Происхождение татуировок. История возникновения татуировок - с чего все начиналось

Все, что связано с человеком, будь то жизненный уклад, обычаи того или иного человеческого сообщества, традиции и привычки, способы и язык общения, другие многочисленные аспекты жизнедеятельности высшего творения природы - человека, могут быть понятны только при внимательном изучении причин и мотивов поступков и поведения отдельных представителей человеческой расы или целых регионов.

Особенно это относится к развитию различных форм искусства, и в частности - к искусству украшения человека. Ведь нелепо было бы думать, что в прошлом одежда существовала только для защиты от дождя, снега, ветра. Разнообразие костюмов даже в рамках одной какой-либо немногочисленной народности свидетельствует о стремлении человека посредством одежды привлечь к себе внимание, выделиться или другими словами - украсить себя. И как это ни парадоксально, но одним из элементов искусства украшения является древний обычай раскрашивать свое тело различными способами - обычай, который тесно связан с появлением одежды. И один из способов - татуирование тела. Проникнуть в тайну татуировки, впрочем, как и в другие тайны человеческой цивилизации, помогает история - великая наука, дающая нам в полной мере осознать кто мы, почему мы такие, какие причины лежат в основе наших привычек, традиций и поступков.

Раскрашивание тела в любых его видах следует рассматривать как пережиток времен заро­ждения человечества. Первоначально тело просто размалевывалось красками. Художники каменного века, расписывая кожу, оперирова­ли уже красками семнадцати различных цветов и оттенков. В железный век в копях для добыва­ния красок искали главным образом охру, кото­рая, между прочим, применялась и при создании знаменитых франко-кантабрийских пещерных наскальных рисунков. Тела размале­вывали для отпугивания злых духов и врагов, для украшения, для подчеркивания обществен­ного положения и ранга, а также в культовых целях.

Однако эта живопись была непрочной. По­этому возникла потребность в способе, позво­ляющем создавать узоры, сохраняющиеся на коже длительное время. Кожу стали надрезать и накалывать. Вначале появилась татуировка руб­цами, которая и поныне применяется у отдель­ных темнокожих племен на островах Океании.

Мотивы, которыми человек руководствовал­ся, татуируя свое тело, были весьма разнообраз­ны. В некоторых случаях знаки татуировки служили клеймами или племенным отличием. В других случаях рисунок настолько непостоянен для каждого индивидуума, что о «национальном» отличии не может быть и речи. Так, например, племя моту в Новой Гвинее то татуировалось, то вовсе не придерживалось этого обычая. Безусловно, важны также мотивы культа. Операция нанесения татуировки обставляется значительной религиозной торжественностью и идет рука об руку с обрядами, совершаемыми при наступлении половой зрелости. Например, у австра­лийцев к 18-20 годам совершалась церемония опрыскивания кровью и татуировка.

И все-таки самым важным мотивом остава­лось и остается желание человека украсить себя. Это подтверждает песнь, которую пели при выполнении татуировки в Полинезии:

"...Пусть каждая линия будет проведена

На теле великого, богатого мужа,

Пусть фигуры будут красивы!

А на теле мужа, который ничего

не может заплатить,

Проведи линии и кривые, и не замыкай их!.."

Таким образом, богатые и знатные татуиро­ваны лучше и обильнее, чем бедные. Рабы же и вовсе были лишены этой чести.

С течением времени внутреннее содержание и смысл рисованных изображений постепенно от­ступали на задний план, и в тех местах, где еще. сохранялся обычай татуировать свое тело, татуи­ровка выражается различными вариациями. Так, индейцы тлинкиты (северо-запад Америки) изо­бражали в своих рисунках браслеты и кольца; на Каролинских островах девушки татуировали себе нижние части живота и ляжек; африканские яунде, которые татуировались рубцами, проводят от, угла рта к уху через щеку изображение трубки.

Культурные религии Запада и Востока сократили область распространения татуировки. А между тем много веков назад и в Европе были знакомы с этим обычаем. Так, постановление церковного совета в Норткумберлэнде (Англия) в 787 году осуждало этот языческий пережиток.

Совсем недалеко от нас то время, когда тун­гусы, якуты и остяки выводили на лице рисунки уколами; на руках татуировка была чаще. Те­перь она исчезла совершенно.

У индейцев колумбийских берегов на северо-востоке Америки женщины разрисовывали се­бе даже язык.

В Японии низшие слои общества покрывали тело изображениями различных растений, ландшафтами, человеческими фигурами.

На центральных островах Полинезии сущест­вовал обычай татуировать у каждого на теле изображение его духа-покровителя - священного животного.

У ряда африканских племен супруги получа­ют татуированные знаки вместо обручальных колец, а мать носит знаки, указывающие на чис­ло ее детей.

В Калифорнии (у кароков и патават) выводи­ли на щеках узор пера, и весь живот покрывали изображением дерева. По рисунку и цвету татуи­ровки на теле туземцев, а также по ее месторас­положению можно было определить статус данного лица в племени. Американские индей­цы наносили на свое тело боевой раскрас во время враждебных отношений с другими племе­нами. Различие лишь в том, что яркий раскрас наносился на некоторое время, тогда как татуи­ровка - на всю жизнь.

О древности обычая украшать свое тело раз­личными рисунками свидетельствуют как пись­менные источники, так и находки археологов. В связи с этим представляется весьма интерес­ным краткий исторический «экскурс", проведен­ный известным археологом С. И. Руденко в работе «Культура населения горного Алтая в скифское время". Вот что он пишет.

В древности татуировка у различных народов имела многообразное назначение. По сообще­нию Геродота, у фракиян "порезы на коже озна­чали благородное происхождение; не имеющий их - не благороден». Как повествует Ксенофонт, у сыновей богатых моссиник "спины были разри­сованы, а передняя часть тела татуирована цве­тами». По свидетельству Помпония Мелы, агафирсы «разрисовывали свои лица и тела бо­лее или менее, смотря по степени благородства». Позже этот обычай отмечен у динлинов и у на­следовавших им кыргызов, у которых татуиров­ка была привилегией храбрейших. В античной древности рабы носили на теле выполненное татуировкой имя своего хозяина. Более того, Геродот рассказывает, что во времена Дария Гистаспа татуировкой пользовались для кон­спиративной переписки. Так, к Аристагору - тирану Милета - "из Суз от Гистиэя пришел раб с исписанной головой, указуя на то, что Ариста­ гору следует восстать на царя. Желая дать знать это Аристагору, Гистиэй, вследствие того, что дороги охранялись стражей, мог сде­лать это безопасно только следующим обра­зом: вернейшему из рабов он сбрил волосы на голове и исписал ее уколами, потом дал воло­сам отрасти. Как скоро волосы выросли, он отослал раба в Милет с единственным поруче­нием: по прибытии на место предложить Ари­стагору обрить его и осмотреть голову, а уколы на голове приглашали, как сказано, к возмуще­нию».

Следует отметить, что на наличие татуировки у племен Ближнего Востока и Восточной Европы имеются некоторые" указания. По сообщению Гиппократа, «вся масса скифов, сколько ни есть их кочевников, прижигают себе плечи, руки и кисти рук, груди, бедра и чресла, но не для чего иного, - объясняет знаменитый врач, - как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергич­нее». О царских скифах Геродот писал, что они "делают себе на руках порезы» в знак печали при похоронах, вместе с отрезанием частей уха и прокалыванием левой руки стрелой. Однако шрамы на тепе после указанных операций еще нельзя рассматривать как татуировку. О наличие татуировки у соседей скифов - агафирсов - сообщают позднейшие авторы. Так, Помпоний Мела пишет, что они «разрисовывают лица и тела... одним и тем же рисунком и так, что смыть их невозможно», а Аммиан Марцеллин добавляет, что племя это раскрашивало все тело голубым узором. По словам Плиния, «даки и сарматы мужчины расписывали себе тело».

Прекрасным подтверждением этого является татуировка вождя одного из алтайских племен - саков, по образу жизни и культуре родственных скифским племенам, обитавшим в Северном Причерноморье. Она была обнаружена на теле вождя, погребенного в одном из Пазырыкских курганов, в процессе археологических раскопок в 1948 году.

Татуировка эта сохранилась не целиком.

Плохо сохранилась татуировка, особенно в ле­вой ее части, на груди мужчины, захороненного в одном из курганов. Здесь кожа и мышечная ткань были разрушены. Между тем здесь, над сердцем. была изображена передняя часть туловища, точ­нее, голова львиного грифона или какого-то дру­гого фантастического зверя. Туловище зверя проходило под левой рукой мужчины, а над левой лопаткой была изображена задняя его половина с длинным, приподнятым кверху и спирально за­вившимся хвостом со змеиной или птичьей голов­кой на конце (рис. 1, 2). Хотя передняя часть и голова зверя не сохранились, а передние лапы сильно деформированы, о голове можно соста­вить представление по аналогичным изображе­ниям на правой руке или на правой ноге внизу. Особенно хорошо, за исключением участка на плече, сохранилась татуировка правой руки, по­крывающая ее полностью, начиная от плеча до кисти. В развернутом виде эта татуировка пред­ставлена на рис. 5. Внизу изображение кулана или осла с вывернутым задом; на одном с ним уровне изображение фантастического крылатого зверя с кошачьим хвостом; выше - горный ба­ран с вывернутым задом, затем в той же позе олень с орлиным клювом, длинными рогами, от­ростки которых заканчиваются птичьими голов­ками, птичьи же головки изображены вдоль по шее и на конце длинного хвоста; над оленем снова изображение клыкастого хищника, но уже не крылатого, а подобного тому, который изобра­жен на левом боку; наконец, на плече опять изо­бражение оленя с вывернутым задом, рогами с птичьими головами и длинным хвостом, на конце которого такая же птичья головка.

Татуировка на левой руке сохранилась хуже (рис. 4) и, насколько удалось установить, со­стояла из трех самостоятельных изображений, которые представляют собой фигуры двух оле­ней и одного горного барана, с подогнутыми в прыжке передними ногами, вывернутым задом и приподнятыми кверху задними ногами. Самое интересное и лучше других сохранившееся - среднее изображение оленя.

Основное изображение на правой наружной стороне голени, от коленной чашечки до щико­лотки, - рыба. Ниже рыбы, на стопе, - изобра­жение фантастического клыкастого и рогатого, с кошачьим хвостом, зверя; на шее этого живот­ного три птичьих головки. Обращают на себя внимание шарики, как бы вылетающие изо рта этого зверя. Скорее всего, эти кружки татуиров­ки не имеют непосредственного отношения к изображению зверя. Подобные кружки - одним длинным и другим коротким рядами - татуиро­ваны на спине, по обеим сторонам позвоночни­ка до поясницы (рис. 2). И те и другие нанесены, вероятно, с медицинскими цепями, как утоляю­щие местные боли того или иного происхожде­ния. Такое назначение татуировки хорошо известно этнографам, изучающим сибирские на­родности, в частности - хантов и эскимосов. С внутренней стороны ноги, вдоль голени, парал­лельно изображению рыбы, изображены в ряд четыре мчащихся горных барана или козла с вы­тянутыми ногами. Фигуры этих баранов ногами касаются друг друга и представляют собой еди­ную динамичную композицию. Выше этой груп­пы имелось еще одно недостаточно выясненное изображение присевшего рогатого и крылатого зверя с длинным хвостом, заканчивающимся птичьей головкой.

Описанная татуировка могла быть выполнена либо прошиванием кожи, либо нанесением уко­лов с введением глубоко под кожу черного кра­сящего вещества, по всей вероятности сажи. Прием накалывания более вероятен, чем прошивания, хотя алтайцы в это время имели тончай­шие иглы и нитки, с помощью которых могли пользоваться и последним приемом. Значитель­ная глубина проникновения красящего вещест­ва в тело позволяет думать, что татуировка была выполнена не прошиванием кожи, а путем нако­лов. Несомненно также, что она производилась задолго до смерти этого престарелого вождя, возможно, еще в молодости. Дело в том, что он был тучным, с сильно развитой подкожной жи­ровой клетчаткой. Обильный слой жира, непо­средственно залегающий под кожей, не был окрашен, между тем мышцы под ним, на участ­ках непосредственно под татуировкой, были ин­тенсивно окрашены в черный цвет. Во время татуировки вождь если и не был худ, то во вся­ком случае был не так тучен, как перед смертью.

При жизни человека татуировка, выполнен­ная сажей или черной краской, как и всегда, на белой коже имела голубой, синеватый цвет, а на смуглой коже - темно-синий. В момент от­крытия тела при раскопках она была почти чер­ного цвета на коричневом фоне кожи.

Анализ сохранившихся изображений на теле вождя позволяет сделать некоторые выводы о назначении татуировки.

Вероятнее всего, она отмечала знатное про­исхождение вождя или его мужество, а может быть, и то и другое вместе. С другой стороны, не случайно изображение на груди в области серд­ца львиной или грифоновой головы - основной фигуры во всей татуировке. Кроме того, боль­шинство остальных изображений - звери фан­тастические, концентрирующие в себе признаки тигра, оленя и орла, змеи. Все эти изображения могли иметь какое-то магическое назначение, пока еще неясное. Однако наряду с этими изо­бражениями, наличие в татуировке ряда бегу­щих горных баранов как бы указывает на то, что на данном этапе развития горно-алтайского об­щества татуировке могло придаваться уже и чис­то декоративное назначение.

Таким образом, помимо украшений, которые надевали в уши, на руки, возможно, на ноги, у древних племен практиковалась и татуировка тела.

Площадь покрытого татуировкой человеческо­го тела во все времена колебалась в зависимости от различных факторов: как от существующих культовых, религиозных и других обычаев, так и от желаний и возможностей субъекта.

Так, например, некоторые полинезийцы умуд­рялись покрывать татуировкой целиком все тело, поэтому они производили впечатление оде­тых, хотя на самом деле были совершенно голы. Умение добиться такого эффекта расценивалось как признак высшего мастерства.

Новозеландские маори, высокоразвитая спо­собность которых к орнаменту выражается так­же и в великолепной резьбе по дереву, заполняли всю кожу на теле сложнейшими сюжетами, стро­го соблюдая при этом симметрию. Изобилие и красота татуировки считались знаками благород­ного происхождения и высокого социального по­ложения.

Ранг, личные качества, звание - все это и даже больше (например, длинная родословная) могло быть выражено в татуировке. И поскольку рисунки на коже так много значили в обществен­ном мнении, женщины без татуировки считались безобразными. Но и мужчину без татуировки тоже считали человеком второго сорта.

Так, однажды один европейский художник написал портрет старого маори. Это была очень удачная картина. Однако, когда портрет показа­ли самому новозеландцу, тот спросил, кто на нем изображен. Художник воспринял этот во­прос как шутку, но маори взял кисть и нарисо­вал на свободной стороне холста полосы и крендели татуировки своего лица. Когда он за­кончил, то стал поучать европейца: «Вот так я выгляжу, а твоя мазня бессмысленна».

В Европе во времена галерного рабства, что­бы легче было поймать сбежавшего галерника, ему клеймили каленым железом плечо или голо­ву. Почти два тысячелетия спустя, этот обычай возродился среди корабельных экипажей. С той лишь разницей, что люди подвергали себя этой пытке добровольно, а рисунки на коже делались для обозначения их профессии.

Поначалу не каждому европейскому матросу хотелось оставлять у себя на коже сувенир из Юж­ных морей в виде татуировки. Одним казалось это чересчур болезненным, другие опасались, что в случае их розыска полицией татуировка могла их выдать.

Вскоре рисунки на коже вошли у моряков в моду. Дело дошло до того, что без татуировки на матроса смотрели как на неполноценного. Для это­го уже не надо было плавать в Южные моря. Те­перь в любом европейском или американском порту имелись специалисты по нанесению рисун­ков на тело.

Рядом с именами своих девушек матросы лю­били накалывать распятие. Считалось, что то­гда в море с ними ничего не случится.

Огромным спросом пользовалась роза, кото­рую считали символом любви. Очень популярно было и сочетание креста, якоря и двух объятых пламенем сердец. Нельзя не упомянуть также о матросе, целующем развевающееся знамя и неж­но обнимающем девушку. Эти сцены олицетво­ряли расставание и встречу.

Отливающие синевой женщины, изображен­ные на бедре, руке или груди морского бродяги, почти всегда были обнаженными. К немногим полностью одетым идолам морской татуировки относится маленькая морячка, изображенная вместе с трехмачтовиком на заднем плане и из­речением "Fare well!» - «Счастливого пути!». Чтобы выставить это напутствие напоказ, мат­росские блузы шились с вырезом, доходящим почти до пояса. С тех пор, как человечество на­чало подвергать себя опасностям на море и в чу­жих странах, изображение женщины стало также и символом богини удачи - Фортуны. Подобными символами морского счастья были также якорь, спасательный круг и дельфин. Встречались матросы, которые умудрялись выкалывать якорь даже на лысине.

Матросы, татуировавшие распятие на всех частях тела, были убеждены, что в случае ко­раблекрушения ни одна акула не осмелится не то что съесть татуированного, но даже попробо­вать мизинец на его ноге. Устрашающее дейст­вие должны были оказывать и змеи.

Таким образом, татуирование тела имеет давнюю и интересную историю, которую каж­дый может изучить, листая труды всемирно из­вестных ученых - историков, археологов, этнографов и блестящих популяризаторов исто­рии человечества.

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Практика украшения своего тела - это одно из самых древних выражений творческих способностей человека. Татуировкой человечество увлекается едва ли не со времени своего появления на Земле. В разные периоды существования цивилизации тату была способом уберечься от злых духов и знаком отличия, залогом вол-вращения домой из дальних странствий и свидетельством приобщения к кругу избранных.

Вероятно, первые татуировки появились в эпоху палеолита, точнее, около 60 тысяч лет назад.И хотя татуировки, сохранившиеся не в виде косвенных письменных свидетельств, а непосредственно на коже мумифицированных тел, значительно моложе (им около 6 тысяч лет), известно, что искусство украшения тела с их помощью существовало уже во времена первобытнообщинного строя.

Географическое распространение татуировок

География возникновения древней татуировки весьма обширна: Европа и Азия, Австралия и Океания, Северная и Южная Америка. Во всех этих местностях искусство татуажа зародилось совершенно независимо друг от друга.

При этом часто просматривается такое различие: для белой кожи характерно татуирование знаками, орнаментами и цветами, для темной - скарификация (от англ. to scare - делать шрамы). В последнем случае надрезы на лице и теле создают рельеф, который превращается в декоративный элемент. Чаще всего рельеф подчеркивается краской, нанесенной на раны. Полинезийские и индонезийские аборигены сохранили древнейшую практику татуировки до сих пор, передавая ее из поколения в поколение.

Социальное значение татуировок

Это доказывает, что татуировка обусловлена и генетически, и социально. Она служит не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, обозначает социальную принадлежность ее обладателя. Поэтому в таком почете здесь родовые знаки татуировки - послания мудрости и магии от духов предков, дошедшие из глубины веков. Кроме того, тату наделяется определенной магической силой. Есть татуировки, свидетельствующие об особых событиях в жизни, особых навыках и умениях. Татуировки начинают наносить в десять-одиннадцать лет, чтобы к началу взрослой жизни ребенок получил покровительство высших сил.

Завершение татуировки - это завершение формирования личности, которое может откладываться на долгие годы. Так, постепенно узоры покрывают тела полинезийцев подобно одежде, из которой можно узнать о происхождении, богатстве, успехе. Это своего рода паспорт - индивидуальный и постоянный, который нельзя потерять или подменить. Последние татуировки появляюсь на теле человека уже после смерти - они служили проводниками в загробный мир.

Техника нанесения татуировки в племенах в наши дни

Весь этот колорит дошел и до наших дней, сохранив традиции и секреты. На островах Полинезии татуировки до сих пор наносят при помощи сажи (см. Полинезийские татуировки). Берут палочку, например расщепленный бамбук, обмакивают его в сок кактуса агава, а затем - в сажу, оставшуюся от костра. И этой палочкой выводят на лице, руках, спине человека нужный узор. Потом подносят к участку тела другую палочку, в которую вставлены острые акульи зубы, берут подобие молоточка и по контуру рисунка вбивают сажу под кожу. В других случаях на поверхности тела делаются надрезы, куда в свою очередь тоже втирается сажа.

Интересно сравнить искусство татуировки индейцев (см. Татуировки индейцев) с другим наследием. Рисунки на лице и теле - непременный атрибут индейской культуры, а точнее, культур, так как каждое из племен имело свой стиль. Подлинная индейская традиция была насильственно прервана. Резервации, завоевание исконно индейских земель привели к гибели племен и уничтожению культуры. И тем не менее искусство индейцев не пропало бесследно. Их атрибутика - длинные волосы, налобные повязки, бахрома, бисер, пончо - стала означать принадлежность к свободному и гордому народу.

Сохранилось и искусство татуировки. У индейцев она служила для маскировки, распознавания своих, обозначения статуса внутри рода или в качестве оберегов. Узоры-обереги часто строились «от противного»: чтобы избежать беды, необходимо было ее изобразить. Тогда духи решат, что беда уже свершилась и здесь им делать больше нечего. Именно по этой причине тела индейских воинов часто украшал символ смерти - череп. Процесс нанесения татуировки осуществлялся очень болезненно, с осложнениями, вплоть до летального исхода. На тело наносились раны, в которые втиралась смесь из сажи и древесного угля.

Причиной возникновения татуировки были и естественные повреждения кожи - так считают некоторые исследователи. Охотник или воин возвращался домой с ранами, которые рубцевались и образовывали на теле причудливый рельефный узор. Считалось, что чем больше таких знаков отличия было на теле мужчины, тем большим опытом и отвагой он обладал. С усложнением и расслоением иерархии общества эти знаки доблести стали наносить искусственно, в том числе и на тела тех, кто не принимал участия в боях и охоте. Почетные отметины в пределах каждого племени приобретали определенное значение, как современные знаки отличия.Позднее обычай татуировки распространился и на женщин.

Техника нанесения татуировки в Японии

Например, в Древней Японии по татуировке можно было узнать, замужем женщина или нет, есть ли у нее дети и в каком количестве (см. Японские татуировки). В некоторых культурах татуировки свидетельствовали о здоровье: чем больше узоров, тем выносливее их носительница. Иногда встречались крайние проявления тэту - например, если у матери не было татуировки, новорожденного ребенка убивали. Тату для женщин были немногочисленны и изящны. Часто они располагались вокруг рта, на ногах, на верхней части бедер. Их целью было сделать свою владелицу сексуально привлекательной и плодовитой, а также уберечь от превратностей судьбы и злых духов.

Технология японской татуировки крайне трудоемка. Узор, который позже будет выколот на теле, рисовали на коже человека кисточками. Он наносился вручную, иглой или пучком игл (для заполнения плоскости) с бамбуковой рукояткой (так, например, делали татуировки Якудза). По традиции ушник начинал практиковаться в работе с иглами, только проведя три года во внимательном наблюдении за работой хозяина, - никакие объяснения в татуировке, как и в других восточных практиках, не были приняты. Вначале ученик работал без туши, отрабатывая силу и ритм удара по бамбуковой рукояти. Первые опыты ученик производил на ноге учителя, затем - на собственной ноге, и только после успешной сдачи экзамена он допускался к клиенту. Высокий профессионализм, граничащий с самопожертвованием!

Старые мастера считали, что ручная работа создает особый контакт между клиентом и художником. Впрочем, с широким распространением машин и химических красителей традиционная техника пришла в упадок. Сейчас еще живы татуировщики старой школы, помнящие Японию довоенных времен. Но молодое поколение татуировщиков выбирает интернациональный стиль работы, и не исключено, что через несколько десятилетий традиционная японская татуировка перестанет существовать.

В период неолита (8-3 тыс. лет до н. э.) татуировки в виде геометрических знаков практиковались на территории современной России (см. Славянские татуировки). Наши предки, например, пользовались глиняными штампами с орнаментами, которые полагалось иметь при исполнении магических ритуалов древнего культа плодородия.

В эпоху раннего Средневековья ремесленники обозначали татуировкой принадлежность к определенному цеху: столяры, кузнецы и жестянщики рисовали на руке или груди символы своей профессиональной деятельности (см. Средневековые татуировки). Позднее, уже в XIX-XX веках, эта традиция возродилась в среде моряков (см. Морские татировки), литейщиков, горняков. Считают, что современный татуаж на Западе обязан своей популярностью именно им. В дальнейшем отставные моряки стали открывать первые тату-салоны в крупных портовых городах.

Религиозные татуировки. Закат искусства татуировки

С распространением христианства обычай стал безжалостно искореняться как составная часть языческих обрядов. Христианские миссионеры сугубо отрицательно относились к языческим практикам украшений тела, поскольку в Ветхом Завете существует прямой запрет налагать на тело знаки и клейма (несмотря на это есть много примеров Религиозных татуировок). Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Кроме того, викторианская мораль считала процедуру татуировки слишком кровавой и варварской. Примерно в середине XIX века татуировка была окончательно запрещена, но еще в 1920-х годах ученые зарисовывали великолепные образцы татуировок, принадлежащих старикам, и записывали песнопения о сакральном происхождении татуировки.

Возрождение татуировок

Татуировка возродилась, но уже не в изначальном, ритуально-сакральном, значении, а как орнаментальная заморская диковинка, мода, не обремененная каким-то особым смыслом.

Татуировка не всегда и не везде являлась позитивной отметкой, символом доблести, иногда она знаменовала наказание. В Японии был свой метод отмечать несчастного, нарушившего закон. Татуировка на лице () стала одним из пяти классических наказаний и в Китае. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тэту для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Клеймение преступника на Руси - словом «вор».Во время Первой мировой войны в Британии букой D метили дезертиров, а в период Второй мировой в идлагерях пленным выкалывали порядковые номера.

Лишь в начале 50-х годов татуировка распрощалась с мрачным налетом исторического наследия. Всплеск молодежной культуры 50-60-х годов породил новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев. Это породило богатые направления и стили. Поиск новых средств самовыражения и новый взгляд на личную свободу привел к возобновлению многих древних методов, в частности татуировки. Первая конвенция по тату состоялась в Бристоле (Великобритания) в 1950 году. С тех пор тату-движение шагнуло так далеко вперед, что ежемесячно в мире проводится не менее пяти местных конвенций.

История российских конвенций начинается в 1995 году, когда под эгидой байк-клуба «Ночные волки» была проведена Первая московская тату-конвенция.

Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти, - и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо - всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии - выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией - первой живой тату - галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом - цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату - истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

История татуировки / Фото: google.com

Даже сегодня невозможно определить точную дату первого нанесения человеком рисунка на кожу. Предположительно, история татуировки насчитывает более 60000 лет.

Археологи обнаруживали на раскопках египетских пирамид, погребенные мумии, возрастом более 4000 лет, с хорошо различимыми рисунками на высохшей коже.

Но, татуировка появилась задолго до правления египетских фараонов. Начало было положено еще при формировании первобытного строя. Тогда, древние предки расписывали свои тела, подчеркивая свой статус и в надежде обрести магическую силу.

Историки полагают, что возникновение татуировки как явления является эволюционным процессом, от естественных повреждений кожного покрова, при заживлении образующих причудливые шрамы, по форме напоминавшие элементы окружающего мира, к намеренному желанию подчеркнуть принадлежность к определенной общине или роду.

Интересен тот факт, что модификацией кожного покрова, древние занимались по всему Земному шару. Единственным различием было то, что если у светлокожей части населения модификации проводились красящими веществами, то у темнокожих эта процедура заменялась шрамированием.

Индейские племена Полинезии и Индонезии передавали практику татуировки из поколения в поколение, закрепляя социальную значимость татуировок.

Лицо - это первое, что украшали татуировками племена Майори. Маскообразные татуировки этой культуры называются Моко. Сложные узоры служат одновременно и боевой раскраской и показателем доблести, боевых заслуг носителя. Согласно местным обычаям, если воин носивший маску Моко пал в бою, его удостаивали великой чести: ему отрезали голову, и хранили ее в племени в качестве реликвии. Тела же нераскрашенных войнов оставались на съедение диким животным. Моко настолько индивидуальны, что узоры исползовались в качестве личной подписи носителя. Так во времена колонизаций, Майори, подписывая купчую на продажу земли английским миссионерам, старательно изображали точную копию своей маски.

У японских аборигенов Айну: женщины обозначали татуировкой свое семейное положение, количество детей. На аттоле Нукуро, детей, рожденных нетатуированными женщинами убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

У разных народов мира татуировкам приписывали самые разнообразные магические свойства: детей оберегали, войнов защищали в бою и на охоте, старикам служили охраной от болезней. Однако, волшебство тату применялось не только "дикарями". В XVIII-XIX веках моряки британского подданства изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В Японии,в провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве наказания за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию проходящую через лоб, за следующее — дугообразную линию, за третье — еще одну. В итоге получалось изображение иероглифа ИНУ, что означает «собака».

В древности, в Китае, татуировка на лице была одним из Пяти Классических Наказаний. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали татуировки для подобных целей, а испанские конкистадоры распространили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в ХХ веке, в Первую Мировую войну, в Британии буквой "D" отмечали дезертиров, во время Второй Мировой Войны немцы набивали номера жертвам концлагерей, в Советском Союзе в режимных лагерях такая практика также присутствовала.

Праславяне, пользовались для нанесения тату глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы, содержащие орнаменты, позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Благодаря именно христианскому запрету, татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились у местного населения татуировками на память о своих путешествиях. Известный мореплаватель, капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", полностью татуированного полинезийца, ставшего сенсацией того времени — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «известного дикаря».

К концу XIX века мода на «дикарей» угасла, и их место на ярмарках стали занимать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая неописуемый восторг публичных масс уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили лицезреть татуированных циркачей, сами они отнюдь не спешили примкнуть к этому виду украшательства. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных профессий, использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Отсутствие спроса у населения на качественную художественную продукцию расхолаживало и самих татуировщиков, лишая весомого стимула к творческому развитию и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно в то время, в 1891 году, американец О’Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, вскоре сменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления для тату. Но даже технический прогресс не сдвинул тату-культуру запада с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых картинок.

И только благодаря сильнейшему всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней истории татуировки.