Воспитание в современном мире. Современное воспитание детей. Либеральный стиль воспитания

С социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе независимо от того, стабильное оно, не стабильное, переходное и т.д. Это могут быть самые разные социальные проблемы - от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочие. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Так было в нашей истории после отмены крепостного права, так было в нашей истории в 20-е годы XX столетия, так было в Америке в 20-е и начале 30-х годов, и, наконец, в Германии и Японии после Второй мировой войны. То есть это достаточно типичная ситуация, когда в обществе переходного типа само воспитание становится социальной проблемой.

В силу особенностей исторического развития, традиционное для всех модернизированных обществ, изменение положения учащихся в системе отношений со взрослыми в нашей стране приобрело дополнительное измерение. Отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей, которые имели психологические основы, во многом сохранились, хотя по субъективной значимости несколько отошли на второй план. Но самое главное то, что эти традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия старших поколений и подрастающих поколений современной России. Причиной служат те кардинальные изменения в социокультурной жизни России, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений.

Поэтому картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка, например старшеклассника, а по некоторым исследованиям и дошкольника - есть очень интересные исследования психологов, психологического института РАО, которые об этом свидетельствуют - существенно, принципиально во многом различаются между собой. Это необязательно приводит к конфликтам, потому что современные дети, с одной стороны выставляют счет отцам, с другой стороны относятся к ним достаточно снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их отцы.

Воспитание как социальная проблема - это значительно шире, чем воспитание как проблема системы образования. Поэтому сразу возникает вопрос: как может реагировать система образования, воспитание в системе образования на такую ситуацию?

Е.Е. Чепурных говорил: «Когда у взрослых и у младших картины мира существенно различаются, то первыми шаг навстречу младшему должны делать взрослые. А для этого, пользуясь образным выражением одного итальянского драматурга, взрослым надо постоянно учить марсианский язык нового поколения, чтобы быть в состоянии вести диалог с этим новым поколением». Но тут мы сталкиваемся с очень серьезным ограничением: мы можем очень много говорить о необходимости диалога в воспитании и вообще о единственно возможном сегодня воспитании - идеологическом воспитании, но, к сожалению, мы должны при этом иметь в виду, что наши взрослые, если хотите, культурно, генетически не готовы изменить стиль взаимодействия и вести идеологическое взаимодействие. Они в этом не виноваты. Мы все выросли в другую эпоху, и мы стоим на плечах предыдущих поколений, которые тоже росли в те эпохи, когда диалог отнюдь не поощрялся и не был сущностной характеристикой взаимодействия старших поколений с младшими.


Что же делает воспитание социальной проблемой в нашем обществе? Дело в том, что современное общество не в состоянии формулировать реальные задачи перед системой воспитания. Если говорить о российском обществе, то в нем традиционно задачи воспитания формулировало государство. Может быть, это и неплохо. Как говорил А.С. Пушкин, что единственный европеец в России - правительство. Теперь же и государство в переходный период оказалось не в состоянии формулировать задачи системы воспитания.

Только последние год-два государство стало лихорадочно искать те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Но система воспитания не есть нечто абсолютно изолированное в рамках общественной государственной жизни. И эти задачи должны как-то корреспондировать с теми задачами, которые государство ставит перед собой.

В заключении хочется сказать, что воспитание как социальная проблема может решаться лишь при условии мобилизации обществом, государством максимальных личностных ресурсов для воспитательной деятельности. Академик Капица в 1972 г. писал: «Я сделал за «Комсомольской правдой» маленький подсчет: если бы 100 млн. взрослых тратили на 40 млн. школьников 5% рабочего времени, то на класс из 40 школьников приходилось бы 200 часов педагогической работы взрослых в неделю. Не кажется ли вам, что пропаганду этой идеи о том, что общество должно тратить на школьников значительно больше интеллигентного и творчески индивидуализированного труда, следует настойчиво вести, особенно среди начальствующих лиц?». Я не рискую сказать лучше, чем академик Капица.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие социальное воспитание.

2. Перечислите проблемы воспитания в современной России

Литература

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000.

2.Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 1977.

3.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004.

4.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1979.

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленной как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, предъявляя человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс общества.

В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя. Проблем у современной школы больше чем достаточно и охватить все из них невозможно. В борьбе за качество образования большая роль отводится содержанию и структуре образования. Школой чаще всего и структура и содержание «спускается сверху». Иначе нельзя – будет нарушено образовательное пространство. Не согласиться с этим нельзя.

С какими трудностями сталкивается современная школа (на мой взгляд), какие проблемы ей предстоит решить, чтобы повысить качественные результаты предоставляемых ею услуг?

  1. Недостаточная интенсивность и эффективность встречной деятельности – учения, т. е. низкая активность ученика в процессе обучения. Задача учителя, не только самому работать на уроке, а добиться не мене продуктивной работы от ученика. И это должна быть не эпизодическая активность на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех методик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
  2. Характер обучения таков, что учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым фактически выключается мышление ученика, они «разучиваются думать». В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.
  3. Перегруженность учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. А чего стоит наукообразность учебных пособий для учащихся? Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми. Отсюда мы имеем проблему отсутствия творчества, поиска в работе учащихся. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге непрочны, недолговечны, на практике неприменимы.
  4. Почти полное забвение воспитательной стороны образовательного процесса. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе альтернативы, реально работающей повсеместно, так и нет до сих пор. Совсем разрушены прежние связи с шефствующими предприятиями и организациями. Это значит, что нарушены все ранее существовавшие и выполнявшие важнейшую функцию воспитательного процесса «внешние инструменты (средства массовой информации, цензура, кинематограф, литература и т.д.). Такое впечатление, что хороший лозунг школы для ученика «Будь успешным» в условиях современной школы звучит как «Главное быть богатым и знаменитым» или «Бери от жизни все».
  5. Отказываясь от воспитательной функции, отказываясь от роли «воспитателя» в пользу роли «обучателя», современная школа все более склоняется теперь в сторону превращения себя в некую «обучающую машину». Все более и более обретая теперь функции некоего бездушного агрегата, совмещающего в себе отчасти функции копировального аппарата, а отчасти коммерческо-производственного конвейера. Школа теперь приближается к облику некой «обездушенной фабрики знаний» или «копировального устройства», типа того же ксерокса, по передаче суммы знаний от одних людей – учителей, другим людям – детям. И оттого дети для школы теперь нередко словно «бездушный продукт» или столь же «бездушная продукция». Они теперь не «подрастающее поколение» не «растущая смена» и не «взрослеющая часть общества», они теперь просто «те» в кого нужно вложить (в том числе и за деньги) какие-то определенные знания. Не удивительно, что в таких «казенных» условиях учителя вынуждены в качестве мотивации своей и мотивации своих учеников выдвигать чаще всего меркантильные, материальные интересы и ценности. А не в том числе – или даже, прежде всего – моральные и духовные, как стремилась делать школа в советские или даже в «царские» времена. И не удивительно, что в таких условиях учитель теперь все более отдаляется от прежней формулы: «учитель (читай – школа) – сеятель доброго, светло, вечного.
  6. Остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ. Прослеживается общая ориентировка обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.
  7. Нежелание значительной части учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики. Учителя просто не успевают за стремительными инновационными современными научными достижениями в области информационных технологий. Старшая возрастная категория учителей (а это сегодня основной костяк любого учебного заведения) «дорабатывает» свой трудовой стаж и не считает нужным овладевать современными инновациями. Наши дети в некоторых вопросах технического обеспечения уже на шаг впереди нас. Как же можно не стремиться хотя бы догнать их? Коллеги, за окном XXI век!
  8. Отсутствие инструментов сдерживания агрессии и непослушания учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала. Но ведь по каждому случаю в суд, как говорится, не набегаешься. Отсюда - отсутствие порядка в школе.
  9. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства? Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить? Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и конфессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.
На что должна обратить внимание современная школа?
  1. Информационное обеспечение и сопровождение процесса обучения в современных условиях. Особенности предвидения наступления результатов обучения. Повседневная организаторская деятельность педагога и специфика её проявления. Реализация целей и функций контрольно оценочной и стимулирующей деятельности на практике.
  2. Гуманизация образования. Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования; распространение идей гуманизма в образовании.
  3. Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры.
  4. Индивидуализация и дифференциация образования. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создание условий для воспитания и обучения групп, обучающихся по определенным признакам.
  5. Развивающая и воспитывающая направленность образования. Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путем активизации их познавательных потребностей и возможностей.
  6. Организация образования на компетентностной основе. В качестве результатов освоения содержания образования для каждого выпускника должен стать комплекс компетенций.
Я желаю учителям стать необходимыми и любимыми для учеников и коллег. Это залог обретения творческой свободы, а без нее – как стать школой, в которую хочется идти утром и детям, и взрослым?

Литература

  1. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса.- М.: ЗАО, Изд-во Экономика, 2011.
  2. Социальные проблемы образования: методология, теория, технология. Сборник научных статей. Редактор О.А. Панина. - Саратов. - 1999.
  3. Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 №5.

«Современные проблемы семейного воспитания»

«Воспитание есть процесс социальный в самом

широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи,

явления, но прежде всего и больше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.С.Макаренко

Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

Целью исследования: воспитание детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: семейное воспитание в современное время

В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в работе следующие задачи :

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу, тем самым определить теоретические основы семейного воспитания и охарактеризовать его формы по трудам А.С. Макаренко;

2. Семейное воспитание и его значение

3. Отметить специфику семейного воспитания и определить его значение;

4. Рассмотреть современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально – психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений по проблеме воспитания в семье.

Семейные отношения и воспитание переживают кризис. Семья и школа тесно связаны с развитием общества, государства, на их взаимоотношения влияют и те кризисные явления, которые нарастали в течение последнего десятилетия в семейной сфере:

    Разрушение нравственных представлений о семье и браке;

    Утрата семейных традиций;

    Утрата традиционного восприятия родительства и детства;

Следствием кризиса семьи стали многочисленные проблемы детства:

    Большое количество детей с отклонениями и физическом и психическом развитии;

    Неумение согласовывать свое поведение с системой нравственных форм;

    Духовно - нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о добре и зле.

За последние годы утрачено традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

Воспитание в нашем обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Эти изменения отрицательно сказались на жизни нынешнего поколения, но первой их отрицательное воздействие почувствовала на себе семья. Когда семья рассматривалась не как важнейший социальный институт, а лишь как неизбежная стадия общественной жизни человека. Поэтому рационально организованное и продуманное воспитание ребенка происходило за пределами семейного круга. Семья покорно отдавала детей государству, а государство не вмешивалось во внутренние дела семьи.

Но ситуация изменилась. В последние годы разные науки усилили свое внимание к семье как к объекту исследования и получили новые данные. Теперь в развитии личности отмечен бесспорный приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: и наиважнейшие свойства . Все это способствует созданию условий для творческой самореализации родителей, расширяет сферу их участия в жизни школы, повышает заинтересованность родительской общественности.

Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Это основная причина дезорганизации жизни большинства семей, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между родителями, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Семейные отношения и воспитание переживают кризис.

Основа социального "Я" закладываются отнюдь не в школьном коллективе - там они только развиваются, - а в самом раннем возрасте. Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Не секрет: жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть.

Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе".

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Современные проблемы и нарушения семейного воспитания

Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе - на равноправии и взаимоуважении супругов - строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужчиной и женщиной поведению домашнего хозяйства и обоюдной ответственности родителей за детей. Отмечая прогрессивные изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимание на факторы, осложняющие это развитие. Так, изменение положения женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое нередко порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере общественного производства ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Известно предупреждение А. С. Макаренко о том, что воспитание единственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Как правило, родители концентрируют на одном ребенке максимум внимания, оберегают его от всевозможных трудностей, излишне опекают, находясь во власти слепой, неразумной любви. Трудность воспитания ОДНОГО ребенка в семье, по словам А. С. Макаренко, заложена в отсутствии коллективного воздействия на его личность. К тому же отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. Известно, что больший процент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет). Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод впервые годы совместного проживания - весомая причина распада семьи. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых, из несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца.

Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение. В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья- специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности». Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально-этических чувств.

Специфичность семейного воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается в уходе и руководстве со стороны взрослых. Пребывая длительное время в постоянном, непосредственном общении с родителями или другими членами семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения.

Через отношения детей с родителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителями разных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получая от них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальный опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.

Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер.

Следует также подчеркнуть, что для семьи характерна интимность отношений между ее членами, благодаря чему создаются особые условия для взаимных воздействий, воспитания добрых чувств, для индивидуальных советов и утешений, одобрения, исправления нежелательных качеств личности. Семья готовит ребенка к исполнению роли гражданина, выступая для него проводником идей и норм морали.

Все эти особенности семьи делают ее незаменимым социальным институтом в подготовке подрастающего поколения к жизни, а семейное воспитание - необходимым фактором нормального развития личности ребенка.

А.Г.Харчев пишет: «Семья - реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие это осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, гак и путем личного примера родителей, других членов семьи». Стало быть, весь уклад семейной жизни, ее нравственное здоровье, культура отношений и образовательный уровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение в повседневной жизни являются социализирующими и воспитывающими средствами. И обществу глубоко не безразлично, в каких условиях воспитывается ребенок в семье, какой социальный опыт она передает ему. Вот почему забота о семье как воспитательном институте, о ее педагогической ценности находилась и находится в центре внимания общества.

С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется с требованиями общества, то допускаются серьезные просчеты в формировании личности ребенка. А. С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, проходит в любое время суток, в любое время года… Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке…

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

Отсутствие нормального психологического климата в семье;

Фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный…);

Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий…);

Противоправное поведение взрослых;

Авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество, которые проявляются как следующие неправильные формы воспитания, которые отражаются на развитии ребенка и его поведении в школе:

    гипоопека – т.е. безнадзорность, недостаток внимания, заботы, контроля; родители заботятся только об удовлетворении материальных потребностей ребенка, а фактически он представлен сам себе. Ребенок ощущает свою ненужность старшим, он думает, что мешает им жить и они рады от него освободиться.

    гиперопека –т.е. чрезмерная опека и контроль, которые подавляют самостоятельность, чувство ответственности и долга. У слабых, чувствительных детей гиперопека вызывает реакцию бунта и уход ребенка в уличную компанию.

    культ семьи” – ребенок растет в чрезмерном обожании и восхищении; такие дети стараются всегда быть на виду, лидировать, не прилагая к этому никаких усилий; в конце концов, попадает в кризисную ситуацию: с одной стороны, он продолжает нуждаться в восхищении, а с другой стороны он не приучен этого добиваться.

    золушка” – эмоциональное отвержение взрослыми, которые не хотят себе в этом признаться; при таком воспитании формируется чувство вины, неполноценности, ненужности

    жестокие взаимоотношения (“ежовые рукавицы”) могут сочетаться с эмоциональным отвержением и могут проявляться открыто (срывает зло) и скрытостью – безразличием друг к другу, душевной жестокостью. Переживание ребенком эмоций в этих условиях способствует развитию эгоизма и душевной черствости.

    повышенная моральная ответственность – возлагается родителями на ребенка за его будущее и будущее членов его семьи. Это очень тяготит ребенка и лишает его радости детства.

    маятниковое воспитание – противоречивое воспитание – в одной семье разные поколения отстаивают свой стиль в воспитании, сочетаются несовместимые методы воспитания. Такое воспитание вредно и влияет на слабые стороны характера ребенка, способствует душевному дискомфорту.

Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов, которые педагог может использовать в воспитательной работе с родителями:

1.Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2.Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего.

3.Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

4.Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть подложено в основу системы семейного воспитания.

5.Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.

6.Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

7.Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

8.Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были, ведь ребенок это наивысшая ценность.

Содержание современного воспитания. Стили воспитания.

Авторитетный стиль воспитания характеризуется высоким уровнем контроля. При этом автономия растущих детей признается и поощряется родителями. Между родителями и детьми теплые отношения, родители открыты для общения и прислушиваются к мнению детей. Существует включенность ребенка в обсуждение семейных трудностей, готовность родителей помочь ему в случае такой необходимости, вера в его успех и адекватность в отношении его поведения. В этом случае, прежде всего, учитываются интересы и потребности детей. В результате такой семенной обстановки вырастают социально адаптированные, уверенные в себе личности, с высокой самооценкой и способные к самоконтролю. У них развиты ярко выраженная способностью к лидерству и коммуникативные качества.

Авторитарный стиль отличается высоким контролем, в семейном воспитании присутствует жесткая дисциплина, предполагается значительные ограничения со стороны родителей. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Отношения между родителями и детьми холодные, отстраненные. Дети в таких семьях бывают непритязательные, замкнутые, угрюмые и раздражительны. Также они внушаемые, не слишком настойчивые в достижении своих целей, боязливы, неагрессивны. Девочки, в большинстве своем – неактивны и зависимы, а мальчики – агрессивны и неуправляемые. Современное воспитание отвергает данный стиль или максимально нивелирует его.

Либеральный стиль современного воспитания предполагает теплые внутрисемейные отношения и низкий уровень контроля. Родителями недостаточно или совсем не регулируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, но инициатива чаще исходит от самого ребенка. Дети имеют слишком много свободы, которая никак не регламентируется семьей. Дети в таких семьях склонны к непослушанию, агрессивности, часто ведут себя импульсивно и нетребовательно к себе. Могут наблюдаться признаки неадекватного поведения. Но в некоторых случаях, при стечении определенных обстоятельств и задатков, дети могут стать активными и творческими людьми.

Содержание воспитания, в котором преобладает индифферентный стиль заключается в низком уровне контроля и холодных отношениях между родителями и ребенком. Семья безразлична к детям, закрыта для общения. Родители не устанавливают никаких запретов. Из-за обремененностями собственными заботами не остается сил и желания на воспитание детей. Если при этом еще и проявляется враждебность родителя, то у ребенка могут появляться разрушительное и отклоняющееся от нормы поведение.

Невозможно описать и структурировать все многообразие семейных отношений, но владея даже такой небольшой информацией, родители в состоянии оценить свое влияние на развитие и воспитание своих детей. Конечно, надо иметь немало терпения, чтобы всё время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувствами и потребностями. Но немаловажно знать о том, что все детские трудности, нарушения поведения, сложности в учебе, различные отклонения от нормы – это прямое отражение тех воспитательных моментов, которые приняты и употребляются в семье. Также осложнить процесс воспитания психологически гармоничной личности могут наличие у членов семьи асоциального поведения, проживание в семье тяжело больного человека, отсутствие одного из родителей.

Давайте подведем небольшой итог в содержании современного воспитания:

    Если вы хвалите ребенка - он учится быть благородным.

    Если ребенок растет с чувством безопасности - он учится верить в людей.

    Если вы поддерживаете его - он учится ценить себя.

    Если его окружает понимание и дружелюбие - он научится находить любовь в этом мире.

    Если вы постоянно критикуете и третируете его - он учится ненавидеть.

    Если вас сын или дочь растет в упреках - он учится жить с чувством вины.

    Если вы смеетесь над своим ребенком - он становится замкнутым.

    Если маленького человека окружает вражда - он учится быть агрессивным.

Родители – главные воспитатели своих детей.

Многие родители, приводя своего ребенка в 1-й класс, думают: “Мы его воспитали до школы, а теперь задача школы – воспитывать моего ребенка, научить его читать, писать, считать, уважать старших, заботиться о младших, быть хорошим товарищем для одноклассников”. Когда этого не происходит, то они начинают обвинять учителей, в том, что они не смогли привить любовь к учебе, к людям. Обвиняя всех в бедах своего ребенка, они забывают предъявить обвинение в первую очередь себе. Ведь каждый ребенок идет в школу из семьи, где были заложены свои принципы, жизненные устои, которая либо смогла, либо нет, привить ребенку начальные навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми, сформировать желание учиться.

Родители должны вести своего ребенка с 1-го по 11 класс “за руку”. Это значит не водить ребенка за руку в школу в буквальном смысле, а направлять всю его деятельность, знать его успехи, неудачи в школе, поддерживать его во всех начинаниях, убеждать, что он не прав, и доказывать его неправоту. Нужно учить своих детей общению не только с членами своей семьи, но и одноклассниками, другими взрослыми. То, как умело могут делать это наши дети, напрямую зависит от умелого воспитания ребенка в семье.

Родители должны знать все о своем ребенке: с кем он дружит, куда уходит, чем занимается вне дома. Если ребенок не идет на контакт с родителями, отмалчивается, замыкается в себе, то надо бить тревогу. Сначала нужно попытаться самим выяснить причину такого поведения ребенка, если нужно, подключить классного руководителя, выяснить, не является ли негативное поведение ребенка следствием школьных проблем; постараться выявить причину проблемы и разрешить ее так, чтобы не пострадало детского “Я”. Это не разбило бы веру ребенка в справедливость, не укрепило мысль, что взрослые – черствые, бездушные люди. Конечно, все это можно делать в, так называемых, “благополучных семьях”, где нет пьянства, наркотиков и других кошмаров. Гораздо сложнее что-то исправить в тех семьях, где нужно объяснять прописные истины об ответственности за воспитание детей самим родителям.

Каждого родителя сегодня очень обеспокоен тем, что его дети могут попасть под влияние наркотиков, алкоголя, не стали на путь совершения правонарушений. Я думаю, этого не случится в тех семьях, где детей учат быть личностью. Противостоять негативной среде, учат не стесняться сказать “нет” даже своим ровесникам, мнением которых подростки особенно дорожат.

На фоне относительного благополучия в семье мы часто забываем о том, что улица сильнее любого воспитателя, и, как это часто бывает, сильнее родителей. Беда часто не обходит многие семьи. И в первую очередь здесь страдают дети из неблагополучных семей, так называемые, “трудные” дети. Они есть в каждом классе, в каждой школе. Если в доме нет понимания между родителями, то дети идут на улицу. А там найдутся друзья, которые выслушают их, помогут “добрым советом”, и напоят, и накормят, и денег дадут. Но за это участие детям часто приходится расплачиваться здоровьем, своим телом, а иногда и своей жизнью. Счастье не живет в таких семьях.

Самое страшное то, что в разряд “трудных” детей очень часто попадают дети из семей, в которых родители ведут здоровый образ жизни. Почему так получается? Ответить на этот вопрос очень трудно и не всегда возможно. У родителей свои критерии в воспитании детей, свое отношение к понятию “воспитание” вообще. Часто они думают: “Я его обуваю, одеваю, кормлю, даю деньги на карманные расходы. Что ему еще нужно?”. У других – финансовые проблемы, родители не могут дать ребенку даже минимума, не могут объяснить ему, что трудности нужно уметь преодолевать. Ребенок замыкается в себе, чувствует определенный комплекс неполноценности. Иногда он идет добывать эти недостающие деньги самостоятельно и не всегда честным путем. В таких семьях нарушено общение с детьми, бывает, что вообще сводится до минимума. Нарушаются эмоциональные связи между родителями и детьми. Все это способствует тому, что дети отдаляются от своих родителей. Проблем в нашей сегодняшней жизни много. Родителям нельзя опускать руки, пеняя на то, какие у них трудные и непонимающие дети. Нельзя перекладывать на наших детей ответственность за то, в чем они не виноваты. Нужно терпеливо учить их преодолевать трудности, а не пасовать перед ними.

Чтобы этого не произошло, родители должны как можно больше времени находиться со своими детьми, бывать вместе на природе, в театре, приобщать к проблемам семьи, не делать из них лишь пассивных наблюдателей того, как их родители стоически “бьются” над жизненными проблемами. Нужно помогать решать им школьные и личные проблемы, уметь выслушать детей, дать совет. Мы должны воспринимать ребят такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Воспитание ребенка в семье должно быть бережным, тактичным, требующим от родителей большого терпения и выдержки. Настойчивость в достижение цели воспитания – основное качество родителя. Неуверенный в себе родитель – враг своему ребенку

В каждом классе школы работают родительские тройки, задача которых - активная помощь классным руководителям в проведении внутриклассной и внеклассной работы. Из членов классных родительских троек сформирован школьный родительский комитет. С целью эффективной и действенной работы с родителями на уровнях школ и классов.

Школа во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все способности ученика.
Наша школа постепенно становится все более открытой социально-педагогической системой. Она открыта для различных убеждений учащихся, диалога, межличностного и межгруппового общения; открыта в физическом смысле целый день и для детей, и для взрослых.

В школе преобладает тенденции к расширению и укреплению взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды – семьей, предприятиями; культурно- просветительными учреждениями, общественными организациями и т.д. И самое главное – в открытой школе деятельности переносится на личность ребенка: создаются все необходимые условия для его личностного развития.
В результате проводимой работы мы вышли на следующую структуру открытой школы.

Основное в ее деятельности – это диагностирование социально-психологической ситуации в семье; организация работы специалистов, направляющих разностороннюю социально-педагогическую деятельность семьи.

Повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания. Среди них: родительское собрание, как одна из наиболее часто практикуемых форм повышения педагогической культуры родителей. На собраниях родители знакомятся с общими вопросами воспитания детей в семье и школе, с задачами и итогами работы школы. Другой формой работы являются конкурсы, фестивали родителей, которые посвящаются обмену опытом воспитания детей. Используется и диспут как один из форм повышения педагогической культуры родителей. Активно стали проводиться встречи за круглым столом, в которых принимают участие люди различных специальностей, разных возрастов и родительского опыта, что позволяло расширить воспитательный кругозор не только отцов и матерей, но и самих педагогов, и пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, участники их обмениваются мнениями, опираясь на приобретенные знания и накопленный опыт.

При анализе обращений родителей к специалистам выявляются следующие проблемы:

    проблемы взаимоотношений родителей и ребенка -35 %,

    родителей волнует нежелание ребенка учиться - 30 %,

    проблемой отношениями ребенка и педагогом - 15 %,

    проблемы адаптации ребенка в коллективе взаимоотношения со сверстниками – 10 %

Экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом. Как следствие, в последние годы наблюдается снижение рождаемости детей, увеличение семей “группы риска”, рост количества подростков с различными формами девиантного поведения.

В старших классах было опрошено 30 человек: физическое воздействие почти не встречается, однако только 50 % юношей и девушек считают свое положение в семье равноправным, 9 % считают, что занимают в семье положение человека, вынужденного только подчиняться, 3 % считают себя одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит, 10 % ощущают постоянную опеку, 4,3 % считают, что создают проблемы в семье, 1 % ощущают себя посторонними людьми, которым трудно участвовать в жизни семьи. Более половины опрошенных старшеклассников отметили, что родители редко обращают внимание на их настроение. Каков же выход из создавшейся ситуации? Кто может оказать помощь и) если не остановить, хотя бы сократить подобные случаи? В первую очередь это, конечно, семья и школа, которые являются, на наш взгляд, микросредой защиты ребенка.

Исследования, проведенные в школе, показали, что только 29% детей проводят свободное время с родителями, регулярно просматривают дневники 12 % . Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается число "трудновоспитуемых". И, тем не менее, семья - главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества.

По нашему глубокому убеждению, родители должны всегда помнить: только в семье ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Ребенок должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл - его семья, где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка.

Другим защитником ребенка может стать школа, она призвана помочь молодому человеку самоопределиться. Но семья, школа, как известно - модель общества, а воспитание - один из его институтов, поэтому они не могут существенно отличаться от своей первоосновы.

Приоритетными направлениями в организации семейного и общественного воспитания являются:

Ориентирование воспитания на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни;

Приобщение растущего поколения к культурно-историческим традициям, формирование чувства настоящего хозяина земли;

Совершенствование гражданского, правового и патриотического воспитания учащихся;

Формирование здорового образа жизни, активизация спортивно-массовой и оздоровительной работы;

Создание условий для формирования социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, развития творческих способностей каждого ребенка.

В нашей школе проводятся эффективные формы работы взаимодействия родителей и школы. Внедрение и реализации программ: «Школа-семья-социум», подпрограмма «Семья». Программы направлены на внедрение инновационных форм совместной деятельности, повышение заинтересованности родителей во взаимодействии со школой:

    создание условий для творческой самореализации родителей,

    расширение сферы и участия в жизни школы в целях обеспечения единства воспитательных воздействий школы и семьи,

    выявление и развитие оптимальных и необходимых условий, форм и методов работы школы и семьи.

Такими формами стали не только традиционные праздники, но и реализация инновационных творческих и социальных проектов с участием родителей, детей к благоустройстве школы. Проведение внутришкольных мероприятий:

    художественный фестиваль самодеятельности с участием родителей и детей,

    выставка прикладного искусства и творчества родителей,

    конкурсы социальных проектов активов родительских советов,

    конкурсы семей «Моя семья-моя опора», «Семь+Я», «Мама, папа и я спортивная семья»

    интеллектуальная семейная олимпиада с участием родителей.

В селе в каждой микрорайоне из числа педагогов, проживающих в «Туолбэ» избираются педорганизаторы. Педорганизаторы проводят массовые мероприятия во внеурочное время, стараются занимать учащихся в незанятое время. По микрорайонам проводятся спортивные мероприятия с большим охватом учащихся.

Особое внимание уделяется профилактике правонарушений учащихся, проводятся патрулирования по микрорайонам села в каникулярные и выходные дни, где ответственные родители и общественный Совет Туелбэ.. Проводятся рейды в семьи вместе с административной комиссией села, где ведутся разъяснительные беседы с родителями.

Родители, работая и принимая участие в профилактической работе школы, сами понимают содержание работы и видят свои функции в ней. Здесь речь идет об устранении безнадзорности ребенка в семье, приучении к твердому распорядку дня, выполнению трудовых поручений правил поведения, о поощрении его дружбы со сверстниками.

Самым значимым результатом содействия родителей в жизни школы является их участие и помощь при подготовке учащихся к НПК (научно-практических конференциях) на улусном и республиканском уровнях, где учащиеся занимают призовые места.

Ввели в практику работы конкурс между родительскими советами классов и фестиваль художественной самодеятельности с участием родителей и учащихся, результатом которого повысилось активное участие отцов в школьной жизни учащихся. Отцы принимают активное участие в жизни школы и села. В 2007 г. председатель Совета отцов «Тирэх» Зырянов Е.Е. за успешную работу был избран делегатом I съезда отцов Республики Саха (Якутия), по итогам 2010 г. Совет отцов стал обладателем номинации «Чел олох» администрации МО «Намский улус» и отдела физической культуры и спорта улуса. В 2008г. Петя и В.Н.Габышевы заняли III место на республиканских соревнованиях по нетрадиционным видам спорта «А5а курэ5э-2008», а в 2009 году на улусных соревнованиях - III место. Проект родителя Новгородова А.Д. «Тропа здоровья» в 2008 году представлен на Грант отдела семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). Руководитель крестьянского хозяйства «Дьа5ыныатта» Обутов В.П. участвовал в Республиканском конкурсе на поддержку инновационных проектов, программ организации семейного отдыха детей проводится Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я) в рамках Республиканской целевой программы «Семья и дети Республики Саха(Якутия)» на 2009-2011 годы в целях совершенствования и обновления содержания, форм и методов работы семейных бригад, семейных лагерей для отдыха и оздоровления детей и по итогам проекта получил грант по организации летней занятости детей.

В школе успешно реализованы проекты по привлечению родителей к учебно-воспитательной деятельности, начатые по инициативе педагогов и учащихся: с 2003г. интеллектуальный семейный клуб «Тобулан»; с 2004 г. клуб семейного чтения «Читаем всей семьёй», семейный спортивный клуб «Чэбдик», клуб «Неболейка».

История семейного и общественного воспитания - эта отрасль педагогики с древнейших времен до наших дней изобилует разными, порой прямо противоположными оценками сущности детства, назначения родителей, принципов, содержания и методов семейного воспитания, роли в нем отца и матери, характера взаимоотношения семьи со школой и обществом в целом. Множество теорий, точек зрения, концепций, политик, подходов, решений... Но общее, что их роднит, это то, что судьба ребенка, его назначение и благосостояние никогда не были безразличны родителям, школе, обществу в целом - потому что это будущее.

И если все мы - педагоги, родители - будем действовать в рамках общечеловеческих идеалов и ценностей, то вероятность успеха на пути воспитания нового поколения существенно возрастет.

Использованные литературы:

    Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы /О.С. Гришанова, Издательство «Учитель», - Волгоград – 2008

    Общественно-педагогический журнал «Народное образование Якутии», № 2, 2011

    Прокопьева, М.М. Обучающие программы по семейной педагогике как фактор совершенствования образовательного процесса /М.М.Прокопьева //Информатика и образование. - М. - 1999.

    Прокопьева, М.М., Гермогенова, М.Д. Основы семейного воспитания: монография. /М.М.Прокопьева - Якутск: Изд-во «Бичик», 2003.

    Прокопьева, М.М. Семейная педагогика: Программа курса. /М.М.Прокопьева. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998.

    Прокопьева, М.М. Карамзина, У.А. Педагогические теории, системы и технологии: Учебно-метод. комплекс /Ин-т разв. образ. Центр дистанц. образ. ПИ ЯГУ /М.М.Прокопьева, Карамзина У.А. - Якутск: ИРО.1999.

    Прокопьева, М.М. Семейная педагогика: Учебно-метод. комплекс. Ин-т разв. образ. Центр дистанц. образ. ПИ ЯГУ/М.М.Прокопьева. - Якутск: 2001.

    Прокопьева, М.М. Работа с родителями в ДОУ: /М.М.Прокопьева. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002

    Прокопьева, М.М. О трудновоспитуемости в семье /М.М.Прокопьева //Девиантное поведение: проблемы и тенденции: (Матер.научно-практ. конференции) Якутск: Сахаполиграфиздат. 1998

    Прокопьева, М.М. Нравственные ценности семьи саха. //Проблемы сельских семей: проблемы и решения (Материалы 4 Международного Конгресса «Российская семья»). /М.М.Прокопьева. – М.: Изд-во РГСУ. 2007

Именно в семье закладывается характер и принципы будущей взрослой жизни человека. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок вырастет разгильдяем и ни к чему не приспособленной личностью. Но нельзя допускать и полностью авторитарного руководства над жизнью малыша.

В настоящее время существует не одна методика воспитания детей. Но современное общество требует нового, инновационного подхода в этом процессе. Он должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Воспитание в наши дни: его особенности

В каждое столетие, в любой отдельной эпохе есть свои методы воспитания. Наши прадедушки и прабабушки почитали своих родителей, и их бы удивило поведение современных детей. Да и мы давно не следуем «Домострою», из-за чего, кстати говоря, и происходит борьба поколений.

Наши родители, да и кто-то из нас самих рос в семьях с небольшим достатком. Несмотря на то что в то время было немало проблем, дети получали хорошее образование, посещали дополнительные занятия и кружки. Как же строится современное воспитание?

В отличие от наших предков, современные дети живут в довольно комфортных условиях. Им доступны различные гаджеты, есть возможность отправиться в путешествие и т. п. Такой богатой жизнью дети обязаны своим родителям, ведь это они, порой ущемляя собственные потребности, ставят на ноги любимое чадо и делают так, чтобы оно ни в чём не нуждалось.

Современные дети достаточно талантливы. Они могут похвастаться своей одаренностью и энергичностью. Как правило, дети не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои возможности. Для них чужды жесткие рамки и готовые методики воспитания. Поэтому занимаясь их развитием, нужно ломать уже устоявшиеся принципы и придумывать новые.

Современные дети реализуют себя в искусстве. Это могут быть танцы, спорт, музыка, различные кружки. Они самовыражаются более гуманистически и осмысленно, чем предыдущее поколение. Их увлечения имеют более интеллектуальный оттенок.

Благодаря новой технике дети проводят больше времени за компьютером. Они с интересом ведут интернет-дневники. И вот перед вами уже необычный ребенок, а веб-дизайнер, фотограф или журналист.

Современное воспитание основывается на уважении к детям . Нужно внимательно слушать то, что говорят дети, и стараться не критиковать их высказывания. Воспитательный процесс зависит от тенденций современного общества. Пока дети ещё берут пример со своих родителей, старайтесь показать им, что хорошо и плохо. Научите их отличать доброжелательных людей от разрушительных личностей.

В подростковом возрасте дети уже должны иметь представление о нюансах современного социума и быть адаптированы к нему. Современное воспитание направлено на развитие в ребенке инициативности и поощрении самостоятельности. Дети должны научиться принимать решения и быть ответственными за них. Не нужно слишком опекать ребенка. Пусть он ошибется, но это будет ему уроком, из которого он извлечет для себя полезную информацию.

Методы современного воспитания различны. Некоторые из них противоречивы, но не все так плохи, как кажется. Каждый метод основан на анализе поведения современного поколения. Изучив несколько методик, можно выбрать свою - ту единственную, которая будет подходить в воспитании именно вашего ребенка.

Методика Торсунова

  1. К первой относятся ученые, которые склонны к исследованиям и любят учиться.
  2. Вторая категория - это управленцы. Они умеют прекрасно руководить людьми.
  3. К третьей категории автор относит хозяйственников и торговцев, отличающихся практичностью и желанием обогатиться.
  4. И, наконец, четвертая группа включает в себя людей мастеровых, отталкивающих от практических знаний.
  5. Торсунов выделял и пятую категорию личностей. Это неудачники. Как правило, такие люди не получают нужного воспитания и не могут реализовать свои способности, так как их родители не позаботились об этом.

Воспитание в страсти является вторым способом воздействия. Именно мать заинтересована в благополучном развитии своего малыша. Она заботится о том, чтобы он получил как можно больше любви.

При третьем методе воспитания получаются избалованные дети. По мнению автора, ребенок растет таким из-за невежественного отношения родителей к воспитанию. Равнодушие по отношению к ребенку наблюдаются в четвертом методе. В этом случае взрослые не обращают внимания на личность своих детей.

В Ведической культуре воспитание детей должно отталкиваться от их способностей. Нужно развивать те задатки, которые существуют в человеке от природы. Современное воспитание должно учитывать все эти моменты. Нужно учить детей слушать и слышать. В современном воспитании за основу нужно брать ведическую культуру и её принципы. Однако сегодня они будут иметь другие термины и трактоваться по-своему.

Воспитание по Ашеру Кушниру

Автор читает лекции по современному воспитанию. Их можно отыскать на просторах интернета. Он рекомендует родителям постепенно познавать этот процесс. Взрослые, как правило, занимаются воспитанием своих детей на базе опыта предшествующих поколений. Бывают случаи, когда воспитательный процесс совсем отсутствует в семье. Кушнир говорит о том, что воспитатели проходят обучение в специальных учреждениях в течение пяти лет, чтобы познать все тонкости самого процесса воспитания. Именно поэтому родители должны учиться ему постепенно.

Подчинение детей родителям, причем безоговорочно, давно изжило себя. Ведь современное общество имеет другие принципы и устои. Самой большой проблемой современности, считает Кушнир, является воспитание детей. Он не призывает отходить от традиций, но при этом нужно учитывать и новые веяния психологии.

Литвак и его методика воспитания

Базовой основой воспитательного процесса Литвак считает «метод сперматозоида». В него он положил принцип натиска, проникновения и умения лавировать. Воспитывать ребенка, считает Литвак, можно методом от обратного. Подавлять личность ребенка нельзя.

Автор считает, что при использовании его метода изначально возможна негативная реакция ребенка на воспитательный процесс. Но не нужно делать паузу. Если продолжать следовать принципам Литвака, можно добиться больших успехов.

Вальдорфская школа

Психологи и педагоги пытаются разработать систему воспитания современного поколения, чтобы оно было духовно развито. При этом личность должна быть физически подготовлена. В этом направлении работает и Вальдорфская школа. Она считает, что не нужно препятствовать младшему школьнику познавать окружающий мир. На примере родителей ребенок сам поймет, что ему нужно и интересно, а в основе будут лежать его природные способности.

Проблемы воспитания современных детей

На возникновение проблем зачастую влияет окружающий мир. То количество информации, которое обрушивается на ребенка, огромно. Некоторую долю он усваивает с интересом, однако чрезмерные нагрузки сказываются на его психическом здоровье.

Мы считаем, что современные дети непослушны . Но это совсем не так. За потоком информации и различного рода нагрузками мы не замечаем, как они дисциплинированы, добры, эрудированны и умны. Вся проблема во времени, в котором приходиться жить современному ребенку.

Наши дети достаточно уязвимы. Несправедливость для них чужда. Они её просто не воспринимают. Но общество, к сожалению, не всегда может предоставить детям той прозрачности, которую они хотят получить от него.

В каждый возрастной период возникают определенные проблемы в воспитании детей. Так, до школьного возраста у них ещё не сформирован характер, но есть инстинкты, по которым они и совершают свои действия. Малыш желает быть свободным. Отсюда и споры с родителями насчет запретов. Здесь-то взрослые и хотят всё взять в свои руки, а ребенок желает получить свободу. Таким образом, возникает конфликт, избежать который помогут тактичность, спокойствие и гибкость в воспитании детей. Малышу можно позволять делать что-то самостоятельно, но при этом держать его в рамках дозволенного.

Самым сложным периодом является младший школьный возраст. Здесь ребенок получает ту свободу, которой добивался с младенчества. Он заводит новые знакомства, самостоятельно справляется с некоторыми проблемами, пытаясь занять своё место в обществе. Поэтому ребенок может капризничать и проявлять недовольство. Родители должны с пониманием относиться к нему, проявлять доброту и доверять своему ребенку.

В подростковом возрасте желание обрести свободу становиться более острым. У ребенка уже сформирован характер, есть влияние со стороны знакомых и друзей, он имеет свои взгляды на жизнь. Подросток пытается отстоять своё мнение, при этом не замечая того, что он может ошибаться. Контроль со стороны родителей должен быть незаметным, ребенок должен чувствовать свободу. Он нуждается в теплых и доверительных отношениях со взрослым. Критикуя и давая советы, не стоит перегибать палку, чтобы не задеть самолюбие подростка.

Вступая во взрослую жизнь, юноша уже не слушает своих родителей. Он старается испытать на себе всё, что раньше было под запретом. Нередки конфликты, которые заканчиваются прекращением всякого общения. Важно не доводить ситуацию до такого момента. Нужно уметь идти на компромисс. Чтобы юноша делился всем со своими родителями, нужно поддерживать с ним теплые отношения.

Итак…

Семья – место, в котором закладываются принципы нравственности, происходит становление характера и формируется отношение к людям. Пример родителей является важным показателем хороших и плохих поступков. На этом основывается отношение ребенка к жизни.

Детей нужно учить уважать старших и заботиться о младших. Если ребенок проявляет инициативу и старается помочь в делах по дому, нужно поощрить его в этом. Конечно, часть обязанностей придется взять на себя.

Никто не заставляет вас отходить от традиций. Современное воспитание должно впитать в себя опыт прошлых поколений, но в то же время быть основано на современных принципах жизни. Только так можно воспитать достойного члена общества.

Мне нравится!

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.