Консультация для воспитателей «Игра нас научит, игра нас подружит. Формирование чувства взаимопомощи у детей дошкольного возраста через подвижные игры

Первая игра называется «Цепи кованые» - дети очень любят ее. Правила заключаются в следующем: все дети делятся на две команды, причем так, чтобы команды б

Дети каждой команды выстраиваются в ряд и крепко берутся за руки. Команды становятся одна напротив другой на расстоянии десяти метров. Одна команда выкрикивает: «Цепи!». Вторая отвечает: «Кованые!». Первая следом: «Раскуйте нас!». Вторая продолжает: «Кем?».

Затем первая команда называет имя ребенка, который должен постараться разорвать цепь. Ребенок разбегается и старается разомкнуть руки детей из противоположного ряда. Если у него получается, он может забрать в свою команду любого из двух детей, руки которых он «расковал». Если же у него не получается, он сам остается в противоположной команде. Эта игра учит детей помогать друг другу, когда сильный держит слабого, ради победы команды.

Следующая игра также развивает командный дух и учит взаимопомощи, а корме того, еще и развивает координацию движений и силу. Детей делят на команды так, чтобы в каждой было четное количество детей. Далее они делятся на пары, становятся плечом к плечу, и ведущий связывает их парами: нога к ноге, рука к руке. Получается, что у каждой пары детей есть «три ноги» и «три руки».

Пары каждой команды становятся в очередь, а ведущий устанавливает на одинаковом расстоянии от каждой команды ориентиры, например, стулья. Связанные пары должны обежать ориентир и встать в конец очереди. Побеждает та команда, последняя пара которой первой вернется на место. Эта игра учит детей помогать друг другу, синхронизировать движения, подстраиваться друг под друга. В нее часто играют в детских лагерях, на конкурсах и веселых стартах.

Есть и еще одна замечательная игра, которую особенно любят детки дошкольного и младшего школьного возраста. Она называется «Хвостики». Детей делят на команды с равным количеством участников и каждой команде выдают «хвостики» для каждого ребенка – длинные разноцветные ленточки, причем у каждой команды должен быть свой цвет. Хвостики можно слегка обвязать вокруг талии или закрепить под резинками юбочек и штанишек.

Когда ведущий дает команду, дети начинают бегать и пытаться оторвать хвостики у детей из других команд. Дети должны не только хватать чужие хвостики, но и защищать свои, а также хвостики других участников своей команды. Побеждает та команда, которая за определенное время наберет больше хвостиков или та, в которой остался последний «хвостатый» ребенок. Эту игру можно проводить в детском саду или на пришкольном участке - она приносит детям много радости и отлично объединяет их.

Картотека игр на развитие:

Навыков общения, культуры, сплочённости группы, на стимуляцию взаимопомощи и заботу о других.

Возраст 5-6 лет.

Цель:

Развитие навыков общения, сближения детей друг с другом и воспитателем.

Задачи:

Способствовать созданию спокойной, доверительной обстановки в группе.

Обеспечить развитие социальной уверенности у дошкольников. Повысить

самооценку детей, их уверенность в себе.

- Выражать поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.

Развивать умение чувствовать и понимать другого.

Развивать любознательность, наблюдательность.

Волшебные очки

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».

Ход игры

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

Добрые волшебники

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: “В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?”

Многие дошкольники охотно берут на себя роли “заколдованных”. Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: “А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?”

Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Зеркало

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит, как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого каждый ребёнок выступает перед остальными (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону) а детки за ним повторяют упражнения и пытаются как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале.

Эхо

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки.

После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-» или «Тр-р-р-п» и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали.

Волны

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду... «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

Ход игры

После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

Утка с утятами

В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый - воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую большую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других.

Салочки-выручалочки

В игру можно играть либо на улице, либо в большом просторном помещении. Предварительно нужно очертить пространство игры (большую площадку - 30-40 шагов в длину и в ширину) и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит, значит он не хочет играть и выбывает из игры. После этого можно приступить к объяснению игры: «Я буду «салочкой», а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, должен остановиться, бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча. Как только до него дотронулись, он может снова бегать».

Игра начинается со слов, которые взрослый произносит вместе с детьми:

«Салочка» нас не догонит,

«Салочке» нас не поймать,

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать!

С последними словами дети разбегаются в разных направлениях, а водящий начинает ловить их.

После первой игры роль «салочки» можно поручить кому-нибудь из детей. Важно, чтобы дети замечали, кто их «спас» и кому они сами смогли помочь. После игры можно спросить их об этом и отметить, кто из детей чаще всего помогал другим.

Подвижная игра «Паутинка»

Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку.

Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее

Воспитатель говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться

На чем-то, переживаем, тревожимся.

Надо научиться помогать себе.

«Я хочу с тобой подружиться»

Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше

описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать,

быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.

«Помоги слепому»

Для этой игры требуется пара участников. Один из них играет роль «слепого», другой – «поводыря». У первого завязаны глаза, и он должен двигаться по комнате, по собственной инициативе выбирая направление движения. Задача другого участника сделать так, чтобы «слепой» не столкнулся с предметами комнаты.


На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что взрослый сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного свободного общения и эмоциональной близости.

Итак, на четвертом этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры пятого этапа не только требуют от детей сопереживания другому, но и дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д.

Бабушки и дедушки

Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого – перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по «улице». «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от «машин», провести через опасную дорогу, показать «доктору» (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Живые куклы

Взрослый разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, бегать просить о чем-либо и пр. Давайте представим, что один из вас – ребенок, а другой – его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин – выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом взрослый предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, они могут продолжить играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

Шляпа волшебника

Заблудившийся ребенок

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел под дерево и не заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа взрослый организует сюжетно-ролевую игру: напоминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать, помогает построить дом из воображаемых веток и камней, сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т. д. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать проблемных – агрессивных или, наоборот, замкнутых – детей.

День помощника

Взрослый собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером он вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

Как мы уже подчеркивали, на данном этапе необходимо создавать ситуации, в которых дети смогут проявить помощь в контексте реальной жизни. Дети очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Можно попросить их помочь воспитателю младшей группы одеть малышей на прогулку или накрыть на стол и рассадить маленьких за столы. Если дети хорошо справятся с подобными заданиями, попросите их заменить воспитателя младшей группы до обеда. Пусть ваши дети проведут в младшей группе время до тихого часа, помогая малышам заниматься, играть, собираться и одеваться на прогулку, обедать и, наконец, укладываться спать.

Такая забота о других, участие в нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него порождают чувство причастности к другому и способствуют развитию сопереживания и сорадования.

бЧФПТ: дЕНЙОБ оБФБМШС чЙЛФПТПЧОБ , ЧПУРЙФБФЕМШ, дЕРБТФБНЕОФ ПВТБЪПЧБОЙС ЗПТПДБ нПУЛЧЩ уЕЧЕТП-ъБРБДОПЕ ПЛТХЦОПЕ ХРТБЧМЕОЙЕ ПВТБЪПЧБОЙС зПУХДБТУФЧЕООПЕ ВАДЦЕФОПЕ ПВЭЕПВТБЪПЧБФЕМШОПЕ ХЮТЕЦДЕОЙЕ З. нПУЛЧЩ «ыЛПМБ У ХЗМХВМЕООЩН ЙЪХЮЕОЙЕН ЙОПУФТБООЩИ СЪЩЛПЧ N1900» дПЫЛПМШОБС УФХРЕОШ «уЧЕФМСЮПЛ».

гЕМШ: ТБЪЧЙФЙЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК ДЕФЕК УФБТЫЕЗП ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ УТЕДУФЧБНЙ УАЦЕФОП-ТПМЕЧПК ЙЗТЩ, УРПУПВУФЧХАЭЙНЙ ЖПТНЙТПЧБОЙА ВМБЗПРТЙСФОЩИ НЕЦМЙЮОПУФОЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч ЗТХРРЕ НЕЦДХ УЧЕТУФОЙЛБНЙ.
ъБДБЮЙ:

  1. жПТНЙТПЧБФШ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС УФБТЫЙИ ДПЫЛПМШОЙЛПЧ.
  2. хУФТБОЙФШ ЛПОЖМЙЛФОЩЕ УЙФХБГЙЙ НЕЦДХ УЧЕТУФОЙЛБНЙ.
  3. оБХЮЙФШ ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ У ПЛТХЦБАЭЙНЙ.
  4. хУФБОПЧЙФШ ДПВТПЦЕМБФЕМШОХА ПВУФБОПЧЛХ.

йУРПМШЪПЧБМЙ УЙУФЕНХ ЙЗТ, ОБРТБЧМЕООЩИ ОБ ТБЪЧЙФЙЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК, РТЕДОБЪОБЮЕООЩИ ДМС ДЕФЕК УФБТЫЕЗП ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ. (уНЙТОПЧБ е.п., иПМНПЗПТПЧБ ч.н.), Б ФБЛЦЕ УЧПВПДОЩЕ Й УБНПУФПСФЕМШОЩЕ УАЦЕФОП-ТПМЕЧЩЕ ЙЗТЩ.
рТЙЕНЩ ЖПТНЙТПЧБОЙС ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК ДЕФЕК ЧП ЧТЕНС ЙЗТЩ:
- ЧПЧМЕЛБФШ ТПВЛЙИ, ЪБУФЕОЮЙЧЩИ ДЕФЕК Ч ЙЗТХ (РХФЕН РТСНПЗП РТЕДМПЦЕОЙС «чПЪШНЙ РПЙЗТБФШ», РХФЕН ЧЧЕДЕОЙС ОПЧПК ТПМЙ);
- ПТЗБОЙЪПЧЩЧБФШ ЧПЛТХЗ УЕВС ЛПММЕЛФЙЧ ДМС ЙЗТЩ;
- РПВХЦДБФШ ДЕФЕК УБНПУФПСФЕМШОП ДПЗПЧБТЙЧБФШУС (П ТБУРТЕДЕМЕОЙЙ ТПМЕК, ПВ ЙЗТХЫЛБИ);
- РТЕДХРТЕЦДБФШ ЙМЙ ХУФТБОСФШ ЧПЪОЙЛБАЭЙЕ ЛПОЖМЙЛФЩ (ЙЪ-ЪБ ЙЗТХЫЕЛ, ЙЪ-ЪБ ТПМЕК, ЙЪ-ЪБ ЧЩРПМОЕОЙС РТБЧЙМ);
- РПВХЦДБФШ ДЕФЕК ПВЯЕДЙОСФШ ТБЪОЩЕ ЙЗТЩ НЕЦДХ УПВПК.
йЗТЩ ОБ УПЗМБУПЧБООПУФШ ДЕКУФЧЙК.
пУОПЧОБС ЪБДБЮБ - ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ УПЗМБУПЧЩЧБФШ УПВУФЧЕООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ У РПЧЕДЕОЙЕН ДТХЗЙИ ДЕФЕК.
рТБЧЙМБ ЪБДБАФУС ФБЛЙН ПВТБЪПН, ЮФП ДМС ДПУФЙЦЕОЙС ПРТЕДЕМЕООПК ГЕМЙ ДЕФЙ ДПМЦОЩ ДЕКУФЧПЧБФШ У НБЛУЙНБМШОПК УПЗМБУПЧБООПУФША. ьФП ФТЕВХЕФ ПФ ОЙИ, ЧП-РЕТЧЩИ, ВПМШЫПЗП ЧОЙНБОЙС Л УЧЕТУФОЙЛБН Й, ЧП-ЧФПТЩИ, ХНЕОЙС ДЕКУФЧПЧБФШ У ХЮЕФПН РПФТЕВОПУФЕК, ЙОФЕТЕУПЧ Й РПЧЕДЕОЙС ДТХЗЙИ ДЕФЕК. фБЛБС УПЗМБУПЧБООПУФШ УРПУПВУФЧХЕФ ПТЙЕОФБГЙЙ ОБ ДТХЗПЗП, УРМПЮЕООПУФЙ ДЕКУФЧЙК Й ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙА ЮХЧУФЧБ ПВЭОПУФЙ.
«уПТПЛПОПЦЛБ»
чПУРЙФБФЕМШ ТБУУБЦЙЧБЕФ ДЕФЕК ОБ РПМХ Й ЗПЧПТЙФ: «рТЕДУФБЧМСЕФЕ, ЛБЛ УМПЦОП ЦЙФШ УПТПЛПОПЦЛЕ, ЧЕДШ Х ОЕЕ ГЕМЩИ 40 ОПЦЕЛ!
чУЕЗДБ ЕУФШ ПРБУОПУФШ ЪБРХФБФШУС. дБЧБКФЕ РПЙЗТБЕН Ч УПТПЛПОПЦЛХ. чУФБОШФЕ ДТХЗ ЪБ ДТХЗПН ОБ ЮЕФЧЕТЕОШЛЙ Й РПМПЦЙФЕ ТХЛЙ ОБ РМЕЮЙ УПУЕДБ. зПФПЧП? фПЗДБ ОБЮЙОБЕН ДЧЙЗБФШУС ЧРЕТЕД. уОБЮБМБ НЕДМЕООП, ЮФПВЩ ОЕ ЪБРХФБФШУС. б ФЕРЕТШ — ЮХФШ ВЩУФТЕЕ». чПУРЙФБФЕМШ РПНПЗБЕФ ДЕФСН РПУФТПЙФШУС ДТХЗ ЪБ ДТХЗПН, ОБРТБЧМСЕФ ДЧЙЦЕОЙЕ УПТПЛПОПЦЛЙ. ъБФЕН ЧПУРЙФБФЕМШ ЗПЧПТЙФ: «пИ, ЛБЛ ХУФБМБ ОБЫБ УПТПЛПОПЦЛБ, ПОБ ВХЛЧБМШОП РБДБЕФ ПФ ХУФБМПУФЙ». дЕФЙ, РП-РТЕЦОЕНХ ДЕТЦБ УПУЕДЕК ЪБ РМЕЮЙ, РБДБАФ ОБ ЛПЧЕТ.
«уЛХМШРФПТЩ»
чПУРЙФБФЕМШ РПНПЗБЕФ ДЕФСН ТБЪДЕМЙФШУС ОБ РБТЩ, Б ЪБФЕН ЗПЧПТЙФ: «рХУФШ ПДЙО ЙЪ ЧБУ ВХДЕФ УЛХМШРФПТПН, Б ДТХЗПК — ЗМЙОПК. зМЙОБ — ПЮЕОШ НСЗЛЙК Й РПУМХЫОЩК НБФЕТЙБМ». лБЦДПК РБТЕ ДБАФ ЖПФПЗТБЖЙЙ У ЙЪПВТБЦЕОЙЕН МАДЕК Ч ТБЪМЙЮОЩИ РПЪБИ. чЪТПУМЩК РТПУЙФ ЧОЙНБФЕМШОП РПУНПФТЕФШ ОБ ЖПФПЗТБЖЙА Й РПРТПВПЧБФШ ЧЩМЕРЙФШ ЙЪ УЧПЕЗП РБТФОЕТБ ФПЮОП ФБЛХА ЦЕ УФБФХА. рТЙ ЬФПН ОЕ ТБЪТЕЫБЕФУС ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ, ЧЕДШ ЗМЙОБ ОЕ ЪОБЕФ СЪЩЛБ Й ОЕ НПЦЕФ РПОЙНБФШ МАДЕК. ч ЛБЮЕУФЧЕ РТЙНЕТБ ЧЪТПУМЩК ЧЩВЙТБЕФ МАВПЗП ТЕВЕОЛБ Й ОБЮЙОБЕФ МЕРЙФШ ЙЪ ОЕЗП УЛХМШРФХТХ, РТЕДЧБТЙФЕМШОП РПЛБЪБЧ ЧУЕК ЗТХРРЕ ЖПФПЗТБЖЙА УЧПЕЗП ВХДХЭЕЗП РБНСФОЙЛБ. рПУМЕ ЬФПЗП ДЕФЙ МЕРСФ УБНПУФПСФЕМШОП, ЧЪТПУМЩК УМЕДЙФ ЪБ ЙЗТПК Й РПДИПДЙФ Л ТЕВСФБН, Х ЛПФПТЩИ ЮФП-ФП ОЕ РПМХЮБЕФУС. ъБФЕН ДЕФЙ РПЛБЪЩЧБАФ УЧПЙ УЛХМШРФХТЩ ЧПУРЙФБФЕМА Й ПУФБМШОЩН РБТБН. рПУМЕ ЬФПЗП ЧЪТПУМЩК ЧОПЧШ ТБЪДБЕФ ЖПФПЗТБЖЙЙ, Й ДЕФЙ НЕОСАФУС ТПМСНЙ.
«уПУФБЧОЩЕ ЖЙЗХТЩ»
чПУРЙФБФЕМШ ТБУУБЦЙЧБЕФ ДЕФЕК ЧПЛТХЗ УЕВС Й ЗПЧПТЙФ: «фПФ ЙЪ ЧБУ, ЛФП ВЩМ Ч ГЙТЛЕ ЙМЙ Ч ЪППРБТЛЕ, ОБЧЕТОСЛБ ЧЙДЕМ ФБН УМПОБ. б ЛФП ОЕ ВЩМ — ЧЙДЕМ ЕЗП ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ОБ ЛБТФЙОЛЕ Ч ЛОЙЦЛЕ. дБЧБКФЕ РПРТПВХЕН ЕЗП ЙЪПВТБЪЙФШ. уЛПМШЛП Х ОЕЗП ОПЗ?
рТБЧЙМШОП, ЮЕФЩТЕ. лФП ИПЮЕФ ВЩФШ ОПЗБНЙ УМПОБ? лФП ВХДЕФ ИПВПФПН?» Й Ф. Д. фБЛЙН ПВТБЪПН, ЧЩВЙТБАФУС ДЕФЙ, ЛБЦДЩК ЙЪ ЛПФПТЩИ ВХДЕФ ЙЪПВТБЦБФШ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЮБУФШ ФЕМБ УМПОБ. чПУРЙФБФЕМШ РПНПЗБЕФ ДЕФСН ТБУРПМПЦЙФШУС ОБ РПМХ Ч РТБЧЙМШОПН РПТСДЛЕ. чРЕТЕДЙ — ИПВПФ, ЪБ ОЙН — ЗПМПЧБ, РП ВПЛБН — ХЫЙ Й Ф. Д. лПЗДБ УМПО УПУФБЧМЕО, ЧПУРЙФБФЕМШ РТЕДМБЗБЕФ ЕНХ РТПКФЙУШ РП ЛПНОБФЕ: ЛБЦДБС ЮБУФШ ДПМЦОБ УПВМАДБФШ ПЮЕТЕДОПУФШ ДЧЙЦЕОЙК. ч ЛБЮЕУФЧЕ ФБЛПК УПУФБЧМСЕНПК ЖЙЗХТЩ НПЗХФ ВЩФШ МАВЩЕ ЦЙЧПФОЩЕ (ДТБЛПО, УПВБЛБ Й РТ.). еУМЙ ДЕФЕК Ч ЗТХРРЕ НОПЗП, НПЦОП ХУМПЦОЙФШ ЙЗТХ Й УПУФБЧЙФШ ДЧПЙИ ЦЙЧПФОЩИ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ПВЭБФШУС: ЦБФШ ДТХЗ ДТХЗХ ТХЛЙ, ПВОАИЙЧБФШ ДТХЗ ДТХЗБ, ЧЙМСФШ РТЙ ЧУФТЕЮЕ ИЧПУФБНЙ Й Ф. Д.
«иХДПЦОЙЛ»
чПУРЙФБФЕМШ ДЕМЙФ ЗТХРРХ ОБ ОЕУЛПМШЛП РПДЗТХРР. ч ЛБЦДПК РПДЗТХРРЕ ЧЪТПУМЩК ОБЪОБЮБЕФ ИХДПЦОЙЛБ, ЛПФПТПНХ ДБЕФ ТЕРТПДХЛГЙА ЛБЛПК-МЙВП УАЦЕФОПК ЛБТФЙОЩ Й РТПУЙФ ОЙЛПНХ ЕЕ ОЕ РПЛБЪЩЧБФШ. ъБДБЮБ ИХДПЦОЙЛБ — НПМЮБ ТБУРПМПЦЙФШ ДЕФЕК Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛБТФЙОПК Й РПЛБЪБФШ ЛБЦДПНХ ЙЪ ОЙИ, ЛБЛХА РПЪХ ПО ДПМЦЕО РТЙОСФШ.
рЕТЕД ОБЮБМПН ЙЗТЩ ЧПУРЙФБФЕМШ УБН ТЙУХЕФ ЛБТФЙОХ У РПНПЭША ОЕ-УЛПМШЛЙИ ДЕФЕК Й РПЛБЪЩЧБЕФ ЕЕ ЧУЕК ЗТХРРЕ. ъБФЕН ДЕФСН РТЕДМБЗБЕФУС ЙЗТБФШ УБНПУФПСФЕМШОП. лПЗДБ ЛБТФЙОЩ ЗПФПЧЩ, ИХДПЦОЙЛЙ РПЛБЪЩЧБАФ ТЕРТПДХЛГЙЙ ПУФБМШОЩН ХЮБУФОЙЛБН РПДЗТХРР. ъБФЕН НПЦОП ХУФТПЙФШ ЧЕТОЙУБЦ: ЛБЦДБС РПДЗТХРРБ ВХДЕФ РПЛБЪЩЧБФШ УЧПА ЛБТФЙОХ ПУФБМШОЩН ДЕФСН. чПУРЙФБФЕМШ УМЕДЙФ ЪБ ИПДПН ЙЗТЩ Й РПНПЗБЕФ ДЕФСН, УФПМЛОХЧЫЙНУС У ФТХДОПУФСНЙ.
«тБВПФБЕН ЧНЕУФЕ»
чПУРЙФБФЕМШ ДЕМЙФ ЗТХРРХ ОБ РПДЗТХРРЩ РП ЮЕФЩТЕ ЮЕМПЧЕЛБ. лБЦДПК ЙЪ РПДЗТХРР ПО ДБЕФ ЪБДБОЙЕ: ЧЩНЩФШ РПУХДХ, РТЙЗПФПЧЙФШ УХР, РПУБДЙФШ ДЕТЕЧП Й Ф. Д. ъБФЕН ЧПУРЙФБФЕМШ РПНПЗБЕФ ДЕФСН ТБУРТЕДЕМЙФШ ПВСЪБООПУФЙ (ОБРТЙНЕТ: ПДЙО ТЕВЕОПЛ ЛПРБЕФ СНХ, ДТХЗПК — ПРХУЛБЕФ Ч СНХ ДЕТЕЧП Й ТБУРТБЧМСЕФ ЛПТОЙ, ФТЕФЙК — ЪБЛБРЩЧБЕФ СНХ, ЮЕФЧЕТФЩК — РПМЙЧБЕФ ДЕТЕЧП).
рПУМЕ ЬФПЗП Ч ФЕЮЕОЙЕ РСФЙ НЙОХФ ЛБЦДБС ЗТХРРБ ТЕРЕФЙТХЕФ УЧПА УГЕОЛХ. ъБФЕН ЛБЦДБС ЙЪ ЗТХРР РП ПЮЕТЕДЙ РПЛБЪЩЧБЕФ УГЕОЛХ ПУФБМШОЩН ДЕФСН, Й ФЕ ДПМЦОЩ ХЗБДБФШ, ЮФП ЙЪПВТБЦБЕФ ЗТХРРБ.
«ъБЧПДОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ»
чПУРЙФБФЕМШ РТПУЙФ ДЕФЕК ТБУРТЕДЕМЙФШУС ОБ РБТЩ: «рХУФШ ПДЙО ЙЪ ЧБУ ВХДЕФ ЪБЧПДОПК ЙЗТХЫЛПК, Б ДТХЗПК — ЕЕ ИПЪСЙОПН. рПФПН ЧЩ РПНЕОСЕФЕУШ ТПМСНЙ. х ЛБЦДПЗП ИПЪСЙОБ ВХДЕФ РХМШФ ХРТБЧМЕОЙС, ЛПФПТЩН ПО НПЦЕФ ХРТБЧМСФШ. йЗТХЫЛЙ ВХДХФ ДЧЙЗБФШУС РП ЛПНОБФЕ Й УМЕДЙФШ ЪБ ДЧЙЦЕОЙСНЙ УЧПЕЗП ИПЪСЙОБ, Б ИПЪСЙО ДПМЦЕО ВХДЕФ ЙНЙ ХРТБЧМСФШ, УМЕДС ЪБ ФЕН, ЮФПВЩ ЕЗП ЙЗТХЫЛБ ОЕ УФПМЛОХМБУШ У ПУФБМШОЩНЙ. дБА ЧБН ДЧЕ НЙОХФЩ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ДПЗПЧПТЙФШУС, ЛФП ЙЪ ЧБУ ВХДЕФ ЙЗТХЫЛПК, ЛБЛПК ЙНЕООП ЙЗТХЫЛПК ПО ВХДЕФ, Й РПТЕРЕФЙТПЧБФШ ХРТБЧМЕОЙЕ РХМШФПН». рБТЩ ДЧЙЗБАФУС РП ЛПНОБФЕ ОБ ОЕВПМШЫПН ТБУУФПСОЙЙ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ, ТЕВЕОПЛ-ЙЗТХЫЛБ УМЕДЙФ ЪБ ТХЛБНЙ ТЕВЕОЛБ-ИПЪСЙОБ Й ДЧЙЗБЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ДЧЙЦЕОЙСНЙ РХМШФБ-ХРТБЧМЕОЙС. ъБФЕН ДЕФЙ НЕОСАФУС ТПМСНЙ.
«ъНЕКЛБ»
дЕФЙ УФПСФ ДТХЗ ЪБ ДТХЗПН. чПУРЙФБФЕМШ РТЕДМБЗБЕФ ЙН РПЙЗТБФШ Ч ЪНЕКЛХ: «с ВХДХ ЗПМПЧПК, Б ЧЩ — ФХМПЧЙЭЕН. х ОБУ ОБ РХФЙ ВХДЕФ НОПЗП РТЕРСФУФЧЙК. чОЙНБФЕМШОП УМЕДЙФЕ ЪБ НОПК Й Ч ФПЮОПУФЙ РПЧФПТСКФЕ НПЙ ДЧЙЦЕОЙС. лПЗДБ С ВХДХ ПВИПДЙФШ РТЕРСФУФЧЙС, ПВИПДЙФЕ ЙИ ФПЮОП ЪБ НОПК, ЛПЗДБ С ВХДХ РЕТЕРТЩЗЙЧБФШ ЮЕТЕЪ СНЩ, РХУФШ ЛБЦДЩК ЙЪ ЧБУ, ЛПЗДБ ДПРПМЪЕФ ДП ОЕЕ, РЕТЕРТЩЗОЕФ ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ С. зПФПЧЩ? фПЗДБ РПРПМЪМЙ». лПЗДБ ДЕФЙ ПУЧПЙМЙУШ У ХРТБЦОЕОЙЕН, ЧПУРЙФБФЕМШ РЕТЕИПДЙФ Ч ИЧПУФ ЪНЕКЛЙ, Б ТЕВЕОПЛ, ЛПФПТЩК ВЩМ ЪБ ОЙН, УФБОПЧЙФУС УМЕДХАЭЙН ЧЕДХЭЙН. ъБФЕН РП ЛПНБОДЕ ЧПУРЙФБФЕМС ЕЗП УНЕОСЕФ ОПЧЩК ЧЕДХЭЙК Й ФБЛ — ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ЧУЕ ДЕФЙ РП ПЮЕТЕДЙ ОЕ РПВЩЧБАФ Ч ТПМЙ ЧЕДХЭЕЗП.
«уЙБНУЛЙЕ ВМЙЪОЕГЩ»
чПУРЙФБФЕМШ УПВЙТБЕФ ДЕФЕК ЧПЛТХЗ УЕВС Й ЗПЧПТЙФ: «ч ПДОПК УФТБОЕ ЦЙМ-ВЩМ ъМПК ЧПМЫЕВОЙЛ, МАВЙНЩН ЪБОСФЙЕН ЛПФПТПЗП ВЩМП ЧУЕИ УУПТЙФШ. оП МАДЙ Ч ЬФПК УФТБОЕ ВЩМЙ ПЮЕОШ ДТХЦОЩНЙ. й ФПЗДБ ПО ТБЪПЪМЙМУС Й ТЕЫЙМ ЙИ ЪБЛПМДПЧБФШ. пО УПЕДЙОЙМ ЛБЦДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ У ЕЗП ДТХЗПН ФБЛ, ЮФП ПОЙ РТЕЧТБЭБМЙУШ Ч ПДОП ГЕМПЕ. пОЙ РТЙТБУФБМЙ ДТХЗ Л ДТХЗХ, ВПЛ П ВПЛ Й Х ОЙИ ОБ ДЧПЙИ ВЩМП ЧУЕЗП ДЧЕ ТХЛЙ, ДЧЕ ОПЗЙ Й Ф. Д. дБЧБКФЕ РПЙЗТБЕН Ч ФБЛЙИ ЪБЛПМДПЧБООЩИ ДТХЪЕК. тБЪДЕМЙФЕУШ ОБ РБТЩ, ЛТЕРЛП ПВОЙНЙФЕ ДТХЗ ДТХЗБ ПДОПК ТХЛПК Й УЮЙФБКФЕ, ЮФП ЬФПК ТХЛЙ Х ЧБУ ОЕФ. еУФШ ФПМШЛП РП ПДОПК ТХЛЕ ОБ ЛБЦДПЗП. иПДЙФШ УМПЦОП, ЧЕДШ ОПЗЙ ФПЦЕ УТПУМЙУШ, ФБЛ ЮФП РТЙИПДЙФУС ЫБЗБФШ ЛБЛ ПДОПНХ УХЭЕУФЧХ. уОБЮБМБ — ЫБЗ ДЧХНС УТПУЫЙНЙУС ОПЗБНЙ, РПФПН — ЕДЙОЩК ЫБЗ ДЧХНС ВПЛПЧЩНЙ ОПЗБНЙ (ЧПУРЙФБФЕМШ ЧЩВЙТБЕФ ДЧПЙИ ДЕФЕК Й РПЛБЪЩЧБЕФ ПУФБМШОЩН, ЛБЛ ПОЙ НПЗХФ ИПДЙФШ). рТПКДЙФЕУШ РП ЛПНОБФЕ, РТЙЧЩЛОЕФЕ ДТХЗ Л ДТХЗХ. рТЙЧЩЛМЙ? рПРТПВХКФЕ РПЪБЧФТБЛБФШ. уБДЙФЕУШ ЪБ УФПМ. рПНОЙФЕ, ЮФП Х ЧБУ ОБ ДЧПЙИ ЧУЕЗП ДЧЕ ТХЛЙ. ч ПДОХ ТХЛХ ВЕТЙФЕ ОПЦ, Ч ДТХЗХА — ЧЙМЛХ. тЕЦШФЕ Й ЕЫШФЕ, ЛМБДЙФЕ ЛХУПЮЛЙ Ч ЛБЦДЩК ТПФ РП ПЮЕТЕДЙ. рПНОЙФЕ, ЮФП ОХЦОП ВЩФШ ЧОЙНБФЕМШОЩН Л ДЕКУФЧЙСН ЧБЫЕЗП ДТХЗБ, ЙОБЮЕ ОЙЮЕЗП ОЕ РПМХЮЙФУС». еУМЙ ДЕФСН ОТБЧЙФУС ЙЗТБ, НПЦОП РТЕДМПЦЙФШ ЙН ЧНЕУФЕ ХНЩФШУС, РТЙЮЕУБФШУС, УДЕМБФШ ЪБТСДЛХ Й РТ.
«рТПДБЧЕГ»
«дБЧБКФЕ РПЙЗТБЕН Ч РТПДБЧГБ, — ЗПЧПТЙФ РЕДБЗПЗ. тБЪДЕМЙФЕУШ ОБ ФТПКЛЙ. рХУФШ ПДЙО ЙЪ ЧБУ ВХДЕФ РТПДБЧГПН, Б ДЧПЕ — ДЧХНС ЮБЫБНЙ ЧЕУПЧ. рПФПН ЧЩ РПНЕОСЕФЕУШ ТПМСНЙ. рТПДБЧЕГ ЛМБДЕФ ЮФП-ОЙВХДШ ОБ РЕТЧХА ЮБЫХ ЧЕУПЧ, ПОБ РТПЗЙВБЕФУС ПФ ФСЦЕУФЙ ФПЧБТБ, Б ДТХЗБС ЮБЫБ (ТЕВЕОПЛ РТЙУЕДБЕФ) ОБ УФПМШЛП ЦЕ РПДОЙНБЕФУС. чУЕ РПОСМЙ? фПЗДБ ДБЧБКФЕ РПРТПВХЕН». уОБЮБМБ ЧПУРЙФБФЕМШ ЧЩВЙТБЕФ ДЧПЙИ ДЕФЕК, ЛМБДЕФ ОБ ПДОПЗП ЙЪ ОЙИ ФПЧБТ Й РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП ДПМЦЕО ДЕМБФШ ЛБЦДЩК ТЕВЕОПЛ. рПФПН ДЕФЙ ЙЗТБАФ УБНПУФПСФЕМШОП. чЪТПУМЩК УМЕДЙФ ЪБ ЙЗТПК Й РПНПЗБЕФ ФЕН, ЛФП ОХЦДБЕФУС Ч РПНПЭЙ.
йЗТЩ ОБ ЧЪБЙНПРПНПЭШ.
йУРПМШЪХЕН ЙЗТЩ, ФТЕВХАЭЙЕ ПФ ДЕФЕК ЧЪБЙНПРПНПЭЙ, РТПСЧМЕОЙС УПРЕТЕЦЙЧБОЙС. дМС ФПЗП ЮФПВЩ ДЕФЙ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ИПФЕМЙ РПНПЮШ ПЛТХЦБАЭЙН, ОЕПВИПДЙНП РТЕДЧБТЙФЕМШОП УПЪДБФШ Ч ЗТХРРЕ ВМБЗПРТЙСФОЩК ЛМЙНБФ, БФНПУЖЕТХ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЗП, УЧПВПДОПЗП ПВЭЕОЙС Й ЬНПГЙПОБМШОПК ВМЙЪПУФЙ. ьФЙ ЙЗТЩ ДБАФ ЧПЪНПЦОПУФШ РПНПЮШ Й РПДДЕТЦБФШ УЧЕТУФОЙЛБ. рТЙЮЕН Ч ОЕЛПФПТЩИ УЙФХБГЙСИ ТЕВЕОПЛ НПЦЕФ РТПСЧЙФШ РПНПЭШ ОЕ ФПМШЛП Ч ЙЗТЕ, ОП Й Ч ТЕБМШОПК ЦЙЪОЙ.
«уФБТЕОШЛБС ВБВХЫЛБ»
чПУРЙФБФЕМШ ДЕМЙФ ДЕФЕК ОБ РБТЩ. лБЦДБС РБТБ УПУФПЙФ ЙЪ ВБВХЫЛЙ (ДЕДХЫЛЙ) Й ЧОХЮЛЙ (ЧОХЛБ). вБВХЫЛЙ Й ДЕДХЫЛЙ ПЮЕОШ УФБТЕОШЛЙЕ, ПОЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ЧЙДСФ Й ОЕ УМЩЫБФ. оП ЙИ ПВСЪБФЕМШОП ОХЦОП РТЙЧЕУФЙ Л ЧТБЮХ, Б ДМС ЬФПЗП ОХЦОП РЕТЕКФЙ ЮЕТЕЪ ХМЙГХ У ПЮЕОШ УЙМШОЩН ДЧЙЦЕОЙЕН. чОХЛЙ Й ЧОХЮЛЙ ДПМЦОЩ РЕТЕЧЕУФЙ ЙИ ЮЕТЕЪ ДПТПЗХ ФБЛ, ЮФПВЩ ЙИ ОЕ УВЙМБ НБЫЙОБ.
хМЙГХ ТЙУХАФ НЕМПН ОБ РПМХ. оЕУЛПМШЛП ДЕФЕК ЙЗТБАФ ТПМШ НБЫЙО Й ВЕЗБАФ ФХДБ-УАДБ РП ХМЙГЕ. рПЧПДЩТА ОХЦОП ХВЕТЕЮШ УФБТЙЮЛПЧ ПФ НБЫЙО, РТПЧЕУФЙ ЮЕТЕЪ ПРБУОХА ДПТПЗХ, РПЛБЪБФШ ДПЛФПТХ (ТПМШ ЛПФПТПЗП ЙЗТБЕФ ПДЙО ЙЪ ДЕФЕК), ЛХРЙФШ МЕЛБТУФЧП Й РТЙЧЕУФЙ РП ФПК ЦЕ ДПТПЗЕ ДПНПК.
«цЙЧЩЕ ЛХЛМЩ»
чПУРЙФБФЕМШ ТБЪВЙЧБЕФ ЗТХРРХ ОБ РБТЩ. «дБЧБКФЕ РТЕДУФБЧЙН, ЮФП ЧБЫЙ ЛХЛМЩ ПЦЙЧБАФ. пОЙ ХНЕАФ ЗПЧПТЙФШ, РТПУЙФШ, ВЕЗБФШ Й РТ. дБЧБКФЕ РТЕДУФБЧЙН, ЮФП ПДЙО ЙЪ ЧБУ — ТЕВЕОПЛ, Б ДТХЗПК — ЕЗП ЛХЛМБ-ДЕЧПЮЛБ ЙМЙ ЛХЛМБ-НБМШЮЙЛ. лХЛМБ ВХДЕФ ЮФП-ФП РТПУЙФШ, Б ЕЕ ИПЪСЙО — ЧЩРПМОСФШ ЕЕ РТПУШВЩ Й ЪБВПФЙФШУС П ОЕК». чЪТПУМЩК РТЕДМБЗБЕФ РПОБТПЫЛХ РПНЩФШ ЛХЛМЕ ТХЮЛЙ, РПЛПТНЙФШ, РПЗХМСФШ, ХМПЦЙФШ УРБФШ Й Ф. Р. рТЙ ЬФПН ЧПУРЙФБФЕМШ РТЕДХРТЕЦДБЕФ, ЮФП ИПЪСЙО ДПМЦЕО ЧЩРПМОСФШ ЧУЕ ЛБРТЙЪЩ ЛХЛМЩ Й ОЕ ЪБУФБЧМСФШ ЕЕ ДЕМБФШ ФПЗП, ЮЕЗП ПОБ ОЕ ИПЮЕФ. лПЗДБ ДЕФЙ РТЙНХФ ЙЗТПЧХА УЙФХБГЙА Й ХЧМЕЛХФУС, РХУЛБК РТПДПМЦБАФ ЙЗТБФШ УБНЙ. ч УМЕДХАЭЕК ЙЗТЕ ПОЙ ДПМЦОЩ ВХДХФ РПНЕОСФШУС ТПМСНЙ.
«чПМЫЕВОЙЛ»
дМС ЙЗТЩ ОЕПВИПДЙНЩ ТБЪОПГЧЕФОЩЕ ЛБТФПЮЛЙ Й ЫМСРБ. чПУРЙФБФЕМШ ТБЪДБЕФ ДЕФСН РП ФТЙ ТБЪОПГЧЕФОЩЕ ЛБТФПЮЛЙ, УБЦБЕФ ЙИ ЧПЛТХЗ УЕВС Й ЗПЧПТЙФ: «оБ УЧЕФЕ ЦЙЧЕФ ДПВТЩК ЧПМЫЕВОЙЛ, ЛПФПТЩК МЕЮЙФ ВПМШОЩИ ДЕФЕК. пО РТЙМЕФБЕФ Л ВПМШОПНХ, ОБДЕЧБЕФ ЕНХ ОБ ЗПМПЧХ УЧПА ЧПМЫЕВОХА ЫМСРХ, Й ТЕВЕОПЛ НПНЕОФБМШОП ЧЩЪДПТБЧМЙЧБЕФ. л ЧБН ПО ФПЦЕ РТЙМЕФБЕФ, ФПМШЛП ЧЩ ЕЗП ОЕ ЧЙДЙФЕ, РПФПНХ ЮФП ПО — ОЕЧЙДЙНЛБ. оП ЧПФ ВЕДБ, ЬФПФ ЧПМЫЕВОЙЛ — ХЦБУОЩК ТБУФЕТСЫБ. чПФ Й ФЕРЕТШ ПО РПФЕТСМ УЧПА ЫМСРХ Й ЙЭЕФ ЕЕ ХЦЕ ЧФПТЩЕ УХФЛЙ, Б ПОБ МЕЦЙФ Х ОБУ У ЧБНЙ (ЧПУРЙФБФЕМШ РПЛБЪЩЧБЕФ ДЕФСН ЫМСРХ). еУФШ ФПМШЛП ПДЙО УРПУПВ ЧЕТОХФШ ЕЕ ЧМБДЕМШГХ. иПФЙФЕ РПНПЮШ ЧПМЫЕВОЙЛХ Й ЧУЕН ВПМШОЩН ДЕФСН ЪБПДОП? оХЦОП ЪБРПМОЙФШ ЕЗП ЫМСРХ ЧБЫЙНЙ ГЧЕФОЩНЙ ЛБТФПЮЛБНЙ, Й ФПЗДБ, РТПМЕФБС НЙНП, ПО ЪБНЕФЙФ ЕЕ. оП ЕУФШ ЕЭЕ ПДОП ХУМПЧЙЕ: ЮФПВЩ ЫМСРБ ОЕ РПФЕТСМБ УЧПА МЕЮЕВОХА УЙМХ, ТБЪОПГЧЕФОЩЕ ЛБТФПЮЛЙ ОЕМШЪС ЛМБУФШ РТПУФП ФБЛ. лБЦДЩК ЙЪ ЧБУ ДПМЦЕО Ч ЮЕН-ФП ПВСЪБФЕМШОП РПНПЮШ ДТХЗПНХ (РПДЕМЙФШУС УЧПЕК ЙЗТХЫЛПК, УЛБЪБФШ ДПВТЩЕ УМПЧБ, РПНПЮШ УНБУФЕТЙФШ ЮФП-ФП Й РТ.) Й ФПМШЛП РПУМЕ ЬФПЗП РПМПЦЙФШ УЧПА ЛБТФПЮЛХ, ЙОБЮЕ ЫМСРБ ОЕ ВХДЕФ ВПМШЫЕ МЕЮЙФШ ДЕФЕК». ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС ЧПУРЙФБФЕМШ ОБРПНЙОБЕФ ДЕФСН П ФПН, ЮФП Л ЧЕЮЕТХ ЫМСРБ ДПМЦОБ ВЩФШ ОБРПМОЕОБ ГЧЕФОЩНЙ ЛБТФПЮЛБНЙ, Б ЛМБУФШ ЙИ НПЦОП ФПМШЛП РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ТЕВЕОПЛ РПНПЗ УЧЕТУФОЙЛХ. чЕЮЕТПН ЧПУРЙФБФЕМШ ПРСФШ УПВЙТБЕФ ДЕФЕК Й ФПТЦЕУФЧЕООП УФБЧЙФ ЫМСРХ ОБ РПДПЛПООЙЛ, ЮФПВЩ ОПЮША ЧПМЫЕВОЙЛ ОБЫЕМ ЕЕ.
«зОПНЙЛЙ»
дМС ЙЗТЩ ОХЦОЩ ЛПМПЛПМШЮЙЛЙ (ЙМЙ РПЗТЕНХЫЛЙ) РП ЮЙУМХ ХЮБУФОЙЛПЧ. пДЙО ЛПМПЛПМШЮЙЛ ДПМЦЕО ВЩФШ ЙУРПТЮЕО (ОЕ ЪЧЕОЕФШ). чЪТПУМЩК РТЕДМБЗБЕФ ДЕФСН РПЙЗТБФШ Ч ЗОПНЙЛПЧ. х ЛБЦДПЗП ЙЪ ЗОПНЙЛПЧ ЕУФШ ЧПМЫЕВОЩК ЛПМПЛПМШЮЙЛ, Й ЛПЗДБ ПО ЪЧЕОЙФ, ЗОПНЙЛ РТЙПВТЕФБЕФ ЧПМЫЕВОХА УЙМХ — ПО НПЦЕФ ЪБЗБДБФШ МАВПЕ ЦЕМБОЙЕ, Й ПОП ЛПЗДБ-ОЙВХДШ ЙУРПМОЙФУС. дЕФЙ РПМХЮБАФ ЛПМПЛПМШЮЙЛЙ. «дБЧБКФЕ РПУМХЫБЕН, ЛБЛ ЪЧЕОСФ ЧБЫЙ ЛПМПЛПМШЮЙЛЙ! лБЦДЩК ЙЪ ЧБУ РП ПЮЕТЕДЙ ВХДЕФ ЪЧЕОЕФШ Й ЪБЗБДЩЧБФШ УЧПЕ ЦЕМБОЙЕ, Б НЩ ВХДЕН УМХЫБФШ». дЕФЙ РП ЛТХЗХ ЪЧЕОСФ УЧПЙНЙ ЛПМПЛПМШЮЙЛБНЙ, ОП ЧДТХЗ ПЛБЪЩЧБЕФУС, ЮФП ПДЙО ЙЪ ОЙИ НПМЮЙФ. «юФП ЦЕ ДЕМБФШ, Х ПДОПЗП ЙЪ ОБЫЙИ ЗОПНЙЛПЧ ОЕ ЪЧЕОЙФ ЛПМПЛПМШЮЙЛ! ьФП ФБЛПЕ ДМС ОЕЗП ОЕУЮБУФШЕ! пО ФЕРЕТШ ОЕ УНПЦЕФ ЪБЗБДБФШ ЦЕМБОЙЕ... нПЦЕФ, НЩ ЕЗП ТБЪЧЕУЕМЙН? йМЙ РПДБТЙН ЮФП-ОЙВХДШ ЧНЕУФП ЛПМПЛПМШЮЙЛБ? йМЙ РПРТПВХЕН ЙУРПМОЙФШ ЕЗП ЦЕМБОЙЕ? (дЕФЙ РТЕДМБЗБАФ УЧПЙ ТЕЫЕОЙС.) б НПЦЕФ ВЩФШ ЛФП-ФП, ХУФХРЙФ ОБ ЧТЕНС УЧПК ЛПМПЛПМШЮЙЛ, ЮФПВЩ ЗОПНЙЛ НПЗ РПЪЧЕОЕФШ ЙН Й ЪБЗБДБФШ УЧПЕ ЦЕМБОЙЕ?» лФП-ФП ЙЪ ДЕФЕК ПВСЪБФЕМШОП РТЕДМБЗБЕФ УЧПК ЛПМПЛПМШЮЙЛ, ЪБ ЮФП, ЕУФЕУФЧЕООП, РПМХЮБЕФ ВМБЗПДБТОПУФШ ТЕВЕОЛБ Й ПДПВТЕОЙЕ ЗТХРРЩ Й ЧЪТПУМПЗП.
«ъБВМХДЙЧЫЙКУС ТЕВЕОПЛ»
чПУРЙФБФЕМШ УПВЙТБЕФ ДЕФЕК ЧПЛТХЗ УЕВС Й ЗПЧПТЙФ: «уЕЗПДОС НЩ У ЧБНЙ РПЙЗТБЕН Ч ЪЧЕТЕК Ч МЕУХ. лБЦДЩК ЙЪ ЧБУ ВХДЕФ ФЕН ЪЧЕТЕН, ЛБЛЙН ПО ЪБИПЮЕФ. б ПДЙО ЙЪ ЧБУ ВХДЕФ ТЕВЕОЛПН. у ХФТБ ТЕВЕОПЛ РПЫЕМ У НБНПК Ч МЕУ, Й УБН ОЕ ЪБНЕФЙМ, ЛБЛ ХРХУФЙМ ЕЕ ЙЪ ЧЙДХ Й ЪБВМХДЙМУС. фБЛ ПО Й РТПВТПДЙМ Ч МЕУХ ЧЕУШ ДЕОШ, РПЛБ, ХУФБМЩК Й РЕТЕРХЗБООЩК, ОЕ УЕМ РПД ДЕТЕЧП Й ОЕ ЪБРМБЛБМ. фХФ-ФП ЕЗП Й ПВОБТХЦЙМЙ ЪЧЕТЙ. пОЙ ПЮЕОШ ХДЙЧЙМЙУШ, ЧЕДШ ДП ЬФПЗП ОЙ ПДЙО ЙЪ ОЙИ ОЕ ЧЙДЕМ ЦЙЧПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. оП ТЕВЕОПЛ ФБЛ ЗПТШЛП РМБЛБМ, ЮФП ЪЧЕТСН УФБМП ЦБМЛП ЕЗП Й, РПУПЧЕЭБЧЫЙУШ, ПОЙ ТЕЫЙМЙ РПНПЮШ ЬФПНХ УФТБООПНХ УХЭЕУФЧХ. пОЙ УФБМЙ ЗМБДЙФШ ЕЗП, ЮФПВЩ ХФЕЫЙФШ, РПУФТПЙМЙ ЕНХ ДПНЙЛ ЙЪ ЧЕФЧЕК ДЕТЕЧШЕЧ Й ЛБНОЕК, ЮФПВЩ ПО УНПЗ РЕТЕОПЮЕЧБФШ Ч ОЕН, УРЕМЙ ЕНХ ЛПМЩВЕМШОХА РЕУЕОЛХ ОБ УЧПЕН ЪЧЕТЙОПН СЪЩЛЕ, Б ОБХФТП РТПЧПДЙМЙ ЕЗП Л ДПТПЗЕ, ЧЕДХЭЕК ДПНПК». рПУМЕ ТБУУЛБЪБ ЧПУРЙФБФЕМШ ПТЗБОЙЪХЕФ УАЦЕФОП-ТПМЕЧХА ЙЗТХ. оБРПНЙОБЕФ ДЕФСН, ЮФП ПОЙ ОЕ ЪОБАФ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП СЪЩЛБ Й РПЬФПНХ ОЕ НПЗХФ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ. рПНПЗБЕФ РПУФТПЙФШ ДПН ЙЪ ЧППВТБЦБЕНЩИ ЧЕФПЛ Й ЛБНОЕК. уППВЭБЕФ П ОБУФХРМЕОЙЙ ОПЮЙ Й РТЙИПДЕ ХФТБ Й Ф. Д. йЗТХ НПЦОП РПЧФПТСФШ, РТЙ ЬФПН ЦЕМБФЕМШОП ОБ ТПМШ РПФЕТСЧЫЕЗПУС ТЕВЕОЛБ ОБЪОБЮБФШ РТПВМЕНОЩИ — БЗТЕУУЙЧОЩИ ЙМЙ, ОБПВПТПФ, ЪБНЛОХФЩИ — ДЕФЕК.
дПВТЩЕ УМПЧБ Й РПЦЕМБОЙС.
ъБДБЮБ ДБООПЗП ЬФБРБ — ОБХЮЙФШ ДЕФЕК ЧЙДЕФШ Й РПДЮЕТЛЙЧБФШ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ Й ДПУФПЙОУФЧБ ДТХЗЙИ ДЕФЕК. дЕМБС УЧЕТУФОЙЛХ ЛПНРМЙНЕОФЩ, ЗПЧПТС ЕНХ УЧПЙ РПЦЕМБОЙС, ДЕФЙ ОЕ ФПМШЛП ДПУФБЧМСАФ ЕНХ ХДПЧПМШУФЧЙЕ, ОП Й ТБДХАФУС ЧНЕУФЕ У ОЙН.
«рПЦЕМБОЙС»
«лПЗДБ-ФП ДБЧОЩН-ДБЧОП, ЛПЗДБ ДПВТЩЕ НБЗЙ ЦЙМЙ УТЕДЙ МАДЕК, ВЩМП РТЙОСФП РТЙ ТПЦДЕОЙЙ ТЕВЕОЛБ РТЙЗМБЫБФШ ЬФЙИ НБЗПЧ Ч ДПН. лБЦДЩК НБЗ ДБТЙМ ТЕВЕОЛХ РПЦЕМБОЙЕ, ЛПФПТПЕ ПВСЪБФЕМШОП ЙУРПМОСМПУШ. дБЧБКФЕ РПЙЗТБЕН Ч НБЗПЧ. чЩ НПЦЕФЕ РПЦЕМБФШ ЧУЕ, ЮФП ХЗПДОП, ЧЕДШ ЧЩ — ПЮЕОШ НПЗХЭЕУФЧЕООЩЕ, Й ЧУЕ ЧБЫЙ РПЦЕМБОЙС ЛПЗДБ-ОЙВХДШ УВХДХФУС. лФП ЙЪ ЧБУ ВХДЕФ ТЕВЕОЛПН? оЕ УРПТШФЕ, РПФПНХ ЮФП ТЕВЕОЛПН ХУРЕЕФ РПВЩЧБФШ ЛБЦДЩК ЙЪ ЧБУ.
«дПВТЩЕ ЧПМЫЕВОЙЛЙ»
дЕФЙ УЙДСФ Ч ЛТХЗХ. чЪТПУМЩК ТБУУЛБЪЩЧБЕФ ПЮЕТЕДОХА УЛБЪЛХ: «ч ПДОПК УФТБОЕ ЦЙМ ЪМПДЕК-ЗТХВЙСО. пО НПЗ ЪБЛПМДПЧБФШ МАВПЗП ТЕВЕОЛБ, ПВПЪЧБЧ ЕЗП ОЕИПТПЫЙНЙ УМПЧБНЙ. ъБЛПМДПЧБООЩЕ ДЕФЙ ОЕ НПЗМЙ ЧЕУЕМЙФШУС Й ВЩФШ ДПВТЩНЙ. тБУЛПМДПЧБФШ ФБЛЙИ ОЕУЮБУФОЩИ ДЕФЕК НПЗМЙ ФПМШЛП ДПВТЩЕ ЧПМЫЕВОЙЛЙ, ОБЪЧБЧ ЙИ МБУЛПЧЩНЙ ЙНЕОБНЙ. дБЧБКФЕ РПУНПФТЙН, ЕУФШ МЙ Х ОБУ ФБЛЙЕ ЪБЛПМДПЧБООЩЕ ДЕФЙ». лБЛ РТБЧЙМП, НОПЗЙЕ ДПЫЛПМШОЙЛЙ ПИПФОП ВЕТХФ ОБ УЕВС ТПМШ ЪБЛПМДПЧБООЩИ. «б ЛФП УНПЦЕФ УФБФШ ДПВТЩН ЧПМЫЕВОЙЛПН Й ТБУЛПМДПЧБФШ ЙИ, РТЙДХНБЧ ДПВТЩЕ, МБУЛПЧЩЕ ЙНЕОБ?» пВЩЮОП ДЕФЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН ЧЩЪЩЧБАФУС ВЩФШ ДПВТЩНЙ ЧПМЫЕВОЙЛБНЙ. рТЕДУФБЧМСС УЕВС ДПВТЩНЙ ЧПМЫЕВОЙЛБНЙ, ПОЙ РП ПЮЕТЕДЙ РПДИПДСФ Л ЪБЛПМДПЧБООПНХ ДТХЗХ Й РЩФБАФУС ТБУЛПМДПЧБФШ, ОБЪЩЧБС ЕЗП МБУЛПЧЩНЙ ЙНЕОБНЙ.
«лПНРМЙНЕОФЩ»
уЙДС Ч ЛТХЗХ, ДЕФЙ ВЕТХФУС ЪБ ТХЛЙ. зМСДС Ч ЗМБЪБ УПУЕДХ, ОБДП УЛБЪБФШ ЕНХ ОЕУЛПМШЛП ДПВТЩИ УМПЧ, ЪБ ЮФП-ФП РПИЧБМЙФШ. оБРТЙНЕТ: Х ФЕВС ФБЛЙЕ ЛТБУЙЧЩЕ ФБРПЮЛЙ; ЙМЙ У ФПВПК ФБЛ ИПТПЫП ЙЗТБФШ; ЙМЙ ФЩ ХНЕЕЫШ РЕФШ Й ФБОГЕЧБФШ МХЮЫЕ ЧУЕИ. рТЙОЙНБАЭЙК ЛПНРМЙНЕОФ ЛЙЧБЕФ ЗПМПЧПК Й ЗПЧПТЙФ: «уРБУЙВП, НОЕ ПЮЕОШ РТЙСФОП!». ъБФЕН ПО ДБТЙФ ЛПНРМЙНЕОФ УЧПЕНХ УПУЕДХ. хРТБЦОЕОЙЕ РТПЧПДЙФУС РП ЛТХЗХ.
ьФЙ ЙЗТЩ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ПТЗБОЙЪБГЙА ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ДЕФШНЙ. пЮЕОШ ЧБЦОП РПДДЕТЦБФШ ЛБЦДПЗП ТЕВЕОЛБ, РПЛБЪБФШ ЕНХ, ЮФП ДТХЗЙЕ ДЕФЙ — ОЕ РТПФЙЧОЙЛЙ Й ОЕ ЛПОЛХТЕОФЩ, Б ВМЙЪЛЙЕ, ФЕУОП УЧСЪБООЩЕ У ОЙН Й ЧП НОПЗПН РПИПЦЙЕ ОБ ОЕЗП МАДЙ.
фБЛ ЛБЛ Ч ОБЫЕК ЗТХРРЕ ЕУФШ РТПВМЕНОЩЕ ДЕФЙ, ЛПФПТЩЕ НЕЫБАФ ДТХЗЙН ЙЗТБФШ (НПЗХФ ХДБТЙФШ УЧЕТУФОЙЛБ, ПВПЪЧБФШ ЕЗП.), НОЕ ОЕПВИПДЙНП ЧЧЕУФЙ ФБЛЙИ ДЕФЕК Ч ЙЗТХ ЮЕТЕЪ УПВУФЧЕООПЕ ПВЭЕОЙЕ У ОЙНЙ: РПДПКФЙ Л ТЕВЕОЛХ Й ОБЮБФШ ЙЗТБФШ У ОЙН Ч РБТЕ Й МЙЫШ РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ТЕВЕОПЛ РТЙНЕФ ЧППВТБЦБЕНХА УЙФХБГЙА, РЕТЕЛМАЮЙФШ ЕЗП ОБ ЙЗТХ У ДТХЗЙНЙ ДЕФШНЙ. ч ФТХДОЩИ УМХЮБСИ РТПВМЕНОПЗП ТЕВЕОЛБ ОЕПВИПДЙНП НСЗЛП ЧЩЧЕУФЙ ЙЪ ЙЗТЩ, РТЕДМПЦЙЧ ЕНХ ЙОДЙЧЙДХБМШОХА ЙЗТХ (ЛПОУФТХЛФПТ, ЛХВЙЛЙ Й РТ.). юЕТЕЪ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ТЕВЕОПЛ ЧОПЧШ РТЙУПЕДЙОСЕФУС Л ПВЭЕК ЙЗТЕ, УФБТБСУШ ОЕ ОБТХЫБФШ ЕЕ РТБЧЙМ.
оЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕМШЪС ОБУЙМШОП (ЪБРТЕФБНЙ, ХЗТПЪБНЙ) ЪБУФБЧМСФШ ТЕВЕОЛБ ДЕМБФШ ФП, ЮЕЗП ПО ОЕ ИПЮЕФ ЙМЙ Л ЮЕНХ ЕЭЕ ОЕ ЗПФПЧ. ъБДБЮБ ЧПУРЙФБФЕМС — ЪБЙОФЕТЕУПЧБФШ ТЕВЕОЛБ, ХЧМЕЮШ ЕЗП ЙЗТПК, РПДДЕТЦБФШ ЕЗП НБМЕКЫЙЕ РТПСЧМЕОЙС ЧОЙНБОЙС Л ДТХЗПНХ. дПВТПЦЕМБФЕМШОПУФШ, ХУФБОПЧЛБ ОБ УАТРТЙЪ Й ТБЪОПЗП ТПДБ ОЕПЦЙДБООПУФЙ, ХДЙЧМЕОЙЕ ЙМЙ ЧПУИЙЭЕОЙЕ, ЬНПГЙПОБМШОБС ЧЩТБЪЙФЕМШОПУФШ Й ЪБТБЪЙФЕМШОПУФШ — ЬФП ЗМБЧОЩЕ УТЕДУФЧБ Ч ТБВПФЕ У ДЕФШНЙ.
рПУФЕРЕООП ЖПТНЙТХЕН Х ДЕФЕК ХНЕОЙС УПФТХДОЙЮЕУФЧБ УОБЮБМБ Ч ОЕВПМШЫПК ЗТХРРЕ (2-3 ТЕВЕОЛБ), Б ЪБФЕН Ч ЗТХРРЕ У ВПМШЫЙН ЛПМЙЮЕУФЧПН ХЮБУФОЙЛПЧ, УРЕГЙБМШОП ХЮЙН ДЕФЕК УРПУПВБН УБНПУФПСФЕМШОПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ УПЧНЕУФОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ХНЕОЙА ПРТЕДЕМЙФШ ПВЭХА ГЕМШ, УРМБОЙТПЧБФШ ТБВПФХ (ЙМЙ ЙЗТХ), ДПЗПЧПТЙФШУС П ЕЕ ТБУРТЕДЕМЕОЙЙ НЕЦДХ ХЮБУФОЙЛБНЙ; РПМХЮЙФШ ТЕЪХМШФБФ. чПУРЙФБФЕМШ ОБРТБЧМСЕФ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС ДЕФЕК, ЧЩУПЛП ПГЕОЙЧБЕФ ЖБЛФЩ ЧЪБЙНПРПНПЭЙ, ДТХЦОПК ПВЭЕК ТБВПФЩ. ьФП УРПУПВУФЧХЕФ УРМПЮЕОЙА ЛПММЕЛФЙЧБ, УПЪДБЕФ БФНПУЖЕТХ ДПВТПЦЕМБФЕМШОПУФЙ Ч ЗТХРРЕ.
уЧПВПДОБС Й УБНПУФПСФЕМШОБС ЙЗТБ - ЬФП МХЮЫЕЕ ХУМПЧЙЕ ДМС ЧЩТБЦЕОЙС ТЕВЕОЛПН УЧПЙИ РЕТЕЦЙЧБОЙК, ДМС ХУФБОПЧМЕОЙС ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК УП УЧЕТУФОЙЛПН. рП-РТЕЦОЕНХ МАВЙНЩНЙ ПУФБАФУС Х ДЕФЕК УФБТЫЕК ЗТХРРЩ ЙЗТЩ Ч УЕНША, Ч ДЕФУЛЙК УБД, Ч ВПМШОЙГХ. ч ОЙИ ТЕВСФБ ПФТБЦБАФ ТБЪМЙЮОЩЕ ПФОПЫЕОЙС, ЪДЕУШ ЖПТНЙТХАФУС ФБЛЙЕ ЛБЮЕУФЧБ, ЛБЛ ДПВТПФБ, ЪБВПФМЙЧПУФШ. фТЕВХЕФУС ПРТЕДЕМЕООЩЕ ХНЕОЙС ОЕ УМЕДПЧБФШ ЪБ РТПЗТБННПК, Б ЙНРТПЧЙЪЙТПЧБФШ Й ФЧПТЙФШ, ЙУИПДС ЙЪ ПУПВЕООПУФЕК ЛПОЛТЕФОПК ЗТХРРЩ Й УЙФХБГЙЙ.
рПУФПСООПЕ ТБУЫЙТЕОЙЕ ЪОБОЙК ДЕФЕК ПВ ПЛТХЦБАЭЕК ЦЙЪОЙ, ПВПЗБЭЕОЙЕ ЙИ ЧРЕЮБФМЕОЙК — ПДОП ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ ХУМПЧЙК ТБЪЧЙФЙС РПМОПГЕООПК ЙЗТЩ Й ТБЪЧЙФЙЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ДЕФШНЙ.
уАЦЕФ ДЕТЦЙФУС ОБ ЧППВТБЦБЕНПК УЙФХБГЙЙ, ДЕКУФЧЙС ТБЪОППВТБЪОЩ Й УППФЧЕФУФЧХАФ ТЕБМШОЩН ПФОПЫЕОЙСН НЕЦДХ МАДШНЙ. дЕФЙ НПЗХФ РТЙДХНЩЧБФШ, ЛПНВЙОЙТПЧБФШ, Й ТБЪЧЙЧБФШ УАЦЕФ ЙЗТЩ, ЪОБЛПНУФЧБ У ИХДПЦЕУФЧЕООЩНЙ РТПЙЪЧЕДЕОЙСНЙ, ТБЪМЙЮОЩИ УПВЩФЙК, ЖБОФБЪЙТПЧБОЙС Й Ф.Д.
уЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ ХЮБУФЧХС Ч ФПК ЙМЙ ЙОПК ЙЗТЕ, ДЕФЙ ОБЮЙОБАФ МХЮЫЕ РПОЙНБФШ ЕЕ УПДЕТЦБОЙЕ Й РПМХЮБФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ ПФ ЧЩРПМОЕОЙС ЙЗТПЧЩИ ДЕКУФЧЙК. уБНЙ ДЕФЙ ПЮЕОШ МАВСФ ЙЗТБФШ Ч ЪОБЛПНЩЕ ЙЗТЩ Й ОЕТЕДЛП РТПУСФ РПЧФПТЙФШ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЙЗТХ. дЕФЙ ЧЩВЙТБАФ УАЦЕФ ЙЗТЩ, ТБУРТЕДЕМСАФ ТПМЙ, УПВМАДБАФ РТБЧЙМБ.
ч ТЕЪХМШФБФЕ ДЕФЙ УФБМЙ ВПМШЫЕ ЙЗТБФШ, УБНПУФПСФЕМШОП ТБЪТЕЫЙФШ НОПЗЙЕ ЛПОЖМЙЛФЩ, ФТЕВХАФ ПФ ЧЪТПУМЩИ НЕОШЫЕ ЧОЙНБОЙС Л УЕВЕ. лТПНЕ ФПЗП, ЪБНЕФОП УОЙЪЙМБУШ БЗТЕУУЙЧОПУФШ НОПЗЙИ РТПВМЕНОЩИ ДЕФЕК; ХНЕОШЫЙМПУШ ЛПМЙЮЕУФЧП ДЕНПОУФТБФЙЧОЩИ ТЕБЛГЙК; ЪБНЛОХФЩЕ ДЕФЙ, ЙЗТБЧЫЙЕ ТБОШЫЕ Ч ПДЙОПЮЕУФЧЕ ЙМЙ ОЕ ПФИПДЙЧЫЙЕ ПФ ЧПУРЙФБФЕМС ОЙ ОБ ЫБЗ, УФБМЙ ЮБЭЕ ХЮБУФЧПЧБФШ Ч УПЧНЕУФОЩИ ЙЗТБИ, ЛМЙНБФ Ч ЗТХРРЕ ЪБНЕФОП ХМХЮЫЙМУС.

Людмила Макарова
Консультация для воспитателей «Игра нас научит, игра нас подружит»

В нашей группе очень много сюжетно-ролевых игр : «Парикмахерская» , Магазин», «Больница» , «Аптека» , Библиотека», «Почта» и др.

Дети с нетерпением ждут минуты, чтобы поиграть , пообщаться с друзьями, придумать новый сюжет, новую ситуацию из взрослой жизни.

Ведь дети отражают ту действительность, в которой они живут, что видят и слышат, то и воплощают в своих играх .

Для этого они используют игрушки и другой материал, при помощи которого обозначаются реальные предметы : стул «превращается» в автомобиль, палочка - в термометр и т. п. Дети и сами «превращаются» в других людей (а иногда в животных или даже в неодушевлённые предметы, беря на себя их роли. Если в игре участвуют несколько детей, они вступают между собой в ролевые взаимоотношения, определяемые сюжетом игры. («доктор» лечит «больного» , «мама» кормит «дочку» ). Наряду с этим между играющими детьми устанавливаются взаимоотношения по поводу игры – они договариваются о сюжете игры, распределяют роли, игровой материал, нередко делают друг другу замечания по ходу игры. («Так не бывает» , «Так доктор не говорит» ).

Дети спрашивают меня, о непонятных явлениях жизни. Я отвечаю на их вопросы.

Когда дети приходят после выходных, они рассказывают своим сверстникам о том, как они провели выходные дни с родителями.

Всё увиденное и услышанное они переносят в свои игры.

Вечером дома я что-нибудь смастерю для них и подложу в игры, они это быстро замечают и вводят в игру.

Впечатлениями от всего нового они делятся со своими друзьями, вовлекая их в свой мир игры.

Так у них проявляется, дружба, знания, взаимовыручка и помощь друг другу, как в игровой ситуации, так и в жизни.

Они с нетерпением ждут новый день, когда пойдут в детский садик и расскажут детям, что узнали нового, поделятся своими впечатлениями об увиденном.

Значение сюжетно-ролевой игры для психического развития ребёнка многообразно. В ней дети на «личном опыте» знакомятся с жизнью и деятельностью взрослых, правилами их поведения в обществе.

Играх , они учатся использовать вместо реальных вещей их условные обозначения. А это – путь к пониманию смысла разнообразных знаков, используемых людьми, - слов, букв, математических символов, нотных записей и др.

Игра служит настоящей школой воображения – в ней постоянно нужно придумывать новые ситуации, представлять себе ту действительность, которая лежит за игровым сюжетом.

В игре впервые возникает и произвольное управление собственным поведением : ребёнок начинает преодолевать ситуативные побуждения («продавец» удерживается от того, чтобы съесть настоящие конфеты, которые он «продаёт» ).

Игра имеет историческое происхождение, возникает на определённом этапе общественного развития как одна из форм подготовки детей к жизни в обществе и передаётся из поколения в поколения.

Публикации по теме:

«Спички детям – развивающая игра!» Дидактическая игра.

Деловая игра для педагогов деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС дошкольного образования» ЦЕЛЬ: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. ХОД ИГРЫ: Добрый день.

Игра для педагогов КВН Игра для педагогов «КВН» Автор: Кирюшкина Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ д/с №1 г. Турана Тема: «Художественно – эстетическое развитие».

Эта интересная игра построена на материале лабиринтов. Прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка,.

Игра «Стоп!» Игра «Стоп!» Игра очень простая, но понравится и взрослым и детям. Цель: Во- первых, это тактильный контакт, который приятен сам по себе,.

Игра «Звездный час» Итоговое занятие-игра "Звездный час" в подготовительной группе по формированию фонематического восприятия и обучению грамоте проводится.

Игра-викторина по ПДД Деятельность образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Задачи:.