Использование алгоритмов при организации взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста. Освоение дошкольниками алгоритмов и их применение на занятиях по математике

УТЮМОВА Е.А.

На современном этапе для системы обучения в России свойственна модернизация всех ее уровней, характеризующаяся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прописаны целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые обусловливают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности.

В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин анализируя проблему сформированное™ учебной деятельности, пришли к выводу, что ребенок готов к обучению, когда он умеет принимать и удерживать цель предстоящей деятельности, планировать последовательность действий, выбирать средства для ее выполнения, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности. Алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений- эффективное средство развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ в связи с тем, что алгоритм выступает как способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, кроме того, алгоритм- последовательность операций, необходимых для решения практических и учебных задач. Усвоение алгоритма обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции так же свойственны алгоритмической деятельности людей.

Алгоритм является древнейшим, фундаментальным понятием математики, в частности ее раздела - теории алгоритмов. В связи с информатизацией и технологизацией современного общества понятие «алгоритм» проникло в различные сферы жизни человека. Интуитивно-содержательное определение этого понятия ввел А.А. Столяр , который понимает алгоритм как предписание действий понятных и точных, порядка их выполнения для достижения решения любой задачи из определенного класса однотипных задач.

Существует три вида алгоритмов. Линейный алгоритм - когда последовательность действий выполняется однократно, в строго определенном порядке. Если в последовательности действий присутствует условие, после проверки которого выполняется или одна последовательность шагов, или другая, то алгоритм называется разветвляющимся. Циклический алгоритм содержит действия, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано заданное условие.

(М.П. Лапчик) . В отечественной психолого-педагогической литературе появились исследования развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (С.Д. Язвинская) .

Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятиях «правило», «алгоритм».

Алгоритмические умения дошкольников - это способность планировать свои действия, работать по правилу, образцу, понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы, анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата, переносить усвоенные способы действий, алгоритмы в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами. Структуру алгоритмических умений детей дошкольного возраста составляют пять компонентов - процессуальный, личностный, регулятивный, коммуникативный и творческий (Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова) . Процессуальный компонент отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление. Личностный компонент направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности. Регулятивный - способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативный - развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Творческий - обусловливает перенос полученных алгоритмических знаний в новые, нестандартные ситуации.

Основная цель нашего исследования: формирование у детей дошкольного возраста всех компонентов алгоритмических умений. Для осуществления поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  • 1) создать и внедрить в образовательную среду дошкольного учреждения модель формирования всех компонентов алгоритмических умений у детей 4-7 лет;
  • 2) разработать содержание программы «Алгоритмик», отражающей ценностный смысл использования алгоритмов в повседневной жизни людей;
  • 3) построить интегрированный комплекс игр, направленный на формирование алгоритмических умений у дошкольников;
  • 4) использовать современные формы и методы обучения детей, необходимые для вовлечения ребенка в деятельность, которая поставит дошкольника в позицию активного субъекта алгоритмической деятельности;
  • 5) обеспечивать индивидуальные условия для формирования алгоритмических умений у дошкольника и предоставлять ему возможность осуществлять свои познавательные потребности в свободном выборе действий в соответствии со своими интересами, стремлениями и уровнем развития.

Реализация поставленных задач будет способствовать проектированию образовательного процесса и созданию модели формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.

Модель, разработанная нами, опирается на следующие методологические подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельностный и интегрированный. Личностно-ориентированный подход заключается в выявлении и раскрытии личности каждого ребенка, его потенциальных способностей и возможностей при осуществлении деятельности, принятии дошкольником личностно значимых целей, способов деятельности и ценностей. Системно-деятельностный подход предполагает включение каждого ребенка в различные виды детской деятельности, в процессе осуществления которой создаются условия для проявления познавательной активности детей, для самостоятельного поиска информации, решения познавательных проблем и задач. Интегрированный подход охватывает реализацию основных целей и задач образовательного процесса, направленного на формирование целостных представлений об окружающем мире. Он предполагает усиление связей не только внутри содержания раздела программы, разных разделов программы, но и взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения, синтез различных видов детской деятельности, взаимодействие всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей. Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении должны осуществляться разные виды интеграции: внутривидовая, межвидовая, методическая, деятельностная и детско-взрослая.

Модель формирования алгоритмических умений (рис. 14.1) включает теоретико-методологический, целевой, содержательный, процессуальный, результативный блоки и блок рефлексии и коррекции образовательной деятельности. Каждый из блоков отражает логически последовательную систему элементов образовательного процесса: цели, содержание формирования алгоритмических умений у дошкольников, формы, методы, средства, а также предполагаемые результаты обучения, рефлексию и коррекцию.

Целевой блок данной модели включает требование ФГОС ДО, согласно которому у детей дошкольного возраста необходимо развить интегративные качества личности, обеспечивающие сформированность предпосылок к учебной деятельности. Это означает, что главным в обучении вДОУ является не столько сообщение знаний из различных образовательных областей, сколько развитие у ребенка готовности к дальнейшему обучению в начальной школе. Заявленная в модели цель реализуется последовательным решением следующих задач:

  • - выделить принципы построения и подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;
  • - разработать диагностический инструментарий для отслеживания эффективности процесса формирования алгоритмических умений;


Рис. 14.1.

  • - определить этапы и условия формирования алгоритмических умений у дошкольников;
  • - отобрать содержание, средства, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса на каждом этапе их формирования.

В содержательный блок разработанной модели вошла методика формирования алгоритмических умений у дошкольников. Результатом данной методики явилась программа «Алгоритмик», состоящая из трех модулей: «Я совершаю последовательность действий», «Условия и циклы в алгоритмах», «Алгоритмы в окружающей жизни». Данные модули соответствуют трем этапам формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста:

  • 1 этап (средняя группа): формирование умений выполнять линейные алгоритмы, понимание значимости выполнения строгой последовательности операций по предложенному образцу в процессе обучения и в повседневной деятельности.
  • 2 этап (старшая группа): формирование умений исполнять алгоритмы с разветвлением и содержащие цикл, составлять алгоритмы самостоятельно в процессе решения образовательных и практических задач.
  • 3 этап (подготовительная к школе группа): осознанное выполнение любого типа алгоритма в процессе различных видов деятельности детей, интеграция приобретенных алгоритмических умений в различные образовательные области.

Модуль «Я совершаю последовательность действий» объединяет разнообразные знания о линейных алгоритмах. В этом модуле проблема возникновения алгоритма в процессе выполнения какого-то задания рассматривается как необходимое условие достижения цели в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности. Так, разъяснение базовых понятий, знакомство с линейными алгоритмами происходит при анализе, обсуждении как выполнить данное воспитателем задание или правило игры. Основная цель модуля - сформировать у дошкольников способность к организации своей деятельности: формирование умения ее планировать и осуществлять контроль. Первоначальное планирование включает в себя: осознание цели, разбиение деятельности на отдельные этапы, шаги, выполнение их последовательно в строго определенном порядке. Первичный контроль и оценка своих действий - это оценивание того, достигнут или нет необходимый результат, умение адекватно воспринять оценку своих действий и, если нужно, вносить коррективы в алгоритм своей деятельности.

Основным средством реализации заданной цели модуля «Я совершаю последовательность действий» является комплекс игр-проблем, способствующих формированию умения планировать свои действия, исполнять линейные алгоритмы через разрешение проблемной ситуации, осознание которой вызывает у детей необходимость строгого выполнения определенной последовательности действий. Игры-проблемы по форме предъявления информации делятся на игры-сказки с диалогом между персонажами, ролевые игры и игры-путешествия.

Приведем пример игры-путешествия. Игра «Поездка в автобусе». Воспитатель объясняет детям цель игры и правила: «Вам нужно проехать на автобусе. Представьте себе, что вы уже школьники и вам нужно платить за проезд. Я - кондуктор». Затем воспитатель уточняет: «Цель игры - покупка билета для проезда в автобусе». Педагог осуществляет проверку: все ли дети запомнили и понимают цель игры. Демонстрирует последовательность предстоящих действий детей: автобус остановился, дверь открылась, ребенок должен зайти внутрь и в строгой последовательности выполнить алгоритм покупки билета (протянуть деньги, взять билет, поблагодарить). Воспитатель показывает алгоритм еще раз и проговаривает этот алгоритм (в качестве подсказки воспитатель может прикрепить на доску карточки с действиями алгоритма). Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Следует также учить детей сопровождать свои действия речью. Тот ребенок, который нарушит алгоритм, будет высажен из автобуса. Выигрывают те дети, которые останутся внутри автобуса.

Проверка запоминания алгоритма может осуществляться разными способами: дети показывают последовательность названных воспитателем действий (одевания, умывания, поливки цветов, кормления рыбок и т.п.), либо воспитатель готовит карточки с нарисованными действиями, раскладывает их в произвольном порядке, а дети должны восстановить порядок действий. Каждый выполненный алгоритм воспитатель оценивает, отслеживает, была ли достигнута поставленная цель.

На занятиях по математике дети также знакомятся с различными линейными алгоритмами - правилами выполнения приемов наложения и приложения, правилами счета, алгоритмом сравнения по величине. Алгоритмы используются и в других образовательных областях.

Модуль «Условия и циклы в алгоритмах» направлен на формирование у дошкольников умения выполнять разветвляющийся и циклический алгоритмы, составлять все виды алгоритмов, записывать и понимать алгоритмы с помощью блок-схемы. Освоение данного модуля начинается в старшем дошкольном возрасте. Вначале целесообразно учить дошкольников составлять линейные алгоритмы, а затем уже переходить к разветвляющимся и циклическим. Объединяющим смысловым содержанием являются процессы, происходящие в жизни природы и людей, которые имеют циклический характер (смена времен года, сутки, восход-заход солнца, режим дня) или содержат условие, в зависимости от выполнения которого происходит ветвление алгоритма (сравнение предметов по признаку, выполнение одной или другой последовательности действий в зависимости от выполнения условия). Такие явления и задания позволяют наглядно продемонстрировать существование данных видов алгоритма и значимость их выполнения и составления.

Основными средствами формирования умения составлять алгоритмы выступают игры с неполным составом действия: игры с пропуском шагов, продолжи последовательность, определи, что было вначале, вставь недостающее действие (этап), игры с карточками, отражающими последовательность действий, решение или выполнение которых основано на логических рассуждениях дошкольников и воспитателя с целью получения последовательности, мелких, элементарных шагов, известных ребенку, для достижения требуемого в игре результата.

Например, в игре «Мойдодыр», где дети составляют алгоритм чистки зубов, воспитатель использует карточки из алгоритма, выясняет в какой последовательности их нужно прикрепить на доску, чтобы ребенок смог почисть зубы. Затем, попросив детей закрыть глаза, он меняет две карточки местами, чтобы у ребенка не получилось почистить зубы, и просит какого-либо из детей выполнить алгоритм. Кто первый нашел ошибку и правильно поменял местами карточки на доске, тот и выиграл.

Примером игры с неполным составом действий является игра «Научи робота кушать». Робот - это персонаж, которому дети сообщают команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы достичь результата, нужен правильный порядок действий.

Диалог ребенка и робота:

  • - У меня заканчивается энергия, если меня не подзарядить, то я выключусь и не смогу вам передать подарок от бабушки.
  • - Как тебя зарядить?
  • - Дайте мне, пожалуйста, поесть.
  • - Съешь банан.
  • - А как его едят? Помогите мне ребята!

В процессе игры дети под руководством воспитателя создают алгоритм, сообщают роботу команды «поедания банана», а «робот» их исполняет: первая команда: «Возьми банан», вторая «Съешь его». (Как вы думаете, смог ли подзарядиться робот? Почему он так и не передал бабушкин подарок? Помогите роботу все же съесть банан).

  • - Знаю, робот не смог съесть банан с кожурой, мы пропустили действие: «Очисти банан».
  • - «А может сначала помыть банан, а потом уже почистить?». Определились первые команды алгоритма. Затем робот показывает и говорит, что не знает, куда убрать кожуру. Дети советуют выбросить, робот бросает ее на пол. Дети исправляются:
  • - Выброси кожуру в мусорное ведро.

Получаем алгоритм деятельности «Подзарядка робота»: 1. Возьми банан из мешка. 2. Помой его. 3. Вытри руки. 4. Очисти. 5. Съешь.

6. Выброси кожуру в мусорное ведро. 7. Конец. Робот сообщает, что последней командой всегда должна быть команда «Конец», иначе он съест еще один банан, а затем еще и еще, и будет есть, пока дети его не остановят.

После проведения дошкольниками любой игры или задания на выполнение алгоритма воспитатель анализирует с ними реализацию всех этапов и достижение поставленной цели. Воспитатель корректирует, если необходимо, алгоритм, внося изменения в представленные на доске карточки (меняя их местами, дополняя). Затем просит детей выполнить алгоритм, и вместе с ними подводит итог: определяет, чему научились дети, что вызывает наибольшие трудности, что не получается и почему.

Для ознакомления с разветвляющимися и циклическими алгоритмами используются квест-игры, позволяющие отгадать зашифрованный в игре предмет при помощи вопросов, на которые воспитатель может ответить только либо «да», либо «нет».

Затем детям предлагаются игры с условиями, настольные игры. Условия могут быть разными: «У тебя светлые волосы?», «Тебе 6 лет?», «Твое имя начинается с гласной буквы?» и т.п. Меняя условия, воспитатель добивается понимания того, что в зависимости от ответа на вопрос условия, выполняется то или иное действие.

На следующих занятиях для закрепления можно предложить настольную игру, в которой в зависимости от попадания на цветное поле выполняется определенное действие: пропуск хода, дополнительный ход, получение задания.

Самый простой вариант циклического алгоритма - это построение сериационных рядов, т.е. расположение предметов в последовательности по какой-либо величине. Данные ряды дошкольники строят на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Но и в других образовательных областях приходится сталкиваться с подобными заданиями. Например, занятие по физическому развитию начинается с выстраивания дошкольников по росту. Художественно-эстетическое развитие предполагает выстраивание цветов или нот по тону.

Модуль «Алгоритмы в окружающей жизни» предполагает осмысление полученных в ходе изучения предыдущих модулей знаний об алгоритмах. Дошкольники должны уметь составлять и выполнять любой вид алгоритма для решения жизненных и образовательных задач, составлять простейшие алгоритмы самостоятельно, изменять ранее усвоенную последовательность действий в связи с изменением условия, данных, записывать алгоритм словесно и при помощи блок-схем. Для достижения поставленных целей воспитатель использует описанные выше средства, но увеличивает долю выполнения заданий детьми самостоятельно в процессе игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, трудовой деятельности, в процессе самообслуживания, которые предполагают алгоритмические действия. Перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности, их интеграция посредством алгоритмической деятельности - основная цель данного модуля. Воспитатель побуждает ребенка самостоятельно осуществлять целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритмов. Применение изученной последовательности действий для решения целого ряда похожих задач способствует развитию у дошкольников умения устанавливать аналогии, способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Формировать интерес ребенка к освоению знаково-символических средств в процессе осуществления алгоритмической деятельности возможно посредством следующей игры-комикса. Детям предлагается нарисовать последовательность шагов по выполнению алгоритма. Каждый шаг должен быть обозначен на отдельном листе с помощью простого знака, схемы. Затем предложенные схемы выстраиваются по порядку в виде инструкции, комикса. Другим детям предлагается выполнить представленный с помощью знаков алгоритм. После выполнения задания проходит обсуждение понятности и применимости созданной модели, вносятся изменения, определяются причины затруднений. Также можно предложить детям определить, что изменилось в алгоритме, ответить на вопрос: «Какие причины способствовали изменению алгоритма?», «Изменилась ли при этом цель деятельности?». Для создания проблемных ситуаций в игре используют сказочные образы. Например, «Волшебник обратного времени», который показывает алгоритм в обратном порядке. Детям же нужно отгадать, что это за процесс и выполнить последовательность действий в прямом порядке.

По тем действиям, которые дети называют и в каком порядке их осуществляют, можно судить о том, как они умеют планировать свою деятельность для достижения нужного результата, насколько развиты у них алгоритмические умения, а, следовательно, сформированы предпосылки учебной деятельности.

Процессуальный блок содержит формы и методы, которые используются в процессе формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста. В процессе алгоритмической деятельности применялись активные обучающие методы, направленные на повышение познавательной активности детей: методы проблемно-диалогического обучения, эвристическая беседа, наглядный метод, метод объяснения, исследовательский метод. При этом основными формами организации деятельности по формирования данных умений являются: индивидуальная, минигрупповая (работа в парах, дифференцированных группах).

Результативный блок посвящен мониторингу сформированности алгоритмических умений у детей в процессе их обучения в ДОУ. При осуществлении контроля используются: педагогическое наблюдение, само- и взаимооценка ребенка, наблюдение за деятельностью детей, диагностические задания, методики «учебная деятельность» (Л.И. Цеханская) и «графический диктант» (Д.Б. Эльконин), выкладывание узора из кубиков, задание «левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), задание «Рукавичка» (Г.А. Цукерман ).

Результатом процесса подготовки дошкольников к осуществлению планирования, контроля, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с разработанной моделью является сформированность всех компонентов алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.

Литература

  • 1. Воронина, Л.В. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений [Текст] / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова // Образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 74-84.
  • 2. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 22-33.
  • 3. Копаев, А.В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления [Текст] / А.В. Копаев // Информационные технологии в общеобразовательной школе. - 2003. - № 6. - С. 6-11.
  • 4. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учеб, пособие для студ. пед. вузов [Текст] / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хен- нер; под общ. ред. М. П. Лапчика. - М., 2003.
  • 5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).
  • 6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
  • 7. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования [Текст] / С.Е. Царева. -М., 2014.
  • 8. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А. Цукер- ман, К.Н. Поливанова. - М., 1999.
  • 9. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  • 10. Язвинская, СД. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С.Д. Язвинская. - Ставрополь, 2009.

Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.

Основная особенность развивающих игр определена их названием.

Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей и имеют большое значение во всестороннем и умственном развитии детей.

Сложным вопросом в теории развивающих игр является вопрос их классификации. До настоящего времени единая классификация не принята. Так игры классифицируют: по содержанию, по наличию или отсутствию игрового материала, по степени активности детей и т.д.

По использованию игрового материала выделяют игры с игрушками и картинками, настольно-печатные, словесные.

По степени активности детей и воспитателя развивающие игры делят на три группы: игры-занятия, игры-упражнения, авторазвивающие игры.

При регулярном использовании развивающих игр, стимулируется мыслительный процесс у ребенка, что помогает развивать навыки, логику, творческое мышление и получать первый опыт, ведь процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче и невозможен без активной работы мысли.

Все развивающие игры имеют в основе ситуацию, из которой ребенку необходимо найти выход. При этом, чем более последовательным и логичным будет разрешение проблемы, тем лучше.

Развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика и т.д.; задачи даются ребенку в различной форме, что позволяет знакомить его с разными способами передачи информации; ребенок учится мыслить самостоятельно и выстраивать следственно-логические связи (от простых к сложным) ; задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому; постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности, в отличии от обучения, где все объясняется и формируется только исполнительские черты в ребенке; начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка» , ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.

С помощью развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Развивающая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

  1. Обучающая задача - определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия. Объем и содержание обучающих задач соответствуют программе обучения детей этого возраста в детском саду. Реализация обучающих задач происходит через игровые действия. Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу.
  2. Игровые действия или игровой элемент - наличие игрового действия или игрового элемента - главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, если исключить игровой элемент из игры, игра превратиться в упражнение. Игровые действия или игровые элементы осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и т.п.) , в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания; выполнения ролей; соревнования; особых игровых движений (хлопки в ладоши и др.) ; в качестве игрового элемента может быть использовано слово или фраза-зачин. В одной игре иногда встречается несколько игровых элементов.
  3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Правила способствуют развертыванию содержания игры, осуществлению развивающих задач. Правила указывают путь решения задачи, определяют приемы предстоящей умственной деятельности, регулируют взаимоотношения играющих. Даже внутри одной развивающей игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Алгоритмические предписания, понимаемые как последовательность получения результата или как последовательные шаги решения задачи, используется в дошкольном обучении с целью освоения ребенком умений следовать установке, заданной графически, точно выполнять правила; развития у детей самостоятельности при выполнении действий, ведущих к результату. Деятельность по правилам, предписаниям упорядочивает детское мышление, вырабатывает умение планировать ход продвижения к цели, применении знаковых систем, схем, моделей, способствует познанию логических связей между последовательными этапами действия (по цели, развитию действия, значимости, степени сложности) .

По мере освоения простых алгоритмов (их «прочтения» и выполнения последовательных действий) дети начинают самостоятельно их составлять, используя для этого иллюстрации хорошо известных сказок, игры (настольно-печатные, подвижные и др.) .

Игры по освоению алгоритмов детьми старшего дошкольного возраста направлены на освоение дошкольниками зависимости между соблюдением последовательности действий и достижением результата. С этой целью используются уже известные детям линейные предписания, а в качестве элементов – модели реальных предметов. Ребенок начинает осваивать логическую структуру действия на абстрактном материале (геометрические фигуры, цифры) . Особое внимание обращается на освоение детьми зависимости действий от направления стрелки и влияние последовательности на полученный результат.

Практически любая развивающая игра математического содержания может включать я себя задания на выполнение алгоритмов.

Алгоритмическое предписание, как определенная последовательность практических действий, представлены в играх с палочками Кюизенера.

Решение многих логических задач, в том числе и таких, как поиск недостающей фигуры, поиск признака отличия одной группы фигур от другой, может быть предложено детям на основе предписания.

Одно из современных средств развития детей – игры с блоками Дьенеша, которые, являясь развивающими, включают в себя варианты игр с предписаниями.

В любой группе развивающих игр математического содержания, где имеет место возможность следовать алгоритму, при обозначении последовательности действий используют стрелки, которые могут располагаться в любом направлении. Одной из составляющих таких игр является схема – алгоритм. В ней заложен смысл игры, последовательность деятельности и даже иногда результат.

При знакомстве с игрой взрослый уточняет вместе с ребенком название стрелок в схеме, направление движения, которое определяют они, последовательность решения задачи и правила, которые следует соблюдать. Педагог должен придерживаться определенной последовательности игровых действий.

  1. Назови предмет (фигуру) , от которого начинается стрелка.
  2. Назови предмет, около которого «остановилась» стрелка.
  3. Сравни первый и второй предмет: чем они похожи, чем отличаются.
  4. Проследи за «движением» стрелки, назови предмет и сравни его со вторым.
  5. Что мы получим в самом конце схемы?
  6. Какому правилу надо следовать или соблюдать?

В развивающих играх с алгоритмами необходимо обращать внимание детей на речевую активность, которая позволит регулировать деятельность ребенка, осуществлять анализ и оценивать правильность действий, поможет педагогу понять уровень осознанности действий ребенка.

Если все эти условия будут учтены, развивающий эффект игр будет очевиден.

Таким образом, развивающие игры математического содержания могут быть эффективным средством развития детей, развития представлений об алгоритмах. Это современное средство, которое можно и необходимо использовать в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

Формирование алгоритмических умений у дошкольников

Консультация для воспитателей детского сада.

Темных Анна Владимировна,

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 95

Математическому образованию в настоящее время отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым для динамично развивающегося современного технологического общества областям знаний, накопленных и широко используемых человечеством.

Под математическим образованием периода детства понимается целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры, ориентированный на подготовку детей к применению необходимых математических знаний и умений в процессе жизнедеятельности.

Особое значение при этом имеет ознакомление дошкольников с алгоритмами и усвоение ими алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть правило, образец выполнения в строгой последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач определенного типа. В процессе выполнения алгоритма развивается умение не упускать из виду цель, не забывать о ней на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию. В течение всего времени, работая с алгоритмом, ребенок учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемым взрослым правилом или образцом.

В зависимости от структуры выполняемых в алгоритме действий различают три вида алгоритма: линейный, разветвляющийся и циклический.

Линейный алгоритм , это алгоритм, в котором все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например, алгоритм кормления рыб в аквариуме: 1) взять корм, 2) открыть крышку аквариума, 3) насыпать корм в кормушку, 4) закрыть крышку аквариума, 5) постучать по стенке аквариума.

Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Многие процессы в окружающей нас жизни основаны на многократном повторении одних и тех же действий: смена времен года, дня и ночи, восхода и захода солнца.

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие: если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, алгоритм разделения красных и синих шаров: 1) берем шар; 2) проверяем условие – «Шар красный?», 3) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую.

Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показывает, что дети 4-го года жизни еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте необходимо только проводить подготовительную работу по формированию данных умений. Маленьких детей знакомят с последовательностью мытья рук, представляющей собой линейный или циклический алгоритм в зависимости от загрязненности рук. Под руководством воспитателя в процессе игровой деятельности необходимо целенаправленно осваивать с дошкольниками нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть выполнять действия, носящие алгоритмический характер.

Целенаправленная же работа по формированию алгоритмических умений должна начинаться 5-го года жизни и включать три этапа:

на первом (средняя группа) идет формирование умений у детей выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности;

на втором этапе (старшая группа) детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов;

на третьем (подготовительная к школе группа) происходит закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, прогулок, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию. На каждом этапе формирования алгоритмических умений для эффективного развития универсальных предпосылок учебной деятельности у детей в процессе игры или при выполнении учебно-игровых ситуаций производится постепенная интеграция игровой и учебной деятельности.

На первом этапе (в средней группе) термины «алгоритм», правила», «план» не вводятся. Педагог сообщает детям определенный алгоритм (только линейный), одновременно показывая называемые действия. Например, последовательность изготовления бутерброда. Затем просит 1-2 детей показать, что они запомнили и как правильно сделать бутерброд. Можно подготовить карточки с нарисованными предметами и действиями и попросить детей расставит карточки по порядку. Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Следует учить детей сопровождать свои действия речью, а педагог должен помогать им в этом, сопровождая действия детей комментариями.

На занятиях по математике дети также знакомятся с различными линейными алгоритмами:

правилами выполнения приемов наложения и приложения

правилами счета

алгоритмом сравнения по величине

выполнения сериации

На втором этапе (старшая группа), идет работа по формированию у детей умений составлять различные алгоритмы (линейные, разветвляющиеся и циклические).

Начинать обучение следует с линейных алгоритмов. В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, используют игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, такие, как: «А что было дальше?», «Кто знает, тот дальше сказку продолжает». Во время игры вызванный ребенок может сказать 1-2 предложения, затем продолжает другой ребенок. Для того чтобы облегчить рассказывание, можно предложить набор картинок. Для закрепления умений составлять алгоритмы целесообразно ввести новый объект – робота (воспитатель), которому дети будут давать команды. Робот необходим для того, чтобы показать детям, что команды должны быть четкими и в правильном порядке.

Для закрепления детям можно предложить алгоритмы, в которых пропущены какие-либо действия, нарушен их порядок, либо предлагается самостоятельно составить алгоритм какого-либо действия.

После того как дети научились работать с линейными алгоритмами, необходимо познакомить их с разветвляющимися.

Перед ознакомление необходимо провести подготовительную работу, включающую игру «да-нет»: воспитатель говорит, что в речи иногда употребляются вопросы, на которые достаточно ответить только «да» или «нет», например, «Вы уже завтракали?» (Ребята сами придумывают такие вопросы и задают их друг другу). Затем воспитатель говорит, что имеются и такие вопросы, на которые нельзя ответить только «да» или «нет», например, «Сколько тебе лет?» и предлагает каждому ребенку придумать такой вопрос и задать кому-нибудь из детей.

Затем детям предлагается игра «Сделай по условию» - воспитатель на доске изображает часть алгоритма, содержащую какое-либо условие, вызывает одного ребенка, задает ему вопрос и говорит, что нужно сделать. Далее вызывает другого ребенка, также задает вопрос и показывает, что надо сделать. После этого остальные дети должны встать согласно алгоритму. Условия могут быть разными: «У тебя длинные волосы?», «Ты в шортах?» и т.п. Меняя условия, воспитатель добивается понимания того, что в зависимости от ответа на вопрос условия, выполняется то или иное действие.

После того как дети усвоили разветвляющийся алгоритм, можно переходить к циклическому алгоритму. Самый простой вариант циклического алгоритма – это построение сериационных рядов. Поэтому сначала целесообразно выполнить с детьми следующее задание: воспитатель кладет на стол несколько лент (4-5) и предлагает расположить ленточки по длине от самой длинной к самой короткой. В результате обсуждения дети вспоминают алгоритм построения сериационного ряда, но главное на данный момент записать этот алгоритм в виде блок-схемы, обратив внимание детей, что некоторые действия повторяются несколько раз. Поэтому же алгоритму можно расставить числа по возрастанию, буквы по алфавиту, игрушки по высоте.

Закрепление приобретенных алгоритмических умений (третий этап обучения ) осуществляется в учебной и игровой деятельности. Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно.

Для целенаправленного формирования у детей алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий.

1. Использование игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам).

Например, в игре «Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

При организации, которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации. Для закрепления умений составлять линейные алгоритмы целесообразно ввести новый персонаж – робота, которому дети будут сообщать команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а, чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок. В роли робота выступает воспитатель: «Робот» – это машина, которая слушается человека и выполняет все его команды. С этим персонажем педагоги организует различные игры .

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задания должны быть посильными, не слишком легкими и не слишком трудными, увлекательными и доступными для восприятия детей. Так, дети старшей группы еще не могут удерживать в памяти при выполнении игровой ситуации последовательность из большого числа действий. Поэтому используем игры с двух-, трехшажными правилами. Например, игра «Локомотив». Воспитатель-локомотив ездит по группе и, подъезжая к определенному дошкольнику, сигналит три раза. Только на третий гудок дошкольник-вагон прицепляется к локомотиву, доставив вагон на вокзал, воспитатель должен его отцепить, поэтому необходимо сначала остановиться, а затем после второго гудка вагон должен отцепиться. Если последовательность действий на каком-то этапе будет нарушена, то вагон отвозят в ремонтный завод.

4. Обучение дошкольников действиям контроля, самоконтроля и оценке своей деятельности.

Необходимо завершать игру, игровое задание или игровую ситуации этапом контроля. Завершая игру, под непосредственным руководством воспитателя, дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном, производят коррекцию, если необходимо, в своих алгоритмах. Воспитатель задает вопросы: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Что мы сегодня научились делать?», «Все ли у нас получилось?», «Зачем нам нужно было выполнять данную последовательность действий?», «Дайте оценку своей деятельности». Постепенно обучаемый увеличивает долю самостоятельности ребенка при оценке своих действий. Также необходимо использовать игры на исправление алгоритма, последовательности действий. Например, воспитатель-робот просит накормить его: не помыв руки, сначала требует суп, потом торт, компот, а затем пюре с сосиской. Взрослый анализирует, выполняют ли его требования дошкольники, чем они объясняют изменение алгоритма, аргументирует, почему так есть, как требует робот нельзя.

5. Интеграция различных видов детской деятельности, перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности.

Основная цель использования этого условия – это обеспечение осознанного выполнения детьми любого вида алгоритма. Воспитатель постепенно увеличивает долю самостоятельности в выполнении и составлении алгоритма ребенком, побуждает в процессе выполнения различных видов детской деятельности самостоятельно осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритма. Для нахождения общих способов решения практических задач с использованием известных алгоритмов, для формирования умения изменять алгоритм при трансформации условий можно применять творческие игровые задания, а затем предложить проанализировать свою деятельность, отвечая, например, на вопросы: «Какие причины способствовали изменению алгоритма?», «Изменилась ли при этом цель деятельности?».

Учет всех выделенных условий в процессе формирования алгоритмических умений будет способствовать возникновению мотивации познавательной деятельности, целеполаганию, планированию, оценке, контролю своей деятельности, то есть будут оказывать влияние и на развитие предпосылок к учебной деятельности будущих первоклассников.

Литература:

  1. Воронина Л. В. Развитие творческого потенциала дошкольников через формирование у них алгоритмических умений // Педагогические системы развития творчества: материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13-14 декабря 2011г.).. Екатеринбург, 2011. Ч. 1. С. 135-140.
  2. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1. С. 74-84.
  3. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. Пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студ. пед. институтов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988.303 с.

57. Характеристика и содержание математических зависимостей и закономерностей, познаваемых в дошкольном возрасте. Содержание игр и упражнений, направленных на познание детьми зависимостей.

1) Первым компонентом содержания матем-го разв-ия дошк-ков являются свойства и отношения. В процессе действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение.

2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.

3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)

4) Пространственно- временные представления – осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).

5) Познание чисел и освоение действий с числами – сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.

Решению логико-математических представлений у детей способствует использование развивающих игр в работе с детьми. Это использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игры Воскобовича.

Развивающие игры Воскобовича направлены на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Примеры таких игр: «Чудо – крестики» - представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.

Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику»; умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

Игры с логическими блоками Дьёнеша построены на принципе сравнительного анализа: когда ребёнок в процесс игры учится различать свойства предметов по цвету, форме, толщине и размеру. Примеры игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине), и т.д.

Использование игр и упражнений с палочками Кюизенера поможет уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; научит их сравнивать и измерять предметы, освоить состав чисел и научиться решать простые арифметические и логические задачи. Примеры игровых упражнений:

Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.

Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

Статья воспитателя Богданова М.А.

Современная жизнь диктует условия изучения правил работы с компьютером и другими электронными носителями. В каждом доме есть планшет, ноутбук, компьютер. К радости детей, важности для педагогов увеличилось и число детских садов оснащённых

компьютерами помещениями. Для детей даже младшего возраста уже знакомы понятия - планшет, ноутбук, компьютер и в объёме знакомства с математическими представлениями необходимо знакомить детей с базовыми понятиями и алгоритмом.

Само понятие алгоритм вводит детей в мир понимания зависимости очередного движения от результата предшествующего, что непосредственно готовит к выполнению

компьютерных программ в старшем дошкольном возрасте.

Современные родители, как правило заинтересованы в то м чтобы их дети усвоили как можно больший объём знаний, посещали кружки при этом важно помнить что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а

складываются с помощью напряжения его собственной мысли.

Поэтому наиболее правильный путь, ведущий к развитию интереса, логики, кругозора - это метод основанный на использовании обучающих алгоритмических игр т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребёнка. При помощи разнообразия подобных игр дети с удовольствием и совершенно незаметно осваивают эту тему. В процессе этих игр у дошкольников идёт формирование простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие навыков монологической речи, ориентировки в пространстве, закрепление знаний о цвете, форме и величине, геометрических фигурах. Эти алгоритмические игры, открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей

информатики, что является преемственностью с развивающим эффектом обучения. Воспитатель с детьми устанавливает переход сложных действий в простые, планировать

свои действия, знать правила объяснять свои действия языковыми средствами.

Режим дня, занятия и другие виды деятельности представляют систему действий в определённой последовательности. Изучение счёта, измерение длин, сложение и вычитание чисел, везде необходима система. Организовывая различные дидактические и подвижные игры знакомим детей с их правилами предписывающими последовательность действий, цель которых состоит в достижении некоторого необходимого результата.

Подобные правила очень многочисленны. Само слово «алгоритм» подразумевает под собой чёткое выполнение предписания, что приводит к решению поставленной задачи в любой области познания и даже художественном творчестве. Цепочка действий - алгоритмический процесс - каждое действие - шаг. Понятность и доступность предписания - основное требование для выполнения поставленной задачи всеми исполнителями определённой возрастной категории, при этом исполнитель

алгоритма, выполняя его, действует механически, значит необходима точная и однозначная формулировка, что позволяет определить действия исполнителя.

Важно учитывать два наиболее распространённых вида шагов: простые команды - линейный алгоритм, повторяющиеся действия в определённой последовательности - циклический. Эти виды алгоритмического выполнения заданий различной степени сложности необходимо регулярно использовать педагогу в работе с детьми, подвергая при необходимости предварительным преобразованиям с учётом индивидуального развития ребёнка.

Детям доступно и интересно использовать цепочку действий, блоков-схем с определёнными командами (лабиринтами, комнатами и коридорами). Всё это позволяет развивать у детей логическое мышление.

Этапы алгоритмов в практической деятельности:

- Воспитатель разрабатывает алгоритм.

- Знакомит детей с его содержанием.

- Дети неоднократно используют его и усваивают.

Не так давно в воспитательном процессе преобладали репродуктивные виды деятельности. Они требовали от детей исполнительских и воспроизводящих действий, которые нужны для приобретения и закрепления знаний. Однако, преобладание этих

знаний приводило к скованности детского мышления, стремлению мыслить по готовым схемам полученным от педагога. Умению анализировать нужно отдавать предпочтение во всех видах деятельности детей, так - же важно контролировать не только по результату, но и по ходу выполнения. Данный контроль может дать информацию о том, как ребёнок фиксирует и исправляет ошибки в процессе овладения каким-либо действием, в какой форме он выполняет это действие на данном этапе усвоения,

формируется ли это действие с данной мерой обобщённости. Игра используется для обучения развёрнутому пошаговому контролю, организация которого способствует более чёткому выделению отдельных этапов решения задач.

Систематические ошибки при выполнении ребёнком алгоритмов позволяет делать вывод о том, что ребёнок не верно производит операцию или нарушает порядок операции. В программе воспитательной работы дети 3 -4 лет с помощью

алгоритмов обозначают последовательность и этапов игрового действия, следование объекта стрелкой. Всё это должно заинтересовывать детей, возбуждать интерес с

усложнением задачи и необходимостью соблюдения правил.