«Благодарю судьбу, что мне удалось начать свою историю с чистого листа», – Лена Коляденко. Лена Коляденко: "Беру на работу только сексуальных людей!" "Дима Коляденко запретил нашим танцорам со мной работать"

Хореограф Елена Коляденко в интервью "Бульвару Гордона" впервые рассказала о настоящих отношениях с Димой Коляденко, расставании с Назаром Дидыком, почему комплексовала, когда смотрела видео из личного архива Тины Кароль, как расставалась с Джамалой, а также об отношениях своего сына с девушкой.

Елена Коляденко - художественный руководитель балета Freedom, коллектива Freedom Jazz. Кроме того, она продюсер и постановщик огромного количества шоу и концертов украинских и российских звезд, таких как Тина Кароль, Светлана Лобода, Наталья Могилевская, Лолита, Лайма Вайкуле. Елена принципиально не говорит о политике. Но зато разоткровенничалась о своей личной жизни. Изданию "Бульвар Гордона" рассказала о том, как складываются отношения после расставания с бывшими мужьями, почему у нее шли мурашки во время работы с Тиной Кароль, что продает ее сын своему родному отцу Диме Коляденко и когда она станет бабушкой.

Я всегда была приверженцем того, что, если у тебя есть проблемы, раздражает работа, болит голова, не надо приходить на репетицию


Елена Коляденко. Фото: Лена Коляденко / Facebook


- Елена, вы практически постоянно работаете в других странах. У вас были мысли о переезде?

Нет. Переезжать в другую страну я однозначно не хочу. У меня с юности не было таких мыслей. Я очень люблю Украину, Киев. Сюда я уже перевезла маму с отчимом. И вообще всех родственников вокруг себя собираю. Здесь нам хорошо.

По поводу контрактов скажу, что все-таки чаще мы работаем в Украине. В среднем всего лишь два месяца в году мои коллективы гастролируют за границей. Я ищу им достойные места для работы. И очень важным условием является то, чтобы нас не дробили и мы работали полным составом.

- А если есть возможность работы только для двух-трех танцоров, отказываетесь?

Конечно. Есть коллектив. И я всем объясняю, что этому коллективу тринадцать лет, мы одно целое. Если будут работать два-три человека, что в это время будут делать остальные? Да, сложно найти достойные контракты. Но они есть.

- Раду Поклитару в интервью "Бульвару Гордона "говорил, что у него есть проблема: артисты балета остаются жить и работать за границей. Вам пришлось столкнуться с подобной проблемой?

В истории нашего балета одна танцовщица во время гастролей влюбилась и уехала жить в другую страну. Бывают разные причины ухода артистов из коллектива. Это усталость, желание самореализоваться, личные мотивы. Кто-то прекращает танцевать совсем, потому что другие призвания увидел в себе - например, рождение детей. Но для меня это уже не проблема, я научилась отпускать. Благодаря этому естественному процессу в нашей жизни появляются не менее талантливые и удивительные люди. Важно, чтобы в работе была профессиональная, позитивная, творческая атмосфера. Я всегда была приверженцем того, что, если у тебя есть проблемы, раздражает работа, болит голова, не надо приходить на репетицию. Придешь, когда будешь готов.

Мне было неудобно смотреть видео о жизни Тины Кароль и Евгения Огира. И сейчас мурашки идут!


Фото: пресс-служба Елены Коляденко


- Вы режиссер фильма "Сила любви и голоса" о трагической истории любви Тины Кароль и ее супруга Евгения Огира, который ушел из жизни в апреле 2013 года . Работа над столь откровенным фильмом сблизила вас с Тиной? Вы стали подругами?

Мы сблизились как коллеги, но подругами не стали. Для меня дружба вообще редкость. Мало кого я могу назвать своей подругой.

- С Тиной Кароль вы много говорили о личном. Были моменты, когда вам приходилось выводить ее на еще большую откровенность, потому что так нужно было для фильма?

У меня не было такой задачи. Важно было создать доверительную атмосферу, чтобы Тина сама раскрылась и захотела о чем-то поведать.



Меня пригласили работать над фильмом, так как решили, что я знаю Тину хорошо, поскольку сотрудничаю с ней давно и видела ее разную. Но ее рассказы о знакомстве с Женей, о становлении ее как артистки, о значении Жени в ее жизни и о борьбе с болезнью были и для меня большим откровением и потрясением. Тема фильма очень тонкая и деликатная. Я буквально ходила по канату, держа баланс. Не хотела делать ей больно лишними вопросами. Мне даже неудобно было смотреть семейные материалы Тины, которые передала ее мама. Но приходилось это делать. Было морально сложно, потому что историю я пропускала через себя. И конечно, плакала. При этом чувствовался комплекс оттого, что я подглядываю за чьей-то жизнью. Даже сейчас, когда я рассказываю, мурашки идут. Поэтому не было необходимости лишний раз говорить с Тиной о личном. Она просто знала, что я чувствую ее, распознаю ее эмоции, настроение. И это нас сблизило.

Я говорила Диме Коляденко: "Тебе петь не надо!" Сейчас он считает, что мы разошлись, потому что я хотела посадить его в золотую клетку!

Фото: lichnosti.net


- Свой путь на большой сцене Джамала начинала в тандеме с вами. Вы были ее продюсером. Судя по информации в интернете и откликах о разрыве, у вас осталась обида на нее. Общаетесь ли вы теперь? И в чем причина напряжения между вами?

По поводу расхождения с певицей Джамалой я не давала ни одного комментария, в котором бы высказывалась о какой-то обиде. Каждый остался при своем. Все, что я вложила, я себе вернула. А Джамала получила свободу.

- Вы сейчас продюсируете группу KADNAY, в которой также играет ваш с Димой Коляденко сын Филипп. Вернулись ли вам вложения, направленные в этот проект?

Еще рано подводить итоги. Я получаю колоссальное удовольствие, наблюдая за развитием группы KADNAY. Да, мне приятно, что там играет мой сын. Филипп пять лет назад получил в подарок на Новый год гитару. Теперь у него их целая коллекция. Есть и уникальные винтажные экспонаты. Именно увлечение гитарой и привело его на сцену.


Дима Коляденко. Фото: obozrevatel.com


- Поддерживает ли сына отец, ваш бывший супруг Дмитрий Коляденко?

Бывший супруг покупает у Филиппа песни. Мы вчера с Димой участвовали в телепрограмме, а потом поехали вместе ужинать. Я ему говорю: "А ты помнишь, я тебе всегда запрещала петь?" Дело в том, что когда-то у Жени Рыбчинского была навязчивая идея сделать из нас с Димой дуэт. Я сразу сказала: "Нет! На сцену не хочу, петь не умею!" А Дима заинтересовался и начал накапливать демозаписи. Я потом их послушала и сказала: "Дима, тебе петь не надо! Танцуй, занимайся хореографией, но не пой!" И вот мы сидим в ресторане, и я Диме напомнила эту историю. Он говорит: "Так вот поэтому мы и разошлись! Ты хотела меня в золотую клетку посадить!" Теперь Дима с удовольствием поет, но песен его я стараюсь не слушать.

С Димой мы жили душа в душу!

Фото: novaya.com.ua 00004605_01


- К ак ваш муж реагирует на такие посиделки с бывшим?

Кто вам сказал, что у меня есть муж? Я свободная женщина.

- А как же артист вашего балета и стилист Назар Дидык? Вы ведь столько лет вместе прожили! У вас закончились отношения?

Это невозможно. Отношения наши не закончатся никогда, потому как он мой большой и близкий друг.

- Почему же так случилось, что вы расстались?

Почему так складывается? Вот мы начали с вами интервью и скоро его закончим.

- Ну а любовь до гроба?

Я никогда в это не верила, даже в юности. Вы в это верите?

- Любовь перерастает в другие чувства, на которых строятся отношения. А они могут длиться долго.

Да… Этой формулой не все, к сожалению, владеют. Мои родные бабушка с дедушкой прожили друг с другом всю жизнь. А я, когда еще в молодости задумывалась о подобных отношениях, говорила: "Как? Это же ведь так скучно!"

Но как правило, после расставания я поддерживаю отношения. Счастлива, что мои бывшие мужчины меня любят. Да, это не те чувства, о которых мы здесь говорим. Хотя, может быть, это как раз и есть любовь, которая перешла на другой уровень.

- Вы приемлете кратковременные встречи на один вечер, чтобы просто поразвлечься?

Со мной не бывает такого. Я так не умею. Даже если поставить мне задачу найти мужчину на одну ночь, я бы не смогла. Мне надо влюбиться.

- Дима Коляденко предлагал вам возобновить отношения?

Мы с ним как-то смеялись, что в старости сойдемся, потому что оба немного сумасшедшие!

- А когда вы вместе жили, он такой же импульсивный был, как, например, когда был в отношениях с Ириной Билык: диваны из балконов выбрасывал, скандалы в приступах ревности устраивал...

Нет. Мы с ним жили душа в душу, делали общее дело. Нас это сильно объединяло. Помню, мы с Димой были в концертном туре и всегда садились в автобусе рядом, постоянно болтали. Сема Горов наблюдал за нами, а потом сказал: "Господи, где вы находите общие темы? Вы не устали друг от друга?". А мы продолжали говорить без остановки.

Статуса бабушки я не боюсь!



- У вашего сына Филиппа длительные отношения с участницей балета Freedom jazz Верой. Дима Коляденко уже заявил, что ждет не дождется, когда станет дедушкой…

Ага, пусть себе ждет. Филиппу еще рано. У него много дел, творческие амбиции. Он сейчас в отличном боевом настрое. Я хочу много внуков, люблю детей. Но пусть они появятся чуть позже. Собственно, Филипп и сам знает, что пока рано заводить детей. А Вера, мало того что фанатка его творчества, так еще и всячески поддерживает группу моего сына: нарисовала эмблемы на футболки, снимает репетиции, концертные выступления для будущего документального видео.

- Вы не боитесь статуса бабушки?

Да нет, абсолютно! Все случится вовремя!

Теги :

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Елена Коляденко – один из самых… да нет, пожалуй, самый талантливый отечественный хореограф, режиссёр-постановщик, продюсер… Иногда кажется, что она может быть успешна во всём, за чтобы ни взялась. Созданный ею балет Freedom очень быстро стал мегавостребованным, её постановки телевизионных шоу и концертов всегда привлекают внимание аудитории. А артисты знают – хочешь создать креативный, стильный и профессиональный концертный номер – нужно обращаться к Елене Коляденко. Не удивительно, что уже несколько лет подряд Елена – режиссёр-постановщик всех концертов телеканала «Интер». Mediasat побывал за кулисами съёмок нового проекта – большого концерта ко Дню Независимости «Украина от А до Я» и в перерывах между номерами, задал Елене Коляденко несколько вопросов.

— Говорят, что этот концерт — одна из сложнейших постановок за последнее время. Так ли это?

Где такое рассказывают? (смеется) Все, без исключения, концерты на «Интере» всегда требуют огромной концентрации, много времени, отдачи, смелости, новых идей и неожиданных решений. И этот концерт – не исключение.

— Вы не первый раз и даже не первый год «ставите» большие концерты для телеканала «Интер», и не только для него. По вашим ощущениям, как меняются технические возможности с каждым годом?

Да, я действительно уже четыре года делаю большие концерты и программы на телеканале «Интер». Желания, задачи, аппетиты меняются с каждым большим праздником. Это хорошая, здоровая тенденция. Всей команде «Интера» каждый раз хочется осваивать и демонстрировать новые возможности, настроения и атмосферу. Так, прошлый концерт, посвященный 9 Мая, мы опробовали и изучили всё, что было связано с проекционной сеткой. А в этом последнем летнем концерте одним из средств выразительности являлись водные экраны и бассейны с водой.

— Что вдохновляет вас на такие постановки?
— Какова ваша задача в таких концертах? Что приходится знать и уметь?

Я максимальное количество номеров стараюсь делать для себя! Когда в процессе подготовки я понимаю, что мне это нравится, это меня волнует или восхищает – значит это почувствует и большинство зрителей.

И за что я люблю свою работу, так это за то, что на месте стоять не приходится. Все время осваиваешь новые технические средства, процесс съёмки, свет – это бесконечно.

— Почему решили в концерте «Украина от А до Я» акцентировать внимание на двух стихиях – огне и воде?

В концерте о многом говорится, вспоминаются важные вехи для страны, люди, которые прославили Украину. История менялась, но неизменным оставалось солнце, восход, закат, дождь и снова рассвет. Вот это мы и воссоздали. Конструктив из экранов, напоминающий солнце, был основой декорации. Он легко у нас превращался и в Луну, и в Венеру. Ну а водные экраны помогли нам в некоторых номерах создать атмосферу проливного летнего дождя.

— С точки зрения того, что видите в Европе, Америке, что впечатлило больше всего в последнее время? Может быть, есть что-то, что в будущем хотелось бы сделать на нашем ТВ?

Последнее время я вынашиваю идеи больших театральных постановок. Мне хотелось бы заниматься именно этим. А из свежих впечатлений – спектакль норвежского театра оперы и балета «Лебединое озеро».

Это фантастический спектакль на этот момент уже любимого мной хореографа и режиссера Александра Экмана.

— Видели, как вы на репетициях работаете с балетом. Ребята понимают вас с полуслова. Вы строгий руководитель?

Freedom ballet – это большие профессионалы своего дела. Они понимают с полуслова не только меня. С опытом работы на телевидении у них развились многие навыки. Ребята, прежде всего, понимают, что камера увеличивает эмоции, и артисты видны зрителю как под лупой. Поэтому врать нельзя, нужно с полной отдачей передавать настроение. И они уже понимают, что телевизионный концерт – это, прежде всего, съёмка, поэтому нужно набраться терпения и быть готовым к тому, что что-то будет меняться, что-то будет делаться прямо на сцене.

— Кстати, когда ребята танцевали в воде, использовались какие-то средства «не подскользнуться»? И как они репетировали эти номера до «прогона» на большой сцене?

Постановку в репетиционном классе мы прикинули только для номера Виталия Козловского. Конечно, мы не могли всё предусмотреть. Мы не понимали с какой силой полетят брызги воды от того или иного движения. Поэтому все было приблизительно. На самой сцене в воде у нас было два дня репетиций. Но один из них вылетел, так как бассейн дал течь, и его ремонтировали. И нам дали 30 минут на следующий день, чтобы «развести» номер в воде. Было, конечно, волнительно, опасно, но азартно. Что не сделаешь ради красоты в кадре! (смеется) Что у нас получилось – смотрите 24-го числа.

— Сколько времени вашей жизни уходит на подготовку каждого такого концерта? Кто вам помогает?

Настя Прудь – режиссер телеверсии концерта, главный мой вдохновитель, умеет мне «разжевать нужное», обладает прекрасным вкусом и генерирует очень много идей. Красивенная декорация концерта – это её детище в союзе с художником-декоратором Наташей Клисенко. Есть ещё чудо-девушка в команде – Марина Чикаловец. Она вообще первая начинает сдвигать с места всю нашу компанию. Все мои беспорядочные фантазии она умеет как-то прочувствовать и расшифровывать, оформить в красках, в нужном стиле, а главное – донести до всех остальных. Костя Гордиенко и Назар Дидык - мои замечательные хореографы. Они уже изучили все тонкости телевизионных концертов и разбираются в некоторых вопросах даже лучше меня. Есть ещё много людей, которым я благодарна за терпение и понимание. Это и видеодизайнеры (особенно Pravdin Production), и художник по костюмам Наташа Скаржепа, и художники по свету, и телевизионная команда во главе с Мариной Шалевой. А без Freedom ballet я, наверное, и не работала бы в проекте. Уважаемые артисты – это тоже часть нашей команды. Им отдельное спасибо за доверие, и за творческий подход к нашим концертам.

— В концертах «Интера», да и не только, вы ставите номера для одних и тех же звезд. Работа с одними и теми же персонами для вас возможность лучше понять человека и сделать ещё более тонкую совместную работу, или вам интереснее открывать для себя новых артистов?

Интересно всё. А особенно – открывать в людях, которых я хорошо знаю, новые грани и экспериментировать.

пятнадцать лет в украинском шоу бизнесе. Продюсер, основатель и художественный руководитель Freedom-ballet. Ее коллектив успешно работает с ведущими артистами Украины, России, США и Европы. Создатель нескольких танцевальных спектаклей и танцевального мюзикла «Па», который стал успешным стартом для артистов: Влада Ямы, Алены Шоптенко, Джамалы. Хореограф-постановщик спектакля Zarkana в Cirque du Soleil. Режиссер-постановщик ведущих телешоу Украины: «Фабрика Зірок 2-3-4» «Фабрика Суперфінал», «Голос Країни-1»

Акулина Курочкина , 16 сентября 2010 в 20:24 1

Ради чего Дмитрий Каднай отказался от «Евровидения»?

Отказавшись от участия в отборочном кастинге конкурса "Евровидение-2011", членом жюри которого был один из его продюсеров - директор ТО музыкальных программ НТКУ - Влад Багинский, "звезда третьей величины" проекта Нового канала "Фабрика. Суперфинал" Дмитрий Каднай сделал выбор в пользу известного хореографа Елены Коляденко (своего второго продюсера).

Прочитали: 8016

Известный украинский хореограф и продюсер Елена Коляденко смотрит танцевальное шоу "МАЙDАН"S" и даже критикует некоторые моменты.

Я зритель, я и телезритель. Мне действительно все очень нравиться. Я смотрю, критикую какие-то места, - рассказала хореограф во время своего визита в Николаев. - Меня это захватывает, и даже если бы я была в жюри, мне было бы сложно определить победителей. Когда я вижу столько танцующих людей, то просто сама наполняюсь эмоциями. Я не знаю, как их оценивают.

"Я зритель, я телезритель"

Вероятно, не зря в СМИ проскальзывала информация о том, что балерину Анастасию Волочкову , выступающую в жюри на самом дорогом шоу страны "МАЙDАН"S", справедливо могла бы заменить хореограф Елена Коляденко .

К сожалению, руководитель одного из самых известных в мире шоу-балетов «Freedom», танцоры которого не так давно посетили город корабелов вместе с Димой Каднаем , не смотрела саму танцевальную дуэль Николаева и Донецка.

Однако, после того, как николаевских участников «засудили» во время выступления с Донецком , некоторые зрители и хореографы все-таки придерживаются мнения, что Волочкову необходимо менять.

Коляденко была бы достойной заменой Волочковой


Шоу-балет Freedom под ее руководством меньше чем за год сделал из танцев сенсацию


От их пластики и мимики млели телезрители и участники разномастных танцевальных проектов


В танцах балета Лена воплощает свои самые смелые идеи


Как пишет новостной портал "СМИ-Днепропетровск ", в 2004 году на суд зрителя был представлен спектакль «Импровизации на музыку Стинга», который имел большой резонанс и успех.

Наверное, Лене пришлось поревновать Дмитрия Кадная к николаевским девушкам

Впрочем, если такая связь и имеется, то паре не удастся долго держать ее в секрете...

В 1993 г. организовала свой первый коллектив эстрадного танца «Арт-классик балет».



В 2000 г. Лена Коляденко представила свои постановки на международном фестивале современного движения «Танец 21 века» - балет получил номинацию «Открытие года».

В 2001 г., номинация «Лучшее шоу года» на международном фестивале музыки «Таврийские игры».

В 2002 г. был организован балет «FREEDOM». Елена Коляденко – художественный и креативный директор, хореограф и организатор балета ”FREEDOM”.

2004 г. – на суд зрителя был представлен спектакль «Импровизации на музыку Стинга», который имел большой резонанс и успех.

Неотъемлемой частью работы есть сотрудничество со многими эстрадными исполнителями, постановки и участие в телевизионных проектах и видеоработах.

Елена была судьей в телешоу ”Танцы со звездами”.

Лучшие дня

В Первой украинской «Фабрике звезд» Елена Коляденко выступила как педагог по хореографии и талантливый постановщик сценического танца. В «Фабрике звезд -2» как режиссер-постановщик концертов.

Елена Коляденко являлась хореографом-постановщиком выступления Светланы Лободы на песенном конкурсе "Евровидение-2009".

Была замужем за Дмитрием Коляденко, воспитывает сына Филлипа.