Клеймо именник на золотых изделиях. Пробирные клейма ссср. Именники и клейма на предметах, привозимых из стран СНГ

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Как проверить при покупке драгоценное украшение на подлинность и соответствие заявленным свойствам - пробе драгметалла и изготовителю? Как расшифровать пробирное клеймо на колечке или серёжках? И ещё вопрос - какие маркировки непременно должны быть на настоящем ювелирном изделии и где их сразу найти?

Государственное пробирное клеймо

Из чистого золота бывает сердце в репертуаре Стаса Михайлова (и то на правах метафоры), но не драгоценная монета и не ювелирное изделие. Золотые и серебряные вещицы долговечные и прочные только благодаря тому, что их делают из сплавов. Правда, доля серебра или золота в них нередко превышает 95%.
Содержание драгметалла в изделиях именуется пробой. Она обозначается трехзначным числом, так как выражает массу в 1000 частях сплава.
Контроль над пробой - прерогатива государства. Все ювелирные изделия, продающиеся либо продававшиеся в России - будь то отечественное производство или импорт, - маркируются пробирным клеймом.
Маркировка не ставится на:

  • монеты, прошедшие эмиссию;
  • самородки, использованные в «ювелирке»;
  • государственные награды;
  • сусальное золото и серебро;
  • мелкие насечки драгметаллом на шкатулках, вазах и прочих ценных предметах.

В России действителен определённый перечень проб ювелирных украшений:

    375, 500, 583, 750 и 958 - для золота;

    750, 800, 875, 916, 925 и 960 - серебро;

    950 - платина;

    500 и 850 - палладий.

Расшифровка пробирного клейма

Пробирное клеймо составляют два обозначения, которые могут находиться как рядом, так и раздельно:

  1. знак удостоверения нашего государства - это либо советские серп с молотом впереди и звезда о пяти концах фоном, актуальные в качестве пробирного знака до сих пор, либо профиль женщины в кокошнике, развернутый вправо;
  2. знак пробы.

Пробирное клеймо:

1 - Шифр государственной инспекции пробирного надзора
2 - Знак пробирного удостоверения
3 - Цифровое обозначение пробы драгоценного металла

Эскизы пробирного клейма на золоте:

Эскизы пробирного клема для серебра:

Именник ювелирного завода

На ювелирные украшения обязательно наносится и маркировка изготовителя - именник (ювелирный). Он представляет собой:

  • знак, идентифицирующий ювелира (предприятие либо ИП);
  • обозначение года выпуска.

Именники ювелирные обновляет (в каждом новом году), утверждает и регистрирует Пробирная палата.
Символы именника завода наносятся только рядом - помещенными в один контур.
Обе маркировки, как правило, видны, если это

  • кольцо - внутри;
  • кулон - снаружи;
  • серьга, цепочка - на замочке.

Год выпуска (маркировки) на именнике с 2001 года обозначается первой буквой. Например, 2005 - пятой буквой алфавита «Д».
Вторая буква указывает местонахождение ювелирного производства.
И следующие символы - шифр изготовителя. Следуя рекомендациям Пробирной палаты ювелиры используют одну или две русские буквы.

Расшифровка именника

1 - шифр года
2 - шифр Госинспекции Пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель
3 - шифр изготовителя

расшифровка по годам: А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год

Второй указывает на инспекцию пробирного назора: Л - Северо-Западная (без изменения)

Инспекции пробирного надзора

Местонахождение

Шифры на клеймах

1. Верхне-Волжская

р/п Красное-на-Волге, Костромская обл.

2. Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

3. Восточно-Сибирская

г. Красноярск

4. Дальневосточная

г. Хабаровск

5. Донская

г. Ростов-на-Дону

6. Западная

пос. Янтарный, Каланинградская обл.

7. Забайкальская

г. Улан-Удэ

8. Западно-Сибирская

г. Новосибирск

9. Поволжская

10. Подмосковная

г. Бронницы, Московская обл.

11. Прикаспийская

г. Махачкала

г. Якутск

13. Северная

г. Великий Устюг, Вологодская обл.

14. Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

15. Уральская

г. Екатеринбург

16. Центральная

г. Москва

Последние символы идентифицируют производителя (без изменения)

Как видим, по именнику и пробирному клейму действительно можно узнать, что представляет из себя любое изделие, рассчитанное на продажу в России.

Топор - один из немногих инструментов, вид которого за века почти не изменился, однако качество современных топоров чаще всего оставляет желать лучшего. В Союзе топоры изготавливались строго в соответствии с государственными стандартами и отличались высоким качеством. Заводы на каждом топоре ставили свое клеймо, по которому сейчас ценители качественного инструмента и антиквариата относят их к определенному изготовителю. Какие же бывают клейма на топорах?

1) Вачский завод «Труд». В 1830 г. основана фабрика в Ваче, которая занималась изготовлением стальных изделий. Фабрика развивалась под руководством нескольких поколений Кондратовых — ее основателей. В 1920 году национализирована и переименована в завод «Труд». Во время Великой Отечественной войны работала на нужды армии. Завод «Труд» существует до сих пор и продолжает выпускать.

2) Ижсталь завод. Железоделательный завод основан в 1760 году Шуваловым. До войны - «Завод № 180». В 1939 году его разделен на две части: металлургический завод № 74 и машиностроительный № 71. Сейчас это завод стрелкового вооружения ООО «ИжСталь-ТНП».

3) Государственный подшипниковый завод 1. Проект строительства нового завода принят 1929 году, построен к 1932 году. Это первый специализированный завод по производству шарикоподшипников. В годы войны предприятие было частично эвакуировано, но выпуск продукции не прекращало. Сейчас называется ОАО «Московский подшипник».

4) Златоустовский инструментальный комбинат. Основан в середине 18-го века промышленниками Мосоловыми, первоначально назывался Златоустовский чугуноплавильный и железоделательный завод. В 1811 году был объединен с заводами Саткинским, Кусинским и Артинским.

В 1815 году при заводе создается оружейная фабрика, в 1917 она становится одним из цехов завода. Во время Гражданской войны завод простаивал, а после войны национализирован. В 1925 году завод разделяется на три отдельных предприятия: металлургический, механический и абразивный заводы. В 1939 году переименован в Златоустовский инструментальный комбинат — ЗИК. После перестройки переименован в Производственное объединение «Булат», которое обанкротилось в 2005 году.

Клейма заводов на топорах

Клейма заводов-изготовителей ставились на лезвии топора. Нередко кроме производителя на лезвии клеймились и другие данные - год изготовления, марка стали, фиксированная цена.

Завод «Труд» в городе Вача
До 1920 года завод носил название «Кондратов», что и обозначалось на всех выпускаемых изделиях. На клейме указывались название завода, город, и часто был государственный герб.
До 1950 года завод, который уже носил название «Труд», клеймил изделия надписью «з-д Труд», «з-д Труд Вача», или «Завод Труд Вача».

Топор 1935 года с клеймом "З-Д ТРУД ВАЧА 1935Г. MADE in USSR":

С 1951 по 1956 год клеймо выглядело следующим образом: две широкие буквы «З» и «Т»: буква «З» была чуть ниже и сзади, а буква «Т» была поверх нее.
С 1957 года по 1975 изделия маркировались тремя прописными буквами. Посередине была буква «Т», а по бокам от нее — «З» и «В», связанные между собой линией.

Советский пожарный топор с клеймом "ЗТВ":

С 1975 года и до 1992 клеймо имело две литеры — «О» и «Т», которые были написаны прописью, и первая палочка буквы «Т» пересекалась с «О» так, что ее не было видно.

Ижсталь завод.
Наиболее распространенное клеймо, которым обозначались топоры этого предприятия: в центре круга — буква «И», окруженная частью шестиугольника, вокруг нее указывается марка стали, год и месяц выпуска, цена. Специалисты утверждают, что при отсутствии года можно присмотреться к самому клейму. По их мнению, более старые варианты топоров имели новые штампы, которые выглядели четче. Кроме того, по их же заявлению, для работ топор Ижсталь завода лучше покупать до восьмидесятых годов выпуска, как и большинство топоров производства СССР.

Топор производства ИжСталь с клеймом УПС - "универсальный повышенной стойкости" из инструментальной легированной стали 8ХФ:

Государственный подшипниковый завод №1 . Чаще всего на лезвиях топоров этого завода указывалась надпись «1ГП3» и к ней добавляли год выпуска, город Москва или стоимость изделия.

Топоры с клеймами "1ГПЗ МОСКВА":

Имеется еще вариант клейма с изображением подшипника, внутри которого указана надпись.

Златоустовский инструментальный комбинат.
Этот завод один из тех, у которых существовало несколько распространенных вариантов клейма, встречающихся на топорах. Такие инструменты, наряду с остальными самыми известными советскими, считались лучшими.

Топоры с клеймами ЗИК:

Самым встречающимся клеймом ЗИК на топорах была надпись этих трех букв внутри треугольника. Было два варианта, когда год изготовления писался ниже самого клейма, вместе с остальной информацией, и когда надписи выбивались вокруг клейма. Встречается еще и клеймо в виде двух перекрещенных молотков, с надписью под ними — ЗГЗ.

Другие распространенные клейма топоров:

В круге — надпись «завод им. Горького», сверху — год изготовления.
Надпись «ЗИК» в круге и на украинском языке, вокруг — указание цены, года производства и марки стали. Клеймо относится к заводу имени Кирова в городе Запорожье.
Треугольник, разделенный на три части, в которых имеются буквы «О», «ОБ», «З», — Обнинская ИТК.

Некоторые особенности топоров и советы по выбору

Определить, как был сделан, согласно каким стандартам тот или иной советский топор легко, ведь каждый из них обязательно соответствовал ГОСТу. Достаточно достать документы и посмотреть, какие стандарты были в год выпуска конкретного топора. Соблюдались они весьма строго, поэтому большинство советских топоров произведенные в один период и являются практически одинаковыми. Конкретные редкие клейма интересуют коллекционеров.

Чистое серебро, как и золото, не годится для изготовления ювелирных украшений и столового серебра. Этот металл слишком мягкий, для увеличения твердости сплава используют такие добавки, как цинк, алюминий, медь и кадмий. Изделия с разными соотношениями основного металла и добавок должны соответствовать определенным стандартам качества и пропорций. Существует единая система, по которой их определяют, - система проб. Проба указывает на процентное содержание в сплаве чистого серебра. Наносится на украшение в виде оттиска, называемого клеймом, клеймо на серебре должно быть обязательно.

Сами мастера не могут устанавливать пробирное клеймо. Для исключения подделок качество любого изделия должно апробироваться государственной пробирной палатой.

Клеймо на серебре

После того как пробирная палата определяет состав сплава, изделие клеймится. Пробирное клеймо имеет свой вид для каждой страны и состоит из различных форм контура, рисунков, букв и цифр. В нашей стране официальное название пробирного клейма - государственный пробирный оттиск. Он имеет установленную форму, и реализация изделий без такого клейма незаконна.

Сейчас стандарты клейма отличаются от тех, которые были приняты в Российской империи и СССР. Кроме того, пробирный оттиск может сильно отличаться в зависимости от страны-производителя и даже содержать разные варианты указания пробы серебра. Так как привезенные изделия из драгоценных металлов в Россию обязательно подлежат апробированию и повторному клеймению, существуют специальные справочники, где указаны все возможные виды оттисков. Такая литература также полезна для ценителей антиквариата. Это помогает им установить, из какого металла было изготовлено изделие.

История пробирной системы

Клейма, которые ставились на серебряных изделиях с восемнадцатого до начала двадцатого века, указывали на их ценность. По ним можно было определить, когда и где сделано изделие и даже какой мастер над ним трудился. Пробирная система в России была создана царем Петром I. Специальным указом были определены четыре пробы серебра и золота, система пробирования называлась золотниковой.

Клеймить изделия тогда имели право только мастер и староста. Продавать что-либо из драгоценного металла без клейма было запрещено. Те, кто имели право ставить оттиски, даже специально для этого обучались.

Уже в девятнадцатом веке были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов. Претерпел изменения и сам оттиск. Он стал содержать герб города, где предмет был изготовлен, знак проверяющего (инициалы) и пробу металла. Приняли в то время и новый пробирный устав, по которому империя была разделена на пробирные округа, а клеймо приняло вид женской головы в кокошнике. Клеймо также содержало инициалы главы округа и пробу. С тех пор как начали клеймить изделие с указанием на место, где оно было сделано, и стало возможным распознавать работы великих мастеров.

Клеймо на серебряной вилке

Виды клеймений серебра в России

Сейчас наиболее распространенными сплавами являются 925 и 875 пробы серебра. Чаще всего клейма серебра имеют вид овала с обрезанными боковыми сторонами, изображение головы женщины в кокошнике, повернутой вправо. В нижнем левом углу находится буква, которая указывает на место, где изделие прошло апробацию, цифры слева означают пробу сплава. Изделия также могут клеймиться следующим образом:

  • Основными пробирными клеймами являются клейма, называемые литерами «А», «Б», «В», «Г». Присутствия их в изделии достаточно. Клеймо литеры «А» выглядит как голова женщины в кокошнике в круге, вне которого может находиться проба. Клеймо литеры «Б» имеет стандартный вид, описанный выше. «В» и «Г» - имеют аналогичный вид, соответствующий «А» и «Б», за исключение того, что вместо женщины в кокошнике на них изображена пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Такими оттисками клеймились изделия из драгоценных металлов в СССР. Сейчас они не используются.
  • К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д», «Е», «Ж», «З». Они не имеют самостоятельного значения. Самого по себе этого клейма недостаточно для определения качества изделия, рядом должно стоять основное. Сейчас используется только клеймо литеры «Д». Оно имеет вид прямоугольника, с закругленными концами, внутри которого стоит обозначение пробы. Клеймом литеры «Е» клеймились изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Остальные два использовались ранее.
  • Еще одной формой основного клейма литеры «Б» обозначаются изделия, предназначенные для отправки за границу. Они отличаются от основного тем, что вместо женщины в кокошнике на них изображен корабль. Такой пробы достаточно.
  • Изделия могут клеймиться и совмещенными пробирными клеймами. Они совмещают основное клеймо с «именником» производителя. Клеймо-«именник», или клеймо мастера, указывает помимо региона, где изделие апробировано, на самого изготовителя.
  • К 50-летию Октября вводили временное клеймо, посвященное юбилею в честь покорителей космоса, действовало оно в течение двух месяцев 1967 года.
  • До 1994 года для церковных изделий разрешено было использовать только клеймо литеры «Д», без основного.
  • До 1997 года медали и монеты клеймились буквами, обозначающими драгоценный металл в соответствии с химическими обозначениями, с рядом стоящей пробой. Если изделия не имеют художественной ценности, сейчас они клеймятся в соответствии с общепринятыми стандартами.
  • Существует несколько систем проб. Сейчас используется метрическая, но до ХХ века использовалась золотниковая.

Клеймо может ставиться несколькими разными способами. Чаще всего оно наносится механически. Но если изделие тонкое или особо дорогое, может использоваться лазерный тип нанесения. Поскольку изделия из драгоценных металлов подвергаются истиранию, то с украшениями с пробой, нанесенной лазером, необходимо быть особо аккуратными. Если их подвергать постоянному механическому воздействию, проба может стереться.

Пробирные системы, используемые во всем мире

У нас в стране на данный момент используется метрическая пробирная система. Она показывает количество тысячных частей чистого металла. Если это значение разделить на 10, можно получить его процентное соотношение. Например, в 585 пробе золота будет 58,5 %, а в 925 пробе серебра - 92,5 %.

Каратная система используется во многих государствах мира. Большинство стран Европы и Америка пользуются именно ей. Чистый металл имеет пробу в 24 карата. Если в сплаве его только половина, то такое изделие будет иметь пробу в 12 карат. Вычислить из каратной пробы метрическую можно по формуле к * м / 1000, где к - проба в каратах, м - метрическая проба.

Плотность серебра в зависимости от пробы

В царской России использовалась золотниковая проба. Золотником называлась весовая мера, которая равнялась 1/96 российского фунта, приблизительно четырем граммам.

Клеймение изделий с покрытием

Серебро в этом случае может быть как основным металлом, так и выступать в качестве покрытия. В первом случае изделие чаще всего покрывается золотом. Тогда ставятся две пробы: первая - основного сплава и вторая - сплава, которым украшение покрыто.

Серебром чаще всего покрываются столовые приборы. Особенно широко это было распространено в СССР. Тогда параллельно с пробой металла ставилась маркировка основного сплава. В это время принимались такие обозначения:

  • МН - мельхиор. Иногда также встречалось обозначение МЕЛЬХ.
  • МНЦ - нейзильберг.
  • АЛ - алюминий.
  • НЕРЖ - нержавеющая сталь.

В старинных антикварных предметах встречалось также и такое: ставилась только проба покрытия, без обозначения основного сплава. Это довольно опасно, так как можно принять посеребренное изделие за сделанное из чистого металла.

Подлежат во всем мире клеймению такие сплавы серебра:

  • 800 проба. Состав - 80 % серебра, остальное - медь. Быстро окисляется и имеет выраженный желтоватый оттенок. 830 проба имеет характеристики, аналогичные предыдущей.
  • Проба 875. Содержит 87,5 % серебра. Очень часто используется для изготовления столовой посуды и украшений.
  • 925 проба наиболее распространена. Имеет оптимальное соотношение «цена - качество». Обладает высокими антикоррозийными свойствами и не имеет желтого оттенка. Очень легко поддается изменению формы. Используется в основном для ювелирных изделий.
  • 960 пробу используют художники при работе с эмалью, а также для ювелирных украшений, особенно за рубежом.

Хронология использования проб в нашем государстве

  • С 1899 года на основании вновь введенного устава установили пробирный оттиск в виде головы женщины в кокошнике, только пока еще повернутой влево, и пробу в золотниковой системе.
  • В 1908 году голова уже повернута вправо, а к клейму добавилась буква с обозначением пробирного округа, к которому изделие относилось; проба была все еще золотниковая.
  • В 1927 году в Советском Союзе было введено новое клеймо: на нем была изображена голова рабочего с молотом. А также была введена новая система проб - та же, что используется и сейчас, метрическая. Пробирный округ обозначался все еще буквой греческого алфавита.
  • В 1958 году ввели оттиски с изображением звезды с серпом и молотом. Букву греческого алфавита заменили на букву - русского.
  • Современный вид оттиски приобрели в 1994, но ходили наряду со старыми вплоть до апреля 2002 года.

И хотя серебро в виде драгоценностей редко используется как инвестиции, обратить внимание на клеймо при его покупке все-таки стоит. Особенно если украшения, столовые приборы покупаются с рук, чего делать не рекомендуется. Подделать пробу возможно, но сложно и опасно. Поэтому ее и можно считать достаточной гарантией качества металла.

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.