Библейские женщины. Положение женщины согласно библии. Она почитала своего мужа и повиновалась ему

Женские образы предлагаемой книги рассмотрены с точки зрения прообразов Иисуса Христа, Его прекрасной Невесты, другие - с точки зрения прообразов великой блудницы из книги Откровения, гл.17.

Мною охвачены не все женщины Библии, а только самые яркие и поучительные. Вначале рассмотрены женщины Ветхого Завета, затем - Нового. Все они не вымышленные герои: эти женщины действительно существовали в истории человечества. Они с их образом жизни, их верой, надеждой, любовью, с их стремлениями, борьбой и переживаниями продолжают духовно жить среди нас, как реальные существа, подавая нам пример для подражания или предостерегая от ошибок.

Ведь кровь первой женщины, праматери Евы, течет в каждом из нас, мы все похожи на нее и что-то заимствовали от нее, что будет жить в нас до перехода в вечность. Глядя на них, этих библейских женщин, как в зеркало, мы можем лучше увидеть себя.

Владимир Канатуш - Библейские женщины

Издательство ХБМ "Еммануил", 1995
Компьютерный набор, редактирование, коррекция и вёрстка книги осуществлено редакцией журнала "Крыніа жыцця"
Оформление обложки В.С.Макарчука

Владимир Канатуш - Библейские женщины - Содержание

Жена Лота
Ревекка
Рахиль и Лия
Фамарь
жена Потифара
Иохаведа
Мариамь
Раав - блудница
Девора.мать в израиле
Далида
Ноеминь и Руфь
Феннана
Анна, мать Самуила
Мелхола
Авигея
Вирсавия
царица Савская
Иезавель
вдова из Сарепты
Сонамитянка
маленькая девочка
Есфирь
"утеха очей", жена пророка Иезекииля
жена Иова
библейские женщины Нового Завета
Мария, матерь Господня
Елизавета, мать Иоанна Крестителя
Анна-пророчица
Мария магдалина
самарянка
Марфа из Вифании
Мария из Вифании
бедная вдова
Иродиада
Сапфира
Тавифа
Лидия-странноприимица
Прискилла
Лоида и Евника
великая блудница
невеста Христа
заключительная глава

Владимир Канатуш - Библейские женщины

В длинном ряду замечательных библейских женщин, вдохновенных по своим поучениям и уникальных по своей жизни навсегда останутся как яркие светила такие имена, как Ева, Сарра, Ревекка, Рахиль, Лия, Фамарь, Иохаведа, Мариамь, Асенефа, Сеп-фора, Раав, Ахса, Девора, прекрасная Руфь, Ноеминь, Анна (мать Самуила), Вирсавия, Авигея, царица Савская, вдова из Сарепты, Сонамитянка, Есфирь, жена Иезекииля, Дева Мария, Елизавета (мать Иоанна Крестителя), Анна- пророчица, Мария Магдалина, Самарянка, Марфа и Мария (сестры Лазаря), Тавифа, Лидия, Прискилла, Лоида, Евника и др.

Это женщины, полюбившие Господа, жёны высокого посвящения. За многими из них охотился враг, готовя им падения, но просчитался; они выдержали неравную битву со злом и устояли, победили и тем прославили Отца Небесного и Господа, Которому отдали своё сердце. Будем брать с них пример, как они умели побеждать, чтобы угодить Богу. Да благословит вас Бог, читатель, и да осияет вас Его премудрость и дух откровения!

На сегодняшний момент весьма модным стало называть детей, в особенности девочек, редкими именами. И это неудивительно. Ведь библейские имена отличаются особой звучностью, красотой произношения. Однако не каждое из них может благоприятно отразится на жизни ребенка.

Существуют такие женские имена, которые несут в себе отпечаток тяжелой энергетики. Поэтому, прежде чем наречь девочку библейским именем, необходимо познакомиться с историей его возникновения, сюжетом библейского персонажа, существующего и действующего в тексте Писания. На это родители должны обратить серьезное внимание.

Так, например, имя Ада («украшение») несет в себе определенную смысловую нагрузку — для девочки с таким именем характерны:

  • вспыльчивость;
  • упрямство;
  • ярое стремление к лидерству;
  • эгоизм;
  • жесткий практицизм.

Ей присущи мужские черты характера.

У Ады с родителями складываются непростые отношения , которые чрезвычайно сложно регулировать. Что касается сферы личных взаимоотношений, первый брак редко бывает у Ады удачным.

Также не стоит называть девочку библейским именем Леа («слабая», «усталая»), поскольку оно определенным образом отражается на характере ребенка. Леа отличается неорганизованностью, стремлением заниматься исключительно своей персоной. Семья и работа занимают для нее одинаково второстепенное значение. Девочка с этим именем ставит во главу угла собственное я, не придавая серьезного значения получению знаний и приобретению жизненного опыта.

Девочка, названная именем Рахэль («овца»), отличается потребностью властвовать и доминировать во всем. И это стремление не всегда бывает оправданным и уместных в тех или иных обстоятельствах. Рахэль не боится конфликтов, не избегает их , а, напротив, посредством них самоутверждается, доказывает свою власть и силу, что приводит к сложным и противоречивым отношениям с окружающими: неуживчивый характер не позволяет жить Рахиэль в мире и согласии с людьми.

Это далеко не полный перечень библейских имен, которые неблагоприятно влияют на жизнь и характер девочки. Однако уже на основании приведенных примеров можно заметить, что некоторые имена, действительно, несут в себе тяжелый отпечаток определенного значения.

Отличительные особенности Старого и Нового завета: каким лучше пользоваться, чтобы назвать ребенка?

Имени во времена Ветхого завета придавалось особое глубинное значение . В имя не просто складывался смысл: оно состояло из целой фразы, которая определяла различные сферы жизни человека. Подавляющее большинство женщин, являющихся персонажами Ветхого завета, фигурируют в качестве пророчиц и праматерей, что закономерно отражается на значении и оттенках имени.

Одним из первостепенных женских имен Старого завета является Ева, в котором сосредоточено мощное понятие жизни, связь с подлинным представлением о назначении женщины.

Самым распространенным именем Нового завета считается имя Мария («горькая», «желанная», «безмятежная»), которое ассоциируется с образом матери, самоотверженной женщины.

В настоящее время не существует строго определенных границ между нареканием детей именами из Старого и Нового завета. Родители использует эти имена, исходя из собственных предпочтений и вкусов. На протяжении долгого время главенствующие позиции занимало библейское имя Елизавета («почитающая Бога») – смелая, величественная женщина. Имя София долгое время конкурировало с вышеупомянутым именем. Оно привлекало тем, что несло в себе значение мудрости и разумности.

Однако в последнее время наблюдается тенденция нарекать детей давно забытыми именами из Ветхого завета – Авигея («радость отца»), в Библии бывшая женой жестокого Навала, а после его смерти супругой царя Давида. Она отличалась особой красотой и умом и рассудительностью.

Однако перед тем, как наречь девочку именем из Ветхого завета, родителям необходимо обратить внимание на одну интересную закономерность: большинство женских имен принадлежали девушкам, к которым судьба не была столь благосклонна. Они были служанками, рабынями, наложницами, в жизни переносили множество тягот, мучений и невзгод, становились жертвами сложных обстоятельств, в пучине которых играли роль жертв.

С этой позиции можно заключить, что нежелательно нарекать девочку именем из Старого завета.

Старый: список и значения

К числу женских имен из Ветхого завета относятся :

  • Ева , что означает «дающая жизнь». Девушка с этим именем обладает волевыми качествами, живостью и подвижностью. Она настойчива, внимательна и уравновешенна.
  • Сарра – это имя означает «знатная женщина», «госпожа». Для девушки с таким именем характерно умение обходить конфликтные ситуации стороной, легко разрешать все трудности, возникающие на пути. Сарра наделена большой внутренней силой, мудростью, способностью принимать взвешенные решения.
  • Ревекка – имя означает «верная жена», «берущая в плен». Это весьма ранимая и обидчивая натура, которая сильно зависит от мнения окружающих людей. Но в то же время Ревекка отличается волевым характером, чувством непомерной гордости.
  • Дина – в переводе данное имя означает «отмщенная». У девочки с этим именем очень тонкая душевная организация. Для Дины характерны такие качества, как вспыльчивость, эмоциональность. У нее может резко меняться настроение: от безмятежной радости до тяжелого уныния). Девочка очень самоотверженна, влюбчива и доверчива.
  • Мириам («живущая с грустью») – девушка с этим именем невероятно верная, надежная, романтичная натура, которая сеет вокруг себя гармонию, создает уютный мир. Она общительна и открыта.
  • Фамарь («финиковая пальма»). Это имя определяет склонность девушки к непрерывному движению, бесконечной перемене мест. На русской почве данное наречение приобрело имя Тамара. Она стремиться к свободе, не переносит скучную стабильность жизни.

Новый: список и значения

К женским именам Нового завета относятся :

  • Мария – «горькая», «желанная», «любимая». Девушка с этим именем отличается силой духа, добротой души, ответственностью и подчас импульсивным характером. Она таинственная, загадочная и творческая личность, притягивающая к себе.
  • Анна имеет следующие значения: «храбрость», «сила», «благодать». Это добрая, милосердная, благородная девушка, честная и верная. Она отличается высокими моральными принципами, редко поддается влиянию окружающих. Последнее слово в принятии решений всегда остается за ней.
  • Клавдия («хромая»). Носительница этого имени имеет уравновешенный и спокойный характер. Для нее свойственно трудолюбие, умение приспосабливаться к стремительно меняющимся обстоятельствам. Девушка с этим именем весьма впечатлительна, близко к сердцу принимает складывающиеся не в ее пользу ситуации.
  • Лидия , что означает «музыкальная». Для этого имени характерны независимость во взглядах и решениях, обостренное чувство справедливости и правдивости, решительность в поступках. Лидия – доброжелательная, отзывчивая девушка с хорошим чувством юмора.
  • Сусанна – имя означает «лилия». Это чрезвычайно вспыльчивые, самовлюбленные натуры, но при этом очень ранимые и добрые. Сусанну отличает рассудительность, не изменяющая ей расчетливость во всем и настойчивость.
  • Хлоя – «цветущая». Невероятная общительная и открытая всему окружающему девушка, очень деятельная и ответственная как в сфере личных, так и рабочих отношений.

Все вышеизложенное убеждает в необходимости серьезно подходить к выбору имени для ребенка. Ведь каждое из имен таит в себе множество глубокого и загадочного. Оно способно предсказать судьбу своего носителя, наделить его набором характерных черт и определить будущую жизнь.

Библия знакомит нас с четырьмя десятками дам. Разного возраста, разного темперамента, различных национальностей. От юных дев - до престарелых матрон, от рабынь - до цариц, от блудниц - до преданных жён и матерей.

Некоторые были робкими и послушными, как Руфь, некоторые - коварными, как Далила, некоторые - предприимчивыми, как Ревекка, Большинство из них имело массу достоинств. Меньшинство, - массу недостатков. Героини и антигероини, какими и положено быть мифическим персонажам.

При всём внешнем и внутреннем различии, женщин этих объединяет то, что почти все они, за исключением двух - трёх, вымышлены.

Объединяет их ещё и то странное обстоятельство, что почти все они были бесплодны или очень мало продуктивны. Это, - главное, чем отличаются библейские женщины от остальных героинь выдающихся произведений мировой литературы.

Некоторые из них так и не узнали бы радости материнства, если бы судьба не свела их с Ангелами Божьими, которые пошли им навстречу и вняли горячим просьбам. Остальные имели только одного или двух сыновей, несмотря на то, что тогда не существовало китайских законов об ограничении дето рождаемости.

Наоборот, в те древние времена, когда не было никакой антиконцепции, не было и гинекологов с ужасными скрёбками и клещами, а мужчины не ограничивали свои потребности, их жёны только то и делали, что рожали и рожали.

Редко в какой семье было менее десяти детей. Матери, достигшие тридцати лет, и родившие всего единожды или дважды, были редчайшим явлением. На них смотрели, как на уродов, над ними смеялись, на них показывали пальцами.

Никто не жалел их, жалость и сострадание тогда не были в моде. Мужья разводились с ними. Такие женщины часто оказывались на улице. И пополняли ряды блудниц и нищенок.

Библия, несомненно, великая милосердная Книга! Потому что приютила на своих страницах, обогрела и даже возвеличила всех бесплодных женщин древней Палестины.

Перечислим их поимённо, в хронологическом порядке.

Ева, жена Адама. За первые сто тридцать лет супружеской жизни родила всего двух сыновей: Каина и Авеля.

Безымянная жена Ноя. За несколько столетий супружеской жизни родила всего трёх сыновей: Сима, Хама, Иафета.

Сарра, жена Авраама. До девяноста лет была бесплодна. Если бы не понравилась Богу, осталась бы бездетной до смерти. Родила только одного сына, Исаака.

Жена Лота. Сыновей не имела. Несмотря на чрезмерную любопытность.

Агарь, служанка. За тринадцать лет половой жизни с Авраамом имела всего одного сына, Измаила.

Ревекка, жена Исаака. Двадцать лет была бесплодна. После этого Бог снизошёл, услышал молитвы. Родила только единожды в жизни.

Рахиль, жена Иакова. На протяжении шести лет после свадьбы не могла забеременеть. Родив первого сына, десять лет не рожала. Умерла при вторых родах.

Валла, наложница Иакова. Родила всего двух сыновей. Пыталась забеременеть от пасынка Рувима. Но, - безуспешно.

Зелфа, наложница Иакова. Родила всего двух сыновей.

Фамарь, невестка Иуды. Не смогла забеременеть от мужа Ира, пока он не умер. От свёкра родила двух сыновей.

Жена Потифара, телохранителя фараона. Не смогла забеременеть от Иосифа Прекрасного, потому что он не захотел спать с ней.

Асинефа, жена Иосифа. Несмотря на прекрасные условия жизни, родила всего двух сыновей.

Иохаведа, жена Арама. Родила двух сыновей: Аарона и Моисея и одну дочь - Мариам.

Сепфора, жена Моисея. Родила всего двух сыновей.

Раав, которая предала Иерихон. Детей, по всей видимости, не имела. Потому что была блудницей.

Безымянная жена Маноя. Была бесплодна. После посещения её Ангелом родила Самсона.

Далида, жена Самсона. Коварная филистимлянка, познавшая, что мужская сила Самсона - в его волосах. За то, что предала мужа, Бог ей детей не дал.

Руфь, моавитянка, прабабушка царя Давида. От первого замужества етей не имела. Поэтому забралась под одеяло к Воозу. От него родила одного сына.

Ноеминь, свекровь Руфи. Имела всего двух сыновей. Да и те умерли раньше времени.

Анна, одна из двух жён Елканы. До пожилого возраста была бесплодна. После того, как по душам поговорила со священником Илием и хорошо помолилась Господу, родила пророка Самуила. Потом Господь посетил её лично, и она сразу же родила пятерых детей, возможно даже, - одновременно. (1. Цар. 2 21).

Шестеро из десяти жён Давида родили только по одному сыну.

Мелхола, дочь царя Саула, первая жена Давида. Была бесплодна.

Богатая безымянная женщина. Не имела детей, потому что имела старого мужа. После того, как приютила у себя пророка Елисея и хорошо помолилась Богу, сразу же забеременела. Возможно, от Господа.

Царица Есфирь. Долгое время была главной женой персидского царя Артаксеркса. В Библии ничего не пишется о её детях. Скорее всего, их не имела.

Елисавета, жена священника Захарии. Была стара и бесплодна. После встречи с Ангелом забеременела и родила Иоанна Крестителя.

Мария Магдалина, подружка Иисуса Христа. Детей не имела. Хотя могла иметь, поскольку проводила время не только с Христом, но и с двенадцатью Апостолами.

Вот Вам тридцать одна дама из сорока. Бесплодные и очень мало продуктивные. Ну, не чудо ли это?

О том, имели ли детей Дина - дочь Иакова, пророчица Девора, Мариам - сестра Моисея. Марфа - почитательница Христа, мы не знаем.

Библейских женщин, у которых с рождаемостью было всё в порядке, можно пересчитать по пальцам одной руки. Вот их имена.

Лия, жена Иакова. Родила шестерых сыновей и одну дочь.

Елисавета, жена Аарона. Родила четверых сыновей.

Вирсавия, жена Давида. Родила четверых сыновей.

Царица Иезавель, жена израильского царя Ахава. Несмотря на то, что была злобна, коварна, насаждала культ Ваала, Господь не смог запечатать её чрева. Родила многих сыновей.

Дева Мария. Перестав быть девой, родила пятерых сыновей и нескольких дочерей. Как видите, незначительное меньшинство. А подавляющее большинство не имело такого счастья. Бог не дал. Хотя многие из этих женщин были любимицами нашего Господа.

Вот такая печальная библейская Правда. И ничего с этим не поделаешь. Этих обиженных Богом женщин уже не воскресишь. И рожать не заставишь …

… Однажды Господь клялся Моисею на горе Синай: «Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей» (Исх. 23 26).

Эта клятва, как и все остальные клятвы Всевышнего, исполнилась, как говорится в народе, с точностью наоборот.

Судя по Библии, большинство женщин избранного народа не были полноценными женщинами. Как, при таком уровне рождаемости, евреи смогли размножиться и стать многочисленными, «как песок морской, как звёзды на небё», мне непонятно. А Вам?

Курьёзинки

«В тридцать шестой год царствования Асы, пришел Вааса, царь Израильский, на Иудею». (2 Пар.16.1).

Для того чтобы пойти на Иудею, Вааса должен был сначала откинуть надгробный камень, встать из могилы и надеть на свои истлевшие кости боевые доспехи.

Потому что «в третий год Асы, царя Иудейского, воцарился Вааса, сын Ахии, над всеми Израильтянами и царствовал двадцать четыре года» (3 Цар. 15.33).

Три плюс двадцать четыре всегда, даже в библейские времена, равнялось двадцати семи. Но никак не тридцати шести.

В двадцать шестой год Ваасы воцарился Ила. А в тридцать первый год правления Асы воцарился Амврий.

«Двенадцать лет было Манассии, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме» . (4 Цар. 21. 1)

«Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме». (2 Пар. 33 1)

Так сколько же лет правил Манассия?

Заговорщик Авессалом, сын Давида, поставил во главе войска Амессайя, сына Авигеи, дочери Нааса. (2 Цар. 17. 25)

Но Авигея не была дочерью Нааса. Она была дочерью Иессея, родной сестрой Давида (1. пар. 2. 16-17). То, что это была именно та Авигея, подтверждают слова Давида, обращённые к Амессаю: «не кость ли ты моя и плоть моя - ты?» (2 Цар. 19.)

Каждому слову Библии, безусловно, следует верить. Но как верить, если одно слово опровергается другим?

«И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь, она была женщина красивая». (2 Цар. 14. 27).

Бог дал царевичу не только трёх сыновей, но и красавицу дочь. Но чуть дальше утверждается, что царевич был бездетен. Бог его обидел.

«Авессалом ещё при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранить память имени моего. И назвал памятник своим именем». (2 Цар. 18. 18).

М-да, что сказать на это? Если сильно хочется поставить себе памятник, то можно отказаться и от сыновей.

К сожалению не сказано, что это был за памятник. Была ли это фигура в полный рост? Или только бюст? Ставили ли вообще в те времена царевичи и цари себе памятники?

Не написана ли эта глава во времена царя Ирода? Все библейские персонажи именуются сыновьями мужчин. И только три военачальника, племянники царя Давида, сыновьями женщины.

Поэтому возникает сомнение: не была ли сестра Давида Саруия одновременно и его братом?


Глава 16. Мы не рабы, рабы не вы!


«Время разбрасывать камни время собирать камни.
Время молчать и время говорить».
(Ек. 3 5-7)


Не знаю, заметили и отметили ли Вы это, но в моей откровенно еретической книге ни разу не утверждается, что Бога нет. В этом Вы не сможете меня обвинить.

Как и не утверждается, что не существует других многочисленных Богов, в которых верили и верят миллионы людей на протяжении тысячелетий. Будем справедливы.

Или мы признаем, что есть Они все, или признаем, что там, наверху, нет никого. И никогда не было.

Те, кто верил в Зевса, Астарту, Молоха, Ваала, не были глупее нас с Вами. Какие же у Вас имеются основания считать, что они ошибались?

Будем справедливы. Или ошибаются все, или не ошибается никто. Будьте справедливы. Не лишайте себя права на ошибку.

Посмотрите, как прекрасна была религия у древних греков и римлян! Греческие Боги - весёлые Боги. Пробуждали в людях не страх, но человеческое достоинство.

Люди не лезли к Богу по поводу и без повода. Обращались к Нему только перед важными событиями: перед битвой, перед путешествием, перед первой брачной ночью.

Вот были счастливые времена! Каждый имел своего Покровителя.

Любой грек, даже самый захудалый, мог избрать себе Бога и молиться Ему. И верил, что его Бог - более могуществен, чем тот, кому поклоняется царь. Греческие Боги всегда держали слово.

Мошенники молили об удаче своего Бога, а порядочные люди - своего. А сейчас все молятся одному Богу. А Он не может угодить и тем, и другим. Поскольку интересы одной из групп ущемляют интересы другой.

Врачи молятся о том, чтобы Бог дал им богатство. Допустим, что Он их услышал. И решил помочь. И послал остальным людям болезни. Но если бы все люди, кроме врачей и их близких, постоянно болели, то все врачи стали бы миллионерами.

И, в то же время, остальные люди молят Бога о здоровье. Выходит, что если Господь даст одним, то обидит других. Вот вам маленький пример из жизни.

В маленьком городке живут, среди прочих маленьких граждан, один врач, один адвокат, один банкир, один гробовщик, один портной, один сапожник, один владелец казино, один автомеханик, несколько замужних и несколько незамужних женщин и так далее.

Все они, - прилежные прихожане. Все горячо верят в Бога. Все делают щедрые пожертвования церкви. Никто из них никогда в жизни не солгал, не украл, не прелюбодействовал, и не знает за собой ни одного из остальной тысячи грехов.

Все они просят Бога, чтобы дал им побольше здоровья, долголетия, денег, удачи.

Теперь на минутку допустим, что Бог действительно есть на свете. И что Он действительно может дать своим верным рабами здоровье, долголетие, богатство и удачу. И готов дать, очень хочется Ему одарить их всеми земными и неземными благами. Ну, просто не терпится Ему осчастливить их всех.

Но вот незадача - как осуществить это на практике?

Ведь если дать всем здоровье, - будет несчастен врач. А его обидеть никак нельзя. Его взносы - самые щедрые.

Если дать всем долголетие, - гробовщик останется без работы, семья его будет голодать.

Если дать всем богатство, то никто не будет занимать деньги в банке.

Лопнет банк и лопнет банкир.

Если дать всем удачу, то пролетает владелец казино, оскудеет левая рука «однорукого бандита».

Если сделать так, чтобы не снашивалась одежда и обувь (как у тех вреев, которые счастливо маршировали по пустыне), то умрут с голоду сапожник и портной. Но гробовщик будет завален работой, что тоже не совсем справедливо.

Незамужним женщинам хочется выйти замуж за банкира, врача, адвоката, гробовщика. Они видят в этом своё счастье. Но все эти мужчины уже женаты.

Если Бог даст счастье незамужним, Он очень обидит замужних, которые тоже ни в чем перед Ним не провинились.

Учтите, что и преступникам тоже надо как-то жить. И у них есть дети и родители, которые нуждаются в их заботе. И эти воры, бандиты, мошенники и иные рыцари удачи, чаще всего, - самые прилежные прихожане.

И страстно верят в Бога. И очень сильно верят, что Бог им поможет. И тоже щедро жертвуют на Храм Божий. И также получают заверения от доброго священника, что Бог услышит их просьбы, и пошлёт им удачу на их нелёгком поприще. Но если Бог услышит воров, то должен будет заткнуть нам уши, чтобы мы их не услышали.

Как же бедному Богу выйти из этой патовой ситуации? Да так, чтобы все были довольны?

Ни Зевс, ни Молох, ни Дагон, ни Хамос, ни Перун, ни один из этих богов низшей небесной лиги, клянусь Аполлоном, никогда не придумал бы, как сделать так, чтобы всем было очень хорошо.

Но наш Иегова - Саваоф, мудрейший из всех не очень мудрых, чемпион мира среди Богов, не был бы нашим общим любимцем, если бы не нашел решения этой великой задачи - незадачи.

Он решил очень мудро: никому ничего хорошего не давать. Он решил отбирать! Но не всё и не у всех.

У одних, - немножко здоровья, в пользу врача.

У других, - пару десятков лет, в пользу гробовщика и незамужних женщин.

У третьих, - немножко денег, в пользу банкира и грабителя, представителей родственных профессий.

У четвёртых, - немножко свободы, в пользу адвоката и тюремщика.

У пятых, - немножко водительского счастья, в пользу автомеханика и рихтовщика кузовов.

У шестых, - немножко семейного счастья в пользу тех же незамужних претенденток...

И все довольны, все благодарят Бога за доброту и заботу.

Но если вам всё же, при такой Отеческой заботе, чего-то ещё не хватает, например, - забот, болезней, несчастий, горя, - Он их Вам обязательно добавит, можете не сомневаться!

А если Вы захотите пожаловаться на это доброму священнику, тот вам ответит: «Смиритесь, дети мои, Бог вас испытывает». Но почему бы Ему не испытывать кого-нибудь другого?

Нет, не будем беспокоить Бога дурацкими вопросами. У Него и так забот хватает: решает, что бы ещё у кого забрать, чтобы все были довольны?

Теперь поговорим серьёзней. Всякая религия начинается с запретов. Сразу же водится понятие греха. Человек рождается свободным. Религия делает его рабом.

б) старайтесь отдыхать хотя бы один день в неделю, иначе вы подорвёте свои слабые силы. Уделите внимание близким и Богу;

в) не вступайте в половые отношения с единокровными родственниками, не плодите идиотов и религиозных фанатиков;

г) ходите в храмы, общение полезно душе. Кроме того, Вы почерпнёте нечто полезное для себя и познакомитесь с полезными людьми;

д) почаще молитесь Богу и жертвуйте на церковь, на всякий случай. Потому что никто не знает, что ждёт нас по ту сторону бытия;

е) не ходите голышом. Во-первых, это не гигиенично, во вторых, отвлекает окружающих от выполнения насущных задач;

ж) перед едой обязательно произнесите молитву, не набрасывайтесь сразу на пищу, это некрасиво;

з) слушайтесь и почитайте родителей, иначе Вы не сможете требовать этого от своих детей;

е) старайтесь не убивать ближних помногу за один день, живите и дайте пожить другим;

и) не крадите всё подряд, подумайте, нужно ли Вам это барахло. А деньги, как вода, - сколько ни украдешь, всё мало.

к) не желайте жены ближнего своего, если Вы не уверены, что она желает вас. И вообще, старайтесь сдерживать здоровые и нездоровые инстинкты.

л) возлюбите ближнего, как самого себя. Но не перегибайте палку, во всём нужна мера.

Но если Вы все же не захотите воспользоваться этими святыми Божьими Советами, не бойтесь, ничего вам за это не будет. Все первенцы уже перебиты, запас язв давно кончился, земля Обетованная уже роздана до последнего клочка.

А теперь поговорим ещё серьёзнее.

Все мы - неисправимые демократы и гуманисты. Мы гневно осуждаем религиозную ограниченность, расовую дискриминацию, преследования за убеждения, убийства на религиозной почве.

Но - оглянемся на себя! Оглянемся на нашего Бога. Мы ли лучше? Он ли лучше?

Иудеи говорят: «Мы - избранный народ!». Разве это не дискриминация?

Каждый народ избран своим национальным Богом.

Великий Бог Мардук избрал персов, и они завоевали пол мира.

Великий Бог Зевс избрал македонцев, и они завоевали пол мира.

Великий Юпитер избрал римлян, и они завоевали пол мира.

Господь избрал англичан, и они завоевали пол мира.

Не знаю, чем евреи прогневали Бога, но они, почему-то, как назло, всегда оказывались в оккупированной половине.

Христиане говорят: «Только тот, кто верит в Бога нашего, Иисуса Христа, войдёт в царствие небесное!»

Разве это не дискриминация? Почему не войдёт индус? Почему не войдёт араб? Почему не войдёт монгол? Что же это за Иисус такой, который разделяет людей на входящих и не входящих?

Мусульмане говорят: «Убей неверного!» Разве это не пропаганда религиозной ненависти? Аллах не в силах покарать неверных, иначе бы все неверные давно уже исчезли с лица земли.

Да и вряд ли Он хочет истребить неверных. Иначе Его подданным не пред кем было бы кичиться своей верностью.

Миллионы людей погибли за свои убеждения, за свою веру задолго до Гитлера, Сталина, Саддама Хусейна и Бен-Ладина.

Римляне распинали первых христиан. Крестоносцы истребляли иудеев и мусульман. Европейские христианские народы изгоняли евреев.

Инквизиция сжигала еретиков. Турки резали армян. Католики воевали с протестантами.

А что мы видим сейчас? Войны, вооружённые конфликты, теракты, - всё на религиозной основе. Югославия, Индонезия, Палестина, Кашмир, Северная Ирландия, Чечня, - всего не перечесть.

Везде верующие люди убивали и убивают друг друга, каждый под знаменем своего Бога. Если бы не было религии, или если бы существовала только одна религия во всём мире, миллионы людей не погибли бы от рук других миллионов.

Христиане говорят: «Господь велик!»

Иудеи говорят: «Ягве велик!»

Мусульмане говорят: «Аллах велик!»

Если Они так велики, а, следовательно, мудры и великодушны, то почему бы Им не договориться о мире и дружбе между Богами? Почему бы Им не объединиться, и не властвовать совместно, триумвиратом? Почему бы Им не запретить своим людям убивать других людей за веру?

Но если это, по каким-то причинам, невозможно, то почему бы Им не править поочерёдно? По четыре месяца в году.

Думаю, что многие христиане не отказались бы на четыре месяца почувствовать себя мусульманами, и наоборот.

О евреях я уже не говорю, евреи любят разнообразие. И было бы тихо на Земле. А тот, кто взял бы в руки винтовку или даже палку, был бы тут же сражён молнией, оружием Богов. Чтоб другим было неповадно.

Увы! Не смогут. Не договорятся. Потому что все Они, - Боги - ревнители. Каждый из Них считает себя самым великим, и хочет быть ещё более великим, иметь наибольшее количество рабов и слуг.

Кстати, о слугах. Совершенно очевидно, что не в их интересах - мирить Богов. Потому что пастыри Божьи не могут поделить между собой нас с Вами. Каждый пастырь зарится на чужих овец, и старается перетянуть в своё стадо. Для чего? Чтобы стричь.

Они обещают нам здоровье и удачу, любовь ближних и любовь Бога. Но только в том случае, если мы очистим душу покаянием и обратимся к истинному Богу.

И каждый из них считает истинным только своего Бога. Щедро жертвуйте на храм Божий, твердят они, и вам воздастся.

Возможно. Нам воздастся когда - то, а им воздаётся уже сейчас. Не волнует их состояние наших душ, волнует их состояние наших кошельков.

Да что Вы говорите! Вот это новость! Один Бог, надо же! Неужели один? Никогда не поверю, чтобы Великий Мудрый Бог, Единый под тремя именами, не мог договориться Сам с Собой, не перестал натравливать Своих рабов друг на друга.

Пусть созовёт Всемирный Форум слуг Своих и запретит им, под страхом смерти, делить людей на верных и неверных, праведных и неправедных, избранных и не избранных.

Пусть даст им новые скрижали, на которых будет дописана ещё одна заповедь: «Властвуй, но не разделяй!»


Какова же она, Библейская женщина? Что вообще Библия говорит о нас, «немощных сосудах» и какой же должна быть настоящая женщина Библии?

Книга притчей несет для нас невероятно много информации, которую мы можем употребить в наставление и учиться от этой мудрости. Давайте же посмотрим, что Слово говорит о женщинах и, в частности, о женах.

Соломон очень подробно наставляет юношей о том, какой должна быть жена и женщина, которая приносит благословение. «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Пр. 18:22) - он пишет об этом практически в каждой притче и ясно дает понять, какое же значение играет женщина в жизни мужчины. В наше время этот аспект касается не только жен, но и ситуации в церкви вообще: ведь ни для кого не секрет, что сестер в наших церквях в несколько раз больше, чем братьев. Именно поэтому женщины-христианки сейчас как никогда нуждаются в Слове Божьем для того, чтобы узнать волю Господа о них, учиться правильно влиять на братьев и быть им опорой, в которой они так нуждаются (хотя никогда и не признаются в этом J).

Итак, «Благонравная жена приобретает славу» (Пр. 11:16). Как иногда нам не хватает этого самого благого нрава, нам так и хочется доминировать – всегда и всюду, таково уж время сегодня. Однако причина малой активности мужчин в наших церквях зачастую в излишней активности сестер. Такие уж они, братья, - сильны, когда чувствуют, что необходимы, ведь Господь не просто так сотворил нас дополняющими друг друга.

Много внимания уделяется сварливости жен – уж чем-чем, а этим мы грешим: «Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба» (Пр.19:13), «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Пр. 21:9), «Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны» (Пр. 27:15). Да, все это о нас. Конечно, не совсем приятно читать такие сравнения, но, я думаю, они отражают мысли мужчин, когда мы становимся сварливыми. Сварливый – ворчливый, склонный к ссорам. Конечно, эти стихи Соломон в первую очередь обращал к замужним, потому что этот проступок чаще присущ именно им. Полагаю, после таких сравнений сварливой быть совсем не хочется.

Ну и, наконец, о женской мудрости: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками»(Пр. 14:1), «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Пр. 19:14). Мудрость от Господа – это то, что действительно необходимо нам, сестрам, и не только для того, чтобы устроить семейный очаг, но и для того, чтобы Дом Божий был устроен. Именно мы создаем климат в церкви, мы помогаем мужчинам служить и становиться великими проповедниками, пасторами или просто верными служителями Божьими. Разрушится или устоит церковь – во многом зависит от нас.

Самое интересное в книге Притч, то о чем Соломон пишет в ее конце. Он как будто хочет еще раз подчеркнуть центральную тему своей книги и говорит о той женщине, которую хочет видеть Бог. Для Соломона именно женщина олицетворяет мудрость, вот почему он так часто прибегает к подобным наставлениям. Вот какими должны быть мы, сестры! Пусть же пожеланием для вас в этот день станут эти слова: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. ьДлань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!»

Женщины Библии

Идеал женщины Иоиля проступает с первых страниц Бытия: женщина должна быть связана с мужчиной, чтобы следовать первому завету Господа, источнику всякой жизни, «плодиться» и «размножаться» 88 . Женщина должна была быть также помощницей мужчины 89 . Дети составляют гордость женщины. Бесплодие - жестокая кара: все было поставлено на карту - молитвы, беспокойства, даже колдовство - чтобы его победить. Бездетная вдова считала себя обязанной дать потомство, выйдя замуж за своего близкого родственника. Пример Абихаиль, будущей жены Давида, как и портрет идеальной женщины из Книги притчей Соломоновых и Песни Песней, подчеркивает важность женщины в еврейском обществе 90 . Она исполняет те же религиозные обязанности, что и мужчина 91 . Женщины также имели право посвятить себя Господу назорейской клятвой 92 . Однако женщины Израиля не могли служить в храме в качестве священников, как, например, в Месопотамии: они поддерживали порядок в обители, украшали ее и с горячностью принимали участие в литургиях 93 .

От Евы до Суламифи из Песни Песней Библия представляет нам целую галерею женских образов. Мать, невеста, царица, солдатка, ведьма, наложница, изменница, пророчица, сестра, проститутка, шпионка, соблазнительница, интриганка, деловая женщина, глава клана, искусительница, влюбленная, ненавидящая, порочная, проницательная, страстная, нечестная, воришка, ревнивица, достойная хозяйка дома, кокетка, страстная, героиня, разрушительница, грубиянка, любовница, преступница, невинная дева - все они живут в многовековой легенде Израиля, которая простирается более чем на два тысячелетия.

Женщина Библии, которую мы уже назвали Мелхола, - это любовница, жена и мать. Она зависима от «баал>», своего мужа, или своего отца. Женщины часто участвуют в политической жизни страны и придворных интригах. У евреев много пророчиц: Мириам, сестра Моисея, Девора, царицы Вирсавия,

Иезавель, Гофолия. Но женщина также ведьма и сплетница, вопреки формальному запрету Библии. Она умеет вызывать мертвых 94 , в большей степени, чем мужчина, одарена интуицией, более восприимчива к наукам и обычаям соседних народов.

Мать царя Асы Мааха преподносит статую идолу Астарты 95 , и во всякое время в Иерусалиме дочери Израиля, которые ткали покровы для богини, приобщались к языческим службам Царицы небесной 96 .

Они погружены в повседневные дела: мелят зерно, пекут хлеб, готовят еду, поднимают воду из колодцев или несут ее в кувшинах на голове, воспитывают детей, пытаются построить отношения в условиях полигамной семьи или клана, который заключает в себе много десятков, а то и сотен человек, заботясь в первую очередь о чистоте и святости очага: вот их жизнь.

Женщина мудра, сильна, сдержанна, она внимательная, умиротворенная и умиротворяющая. Она преисполнена усердия в служении Богу ее родителей, мужа, детей. Она непримирима, если ей приходится защищать свою родину, как Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Женщина, которая мужчине подчинена, иногда бывает ему равной в отношении закона: и мать, и отец имеют право на одинаковое уважение со стороны детей; и женщина, и мужчина подвергаются одинаковым карам в случае адюльтера, инцеста и других гражданских и уголовных противозаконных действий. Образ женщины идеализируется, он символизирует честь, мудрость, Тору, абсолютную любовь в Песни Песней. Вот портрет идеальной женщины, как воспевают его поэты Сиона: белая или загорелая кожа; миндалевидные глаза; черные густые волосы, ниспадающие на плечи; ровные зубы; чуть вывернутые губы; крупный нос; румянец на щеках; длинная шея, крепкая грудь; длинные ноги; стройный стан; поступь, исполненная достоинства. Эта женщина благоухает, словно лилия - опьяняющая, сладостная и великолепная, страстная до безумия, царственная в совершенстве своей величественной красоты.

С исключительной поэтичностью этот облик запечатлен в Песни Песней. Языческие обычаи глубоко укоренены в древнем мире, где священная блудница

на протяжении веков царствовала в святилищах, сохраняя традиции идолопоклонства 97 . В этих святилищах мужчина через единение с блудницей причащался идолу, платя дань святилищу, к которому она принадлежала.

Частое осуждение этой практики пророками показывает, что священная проституция была широко распространена в царскую эпоху 98 . Во времена упадка, при Иисусе Навине, она существовала даже в Иерусалимском храме 99 и считалась способом снискать благоволение богов к плодородию земель. Пророки расценивали этот обычай не только как нечистый, но и как бесполезный и кощунственный. Закон настойчиво его запрещает, деньги блудниц считаются проклятыми, проституция во всех формах им отвергается 100 .

Песнь Песней утверждает любовь, объединяющую человеческие сердца. Женщина, происшедшая от мужчины, возвращается к нему в любви - которая продолжается и вочеловечивается в ребенке, выходящем из чрева матери. Отсюда сакральное восприятие сексуальных органов. Потому такое важное значение придается всему, что связано с сексуальной жизнью и ее многочисленными табу.

В любовном акте мужчина и женщина сливаются в плоти и являют лик самого Господа, источника всякой жизни, всякого плодородия. Мужчина проникает в женщину: глагол «йада» обозначает физическое и духовное единение, заключенное в любовном акте. Отвержение идолопоклонства и поклонения инстинкту означает стремление к любви абсолютной, к освобождению, к полноте света и трансцендентального единения с Господом Элохимом, источником всякого бытия, настоящего, «биологического» создателя неба и земли.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

2. 2. 6. Имена в Библии 6. (Б1) – список всех собственных имен, упоминаемых в Библии. При разбиении этого списка на главы использовано разбиение текста Библии на главы-поколения, выполненное А. Т. Фоменко ). Каждая из этих глав говорит о событиях приблизительно одного

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

2.10. Эт-руски в Библии «Францисканский монах Мариона из Флоренции (отметьте, ИЗ ФЛОРЕНЦИИ, то есть, вероятно, хорошо понимал предмет - Авт.) связал в своем трактате „О происхождении, благородстве и великолепии Тусции“ древнейшее прошлое Этрурии с мифами книги Бытия.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

По страницам Библии Любой исследователь, который занимается изучением библейских сюжетов, может со спокойной душой заявить: по сути, нет никаких материальных свидетельств того, что цари Давид и Соломон существовали на самом деле. При своих изысканиях в Святой земле

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2. Рукописи Библии

Из книги Ключ Соломона [Код мирового господства] автора Кассе Этьен

Кто автор Библии? Я долгое время не мог понять, что должно стать отправной точкой моего расследования. За какой из вопросов хвататься в первую очередь? Как подступаться к проблемам, одна из которых выглядит грандиознее другой? Помогла моя подружка, Софи, вернее Случай в ее

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

11. Дубликаты в Библии Общая схема их распределения внутри Библии Приведем краткое изложение результатов применения разработанных методик к античному и средневековому хронологическому материалу. При этом неожиданно были обнаружены дубликаты, считаемые в

Из книги Эт-руски. Загадка, которую не хотят разгадать автора Носовский Глеб Владимирович

2.11. Эт-руски в Библии «Францисканский монах Мариона из Флоренции (отметьте, ИЗ ФЛОРЕНЦИИ, то есть, вероятно, хорошо понимал предмет - Авт.) связал в своем трактате „О происхождении, благородстве и великолепии Тусции“ древнейшее прошлое Этрурии с мифами книги Бытия.

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

2. Рукописи Библии Вопрос о библейских рукописях подвергся тщательному исследованию в работах историка религии и церкви И.А. Крывелева, прежде всего в его книге «Раскопки в библейских странах». На нее мы будем иногда ссылаться в настоящем разделе. Сначала напомним

Из книги Страна восходящего солнца автора Журавлев Денис Владимирович

«Разрушительницы царств», или «Женщины, живущие во тьме»? (положение благородной женщины и самурайские женские образы в «эпоху самураев») Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство древних цивилизаций имели в своей основе маскулинную, т. е. мужскую и

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора

5. Разладки в Библии Наконец, мы обработали Библию, включая как Ветхий Завет, так и Новый Завет. При этом использовалась Библия издания Московской патриархии, 1979 года. Хорошо известно, что каждая книга Библии канонически разбита на отдельные главы, состоящие из стихов. Г.В.

Из книги Еврейская история, еврейская религия автора Шахак Исраэль

Толкование Библии Представления об иудаизме самых, казалось бы, осведомленных людей могут оказаться превратными, если они не читают на иврите. Все упомянутые выше факты можно легко найти в первоисточниках, или, в некоторых случаях, в современных книгах на иврите.

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.3. Новые, ранее неизвестные дубликаты, обнаруженные нами в Библии Общая схема их распределения внутри Библии Теперь мы переходим к краткому изложению результатов применения разработанных методов к «античному» и средневековому хронологическому материалу, обычно

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

3. По Библии, нападение на мужа-левита и гибель женщины приводит к войне всего Израиля против колена Вениамина В Испании XV века нападение на инквизитора Арбуэса и его убийство вызывает масштабное преследование иудеев 3.1. Библейская версия событий Книга Судей говорит