Первый год жизни ребенка. Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Молодые родители часто задаются вопросом: а что умеют дети в 1 год? При появлении первенца на свет мама с папой также познают новое, как и их малыш. Первый год жизни необычайно важен для семьи, ведь в этот период происходит формирование новой личности.

И вот пришло время, когда малышу исполнился годик, он уже стал самостоятельным, понимающим человечком. У него появляется все больше стремления узнавать что-то новое.

На этом этапе важно знать, что должен уметь делать ребенок. 1 год - время, когда еще не поздно обратиться к специалистам, если у малыша имеются проблемы с развитием.

Рост ребенка

В этом возрасте рост и вес малыша неравномерно увеличиваются - в месяц порядка 100-300 грамм и 1-1,2 см. Пропорции тела постепенно изменяются: ручки и ножки удлиняются, животик становится плоским. В этот период детки все разные, кто-то весит много, кто-то мало. Главное - следить за стабильным развитием ребенка.

Принятые врачами нормы веса малышей: мальчики - 8,9-11,6 кг, девочки - 8,5-10,8 кг. Рост обоих полов - 71,4-79,7 см.

Речь малыша

Около 10 простых слов в первый год жизни уже умеет говорить ребенок. 1 год - только начало в разговорной речи малыша. Как правило, речь ребенка связана с эмоциями. Он часто общается сам с собой, со взрослыми общается жестами, показывая, что ему нужно.

В этом возрасте ребенок уже отличает "можно" от "нельзя", понимает, когда хвалят и ругают. На интуитивном уровне он осознает обыденные слова.

Также малыш учится подражать звукам, движениям, повторяя за взрослыми слова с нужной интонацией. Поэтому очень важно при малыше не употреблять ругательств, чтобы ребенок их не запоминал и не использовал позже в своей речи. Также стоит исключить выяснение отношения при ребенке, чтобы малыш не учился испытывать негативные эмоции в таком возрасте.

Малыш может говорить не совсем то, что происходит. Он продолжает лепетать, складывать слоги.

Нормальным развитие ребенка считается, если он имеет некоторый запас слов, показывает на предметы, которые ему называют, подает какие-либо вещи по просьбе.

В год малыш обзаводится воспринимает простые мелодии. Каждый день ставя ему музыку, можно сформировать музыкальный вкус.

Упрямство малыша

Ребенок начинает показывать свою самостоятельность, пытается настаивать, если ему это не удается, способен устроить истерику со слезами и катанием по полу. В этот момент нужно помочь малышу справиться с негативными эмоциями, но ни в коем случае не стоит накалять обстановку. - очень ответственный период, в который нужно особенное внимание уделить развитию психики ребенка. Успокойте малыша, скажите, что понимаете его чувства, объясните спокойно, как ему нужно себя вести.

Почаще давайте малышу почувствовать себя самостоятельным. Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбора, неважно, выбрает он еду на полдник, одежду на прогулку или игрушку в магазине. Крохе важно чувствовать, что с его мнением считаются.

Необходимо наблюдать постоянно, что умеют дети в 1 год, поскольку каждый новый шаг - настоящее счастье для родителей, и каждый хочет запомнить на всю жизнь, как малыш делает свои первые попытки к познанию мира.

Передвижение малыша

Что умеют дети в 1 год, так это уверенно передвигаться, опираясь на предметы, некоторые даже ходят самостоятельно. Через полгода детки уже будут бегать.

Малыш хочет познать все места в доме, которые ранее ему были недоступны, он ходит по всем комнатам, залезает на диваны, ползает под столом, залазит в шкафы и прочую мебель, которая встречается на его пути. В этот период лучше приучать ребенка к полезным вещам: собирать пирамидку, кормить животных, открывать матрешку. Малышу интересно все, поэтому он будет повторять каждое ваше действие.

Ребенок уже может забираться на новые места с помощью стула. С появлением большего количества возможностей малыш с неподдельным интересом исследует окружающий мир.

В годик дети особенно любят игрушки, которые можно катить перед собой, поэтому можно приобрести мячик или колясочку.

Обеспечьте малышу безопасное место для физической активности и игр. Для хранения игрушек можно использовать ящики на колесах, которые ребенок сможет самостоятельно передвигать.

Если ребенок в этом возрасте не пошел, то не стоит расстраиваться, не стоит также полагать, что он отстает в развитии. Лучше уделить внимание массажу и гимнастике, чтобы суставы малыша были гибкими.

Что умеют дети в 1 год, в большой степени зависит от темперамента. Одни подвижные, а другие более спокойные и не стремятся во что бы то ни стало встать на ножки.

Бытует мнение, что, если постоянно носить ребенка на руках, он пойдет позже обычного. Однако учеными было доказано, что это вовсе не так, и никакой связи тут нет.

Что умеет делать ребенок в 1 год - понятие относительное, поскольку все малыши развиваются с разной скоростью. Просто будьте в этот период с ребенком и помогайте ему в познании окружающего мира.

Общение

Дети в годик еще неохотно идут на контакт, они не готовы к социализации. Они могут капризничать, находясь с незнакомыми людьми, или проявлять нежелание играть с другими детьми. У малыша развивается чувство собственности, он отстаивает свою территорию, не хочет ни с кем делить игрушки и внимание родителей.

Навыки в быту

Малыш уже постепенно начинает приспосабливаться к жизни и начинает учиться держать кружку и пить из нее. Ребенок (1 год) умеет жевать и уже может держать ложку, вполне способен накалывать еду на вилку. При одевании/раздевании малыш уже сам может поднимать ручки и ножки, помогая маме. При умывании тянет ручки к воде.

Что должен знать ребенок

Малыш уже учится продумывать наперед, как поступить, чтобы добиться своей цели. В основном это касается желания достать предмет с высоты. Чтобы малыш самостоятельно учился забираться на выступы и доставать необходимые вещи, следует поставить в его комнате скамеечку, чтобы он сам мог ее пододвигать куда нужно и доставать необходимые вещи.

Необходимо обратить внимание на развитие зрения ребенка. Для этого используют метод цветовой стимуляции. Используйте разноцветные игрушки, картинки, одежду ярких цветов.

Очень нравится малышам играть с "матрешками", и необязательно с куклами, можно использовать коробочки разных размеров. В качестве поощрения положите в самую последнюю коробочку печенье или любое другое лакомство.

Детки начинают испытывать тягу к искусству, поэтому для игры малышу нужны цветные мелки или карандаши. В этом случае продемонстрирует естественное для своего возраста ребенок (1 год) развитие. Должен уметь малыш рисовать простейшие образы.

Чтобы он быстрее осваивал новые слова, знакомьте ребенка с ними как в процессе игры, так и во время купания, еды, прогулки. Описывайте вкусы и запахи, называйте цвета предметов вокруг. Сходите с ребенком в магазин и называйте товары, чтобы малыш мог услышать новые слова.

Капризы малыша

В процессе психоэмоционального развития малыш понимает, как нужно вести себя с разными людьми. Отношение к маме и папе, другим ребятишками становится разным. Можно проследить такую тенденцию: чем хуже ребенок знает человека, тем воспитаннее он себя с ним ведет.

Как правило, малыш с мамой ведет себя капризно, может топтать ногами, выражать недовольство. Таким образом он проверяет, любит ли его мама любым. Если вы примете ребенка таким, какой он есть, то он скоро успокоится и станет вести себя нормально, если же не примете, то подобные проверки могут продлиться всю жизнь.

Познавательное развитие

Предоставив крохе некоторые игрушки, можно проследить, как он развивается.

В годик малыш уже может снимать и нанизывать на пирамидку 3-4 колечка самостоятельно или повторяя за взрослым.

Если показать малышу различные действия с игрушками, он будет их запоминать и пытаться повторять. Так, например, он сможет ставить кубик на другой кубик, открывать и закрывать крышечки.

Также малыш может выбрать одну игрушку и кормить ее, причесывать, укладывать спать.

Во многом то, что умеет ваш ребенок в 1 год, зависит от его способностей и усилий родителей.

Уход за малышом

В годик малышу просто необходима постоянная физическая нагрузка, поэтому стоит предоставить ему все условия для ходьбы, ползания, бега, прыжков без ограничений.

Малыш становится более активным, поэтому вам придется чаще проводить водные процедуры. Он с удовольствием исследует новый мир, может тянуть в рот землю, трогать животных, плескаться в луже. После купания проверяйте состояние кожи малыша, используйте увлажняющие средства и, при необходимости, средства от потницы.

По мере того как ребенок будет учиться ходить и бегать, у него будут появляться ссадины и синяки. Не стоит переживать по этому поводу, малыш вскоре научится двигаться. А пока стоит запастись пластырем и дезинфицирующими средствами.

За волосиками ребенка также стоит ухаживать. Чтобы малыш учился обращаться с расческой, покажите ему, как это делается, на кукле. Ребенок с радостью станет причесывать куклу, а потом и родителей. Многие малыши боятся ножниц, полагая, что стричься больно. Таким же образом можно продемонстрировать этот процесс на кукле.

Ну и, конечно же, обязательно нужно часто посещать врача и сдавать анализы, чтобы убедиться, что с малышом все в полном порядке.

Детишки - цветы жизни. Иметь малыша в доме - огромная радость, ведь наблюдать за тем, как растет твое чадо, становится сознательным жителем этой планеты, незабываемо. От родителей в первые годы жизни ребенка зависит многое. Отдавая малышу любовь и заботу, вы способны воспитать гармоничную личность с правильным отношением к жизни.

Очень важно направлять кроху на верный путь. Конечно, у него есть инстинктивное ощущение того, как правильно нужно что-то делать. Однако он не всегда может самостоятельно справиться. Помогайте малышу во всех начинаниях, учите его.

В этой статье:

От рождения и до первого дня рождения пройдет всего 12 месяцев. Для маленького ребенка это огромный скачок в развитии. Все для него меняется, причем очень быстро. Из грудничка он превращается в человечка, который уже может ходить, произносит отдельные слова. Меняются даже его игры и рацион питания . Правильное развитие во всем сейчас зависит от родителей.

Это время, когда дети совсем маленькие, одновременно нервное и счастливое. Сейчас изменения видны каждый день . Малыш учится сам, а к одному годику уже многое умеет. Пройти весь этот путь вместе с ним – это огромная радость для родителей.Вы обязательно будете посещать педиатра, который следит за развитием малыша . Хотя многие вещи родители могут отслеживать самостоятельно.

Прогресс за 12 месяцев

Представьте себе самый обычный год. Хотя год из жизни взрослого человека не может сравниться со стремительным развитием малыша от 0 до 1 года. Конечно, потом случится еще много всего интересного, но этот первый год самый важный в жизни каждого ребенка. Рождаясь на свет, он готов к жизни, но с одним большим условием. Рядом обязательно должны быть люди, которые смогут обеспечить ему защиту, уход, направить его в первых попытках исследовать мир.

Родителям стоит приготовиться
заранее, ведь все меняется стремительно. Первые 30-40 дней новорожденный требует особого внимания и ухода. Буквально за месяц его иммунитет набирает силу и уже становится способен защитить его от простых болезней. Пройдет немного времени, и на смену жидкой пище и молоку мамы придет твердая пища. У малыша начинают резаться зубки, а значит, организм дает сигнал: «к твердой пище готов» . Развитие ребенка за первые 12 месяцев просто поражает.

Конечно, малыш все еще абсолютно беззащитен перед окружающим миром. Пройдет еще очень много времени до его самостоятельности. Пока он сам не может пожаловаться, родителям нужно прислушиваться к состоянию его здоровья . Многие дефекты развития проще всего вылечить, если обнаружить их рано.

Рождение ребенка

Итак, малыш появился на свет. Следующие 3 дня они с мамой проведут в роддоме. А после этого начинается ваша новая жизнь. Теперь 24 часа в сутки мама и папа будут заботиться о ребенке. Он кушает каждые 2-3 часа, все остальное время спит. Более того, иногда даже спит, когда кушает – есть у
младенцев такая «суперспособность». Конечно, он много плачет. Родители учатся понимать каждый его звук. Все же это счастливое время заботы о своей крохе.

Тут родителям важно помнить: все дети разные . Существует примерный план развития. Если ваш малыш опаздывает на 1 месяц, отставая от этого плана, то это еще не повод волноваться и собирать консилиум педиатров. Очень часто дети немного опаздывают или, наоборот, куда-то спешат. Обычно к первому году жизни все стабилизируется, выравнивается. Если ребенок соседей уже сказал свое первое слово, а ваш еще нет, это еще ничего не значит . Но, конечно, в случае серьезного отставания в развитии стоит срочно обратиться к врачу.

0-3 месяцев

Дети все время крутятся, вертятся, перебирают ножками и ручками. Это значит, что карапуз вполне доволен жизнью. Он так пытается исследовать мир, свое тело. Сейчас движения ему необходимы. Активно развивается нервная система, мозг . Кстати, мозг продолжает активное развитие даже после рождения, настолько это сложный орган. Например, желудок и кишечник уже готовы работать с первого же дня жизни, а мозг еще «дремлет», выполняя только часть своих функций. Развитие малыша продолжается.

Будет полезно
менять его позу – конечно, когда малыш не спит. Так вы стимулируете его развитие, заставляя переворачиваться, менять положение головы. Ребенок учится держать головку. Уже сейчас, на 1-2 месяце, он может приподнять ее на несколько секунд.

Уже ко 2-му месяцу дети становятся вполне активными. Малышу все интересно, он с радостью рассматривает яркие предметы. Очень важно для его психического развития каждый день видеть что-то новое, интересное. Показывайте яркие картинки, игрушки, разные предметы . Малыш изучает мир вокруг себя. Особенно активно он пытается все попробовать: трогает, облизывает. Сейчас он уже различает голоса родителей, узнает маму по запаху . Когда мама рядом, ребенок улыбается, тянет к ней ручки. Сейчас это самый важный человек в жизни ребенка и, возможно, единственный, которого он научился узнавать сразу.

4-6 месяцев

Первая половина года прошла. Чему же научился малыш? Он уже узнает людей, радуется их появлению. Сам себе тоже очень рад! Чаще подносите ребенка к зеркалу – он будет с интересом разглядывать отражение. В 3-5 месяцев он первый раз начинает смеяться. Дети с радостью будут смотреть одно и то же «представление» десятки раз. Попробуйте жонглировать перед малышом предметами - каждый раз он будет с удивлением и радостью следить за яркими шариками у вас в руках.

Развивается координация движений. Теперь уже неинтересно все время лежать. Ребенок просится на руки, рассматривает все, что попадает в поле зрения. Малышам до года полезна простая физкультура: переворачивайте его на животик или на спинку, делайте простой массаж. Он уже пытается встать на четвереньки. Это подготовка к ползанью.

Все больше интереса к самому себе. Дети рассматривают свои ручки, ножки. Сейчас их позвоночник очень гибкий - кроха с легкостью может взять в рот палец ноги. Ничего плохого или опасного тут нет – не стоит запрещать это ребенку, ругать его за интерес к себе. Пока еще хватать и брать в руки предметы кроха просто не умеет. Но задевать, ронять игрушки он может, с радостью играя таким образом.

6-12 месяцев

У вашего крохи уже, скорее всего, появились первые несколько зубов. Это был сложный период, но вы справились. Хотя иногда дети вообще не замечают, как режутся зубки. Теперь он сам сообщил вам, что готов поменять свой рацион. В 6-7 месяцев малыши активные , и молока им не всегда достаточно. Считается, что сейчас уже можно вводить прикорм. Ребенок уже научился ползать, сидеть, может играть на полу. Теперь ему не нужно спать так много и часто, как раньше.

Развитие идет своим чередом. Первую половину своего первого года малыш провел, изучая себя. Кстати, вы обратили внимание? Малыш стал очень общительным! Теперь ему нужна компания почти постоянно. Играть с мамой, общаться с папой, перекрикиваться и смеяться – все это он умеет делать. А также научился обращать на себя внимание родителей. Сейчас важно, чтобы взрослые чаще с ним говорили. Неважно о чем – просто ему необходимо слушать правильную речь.

В возрасте 7-9 месяцев кроха уже может играть сам. Он улавливает связь между названием предмета и самим предметом. До первого года жизни он уже запомнил множество слов и понятий. Конечно, говорить он еще не может, но уже может приносить вещи, указывать на них пальчиком. Обязательно дайте ему место для движения, ведь сидеть в кроватке малыш уже не хочет.

Ребенку 1 годик

Вот и настал тот самый момент, когда вашему крохе исполнился 1 год. До этого момента пролетело 12 месяцев, а многим кажется, что родился он только вчера. Уровень развития малыша многих поражает. Из крошечного комочка, укутанного в одеяло, он превратился в активного человечка. Уже теперь проявляется характер ребенка, он показывает вам, что нравится, а что не нравится.

В это время многие мамы начинают отлучать детей от груди. И правда, молоко все еще необходимо, но теперь добрую половину рациона составляют пюре, овощи и фрукты, молочные продукты. Дети уже умеют кушать с ложечки, проявляют интерес к процессу. Также они могут пить из бутылочки самостоятельно.

Начинаются первые попытки разговаривать. Конечно, это пока лишь звуки и отдельные слова. Не волнуйтесь: еще немного тренировки, и ребенок выдаст свое первое осмысленное предложение. До 1 года малыш предпочитал все время проводить с мамой, теперь же он интересуется другими людьми и детьми. Многие родители пробуют оставлять ребенка на 1-2 дня с бабушкой. Пришло время ему становиться немного самостоятельнее.

Что уже умеет ребенок?

Теперь посмотрим, чему научился малыш. До первого дня рождения у него было 12 месяцев постоянных тренировок. Теперь же кроха готов поразить вас набором своих самых разных умений:

  • он ползает, ходит, даже бегает;
  • стоит на месте , не держась;
  • берет в руки предмет, перекладывает его из ручки в ручку;
  • танцует под музыку;
  • листает книжки , рассматривает картинки;
  • у него уже есть любимые игрушки;
  • с радостью играет со сверстниками.

Конечно же, это еще не все. Стоит обратить внимание на психическое развитие ребенка.

Как видите, идет активно развитие личностных качеств ребенка. Начинают проявляться черты характера, отношение к миру. Конечно, уже стоит обратить внимание на психическое развитие малыша. Творчество, игры, песенки и сказки помогут ему развиваться правильно. А больше всего ему нужна любовь родителей.

Последние вопросы в группе "Гв - вопросы и ответы" навели меня на мысли, что у большинства мам, после рождения ребенка, нет четкого понимания что и зачем делается и какие результаты принесет в будущем.
Есть какой-то хаотичный набор действий и такой же хаотичный набор советов от акушеров в роддомах и подруг. Все на уровне поверий и суеверий)
Поэтому хочу пробежаться по основам.

Знаете какой самый частый возраст детей при обращении к психологам? 3 года и подростковый период.
Это два ключевых периода, когда начинают вылезать все косяки. Ребенок "внезапно" портится, чаще всего говорят "такой был хороший, послушный, а тут как с цепи сорвался".
Так вот, дорогие мамы, дети не меняются внезапно, все это результат наших усилий, наших действий и бездействий.
И основа закладывается в первый год жизни ребенка.

Засада в том, что результат мы не увидим сразу, результат мы получим много лет спустя. Поэтому важно понимать что и зачем в этот первый год жизни мы делаем.
Именно первый год - это время, когда закладываются основные схемы взаимодействия ребенка с миром и с собой. Это досознательные схемы, формирующие до момента осознания себя как личности. Поэтому с ними практически не возможно ничего сделать в старшем возрасте. Можно только корректировать какие-то вещи.

Роды для ребенка сильнейший стресс, он получает огромное количество разных гормонов, переживает боль, сдавливание, страх перед неизвестностью. Он выходит в совершенно другой мир. Жизнь в матке кажется раем, жизнь в мире требует усилий и пугает.
Нужно дышать, сосать, выводить отходы жизнедеятельности. Учиться реагировать на свет, температуру, управлять своим телом. Хоть как-то научиться определять что опасно, а что нет.

Ребенок беспомощен, беззащитен и понятия не имеет, что он хочет и как это получить. У него всего две лампочки: зеленая - мне хорошо и красная - мне плохо. С чем связана красная он не понимает и рассчитывает, что мать будет помогать.

Вся эта неопределенность и незащищенность вызывает во-первых, сильнейшую тревогу, во-вторых, потребность в спокойной и знающей матери рядом, которая выступает в роли надежного проводника и вселяет в малыша уверенность, что все будет хорошо.
Первый месяц для малыша адаптационный, все что ему надо - покой, мама рядом, грудь и время, чтобы понять куда я попал и как тут жить. Ему не нужны чужие руки, включая бабушек и пап, это сбивает и пугает. Ему не нужны прогулки и сон на балконе, ему не нужны проныривания и гимнастики. Просто спокойное и безопасное пространство у мамы под боком.

А еще ребенку необходимо убедиться, что мир, в который он попал безопасен и доброжелателен для него.
И вот тут помогает мама. Ее основная задача видеть потребности малыша и закрывать их максимально качественно и быстро.

Чтобы создать вот это ощущение спокойного рая мы используем: неограниченное кормление грудью, ношение на руках, совместный сон, пеленание, высаживание, мягкое адаптационное купание.
Эти вещи помогают собрать тело, возвращают ощущения утерянного рая (как в матке), убирают последствия родового стресса, снижают тревожность.

Кроме этого все эти вещи помогают сформировать отношение к себе как к ценности, как к важному человеку, потребности которого важны, услышаны и реализованы. В дальнейшем это перейдет в ощущение собственной важности и базовому ощущению себя хорошим.

Все это - важные небольшие кирпичики из которых строится основание личности. Если мы делаем несколько промахов, а это неизбежно, но в целом стремимся видеть все потребности, то в основании будет пара плохих кирпичей, но база все равно будет прочной. Поэтому таких кирпичиков надо набрать как можно больше, понимая, что на этом будет потом выстраиваться характер ребенка, его отношения с собой и людьми, его самооценка, его реакция на стрессы и т.д.

Каждое действие по отдельности не так важно - может не быть пеленки, можно купать в большой ванной, можно не высаживать, но все вместе они дают накопительный эффект.
Чем меньше потребностей малыша мы видим и закрываем, тем тревожней ребенок, тем сильнее тонкое ощущение собственной никчемности, перерастающей в более старшем возрасте в уверенность, что ты недостоин заботы и любви.

Так что, дорогие мои, прежде чем отвергать пеленание, усаживать малыша в детский стульчик, сворачивать ГВ, говорить, что памперсы удобнее высаживания, постарайтесь добыть информацию как это ваше конкретное действие отразиться в будущем на малыша. Слава богу сейчас информации достаточно и можно при желании найти что угодно.

Уходите от формата форумных советов, ищите научные знания, разбирайтесь что и зачем нужно. Поверьте в 3-4 года вы будете точно знать почему ваш ребенок такой и сюрпризов не будет.

В дополнение хочу сказать важную вещь.

Все что было написано необходимо чтобы понимать что и зачем мы делаем с малышами, а не для того чтобы оценивать как мы накосячили, глядя на подрощенных детей.
Коррекция возможна на любом этапе, но даже это не главное.
Главное ваше умение как мамы видеть потребности ребенка и вписывать их в свои потребности в любом возрасте. И умение думать, а не паниковать и бездумно следовать советам.
Думать, анализировать и делать выводы.

Это не оценивать себя и свои действия с точки зрения "я молодец или я плохая мать", это совсем другое состояние.
Тут нет оценки себя как матери и нет оценки ребенка как хорошего или плохого. От оценок важно уметь уходить и с рождения ребенка вырабатывать в себе безоценочное восприятие материнства и детей.

Как по-другому?

Смотреть что сейчас происходит с ребенком, что является причинами его поведения, какие потребности стоят за этим поведением, каким образом мы можем эти потребности закрыть, если вдруг есть конфликт потребностей ребенка и моих, как закрыть потребности обоих без жертв.

Сидеть в чувстве вины не конструктивно, вы тратите на это ресурсы и силы, перестаете видеть ребенка.

Также точно бессмысленно сидеть в оценке ребенка. Всегда есть важная причина для любого поведения. Компетентная мать способна находить причины или приходить к кому-то за помощью.

У меня этот навык развит уже хорошо, но и я периодически прихожу за помощью, потому что некоторые вещи отлично видны со стороны и почти необнаружимы изнутри.

Вера в себя как в мать и вера в своего ребенка - это базис для того, чтобы быть достаточно хорошей мамой

Вы боролись с соблазном в течение нескольких месяцев. Направляясь за покупками в отдел для будущих матерей, проходили мимо товаров для новорожденных, осмеливаясь только потрогать кружевную распашонку и бросить взгляд на музыкальные погремушки. Но теперь, когда до родов осталось всего лишь несколько недель, можно начинать делать покупки для малыша, поскольку это просто необходимо. Итак, что необходимо для ребенка в первый год жизни?

Но не спешите бросаться к прилавку и покупать все подряд. Вспомните о том, что вы собирались взять некоторые вещи у сестры, что родные и знакомые скоро засыплют вас подарками, и что вы собираетесь часто стирать детское белье. Сколько вещей надо на первый год жизни малыша? Прежде чем отправляться за покупками, подсчитайте ваши минимальные потребности (вы всегда сможете что-то докупить позднее) и отправляйтесь на встречу с продавщицей, вооружившись следующими основными правилами:

  1. Не покупайте целый набор для новорожденного, как предлагаемый магазином, так и по какому-либо списку; используйте список только как памятку;
  2. Держите в уме, сколько раз в неделю вы (или кто-то еще) будете стирать детские вещи. Если вы будете стирать почти каждый день, покупайте минимальное количество вещей; если же вы собираетесь раз в неделю сдавать белье в прачечную, покупайте больше;
  3. Проверьте, какие вещи вы собираетесь взять или одолжить у друзей, прежде чем закончите составлять список покупок;
  4. Если родные или друзья спросят, что вам нужно, не стесняйтесь говорить. Для них наверняка предпочтительнее подарить вещь, которой вы будете пользоваться, чем нечто такое, что вы уберете на дальнюю полку. Назовите несколько вещей различной ценовой категории, чтобы оставить им свободу выбора, но не просите одни и те же вещи у разных людей;
  5. Воздержитесь от приобретения вещей, которые не понадобятся в ближайшем будущем (высокий стул, детское сиденье для ванны, сложные игрушки для старшего возраста), пока не получите все подарки, после этого еще раз пересмотрите список нужных вещей и идите за покупками;
  6. Большинство вещей покупайте на размер 6-9-месячного ребенка. Вам может понадобиться пара распашонок и несколько комплектов одежды на первое время, и не огорчайтесь, если в течение нескольких недель, пока ребенок не подрастет, одежда будет сидеть на нем немного мешковато. И как бы ни был велик соблазн распаковать покупки и разложить их на полочках нового детского шкафчика, лучше этого пока не делать. Сохраняйте всю детскую одежду (даже ту, в которой вы планируете принести новорожденного домой) в оригинальной упаковке, потому что если что-то не подойдет по размеру или по цвету, пока вы находитесь в больнице, муж, мать или подруга смогут обменять это в магазине; возьмите за правило покупать на один размер больше, но внимательно осматривайте одежду, прежде чем ее покупать, поскольку размеры некоторых фасонов (особенно импортной одежды) могут оказаться значительно больше или меньше среднего;
  7. Помните о времени года, когда делаете покупки. Если ребенок должен появиться на свет в конце сезона, купите лишь несколько маленьких вещей на это время года и вещи побольше на будущее. Учитывайте смену времен года по мере роста ребенка. Возможно, этот симпатичный летний костюмчик за полцены трудно представить на вашем ребенке, но он подойдет вашему малышу в июне, когда ему исполнится год;
  8. Выбирая одежду для ребенка, в первую очередь думайте об удобстве и функциональности и только потом о моде. Маленькие пуговки на вороте детской рубашечки могут смотреться очень мило, но сначала попробуйте их застегнуть, если ребенок ерзает на столе для пеленания. Кисейное выходное платьице выглядит очень привлекательно на вешалке, но оно может и остаться там, если окажется, что материал вызывает раздражение на нежной детской коже. Импортный костюмчик кажется вам просто великолепным, пока вы не обнаружите, что у него нет доступа в область подгузника. Всегда выбирайте одежду, сшитую из мягкой, легко стирающейся ткани, с кнопками вместо пуговиц (они менее удобны, но если ребенок откусит пуговицу, он может подавиться) и нижней частью, легко открывающейся для смены подгузника. Избегайте длинных лент и шнурков, таящих в себе потенциальную угрозу, и грубых швов, способных причинять неудобство. Запас для роста является еще одной важной деталью: лямки изменяемой длины, растягивающаяся ткань, эластичный пояс, двойной ряд кнопок на комбинезоне, штанишки, которые можно закатать, широкие отвороты, которые можно отпустить, складки или кокетки. Ползунки должны точно подходить по длине или иметь эластичную ткань на лодыжках, чтобы удерживать носок на месте; если вы еще не определили пол своего ребенка при помощи ультразвука или амниоцентеза, не покупайте одежду исключительно желтых и зеленых цветов (если только вы не ярая сторонница этой цветовой гаммы), поскольку далеко не все дети выигрывают от данной расцветки. Как мальчики, так и девочки могут носить красное, голубое и темно-синее. Если вы отложите некоторые покупки до рождения ребенка, то у вас еще будет возможность приобрести что-нибудь розовое для дочки и нечто подчеркнуто мужское для сына. В некоторых магазинах вы можете заказать одежду и получить ее только после рождения ребенка, когда вы будете знать нужный вам цвет;
  9. При покупке детской мебели практичность и безопасность должны превалировать над внешним видом. Антикварная колыбель, купленная или переданная по наследству, может украсить внешний вид детской комнаты, но не исключено, что вам придется лечить
  10. Ребенка от последствий падения, если дно окажется недостаточно прочным, или от свинцового отравления, если выяснится, что краска, которой покрыта колыбель, также антикварная. Коляска, напоминающая вельветовый «роллс-ройс», может вызвать множество улыбок, когда вы прогуливаетесь по улице, и серию хмурых взглядов, если вы задерживаете очередь в автобус, пытаясь втащить ее вместе с ребенком и полной сумкой;
  11. Покупая туалетные принадлежности для ребенка, выбирайте только то, что необходимо, а не все, что попадется на глаза. Сравнивая различные средства, следует отдавать предпочтение тем, в состав которых не входит спирт (спирт сушит детскую кожу) и которые содержат минимальное количество искусственных красителей, консервантов и других химических добавок. Не применяйте детские присыпки, они, скапливаясь в складках кожи, способны вызвать раздражение, опасны при вдыхании, а если в их состав входит тальк, даже могут через какое-то время стать причиной рака легких;
  12. Запасаясь медикаментами для домашней аптечки, заполните ее просто на всякий случай всем, что может вам понадобиться в чрезвычайной ситуации, но с надеждой на то, что это вам никогда не пригодится. В противном случае вы рискуете оказаться в трудном положении, например, если ваш ребенок проснется среди ночи, пылая от жара, а у вас не будет лекарства, чтобы сбить температуру.

Что нужно ребенку в первый год жизни? Список «Литтлвана».

Список вещей на первый год жизни ребенка

  • 3-7 нижних рубашек. Рубашки с вырезом и застегивающиеся сбоку легче надевать на новорожденного, но рубашки, которые надеваются через голову, удобнее для малыша; рубашки, застегивающиеся внизу, не задираются вверх, прикрывая животик в холодную погоду.
  • 3-8 ночных рубашек с затягивающимися внизу тесемками. Тесемки следует убрать, как только ребенок станет более активным (детская одежда для сна должна быть изготовлена из невоспламеняющегося синтетического волокна).
  • 2-3 байковых одеяла. Не пользуйтесь одеялами, сшитыми в виде конверта, после того как ваш ребенок научится вставать.
  • 3-4 влагонепроницаемых трусиков или оберток для подгузников, если вы собираетесь использовать марлевые подгузники; если же вы будете пользоваться одноразовыми подгузниками, купите одну пару на всякий случай.
  • 2-3 пары ботинок или пинеток. Выбирайте такие ботинки, которые ребенку трудно снять.
  • 3-6 пар теплых колготок для ребенка, родившегося осенью или зимой
  • 2-3 для малыша, который должен появиться на свет поздней весной или летом.
  • 3-6 комбинезонов (цельнокроеных, с короткими рукавами, с клапаном в районе подгузника) для детей, родившихся весной и летом.
  • 2 легко отстирываемых нагрудника. Еще до того, как вы введете в рацион ребенка твердую пищу, они потребуются вам для защиты одежды от срыгивания.
  • 1-3 свитера. 1 легкий свитер подойдет для лета; более плотные понадобятся в холодную погоду.
  • 1-3 шапки. Легкая кепка с козырьком (для защиты от солнца) для «летнего» ребенка; плотная и закрывающая уши - для родившихся зимой.
  • 1 теплый комбинезон с пришитыми рукавицами для ребенка, ожидающегося поздней осенью или зимой.

Белье

  • 3-6 одеял в зависимости от сезона.
  • по 3-4 простыни для кроватки, колыбели и коляски.
  • 2 стеганых наматрасника (по желанию).
  • 2-6 влагонепроницаемых прокладок для защиты кроватки, коляски, мебели и т.д.
  • 2 легко стирающихся покрывала для кроватки или коляски. Легкие для лета, теплые для зимы. Избегайте длинной бахромы и вытягивающихся ниток.
  • 1-2 одеяла для коляски. Для «летнего» ребенка достаточно одного легкого одеяла.
  • 2-3 махровых полотенца с капюшоном
  • 2-3 мягких полотенца
  • 1 дюжина квадратных матерчатых салфеток. для защиты своих плеч, когда вы держите ребенка вертикально после кормления.
  • Ткань для матерчатых подгузников, если вы собираетесь ими пользоваться, для дополнительной защиты на ночь.
  • Подгузники. Купите от 2 до 5 дюжин готовых марлевых подгузников, если собираетесь стирать их самостоятельно, или несколько дюжин одноразовых, если будете пользоваться исключительно ими (пару дюжин в том случае, если надевать их только на выход и в особых ситуациях).

Туалетные принадлежности

Принадлежности, необходимые при смене подгузников, следует поместить на полке, достаточно высоко над столом для пеленания, чтобы ребенок не мог до них дотянуться, но так, чтобы вам было удобно.

  • Детское мыло или пена для ванны
  • Мягкий шампунь. Для совсем маленьких детей в качестве шампуня можно использовать не раздражающую глаза пену.
  • Детское масло (по желанию). Это не является необходимой принадлежностью, за исключением тех случаев, когда имеется особое предписание доктора, и обычное салатное масло может с успехом его заменить.
  • Детский кукурузный крахмал. В нем также нет особой необходимости, но крахмальная присыпка может быть полезна в жаркую погоду.
  • Мазь от пеленочного дерматита. Обратитесь к доктору за рекомендациями.
  • Смазка для ректального термометра, например, вазелин. Не используйте ее для самолечения пеленочного дерматита.
  • Бумажные салфетки для протирки кожи при смене подгузников, рук после мытья и для многих других целей. Но в первые несколько недель после рождения при смене подгузников, а также при первых признаках пеленочного дерматита кожу ребенка следует очищать при помощи влажных ватных тампонов.
  • Стерильные ватные тампоны для очистки глаз, смачивания спиртом пупочной впадины и смены подгузников в первые несколько недель или при потнице.
  • Детские ножницы или щипчики для ногтей
  • Детская расческа или щетка для волос
  • Причесывайте только влажные волосы расческой с редкими зубцами.

Принадлежности для кормления

  • 1 бутылочка с соской для воды или кормления в экстренной ситуации, если вы кормите исключительно грудью.
  • 4 бутылочки емкостью 120 г и 10-12 бутылочек емкостью 240 г с сосками, если вы собираетесь кормить искусственными смесями; 4-6 бутылочек, если вы намерены запасать грудное молоко. Стеклянные бутылочки легче мыть, но они бьются, и их не рекомендуется использовать. Пластиковые бутылочки бывают двух видов: традиционные и появившиеся недавно с одноразовым вкладышем, который сжимается по мере того, как ребенок ест, уменьшая таким образом заглатывание воздуха. Соски для бутылочек имеют различные формы (включая и наиболее естественную ортодонтическую) и размер отверстия (меньшую для смесей и новорожденных малышей, большую - для соков и более взрослых детей). Силиконовые соски не имеют запаха и вкуса, не становятся мягкими и легче моются. Вам придется попробовать несколько видов сосок, прежде чем вы определите, какая из них лучше всего подходит вашему малышу.
  • Принадлежности для приготовления искусственной смеси, если вы кормите из бутылочки. Какие точно принадлежности вам потребуются, зависит от смеси, которую вы планируете использовать, но в список покупок обычно входят щетки для мытья бутылочек и сосок, большой мерный кувшин, мерная чашка, консервный нож, ложка с длинной ручкой для размешивания и щипцы. Все эти предметы должны легко переносить кипячение.
  • Стерилизатор, если вы собираетесь сцеживать молоко и будете кормить из бутылочки.
  • Пустышка. Выбирайте монолитную конструкцию, имеющую щиток с вентиляционными отверстиями и естественную форму. Как и соски для бутылочек, они также бывают изготовлены из моющегося силикона. Внимание! Никогда не привязывайте к пустышке веревку или резинку!

Мебель

Общие правила. Ищите информацию: если вещь окрашена, то с использованием краски, не содержащей свинца; крепкие, устойчивые конструкции; гладкие края и закругленные углы; ремни безопасности, удерживающие ребенка за талию и между ног. Избегайте: шершавой поверхности, острых углов или мелких частей, которые могут отломиться, открытых петель или пружин, свободно свисающих веревок или резинок. Помните о необходимости следовать инструкциям производителей всех купленных вами вещей по их уходу и использованию и регулярно проверяйте детскую кроватку, коляску и другие вещи на предмет надежности винтов, растянутых ремешков, зажимов и защелок, а также других признаков износа.

  1. Кроватка. Ищите: штамп, подтверждающий, что изделие отвечает стандартам; прутья и решетки, расположенные на расстоянии не более 6 см, в дереве отсутствуют трещины и щели; изменяемая высота матраса; высота перил, когда матрас находится в крайнем верхнем положении, а перила - в самом нижнем, составляет не менее 55 см; стальные бруски, повышающие устойчивость; пластиковая оболочка на перекладине для зубцов, если таковая имеется, надежно закрепленная и не крошащаяся; подвижные колесики для мобильности. Избегайте: выступающих столбиков и ручек; поперечных планок.
  2. Матрас для кроватки. Ищите: твердый, набитый прессованной соломой или, если есть наследственная предрасположенность к аллергии, изготовленный из плотного синтетического материала (или наденьте на соломенный матрас воздухонепроницаемый чехол), точно соответствующий размеру кроватки (расстояние между матрасом и краем кровати не должно превышать ширины двух пальцев взрослого человека).
  3. Буферное приспособление для кроватки. Ищите: непрогибающееся ограждение вдоль всего периметра кроватки; по крайней мере шесть узлов или застежек для крепления к ограждению кроватки.
  4. Колыбель или люлька. В данной вещи нет особой необходимости, но она может оказаться полезной в первые недели жизни, когда малышу будет особенно уютно в маленьком гнездышке, а вам, возможно, понравится ее мобильность (хотя коляска способна служить той же самой цели). Ищите: твердый матрас, прочное, устойчивое основание; достаточный размер для того, чтобы удерживать вашего ребенка (хрупкая антикварная колыбель может сломаться под весом крупного ребенка).
  5. Место для пеленания. Это может быть стол или туалетный столик, специально предназначенный для пеленания, или им может служить самодельное приспособление, собранное из предметов мебели, которые у вас уже имеются. Ищите: удобная высота; легко моющаяся поверхность; страховочные ремни; ящик для подгузников в пределах досягаемости; полка для туалетных принадлежностей вне пределов досягаемости ребенка.
  6. Бак для подгузников, если вы собираетесь самостоятельно стирать подгузники. Ищите: легко отмываемая поверхность; плотно сидящая крышка, которую маленький ребенок не сможет открыть (были случаи, когда дети тонули в баке с замоченными подгузниками, а также получали серьезное отравление, проглотив таблетку сухого дезодоранта).
  7. Комод или другая мебель для хранения детских вещей.
  8. Детская ванночка. Ищите: нескользкое дно (можно использовать полотенце или пластырь, чтобы ребенок не поскользнулся); легко отмываемая поверхность; достаточно большой размер (ванночка должна подходить как новорожденному младенцу, так и ребенку 4-5 месяцев); опора для головы и плеч ребенка; компактность; удобный слив. Избегайте: неубирающихся мыльниц на стенке ванночки.
  9. Сиденье для ванны, когда ребенок дорастет до большой ванны. Необходимы: страховочные ремни и дно с присосками.
  10. Детский стул. Ищите: широкое, прочное, устойчивое основание; нескользкое сиденье; страховочные ремни, удерживающие ребенка между ног и за талию; подходящий размер, удобная ручка для переноски. Также хорошо: качающий механизм; изменяемая высота. Никогда не оставляйте ребенка, даже самого маленького, сидящим на таком стуле возле края стола или какой-нибудь опоры (например, стены), от которой он может оттолкнуться, и никогда не используйте детский стул в качестве сиденья в автомобиле.
  11. Сундук для игрушек. Ищите: легкая крышка, снимающаяся или имеющая удерживающий механизм, который не даст ей упасть на ребенка; закругленные края и углы на металлическом сундуке и отсутствие заусенцев - на деревянном; вентиляционные отверстия на крышке и боковых стенках; отсутствие замка или задвижки. Для хранения игрушек предпочтительнее использовать открытый ящик или полку.

Инвентарь для выхода на улицу

  1. Прогулочная коляска. Ищите: наличие сертификата качества; спинка сиденья с изменяемым углом наклона, чтобы коляской можно было пользоваться, когда ребенок еще совсем маленький, или приспособить ее для сна на воздухе, когда ребенок станет постарше; широкое устойчивое основание; большие колеса для лучшей маневренности; хороший тормоз; надежные и легко застегивающиеся страховочные ремни; способность легко и быстро складываться (проверьте это); малый вес, если вы планируете часто пользоваться городским транспортом; защита от дождя и солнечных лучей; петли, которые не смогут прищемить любопытные пальчики; удобная высота ручки; сетка для сумки. Пользуясь прогулочной коляской, убедитесь в том, что она надежно закреплена в открытом положении, и не вешайте на ручку сумку или другие предметы, поскольку они могут перевернуть коляску.
  2. Коляска. Многие семьи, особенно те, которые проживают в стесненных жилищных условиях или часто возят ребенка на машине, не желают приобретать большую коляску. Если же вы решили ее купить, то необходимо, чтобы у нее были плавный укачивающий ход, способность складываться (если это для вас важно), хорошая маневренность (убедитесь в том, что коляска проходит через двери вашего дома), сетка для сумок, надежная крепежная система в том случае, если верхняя часть может сниматься и использоваться в качестве колыбели. Всякий раз, раскладывая коляску, убедитесь в том, что все замки и зажимы надежно закреплены; как только ваш ребенок научится сидеть, всегда пользуйтесь страховочными ремнями.
  3. Комбинированная коляска. Она сочетает в себе черты прогулочной и большой колясок, но не такая легкая, как прогулочная коляска.
  4. Сиденье для автомобиля. Если даже у вас нет собственной машины, вам потребуется сиденье, когда вы захотите отвезти куда-нибудь ребенка на машине ваших знакомых или родственников. Если вы возьмете машину напрокат, то вместе с ней можно взять и сиденье, но в таком случае следует иметь в виду, что это скорее всего будет не самая лучшая модель из тех, что имеются в продаже. Сиденья бывают трех типов: для младенцев, универсальные и для детей постарше. Выбирая сиденье для своего ребенка, вам следует обратить внимание на следующие обязательные требования: соответствие государственным стандартам (не одалживайте у знакомых старые сиденья или те, что уже побывали в аварии); легкая установка (отсутствие различных веревочек и тесемок); ремни с одной застежкой, которая позволит легко пристегнуть или освободить ребенка (попробуйте проделать это самостоятельно, чтобы убедиться в том, что вы сумеете быстро управиться с ремнями); простор и комфорт для малыша, хороший обзор и свобода движений для ребенка постарше; возможность регулировки, если вы планируете использовать сиденье, по мере того как ребенок растет.
  5. Приспособление для переноски ребенка. Оно удобно для переноски маленького ребенка по дому или на улице и при этом оставляет ваши руки свободными для работы или сумок. Ищите: модель, где ребенок располагается спереди (ребенка нельзя носить за спиной до тех пор, пока он не научится сидеть самостоятельно), которую легко надеть и снять без посторонней помощи; регулируемые по длине, подбитые ремни из прочного материала; способность легко отстирываться; опора для головы и плеч ребенка и широкое основание, поддерживающее ягодицы и бедра. Приспособление, которое позволяет ребенку в состоянии бодрствования быть повернутым лицом наружу, можно считать идеальным. Никогда не используйте приспособление для переноски в качестве сиденья для автомобиля.
  6. Сумка для подгузников. Ищите: сумку с несколькими отделениями, по крайней мере одно из которых влагонепроницаемое; наплечный ремень; застежка-«молния» для главного отделения. Наличие подстилки для смены подгузников является дополнительным преимуществом.
  1. Стул-качалка. Прекрасно помогает при кормлении ребенка и когда появляется необходимость его успокоить. Ищите: крепкие качалки с удобной конструкцией (попробуйте его покачать).
  2. Интерком. Устройство для внутренней связи может оказаться весьма полезным, если детская комната расположена в другой части дома. Оно должно быть компактным и безопасным (отсутствие открытых частей, способных вызвать электрошок).
  3. Подвесные качели часто помогают утешить расстроенного ребенка. Должны иметь: надежные страховочные ремни, гладкие края и поверхности, бытьпрочными, с откидывающейся для маленького ребенка, еще не умеющего сидеть, спинкой и подставкой для игрушек. Избегайте: качелей с петлями, в которые могут попасть маленькие пальчики, или с ненадежными частями, способными сломаться. Если качели подвешены в дверном проеме, убедитесь в том, что там осталось место для вашего прохода.
  4. Портативная колыбель если вы планируете часто путешествовать в такие места, где подобный инвентарь будет недоступен, Требования к безопасности те же самые, что и для манежа, о котором говорится ниже.
  1. Стул для кормления. В продаже имеются как высокие, так и низкие модели, но высокие в последнее время более популярны. Ищите: широкое прочное устойчивое основание; поднос, который можно легко убрать или поставить на место одной рукой; высокие бортики, чтобы задержать разлитую жидкость; легко отмываемая поверхность; спинка, достаточно высокая для того, чтобы удерживать голову ребенка; регулируемая по высоте подставка для ног; страховочные ремни; надежная система замков, если стул раскладывается. Портативный стул для кормления может пригодиться как дома, так и при посещении ресторана. Ищите: система замков, надежно страхующая от падений; удобное сиденье; упор в области паха, не позволяющий ребенку соскользнуть. Никогда не ставьте такой стул на журнальный или сервировочный столик и не подставляйте под него другой стул.
  2. Манеж. Деревянные манежи больше подходят для того, чтобы ребенок учился самостоятельно вставать на ноги, но о мягкие стенки сетчатого манежа ребенок не ушибется при падении. Ищите: печать, подтверждающую, что продукт сертифицирован; расстояние между прутьями в деревянном манеже - не более 6 см; мелкая сетка у стен сетчатого манежа (в ней не застрянут пальчики или пуговицы); плотная виниловая подкладка, которую трудно оторвать (ребенок может подавиться оторванными кусками пластика или набивки); закрытые металлические петли; защищенный от ребенка раздвижной механизм. Не пользуйтесь манежами, складывающимися, как гармошка, и не оставляйте стенки сетчатого манежа опущенными.
  3. Заградительные калитки для дверных проемов или лестниц. Ищите: конструкции из твердой сетки или металла (не складывающиеся гармошкой) с защелками, которые легко открывать и закрывать.
  4. Ходунки. Подобные приспособления не рекомендуется использовать, но если вы все-таки решили их приобрести, ищите: широкое прочное устойчивое основание; надежная система замков, безопасная для детских пальчиков; защитные чехлы для всех пружин, находящихся в пределах досягаемости; широкая трехсторонняя подставка для игрушек и дополнительной защиты. Самый безопасный выбор - новые стационарные или перемещающиеся по кругу ходунки.

Что взять с собой в роддом

  • деньги на такси или на оплату за парковку своего автомобиля;
  • часы с секундной стрелкой для измерения продолжительности схваток;
  • записную книжку и ручку для записи продолжительности схваток и своего эмоционального и физического состояния.

Для дородового отделения:

  • большое количество мелочи для телефонных автоматов или телефонную карту;
  • страховой полис;
  • направление и обменную карту;
  • массажный крем;
  • маленький бумажный пакет для гипервентиляции легких;
  • теннисный мяч или скалку для массажа спины во время схваток;
  • леденцы без сахара для увлажнения рта;
  • теплые носки;
  • цветную мочалку;
  • вашу адресную книжку или список родственников и друзей, которым можно позвонить;
  • книгу «В ожидании ребенка».

Для послеродового отделения:

  • халат и 2-3 ночные рубашки (не самые лучшие, поскольку на них наверняка появятся пятна от послеродовых выделений, либо вы можете воспользоваться одеждой, предоставленной больницей);
  • пижамную куртку, тапочки;
  • парфюмерию, пудру, косметику, зубную щетку, зубную пасту;
  • мыло, дезодорант, крем для кожи, шампунь, кондиционер;
  • щетку для волос, фен, щипцы для завивки;
  • очки или контактные линзы (с необходимыми принадлежностями);
  • гигиенические салфетки (возможно, ими вас обеспечит больница);
  • книги, журналы, другие развлечения;
  • словарь имен, если вы еще не решили, как назвать ребенка;
  • изюм, орехи, печенье.

Для поездки домой - маме:

  • комплект просторной верхней одежды;
  • бюстгальтер (бюстгальтер для кормящих матерей, если вы планируете кормить грудью);
  • нижнее белье;
  • колготки и туфли;
  • пальто или свитер, если есть необходимость;
  • сумку для подарков.

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

По какой причине новорожденный может не какать несколько дней

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Как предупредить запоры у новорожденных при искусственном вскармливании

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

Причины пенистого стула у новорожденного на грудном вскармливании

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.