Кто такие хипстеры — анализ субкультуры. Кто такие хипстеры и что для них характерно

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня у нас на очереди еще одно модное словечко, которое хоть и не относится к молодежному сленгу (как, например, или ), но зато имеет прямое отношение к молодежи, ибо хипстер — это обычно молодой человек или девушка в возрасте от 14 до 30 годков (хотя бывают и вечные тинейджеры).

Кроме возраста, хипстер отличается от окружающей толпы (а именно это его основная задача) довольно вычурным внешним видом (аля стиляга или битник) и используемыми аксессуарами (винтажные вещи, шляпы, бороды, очки в толстой оправе, гаджеты от Эпл) и областью интересов (узкие направления искусства мало кому известные и интересные).

По сути, это одно из направлений субкультуры (групп людей, которых объединяет стиль жизни, поведение и интересы) набравшее сейчас высокую популярность. Помните раньше были панки, готы, эмо и т.п. Ну вот, а сейчас «на коне» хипстеры. Им подражают, стиль их одежды копируют, ими восхищаются, их ругают и даже ненавидят. Так кто же такие хипстеры? Давайте разбираться.

Вот это хипстер

Как узнать хипстера или как стать им? В принципе, узнать не сложно, хотя можно решить что это битник, стиляга или хиппи (либо умеренный эмо или недоделанный гот). Различия между ними не существенные на взгляд обывателя. Если же захотите стать хипстером, то различия придется уловить. У последователей этого движения нет никаких особых идей (у хиппи хотя бы был лозунг «за мир»). Есть только желание выделиться из толпы, что они и делают.

Обычно хипстеры одеты довольно экстравагантно и вычурно, на взгляд человека с устоявшимися взглядами и вкусами (другими словами — взрослого). Некоторые из их частых фишечек пошли в народ. Например, зауженные джинсы с подвернутым низом, так чтобы были видны лодыжки (оглянитесь, и каждый второй подросток будет одет в такие). А так же короткие носки или вообще обувь надетая на босу ногу.

Слово хипстер произошло от английского жаргонного выражения «to be hip» (у нас оно бы звучало, как «быть в теме», т.е. следовать текущей моде и стилю). Поэтому не удивительно, что в их стиле отражается текущая мода. Но чтобы выделиться этого будет маловато.

Поэтому они добавляют к своему образу еще некоторые присущие в основном только им атрибуты :


Если по одежде идентифицировать хипстера не удалось, то можно попробовать сделать это по сфере его интересов (помните, наверное, что субкультура подразумевает общность интересов):

  1. Обязательно нужно интересоваться чем-то ультрасовременным из живописи, литературы, музыки и кино. Чем-нибудь таким, что обычному обывателю на фиг не нужно или просто не интересно (арт-хаус, малоизвестные альтернативные группы, писатели, художники и т.п.). Интересы, как и одежда должны выделять эту группу людей из общей серой толпы.
  2. Путешествия (пусть и в пределах места проживания) с поиском никем еще не обсиженных кафе и прочих редких мест. Предел мечтаний, конечно же, Лондон. По сути, это город-хипстер(ов) с его винтажными такси, полицейскими и гвардейцами в метровых шапках. Хотя лично мне там через пару недель стало казаться, что нахожусь на территории огромной фабрики из-за повсеместной отделки фасадов под кирпич — на штукатурке, видимо, здорово сэкономили. Но оно и понятно, ведь я не «to be hip» (не в теме).
  3. Вести здоровый образ жизни весьма у них популярно (среди хипстеров много веганов и просто помешанных на экологичности). Многие предпочитают мелкие лавочки (секретные) крупным продуктовым магазинам.
  4. Пиво они предпочитают живое, а еще лучше крафтовое, т.е. сваренное не в промышленных масштабах (как и музыку и все остальное). В свое время представители этой субкультуры сделали продажи для малоизвестного американского бренда Pabst Blue Ribbon (PBR). Те даже подняли цену своего пива до уровня более качественных продуктов. Вряд ли хипстеров привлек вкус этого пива — скорее то, что на него мало обращали внимание другие.
  5. Аккаунты в соцсетях с фотками себя, а так же еды, одежды и мест, где они побывали. Данное увлечение фото граничит больше с диагнозом, чем с искусством (креативом), но это не только им свойственно (селфи ведь говорит об одиночестве в толпе, а не о крутости).

Ну и, конечно же, отношение к себе и окружающим . Это позволит сделать образ хипстера законченным.

Чтобы выделиться из толпы, надо над ней возвыситься (или хотя бы начать в это верить). Если в реальности возвыситься не получается, то можно принизить окружающих (хотя бы в своих глазах). Для этого достаточно начать считать себя избранным (исключительным, понявшим суть вещей). За это их многие и недолюбливают. А так, в общем-то, безобидные (пусть и бестолковые) ребята .

Кто такие хипстеры на самом деле

На мой взгляд, хипстеры — это те, кто «косит» под так называемый креативный класс" (в той или иной мере талантливых людей, как правило, относящихся к области искусства). Как известно, талант талантлив во всем и в том числе в одежде и умении себя подать. Многие хотят быть такими же выдающимися (возвыситься над толпой), но не многим это дано свыше.

А посему остается только одно — копировать внешний вид креаклов (одежду, стиль, атрибуты) и тщательно скрывать свое посредственное содержание за выражающим превосходство взглядом и снисходительной улыбкой.

В принципе, даже не будучи семи пядей во лбу и не обладая мастерством стилиста, можно подобрать себе «костюм хипстера» (по сути, это достаточно узкий набор вещей, аксессуаров и фишечек), нацепить на себя добродушно-ироничный взгляд и начать считать себя не таким как все (естественно, со знаком плюс). Изображать интерес к искусству, причем к таким течениям, которые большинство не приемлет или вовсе не замечает.

При этом обязательно нужно вставлять в разговор фразы из песен или цитаты из книг, которые мало кто слышал и читал. Выкладывать в соцсети фотки секретных мест недоступных простым смертным и т.п. Вроде как умным себя позиционируешь (малой кровью), принадлежащим к касте избранных, возвышаясь тем самым над толпой плебеев. В общем, тут не надо быть психологом, чтобы понять природу именно этой субкультуры.

По сути, хипстерство — это желание казаться (но не быть) выше всех на голову, на самом деле будучи равными или даже ниже окружающих. Слыть креативным, но не быть им (даже не пытаться). Главное тут — эмуляция богатого внутреннего мира, при отсутствии такового.

С другой стороны, хипстеров тоже можно понять. Как говорится в одном популярном тосте — главное, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями . Но так получается не у всех. Зачастую амбиции диктуют человеку такую линию поведения, при которой он вынужден идти на обман (и зачастую самообман, отрицание реальности), чтобы начать чувствовать себя удовлетворенным жизнью.

Настоящий талант (а креативность напрямую связана с этим понятием) встречается редко. И даже просто одаренных людей немного. Зато очень много средних (ни рыба, ни мясо). Таков уж закон эволюции, который подчиняется принципам распределения величин. Много одинаковых и мало отличающихся (как со знаком плюс, так и со знаком минус).

Но так бывает не всегда. Особенную боль от такой несправедливости испытывают подростки и молодые люди. Так уж устроено, что им в этом возрасте приходится определяться с той нишей в жизни, которую они займут, и зачастую имеющихся способностей не хватает для удовлетворения непомерных амбиций (в этом возрасте они особенно оторваны от реальности).

Как следствие, возникают молодежные субкультуры, которые помогают им на время нивелировать расхождение их желаний с возможностями. Хипстеры как раз и стали одной из таких субкультур, которая особенную популярность стала набирать именно с начала нулевых (можно сказать, что у хипстеров наступила вторая молодость, которая началась спустя полувека со дня зарождения этого движения).

Есть расхожее выражение — счастлив не тот у кого много, а тот, кому хватает . И это ведь справедливо не только для материальных благ. То же самое можно сказать и о тех компонентах, которые позволяют человеку выделиться из толпы.

Получается, что хипстеры и представители других субкультур — это изначально неудовлетворенные сложившимся положением вещей люди, которые через отрицание реальности пытаются поместить себя в зону комфорта (своего рода аутотренинг — «я самая обонятельная и привлекательная» со своими простенькими хитростями).

Наверное, хипстеров стоит пожалеть, ибо им без их маскировки жить не шибко комфортно. Это как у мистера Икс — «всегда быть в маске — судьба моя»...

К тому же, сейчас некоторые атрибуты присущие хипстерам можно встретить чуть ли не на каждом втором подростке или молодом человеке. состоит в том, что желая выделиться хипстеры придумали что-то вроде спецодежды и спецаксессуаров, которые уже перестали делать их уникальными.

Сейчас в моде стиль хипстеров, а посему вид самого из вычурных представителей этой субкультуры уже мало кого удивит (его могут даже не заметить — настолько глаз замылился). Как отличить того, кто подделывается под креаклов (неординарных людей) от тех, кто подражает самим хипстерам. Простому обывателю это уже не под силу.

Остается только сохранять маску превосходства во что бы то ни стало (делать хорошую мину при плохой игре). Пока не повзрослеют.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое мейнстрим простыми словами Хедлайнер - кто это такой Гайд - что это такое Геймер - кто или что это такое Перфекционист - кто это (значение слова - человек, который подвержен перфекционизму) и насколько легко ему живется Что такое культура - определение, виды культуры и примеры

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В мире существует множество субкультур. Большинство из них держат свою популярность пару лет, а затем исчезают, как будто их никогда и не было. Некоторые субкультуры иногда возрождаются, при этом немного изменяясь.

История хипстеров

Люди спрашивают, что такое хипстер, когда хотят подробнее узнать о субкультуре, приобретшей сильную популярность в последние годы. Однако, на самом деле, она существовала ещё в сороковых годах в Соединенных Штатах Америки .

Тогда эта субкультура несла в себе совершенно иной смысл. Её название появилось в тридцатых годах. Оно было сформировано из слов «hep» и «hip», причем второе является более поздней версией первого. Это понятие можно перевести как «тот, кто в теме». Так описывали человека, разбирающегося в джазе. Культура хипстеров сороковых основывалась на музыке – приверженцы ценили её саму и её исполнителей.

В конце тридцатых годов Кеб Келлоувей создал Словарь Хепстера, в котором дал определение фразе «hep cat». Так обозначались люди, знающие ответы на все вопросы, прекрасно понимающие джаз. Таким образом, ответ на вопрос «что значит хипстер?» в то время был – те люди, которые любят джаз .

Приверженцы этой тенденции старались во всем копировать стиль жизнь исполнителя джаза. Они соответствующе одевались, использовали определенный сленг и употребляли наркотики. Также их отличало ироническое отношение к жизни, обширное использование юмора, отказ от большинства материальных благ и свобода в отношении секса.


Субкультура хипстеров сменила собой эру эмо и готов, которые достаточно долго были популярными во многих странах. Хотя эта замена и произошла ещё в 2008 году, наибольшую популярность данная мода набрала к 2011 году.

Некая общая суть хипстеров сохранилась с 40-ых годов. В частности, в России приверженцы данной культуры активно отталкивались от образов стиляг – моде, существовавшей в СССР в то же время, что и культура хипстеров в Америке.

Современные приверженцы данной культуры редко уделяют внимание именно джазу. Как правило, они концентрируются на инди-роке, фильмах, не рассчитанных на широкую аудиторию, а также на современном искусстве. В частности, в среде хипстеров крайне высоко ценится винтажный стиль.


Особенности хипстеров

В первую очередь, стиль хипстера связан с винтажем, то есть с использованием старинной моды и стиля. Однако, большая часть молодежи поступает несколько иначе.

Хипстеры надевают джинсы, плотно облегающие ноги, то есть «скинни», при этом они нередко подворачивают штанины. На головах у них красуются очки, как правило, с толстой оправой, при этом они никак не влияют на зрение, а используются исключительно в качестве аксессуара. Приверженцы культуры надевают майки с разнообразными принтами и нередко обуваются в кеды марки « Converse».

Внешний вид хипстеров часто сопровождается определенными гаджетами. Например, многие вооружаются пленочными фотоаппаратами, другие ходят с iPhone, некоторые держат в руках блокнот «Молесник».

Мода на усы, бороду и бритые виски во многом обусловлена тенденциями данной субкультуры. Сюда же относится и ношение шляп. Отличительной чертой у девушек являются леггинсы и клетчатые рубашки.


Образ жизни

Большинство хипстеров стараются выделиться не только стилем одежды, но и определенными особенностями поведения. Например, они нередко ведут свои блоги в Твиттере, а также восхваляют Лондон.

Эти люди любят (или делают вид, что любят) велосипеды и самокаты, их частым аксессуаром бывают шарфы большого размера и такие же сумки. Нередко хипстеры проповедуют вегетарианство.

Хипстеры не имеют ничего против татуировок. Как правило, у них их достаточно много, причем цветных. Полностью забитые рукава, как на фото ниже, не редкость.

Хотя представители данной субкультуры и относятся к среднему классу, как правило, они находят возможность проводить много времени в кофейнях, постоянно путешествовать и, конечно, выкладывать обо всем этом отчеты в социальные сети. Считается, что хипстеры воспринимают жизнь как игру.


Критика

Большинство людей, не являющихся частью данной субкультуры, воспринимают её весьма негативно. Одна журналистка сказала о хипстерах, что, хотя их суть и заключается в избегании ярлыков, все они одеваются в одну и ту же одежду, одной и той же марки. Они против конформизма, но при этом следуют этим нормам совершенно по-конформистски.

Однако, не все согласны с жесткой критикой данной субкультуры. Например, Роб Хорнинг задался вопрос о том, не появилась ли ненависть к этой моде раньше, чем сама мода?

Как бы то ни было, большинство людей, одевающихся в хипстерском стиле, вряд ли сами назовут себя хипстерами. Тем не менее, подобные тенденции были весьма очевидными на протяжении нескольких лет.


    Загляните в мамин гардероб, чтобы найти винтажные вещицы. Ха, это тоже самое, что сказать:<<сходите в любой магазин, где отовариваются молодые взрослые>>. Вы еще не заметили моду на псевдо-винтажные вещицы<<везде>>? Но чтобы быть более, как это говорится, аутентичным, отправляйтесь в винтажные магазины, секонд-хэнды или молите родственников заглянуть в шкафы со старьем. Наверняка у кого-нибудь завалялась старая футболка с радугой в коробке со времен, когда им было 12 лет.

    • Футболка должна быть либо слишком маленькой либо слишком большой. Но если каким-то чудом вы нашли футболку Дэви Джонса в старом гардеробе вашей тетушки, и она вам впору, то надевайте -- Дэви Джонс того стоит.
  1. Держите шею и все свое хипстерство в тепле, укутавшись в большой шарф или платок. Хорошая новость в том, что шарфы хорошо смотрятся с любой одеждой. ЛЮБОЙ. Надели майку? Шарф. Свадебное платье? Шарф. На улице +35 C? Шарф. Даже Канье Уэст не снимает шарф. Теперь понимаете, как вы круты.

    • Научитесь завязывать шарф/платок дюжиной разных способов. Если не знаете как, тогда просто небрежно задрапируйте его, один раз обернув вокруг шеи. Вам абсолютно все равно, как выглядит шарф, вам просто нравится комфорт, который он дает шее, так ведь?
  2. Найдите платьица в цветочек. Вам иногда наверняка нравится легкий ветерок, задувающий <<туда>>, не так ли? Платья могут быть удобными. Но также, как и от футболки, от платьев должно веять другой эпохой. Старомодные платья в цветочек -- самое то. Чем больше цветочков, тем лучше.

    • Нашли платье, которое слишком большое для ваших целей или слишком консервативное с чересчур длинными рукавами, которые надо обрезать. Дерзайте, неоновые лифчики и повязки изобрели именно для этого. Без шуток. Посмотрите в интернете.
    • Слишком холодно, чтобы разгуливать в платье? Отговорки! Вы не слышали о шерстяных колготках? Шерстяные, с узором, неоновые колготки? Если они не решат проблему, то ничто не решит. Простые черные колготки, под объемными шерстяными носками -- еще один хороший лук (от англ. look).
  3. Выбрасывайте все свои джинсы под ботинки и клеш. Мы знаем, что у вас их несколько пар. Вы покупаете только их аж с 10 лет, кроме 2006, когда на мгновение появились джинсы скинни, и им на смену быстро вернулись клеши с другой стороны диско спектрума. После того непонятного года, вы опять прилипли к безопасным прямым джинсам. Ничего страшного -- мы все через это прошли. Но теперь, пришло время от них избавиться. Только скинни, и ничего другого. Лодыжкам не обязательно дышать!

    • Ваши любимые джинсы не подходят под код хипстера? Сделайте из них шорты. Чем выше талия и чем больше кажется, что вы позаимствовали их у мамы, тем лучше. И когда мы говорим, что надо обрезать коротко, мы имеем в виду коротко . И чем небрежнее, тем лучше.
  4. Навешайте на себя кучу аксессуаров. Именно так, возьмите все, что есть и наденьте на себя. У вас оказался деревянный браслет какого-то племени, бабушкино рубиновое ожерелье и кружевной воротничок? Отлично. То, что нужно. Главное сочетайте несочетаемое.

    • То, что возмутительно для одних, для вас -- обычное дело. Огромный цветок прямо на макушке? Почему нет? Броская, огромная желто-неоновая заколка на волосах? ...То, что нужно.
  5. Смешивайте тенденции прошлого. С тех пор, как вам исполнилось 12, вы прошли (по порядку) через фазу Hello Kitty, фазу N*SYNC, фазу эмо, фазу преппи, фланелевую фазу, фазу гранж и вот вы добрались досюда. Прекрасно -- теперь возьмите по вещице из каждого лука и соберите их в один. Вуаля! И вы -- хипстер. Как 2+2.

    • Серьезно. Суть моды хипстеров -- несоответствие стилей и столкновение культур в бессмыслице -- если очень нужно вам навесить здесь ярлык. Главная ошибка плохого хипстера в том, что он слишком долго раздумывает над тем, что надеть; если же вы небрежны в гардеробе -- вы подойдете.
  6. Носите что угодно, кроме шлепанцов и каблуков. Это, наверно, единственное правило подхода к обуви. Если на вас не шлепанцы и не каблуки, то все в порядке. Мокасины, ковбойские сапоги, кроссовки -- прекрасный выбор. Хипстеры любят балетки! Кто же знал, что такая невинная вещь, как балетки, станет очень хипстерской?

    • Главное, чтобы обувь не выглядела слишком новой. Если вы только что вернулись из магазина с новехонькими кедами <<конверсами>>(вы -- оригинальная милашка), хорошенько потрите их. Этих малышей нужно немного потаскать, прежде чем вывести на люди.

    Для хипстера

    1. Наденьте джинсы своей сестры. На полном серьезе. Если влезаете в них, натягивайте. И чем теснее они, тем лучше. Они должны обтягивать от мошонки до лодыжек. И не стоит волноваться, что вы их потом не снимите, дело-то вовсе не в этом.

      А вот чего стоит опасаться -- это свисающие бока поверх пояса джинсов. Они должны очень хорошо сидеть и обтягивать все от верха до низа. Другими словами - не забудьте надеть брифы - обтягивающие трусы!

      Почувствуйте ностальгию. Все, что напоминает вам о пятилетнем возрасте, должно быть в вашем гардеробе. И все, что напоминает вашему отцу о его пятилетнем возрасте -- тоже. Если вещь винтажная, то для нее есть место в шкафу. В вашем гардеробе должны быть только бренды компаний, которые больше не существуют. Кроме, конечно, American Apparel.

      • Вещам не обязательно быть впору. Об этом позже, но если вещь мала или велика -- клёво! Размер должен быть последним критерием, по которым вы выбираете одежду.
    2. Притворитесь, что у вас плохое зрение. Если хотите, чтобы хипстер-метр зашкалил, наденьте большие в толстой черной оправе очки. Если хотите, чтобы хипстер-метр взорвался, то наденьте очки в черной толстой оправе без линз. Ну, по крайней мере, вы будете всегда знать, что ваши уши на месте.

      • Этот стиль начинает становиться не актуальным, поэтому старайтесь выделяться, например, вызывающе яркой оправой Ray Bans. Ray Bans - всегда в моде.
    3. Полуделовой, полувыходной. Если вы прочитали главу для девушек, то уже знаете, что сочетание несочетаемых стилей -- важная часть в луке хипстера. Также, как вы сочетаете стили из разных времен, сочетайте разные уровни и статусы. Футболка TNMT делает надетый поверх пиджак Armani подходящим, повяжите поверх клетчатый вязанный шарф, на низ -- джинсы скинни и пару поношенных мокасин. Идет ли он на собеседование, в бар или прокатиться на велосипеде? Никто так и не узнает.

      • Не стесняйтесь вызывающе ярких принтов. Плед, клетка, пейсли, пестрые вещи -- все, что заставит девушку, читающую Cosmo кричать от ужаса -- вы на верном пути. У вас нашелся в шкафу клетчатый твидовый пиджак и полосатая ковбойская рубашка? Они явно подходят друг к другу.
    4. Слои. Если позволяет погода, слои в сочетании (как обсуждалось ранее) -- отличная идея. Кардиганы можно надеть поверх чего угодно, вам на заметку. Свитера, длинные рукава -- все это источает иронию. Шарф поверх футболки и плащ? Конечно, почему нет?

    5. Прежде чем покупать <<конверсы>>, подумайте. Давайте на чистоту: все, кому не лень, носят конверсы. В них не осталось никакой иронии, хипсерства или протеста. Все, о чем они говорят:<<Посмотрите, я был в магазине Converse и потратил почти 3000 рублей на кеды, и мне абсолютно наплевать, как я выгляжу>>. Так что, если вашим кедам не 15 лет от роду или они не ручной работы по вашей ноге, то попробуйте что-нибудь другое.

      • Доктор Мартенс -- неплохое начало. Ковбойские сапоги, старые модели Reebok, Ked, и винтажные мокасины тоже подойдут. Просто откажитесь от шлепанцев.
    6. Возьмите курьерскую сумку через плечо. Погуглите <<Курьерская сумка хипстера>> и удивитесь. Этот ужас называется <<сумками хипстера>>. Тут, как обычно, общество не проявило особой оригинальности, но за что купил, за то продал: чтобы носить все свое с собой, нужна курьерская сумка.

      • Кто-то может обратить внимание на вашу сумку - и спросить, где ваша сумка, сейчас набирают обороты мужские сумки хипстеров (murse). Ну и пусть спрашивает, зато у вас обе руки свободны, чтобы ткнуть ему в глаз за то, что он такой ограниченный и невежественный -- он это заслужил.

      Лук хипстера для обоих полов

      1. Избегайте <<ширпотреба>>. Это значит, что не стоит носит такие бренды, как Hollister, Abercrombie, Aeropostale и т.д. По двум важным причинам: это показывает вашу индивидуальность, и что вы против больших корпораций . Для покупки вещей обратите внимание на такие бренды, как Buffalo Exchange. Если не хотите покупать вещи в секонд-хенде, то присмотритесь к магазинам, которые продают одежду, выглядящую поношенной или винтажной. Однако, American Apparel -- пожалуй, исключение, так как они не используют потогонное производство для изготовления одежды .

        • Хорошо, вы живете в небольшом городке, где о секонд-хенде и мечтать не приходится? Вас застали в городском торговом центре или в H&M, вам возможно немного стыдно, но вы не будете единственным хипстером, который там отоваривается.
      2. Найдите футболку, которая хорошо сидит. Запомните: <<хорошо сидит>> для хипстера, не тоже самое, что <<хорошо сидит>> для не-хипстера. Мужская рубашка хипстера должна быть в обтяжку, и рукава на миллиметр короче обычной мужской рубашки. Женские рубашки часто повторяют лук бойфренда. Женщинам необязательно покупать рубашки в мужском отделе, но можно выбрать женскую рубашку на пару размеров больше вашего.

        • Чтобы быть сексуальным, надо выглядеть не сексуально. Особенно для девушек, обтягивающая одежда, в которой тяжело дышать -- не из репертуара хипстеров (это не относится к мужским джинсам скинни). Мешковатая и свободная одежда -- хорошо, и даже отлично. Главное ирония - не силуэт.
      3. Не забывайте про деним. Кроме джинсовых юбок. Узкие, облегающие джинсы -- <<маст хэв>> для обоих полов. Они могут быть любого цвета или узора, даже в цветочек или кислотно-зеленого. Если не любите штаны, подумайте об обрезанных джинсах. Они могут быть любой длины для девушек и чуть выше колена для мужчин .

        • Девушки могут носить джинсы своего бойфренда, подогнув пару раз низ штанин.
        • Джинсовые рубашки и куртки -- отличное дополнение к гардеробу хипстера. Не бойтесь их перекраивать и обрезать. Джинсовые жилеты тоже в цене!
      4. Застегните то, что на вас. Застегивается, так? Наверняка. Если вы девушка-хипстер, то у вас наверняка в шкафу несколько кофт с капюшоном. Они подходят к любой одеже. Именно, к любой. кофта с капюшоном должна стать вашим лучшим другом.

      5. Повторно используйте старые вещи. Нет смыла бороться за окружающую среду и становится вегетарианцем, если вы не можете сделать того же со своим гардеробом. Если сомневаетесь, прежде чем выбросить вещь, узнайте можно ли дать ей вторую жизнь. Можете ли вы превратить ее во что-то новое и вполне носимое?

        • Необязательно сохранять их в первоначальном виде! Свитер можно превратить в перчатки (накидку на абажур, обложку для книги. чехол для подушки)! Хотите быть оригинальным? Сделайте вещь своими руками -- это хорошее начало.
      6. Готовьтесь к зиме. Интенсивность одеяния будет зависеть от времени года и места проживания, все же важно одеться тепло не потеряв лук хипстера. Вот несколько идей:

        • Найдите фланель. Большая рубашка с пуговицами под горло -- хорошее дополнение к имиджу хипстера, независимо от цвета. В идеале, цвет должен не сочетаться с остальной одеждой на вас.
        • Купите пару кардиганов. Они продаются везде, даже в самых ширпотребных магазинах. Выбирайте кардиган с большими пуговицами и глубоким V-образным вырезом. Если найдете, купите кардиган на пару размеров больше.
        • Найдите ироничную водолазку или пуловер. Лучше всего подойдут бабушкины узоры: котята, цветочки или елочки. Чем ужаснее узор, тем лучше.
        • Держите голову в тепле при помощи пушистой, серой шапочки. Цвет можно поменять на кислотно-оранжевый.
        • Не пытайтесь все сильно сочетать в одежде. Несомненно, существует обычный лук хипстера, но он заключается в том, чтобы не выглядеть так, как будто вы пытаетесь выглядеть, как хипстер, а так, как будто вы набросили на себя все, что было под рукой и вышли из дома.

Хипстеры как явление субкультуры появились в США до 1950 года. Это молодежь, которая не подчинялась сложившимся устоям. Ее представители демонстрировали аполитичность и консерватизм. Название образовалось от околоджазового словосочетания to be hip, означавшего ‘тот, кто в теме’. Кто такие хипстеры? Поговорим подробнее.

Кто такие хипстеры и как они одеваются

Субкультура достигла пика популярности в 2010 году. Распространилась в Америке, Европе и Азии. Молодежь, которая относится к хипстерам, отличается:

  1. Широким мировоззрением.
  2. Непотребительским отношением к жизни.
  3. Непритязательностью в одежде.

К представителям субкультуры принято относить молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет. Их стиль обладает общими чертами у парней и девушек. Выделяют изменение внешнего вида по мере развития субкультуры. Такие люди чутко следят за модными тенденциями, обладают дорогой техникой, по финансовому положению относятся не менее чем к среднему классу. Рассмотрим подробнее облик современных хипстеров:

Это молодежь, которая разбирается в моде и следует ее тенденциям. Нередко у представителей культуры в руках дорогая техника - зеркальные фотоаппараты, смартфоны и гаджеты. Не менее интересны увлечения этих стиляг нашего времени. Субкультура «хипстеры» включает такие увлечения:

  • Современное искусство и литература. Люди пылко обсуждают эти темы. Многие из них - творческие личности - художники, музыканты, дизайнеры.
  • Мода. Изменения в модных тенденциях тут же отражаются в образе человека.
  • Инди-музыка. Независимые музыкальные течения, которые не связаны с поп- и прочими культурами. Наблюдается отдаление от мейнстрима в пользу оригинальности.

Хипстеры - это личности, которые стремятся к самовыражению. Они современны и динамичны, выступают против насилия во всех проявлениях, часто - вегетарианцы.

Они не соглашаются с общественными устоями и имеют собственное мнение. Именно поэтому к субкультуре примыкает молодежь, чьи взгляды еще не покрылись пылью общественных противоречий и догм.

Как понять, что перед тобой хипстер

Отличить представителя субкультуры от обычного человека просто. Пять советов, чтобы понять, что перед тобой хипстер:

  • Неординарная прическа. Девушки и парни носят длинные волосы, но выбривают виски. Мужчины оставляют бороду или усы.
  • Оригинальная обувь. Кеды Converse, расписанные вручную, - излюбленный элемент гардероба. Изображения взяты из «Футурамы», «Симпсонов» или «Южного Парка».
  • Разноцветные носки и шнурки.
  • Зависимость от социальных сетей. Хипстеры заливают фото в Инстаграм со скоростью света. Контент - встречи с друзьями, путешествия и досуг.
  • Посещение выставок современного искусства. Молодежь субкультуры - истинные ценители порой странных и необычных предметов, которые демонстрируют мастера на выставках. Чем причудливее экспонат, тем выше его рейтинг у хипстеров.

Это люди, которые не походят на другую молодежь. Если понимать, как выглядят хипстеры, выделить их в толпе не составит труда.

Как стать хипстером

Молодые люди воспринимают субкультуру как вызов обществу и стремятся примкнуть к рядам бунтарей. Чтобы стать хипстером:

  1. Измените музыкальные предпочтения. Прослушайте некоторых исполнителей инди-музыки.
  2. Разнообразьте гардероб. Купите несколько ярких маек с принтами, рубашек, порванных джинсов и кеды.
  3. Посетите выставку современного искусства. Заведите полезные знакомства.

Субкультура хипстеров интересна неординарностью и миролюбием. Это молодежь, которая интересуется культурной жизнью и путешествиями. Если вы имеете схожие взгляды и приоритеты, то среди представителей культуры найдете немало единомышленников.

Всё Хипстер , хипстеры - это термин, образованный от жаргонного «to be hip» (англ.), что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это первоначально означало, что это представители особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки. А уже в наше время это слово обычно употребляется в том смысле как «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной самой современной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п.». Древняя народная мудрость гласит: «Всё новое - это хорошо забытое старое…» бытое старое», гласит народная мудрость. Это утверждение с течением времени находит себе всё стеров.

История развития этого неформального молодёжного движения.

Мне очень удивительно было узнать о том, что первые хипстеры появились в начале 40-х годов прошлого столетия. Это парни и девушки, проповедовавшие идеи вроде сексуальной раскрепощенности и созерцательно-наплевательского отношения к обыденности, разговаривали на сленге, были двумя руками за легкие наркотики, язвительно шутили по поводу мещан вокруг и гордились своей бедностью и неприспособленностью к общественно-политическим устоям социума. Упорно зарабатывать деньги считалось уделом больше ни на что не годных масс. Вести беседы человеческим языком на бытовые темы - это, считалось для них преступлением. А тратиться на что-либо обывательское, неимоверной глупостью.

Но нельзя не отметить, что всех хипстеров объединял джаз. Но есть большое подозрение, что они его слушали не из-за того, что он их так здорово цеплял, а просто потому, что на тот момент был единственной доступной прогрессивной музыкой. Из всего джаза хипстеры котировали его самый свежий в то время стиль - бибоп. После свинга(*9) 30-х, он был следующей ступенькой в сторону от академизма и приторного оркестрового «правильного» джаза. Артисты экспериментировали с ритмами, формами и гармониями, их джаз был скорее какофонией, чем музыкой, то есть чем-то максимально не каноническим и актуальным. Их музыкальными героями были джазмены вроде Чарли Паркера (Charlie Parker), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Бинга Кросби (Bing Crosby). Последнего можно брать за эталон хипстера того времени. Бинга Кросби называли Геккельбери Финном от джаза. Скользкий, хамоватый, всегда позитивный и расслабленный, актер и певец появлялся на сцене в полосатом костюме, соломенной шляпе и с тростью. Пел жизнерадостные куплеты и проповедовал принцип: «жизнь нужно прожить легко и несерьезно». Без Кросби, кстати, не было бы ни Фрэнка Синатры(*10) (Frank Sinatra), ни Дина Мартина(*11) (Dean Martin) - он придумал основные правила и модель поведения для всех будущих поколений таких же неформалов.

Изначально, явление «хипстеры» возникло в среде белых и, ко всему прочему, первые хипстеры копировали манеры и повадки чернокожих артистических аутсайдеров, перенимали у них некоторые сленговые слова и мимику с движениями. Ну и, опять же - джаз. Хипстеров 40-х годов можно было считать первыми захватчиками музыкальных субкультур чернокожих. За пятнадцать лет до того, как белые отобрали у них рок-н-ролл, и почти за полвека до того, как взялись за хип-хоп(*12). Вообще, хипстеры невольно спровоцировали столкновение между ортодоксальными чернокожими джазменами и современной белой молодежью. Первые были уверены, что джаз - это музыка людей с черным цветом кожи. Вторые представляли себя популярным авангардом и старались не реагировать на бухтение стариков. Первые хипстеры просуществовали где-то до 60-х и толком после себя ничего не оставили. У них был би-боп, но эта музыка, скорее всего, прекрасно бы развивалась и без хипстеров. Диззи Гиллеспи когда-то оправдывался перед журналистами по поводу того, что современный на тот момент джаз у публики ассоциировался исключительно с бездельниками и наркотиками. Говорил, что, во-первых, не нужно быть ханжами, а во-вторых, что действительно классные артисты прежде всего делают музыку и мало обращают внимание на тусовку вокруг. Пианист Ленни Тристано (Lenni Tristano) заявлял, что практически все те, вышедшие тогда из хипстерской среды, занимались эпигонством, а двигало ими главным образом желание быть модными ребятами, которые играют модный джаз. С другой стороны, изначально би-боп был обязан своей популярностью именно хипстерам. Среднестатистические обыватели узнавали об этой музыке из газетных статей, в которых рассказывалось о новом типе аутсайдеров.

О хипстерах того времени есть некоторая информация, самая основательная из которых - это White Negro Нормана Мейлера (Norman Mailer) Норман Мейлер «Белый негр. Беглые размышления о хипстере». Вопросы философии. №9, 1992, с. 131-145. Ни манифестов, ни каких-нибудь канонических текстов о себе хипстеры не создали. Кэб Келлоуэй (Cab Calloway) выпустил стёбный хипстерско-человеческий словарь, а Гарри Гибсон (Garry The Hipster Gibson) сочинил несколько песен о хипстерах и поместил на конверте одного из своих альбомов краткий хипстерский разговорник. Из него можно узнать, что выражение «форма в драпировке» означает стильно одетого человека, а «как ребенок, не имеющий матери» - спокойного и рассудительного.

И вот снова термин «хипстеры» всплыл в конце 90-х годов. Им обозначили ту часть молодежи, которая предпочитала нерадикальную альтернативу массовой культуре. Деклассированные элементы под определение не попадали, скорее это был средний класс. С определением классических хипстеров, которое дал Гарри «The Hipster» Гибсон (персонажи, прущиеся от хот-джаза), новая публика имела мало общего. Осталась показательная нелюдимость и надменное отношение к окружающим, не принадлежащим к касте. Хипстеры стали чем-то вроде прослойки между андеграундом и масскультом. До первого не дотягивают из-за отсутствия идеологии, то есть хипстеры ни против чего не протестуют, ничем созидательным не занимаются, ни во что не верят, не воспринимают ничего всерьез, разве что только собственное самолюбование. А вот в поп-культуру же они не попадают потому, что вещи, поначалу их интересующие, выходя в тираж, сразу объявляются вчерашним днем.

Культура хипстеров интересна тем, что она бесконечно бесплодна. Хипстерами, отчасти, были и панки 90-х. Хипстерами были и сами же хиппи. Тогдашние западные газетёнки писали о том, что это целая народность - они лузеры, которым совершенно нет дела до объективной реальности. Они принимали LSD и марихуану, сочиняли безумные и наивные стихи, делали новую, интересную музыку. У них была своя журналистика, свои звезды, свои авторитеты. К хипстерам тогда же относили и Элвиса Прэсли. Все эти субкультуры организовывали свою собственную среду, вращались в ней замкнуто, разговаривали на только им понятном языке, были полны презрения и творческой злости к поп-культуре. Но вот только хипстеры не используют эту почву для чего-либо созидательного. Это отличный пример постмодернизма, течения, которое полностью состоит из заимствований и ими же и заканчивается. И, мне кажется, понятно, почему они снова появились. Потому что, первые хипстеры были чем-то вроде реакции на финансовый кризис, тоталитаризм и пару мировых войн. Нынешние - это что-то вроде изжоги общества, пережравшего информации, брэндов, трендов и товаров массового потребления. Ну и извечное максималистское желание, не смотря ни на что, быть моднее всех!.

Анализ субкультуры хипстеров

В России слово «хипстер» вошло в широкий обиход после статьи Юрия Сапрыкина в журнале «Афиша», где он предложил называть хипстерами всех, кто ходит на в московский клуб «Солянка», сидит на сайте «Look at me» и читает журнал «Афиша». Ю. Сапрыкин обвинил хипстеров в безыдейности и сравнил эту русскую субкультуру с таким же безыдейным русским гламуром. Тогда его текст вызвал широкую критику и бурное обсуждение в интернете.

В сообществе хипстеров очень сложно выделить структуру. Можно попытаться выделить стратификацию использовав понятие П. Бурдье «социо-культурный капитал» (знание, приобретенное в процессе воспитания и образования, обеспечивающее социальный статус) и проинтерпретировать понятие hipness (анг. - осведомленность) как форму субкультурного капитала, владелец которого отлично разбирается в последних модных тенденциях, новейших музыкальных стилях и так далее. Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры России, тогда молодые люди в сообществе будут делиться на более «продвинутых» и менее «продвинутых».

Уважением пользуются те молодые люди, которые читают определенные журналы, как отечественные, так и зарубежные, посещают определенные серии вечеринок, одеваются в определенных магазинах, при выборе компьютера и музыкального плеера отдают предпочтение продукции Apple Macintosh - ноутбуки Mac Book и плееры IPod, по телевизору смотрят исключительно мультики на телеканале «2х2».

Сейчас становится сложно выделить определенные места тусовок, если говорить о клубах. Популярными становятся серии вечеринок, которые каждый раз проходят в разных местах, например, такие, как Viva Party. Из анонсов некоторых вечеринок можно прочитать: «Нам нравится размах и нравится интерьер Сочи, но Цоколь - это то место, без которого мы уже не мыслим себе вечеринки. Здесь только знакомые лица, самая правильная система фейс-контроля, самый добрый и понимающий персонал (в том числе и охрана), дружеская атмосфера и да, конечно, здесь очень дешевая выпивка!» Место чаще всего продиктовано ценой аренды и алкоголя, потому что мероприятие не рассчитывается на сильно обеспеченную молодежь. Они не пытаются кому-то что-то доказать, они просто живут так, как им нравится, и, в первую очередь, это касается внешнего вида. Но если панки, рокеры, готы и хиппи одеваются, исходя из главной идеи своей субкультуры, то главная идея хипстеров - в общем-то, и есть определенный стиль одежды.

Выбор одежды диктуется самыми последними тенденциями, которые задаются определенными марками одежды и «актуальными» дизайнерами. Из известных марок, которые считаются «хипстерскими» можно выделить американскую American Apparel, британскую Topshop и японскую Uniqlo. Но приобретение одежды исключительно трендовой совершенно не обязательно. Даже, наоборот, если вещь куплена в секонд-хенде, найдена в «бабушкином сундуке» или сделана самостоятельно, то ценится куда больше. В прошлом, культура хипстеров предполагала именно стиль indie (от англ. individual - индивидуальный), «сделай сам», некоммерческий, непотребительский образ жизни. Главное, чтобы она вписывалась в тенденцию. Из отличительных деталей одежды хипстеров можно выделить следующие: узкие облегающие джинсы (чаще черные) - skinny jeans, которые так же являются «визитной карточкой» исполнителей брит-попа и субкультуры эмо, черная кожаная куртка, фланелевая рубашка в крупную клетку, высокие спортивные кеды, которые были популярны в 80х годах, солнцезащитные очки RayBan Wayfarer и футболки с яркими принтами определенной стилистики.

Хипстер слушает только самую модную прогрессивную музыку. В 40-е годы это был джаз, в 60-е - это очень жёсткий рок, а в 90-е - трип-хоп, и уже в 2007-2008 м - ню-рэйв. Трудно выделить одно музыкальное направление, которому отдается предпочтение. В основном, это электронная музыка с примесями из разных направлений: electropop, synthypop, electrorock, techno и т.д. Еще один из принципов выбора музыкальных исполнителей - его принадлежность к независимой звукозаписывающей студии (indie - с англ., так же расшифровывается, как independent, независимый). Хипстер должен знать всех перспективных дебютантов и хорошо ориентироваться в новых терминах, чтобы быть «в теме». В этом большую пользу оказывают жж-сообщества, социальные сети (Lastfm, Look at me), блоги, где появляется информация о всех самых интересных релизах, практически, ежедневно. Из представителей референтной группы Запада можно выделить следующих персонажей: Пит Доэрти и Кэйт Мосс - пара, новости о которой не сходят с таблойдов не только в Британии, но и по всему миру. Он - солист группы The Babyshambles, хулиган, не раз привлекавшийся к ответственности за хранение наркотиков. Она - супермодель, икона мира моды, воплощение идеи «героинового шика». Пара ведущая богемный образ жизни, являющаяся законодателями мод. Корри Кеннэди - молодая девушка, ставшая популярной благодаря своему блогу в интернете. Яркий пример, того, что может дать правильно выстроенная самопрезентация в социальной сети. Агнесс Дейен - топ-модель, обладательница пергидрольных волос. Эдди Слиман - в прошлом, дизайнер мужской линии дома Диор, а теперь модный фотограф. Считается, что именно он вывел на подиум skinny jeans. Сленг хипстеров представляет собой «продвинутый» молодежный слэнг - заимствованные из английского слова, распространение которых идет через СМИ. Например, «худи» (введено журналом «Афиша») - это спортивная кофта с капюшоном, «каллоборация» (журнал «Хулиган») - сотрудничество, совместная работа, «лук»/ «стритлук» (сайт LookAtMe) - это означает фотография стильно одетого человека.

Если первые хипстеры были чем-то вроде реакции на финансовый кризис, тоталитаризм и пару мировых войн, то нынешние - это что-то вроде изжоги общества, пережравшего информации, брэндов, трендов и товаров массового потребления. Постоянное максималистское желание, не смотря ни на что, быть моднее всех. С классическими хипстерами 40-х, эти нынешние, на первый взгляд, имеют мало общего. Но суть сохранилась: что-то вроде прослойки между андеграундом и массовой культурой.

Описание субкультуры хипстеров, провело прямые параллели в развитии сегодняшней молодежной культуры и общества в целом - копирование западных образцов стилей жизни, конструирование идентичности за счет потребления и гонка за «современностью», «актуальностью».

Хипстеры являются яркой иллюстрацией современного общественного потребления в целом - это музыкальная и модная индустрия, являющаяся частью общей системы, реализующей особую идеологию, формируется она от ненасытного потребителя, для которого потребление выступает как основное содержание его жизни. Индивидуальное потребление становится способом конструирования своей идентичности. В силу этого полное удовлетворение даже основных потребностей становится невозможным, поскольку идентичность требует ежедневного воспроизводства.