и определяется уровнем почерка: при высоком уровне почерка интерпретация позитивна, при низком – негативна. Клагес вводит понятия «уровень формы», «уровень почерка», «основная идея в почерке», однако использует при этом интерпретации «негативного» и «позитивного». Было бы неверно считать Клагеса (как думают некоторые) отцом немецкой графологии, поскольку, несмотря на свою известность и вклад в зарождение графологической мысли, его методы и изыскания не были по-настоящему научными, базировались на недоказуемых, еще достаточно спекулятивных основах (он предпочитал интуицию как графологический инструмент).

Роберт Содек, в отличие от Клагеса, максимально реалистичен в направлении своих исследований и придерживается системности. Главным достижением Содека считается открытие скорости почерка. По утверждению Содека, только при высокой скорости может создаваться естественное письмо. Он определил графические признаки, позволяющие объективно (на основе самого почерка) определять его скорость. Открыл, что для определения общего уровня какого-либо почерка необходимо оценить, как человек справляется с проблемой письменного пространства. Содек показал, что определяющее значение для графоанализа имеет знание стандартов прописей разных стран и что нельзя игнорировать при анализе различия национальных прописей. Внес вклад в определение графических признаков неблагонадежности.

Макс Пулвер: открывал принципы символизма пространственного восприятия. Показал значимость разделения на лево-право, верх-низ. Кроме того, Пулвер одним из первых начал применять принципы психоанализа в графологии. Внес вклад в определение графических признаков неблагонадежности.

Карл Гросс и Роберт Хейс: каждый из ученых, независимо один от другого, пришел к открытию трех групп компонентов: движения (motion), формы (form) и организации пространства (space), представляющих собой разные аспекты в личности. Кроме того, Хейс открыл нюансы однородности в почерке и показал важное значение данного признака.

Рудольф Пофаль: невролог, проводил исследования двигательного аспекта (движения в почерке) с точки зрения физиологии. Открыл «одиночное» и «комплексное» движение. Второе – более раннее с точки зрения развития, выполняется свободным, гибким и спонтанным образом. Первое – более позднее, является более осознанным, беглость в нем прерывается серией остановок. На основе этих видов движения Пофаль вывел пять основных «степеней жесткости», определяющих психофизическое напряжение человека: от степени расслабленности и свободы – до степени высокой законтролированности и зажатости. Каждой из пяти степеней напряжения соответствует свой специфический отдел мозга. Первая степень, «недостаток твердости», характеризуется дефицитом контроля, отсутствием «внутреннего стержня», нехваткой витальности и инфантильностью. Заключительная, пятая, степень, «крайняя жесткость», – это зажатый, искаженный, спазматический почерк, указывающий на большую эмоциональность, неуверенность, неспособность принимать решения и безответственность. Между крайностями находятся средние степени: третья степень свидетельствует о внутренней устойчивости, самообладании, балансе, хороших адаптивных способностях и т. д. Каждой из пяти степеней напряжения соответствуют и свои особенности личности.

Вильгельм Хегер: занимался исследованием качества линии (штриха). Линия – основополагающая составляющая почерка, которая напрямую связана с инстинктами его автора, с первичными движущими им – бесконтрольно, без какого-либо сознательного вмешательства самого человека – силами. Процесс создания линии со своими специфическими свойствами неподвластен пишущему, поскольку не происходит сознательно. Сознательный, представительный аспект почерка определяется по форме, размеру, распространению (в ширину и на листе), и, конечно же, сознательно само содержание текста.

Система Хегера основывается на четырех характеристиках, связанных с качеством линии:

1. Нажим: аспект восприятия окружающей действительности, подхода к решению проблем.

2. Качество штриха: четкость-нечеткость линии. Качество штриха управляется психическим механизмом активность-пассивность, от функции ощущений и до четкости и самостоятельности мышления.

3. Движение штриха: доминантность прямых либо круговых движений; сообщает, в какой степени личность способна распоряжаться своей жизнью. Может свидетельствовать о самостоятельности, легкости в принятии решений либо об отсутствии практичности, о фантазиях – для такой личности лист бумаги представляет собой препятствие и скорее тревожащий фактор, нежели стимул.

4. Скорость штриха: связана с интеллектом, абстрактностью мышления, мотивацией и запасом энергии, спонтанным и непосредственным подходом в своей деятельности (исключения: художественные стили, печатный, украшенный шрифт и т. д. – их анализируют с помощью других графических характеристик).

Тея Штейн-Левинсон: подвела объективную основу под общеизвестные графологические явления. Создала модель диагностики CNT-RLS. Пришла к определению места «ритма» (точки баланса) в графологической системе: оно находится в центральной точке между степенями сжатости и степенями расслабления. Цепочку между сжатостью и расслаблением она разделила на семь категорий – по три ступени с каждой стороны и точка в центре, означающая равновесие. Внесла вклад в разработку психограмм в графологии.

Примечание: Клагес тоже говорил о «ритме», но не смог его определить, а также указать его расположение среди графических явлений. По Клагесу, эта переменная должна была бы определяться только интуитивно, не объективно.

Исраэль Одэм: по праву признан отцом-основателем современной израильской графологии. Учение Одэма о потенциях явилось эксклюзивным ноу-хау, дав мощный толчок в развитии научного графоанализа. Это единственная типология, построенная на самой графологии, в то время как остальные типологии базировались прежде всего на психологическом профиле каждого типа и лишь затем предполагали идентификацию графических явлений и синдромов, необходимых для изучения того или другого психотипа в рамках каждой конкретной типологии.

Урсула Аве-Лелламант: раскрыла понятия «макроструктура» и «микроструктура» в почерке. Внесла огромный вклад в графологию детей и подростков, указав на динамический аспект развития.

Бернард Витлих: создал психограммы в графологии, обобщил известные подходы в в единую целостную систему.

Двора Арэль: адаптировала графологические признаки к типологии Юнга.

Клара Роман: занималась разработкой психограмм в графологии.

Применение графологии

Графоанализ используется в области кадрового менеджмента – прежде всего это подбор персонала, головных позиций в организации, управляющей команды, оценка наиболее соответствующих кандидатов в специфических профессиях, а также оценка совместимости деловых партнеров в бизнесе.

Следующее по распространенности направление в графоанализе – обращение к нему частных лиц:

персональная консультация с целью разобраться в себе, в своей карьере;

парная консультация (диагностика проблем во взаимоотношениях, проверка совместимости в паре и т. д.);

благонадежность и личные качества третьего лица (например, няни для своего ребенка и т. д.);

диагностика подростков и детей (использование в том числе и рисунков, проективных графических тестов).

Графологический анализ в Израиле также применяется в спецслужбах, полиции, армии, судах (судебная графология).

Чем особенна графология: преимущества перед другими методами

Любой достоверный и качественный вид психодиагностики или психологического тестирования должен отвечать следующим требованиям:

Тестирование должно быть защищено от возможности подготовки к нему со стороны тестируемого.

Не должно терять своей эффективности при последующих его применениях к одному и тому же лицу.

Должно вскрывать характеристики личности, лежащие на уровне подсознания и определяющие поступки человека.

Графологическая экспертиза почерка отвечает всем вышеизложенным требованиям, включая при этом преимущества проективных методов. Для наглядности привожу сравнительную оценку с другими методами (табл. 1).

Таблица 1. Особенности графологической экспертизы

Краткое резюме приведенной выше сравнительной оценки можно свести к следующим пунктам:

Графология – «лабораторный анализ личности», так как позволяет заглянуть в подсознание человека.

Максимальная объективность – защита от невольной субъективности или влияния обеих сторон.

Высокая достоверность – нельзя подготовиться.

Психомоторная основа метода. Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта

Правила, законы и норма в графологии, ее точка отсчета – стандарт школьных прописей того или иного языка. Но главный предмет изучения в графологии – не стандарты и прописи (иначе она была бы уже искусством каллиграфии), а именно особенности отклонений от них. Графология занимается нестандартными, сугубо индивидуальными проявлениями личности в почерке, то есть отклонениями – будь они обусловлены исключительностью или деградацией, способностями или комплексами, особенностями мышления или мира чувств и т. д.

Любое отклонение, отличие, импровизация, искажение или странность по своему определению всегда подразумевают наличие основы, стандарта, который бы позволял обратить внимание и указать на эти особенности. Эти отклонения вырабатываются не сразу, только со временем, с возрастом наше письмо становится полностью индивидуальным.

Формирование почерка и приобретение черт личной индивидуальности включает следующие этапы:

1. Этап сознательного овладения навыком письма – в начальной школе.

2. Приобретение автоматизма, инерции – в средней школе.

3. Графическая зрелость моторных навыков – после примерно 14-летнего возраста.

На этом этапе формируется индивидуальный почерк, проявляются отклонения от стандарта, почерк уже отражает не сознание, а подсознание – появляется подсознательное содержание. Его-то и можно анализировать с позиций современной графологии.

Анализ почерка – предварительные условия

Максимальная информативность и достоверность зависит не только от профессионализма графолога, но и от качества, а также количества исследуемого материала. Разумеется, в особых ситуациях, например если имеется только крошечный клочок бумаги и получить образец почерка, отвечающий всем правилам, никак невозможно, специалист работает с тем, что есть. Однако в таких случаях даже у очень опытного специалиста процент погрешности значительно возрастет.

Наша цель – минимизировать эту погрешность. Для профессионального графолога реально добиться погрешности в 5-10 %. Но для этого принимаемый на анализ почерк должен максимально отвечать некоторым требованиям.

Наилучший способ получить приемлемый материал для анализа – попросить написать образец при вас: вы сможете удобно усадить человека за стол, снабдить «правильными» ручкой и бумагой, подложить несколько листов, лично убедиться, что человек не списывает с книги или не пишет стихи.

Итак, ниже – основные правила для получения качественного образца почерка.

Правила подготовки качественного материала для анализа почерка

1. Письменные принадлежности, стол.

Для образца пригоден только чистый белый лист (без клеток и полос) формата А4, под который следует подложить несколько листов бумаги (слишком твердая или мягкая поверхность искажает почерк). Поверхность письменного стола – без трещин и неровностей. Писать только шариковой ручкой (лучше синей), не протекающей и хорошо работающей.

2. Состояние, поза.

Поза – удобная, сидя за столом; настроение – относительно спокойное.

3. Что и как писать.

Текст: объем – произвольный; содержание – произвольное, оно не имеет значения. Подойдет любая свободная тема, которая придет в голову: предложите написать о себе, об отпуске, о детях и т. д. Объясните пишущему, что не нужно тревожиться относительно выбора темы, поскольку она не влияет на определение интеллекта, способностей или недостатков. Самое главное требование – писать в привычном темпе, спонтанно, не списывая, не под диктовку, и не стихи в столбик. Затем – расписаться.

4. Язык.

Писать на родном языке, для двуязычных – на обоих языках. Языки могут быть любыми (кроме иероглифов).

Возраст;

Пишущую руку;

Носит ли очки;

Состояние здоровья (в том числе: принимает ли сильные лекарства, имеется ли инвалидность, с чем или с каким органом именно связаны проблемы, дислексия и т. д.).

Примечание. На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь вроде бы уж это-то элементарные вещи для графологии! Это так и не так. Дело в том, что у почерка есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим. И при обнаружении такого несоответствия можно сделать важные выводы.

КОРОТКО

Графология – наука, изучающая связь почерка с характером человека, его способностями и эмоциональным состоянием. Исследуя отдельные элементы почерка графологи могут составить подробный психологический портрет личности.

Несмотря на то, что история графологии в Европе насчитывает века, в России эта наука начала активно развиваться лишь в начале XXI века. Однако уже сейчас в нашей стране графология применяется в рекрутинге, профориентации, психологии, медицине и других смежных областях. Графологический анализ обладает рядом неоспоримых преимуществ (быстрота исполнения, непредвзятость, дистанционность) перед многими психологическими тестами и исследованиями, что открывает большие перспективы для развития и роста популярности графологии в России.

НЕ КОРОТКО

Понять человека бывает непросто, но порой это необходимо.

Что движет им в тех или иных делах, как установить контакт, как сделать взаимодействие максимально продуктивным? Раньше, когда люди жили более замкнуто подобные вопросы стояли не столь остро. Ускоренный ритм жизни, постоянные рабочие и личные встречи заставляют нас все чаще обращаться к психологии личности. А порой – сталкиваясь с жизненными трудностями или стоя перед важным выбором, — нам бывает необходимо разобраться и в самом себе. Многочисленные психологические практики, обилие популярных книг по психологии и тренинговых школ – характерный показатель запросов современного общества.

Одна из наук, которая помогает приоткрыть тайну человеческой натуры – графология.

Графология – наука, изучающая почерк, его связь с психологическими особенностями, характером, эмоциональным состоянием и способностями человека. Графология широко применяется как в самой психологии, так и в смежных с ней областях.

«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении», — отмечал Иван Михайлович Сеченов, известный русский мыслитель, физиолог, психолог.

Сейчас ни для кого не секрет, что существует связь между мозговой активностью человека, его нервной системой, психическими процессами и мелкой моторикой. По мнению многих психологов в любой двигательной активности человека проявляется его сущность, в том числе – в почерке. Характер движений зависит от непроизвольного напряжения тех или иных мышц, что в свою очередь напрямую связано с особенностями психического состояния человека. Тонус мышц отражается и на почерке, делая его более резким или округлым, крупным или мелким, ровным или отрывистым.

В 1895 году немецкий физиолог Тьерри Вильям Прейер провел ряд исследований почерков людей, получивших различные травмы рук, в результате которых им пришлось научиться писать ртом или ногами. Почерки до и после инвалидности совпадали. Исходя из этого ученый сделал вывод, что почерк человека в большей мере связан с его мозгом и сознанием, чем с чисто физиологическими особенностями.

Люди стали обращать внимание на почерк очень давно. Конфуций, например, наставлял: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Почерку человека уделяли внимание Аристотель, Теофраст, древнеримский историк Светоний. Император Нерон писал: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него — предательская натура».

Первая известная истории книга, посвященная исключительно анализу почерка была написана итальянским врачом, профессором Болонского университета Камилло Бальдо в 1622 году. Само слово «графология» появилось два века спустя благодаря французскому аббату Жану Ипполиту Мишону, который в 1871 году написал труд «Система графологии». В своей книге аббат попытался систематизировать особенности почерка и связать их с психологическими особенностями человека, метод Мишона выделял и сравнивал отдельные элементы почерка – штрихи, буквы, слова и строчки, — каждый графологический признак предполагал наличие определенной черты характера, его отсутствие – наличие противоположной черты. И хотя в настоящее время данное утверждение считается верным лишь отчасти именно Мишона принято считать отцом современной графологии.

Многие выдающиеся деятели культуры прошлых лет проявляли интерес к исследованию почерка. Так, немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель и государственный деятель Иоган Вольфганг фон Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях». А Жорж Санд считала: «Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем».

Высокую оценку графологии давали культурологи, физиологи, психологи. Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг с помощью графологии пытались проникнуть в бессознательное человека, известный австрийский психолог Альфред Адлер также признавал важность графологии и сам занимался анализом почерков своих пациентов.

В настоящее время графология является официально признанной наукой во многих странах Европы и США. Во Франции, Италии, Германии, Нидерландах и других странах графология изучается в вузах наравне с другими дисциплинами. Графологи являются востребованными специалистами в таких областях как рекрутинг, профориентация, психология, медицина. Анализ почерка активно применяется в космической медицине — специалистами анализируются записи, сделанные космонавтами на орбите, чтобы оценить состояние их нервной системы.

В России графология только начинает активно развиваться. Несмотря на то, что еще в начале 20 века нашими учеными были сделаны попытки представить науку широкой публике (был написан ряд работ по криминалистическому и графологическому направлениям в анализе почерка), в советское время последовал застой в данной области. Графология отвергалась советской властью как «буржуазная лженаука» и советские ученые не только не имели возможности заниматься ею официально, но также читать работы европейских коллег.

В 21 веке ситуация начала меняться – высокий интерес к психологии и смежным наукам, доступность иностранных источников информации, возможность более свободного выбора научного интереса играют важную роль в становлении российской графологии. Появилось достаточно большое количество книг и статей по данной теме на русском языке.

Существует два основных направления в анализе почерка: криминалистическое и собственно графологическое.

Криминалистическое направление – оно же почерковедение – занимается изучением почерка с целью решения задач судебно-почерковедческой экспертизы и помогает установить авторство текста, подлинность подписи и т.п.

Графологическое направление в изучении почерка – это и есть графология, т.е. наука о связи между почерком человека и его характером. Графология широко применяется в бизнесе, медицине, образовании и других сферах. С графологами консультируются специалисты HR при подборе сотрудников — по почерку графолог поможет определить, соответствует ли соискатель требуемой должности, рассказать о его сильных и слабых сторонах. На собеседовании бывает трудно понять, как будет вести себя работник в долгосрочной перспективе, графологический анализ – это наиболее быстрый и удобный способ узнать характер и склонности человека.

Графология может оказать значительную помощь при профориентации. Анализ почерка ребенка или сотрудника позволяет понять, в какой сфере деятельности он наилучшим образом проявит свои качества и сможет раскрыться в полной мере. Графологи занимаются и семейными консультациями, помогая выявить причину возникающих трудностей и разногласий внутри пар, найти подходящее решение и определить степень совместимости партнеров.

У графологии есть ряд бесспорных преимуществ перед психологическими тестами и консультациями.

Во-первых, графология позволяет оценивать незнакомых людей, ничего о них не зная, кроме их почерка. Психологу требуется довольно много времени, чтобы дать точное и обширное заключение, графологу достаточно посмотреть на образец почерка, полный результат исследования может быть выдан через пару дней.

Графологический анализ не требует личного присутствия диагностируемого при работе графолога. Благодаря этому исключается возможность воздействия ряда субъективных факторов на процесс диагностики: внешнего вида проверяемого, его сознательного или неосознанного влияния на результаты тестирования, здесь невозможно соврать или дать заранее подготовленные и социально ожидаемые ответы.

Кроме того, графолог может дать характеристику человеку независимо от языка, на котором человек говорит и пишет. Графологу неважно, на каком языке написан документ, потому что он обращает внимание на признаки письма, а не на его суть. (Это не касается иероглифического письма, которое является в большей степени рисунком, чем собственно письмом.)

Аристотель отмечал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих», — и с этим нельзя поспорить. Однако возможной графология стала как раз благодаря наличию сходных элементов в письме разных людей. Этих элементов множество и их бесконечные комбинации как раз и создают ту непохожесть почерков, о которой говорил Аристотель.

В своей работе графологи пользуются вспомогательными таблицами, составленными на основе многочисленных научных трудов и исследований. Есть графологические таблицы признаков различных психотипов, есть такие, которые помогают сориентироваться в самих графологических признаках, какие-то посвящены интерпретации различных симптомов и эмоциональных состояний. Важным фактором является и профессиональное чутье графолога, которое вырабатывается обширной практикой еще во время обучения.

Несмотря на то, что графология в России только начинает свой путь, преимущества данного вида тестирования уже по достоинству оценены многими.