Методическое пособие содержит основные игры, конкурсы, которые мы используем в программах «По тропе Робинзона. «Сабантуй» сценарий праздника для детей на русском языке

Образовательный процесс в школе - стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как основа культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем упадок гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием молодёжи. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание детей всем миром. Поэтому сельская школа может стать первопроходцем в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания учеников, включающей в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности разных народов, наций и этносов нашей страны. Сущность системы - в умелом, педагогически выстроенном использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило - всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный”.

Как же построить образовательный процесс, способствующий воспитанию гражданина, патриота, осознающего причины исторических катаклизмов, не сваливающего вину за негативные процессы современности на дедов и отцов? Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных традициях в нашей школе проводятся различные мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля” (“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак?й”); отмечаются даты рождения писателей и поэтов – наших земляков, например: “Праздник стихов”, посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории; толерантности – приятие других наций, народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств, выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике “Сабантуй”, продолжить ознакомление с традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное воспитание школьников на народных традициях”. М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской литературе для 1-4 классов русских школ. Казань. Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское книжное издательство. 1984г.
  4. “Начальная школа”. Ежемесячный научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев - без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине времени, донесший свой аромат, краски до наших дней, ежегодно отмечается в июне - после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и писатель Кенизи Мурад во время одного из своих приездов в Татарстан в связи со сбором материала для книги о великом сыне татарского народа Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском сабантуе в Березовой роще, такими словами выразила свое восхищение увиденным:

Сабантуй - это чудо! Вы только взгляните на участников и гостей праздника: они оставили дома весь груз своих повседневных забот и проблем. Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение светского просвещения в исламе), является достойным вкладом татарского народа в копилку общечеловеческих ценностей. Трудно не согласиться с такой оценкой знатока Востока, в чьей родословной причудливо переплетены гены потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая самые сокровенные струны нашей души, исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба, а Сабантуй – “свадьба плуга” - только раз в году. Как невеста, готовится к ней деревня: достаются наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата, смысл его глубок. Что касается названия, то у слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и весенний сев. “Туй” же – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, дань поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ, уважает ее – об этом говорят и другие наши праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля – праздник урожая, Сабантуй же - самый веселый и самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое красивое время года -июне. Посмотрите, как прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем своим цветом, распустилась каждым листочком. Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов, румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий, и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника можно увидеть необычное и красочное зрелище: по всем домам собираются подарки для победителей Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки, полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке, отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на большой зеленый луг. Нарядно одетые люди, празднично разубранные кони, всюду смех, веселье, песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник земледелия. Поэтому и начинается он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягается лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный праздник татарского народа – собрал в себя все лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с состязаниями, песнями и танцами испокон веков проводились по окончании весенних полевых работ. Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй – вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу – будет хорошим и урожай. Взойдут всходы, заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а там и снова весна, снова – сев. И опять соберет нас на праздник веселый Сабантуй.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

Ну, а ты - настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки, наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком, наполовину наполненным сеном, каждый из участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не более 1м. Держаться свободной рукой за бревно запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, -
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой...
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, они начинают скачками продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную дистанцию. Победитель определяется по лучшему показанному времени.

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и шишке.

До начала состязания они должны, положив в ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников заключается в том, чтобы прибежать первым, не выронив при этом шишку. Поддерживать руками ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки -
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).

Людмила Пихтовникова

Цель совместной деятельности инструктора ФК с воспитанниками :

Формировать интерес к национальным башкирским праздником .

Задачи :

Физическая культура

Развивать физические качества : ловкость, быстроту;

Формировать желание заниматься спортом :

Улучшать показатели двигательных функций;

Воспитывать стремление участвовать в играх – эстафетах;

Здоровье :

Укреплять здоровье воспитанников;

Формировать интерес к здоровому образу жизни;

Безопасность :

Формировать навыки безопасного поведения в играх;

Познание :

Активизировать мыслительную деятельность, фантазию, воображение;

Закрепить знания о традициях и обычаях башкирского народа;

Коммуникация :

Формировать умения доброжелательно общаться со сверстниками и малышами;

Совершенствование речи как средства общения;

Социализация :

Воспитывать уважительное отношение к окружающим;

Развивать игровую деятельность воспитанников;

Музыка :

Формировать умение двигаться под музыку :

Труд :

Развивать умения выполнять индивидуальные поручения;

Предполагаемый результат : Развивать умение работать в команде; создать радостное настроение, закрепить знания о традициях и обычаях башкирского народа.

Направление : физическое.

Образовательная область : физическая культура.

Виды деятельности : двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально - художественная, трудовая.

Форма образовательной деятельности : совместная деятельность инструктора ФК и воспитанников.

Форма организации детей : групповая.

Формы организации совместной деятельности : игровая мотивация, объяснение, вопросы к воспитанникам, музыкальное сопровождение, выполнение упражнений.

Интеграция областей : коммуникация, музыка, безопасность, здоровье, социализация, познание, труд.

Предварительная работа :

Познакомить воспитанников с условиями спортивных конкурсов ;

Формировать умения выполнять основные движения;

Знакомство с историей праздника «Сабантуй » ;

Разучить подвижные игры.

Оборудование : палки – лошадки, ложки деревянные, 2 подушки, шнур, канат, 2 мешка, фрукты.

Ход совместной деятельности инструктора ФК с воспитанниками :

Все воспитанники собираются на площадке.

Ведущая : К нам пришел сегодня праздник ,

Весельчак, батыр, проказник,

Сабантуй , сабантуй ,

Пой, скачи, борись, танцуй!

1 – й ребенок

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй !

После сева летним днем

Мы станцуем и споем!

2 – й ребенок

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким и умелым!

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

3 – й ребенок

Быстрый конь летит, как вихрь,

На полянке – силачи!

4 – й ребенок

Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй – кА в мешке,

Пробежаться по траве!

5 – й ребенок

Ведра полные воды,

Очень быстро пронеси

Смех, улыбки, шутки пляс –

Все здесь это есть сейчас.

Все вместе :

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй !

Ведущая : Мы с вами собрались на зеленом лугу, чтобы поприветствовать летнюю природу, посоревноваться своими сыновьями и дочерьми, испытать их смелость и ловкость, смекалку и удаль!

Игра «Конники»

Воспитанников выстраиваются на старте. Им дают палки – лошадки. По сигналу воспитанники движутся до финиша, не толкая друг друга. Кто первый добежал до финиша, тот и победил.

Игра «Кто быстрей донесет яйцо в ложке»

Два воспитанника переносят яйцо в деревянной ложке на противоположную сторону площадки. Главное условие – не уронить яйцо.

Игра «Бой подушками»

Встают лицом друг к другу два воспитанника, между ними проводят линию, в руках у них небольшие подушки. Необходимо уварачиваться от «подушки» соперника, да при этом стараться «добить его» и сумееть не заступить за линию.

Ведущая : Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник ?

Батыр : А, вот где все собрались! Как красиво украшена поляна! Услышал я, что вы сегодня празднуете Сабантуй , и решил заглянуть к вам на праздник . Порадуйте меня веселыми состязаниями? Покажите свою ловкость, смелость?

Воспитанники : Да.

Батыр : Когда я шел к вам на праздник , так торопился, что потерял мешок с угощеньями.

Ведущая : А большой мешок?

Батыр : Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!

Ведущая : Ребята, давайте поищем мешок! Может, мы сможем его найти.

Воспитанники ходят по участку в поисках мешка. Находят и все собираются вокруг мешка.

Батыр : Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!

Ведущая : Ой, не надо!

Батыр : Почему?

Ведущая : Этот мешок, какой – то странный. Сам собой шевелится.

Мешок начинает, шевелится и подпрыгивает, пугает воспитанников.

Батыр : И, правда! Что – то странное случилось с моим мешком. Только его все равно развязать надо, двум смертям не бывать, а одно – не миновать!

Развязывает мешок. Из него выскакивает Шурале – леший.

Батыр : Это что еще такое? Что за чудовище лесное?

Шурале : Чудовище? Сам ты чудовище – батырище! А я – Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим). А вы меня не узнали! На праздник не позвали ! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу ! Подарки ваши я уже припрятол. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть (Бегает по площадке, изображает, что хочет схватить детей) .

Батыр : Ишь ты, разошелся! А ну, отдавай подарки подобру – поздорову, а не то плохо тебе будет!

Шурале : Мне плохо? Хи – хи – хи! Ха – ха – ха! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!

Батыр : (передразнивает Шурале) : Ха – ха – ха! Хе – хе – хе! Самый сильный Шурале (меняет интонацию на угрожающую) . Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померимся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.

Ведущая подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает вверх, но не торопиться закончить состязание – мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону. Шурале вскрикивает.

Шурале : Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Проподаю!

Наконец Батыр отпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.

Ведущая : Дети, кто победил?

Воспитанники : Батыр!

Ведущая : Кто на празднике самый сильный ?

Воспитанники : Батыр!

Ведущая : А ты, Шурале, просто хвастун!

Шурале : Как же так? Я думал, что самый сильный! А Батыр меня победил! Зато я самый умный!

Батыр : Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале)

Шурале : Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возмите ! Буду вместе с вами спортом заниматься . И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно, не выйдет!

Ведущая : Оставим Шурале на празднике ?

Воспитанники : Да.

Ведущая : Шурале, будешь с нами играть?

Шурале : Буду, ой, буду! А как?

Ведущая : Мы тебя научим.

Проводятся эстафеты «Бег в мешках» , «Перетяни канат»

Шурале : Молодцы, ребята! Вы сегодня, показали свою ловкость, смелость, выносливость. И я хочу вас угостить фруктами.

Раздают воспитанникам фрукты. Прощаются и уходят.








Сценарий праздника Сабантуй, посвященного к Дню защиты детей для детей 7-14 лет

Цели: 1. Расширить и углубить знания детей о своих правах;
2. Развитие ловкости, смекалки, смелости;
3. Воспитание чувства собственного достоинства, любви и уважения к Родине, чувства гордости и патриотизма.
Оборудование : Гимн РБ; канат, мешки, ведра, деревянные ложки, воздушные шары, палки, веревка.
План.
1. Вступительная часть.
1.1. Вступительное слово воспитателя;
1.2. Выступление ребят.
2. Основная часть.
2.1. Аттракционы;
2.2. Конкурсы, игры.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов. Награждение.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.
- На свете живут
Разноцветные дети,
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна!
Кружится планета
Большая планета,
Ладонями солнца
Она обогрета.
Но греют планету
Намного теплей
Улыбки и смех
Разноцветных детей.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева – дети!
Ведущий.
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня 1 июня – День защиты детей! Вот уже больше 20 лет весь мир отмечает этот праздник. И как же он появился?
Вы, наверняка, ребята, знаете о существовании Организации Объединенных Наций - ООН, которая была создана в октябре 1945 года. Когда закончилась самая кровопролитная, самая жестокая Вторая Мировая война, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
Детство – это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь.
Выступления детей.
1-й ученик . Стихотворение «Чтобы счастливо прожить»
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и лужи,
Нужно с кем – то дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу.
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
2-й ученик. «В какой бы я хотела жить стране?»
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
3-й ученик.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли
И не было б оружья.
Ведущий
- Да, ребята, для счастья нужно многое, и прежде всего – мир. Главное право каждого человека – право на жизнь. Право на имя. Право на бесплатное образование, на отдых, на лечение… Каждый человек имеет право на безопасность и счастье – так говорит конвенция.
- А вы, ребята, знаете о своих правах? Какие права есть у вас?
(Ответы детей)
- От всей души поздравляю вас с днем 1 июня – с Днем защиты детей и приглашаю на праздник Сабантуй.

2. Основная часть.

Ведущий
- Сегодня мы собрались на зеленом лугу поприветствовать весеннюю природу. 1 июня совпадает с началом лета, с концом учебного года. Если сельские труженики отмечают конец весенних полевых работ праздником Сабантуй – праздником плуга, мы тоже отметим завершение учебного года нашим сегодняшним праздником. Вы сможете посоревноваться, испытать вашу смелость, ловкость, смекалку и удаль.
Дети рассказывают стихи.
1. Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй, праздник Сабантуй!
После школы летним днем
Мы станцуем и споем.
2. Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
3. Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне – силачи!
4. Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй – ка в мешке
Пробежаться по траве!
Ведра, полные воды,
Очень быстро пронеси!
5. Смех, улыбки, шутки, пляс –
Все здесь есть сейчас.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
Звучит гимн Республики.
Ведущий
- Объявляю праздник Сабантуй открытым и приглашаю всех принять активное участие.
(Объявляются подготовленные аттракционы, ответственные)
Аттракционы:
1. «Бой с мешками». Два участника на перекладине дерутся мешками. Кто кого собьет первым – тот и победитель.
2. «Разбивание горшка». С закрытыми глазами разбить банку стеклянную (лопнуть воздушный шарик)
3. «Бег с коромыслом». Участники с полными ведрами бегут до финиша. У кого меньше прольется и кто прибежит первым.
4. «Бег в мешках».
5. «Бег с яйцами». Зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, первым добежать до финиша, не выронив яйцо.
6. «Скачки». Вместо коня – палка. Кто быстрее прибежит?
7. «Перетягивание каната». По 6-10 человек перетягивают канат. Какая сторона сильнее?.
8. «Армреслинг». У кого сильная рука?
9. «Срежь приз». С завязанными глазами срезать приз, который висит на нитке.
10. Конкурсы на лучшего исполнителя песни, танца, стихотворения.

3. Подведение итогов. Награждение победителей.




Веселый праздник - С а б а н т у й!

Гарипова Диля Фаиловна, Фатихова Инсия Мирсаетовна

воспитатели (по обучению детей татарскому языку)

высшей квалификационной категории

МБДОУ №36 «Золотой ключик» г. Набережные Челны

Площадка украшена шарами, полотенцами, платками. Звучат фанфары.

Звучит песня “Сабантуй” (трек №89 ).

Ведущий. Исә нмесез, балалар! Исә нмесез, кунаклар! Хә ерле кө н барчагызга: олыгызга, кечегезгә !

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие!

С праздником вас всех, дорогие дети!

С праздником вас сотрудники нашего “Золотого ключика» и родители!

С весёлым праздником- Сабантуем!

Шау-гөр килә киң болыннар,
Кырлар һәм су буйлары.
Котлы булсын, якын дуслар,
Ямьле Сабан туйлары!!!

Парад: «Нәниләр зарядкасы » жыры янгырый - 87 трек

(Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар) Дети(с шарами, гимнастическими ленточками) проходят в ворота с надписью “ Сабантуй” .

Давайте, крикнем « Ура!»

Ведущий. Для открытия праздника Сабантуй слово предоставляется Заведующему д/с

(Объявляет об открытии)

Дорогие гости, дети, рады видеть вас!

Начинаем праздник Сабантуй сейчас.

Ждут вас игры, танцы и веселый смех,

И во всём сегодня будет вам успех!

Праздник Сабантуй - это и подведение итогов за учебный год, это и возможность показать свою силу, ловкость, выносливость и выиграть приз.

Сабантуй – веселый праздник

Мы справляем каждый год.

Каждый год на этот праздник

Собирается народ.

Давайте, крикнем « Ура!»

1 реб . Бүген бездә Сабантуй,

Биибез дә, җырлыйбыз.

Җырлап-биеп, куанышып,

Сабантуйны зурлыйбыз.

2 реб .Без жырлыйбыз Сабантуйда,

Ин матур жырлар сайлап.

Безнен жырга зэнгэр куктэн

Кошлар кушыла сайрап.

3 реб. Сабан туе – хезмэт туе,

Шатлык хэм хезмэт туе.

Уйнап – колеп, жырлап – биеп

Бэйрэм итик кон буе.

4 реб. На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Звучит музыка. Входят мал ьчик и девочка в национальных костюмах.

Мал ь чик и девочка. Исәнмесез! (здороваются с ведущей)

Ведущий. Исәнмесез! Кая барасыз, балалар?

Мал ь чик и девочка Сабантуйга барабыз . Покажите, пожалуйста, нам дорогу.

Ведущий. Дойдете вон до того дерева, там живет Лесовичок. Он знает дорогу. (Дети идут по тропинке, как только дойдут до дерева, на них набрасывается Баба Яга, спрыгивает с дерева)

Баба Яга. Ага, п опались! Какие красивые и упитанные! Наверное, вкусненькие!

Мал ь чик и девочка. Исәнме, әби!

Баба Яга. Әби? Что такое әби? Или это кто такой?

Мал ь чик и девочка. Әби,по-татарски, бабушка.

Баба Яга. Мин - әби?! Ну раз вы такие грамотные, вам придется соревноваться со мной. Победите-покажу дорогу!

1.Гонки на метлах.

Баба Яга. Сдаюсь, вы победили. Идите прямо. А мне можно с вами на Сабантуй?

Дети. Нет, нельзя, Вас не приглашали(уходят)

Баба Яга. Ну, я им испорчу праздник (уходит)

Ведущий. А сейчас продолжается праздник!

Песня «Сабантуйга барабыз»

На празднике вас ждет много развлечений.

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

Появляется Батыр. Он тянет за руку девочку - Плаксу. Девочка сопротивляется, капризничает.

Ведущий: Ребята, кто это там идет?

Да не к нам ли на праздник?

Б атыр: А, вот где вы собрались!

Как у вас здесь красиво!

(Плакса стучит ногами, плачет)

Услыхали мы, что у вас сегодня праздник «Сабантуй» и решили заглянуть к вам. Только вот дочка моя ничего не хочет делать. Может быть, вы ее порадуете веселыми играми да танцами?!
Д ети: Да!

Татарский парный танец

Батыр: Молодцы, ребята! Здорово умеете веселиться!

Ведущий: А Плаксе понравился наш танец?

Плакса: Юк,юк , мне ничего не нравится!

Ведущий: Плакса, мы тебя сейчас развеселим. Давайте, ребята, поиграем в игру.

2. Игра “Подарок”

(На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы (карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4 м, ему завязывают глаза, медленно двигается вперед, стараясь захватить руками приз, если схватил, то отрезает)

Ведущий: А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Поймай подарок для себя!

3. Бег с ведрами под музыку

Батыр: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

Ведущий: Сабантуй наш продолжается!

А кто это к нам еще пожаловал?

Появляется Камырша ( в руках банан )

Камырша: Исәнмесез, балалар! Здравствуйте дети!

Ведущий: Ребята, кто это пришел к нам на наш праздник?

Дети : Камырша!

Ведущий: Камырша, у нас сегодня праздник, посмотри и поучаствуй на состязаниях, посоревнуйся с детьми. Вот и главный батыр нашего праздника. Выходит Батыр, показывает мускулы.

Камырша: (расстроенный, почти со слезами на глазах): Как же так? А я? Я же целый год готовился, силы свои не тратил, ничего не делал, хорошо кушал…и не успел.

Батыр : Камырша, ты успокойся, не плачь, давай лучше посоревнуемся.

Борьба- татарча к өрәш Б атыра и Камырши . ( Камырша проигрывает, плачет.)

Батыр. Камырша, ты не расстраивайся, лучше по смотри, как наши ребята борятся.

Көрәш- борьба среди детей

Ведущий: Камырша, покажи силу, как ты умеешь тянуть канат.

4. “Перетяни канат”

А сейчас продолжается праздник! На нем вас ждет много развлечений.

Захочешь приз получить - получай.

Захочешь быть самым лучшим - будешь лучшим.

Праздник у нас не простой - Сабантуй!

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

Батыр проводит игры и конкурсы для детей.

5. Бег в мешках (под мелодию “Әпипә”)

Батыр: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!

Кемнәр җитез, кем өлгер,

Минем янга килегез.

Әйдә карыйк узышып,

Капчык киеп ярышып

Камырша: Ур-ра! Спасибо вам ребята большое. Рәхмәт, балалар. Вы научили меня ловкости, подвижности и смелости. Побегу скорей маме помогать. (уходит)

6. Бег с ложками (йомырка белән йөгерү)

Ведущий: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

Кашыкка салып күкәйне

Йөгерегез тизрәк.

Күрик әле, бу ярышта

Кайсыгыз җитезрәк?

(Танцуя под фонограмму, появляется Хаджа-Насретдин)

Хаджа-Насретдин: Ассалямагаляйкум! Ой, как тут здорово! Как весело! Я тоже решил прийти к вам на праздник.

Ведущая: Мы очень рады тебя видеть, Хаджа Насретдин. А где же твой ослик?

Хаджа-Насретдин: Ой, он уже с утра побежал на скачки. Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, и поэтому я привёз для вас загадки.

    Всех известных птиц черней, враг личинок и червей.

В огороде словно врач, ходит важно. Это. .. (грач) .

    Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный гладкий гребешок.

Это Петя. .. (петушок) .

    Красный спрятан корешок.

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко-и в руках. .. (морковка) .

    Небо застлано дождём.

Как же мы гулять пойдём?

Не горюй, ведь в огороде

Светит при любой погоде

В деревнях, на дачах, сёлах,

Наше солнышко. .. .(подсолнух) .

Хаджа-Насретдин: Я знал, что вы такие сообразительные! А горшок с завязанными глазами разбить сумеете?

Не боюсь я, не хвалюсь,

А с горшочком разберусь

Глазки я закрою

А горшочек разобью.

7. Игра “ Разбей горшок”

Ведущий: Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки. Разрешите начать соревнования.

Алай итик әле без,

Болай итик әле без.

Күңелле итеп бергә-бергә

Уйнап алыйк әле без

8. Игра «Конные скачки»

Ведущий: Какие вы ребята молодцы. Вот вы и показали какие вы смелые и ловкие.

9 . “Бой мешками”

Ведущий: Вот бревно, а вот мешки

Выходите мужички,

Кто кого мешком собьёт

Тот подарок заберёт!

Сабантуй елга бер генә килә

Күңелле, олы бәйрәм.

Нур өстенә нурлар иңсен

Биеп алыйк ичмасам.

(татарча бию)

А сейчас для всех для вас

Развеселый перепляс.

Громче, музыка, играй!

Танцевать всех приглашай!

Звучит татарская музыка. Дети танцуют.

Без уйныйбыз, уйныйбыз,

Якты көннән туймыйбыз.

Сабантуе гөрләп торсын,

Биибез дә җырлыйбыз.

Хаджа-Насретдин: Молодцы вы, ребята! Вы такие дружные, ловкие, сильные, смелые.

Очень всех я вас люблю!

Ради праздника такого

Непременно угощу!

Спасибо всем вам за веселье,

От меня вам угощенье!

А где же угощение?

Появляется Баба Яга.

Баба Яга. Вы меня на Сабантуй не приглашали, поэтому и угощений не будет(Хаджа-Насретдин уговаривает отдать подарки, та соглашается). Ну, хорошо, пусть будет по-вашему. Если достанете, угощения будут ваши! (мешочек висит на дереве, ножницами срезают, раздают детям)

Ведущий: Дуслар, көтеп алган Сабан туйлары ахырына якынлашты. Барыгызга да саулык-сәламәтлек телим. Киләсе елга да Сабан туйларында очрашырга язсын. Сау булыгыз!

Вот и закончился наш праздник,

Давайте крикнем «Ура!»

Праздник «Сабантуй» удался на славу,

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Желаем вам здоровья, счастья, веселого настроения.

Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Желаем всем здоровья, мира, счастья, -

Всего, что называется добром.

Баба Яга. Всем спасибо за внимание,

За задор, веселый смех.

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Ба тыр : Окончен праздник, в час прощанья

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья

Через год, до новых встреч!»

Сценарий спортивно – музыкального развлечения

«Наш весёлый Сабантуй!»

Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками, развивать у детей чувство музыкального ритма, воспитывать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа, дать представление о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий;

Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа: ознакомить детей с традициями татарского народа через чтение литературы, разучивание народных игр.

Ход мероприятия

Звучит татарская мелодия, дети рассаживаются по группам на спортивной площадке.

Вед. Исэнмесез, дуслар! Здравствуйте, друзья! Сегодня я приглашаю вас побыть гостями на татарском национальном празднике «Сабантуй». Сабантуй – это праздник труда, праздник радости и счастья! Сабантуй – это красочное зрелище, в котором каждый желающий может найти для себя занятие по интересам.

    Шатлыклар кунелебездэ,

Ак кояш кугебездэ.

Килегез, дуслар, кунака:

Сабантуй буген бездэ!

    Сабан туе, сабан туе

Шундый кызык, кунелле.

Ник чыкмаска корэшергэ,

Мин сон егет тугелме?

    Батыр калу очен эле,

Мина бераз иртэрэк.

Тик шулай да Сабан туен

Узем бащлап жибэрэм!

    Без уйныйбыз, уйныйбыз,

Якты коннэн туймыйбыз.

Сабан туе горлэп торсын –

Биибез дэ, жырлыйбыз.

В исполнении детей группы № 4 песня «Сабантуй»

    Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз!

Сабантуйга барабыз,

Уйнап булэк алабыз.

    Сабантуйга барабыз

Сикерэбез, чабабыз.

Жырлап, биеп алабыз,

Уйнап булэк алабыз.

    (1) Карагыз, карагыз,

Сабантуйга барабыз!

Сабантуйга барабыз,

Уйнап булэк алабыз.

Вед. А какой же сабантуй без татарских народных игр? Давайте с вами поиграем!

Внимание! Внимание! Начинаем соревнования!

Игра называется «кашыкка йомырка салып йогерешу» - «Бег с яйцом в ложке»

Вот ложка, а в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

Описание игры: Участники делятся на две группы, стартующие участники держат в руке по ложке, на которой лежит яйцо. Необходимо пробежать, не уронив яйцо, оббежать и передать следующему участнику. Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. Ну а пока я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть татарский танец, в исполнении наших выпускниц – Азалии, Мадины и Камили!

Исполняют татарский танец «Эпипа»

Вед. Одно из главных соревнований сабантуя это – «Конные скачки» - «Ат чабышы». В них участвуют настоящие джигиты! Ни один сабантуй не обходится без скачек! Призы, которые получают победители в скачках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы все вокруг видели!

Приглашаем мальчиков на конные скачки!

Описание игры: Дети делятся на две команды. Нужно проскакать на коне и развернутся, передать другому участнику. Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. А пока наши джигиты рассаживаются по местам, я предлагаю вам послушать песню, которую исполнят дети старшей группы.

В исполнении детей группы № 5 песня «Сабантуй»

Вед. Приглашаю к себе самых ловких и смелых ребят! Потому что для следующего конкурса нужно внимание и быстрота! Игра «Кто быстрее передаст флажок»

Описание игры: Две команды встают в линию друг напротив друга. Передают флажок, последний участник его поднимает, далее флажок передают сзади (со спины). Побеждает команда, которая выполнит задание первая.

Вед. На сабантуе люди не только соревнуются, но еще и поют, и пляшут. «Тюбетей уены» - «Игра с тюбетейкой»

Тюбетейку вы друг другу быстро надевайте.

Пока музыка играет, её передавайте.

Музыка смолкает, тюбетейка отдыхает!

Кто остался с ней в руках, того не отпустим просто так!

Описание игры: Участники становятся в круг лицом друг к другу. В руках у водящего тюбетейка. Под музыку тюбетейку передают из рук в руки. Музыка смолкает, участник, оставшийся с ней в руках, выполняет задание.

Вед. Наш сабантуй подходит к концу. По традиции, на этом празднике награждают не только победителей состязаний, но и всех участников и гостей. А в подарок вам – татарское национальное блюдо! Я передам воспитателям, а вы придете в группу, и обязательно попробуйте!