Как связать спицами лицевую и изнаночную. Изнаночные петли спицами – вяжем сами. Вывязывание изнаночной петли классическим способом


Бабушкиной лицевой петле соответствует бабушкина изнаночная петля.
Классической лицевой петле соответствует классическая изнаночная петля.

Самая распространённая ошибка - неправильный захват нити правой спицей при провязывании изнаночной петли классическим способом, при этом петля на лиц.стороне выворачивается как при бабушкином способе.
**************************************************
Рассмотрим строение петли:

Передняя стенка петли - вертикальная часть петли, расположенная поверху спицы (на фото - классическая лицевая петля, её передняя стенка - правая).
Задняя стенка петли - вертикальная часть петли, находящаяся за спицей (на фото - классическая лицевая петля, её левая долька задняя, нижняя).
Дуга петли - верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице (соединяющая правую и левую дольки в петлю).
Протяжка или перемычка - нить, соединяющая снизу две соседние петли в горизонтальном ряду.
********************************************************
Лицевая петля "бабушкиным" и "классическим" способом.



- "Бабушкина" лицевая петля перед провязыванием расположена на левой спице своей левой долькой поверху спицы, правая долька петли - под спицей (она же - задняя, нижняя полупетля, стенка, долька);
правую спицу вводим внутрь петли движением справа налево, нить с указательного пальца левой руки захватываем движением сверху (спица ложится сверху на нить и захватывается движением к себе); после провязывания правая долька петли займет положение поверху правой спицы, ибо именно так её разворачивает от способа захвата рабочей нити правой спицей при провязывании лицевой петли;

- "Классическая" лицевая петля до провязывания на левой спице расположена правой долькой сверху, спицу вводят внутрь петли движением слева направо, нить захватывают сверху, на правой спице петля расположена правой долькой сверху.


Вывод 1:
После провязывания лицевых петель у обоих способов движение при вводе правой спицы внутрь петли разное, но одинаковый способ движения спицей при захвате рабочей нити. При провязывании петли и после провязывания в обоих способах поверх правой спицы расположится правая стенка петель.


*****************************************************************
Изнаночная петля "бабушкиным" и "классическим" способом.

Изнаночная петля "бабушкиным" способом расположена до провязывания на левой спице правой долькой сверху (ближняя полупетля, передняя стенка, долька), ввести правую спицу внутрь петли движением справа налево, нить захватывают сверху. На правую спицу после провязывания петля попадает в развернутом виде своей левой долькой поверху спицы.

Изнаночная петля "классическим" способом до провязывания на левой спице расположена своей правой долькой сверху спицы, ближняя долька (передняя стенка), а левой частью - под спицей; после провязывания положение долек у петли на правой спице не меняется: правая долька (стенка) остаётся сверху на правой спице.


Вывод 2:
- Изнаночная петля при вязании и "бабушкиным" (нить захватываем сверху) и "классическим" (нить захватываем движением против часовой стрелки) способом вяжется за переднюю (расположенную сверху спицы) стенку; рабочую нить расположить на левую спицу сверху перед работой справо налево, правая спица внутрь петли и под рабочую нить вводится одинаковым движением - справа налево, но движение при захвате нити при провязывании - разное:

А) для бабушкиной - правой спицей, уже находящейся внутри петли и под нитью, сделать движение по часовой стрелке (вправо) под нитью и положить её на нить сверху, движением вправо вверх захватить нить и вынуть в петлю;
б) для классической - правой спицей, уже находящейся внутри петли и под нитью, сделать движение концом правой спицы слева направо и положить поверху нити на указательном пальце левой руки, движением влево подвести конец спицы под нить, захватить её и движением влево вниз вынуть (провязать) в петлю на левой спице.
************************************************************
Вывод 3:
При классическом вязании и лицевая, и изнаночная петля и до, и после провязывания расположены своими правыми дольками и на левой, и на правой спице. Это дает возможность вязать петли в любом сочетании (лицевую над лицевой или изнаночной, изнаночную над лицевой или изнаночной) без перекрещивания долек у основания петли.
Пример: платочная вязка классическими петлями (когда все петли лицевые и в четных, и в нечетных рядах или же вариант платочной вязки из изнаночных петель) не дает перекрещивания у основания петель.

Особенности провязывания узоров "бабушкиными петлями", "петля платочной вязки"
- Если же над "бабушкиной" лицевой петлёй нужно провязать "бабушкину" изнаночную {как положено вязать изнаночную - за переднюю стенку (левая долька поверху левой спицы)}, то получим скрещенную петлю вправо. Чтобы избежать перекрещивания, над лицевой петлей изнаночную вяжем так:


- Если нужно связать резинку "бабушкиными" петлями по кругу (круговая вязка), то из-за особенностей положения петель при соединении работы в круг лицевые провязанные в 1-м ряду петли повернуты к нам правой долькой (см. вывод 1 выше) поверх левой спицы и требуют теперь провязывания за верхнюю переднюю дольку, как в "классическом" способе вязания лицевой петли, а изнаночную петлю во избежание перекрещивания вяжем с захватом нижней дольки петли сзади, как на картинке выше. Стоит отметить, что классический способ вязания не требует никаких ухищрений.

Если нужно вязать лицевую гладь по кругу (см. тут), видим, что провязываемые петли на правую спицу ложатся правой долькой сверху. Связав все петли первого ряда, мы подходим по кругу к первой из провязанных петель, а она повернута к нам своей правой полупетлей на спице и требует провязывания "классическим" способом, чтобы избежать перекрещивания стенок петель у их основания.

Изнаночные петли и способы их вывязывания. Расчет для симметрии узора. Скрещенные петли и их особенности. Как лучше вязать кромочные. Двойная кромочная. Закрепление петель последнего ряда. Практические советы. Узоры из сочетания лицевых и изнаночных петель

Изнаночные петли. Изнаночные петли, как и лицевые, могут выполняться несколькими способами.

Способ 1. Вывязывание изнаночной петли способом 1 (рис. 1)

Снимите кромочную петлю и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью и обвейте ею нить против часовой стрелки, образовавшийся виток втяните в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Такая изнаночная соответствует лицевой петле, выполненной способом 1.

Упражнение 2.1.Платочное вязанье из изнаночных петель (рис. 2)

Вернемся к учебному полотну. Все ряды выполняйте изнаночными петлями. Структура полотна должна резко измениться: оно станет более рыхлым и широким, как бы туго ни вязали изнаночные петли.

Способ 2. Вывязывание изнаночной петли способом 2 («бабушкина» изнаночная - рис.3)

Рисунок 3. "Бабушкина" изнаночная

Снимите кромочную и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью, затем подведите нить под конец правой спицы, втяните ее в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Изнаночная, выполненная этим способом, соответствует «бабушкиной» лицевой.

Упражнение 2.2. Чулочное вязанье из «бабушкиных» петель (рис. 4)

Вязанье это старинное, но никогда не выходящее из моды. Оно универсально, так как пригодно для женских, мужских и детских вещей, спортивной и нарядной одежды, шапочек, купальников, носков, чулок, варежек и т. п. (красивые узоры для вязания).

Ровная поверхность вязанья позволяет использовать его как фон дли выпуклых и ажурных узоров, а также для орнаментов и вышивки. Есть в нем недостаток: полотно чулочной вязки закручивается (кстати, эту особенность используют, выполняя рулики), поэтому. нижний край рекомендуется начинать с какого-либо двустороннего узора.

Чулочное вязанье относится к разряду односторонних. Его лицевая сторона называется лицевой гладью, изнаночная - изнаночной гладью. Последняя напоминает платочное вязанье из лицевых петель, но выглядит несколько ровнее из-за отсутствия «грядок», присущих платочному вязанью. На первый взгляд может показаться, что выполнить чулочное вязанье весьма просто. Но по-настоящему красивым оно бывает только у опытных мастериц. Один из «секретов» исполнения - это вязание «бабушкиными» петлями.

1-й ряд - лицевые «бабушкины» петли.
2-й ряд - изнаночные «бабушкины» петли.

Упражнение 2.3.Резинка Зх3 из «бабушкиных» петель (рис. 5 )

Число петель для этого образца должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные.

В дальнейшем при описании большей части узоров (как провязывать петли) даны подробные расчеты, объясняющие, как определяется число петель, необходимое для набора. Первая цифра расчета показывает, сколько петель входит в мотив узора (мотив - это определенная комбинация петель, ритмично повторяющихся в вязаном узоре). Вторая цифра объясняет, сколько петель нужно прибавить к первому числу, чтобы узор получился симметричным с обеих сторон. Для вязаний типа платочного и чулочного второй цифрой пренебрегают. Третья цифра указывает число кромочных.

Итак, для резинки Зх3 на спицах должно быть 29 петель.
1-й ряд - 3 лицевые «бабушкины», 3 и изнаночные «бабушкины» и т. д. (т. е. чередовать 3 лицевые с 3 изнаночными до конца ряда).
2-й ряд - по рисунку, т. е. над лицевыми петлями вязать лицевые, над изнаночными - изнаночные.
3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Упражнение 2.4. Шахматка (рис. 6)

Рисунок 6. Узор "шахматка"

Число петель должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные. На спицах 29 петель (и лицевые, и изнаночные вязать способом 1).
1-й ряд - 3 изнаночные, 3 лицевые и т. д.
2, 3 и 4-й ряды - по рисунку.
5-й ряд - 3 лицевые, 3 изнаночные и т. д.
6, 7 и 8-й ряды - по рисунку.
9-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.

Скрещенные петли

Петля, стенки которой расположены крест-накрест, называется скрещенной (старинное ее название петля-крест.). Вывязываются такие петли особым образом из обычных лицевых и изнаночных или получаются при соединении лицевых и изнаночных петель разных типов. Например, если провязать ряд изнаночных петель способом 1, а следующий - «бабушкиными» лицевыми, то петли предыдущего ряда станут скрещенными.

Преимущество скрещенных петель состоит в том, что вязанье из них бывает более плотным и растягивается меньше, чем из обычных петель. Поэтому ими рекомендуется вязать носки, варежки и другие вещи, требующие повышенной прочности. В то же время скрещенные петли имеют существенный недостаток: они повернуты под некоторым углом к поверхности полотна, и от этого оно перекашивается (особенно чулочное), что ограничивает их использование. Хотелось бы предупредить еще об одном. Иногда по тем или иным причинам приходится частично распускать вязанье, а затем вновь сажать петли на спицу и продолжать работу.

В этих случаях нужно тщательно следить за тем, чтобы не появились скрещенные петли: резко отличаясь от обычных, они нарушают поверхность полотна. Во избежание этого советуем следующее: если после прерванной работы ряд вяжется лицевыми петлями, то выполняйте их способом 1 или 2 в зависимости от того, как они были посажены на спицу: передней или задней стенкой к исполнительнице.

Провязывая следующий ряд, внимательно проверяйте, не расположены ли крест-накрест стенки некоторых петель, и если встретится такая петля, то, не провязывая, снимите ее на правую спицу и, развернув, верните на левую.

Кромочные петли

Край вязаного полотна может быть ровным или зубчатым - это зависит от того, как выполнены кромочные петли.

Рисунок 6,7 Ровный и зубчатый край

Ровный край (рис. 6) получится, если в начале каждого ряда кромочную петлю снимать, не провязывая, оставляя рабочую нить за спицей, я последнюю петлю вязать изнаночной (лучше «бабушкиной»). Это наиболее распространенный способ вывязывания кромочных петель.

Зубчатый край (рис. 7) выполняется так же, как ровный, но только последнюю петлю каждого ряда нужно вязать не изнаночной, а лицевой петлей за переднюю стенку. Если нужен более плотный и прочный край, например, в вертикальных петлях для пуговиц, поясах, то лучше делать его зубчатым. На планках для застежки иногда вывязывают двойную кромочную. Особенно эффектно она выглядит на платочной вязке.

Кромочная состоит из двух петель и выполняется так: в начале каждого ряда кромочную снимают обычным способом, а соседнюю петлю провязывают лицевой за переднюю стенку. В конце каждого следующего ряда (с этого же края) предпоследнюю петлю снимают, не провязывая, нить при этом располагают перед петлей, а

Рисунок 8.

кромочную вяжут «бабушкиной» изнаночной. Для тренировки наберите 8-10 петель, провяжите один ряд лицевыми петлями и отметьте цветной нитью или булавкой правый край вязанья (рис.8).

Далее продолжайте вязать все ряды лицевыми петлями, выполняя с правого (отмеченного) края двойную кромочную, а с противоположного - обычную. Связав 3-4 см, провяжите один ряд резинкой 1х1(1 лицевая, 1 изнаночная и т. д.) и закрепите (закройте) петли.

Закрепление петель

Петли закрепляют по-разному. Сначала познакомьтесь с наиболее удобным и распространенным способом. Для закрепления петель последнего ряда снимите кромочную, следующую петлю провяжите по рисунку (если она лицевая, то лицевой, если изнаночная - изнаночной); на правой спице стало 2 петли. Конец левой спицы введите слева направо в кромочную, оттяните ее на себя и правой спицей втяните в нее провязанную петлю.

Таким образом, на правой спице вместо двух петель осталась одна. Следующую петлю провяжите по рисунку, на правой спице опять 2 петли. Концом левой спицы оттяните 1-ю петлю на себя и втяните в нее 2-ю (рис. 9). Продолжайте закрепление петель до тех пор, пока на правой спице не останется одна петля, вытяните ее вверх на 6-8 см, разрежьте дугу и, потянув за конец нити, туго затяните.

Существует и другой способ закрепления петель: в начале ряда провязывают первые 2 петли вместе лицевой за задние стенки и возвращают новую петлю на левую спицу. Так поступают с каждой следующей парой петель, пока не закончится ряд. Этим приемом не совсем удобно закреплять петли по рисунку, поэтому им пользуются реже, чем предыдущим.

В отдельных случаях можно заканчивать работу крючком или иглой. Особо хочется выделить способ окончания вязания с использованием вспомогательной нити, так как в дальнейшем мы нередко будем прибегать к нему.

Этот способ применяется, когда необходимо, чтобы край вязанья остался незакрепленным - с открытыми петлями. Например, выполняя свитер из толстой пряжи, плечи спинки и переда лучше не закрывать, тогда их можно соединить специальным трикотажным швом, который не дает утолщения.

В качестве вспомогательной нити употребляют недорогую хлопчатобумажную штопку. Связав последний ряд основной нитью, ее обрывают, вводят в работу вспомогательную и вяжут еще 4-5 рядов (можно лицевыми петлями). Не закрывая петель, вязанье снимают со спицы и утюжат край. Затем распускают все ряды из вспомогательной нити - край детали получится с отутюженными открытыми петлями (отутюженные петли не «убегают»). Нередко вспомогательную нить используют не только при окончании работы, но и в начале ее.

Например, так вяжут накладной карман: провязав 4-5 рядов вспомогательной нитью, ее обрывают и вяжут дальше основной. Готовое вязанье утюжат, затем отрезают ножницами полотно из вспомогательной нити, удаляют хлопчатобумажные остатки и пришивают карман за открытые петли специальным швом.

/ 02.09.2017 в 17:47

Дело в том, что я представительница старой школы вязания, и училась этому виду рукоделия в детстве от знакомых тёть, которые в своё время учились либо на курсах, либо тоже от кого-то. Некоторые приёмы осваивала позже самостоятельно из старых книжек по вязанию. А далее было просто много практики, так как я очень сильно любила вязать и старалась заниматься этим в любое свободно выпавшее время.

Так вот, меня учили вязать именно «бабушкиными» петлями. И если с лицевыми дело обстоит как-то проще, провязываешь их то за переднюю стенку (это классический способ вязания лицевой петли), то за заднюю стенку (бабушкин способ) и особой сложности с этим нет, то изнаночные петли я вязала в основном бабушкиным способом (потому что просто привыкла к нему за столько лет!) и каких-то особых проблем с этим не видела. Хотя о существования классической изнаночной знала и тоже изредка ею пользовалась.

К слову сказать, термин «классические и бабушкины петли» возник сравнительно недавно. А раньше в литературе встречалось просто: «изнаночная первым и вторым способом», «лицевая за заднюю или переднюю стенку (нижние или верхние дольки)». Вязальщицы старой школы наверняка это помнят...

А теперь на всякий случай напомню, как можно по-разному вязать изнаночные петли. Вот так вяжется любимая «бабушкина» петля. Ею вязать, как мне кажется, намного проще и быстрее (рабочая спица идёт сразу на себя):

А так вяжется классическая изнаночная петля (спица двигается от себя, а нить идёт не сразу под спицу, а как бы обвивает её):

В чём между ними разница? По сути только в том, что в зависимости от способа вывязывания петли ложатся на спицу по-разному. Смотрите, после «бабушкиной» она лежит на спице ближе к правой стороне задней стенкой:

«Бабушкина» изнаночная петля

А после классической – ближе к правой стороне передней стенкой:

Классическая изнаночная петля

И вот вначале, пока формируется росток, вязание идёт обычным прямым способом — по лицевой и изнаночной стороне, а после того, как росток уже сформирован, и количество петель для переда совпадает с количеством петель для спинки, я соединяю вязание в круг и продолжаю вязать уже .

В качестве основного узора у меня была «путанка», или как её ещё называют «жемчужная вязка», «мелкий рис». И каково же было моё удивление, когда я заметила, что один и тот же узор при вязании прямым и круговым способом выглядит совершенно по-разному! Смотрите сами, видите разницу?

Тогда я решила провести небольшое исследование этого «явления» и провела такой эксперимент. На небольшом образце сначала вязала узор «бабушкиными» петлями, а затем перешла на классические. И вот вам результат:

Нижняя часть образца вязалась «бабушкиными» петлями, а верхняя — классическими. Разница налицо.

Ну что же, выводы очевидны? Вязание классическими петлями в определённых случаях создаёт более ровную и качественную вязку. Почему именно так происходит — не берусь объяснить точно. Мне кажется, это из-за того, что при классическом способе все вывязанные петли, и лицевые и изнаночные, «ложатся» на спицу одинаковой стороной, как при вязании поворотными рядами, так и при круговом вязании. А бабушкины «ложатся» по-разному — то передней, то задней стенкой, — что и вызывает определённое кручение, неровности. Плюс ещё сказываются параметры кручения нити.

Одним словом, какие-то физические закономерности здесь есть. Но даже без ясного понимания причины, почему это так происходит, сделала вывод, что в дальнейшем буду стараться использовать классические петли, несмотря на многолетнюю привычку (ну хотя бы в тех случаях, когда это необходимо — например, при вязании жемчужного узора).

А вы, мои дорогие, каким способом вяжете изнаночную? Поделитесь своими соображениями, будет интересно узнать. Если вы, как и я, привыкли к «бабушкиным» петлям, то может попробуем переучиваться вместе?

До новых встреч, друзья. С любовью и наилучшими пожеланиями автор блога Ариника.

  • P.S. Мамам и бабушкам, у кого есть школьники, хочу пожелать мудрости, терпения, сил и вдохновения в связи с началом нового учебного года. Ведь они, ой как понадобятся! Согласны?

Как известно, весь процесс вязания это провязка двух видов разных петель. В мире ниток, пряжи и спиц, тем кто только начинает учится вязать кажется, что эту науку познать невозможно. Это не так, вязание – занимательный несложный процесс, который приносит удовольствие. Познакомимся поближе с изнаночными петлями.

Строение петли

Прежде чем приниматься за вывязивание изнаночных петель разберемся со строением петли. Это поможет в будущем не разгадывать инструкции по вязанию всевозможных типов петель.
И так, у каждой петли, будь она лицевая или изнаночная, есть:

  • стенки задняя и передняя – за них заводят спице для вязки петель;
  • протяжка – это соединение двух соседних петель;
  • петельный шаг – разбег между петлями.

Как же вязать изнаночную петлю

Первоначально петли следует набрать, после берете спицу с набранными на нее петлями левой рукой. Рабочая пряжа перед работой. Свободную правую спицу проводите под рабочей пряжей и вводите в середину петли справа налево.

Зацепляете рабочую пряжу перед спицей и протягиваете петлю от себя.
Эта изнаночная петля была сделана за переднюю стенку.

Пробуем сделать скрещенную изнаночную петлю


Очень часто в схемах встречается скрещенная изнаночная петля, а вот как ее правильно вязать многие не знают. Поэтому попробуем разобраться, как вывязать такую петлю правильно.

Опять-таки спицу с набранными на нее петлями, которые будут провязыватся, берем левой рукой. Рабочая пряжа перед работой. Свободную правую спицу вводим в петлю слева направо после на себя. Эту спицу рабочая пряжа должна обвить снизу вверх и после вытягиваем ее через петлю. Здесь провязка изнаночной петли была за заднюю стенку.

Узоры из изнаночных петель

Петля к петле и получается узор. Что бы получить гладь необходимо лицевые ряды вывязывать только лицевыми петлями, изнаночные рады только изнаночными.


В итоге получится с одной стороны работы лицевая гладь, а с другой изнаночная. Такими петлями можно сделать всевозможные узоры.

Для того чтобы научится вязать, достаточно выучить несколько элементов, составляющих основу всему вязанию. Их не много, но они, как буквы в азбуке, для начинающих читать.

Основные элементы, включают:

  1. Как правильно держать спицы;
  2. Как набирать петли;
  3. Как вязать лицевые петли спицами;
  4. Как вязать изнаночные петли спицами;
  5. Как закрывать петли, при окончании вязания.

Чтобы рука не уставала при вязании, и было удобно, нужно уметь правильно держать спицы.




И в правой и в левой руке спица держится одинаково.

Размер спиц зависит от толщины нити в пряже. Две толщины нитки (нить слегка натянуть), равна толщине одной спицы. Прежде чем вязать петли, надо, научится набирать их на спицы При наборе петель на спицы свободный конец нитки находится слева.

Размер свободного конца нитки равен тройной величине ширины изделия (например, для носка свободный конец ровняется 3 обхвата щиколотки). Если располагать свободный конец нити справа, то он должен быть увеличен в 2 раза измеренной величины. Нить одеваем на два пальца(большой и указательный), в виде «рогатки» и второй спицей поддеваем нить, как будто натягиваем резинку в рогатке, придерживая ее указательным пальцем правой руки.


Затем захватываем нить с большого пальца спицей, после чего с указательного, и затягиваем 2 петли на правой спице





Следующие петли набираем по предыдущему образцу.





Набирать петли надо на 2-4 спицы сразу. Оставляя одну спицу, вынимаем остальные, чтобы изделие, не стягивалось в самом начале вязания.



Первую петлю, всегда снимаем с левой спицы, не провязывая.



При вязании лицевой петли

Ведущая нить находится за спицами.











А правая спица проходит через переднюю половину петли, захватывая ведущую нить.



Вязание изнаночной петли отличает лишь то, что ведущая нить находится перед спицами















Изнаночными они называются, наверно, потому, что они те же лицевые, только с изнаночной стороны. Когда вы вяжете лицевые петли и загляните на обратную сторону изделия, то и увидите изнаночные петли. Если вяжите изнаночные, то с обратной стороны они будут лицевыми. А чередуя, одновременно, изнаночные и лицевые можно сформировать определенный рисунок. Если вязать только лицевыми петлями (впрочем, как и изнаночными), то изделие получится с объемными полосками вдоль.

Любое вязание рано или поздно надо закончить, если изделие закончено, то первую петлю снимаем, вторую провязываем и протягиваем через первую.







Когда останется последняя петля, в нее продеваем свободный конец нитки и затягиваем ее. Теперь вы можете самостоятельно потренироваться и изучить основные элементы в вязании, в которые входит вязание лицевых и изнаночных петель спицами. А если у вас все получилось, тогда перед вами перспектива искусства вязания открыта! И вы смело можете приступать к самым интересным идеям в вязании! Однако, чтобы не отбить у себя желание вязать и творить, то начинайте вязать не самые сложные вещи, которые можно быстро связать и увидеть результат своей работы.