Задачи национального воспитания. Национальное своеобразие воспитания

Интернационализация и национализация воспитания. Теории национального воспитания: теория многокультурного образования, культурологический и аксиологический подходы. Роль традиций в национальном воспитании.

Одной из основных тенденций развития образования в современном мире является интеграция стран в разработке его различных проблем, в том числе и проблем, связанных с определением целей, содержания воспитания. Можно выделить два направления в решении обозначенных вопросов: интернационализация и национализация воспитания. Открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни приводят к межнациональному обмену традициями, достижениями культуры и т.д. В то же время активно разрабатываются концепции национального воспитания, вызванные стремлением больших и малых народов сохранить национальную систему воспитания в качестве передачи уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению.

На необходимость учета национального фактора при организации воспитания обращали общественные деятели и педагоги прошлого. По мнению Ф. Дистервега, нельзя решать вопросы воспитания вне конкретной обстановки. При воспитании, отмечал он, следует принимать во внимание условия, место и время, всю современную культуру, в особенности страны, являющейся родиной ученика. В России данный аспект воспитания в ХIХ веке К. Д. Ушинский предлагал решать на основе принципа народности. В народности он видел то начало, на которое должно непременно опираться разумно организованное воспитание. Каждый народ, утверждал К. Д. Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка и др. Поэтому всякую попытку представить систему воспитания одинаково для всех стран и народов он отвергал как несостоятельную и вредную. В советский период интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания: теория многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев), культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская), аксиологический подход (А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов).

Так, например, в рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания; подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп. Данная теория направлена на формирование толерантности , т.е. терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.

Основными понятиями культурологического подхода являются культуросообразная среда, диалог культур. Главным средством воспитания становится создание особой среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Ее создание исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Формы, методы и приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

Центральным понятием аксиологического подхода является ценности. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики предлагается следующая иерархия ценностей: общечеловеческие ценности – общенациональные ценности – местные ценности – традиционные ценности воспитательного учреждения – личные ценности.

Все концепции связаны между собой и направлены на формирование человека, обладающего мировой и национальной культурой.

Этнопсихологические и этнокультурные особенности воспитания определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; продолжительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогических требований и др.

Денационализация молодежи вовсе не ограничивается сферой языка. Отход от России, потеря "русскости" могут принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по-русски.

Об одной стороне национального воспитания о необходимости бороться с денационализацией молодежи пишут, говорят очень много. Хотелось бы только подчеркнуть еще раз, денационализация молодежи вовсе не ограничивается сферой языка, что отход от России, потеря "русскости" могут принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по-русски. Об этом я говорил в своем докладе на Педагогическом съезде в Париже (1920 мая 1929 г.)1

Но мне хотелось бы подойти к иной положительной стороне национального воспитания. Среди самой молодежи рост их национального сознания выражается обыкновенно в ярком цветении "героической" настроенности. У русской молодежи во Франции это настроение представлено слабо, но оно сильнее в Чехии, в Югославии, еще ярче, в Польше. Что сказать об этом явлении? Я думаю, что оно правильно намечает самую сердцевину, самую основную задачу национального воспитания: весь смысл, его ценность в том именно и заключается, чтобы в молодежи зазвучал и окреп "категорический императив" посвятить свои силы на служение родине. Национальное воспитание не есть развитие сентиментального поклонения России и ее культуре, не есть накопление знаний о России, не можно видеть свою цель в развитии национального романтизма: его цель в том. Чтобы развить идею служения родине и подготовить к этому служению. Здесь дано центральное и основное содержание национального воспитания, из которого уже вытекает и задача познавания России и романтического погружения в нее. Знать и любить родину нужно потому, что должно служить ей: там, где познание родины или любовь к ней хотят определить себя, как самодовлеющий путь, как самостоятельную ценность, там происходит глубочайший подмен, нарушение иерархии идей. Служение родине есть здоровое творческое ядро национального сознания вне этого неизбежно возникает дурной и безответственный, мнимый и лукавый романтизм.

Ставя таким образом в основу всего национального воспитания моральную идею служения, я вовсе не хочу своими критическими замечаниями о романтизме ослабить значение национального эроса этого энтузиазма и воодушевления, которые восходят к чистой любви к родине... Эрос национальный не есть платоническое поклонение родине, но есть живое и творческое устремление к ней. В эросе есть не только восторг, но и вдохновение, не только видение красоты в родине, но и невозможность отойти, отделить себя от нее. Эрос есть не пассивное созерцание, не мистическое упоение, но творческое движение слиться с родиной, некие крылья, которые уносят нас к родине, требуют всецелой самоотдачи ей.

В эмиграции сейчас много вынужденного "романтизма". Есть течения, которые питаются мечтой об активности, но есть и трезвые течения, которые сгорают в своей любви, не имея подлинных и реальных путей служения родине. Идея именно в наше время, в наших эмигрантских условиях, является поэтому сохраняющей силой, без которой эрос вырождается в романтизм... Моральный аспект эроса и есть эта идея служения, и мы не должны противопоставлять национальный эрос и идею служения: они едины, они внутренне связаны. Национальное воспитание должно пробуждать национальный эрос и оформлять его идеей служения родине: так можно формулировать его задачи.

Примечание

1. См.: Зеньковский В.В. Проблемы школьного воспитания в эмиграции // Русская школа за рубежом. Прага, 1929. Кн. 32. С.170183.

Источник:

Кабинета. Париж, 1929. N 8. С.12

Национальный эрос охватывает ту непосредственную тягу души к роди не, в которой мы ощущаем неразрывность нашей связи с родиной, чувствуем ее единственность для нас, ее незаменимость и в то же время сознаем ее красоту и величие, любуемся ею и поклоняемся ее светлому лику и в радости этого любования сознаем себя детьми. В национальном эросе эстетическое созерцание единственности и красоты родины сливается с неизъяснимым чувством, что лишь в ней и с ней мы находим самих себя: не чужое нечто мы любим в родине, но любим то, от чего сами родились, что светит нашей душе, как ее самое подлинное и самое глубокое существо. Высшая точка национального эроса дана не в гордом сознании своей принадлежности к родине, не в тщеславном упоении тем, что наша родина краше и лучше других стран, эта высшая точка в чувстве, что родина мать, что ее мы дети, ее создание... Не всегда душа восходит и дорастает до этого чувства, но лишь там, где рождается это чувство, душе открывается великая сила и правда национального чувства. Не на презрении к другим народам зиждется оно, а на том пламени души, с которым она обращается к родине: как мать моя ближе мне всех в мире, так несравнима и незаменима моя родина, которой душа отдает самый чистый огонь, самые лучшие и нежные движения свои. И когда душа осознает это чувство, оно никогда уже не отойдет от родины, ибо поймет, что вне родины вся жизнь становится пустой и ненужной...

В свете этих размышлений становится ясно, что национальное чувство, достигшее своего подлинного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной жизни в нас. Любовь к родине не есть в свете этого, простая привязанность души к тому целому, в котором она родилась, а есть большая и глубокая жизнь души, есть выражение ее роста и раскрытия, ее восхождения к высотам духовной жизни. Любовь к родине есть и симптом духовной жизни и живой источник духовных сил, а следовательно, она связана с самым глубоким началом в нас. Необходимо уразуметь духовное качество, духовную природу любви к родине, чтобы отбросить идею так называемого "зоологического национализма": ничего низшего, ничего узкого не заключает в себе чувство родины, и если встречаются все же такие случаи, когда национальное чувство напоминает примитивный грубый эгоизм, то источник этого лежит не в природе национального чувства, а в общих условиях духовной жизни в нас. Как проявление духовной жизни в нас, чувство родины соподчинено тому, что совершается внутри нас, и здесь и надо искать причины того, почему чувство родины может принимать черты духовной скудости, переходить в формы, не отвечающие его основному смыслу.

Нельзя думать поэтому об изоляции чувства родины, о его самодовлеющем обособлении, нельзя и развивать его от духовной жизни в нас вообще. Воспитание национального чувства заключается не только в том, чтобы пробудить самое чувство родины, не только в том, чтобы раскрыть и утвердить его духовный смысл, но оно является частью духовного воспитания вообще. К сожалению, обычно остается без внимания именно этот кардинальный факт; сплошь и рядом довольствуются тем, что стремятся лишь пробудить национальное чувство, но боясь даже идти к этому заведомо неверными путями (например, через развитие презрения к другим народам и т.д.). Нечего удивляться поэтому, что так часто огонь национального чувства дает больше разрушительного, чем творческого действия, что национальное чувство так легко переходит в шовинизм и оказывается бесплодным и безыдейным...

Одной из самых серьезных задач, перед русским обществом в наше время, является задача использования той великой и творческой духовной энергии, которая заключена в национальном пафосе молодежи.

Сводя воедино наши замечания, мы можем сказать, что воспитание чувства родины должно иметь перед собой две указанные задачи: оно должно возводить чувство родины до его чистых духовных высот, до его духовного существа, освобождая от всего того мелкого и негативного, что прилипает к нему, а с другой стороны, оно должно связывать его с всей духовной жизнью в нас и способствовать движению этой жизни в нас. Национальное воспитание осуществляется не через сосредоточение на нем, а через просветление и углубление его в связи со всей духовной жизнью. И здесь надо ясно сознавать, что такое углубление возможно лишь через уяснение религиозного смысла чувства родины. Лишь уяснение религиозного смысла чувства родины доводит его до той глубины, на которой раскрывается все идейное богатство, вся творческая сила этого чувства. Лишь через религиозное осмысление национального чувства осуществляется то сочетание национального эроса с идеей служения родине. Вся проблематика национального воспитания, все его внутренние трудности связаны именно с этим пунктом: национальный эрос непременно должен быть оформлен идеей служения родине, но это оформление получает подлинный и творческий характер лишь на почве религиозного осмысления национального чувства.

Источник: Бюллетень Религиозно-Педагогического

Кабинета. Париж, 1930. N 10. С.13

Национальное чувство не только неразрывно связано со всей духовной жизнью в нас, не только является ее проявлением, но оно не может надлежаще развиваться вне общего развития духовной жизни. Этого факта часто не замечают только потому, что и в тех его проявлениях, которые имеют место независимо от духовной жизни, оно так богато и творчески влиятельно, что о большем как бы и нечего мечтать. Между тем, творческая сила и внутреннее богатство национального чувства неизмеримо больше и глубже, чем обычно мы даем ему простор. Это особенно хорошо видно на русской молодежи эмиграции. Конечно, есть иногда нотки болезненного преувеличения, порой даже истерического напряжения в любви к России, в томлении о ней и тоске бездомности, но за вычетом этого нельзя не ощущать у детей и у подростков и у более старшего поколения такую горячую, такую сильную и действенную любовь к России! В этой любви чувствуется и сила и сосредоточенность воли, яркая окрашенность этим чувством многих и многих движений души, но еще больше чувствуется какая-то удивительная безграничность и безмерность чувства. Оно не знает предела, оно восходит к тем лучшим движениям души, которые дают душе живое соприкосновение с вечностью живая творческая бесконечность открывается нам в этом чувстве. Эта духовная глубина и содержательность чувства родины не исключительно присуща нам: ее можно встретить и у других народов, только у нас ныне прямее и действеннее эта особенность чувства родины.

Есть удивительная аналогия между чувствами родины и привязанностью к семье. Через семейные привязанности дитя впервые глядит на мир и в свете любви к родителям, к братьям и сестрам уразумевает самое глубокое в мире. В развитии религиозного чувства, в одухотворении природы, в развитии социальных движений играет огромную роль чувство к семье у детей. Но и чувство родины, как реальный и живой росток в нас связи с родиной, таит в себе огромное и бесконечное содержание, оно является живым и конкретным проявлением таких сил души, которые вне этого едва ли могут раскрыться. Поэтому духовная жизнь в нас становится гораздо богаче, плодотворнее и глубже, когда она связана с определенным национальным чувством, которое согревает своим теплом весь духовный мир. Вне этого, наша духовная жизнь стоит пред опасностью приобрести черты некоторой оторванности от жизни, стать отвлеченной и мечтательной. Кстати сказать, лишь на почве православного христианства надлежаще и глубоко выявляется религиозная ценность национального чувства: католицизм смотрит на национальное чувство, как на естественное, но бесплодное движение (недаром в языке богослужения отвергается язык народа и принят мертвый латинский язык), а у протестантов нет данных для освящения национальной стихии. Именно нам православным дано понять фактическую связность национального чувства со всей глубиной национальной жизни и дано нам искать освящения национальной стихии. Это освящение не есть одно внешнее благословение родины и молитвы за нее, оно состоит во внутреннем просветлении и преображении того, что дано нам в естественном чувстве родины. Чувство родины нам дано, но в нем есть и некое священное задание, оно есть дар, могущий принести огромные плоды, оно послано нам от Бога. Когда вспомнишь о том, что образование национальностей есть продукт истории и притом преимущественно новой, тогда особенно дорог и многоценен кажется весь комплекс чувств, связывающих нас с родиной тем важнее задача понять духовный смысл и духовную функцию чувства родины. Любя родину, мы уже живем большой духовной жизнью, но ведь это только вступление, только призыв к тому, на который зовет и который открывает нам чувство родины. И чем шире становится душа, чем полнее и богаче развертывается ее жизнь, тем глубже и чувство родины-матери, тем дальше зовет оно. Великая сила, но и великая радость нам дана в чувстве родины, великое утешение в том, что родина наша мать, всегда открывающая нам полноту своей любви. Принадлежность наша к великому русскому народу, сознание, что мы дети в дни самых горьких и мучительных испытаний...

Удивительная особенность нашего русского пути в эмиграции заключается в том, что нам собственно не нужно заботиться о пробуждении чувства родины: оно есть у всех. Не говорю уже о тех, кто все время жил в русской среде и рано осознал свою любовь к России, но даже те, кто офранцузился, онемечился и т.д., когда они попадают в русскую среду, прикасаются к русскому искусству, особенно, к русской песне, к русскому театру словно просыпаются от тяжелого сна и отдаются "русской стихии" с такой глубокой, неподдельной страстью. Как бы даром, без особых усилий дается эта любовь к России и кто имел случай видеть, как просыпается в детской или юной душе чувство родины, как разгорается оно ярким пламенем, не может не ощущать того, что в их сердцах, даже уснувших в национальном своем чувстве, детей, лежит огромная сила, как бы ждущая своего пробуждения. Есть много и других случаев, когда не дается это пробуждение, но почти всегда, где я имел возможность лично наблюдать это, я видел, что делали ошибки, отождествляя национального чувства с возможностью владеть родным языком. Но я уже упоминал об ошибочности такого отождествления "русскость" глубже, полнее и содержательное одного только языка.

Но если не так велика проблема пробуждения национального чувства, то, наоборот, чрезвычайно трудна задача углубления его. Прежде всего приходится отмечать некоторое сопротивление в этой работе углубления со стороны самого национального чувства оно как бы не хочет его, словно боится растерять при этом что-то существенное. Максимальное расширение, на которое идет без усилий чувство родины, есть связывание его с моральным миром, то оформление национального эроса идеей служения родине, о котором мы говорили в предыдущей статье.

Прекрасный и ценный пример такого углубления национального чувства имеем мы в чешском сокольстве. За долгие годы политического угнетения сокольство смогло воспитать в нескольких поколениях не только крепкое и глубокое национальное чувство, но и создать высоко моральный и жизненный творческий тип. Но как раз именно судьба сокольства кажется мне убедительным "естественным экспериментом", говорящим о непрочности и не устойчивости того типа национального воспитания, который нашел свое выражение в сокольстве. Пока длилось политическое угнетение Чехии, сила национального горения естественно была велика, а моральный строй, присущий сокольству, легко и просто связывался с огнем чувства. Но вот пришло освобождение Чехии, и в сокольстве обнаруживаются трещины. Трудно еще окончательно судить об этом, так как лишь недавно изменилась политическая обстановка, так много еще соколов, сложившихся духовно до освобождения Чехии, так близки воспоминания о пережитом. Но при режиме свободы чем может поддерживаться энтузиазм и горение национального чувства? Оно навсегда останется ярким и даже плодотворным, но то, что было присуще раньше сокольству, что составляло сокровенную его силу, как бы теряет свой питательный источник, растворяется и глохнет. Отчего? Трудно сказать, как трудно сейчас дать объективные доказательства внутреннего выветривания сокольства, я сознаю, что при наличности различных тревожных симптомов нет еще достаточных данных для обобщения. Я делаю, однако, эти обобщения потому, что уже сейчас ощущаю внутреннее выветривание в сокольстве, как бы ни были малы его размеры. Та сила и творческая напряженность, которые раньше превращали сокольство в некий религиозный орден, собиравшийся вокруг дорогих ему святынь, потому и слабеет религиозный ореол, естественно выраставший из жертвенного отдания себя родине, не может быть уже прежним, раз исчезает потребность жертвенного служения родине.

Жертвенность может вызываться чувствами и идеями разного порядка, но свой внутренний смысл и настоящие свои корни жертвенность получает в религиозной сфере. И если национальное чувство у русской молодежи тоже ищет и нередко имеет жертвенный характер, то надо иметь в виду то, что безмерные страдания России волнуют и юную и зрелую душу так, что все готовы отдать свои силы и самую жизнь за Россию. Непосредственная императивность, ныне присущая национальному чувству и вносящая в него элемент жертвенности, имеет свои источники именно в страданиях России. Но если на это полагаться и дальше, то задача национального воспитания исчерпывалась бы только тем, чтобы пробудить самое чувство родины, а дальше основной мотив жертвенности развивался бы сам собой. Но это не так из горького нашего плена мы должны вынести достойный плод не только для тех дней, когда Россия будет свободна, но и для сегодняшнего дня. Жертвенность должна быть не настроением, не порывом, а некоей чертой характера, внутренне связанной с жизнью души. Между тем и сейчас есть симптомы того, что жертвенное настроение, естественно, рождающееся у молодежи, ищет поспешного и торопливого своего приложения, как бы убегает от того, чтобы более глубоко войти в духовный строй личности. Как раз у мальчиков и юношей наших дней очень часто можно встретить потребность в action directe, в непосредственном "активизме". Но при нераскрытости юной души вообще эта потребность активизма либо должна немедленно перейти в какое-то "действие", либо она совсем пропадает. Ибо нет еще выдержки, нет умения превращать жертвенный порыв в задачу всей жизни. Я не хочу сказать, что нужно подавлять это настроение активизма, но думаю, что его нужно углублять, связывая его не с одним лишь порывом, но с задачей жизни вообще. Современные русские политики, вероятно, возмутятся таким предложением переводить "живую силу" юношеского энтузиазма в некоторую длительную черту жертвенности, они может быть и правы с точки зрения "момента" и использования живых сил для борьбы за Россию. Но кто умеет глядеть вперед, тот не станет ни на сторону абстрактного национального воспитания, лишенного непосредственного отношения к трагедии России, ни на сторону действенного "патриотического" воспитания, подхватывающего национальный порыв для превращения его в "активность". Первое безжизненно, второе близоруко первое не видит реальной трагедии России, зовущей ежеминутно и ежечасно к себе, второе забывает, что молодежь должна свою жертвенность сохранить на всю жизнь. Геройски умереть легче, чем пронести через всю жизнь жертвенное служение родине. Это жертвенное служение родине нужно не только для ее внешнего освобождения, но и для творческой работы. Но это значит, что жертвенное служение должно питаться не одной скорбью о родине (этого хватит до периода свободы), но и чем-то иным, что придаст жертвенности устойчивый внутренний смысл. А это значит, что национальное воспитание должно быть свободно и от отвлеченности и от близорукого активизма, сохраняя, однако, от первой формы ее устремленность вперед, а от второй ее срастание с реальной жизнью родины. Внутренне это под силу тому лишь типу национального воспитания, которое не внешне, а внутренне свяжет себя с религиозным миропониманием, которое будет лишь исходить из национального, эроса, не останавливаться на нем, будет искать его освящения, его приобщения к миру высших ценностей. Лишь религиозно настроенное направление внутренне владеет всем тем богатством, которым жива современная юная душа.

Я не говорю ничего о практических проблемах национального воспитания так как мне хотелось высказать свои мысли лишь по общим его вопросам. Мне горько думать, что священная идея родины не раскрывается часто в сознании тех, кто руководит молодежью, именно как священная идея, т.е. изнутри связанная со сферой религии и лишь в ней находящая последовательное свое возрождение и раскрытие. Молодежь любит Россию, но это ее богатство должно быть утилизовано не для временной цели, а для постоянного и действительного, жертвенного служения родине. Религиозное понимание национального воспитания одно договаривает до конца то, что составляет основной смысл нашей связи с родиной.

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Только на территории России, по данным ученых-этнологов, их насчитывается более трехсот. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.
В настоящее время в условиях общемировых процессов интернационализации и глобализации, политических и социальноэкономических реформ в России формируется новая воспитательно-образовательная ситуация, для которой характерно усиление этнизации содержания образования и воспитания, учет национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны.
Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.
Культура создается сообща. Любой народ гордится своими памятниками, фольклором, своей музыкой и литературой, своими изобретениями. Более того, если такой гордости нет, это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое неповторимое, а потому и особенно ценное.
Культура - это та сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, консолидировала народы, позволяла лучше понять друг друга. Ее идеи универсальны. Для них не существует ни государственных, ни расовых, ни религиозных границ. Многообразие современной социальной жизни проявляется в признании наличия сходных культурологических и этнических позиций у представителей разных стран и народов. Формируется более новая, более совершенная культура взаимоотношений, позволяющая использовать весь многообразный опыт мирового сообщества. Сегодня все заметнее проявляются в сознании людей элементы гуманных отношений, требующие, чтобы эти отношения носили не только межличностный, но и социальный характер, удовлетворяя интересы наций, народов, государств.
Одной из примечательных особенностей современного духовного развития является глубоко прочувствованная многими людьми связь с каждым человеком и со всеми людьми, живущими на земле. Совершается интенсивный взаимный человеческий прорыв друг к другу, растет культурное взаимопонимание, ведущее к взаимооткрытию. Несмотря на расхождение политических культур, на различие миро-воззрений, имеются реальные возможности для их взаимопроникновения и взаимодействия. Возможен новый подход к культурным контактам, создаются реальные возможности для широкого творче-ского обмена между народами и нациями, способствующего обогащению общечеловеческими ценностями. Такой обмен возможен и полезен на уровне государств, городов, образовательных и социокультурных учреждений, общественных объединений.
Обмен культурными ценностями имеет два аспекта: с одной стороны, он помогает постичь духовную самобытность и ценности того или иного народа, а с другой - активно стимулирует восприятие культуры другим народом, по-своему переосмысливающим ее при создании собственной национальной культуры. Культурные связистали необычайно актуальными. Хотя обмен духовными ценностями существовал всегда, в современных условиях он превратился в глобальное общение, охватившее многие ре-гионы. Смысл этого процесса состоит в том, что происходит широкое усвоение общечеловеческих ценностей на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимодействия, причем речь идет не о формальном заимствовании, не о подражательстве, а о творческом усвоении разнообразных культурных идей.
Обмен духовными ценностями протекает при условии сохранности национальных особенностей. Его цель - ориентируясь на неповторимый облик каждой национальной культуры, обогащать ее. Опасны процессы, направленные на стирание национальных красок. Сближение культур неизбежно влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Подобное взаимодействие совершенно не ущемляет национальных интересов и национальных культур.
Культурное мировое сообщество все глубже воспринимает идею диалога, опираясь на гуманистическое мышление. Его нравственная ценность как раз и состоит в том, что он помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур и понимать, что другой человек вполне может быть иным, а народы могут быть разными, отличаться друг от друга. Понимание этого наблюдается в культурной сфере, в со-вместной деятельности на основе диалога. Развитию умения общаться, мыслить глобально, понимать человека другой культуры учит воспитательная система <школа диалога культур >, предло-женная Ю.С.Кургановым.
Сегодня известно такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов. В воспитательно-образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осозна-ние ценности и неповторимости каждой из них. Следовательно, перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Учитель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

По сути - это современный интернационализм, когда мы уме-ем воспринимать культуру других, не ущемляя ее достоинств, не нанося вреда людям, несущим эту культуру. С другой стороны, это возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, фольклор, народные промыслы, гордиться этим своеобразием. Следователь-но, интернационализм - это этническое социально-психологи-ческое образование, выражающееся в уважении к человеку любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех этнических групп. Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, вза-имного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, зна-ний и технологий; он противоположен национализму.
Человек должен научиться жить в условиях множественности культур. И дело здесь не просто в умении уважать другие точки зрения. Сформировать свою точку зрения невозможно, не воспроизводя в ней иные способы понимания. Как утверждают ученые, истина не рождается и не находится в голове отдельного челове-ка, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление, оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для человека другой национальности.
Общечеловеческие и национальные ценности находятся в не-разрывном единстве, дополняют и обогащают друг друга, поэто-му народное воспитание рассматривается как ценность общечело-веческого и национального характера. Народность должна быть ведущим принципом воспитания, ведь кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. На помощь воспита-телям приходит этнопедагогика. Этнопедагогикаисследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.
Ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуры предполагает исследование педагогиче-ской культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. На вопро-сы воспитания в духе народности, использования опыта народа, его воспитательного потенциала обращали внимание многие ученые в разные времена.
Я.А. Коменский приложил много усилий для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Он утверждал, что учителя детей народа должны быть подлинно народными, их внимание должны привлекать национальные особенности учащихся, вопросы становления культурных общностей, общности исторических судеб людей, живущих на одной территории, К.Д. Ушинский указывал на особенности русского национального характера. Он писал, что школа должна действовать в на-правлении развития <нравственности характера>, изучения родного языка. В своей работе <О народности в общественном воспи-тании> он отмечал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В работе с детьми нужно стремиться давать учащимся как можно больше общечело-веческого, но через национальное.
Созвучны высказыванию К.Д.Ушинского слова В.Г.Белинского, который говорил, что даже тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование культуры у другого народа, он достигается национально. Когда же народ поддается напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их самодеятельностью собственной национальности в собствен-ную сущность, тогда народ гибнет политически.

Народная педагогика была предметом особого внимания А.С. Макаренко, который подчеркивал ее житейскую мудрость, <обыкновенный здравый смысл>, влияние на подрастающее поколение. Сегодня она живет в народной мудрости пословиц, тра-дициях и обычаях, особенностях языка разных народов. Народная педагогика создается творцами из народа, подчас не имеющими профессиональной подготовки, представляя собой мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки, основанные на тради-циях данной местности.
В.А.Сухомлинский из всех средств воспитания наиболее значимым считал родное слово (<язык - духовное богатство наро-да>). Принцип народности и патриотизма в воспитании у Сухомлинского реализовывался через пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины и через организацию эмоцио-нально-ценностной конкретной практической деятельности.
Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества: музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат мо-рально-этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.
Все это связано с так называемым менталитетом. Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека - представителя определенного народа. Менталитет является частью традиции, совокупностью сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса ле-жит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую на-строенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное - все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Характерны-ми особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в про-цессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями.
Национальная образовательная и воспитательная системы в России всегда строились на основе особой ментальности. Эта особенность носит национально ориентированный характер, который проявляется в том, что человек думает и как он поступает. Национальная система воспитания определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в образовании, региональное своеобразие воспитания должны рассматриваться на основе общечеловеческих, философских, гуманистических подходов. С точки зрения ученых, национальное воспитание и образование являются органической частью развития общества. Национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества. Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя идля тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать.
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие народы, другие семьи и других людей. Если в человеке доминирует общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной культуры.
В октябре 1995г. странами ООН была провозглашена Декларация принципов терпимости, в статье 1 терпимостьрассматривается как уважение, принятие и правильное понимание богатого много-образия культуры нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, откры-тость общения и свобода мыслей, совести и убеждений. Терпимость - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира. Терпимость - это прежде всего активное отношение к жизни, формируемое на осно-ве признания прав и основных свобод человека. К сожалению, в современном обществе часто проявляются крайние формы нетер-пимости: дискриминация, расизм, агрессивный национализм, апартеид, геноцид, религиозный фанатизм, этническая чистка.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представле-ния, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инона-циональном, инорелигиозном.
У детей следует развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он форми-ровался. В свою очередь общечеловеческая культура богаче и раз-нообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гар-монии между ними можно достичь при наличии высокой культу-ры межнационального и межрелигиозного общения. Отсюда понятие веротерпимость- это терпимость к чужой религии, признание ее права на существование. Воспитание веротерпимости является составной частью воспитания культуры межнациональ-ного общения и направлено на формирование уважения религи-озных взглядов другого человека.
Наиболее активное усвоение, <присвоение> образцов деятель-ности и поведения, социальных норм происходит вместе с социализацией личности в подростковом возрасте. Вместе с тем в это время дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении, сопоставлении образцов нравственно-этического поведения и реального поведения сверстников. И в этом отноше-нии народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Знание культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой развития этнокультурных взаимодействий.
Национальные ценности образования и воспитания органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и на-оборот. Национальные ценности образования и воспитания, как и общечеловеческие не статичны, а историчны, т.е. находятся в по-стоянном развитии и изменении под влиянием перемен в дви-жении определенной общественной формы, социально-экономи-ческих и культурных условий данной страны. Все наиболее значимые достижения духовной культуры, литературы и искусства, на-уки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного и вузовского образования приобретают значение его национальных ценностей и активно влияют на формирование гражданственности и патрио-тизма подрастающих поколений. Одним из решающих условий та-кого функционирования национальных ценностей образования следует признать их четкую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и пол-ное, решительное размежевание с любыми проявлениями нацио-нализма и шовинизма.
Культура межнационального общения невозможна без сфор-мированности у субъектов воспитательного процесса такого каче-ства личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это часть культуры человека XXI века. Ее можно рассматривать с точки зрения философии, психологии, медицины. Толерантность - это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность - это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматри-ваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятель-ности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаи-мопонимании и взаимоуважении. Основными признаками толе-рантного общества являются: общественные отношения, общественный порядок, политические процессы, отношение к мень-шинствам, культурные традиции, отношение к религии, средства массовой информации, язык.
Самый высокий уровень проявления толерантности личности - наличие толерантности как идеала, совершенного образца в решении любых вопросов, касающихся общения людей.

Существование во многих воинских коллективах проблемы межнациональных отношений уже признано на официальном уровне. В первую очередь речь идет о военнослужащих, призванных из республик Северного Кавказа. Решать эту проблему сегодня приходится с учетом разворачивающихся там событий, где все большая значимость придается национально-религиозному фактору. Отсутствие у многих командиров опыта, навыков, необходимых знаний, а также четкой методики по работе с такими категориями военнослужащих должны быть компенсированы активным поиском новых форм и методов воспитания. Очевидно, что для решения этой проблемы следует объединить все имеющиеся силы и средства, включая работников прокуратуры, ФСБ и представителей духовенства.

Сама проблема межнациональных отношений кроется в отношениях межличностных. Почему вдруг несколько военнослужащих (личностей), объединившись по национальному признаку, противопоставили себя остальным личностям (коллективу), отказываются подчиняться командирам, нести служебную нагрузку? Только найдя ответ на эти вопросы, можно приступать к воспитательному процессу, смысл которого состоит в переубеждении оппонента. От умения начальника убеждать во многом будет зависеть и результат. Очевидно, что здесь мог бы пригодиться замполитовский опыт армии еще советского образца по перевоспитанию "детей гор", не желавших понимать командиров и ссылавшихся в основном на языковый барьер. Но в эпоху развала прежней системы воспитания в духе интернационализма, идеологической дезориентации и общего падения дисциплины приходится констатировать факт сплачивания военнослужащих уже не только на национально-земляческой, но и на национально-религиозной основе, да и общей направляемости их действий. Такие неформальные объединения, основанные на круговой поруке, сегодня все чаще готовы бросить вызов армейским порядкам, вплоть до открытого неповиновения командирам, демонстративного отказа выполнять приказы. Учитывая психологическую неготовность большинства офицеров ротного звена общаться с "мафиозной структурой" внутри подразделения, проблема зачастую грозит выйти из-под контроля.

В ПОИСКАХ СЛОВА

Не отрицая приоритета воздействия слова на личность подчиненного в воспитательном процессе, надо признать, что поиск этого слова является серьезной проблемой для многих воинских начальников. Как переубедить людей, уверенных в своей правоте, поскольку, по их мнению, они в своих действиях опираются на традиции, религиозные постулаты, культуру, обычаи своей малой родины? Чем можно "зацепить" сердце солдата, заранее уверенного в том, что начальник не скажет ему ничего нового: будет опять талдычить про воинскую дисциплину, цитировать устав и призывать к порядку, сыпать фамилиями земляков-героев завершившейся 60 лет назад войны, а в придачу стращать дисбатом? Очевидно, что, только предусмотрев такую реакцию солдат, построив свое выступление "от противного", можно рассчитывать на определенный успех. Наверное, в первую очередь необходимо строить свою речь просто и без пафоса, на понятных и доступных солдату вещах, что составляют для его понятие "свое", "родное": о доме, семье, родителях, традициях и обычаях "малой" родины. При этом следует учесть, что учились они все-таки в нашей общей школе, по одному букварю. Отсюда и духовные ценности пока еще остаются общими: литература Пушкина, Достоевского и Гамзатова; творчество Чайковского, Шаляпина и Эсамбаева; победы Суворова, Жукова и Багратиона. Общая с ними у нас и Родина - многонациональная Россия. Да и на чемпионатах мира, в конце-то концов, болеют они все же за сборную России, а не за Турцию, к примеру.

Кавказский менталитет предполагает уважение к родительскому наказу, которое имеет большой вес. Слово отца - по-прежнему закон для большинства кавказских парней. Можно не сомневаться, что, отправляя своих детей в армию, любой родитель хотел бы только гордиться своим сыном. А отсюда легко перебросить "смысловой мостик" на второй момент - собственно саму воинскую службу. Настоящий горец - это джигит, воин. А раз воин, то долг, честь, присяга - неотъемлемые спутники военной службы. Стоит надеяться, что отцы нынешних солдат, в своем большинстве добросовестно отслужившие срочную службу еще в той, Советской армии, оставившие о ней в основном добрые воспоминания, наверняка рассказывали сыновьям на простых примерах о воинском долге, солдатском братстве, субординации как основе дисциплины. Значит, вовсе и не чужды эти понятия сегодняшнему поколению служивых?

Однако зачастую такое построение беседы, вполне логичное с нашей точки зрения, не дает результата, поскольку сплачивание земляческих группировок происходит, как уже подчеркивалось, не только на национальной, но и религиозной основе. И здесь мнение офицера, даже говорящего вроде бы правильные вещи, не будет браться в расчет, поскольку оно не затрагивает религиозных основ жизни и службы, не касается, по мнению членов группировки, "истинного учения", а сам начальник и вовсе является "кяфиром" - неверным. Так вплотную встает вопрос освоения офицерами, и особенно воспитательных структур, основ традиционных религий России, в первую очередь Православия и Ислама.

КОРАН ПРОТИВ РАЗГИЛЬДЯЕВ

Еще лучше, если воспитатель будет искренне верующим человеком. В этом случае его личный религиозный опыт, близость некоторых основных догматических положений, исторический опыт добрососедских отношений обоих конфессий позволят офицеру быстрее понять причины отказа исполнения служебных обязанностей военнослужащим якобы по религиозным мотивам.

Действительно, в Коране нет даже намека, по которому можно оправдать солдата-мусульманина, отказавшегося мыть полы в казарме или нести службу в наряде по столовой. Зато Священная книга требует от правоверных уважать личность другого человека, его свободу, дарованную ему Аллахом, строго запрещая оскорблять ближнего, унижать его человеческое достоинство. Как же может после этого называть себя истинным мусульманином, к примеру, рядовой Ибрагимов, если он заставляет своего сослуживца рядового Петрова заправлять за собой кровать или стирать грязное белье? И не вызовет ли праведный гнев Всевышнего отказ солдата заступать в наряд по столовой, предпочтя сидеть перед телевизором в казарме, ведь в самом широком смысле нравственность в исламе заключается в послушании и умеренности во всем. А желание хорошо жить за чужой счет - как раз и есть нарушение заповедей ислама. Так же выходит и с отказом повиноваться командирам. "Ислам" в переводе означает "покорность". И мусульманин должен, покоряясь воле Аллаха, которая присутствует везде и во всем, с радостью принимать ее, как свою судьбу! В таком случае служба в армии не может противоречить воле Всевышнего.

А еще покоряться мусульманин должен родителям, которые, отправляя его в армию, наставляли служить честно, не позорить свой род. И также своим начальникам и командирам (которых опять же Он Сам и дает). Все так просто и одновременно очень мудро! На этих "китах" и базируется религиозное сознание богобоязненного воина-мусульманина, не испорченного националистической и сектантской пропагандой.

Так что для настоящего мусульманина воинский устав и Священная книга отнюдь не вступают в противоречия. А значит, жить, прикрываясь Кораном, но не по Корану, то есть по своему желанию, вопреки армейским и общепринятым законам и нормам устава - есть уже не просто нарушение воинской дисциплины, но и заповедей Всевышнего, дискредитация идей исламской морали.

Убедительность этой позиции усиливается, если подчеркивать благожелательное, уважительное отношение к положениям Корана. В данном случае трудно будет возразить что-либо начальнику, который способен дать богословское обоснование добросовестному исполнению мусульманами воинского долга, подкрепленное сурами и аятами из Священной книги.

ВАХХАБИТЫ В КАЗАРМЕ

Наивно, однако, было бы предположить, что нормально служить мешает лишь религиозная непросвещенность таких солдат. Поэтому необходимой профилактической мерой по предотвращению негативных фактов "казарменного сепаратизма" должно стать усиление контроля над ситуацией в подразделениях со стороны компетентных органов. Данное направление находится в ведении ФСБ, сотрудники которого не менее желанные и полезные гости в казармах. Объясняется это тем, что (по имеющейся у компетентных источников информации) со стороны отдельных военнослужащих, входящих в состав этих неформальных группировок, стали нередко звучать угрозы физической расправы над командирами, экстремистские призывы к неуставным взаимоотношениям на национально-земляческой основе, в том числе с признаками исламского фундаментализма, ваххабизма. На одной из встреч с военнослужащими Восточного округа Внутренних войск МВД России, проводившейся в ноябре прошлого года по инициативе командования округа, начальник отдела ФСБ полковник Сергей Р. озвучил фрагменты оперативной аудиозаписи. На кассете были записаны разговоры военнослужащих о необходимости насаждать свои порядки в казарме, а делать это путем избиения и унижения сослуживцев других национальностей, вымогательства у них денежных средств. Высказывались как открытые угрозы в адрес командиров и начальников, так и противоправные призывы с религиозно-экстремистским подтекстом. В частности, рядовой Г. Гусейнов публично "учил" своих сослуживцев: "...Я тебе отвечаю: надо жить с Аллахом, а не по уставу... У меня нет командиров, кроме Аллаха!". Комментарии, как видно, не требуются. Дальнейшее зависит от расторопности военных контрразведчиков, поскольку данные высказывания, противоречащие Конституции Российской Федерации, требованиям общевоинских уставов, подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса. В завершении своего выступления контрразведчик, кстати, поделился скупой оперативной информацией о принимаемых мерах в отношении лиц, допустивших противоправные действия и высказывания. Это, по его словам, произвело на нарушителей "должное впечатление".

Тем не менее цепь логических рассуждений, которую можно выстроить от отказа солдата заступить в наряд по столовой до призыва к неповиновению "неверным командирам", будет не так и длинна. Особенно, если учесть, что кое-кто из отказников пришел служить в армию, имея уже сформировавшееся религиозно-экстремистское мировоззрение. Это легко предположить, учитывая широко развернутую на Северном Кавказе пропаганду идей ваххабизма, его популярность в бедных и высокогорных районах региона. К сожалению, этому косвенно способствует сама российская власть, давая повод радикально настроенным лидерам мусульманских умм (общин) использовать серьезные просчеты федерального центра в области политики, экономики и особенно идеологии для демонизации образа Москвы, всего русского народа как врагов "правильного ислама". С этих призывов, как правило, и начинается вовлечение молодежи в противоправную деятельность, в том числе и в армейских рядах.

Пора признать, что именно на поле духовно-нравственного воспитания молодежи, не паханом долгие годы и превращенном в целину, начали прорастать зловещие побеги человеконенавистнической идеологии ваххабизма - этого настоящего опиума для обманутого, доведенного до отчаяния народа. Свято место, действительно, пусто не бывает!

ПРОКУРАТУРА ПРОСИТ ПОМОЩИ

Долог и тернист путь человека к раскаянию. Чаще всего это происходит в зале суда, где рассматривается уголовное дело какого-нибудь бравого вояки, терроризировавшего своих сослуживцев. Зрелище впечатляющее, но вот беда - не так часто, как того хотелось бы в педагогических целях, проходят открытые судебные заседания. Минует полгода, год, поменяется личный состав рот и батарей, и появляются в них новые "герои", напрочь забывшие увиденный когда-то глазами первогодка судебный процесс. Напрашивается вывод: надо чаще встречаться. От эффективности работы военных прокуратур сегодня зависит очень многое. Фемиде в погонах все чаще приходится обнажать карающий меч правосудия, чтобы навести порядок в армии. К сожалению, без драконовских мер сегодня уже не обойтись. Либерализация законодательства пока еще не связала окончательно руки прокурорским работникам, и можно надеяться, что порядок все же будет наведен.

Ну а сами прокурорские работники обращаются за помощью к... церкви! Вот что пишет в своем обращении на имя Патриарха Алексия Второго главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков: "Предлагается рассмотреть возможность принятия организационно-правовых норм, направленных на разработку и создание качественно новой нормативной базы, предусматривающей более активное участие священнослужителей в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих. Главная военная прокуратура готова оказать содействие в этой работе. Убежден в том, что такие меры будут способствовать оздоровлению морально-психологического климата в воинских коллективах Вооруженных Сил РФ".

Прокурор знает, что говорит. Ведь именно бездуховность и аморальность современного российского общества - главные причины криминализации не только армии, но и самого общества. Когда в стране взамен традиционных идеалов нравственности новыми жизненными ценностями вполне легально (посредством СМИ) провозглашены пороки - культ насилия и наслаждений, жажда наживы и эгоизм, - то бороться с преступностью, проявлениями национального и религиозного экстремизма в армейской среде силами только судебного аппарата бессмысленно.

Очевидно, что вопрос сотрудничества армии и духовенства давно уже назрел. Об этом же говорилось и на прошедших в Улан-Удэ в июне с.г. сборах священнослужителей, работающих с войсками. Открывая сборы, командующий войсками Сибирского ВО генерал армии Николай Макаров честно признал: "Религиозная ситуация в округе сложная. Представители кавказских народов подчас ведут себя вызывающе агрессивно, в том числе и в религиозном смысле. Надо конкретно работать над улучшением религиозно-этической и религиозно-культурной ситуации... Мы надеемся на помощь духовенства. Ибо только укрепление внутренней самодисциплины воина, развитие в нем чувства долга, познание им веры своих отцов и дедов, усвоение высоких традиций отечественного воинства могут решить стоящие перед нами проблемы".

Свободный доступ в солдатские казармы православного и мусульманского духовенств, придерживающихся традиционных взглядов, возможность участия военнослужащих в Богослужениях, обрядах и Таинствах, привнесение в казармы молитвенного духа братской любви и взаимоуважения - все это вне всяких сомнений разрядит обстановку, поможет начальникам и подчиненным разных национальностей и вероисповеданий лучше понять друг друга. Альтернативы у нас нет.

Роман ИЛЮЩЕНКО, подполковник, бакалавр религиоведения

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.100.articles.conception_02

… теперь уже не может быть вопроса о праве национального воспитания на определенное место в русской школе, ибо национальное чувство есть великая не искорененная и страшная по своей стихийности сила. Ее нужно воспитывать, нужно культивировать. В.Н. Сорока-Росинский

Стремление русского народа сохранить свою самобытность проявляется в возрастании национального самосознания и формировании уникальной системы ценностей, которая составит базовую основу воспитания в школе. Категория «русский народ» многие века была объединяющей для населения российского государства, простиравшегося на тысячах километрах евразийского континента. В терминологическом смысле понятие «народ» соизмеримо с категорией «этнос».

Испанский этнолог Г. Де Boca определил этнос как самоосознаваемую группу людей, которая имеет общие парадигмы и традиции, не разделяемые другими, с которыми они контактируют. Эти парадигмы обычно включают в себя религиозные верования и практику, язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину . По мнению Н.А. Бердяева наивысшей ступенью развития этноса является нация, когда степень его самосознания, социокультурная и институциональная зрелость могут привести к образованию государства. Национальность, зависящая от исторического и духовно-культурного процесса, определяет неповторимость образа человека: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин» .

Российская Федерация - многонациональное государство, на территории которого сегодня проживают представители более ста восьмидесяти народов. Титульной нацией является русский народ, составляющий подавляющее население России, и насчитывающий согласно переписи 2010 года 77,71 % от количества всех жителей (национальность указали 96,06 %). В последнее время количество русского этноса увеличилось за счет миграции, естественного прироста и образования двух новых субъектов Федерации: Республика Крым, Севастополь.

По итогам предварительной переписи населения в этих субъектах в октябре 2014 года Росстат констатировал, что на полуострове Крым проживает 65% русских, а в Севастополе - 81%. Увеличение русского этноса, с одной стороны, влечет за собой укрепление демографических позиций титульной нации, а, с другой, актуализирует проблему сохранения самобытности, культуры и этнических ценностей на фоне глобализации и возрастания напряженности в межнациональном взаимодействии на территории полеконфессионального государства. Обращаясь к термину «русский», следует учитывать, что одними он понимается как определение русского этноса, сложившегося не ранее XIV - XV вв., а другими как относящийся к Руси вообще, начиная с самого раннего периода. Идентификация «российского» и «русского» подразумевала равное существование и других этносов, поскольку русский народ как основной литературный герой конца
XIX начала XX века - это не только собственно русские, но и масса субэтносов, в него входящих.

К этому периоду на базе культуры и традиций русского народа сформировалась культура России, вобравшая в себя достижения и других этносов. Такое широкое основание русской культуры, ее полифоничность, создали фундамент всестороннего взаимодействия этнических культур, а советским этнологам (в частности, Ю.В. Бромлею) позволило говорить о россиянах - тогда «советском народе» - как о «мегаэтносе» или «суперэтносе». Более того, «Русским» за рубежом называли любого выходца из России, независимо от его национальности, отождествляя последнюю с гражданством (такое же понимание у представителей дальнего зарубежья сохраняется до сих пор в отношении жителей бывшего Советского Союза). Поскольку в дореволюционной историографии под термином «русские» понимались все жители страны, россияне, то в начале XX века, в связи с потребностью в национальной дифференциации народов, населяющих Россию, был введен термин «русские инородцы» . Именно поэтому понятия «российская» и «русская» школа были во многом синонимичны, что постепенно привело утрате данного историко-педагогического феномена.

В тоже время продолжали развиваться этнически специфические школы для народов, населявших Россию. Так, в журнале «Русская школа» появился раздел «Национальная школа», в материалах которого шла речь о школе нерусских народов, на которую большое влияние оказывала русская культура, православие, духовность. Говоря о духовности, необходимо осознавать всеобъемлющий характер этого понятия для русского человека, поскольку оно включает в себя целый комплекс качеств, отражающих национальную русскую идею: вера, государственность, патриотизм, народность, братство, свобода. Все эти качества воспитывались у всего населения России под влиянием духовной культуры русского народа, связанной с конкретным языком как средством выражения и носителем этой культуры. Также следует помнить, что термины «русский язык», «русская литература» и «русская школа» являются не чем-то собирательным для России, а вполне конкретным воплощением идей определенных писателей и педагогов, выраженных на определенном языке.

Русская школа начала свое становление на определенном этапе развития русской государственности 1000 лет назад, сразу же после принятия русскими христианства. Государство пришло к пониманию необходимости развития образования для существования и развития самого государства, а проблема национального воспитания и образования стала государственной проблемой. В современной России в рамках негосударственных образовательных организации существуют армянские, еврейские, татарские и др. национальные школы. На этом фоне отсутствие русской школы как школы этнической рассматривается как нонсенс. Здесь камнем преткновения выступает не только этичное применение термина «русская школа», но и проблема понимания ее сущности, подходов к проектированию образовательного процесса.

Решение данной проблемы видится в изменении массового сознания народа, а также в плюралистическом подходе педагогической общественности, который мы наблюдаем в последнее десятилетие. В.Ю. Троицкий в книге «Пути русской школы», обосновывая необходимость разработки концепции русской национальной школы, поднимает вопрос о причастности представителей различных национальностей, проживавших в России, к строительству русской национальной самобытности. Он подчеркивает, что к этому «русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России самых различных вер и исповеданий». В лоне этого «русского национального акта» получили свое высокое признание великие русские полководцы, ученые и художники. Грузин П.И. Багратион, армянин В.Г. Мадатов, шотландец М.Б. Барклай де Толли, немец К.М. Бэр, датчанин В.И. Даль, еврей И.И. Левитан, армянин И.К. Айвазовский и «другие родные нам по духу своего творчества, по смыслу и существу своей русской деятельности» . В данном сюжете вопрос о национальном воспитании представителей русского этноса далеко не праздный. Поскольку существует как минимум три позиции в ответе на этот вопрос: - размывание русских народных традиций и этнических особенностей в целях воспитания интернационального, общечеловеческого, глобального сознания;

создание «истинной» русской школы в «сарафано-лубочной форме», формирующей у русских «здоровый» национализм; - поиск модели русской школы, в которой история, культура и народные традиции русского этноса явятся базисной основой для образования, выступающего общечеловеческой ценностью. Очевидно, что первые две позиции, как противоборствующие, имеют меньше шансов на реализацию, поскольку исторический процесс свидетельствует о наибольшей эффективности интегративных моделей, в которых находят примирение антагонистичные убеждения и взгляды. Придерживаясь третьей точки зрения, Р.С. Бозиев создание русской школы напрямую связывает с объективной возможностью развития национальных школ у других народов России: «Русскую национальную школу необходимо возрождать, если этого не случится, если не будет иметь права на свою школу титульная нация страны, то другие об этом не смогут даже мечтать» .

Следовательно, русскую школу можно трактовать, прежде всего, как средство воспитания молодого поколения через русскую культуру, имеющую непреходящее значение для всех российских народов в деле приобщения к достижениям человечества. Размышляя об образе и смысле русской школы, Е.П. Белозерцев определяет два основных направления в развития российского образования: духовное возрождение России, цели и ценности национального бытия; возрождение развития русской культуры, воспитания и образования . В деле создания русской школы сегодня большое значение уделяется педагогике, обладающей целостностью и системностью методологических оснований в отличие от бытийного мышления.

По мнению А. Данилюка в рамках такого мышления русская школа нужна только для того, чтобы восстановить, воспроизвести в современном образовательном процессе утраченные в прошлом культурные традиции . Однако, такой подход ориентирует на дополнение содержания образования отдельными содержательными фрагментами прошлых культурных эпох. Это может привести к заучиванию славного, героического, но все-таки уже прошлого, без признания непреходящей ценности и творческого применения в современной жизни. Механическое воспроизводство пусть эффективных, но уже отживших педагогических моделей ограничивает научно-педагогическое творчество репродуктивной функцией.

Именно поэтому многие ретроинновации, охватившие в последнее время образовательную практику России, радостно воспринимаются представителями старшего поколения и отторгаются молодежью. К примеру, школьная форма, утренняя линейка, сочинение, нормы ГТО, военно-патриотическая подготовка - все это эффективные формы советской школы, которыми воспитывались нынешние учителя. Вместе с тем, современные школьники не в полной мере довольны этими ретровведениями, поскольку они не совпадают с «интернетным мышлением» молодежи. Очевидно, что указанные выше средства воспитания нуждаются в серьезной модернизации, также как и подходы к изучению русской истории, культуры, литературы, языка и т.д. В данном случае необходимо определиться с ответом на вопрос «зачем?». Е.В. Бондаревская обозначила главную цель педагогики - «воспитание личности, соответствующей не только мировой, но и национальной культурной традиции» .

Категория «воспитание» исходит еще от древнерусского възъпитание и обозначает возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Воспитание в Древнерусском государстве рассматривалось как процесс социализации личности, требующий внутренних ресурсов, которые, безусловно, питались из православия. Поэтому воспитание всегда было первично, было направлено на духовно-нравственное развитие человека и решало задачи образования, понимаемого, как создание духовного образа человека. Книжное знание, учение было вторично: «Человече, ежели ты хочешь спастись, а книг не умеешь читать, то не делай другому того, что тебе не любо и спасешься». На этот нравственный императив и опиралась российская педагогика тысячу лет. Определяя целевой аспект воспитания, необходимо обратить внимание на осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному этносу, нации, стране. Е.В. Бондаревская пишет о воспитании личности, которая осознает себя гражданином России, призванным и способным к сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей отечественной культуры.

Для этого необходимо способствовать воспитанию черт русского национального характера и развитию способности каждой личности, сформировать умения, необходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни . О зависимости процесса воспитания в русской школе от черт русского национального характера писал еще у К.Д. Ушинский. Обсуждение философами и педагогами вопроса о характерных чертах русского человека имеет глубокий педагогический потенциал, потому что является содержательной основой для определения воспитательного идеала, цели национального воспитания. Национальная самоидентификация русского человека в социально-экономическом и идейно-политическом пространстве страны на протяжении тысячелетней истории позволила сформировать набор качеств, составивших воспитательный идеал России. Н.А. Бердяев, определяя характерные черты русского человека, выявил «соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной» .

При этом, как особо указывал Н.О. Лосский, надо принять во внимание, что отрицательные свойства русского народа представляют собою не первичную, основную природу его: они возникают, как оборотная сторона положительных качеств или даже, как извращение их. К тому же русские люди, заметив какойлибо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и, благодаря силе своей воли, успешно преодолевают его . Ф.М. Достоевский в характере русского человека нашел качество, которое называл отзывчивой бесчеловечностью: «В русском характере замечается резкое отличие от европейского, резкая особенность, - в нем по преимуществу выступает способность высокосинтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности. В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во все вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы… У него инстинкт общечеловечности» . Многие отечественные философы и педагоги обращались к анализу характерных черт русского человека.

Именно в «просвещенном человеке» В.Г. Белинского, в «общечеловеческом воспитании» Н.И. Пирогова, в народности К.Д. Ушинского, в свободном воспитании Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, в идеале Богочеловека В. Соловьева, в русской идее Н.А. Бердяева нашла свое отражение идея создания национального образовательного идеала. Таким образом, за тысячу лет в русском человеке сформировались качества, проверенные самим народом: патриотизм, терпимость, духовность, великодушие, взаимная любовь, высокая нравственность, совестливость, правота, честность, трудолюбие, стремление к добру, подвижничество, открытость, мудрость, умеренность, храбрость, решимость, мужество, устойчивость в несчастьях и опасностях и др. . Первыми попытками теоретического осмысления проблем национального воспитания можно считать рекомендации родителям, содержащиеся в памятниках отечественной педагогической культуры: «Ветхий завет», «Поучение детям» В. Мономаха, «Изборник Святослава», «Домострой», «Юности честное зерцало». Наиболее целостно идея о воспитании русского человека нашла отражение в теории послушания, в которой терпимость и любовь к отцу небесному достигались авторитарными методами, компенсируясь гуманистическими традициями народной педагогики. Русская семья всегда была сильна своими традициями, в качестве которых выступают прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные нормы поведения, ценности, обычаи, обряды. Решения о трудовой деятельности, помощи вдовам, старикам, немощным принимались «всем миром». Русская народная пословица «один за всех и все за одного» подтверждает, что менталитет россиянина общинный, соборный, несвойственный западной цивилизации, определяет семейные ценности и сегодня. Важными факторами семейного воспитания были православие и труд, сплачивавшие членов семьи в повседневной практической жизни. В «Завещании отеческом к сыну» И. Посошков дает рекомендации родителям: если даст тебе Бог ребенка, воспитывая его так, чтобы прежде, чем он назовет тебя тятею, а мать мамою, научи его, что на небе есть Бог, и, руку его, взяв, показывай ею на небо, когда об этом говоришь .

Русский народный фольклор несет в себе содержательную основу национального воспитания: уважение к старшим, как носителям мудрости народа, его традиций, нравственных идеалов; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, учет их возрастных особенностей; трепетное отношение к памяти предков; отзывчивость на чужую беду. В произведениях народного творчества особое внимание уделялось воспитанию любви к малой Родине и России. Патриотизм в народной педагогике связан с храбростью, отвагой, доблестью, честью и достоинством, жертвенным отношением к долгу, готовностью верно служить делу процветания Отечества. Он прививался детям с раннего возраста на примере героев сказок, в которых богатыри побеждали в основном благодаря своей доброте и богатырской силе.

Герои русских сказок побеждают врагов в основном благодаря своей доброте, богатырской силе. К.Д. Ушинский народные сказки называл первыми и блестящими попытками создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе, наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что «воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». В.Г. Белинский в русских народных сказках видел «ум и фантазию народа, его идеалы и нравственные понятия». Н.Г. Чернышевский писал, что памятники народного творчества выражают чувства, обычаи, традиции, думы и чаяния народа, причем выражают все это удивительно целомудренно, возвышенно, в силу чего народная мечта «чиста, проникнута всеми началами прекрасного». Н.А. Добролюбов отмечал, что изучение народного творчества важно и нужно для «характеристики народа, в силу своей прелести, тонкости, нежности, оригинальности народная мудрость неповторимо производит на человека сильное впечатление». Постоянное общение с природой, участие в обрядах и играх, связанных с восхвалением сил природы, развивали художественный вкус, обеспечивали связь нравственных идеалов с прекрасным. Через познание народной философии, народного календаря, народного искусства средствами народной педагогики происходило знакомство и приобщение детей к народной культуре, что способствовало духовному, нравственному, эстетическому и экологическому воспитанию, а значит и становлению национального самосознания. Итак, национальное воспитание будет более эффективным, если в образовательную практику современной России интегрируется русская школа, как этнокультурный феномен, объединяющий народы на основе русской культуры, русского языка, русской литературы, русской истории, национального воспитательного идеала, семейных ценностей, традиций народной педагогики, религии, природы и устного народного творчества.

Литература:

1. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград, 2000.

2. Бердяев Н. А. Русская идея // Самопознание. М., 1998.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999.

4. Данилюк А. Проблема национальной школы: от мифа к логосу // Инновационная школа. 1997, № 1.

5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1960. т. 18.

6. К проблеме исторической памяти // Педагогика. 2004. № 4.

7. Куликова С.В. Аксиологический подход к изучению феномена «национальное самосознание» в отечественной истории педагогики// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (91). С. 29-32.

8. Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. вторая. М., 1957.

9. Миропиев М. А. О положении русских инородцев. Спб., 1901.

10. Посошков И. Завещание отеческое к сыну. М., 1873.

11. Троицкий В. Ю. Пути русской школы. М., 1994.

12.De Vos G. Role of Ethnicity in Social History // De Vos G., Romanucci-Ross L. (eds.). Ethnic Identity. Cultural Continuities and Change. Palo Alto, Calif 1973.