Как жениться или выйти замуж в скайриме. Про свадьбы, напарников и разводы (Консольные команды) Какой амулет нужен для свадьбы в скайриме

В суровом северном Скайриме живут и пытаются ладить между собой представители различных рас. Люди относительно мирно сосуществуют с каджитами, аргонианами и мерами. У каждой расы своя внешность, культура и религия, но чувства, присущие разумным жителям Скайрима, в целом одинаковы.


Среди них на первом месте, конечно же, любовь. В Скайриме браком соединиться может кто угодно с кем угодно. Неигровые персонажи чаще женаты на себе подобных.


Довакин может быть представителем любой расы и при этом способен найти невесту среди аргониан, людей или эльфов.


Поиск жены можно начать, надев амулет Мары. Окружающие поймут, что рука и сердце Довакина свободны, и это их порядочно удивит. О возможности женитьбы расскажет рифтенский жрец Мары Марамал.


Стоит заметить, что процедура усыновления в Скайриме происходит намного проще: нужно лишь купить дом, обставить в нем детскую - и можно отправляться на поиски симпатичных сироток.


Маленькие беспризорники бегают по улицам крупных городов, а также несколько сирот живет в рифтенском приюте.

Как жениться в Скайриме

Первым делом нужно заполучить амулет Мары . Его можно купить у Марамала за двести септимов или получить за небольшую линейку квестов Динии Балу, служительницы упомянутого храма Мары. Потребуется также оказать большую или маленькую услугу понравившейся даме.


После налаживания отношений надевайте амулет и ждите появления нужной реплики в диалоге. Далее отправляйтесь в Рифтен и в храме договоритесь с Марамалом о проведении церемонии.


В Скайриме свадьбу играют на следующий день после разговора с жрецом. Следует явиться на церемонию вовремя и не забыть сказать: «Да!». В противном случае невеста будет обижена.


Впрочем, после недолгих уговоров, дама сердца согласится дать Довакину второй шанс. На свадьбе будут присутствовать друзья невесты и жениха.


Не стоит приходить слишком рано: если невеста уже на месте, церемония начнется. При этом многие друзья спозаранку просто не успеют на венчание. Первая встреча с Марамалом произойдет в таверне «Пчела и жало». Он отправится в храм только после разговора с Довакином о Маре.


Нельзя позволять новоиспеченной супруге сразу после венчания покидать храм.


Поговорите с ней и выясните, где будете жить. В противном случае жена отправится к себе домой. Ждать ее на новом или старом месте придется долго - все невесты идут из Рифтена пешком.

Что можно делать с женой в Скайриме

Поболтать о детях, получить немного еды - вот, пожалуй, все, что можно делать с женой в Скайриме. В целом, женитьба имеет ряд плюсов. Совместный с супругой сон ускоряет рост навыков на пятнадцать процентов (не работает с вампирами и оборотнями).


Кроме того, многие жены открывают лавочку и начинают торговать.


Это приносит по сто септимов ежедневно, причем деньги можно забирать, когда Довакину удобно, и получать вполне кругленькие суммы. Наконец, жених и невеста получают в храме зачарованные кольца.



К выбору супруги стоит отнестись серьезно: расторгнуть в Skyrim брак нельзя. Возможно, что даже овдовевший Довакин не сможет жениться повторно.

Невесты Скайрима

Аргонианка Шави - работает в доках Виндхельма. Чтобы подружиться с чешуйчатой красавицей, Довакину нужно найти ее пропавший амулет.


Бретонка Муири - работает в «Ведьминой настойке», в Маркарте. Для завоевания симпатии девушки придется вступить в Темное братство и выполнить ее заказ. Причем обязательно прикончить «дополнительную» жертву, бывшую подругу мстительной бретонки, Нильсен.


Имперка Джилфри - единственная обитательница и владелица лесопилки «Пирожок». Согласится составить счастье Довакина за охапку дров, очевидно, заскучав, как и многие потенциальные жены Skyrim, от одинокой жизни.


Альтмерка Тари - владеет «Сияющими одеждами» в Солитьюде. Несколько высокомерная швея попросит Довакина прорекламировать ее магазин перед Элисиф, после чего проникнется к нему благодарностью.


Изольда - днем встречается на рынке Вайтрана, вечером сидит в таверне. Хочет получить бивень мамонта. Его можно стащить в «Гарцующей кобыле».


Добыть сразу охапку мамонтовой кости можно в лагере Чистых родников неподалеку от города.


Придется зачистить локацию от бандитов.


Мьол Львица - прогуливается по Рифтену вместе с верным другом Эйрином. Хочет вернуть свой утерянный клинок.


Еще одна имперка Камилла Валерия - помогает брату в «Ривервудском торговеце». В деревне у девушки двое поклонников, но за возвращение в лавку Золотого когтя она с удовольствием выйдет за Довакина. Одна из самых красивых жен Скайрима.


Сульга - шахтерша из Камня Шора. Попросит отнести родителям письмо, жалуясь на больную ногу. Между прочим, мать девушки, Аннеке Скалолазка, не менее привлекательна, но, увы, замужем.


Темба Широкая Рука - хозяйка лесопилки в Айварстеде. Недолюбливает медведей, за десяток их шкур одарит Довакина своей благодарностью.


Утгерд Несломленная - женщина-воин, целыми днями просиживает в «Гарцующей кобыле». Оценит привлекательность протагониста, если тому удастся задать ей хорошую трепку.


Авруза Сарети - владеет собственной фермой, на востоке от Айварстеда. Немолодая данмерка всерьез увлечена алхимией. Как и другие жены в Скайриме она потребует выполнить задание, а именно: для нее нужно добыть в Черном пределе тридцать алых корней Нирна.


Эйри - очередная владелица лесопилки в Деревне Анга. Как и Джилфри, согласится выйти замуж, получив вязанку дров.


Брелина Марион - юная данмерка обучается в Коллегии Винтерхолда . Согласится стать компаньоном и спутницей жизни Довакина, если тот поможет ей с домашней работой по изучению заклинаний.


Дженасса - наемница-данмер из Вайтрана, сидит в «Пьяном охотнике» в Вайтране. Для женитьбы придется немного потратиться и нанять ее.


Дравиния Резчица - магичка-данмер из Рощи Кин. Ее интересует морозная соль.

В Скайриме женой Довакина может стать любая из хускарлов:

Иона - в Рифтене.


Йордис Дева Меча - в Солитьюде.



Выполнив все квесты фракции, в рядах Соратников в Йоррваскре тоже можно найти невесту по вкусу:


Рия - молодая симпатичная имперка.


Ньяда Каменная Рука - слаба в качестве компаньона, но на роль жены вполне подойдет, так как достаточно привлекательна. Кроме того, является учителем навыка Блокирование.


- Эйла Охотница - очень колоритная невеста. Высокая сильная красавица в древней нордской броне. Узнав, как жениться в Скайриме на Эйле Охотнице, вы познаете ее существенный минус: Эйла - оборотень и не лечится, поэтому никаких бонусов от сна с ней Довакин не получит.

Как сделать предложение?

Как сделать предложение?
Есть несколько способов получить амулет Мары. Самый простой заключается в том, чтобы отправиться в храм Мары Рифтена и купить один из них у Марамала за 200 септимов. Однако эти амулеты можно случайно найти во время путешествий или в продаже у торговцев. Один из амулетов можно получить в процессе выполнения квеста «Книга любви», и он достанется главному герою по окончанию задания.

Главный герой не сможет никому предложить брак, не поговорив до этого с Марамалом, даже если у него уже есть амулет Мары. Марамала можно найти в храме Мары, но первая встреча с ним состоится в таверне «Пчела и жало».

Когда главный герой заговорит с доступным для брака персонажем, тот может заметить амулет. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо выполнить какое-либо поручение этого персонажа. Если персонаж доступен для брака, система Radiant AI может не позволить заключить с ним брак, даже в том случае, если его поручение было выполнено. Поэтому на всякий случай лучше подобрать «резервного» кандидата.

У кандидата можно спросить: «Я тебе нравлюсь?». Он / она ответят, но поинтересуются и мнением главного героя. Если протагонист согласен, можно начать приготовления к браку. Для этого придётся вернуться в храм Мары и организовать церемонию, ещё раз переговорив с Марамалом. Подождав 24 часа, можно покинуть храм, а затем подождать пока в журнале заданий не появится запись «Явиться на собственную свадьбу». Теперь можно вернуться в храм, и свадьба начнётся.

Брачная церемония

Брачная церемония
Свадебную церемонию открывает Марамал словами: «А вот и наша прекрасная невеста / наш счастливый жених. Начнём же церемонию. Мара дала жизнь всему сущему и с тех пор присматривает за нами, как за детьми своими. Её любовь к нам научила нас любить друг друга. Её любовь показала нам, что жизнь, прожитая в одиночестве, и не жизнь вовсе. Мы собрались сегодня здесь, под любящим взором Мары, чтобы засвидетельствовать вечный союз двух душ. Пусть они будут неразлучны в этой жизни и в следующей, в богатстве и в бедности, в радости и в горе. Согласны ли вы по любви связать свои жизни вместе - сейчас и навсегда?»

Потенциальный супруг главного героя ответит: «Да. Сейчас и навсегда». Марамал задаст этот же вопрос и протагонисту, на что можно выбрать один из двух вариантов ответа:

«Да. Сейчас и навсегда» - Марамал продолжит церемонию словами: «Властью, данной мне Марой, богиней любви, объявляю вас супругами. Вручаю вам обоим эти кольца, благословлённые милостью Мары. Пусть они хранят вас в вашей совместной жизни».
«Остановите свадьбу! Я не хочу заключать брак!» - Марамал удивится и скажет: «Ты хочешь бросить свою пару? Убирайся прочь из храма». Если попытаться заговорить с отверженным кандидатом, то он или она скажут лишь: «Уходи прочь с моих глаз» или другую реплику в том же духе. Храмовые жрецы и гости церемонии будут гораздо более лаконичны, говоря просто «Вон отсюда» или «Уходи».
Если церемония будет завершена, как положено, то гости поздравят молодожёнов. Перед тем как покинуть храм, герой должен поговорить с супругом, обсудив условия совместного проживания. Вторая половинка сама заговорит об этом, сказав что-то типа: «Наконец мы женаты. Наверное, нам следует решить, где жить? Если хочешь, можем поселиться у меня». Предстоит сделать выбор между домом протагониста и жилищем новоиспечённого супруга / супруги. Это не принципиально, ведь в дальнейшем можно будет переехать в другой дом.

После свадьбы супруг / супруга протагониста открывает торговую лавку. Теперь главный герой может спросить вторую половину о сумме, которую удалось выручить торговлей. На следующий день уже можно будет получить ежедневный доход в размере 100 септимов. Кроме того, если супруг / супруга переехал(а) в дом главного героя, то под рукой всегда будет торговец, с которым можно торговать различными товарами. Однако торговля с собственной второй половинкой на ежедневный доход не влияет - он всё также будет составлять 100 монет.

Если же главный герой бросил потенциального супруга / супругу у алтаря, то с ним или с ней можно поговорить позже в их обычном месте проживания. При встрече он / она выразит крайнее возмущение поведением главного героя, произнеся фразу типа «Чего ты хочешь? Нам не о чем говорить!» Есть два варианта ответа на эту реплику:

«Это была ошибка. Может, начнём всё сначала?» - брошенный кандидат простит героя, дав второй шанс на заключение брака. После этого нужно снова поговорить с Марамалом, который простит главного героя и даст согласие на повторную церемонию. Можно повторять весь процесс несколько раз до тех пор, пока не будет уверенности в правильности сделанного выбора или же выбрать вариант, представленный ниже.
«С чего тебе взбрело в голову, что я тебя люблю?» - после этих слов протагонист уже не сможет заключить брак с этим персонажем. Также брошенный кандидат начнёт презирать главного героя. Тем не менее, остаётся возможность заключения брака с другим подходящим для этого персонажем.

Преимущества брака

Преимущества брака
Раз в день супруг / супруга будет готовить домашнюю еду, употребление которой ускоряет восстановление здоровья, запаса сил и магии на 25 % в течение 600 секунд.
Супруги, которые являются компаньонами всё также могут следовать за главным героем по его просьбе, с ними можно обмениваться экипировкой и другими предметами. К тому же, в качестве супругов они будут готовить домашнюю еду, даже находясь далеко от дома.
Супруг / супруга иногда может что-нибудь подарить.
Супруг / супруга откроет магазин, приносящую доход в 100 септимов в сутки.
Если супруг / супруга в качестве компаньона сопровождает протагониста, то торговать можно прямо в пути.
Если до брака персонаж был торговцем, то у него или у неё в продаже будут те же товары, которые были в ассортименте до заключения брака. Если же персонаж торговцем не являлся, то он или она будет торговать всякой всячиной и некоторыми из вещей, что находятся у них в инвентаре.
Не стоит переживать, что супруг / супруга продадут кому-то вещи, выданные им на хранение. Как и другие торговцы в игре, они на самом деле торгуют только с персонажем игрока.
Ассортимент товаров супруга / супруги случайный и, судя по всему, обновляется раз в сутки (вместе с ежедневным доходом, который можно испросить со второй половинки).
Супруг / супруга не даст никаких скидок протагонисту - уровень цен по прежнему зависит от мастерства красноречия главного героя.
Сон (даже в течение всего лишь одного часа) рядом с второй половинкой даёт временную способность «Объятия любви» - все навыки растут на 15 % быстрее в течение 8 часов. Стоит отметить, что этот бонус можно получить, даже при использовании кровати, не принадлежащей главному герою, в том числе в подземельях и других локациях, при условии, что рядом нет врагов. Таким образом эта способность обретает особую ценность, если супруг / супруга являются компаньоном.
Этот эффект суммируется с эффектами от знаков Мага, Воина и Вора.
Этот эффект не будет действовать, если персонаж находится под действием знака Любовника. Для сохранения эффекта от знака Любовника можно использовать этериевую корону DG. Если снять корону перед тем, как персонаж ляжет в кровать, а затем снова надеть, то любой эффект о неё будет суммироваться с эффектом «Объятия любви».
Этот эффект не будет работать, если главный герой является оборотнем.

Вампиризм

Вампиризм
В дополнении Dawnguard есть возможность обратить супругу / супруга в вампира. Это часть квеста клана Волкихар под названием «Дар».

Технически это не сделает вторую половину вампиром - его / её по-прежнему можно будет обнаружить с помощью заклинания «Обнаружение жизни» и он / она не будут использовать «Вампирское высасывание». Глаза не станут испускать оранжевое свечение, и не проявятся никакие другие признаки вампиризма.

Совместное проживание

Совместное проживание
В начале игры может не хватать денег на покупку жилища, поэтому есть смысл заключить брак с персонажем, владеющим приличной собственностью и жить в его доме до тех пор, пока герой не сможет себе позволить приобрести собственный.

Если супруг / супруга имеет собственное жилище, то можно переехать туда. Предметы, которые будут оставлены в этой локации не исчезнут. Если главный герой владеет собственной недвижимостью, то можно выбрать один из этих домов для совместного проживания. Однако невозможно поселиться в ничейных пустых домах, домах, которые являются наградой за выполнение квестов или принадлежат фракциям, в которые входит главный герой. Жить вместе можно только в тех домах, которые протагонист приобрёл за деньги. Если установлено дополнение Hearthfire, то можно поселиться в одном из построенных поместий, если в них есть кровать для супруга / супруги.

Недвижимость, принадлежащая супругу / супруге может быть как жилой, так и торговой, а может выполнять и обе функции одновременно. Во владение может входить, как весь дом, так и одна комната в нём или даже номер в таверне (который на самом деле не принадлежит второй половинке). Если супруг / супруга будет жить в своём доме, то их распорядок дня будет таким же, как и до свадьбы. Он / она будут ходить в те же места и заниматься теми же делами. Если же супруг / супруга поселятся в доме главного героя, то они никогда не будут выходить оттуда, если, конечно, они не являются компаньонами. Стоит обратить внимание, что переезд супруга / супруги займёт некоторое время, и он / она не сразу появятся в доме протагониста, так как на самом деле проделает весь переход из одного дома в другой.

Если главный герой является другом какого-либо персонажа, то как правило, он имеет возможность спать в его доме и брать некоторые дешёвые вещи оттуда, и это не будет считаться кражей. Тем не менее, дорогие предметы взять нельзя - это уже будет считаться преступлением. После заключения брака, можно свободно брать даже довольно дорогие вещи из дома супруга / супруги. Главное, чтобы предмет стоил менее 500 септимов. Если супруг / супруга проживает в доме главного героя, то его / её собственное жилище, как правило, закрыто. Чтобы попасть туда, нужно туда переехать и обзавестись ключом.

Недвижимостью супруга / супруги может оказаться всего одна кровать. Например, домом Дравинии Резчицы окажется таверна «Деревянное кружево», где ей принадлежит только кровать в небольшой комнатке, которую она делит и с другими персонажами, проживающими там же, даже после того, как она вступит в брак. Ни один из сундуков и других контейнеров в комнатке и других помещениях таверны не принадлежит ей. Учитывая, что в её кровати можно спать, и не вступая с ней в брак, а всего лишь оказав ей услугу, свадьба с ней может оказаться не такой уж и выгодной для расчётливого жениха.

Стоит обратить внимание на то, что если до свадьбы в жилище супруга / супруги проживали другие персонажи, после переезда туда они никуда не денутся и будут проживать там же. Если супруг / супруга является торговцем, но в его / её лавке жил и другой персонаж, который может подменить на время отсутствия или смерти, то супруг / супруга не смогут там торговать до тех пор, пока этот персонаж будет жив.

Особенности брака в моде Hearthfire

Особенности брака в The Elder Scrolls V: Hearthfire
Если герой завёл детей, то он не сможет поселиться с ними у своей второй половинки, если в его / её доме нет детской комнаты.
После заключения брака дети перейдут туда, где поселится супруг / супруга героя, даже если жили до этого в разных домах.
При переселении жены / мужа на новое место, дети перейдут вместе с ней / ним.
В диалоге разговора с женой / мужем, появится строка с вопросом о здоровье детей.
Если герой завёл детей в городе, отличном от города проживания супруга / супруги, он / она переедет к детям.

Персонажи, доступные для брака

Жёны:

Аргониане
Шави – можно встретить в доках около Виндхельма.

Бретонцы
Муири – «Ведьмина настойка», Маркарт. Необходимо выполнить ее задание из Темного Братства.

Высшие эльфы
Тари – «Сияющие одежды», Солитьюд

Имперцы
Виола Джордано – Виндхельм.
Джилфри – Лесопилка «Пирожок».
Камилла Валерия – Ривервуд. Необходимо завершить квест по поиску золотого когтя.
Карлотта Валентия – Вайтран.
Рия – Йоррваскр, Вайтран. Необходимо выполнить все задания Соратников.
Сенна – Храм Дибеллы, Маркарт.

Норды
Грелха – Рифтен.
Изольда – Вайтран. Необходимо принести ей бивень мамонта.
Иона – ваш дом «Медовик», Рифтен.
Йордис Дева Меча – ваш дом «Высокий шпиль», Солитьюд.
Лидия – ваш дом «Дом теплых ветров», Вайтран.
Мьол Львица – Рифтен. Необходимо разыскать ее оружие.
Ньяда Каменная Рука – Йоррваскр, Вайтран. Необходимо выполнить все задания Соратников.
Орла – Храм Дибеллы, Маркарт.
Сульга – Камень Шора, Рифт. Необходимо выполнить ее задание.
Темба Широкая Рука – Айварстед, Рифт.
Утгерд Несломленная – таверна в Вайтране. Необходимо победить ее в кулачном бою.
Эйла Охотница – Йоррваскр, Вайтран. Необходимо выполнить все задания Соратников.
Эйри – Деревня Анга.

Орки
Боргак Стальное Сердце – Мор Казгур. Необходимо предоставить приданое или же уговорить.
Горза гра-Багол – Маркарт.

Редгарды
Анвен – Храм Дибеллы, Маркар.

Тёмные эльфы
Авруза Сарети – Ферма Сарети, Рифт.
Брелина Марион – Коллегия Винтерхолда.
Дженасса – «Пьяный охотник», Вайтран. Необходимо ее нанять.
Дравиния Резчица – Роща Кин.

Мужья:

Аргониане
Деркитус – шахта в Черном Броде.
Хорошо-Знает-Болота – в доках около Виндхельма.

Бретонцы
Коснах – «Муравейник», Маркарт.
Октав Сан – дом Иветты Сан, Солитьюд.
Омлаг – «Муравейник», Маркарт.
Перт – Логово Сольюнда.
Энитах – Картвастен.

Имперцы
Квинт Навал – «Белый флакон», Виндхельм.
Маркурио – таверна «Пчела и жало», Рифтен. Необходимо его нанять.
Павон Аттий – Шахта Колскеггр.
Сорекс Виний – «Смеющаяся крыса», Солитьюд.

Норды
Ангренор Награжденный – таверна «Очаг и свеча», Виндхельм.
Аргис Бастион – ваш дом «Влиндрел-холл» в Маркарте.
Балимунд – «Обожженный молот», Рифтен.
Белранд – «Смеющаяся крыса», Солитьюд. Необходимо его нанять.
Бенор – Морфал.
Вилкас – Йоррваскр, Вайтран. Необходимо выполнить все задания Соратников.
Вилхельм – таверна «Вайлмир», Айварстед.
Ворстаг – таверна «Серебряная Кровь», Маркарт.
Игрод Младший – Морфал.
Колдер – ваш дом «Хьерим» в Виндхельме.
Онмунд – Коллегия Винтерхолда.
Рогги Борода Узлом – Роща Кин.
Стенвар – таверна «Очаг и свеча», Виндхельм. Необходимо его нанять.
Торвар – Йоррваскр, Вайтран. Необходимо выполнить все задания Соратников.
Фаркас – Йоррваскр, Вайтран. Необходимо выполнить все задания Соратников.
Филньяр – Камень Шора.
Эрик Грозный Убийца – Рорикстед.

Орки
Гат гро-Шаргак – Шахта Колскеггр.
Горбаш Железная Рука – Душник-Йал.
Мот гро-Багол – Подкаменная крепость, Маркарт.

Тёмные эльфы
Атис – Йоррваскр, Вайтран. Необходимо выполнить все задания Соратников.
Ревин Садри – «Подержанные товары Садри», Виндхельм.
Ромлин Дрет – Рифтен.
Сондас Дреним – Черный Брод.

Если хотите как-то поблагодарить, Вы можете положить денежку на:
4276 3801 1194 2855
Благодарю!

В Скайриме помимо драконов, вампиров и прочих врагов, вы можете найти любовь всей жизни. Эта статья расскажет обо всех аспектах и тонкостях брака.

Первоначальные требования

Прежде всего надо получить Амулет Мары.

Надев этот аксессуар, вы показываете жителям Скайрима, что находитесь в поиске второй половины. Когда амулет на вас, вы можете предлагать интересующим вас персонажам-претендентам или претенденткам руку и сердце.

Он может случайно попасться вам среди трофеев, но самый простой и верный способ получить аксессуар - отправиться в Храм Мары в Рифтене или в трактир "Пчела и Жало".

Далее вам обязательно надо «пройти» все диалоги со священником, чтобы не оказалось, что вы что-то упустили. Найти того, с кем хотите создать семью. У вас должны быть дружеские отношения, сложившиеся в результате выполнения квестов, а, может, вы просто оказали друг другу какую-то любезность. Но, к сожалению или к радости, развестись никак нельзя, кроме, конечно, убийства супруги(а) или при помощи консольного кода.

Примечание : Отсутствие необходимости ухаживать за будущей(им) женой/мужем разработчики объяснили тем, что на них нет времени: жизнь в Скайриме опасна и коротка. Об этом говорит Марамал, если герой решит купить у него амулет Мары.


Как сделать предложение

Важно, что невест и женихов в Скайриме много: это женщины и мужчины разных типов внешности и профессий, рас и возрастов. Вы поймете, что они готовы изменить свое семейное положение, если в диалоге у вас появится возможность задать вопрос: «Я тебе нравлюсь?». Если вам отвечают утвердительно, нужно снова вернуться в Храм Мары и еще раз поговорить с Марамалом. Он сообщит вам, что свадебная церемония состоится через 24 часа.

Если вы в последний момент передумаете и не придете, то возможность создать семью с этим NPC вам больше не представится (или представится, но после короткой выволочки от отвергнутой половинки; после фразы "Это была ошибка, давай начнем все сначала" она может сменить гнев на милость. Срабатывает только один раз). Ну, а если вы всё-таки решитесь, то свадьба состоится, а после церемонии вы получите зачарованное обручальное кольцо. Поговорите с вашим супругом/супругой по поводу будущего места проживания, пока она не покинула храм. Если у вас есть дом, он переедет к вам, если нет, вы сможете жить у него.

До вашего дома ваш супруг/супруга доберется самостоятельно; когда вы в следующий раз там появитесь, NPC уже будет ждать вас. Многоженства в игре нет, и развестись тоже будет невозможно. Внимание! Не оставляйте свои вещи в доме супруга/супруги, иначе рискуете их безвозвратно потерять.

Заключать можно также и однополые браки. Однако, получить в супруги босмера и хаджита нельзя.

Бонусы брака

§ Чтобы не скучать дома, ваш супруг/супруга решит открыть магазин, торгующий всякой всячиной. Таким образом, вы можете продавать свои вещи и иногда находить в продаже нужные предметы.

§ На вопрос: «Ну что, сегодня магазин принес доход/наша лавка дает прибыль?» каждый день можно получать 100 золотых. Деньги накапливаются; так что вы можете обращаться за ними даже раз в месяц и получать все вместе.

§ Раз в день по запросу супруг/супруга будет готовить вам домашнюю еду (выглядит как пирог), которая ускоряет восстановление здоровья, магии и выносливости.

§ Сон в супружеской постели дает вам бонус: в течение 8 часов после него восстановление здоровья, магии и выносливости происходит на 15% быстрее.

Примечание

Если Ваша половина не принадлежит к категории Спутники, то ее нельзя взять с собой в странствия, и она не имеет возможностей компаньонов.

Если вас не удовлетворяет текущий список супруг/супругов, то можно воспользоваться кодом. Для начала конечно же нажимаем ~ (тильда), потом нажимаем лев. кнопкой мыши на женщину/мужчину, который(ая) вам нравится(писать код NPC не надо!), и вводим addfac 19809 1 , и если это не подействовало, то вводим еще иsetrelationshiprank player 4 , и должно получиться. Бесполезно по отношению к: каджитам, даедрическим принцам, Цицерону и Туллию с Ульфриком. Вероятно, что не подействует на чужих хускарлов и армейских офицеров. Срабатывает почти на всех ярлах (Балгруф в этой роли хорош, к тому же к нему прилагается целый Драконий Предел).

И не забудьте надеть Амулет Мары !

Возможные проблемы

Если на вашем счету есть хоть один умерший спутник (например, в ходе квеста Зов Боэтии), то во время свадьбы может случиться неприятный казус. Вместе с гостями у дверей храма появится труп вашего бывшего спутника, свадебный квест будет провален, и никто из живых гостей разговаривать с вами не захочет, отговариваясь от вас "Уходи", а ваша избранница/избранник будет заверять, что видеть вас больше не желает. Лечится это тремя путями:

1. Избавьтесь от трупа (консолью), извинитесь перед Марамалом и помиритесь со сбежавшим женихом/невестой. Снова назначьте свадьбу.

2. Переждите ровно 24 часа, после чего снова наведайтесь к своей второй половинке с повторным предложением. Вторую свадьбу труп обычно не срывает. Но есть шанс того, что с вами ваша избранница/избранник так и не заговорит.

3. Установите все последние патчи (1.2-1.5), после чего повторите процедуру брака ссамого начала. Если вы загрузите игру после момента предложения брака, то труп снова появится.

Если же вы потеряли спутника, принеся его в жертву Боэтии, то можно вернуться в её святилище и воскресить его с помощью команды resurrect.

Проблема чаще всего наблюдается именно на непропатченных версиях игры, но может появится и в самом свежем патче.

Баги

§ Часто случается, что новоиспечённый супруг/супруга уходит с церемонии в тот момент, когда вы не можете двигаться, т.е. ждёте окончания торжества и сбегает в неизвестном направлении. Также очень часто бывает, что вторая половинка по идее уходит к вам или к себе домой (как вы и решили), но так и не приходит и вообще пропадает. Через некоторое время он или она может появиться у Храма Мары, но случается такая удача не часто. Вернуть беглеца можно только через консоль: player.moveto Ref ID , где Ref ID собственно, реф айди вашего сбежавшего супруга или супруги

§ Супруг/cупруга после свадьбы уходят к своему жилищу, или если вы пригласили их к себе домой, то они будут идти туда пешком. По времени это очень длительный процесс. Чем дальше ваш дом находится, тем дольше времени займет ее "путешествие"

§ После излечения ликантропии брак невозможен.

§ Если взять в супруги компаньона, способного обучить навыку и выдать квест (например, Фаркаса), то из диалогов с ним исчезнет ветвь компаньона (т.е. с ним нельзя будет обменяться вещами, попросить подождать/следовать за вами попросить что-то сделать). Если вы вручили такому NPC предметы до брака, то потом их уже нельзя будет забрать обратно.

1. Несмотря на то, что Лидия упомянута в данных игры в качестве кандидата для женитьбы, в игре невозможно жениться на ней без использования консольной команды ( с прицелом, указывающим на Лидию). Возможно, это баг, который будет исправлен.

В официальном обновлении 1.5 от Bethesda баг с Лидией был исправлен! Теперь на ней можно жениться при условии купленного в Вайтране жилища: "Дом тёплых ветров" и, естественно, при наличии Амулета Мары.

В случае, когда супруг/супруга уходит, не дождавшись окончания церемонии, можно просто "пропустить" окончание самой церемонии (быстрым нажатием Enter или левой Кнопки Мыши) и догнать супругу/супруга до дверей, чтобы выяснить, где вы будете жить, тогда он/она не потеряются, а окажутся сразу дома.

Как жениться на любом персонаже

Вобщем так, что-бы жениться почти на любом персонаже вам понадобится сделать:

  1. Создаем тесктовый документ в блокноте называем его "a" (только английской) и кидаем его в корень папки например в лицензии - D:SteamSteamAppscommonskyrim
  2. Пишем в нем:

addtofaction 19809 1

addtofaction 5C84D 1

setrelationshiprank player 4
  1. Нужен АМУЛЕТ МАРЫ(МОЖНО ВЗЯТЬ В ХРАМЕ МАРЫ В РИФТЕНЕ, ЗА 500 ЗОЛОТЫХ)
  2. Заходим в игру, узнаем ID персонажа(шелчек на НПС левой кнопкой мыши)
  3. Вводим чит - "bat a"
Всё! Теперь можно жениться или выходить замуж на том персонаже. Если чит не работает попробуйте надеть Амулет xD
P.S. Кстати этими же действиями, можно сделать почти любого НПС сопартийцем) ИДЕЮ ПОДАЛ Откоректировал: GWINBLEYDD

Женится - Замуж второй раз.

Для начала нам необходимо избавится от супруга(и) продайте или выбросите атребуты прошлой свадьбы (Амулет Мары и Кольцо святости брака) После этого нам необходимо восстановитель сам квест, для этого в консоле "~" пишем следующие строчки:

ResetQuest RelationShipMarriage

SetStage RelationShipMarriage 10

Если вы не может найти свою старую жену, мужа, то пресонажа можно телепортировать к ГГ следующей командой, спасибо Крохотный Убивец

prid id персонажа
disable
enable
moveto player

Персонаж появится около вас, и вы можете его убить. Можно и реснуть его, он будет объщятся так же как и раньше, но думаю стоит после свадьбы это делать. Что бы реснуть набираем в консоле Resurrect кликнув перед этин по трупу.

Свадьба и развод

Свадьба
C большим опозданием, но "свадебная мода" добралась до серии The Elder Scrolls. Создать счастливую ячейку общества можно со многими персонажами. Как правило, перед этим вы должны оказать им небольшую услугу, чтобы завоевать расположение. Тогда вы услышите от них что-то вроде "с тобой всегда веселее". Таких персонажей примерно пол сотни. В брак можно вступать даже с особями своего пола, но в отличие от какого-нибудь Dragon Age , они вообще не навязываются, вступать в диалог о свадьбе прерогатива игрока.

Итак, вот вы нашли для своего персонажа любовь всей жизни, но что делать дальше?! Первое, вам нужно побывать в Рифтене и поговорить со священником по имени Марамал. Скорее всего вы найдете его либо в таверне "Пчела и жало", где он проповедует о браке, либо в храме Мары. Поговорите с ним о храме и о браке. Теперь вам нужен амулет Мары, который можно купить у самого Марамала.

Возвращаетесь к выбранному персонажу, надеваете амулет и начинаете диалог со слов "я тебе нравлюсь?". После положительного ответа появится задание "поговорить с Марамалом об устройстве свадьбы". Тот даёт согласие и назначит время свадьбы - завтра вечером (6 часов pm) в храме.

Подход к алтарю в свадебных нарядах, куча приглашенных родственников, произнесение клятв, золотые "кольца святости брака" - прилагаются! Осталось поговорить с женой или мужем о том, где вы будете жить. Это может быть один из ваших домов, либо вам будет предложено поселиться в доме "любви всей жизни". "С милым рай и в шалаше", так сказать. Если что, после вы всегда сможете выбрать другой дом для совместной жизни.

Заметка. Первый раз оказалось, что сразу после произнесения клятвы, персонаж взял и покинул храм, не дождавшись окончания речи Марамала! А после этого просто исчезает из игры - ни дома, ни в городе найти так и не удалось. Пришлось перезагружаться и проматывать диалоги, чтобы догнать суженую у дверей храма.
Итак, свадьба прошла успешно, в вашем доме появился новый персонаж. Что дальше? Во-первых, жена или муж - это новый магазин, прямо у вас дома. Также вам принадлежит половина дохода от него - 100 золотых в день. Также вам могут приготовить домашнюю еду. А если спать в супружеской кровати, можно получить бонус "хороший отдых". Эффект: Все навыки растут быстрее в течении 8 часов. Вопреки некоторым новостям из стана разработчиков в своё время, детей завезти нельзя.

Женитьба на жрице Дибеллы предполагает нескучные ночки для вашего персонажа.
К сожалению, за кадром.

Развод

В самой игре развестись нельзя. Брак - это на всю жизнь.
Однако! Развестись можно с помощью консоли!
Скачиваете этот файл, из папки Data копируете divorce.txt в папку с игрой. Во время игры набираете в консоли (клавиша Ё(~)) bat divorce - и готово! Через сутки можете снова сыграть свадьбу! Амулет, кстати, понадобится новый.
P.S. не обращайте внимание на описание файла - оно неверное. Следуйте приведенным мной инструкциям выше.

Как жениться на любом персонаже?
Честным путем доступны далеко не все. Зато нечестным, почти все!

Выбираете объект, с которым хотите состоять в браке. Вызываете консоль (клавиша Ё(~)), кликаете на персонажа так, чтобы высветился его номер. Вводите addfac 19809 1 - и можете жениться! Правда, по-видимому, вам сперва нужно завоевать расположение этого персонажа.

В Скайриме можно все. Можно есть, пить, заводить отношения с женщинами, трахаться с ними, женщины могут беременеть и рожать вам детей. Да-да, последние пункты особенно важны. Однако, что делать если вы ханжа и потрахушки в гражданском браке вам претят? Выход есть, в Скайриме можно все! Вы можете жениться на предмете своего обожания. Достаточно одеть амулет мары (как жениться в скайрим
) и… Однако есть одна заковыка…. Ведь замуж за вас не всякая пойдет… Но так было до последнего времени… Новость в том, что отныне жениться можно практически на любом персонаже, даже на враждебном. Для этого достаточно поставить данный мод. Мод добавляет возможность жениться в Скайриме на ком угодно. Жениться можно даже если у нпс нет диалогов о свадьбе или ваша избранница - враждебный персонаж. Как получить такую возможность? Установите мод, далее наденьте Амулет Мары и следуйте к Марамалу, который в том случае, если это ваш первый вояж в Рифтен, прохлаждается в “пчеле и жале” . Попросите его рассказать вам о храме Мары. После этого у вас появится строчка в диалогах с нпс-ами, начертание которой выглядит как “you look nice today” (Вы сегодня мило выглядите). Появляться она будет только при надетом амулете Мары. Жмем строчку для того что бы инициировать женячку, детали свадьбы обговариваем с Марамалом. Важно! Амулет Мары можно снимать только после свадьбы иначе может ничего не получиться… Чтобы жениться на враждебном нпс вам потребуется мод Возможность совершать сексуальное насилие: Sexlab Submit
Для начала задайте горячую клавишу на крик подчинения в SexLab