Чтение потешки солнышко ведрышко цель. Тема: «Заучивание потешки «Солнышко – ведрышко. Русская народная закличка «солнышко-вёдрышко»
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ЗАКЛИЧКА «СОЛНЫШКО-ВЁДРЫШКО».
Цели: познакомить с русской народной закличкой «Солнышко-ведрышко», обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь, память.
Материалы и оборудование: иллюстрация к русской народной закличке, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, макет фасада избушки).
1. Организационный момент.
Воспитатель с детьми стоят у окна, наблюдают за природой в солнечный день.
Воспитатель. Вот и закончились дожди, которые напоили землю водой. А теперь в небе ярко светит солнышко, и от его света все вокруг выглядит праздничным. Но солнышко не только освещает, но и греет. Протяните свои ручки навстречу солнечным лучам, и вы почувствуете их тепло. Поэтому-то мы с нетерпением ждем солнечных дней.
2. Основная часть. Чтение русской народной заклинки.
Воспитатель. А чтобы солнышко не забывало по утрам просыпаться и дарить нам свое тепло, люди сочинили вот такую закличку:
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Утром мы открываем свои окошки и видим, что солнышко уже проснулось.
Воспитатель показывает макет фасада избушки с закрытыми ставнями и читает первые три строчки заклички, затем предлагает детям произнести их. После чего педагог открывает ставни, и дети в окне видят солнышко. Игру можно повторить 2-3 раза.
Физкультминутка «Пробуждение солнышка»
1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед и вверх на каждое слово.
«Выше, выше, выше» - и. п.: стоя, руки вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
«К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.
«Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Движения головой вниз - вверх - вниз.
«Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.
«Солнышко смеется» - и. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
«А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза.) (С. А. Давыдова.)
3. Рефлексия. П/и «Солнышко и дождик».
Выглянуло солнышко, И ромашки белые
Блещет на лугу. Рву я на лету.
Я навстречу солнышку Я веночек сделаю,
По траве бегу. Солнышко вплету. К. Ибряев, Л. Кондратенко
Технологиялық картасы/ Технологическая карта/
Күні/Дата: 21.04.17. Тәрбиеші/ Воспитатель/: Нурахметова Г.М.
Топ/ Группа/: 2 младшая группа «Аяулым»
Білікті / Образовательная область : Коммуникация – Творчество. Художественная литература- Рисование
Тақырыбы /Тема/: Заучивание потешки «Солнышко - ведрышко» - «Птицы»
Мақсат /Цели/: Формировать интерес к устному народному творчеству. Расширть знания детей о птицах, познакомить со звуками, движениями, внешним обликом птиц,
Задачи: помочь заучить потешку, вызвать эмоциональный отклик на пароизведение. Обогащать и активизировать словарь, развивать интонационную речь, умение слушать, отвечать на вопросы, развивать память. Воспитывать любовь к природе. Научить рисовать птиц; развивать мелкую моторику рук.
Сөздік жұмыс/Словарная работа/: освети - обогрей; птица - воробей
Құрал-жабдықтар /Оборудование/: хрестоматие, магнитная доска, солнышко, избушка, карандаши, картинки птиц
Полингвальді қарым–қатынасты игеру/Полингвальный компонент/: күн – солнце, балалр – дети, құс – птица.Торғай – воробей,
Қимыл кезені/Этапы
Деятельности/
Тәрбиешінің әрекеті
/Действия воспитателя/
Балалардың қызметі
/Деятельность детей/
Мотивациялы-ұйымадастыру кезені
/Мотивационно-
побудительный /
Наблюдение за природой
Какая сегодня погода ?
Как светит солнце?
Какое настроение детей в солнечный день?
Солнышко дарит нам свое тепло, согревает нас.
- подходт к окну
Наблюдают
Делятся своими впечатлениями
Мәселеде - ізденіс кезеңі
/Проблемно – поисковый/
Я предлагаю вам послушать потешку.
«Солнышко - ведрышко» освети - обогрей.
Обыгрывание потешки.
Утром мы открываем свои окошки и видим, что солнышко уже проснулось.
Читает потешку и предлагает им повторить их
Обыгрывание ситуации
күн – солнце, балалр - дети
Физминутка.
«Пробуждение солнышка»
А давайте мы с вами тоже разбудим солнышко.
Вот так солнышко встает – выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо – Солнышко смеётся.
А под солнышком таким веселей живется
(Повторют 2 раза)
Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
Просит рассказать потешку.
Молодцы. Солнышко любят не только дети, но и птицы. Они щебечут, поют свои песни.
Давайте вспомним, каких птиц мы знаем?
Чем они питаются?
Где они живут?
Рассматривание иллюстраций птиц.
Сегодня мы будем учиться рисовать птичку.
Способ рисования
Мы рисовать будем карандашом, не выходя за контур.
Тело птицы бывает овальной и круглой формы, клюв треугольный, крылья и хвост похожи на лепестки цветов, глазки черные. Рисуем аккуратно.
Физкультминутка.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
Сначало мы нарисуем птичек в воздухе.
Необходимо красиво украшать карандашом.
Индивидуальна работа .
Слушают потешку
Повторяют новые слова
Наблюдают за действиями педагога
Выполняют движения согласно тексту
Слушают, стараются запомнить, повторяют хором, индивидуально
Рассказывают по желанию
Отвечают на вопросы
Рассматривают картины
Наблюдают за действиями воспитателя
Выполняют движения по тексту
Рефлексті-
коррегиялық кезені
/Рефлексивно – корригирующий
Подводит итог зантия, поощрят детей.
Какие мы молодцы, разбудили солнышко.
Анализ проделанной работы.
Поощрение.
- радуются солнышкуи творческой работе
Жетістігінің күткен нәтижесі /Ожидаемый результат/:
Еске түсіру /Воспроизводим/: текст потешки, сопровождая движеними, знание птиц
Түсінеді /Понимаем/: содержание потешки, строение птиц
Қ олданады / Применяют/: умение слушать, выразительно читать потешку, рисовать птиц.
Б
абочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке.
Б
абочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!
Б
абочка-коробочка,
Улети на небо!
Там твои детки
Кушают конфетки.
Б
ожья коровка,
Где твои детки:
Во глубокой ли норе,
На высокой ли горе?
Б
ожья коровка,
Улети вверх ловко.
Принеси нам с неба:
Хлебу замену,
Грибам подмену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.
Б
ожья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Б
ожья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Б
ожья коровка,
Чёрная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого.
Б
доль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Б
ылез кот из-под кровати,
Выгнул спину, хвост – дугой.
Глаз, как щёлка в автомате
С газированной водой.
Г
оворили тиграм львы:
-Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?
Г
оп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Г
уси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
- Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!
Д
арики-дарики!
Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!
Д
евица, девица,
Сходи за водицей!
- Рака боюсь!
Рак на болоте
В доску колотит:
Трах-трах-трах!
Страх, страх, страх!
Ж
ура, жура, журавель,
На мельницу ездил,
На мельницу ездил,
Диковинку видел,
Ай люли, ай люли,
Диковинку видел.
Коза муку мелет,
Козел насыпает,
А маленьки козлятушки
Муку выгребают.
А барашки-круторожки,
В дудочку играют,
В дудочку играют,
А глазами моргают.
А сороки-белобоки
Пошли танцевати.
А вороны-стережены
Пошли примечати.
Ж
уравель долгоногий
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Козел муку мелет,
Коза засыпает,
Маленькие козлятки
В амбарах гуляют,
Муку посыпают,
Сами согребают,
А барашки - круты рожки
По улице ходят,
В дудочку играют,
А вороны-стережены
Пошли танцевати,
А сороки-белобоки
Пошли примечати,
Ногами топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
З
аиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянось!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет!
- Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!
З
аинька, по сеничкам
Гуляй, погуляй.
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда зайчику
Выскочити,
Некуда серому
Выпрыгнути.
Все ворота
Крепко заперты стоят,
У всех ворот
По три сторожа стоят,
По три сторожа стоят,
По три девицы сидят.
Заинька, поскачешь –
Выскочишь!
Серенький, попляшешь –
Выпустят!
З
айка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Лиса:
З
дравствуй, милый куманек!
Волк:
Здравствуй!
- Где ты был?
- В корзинке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько было?
- Семь с восьмой.
- А осталось?
- Ни одной.
И
дет кисонька из кухни,
У ней глазоньки припухли.
- О чем, кисонька, ревешь,
О чем, серенька, ревешь?
- Как мне, кисоньке, не плакать,
Как больной не горевать:
Кто-то пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.
И
дёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
К
ак на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Наклевались, улетели.
К
икиригу дома нету.
На покосе сено косит.
Шаньги мажут -
Нам не кажут,
Ести хочут-не дают.
(кикиригу - это петух)
К
оза-дереза,
По боку луплена,
За три гроша куплена.
К
озонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ-топ!
Глазками коза
Хлоп-хлоп!
К
озушка-белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзкой схоронюсь.
К
укушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку –
Сколько лет жить на веку.
К
укушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу: ку, ку –
Сколько лет я проживу!
К
урочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко,
Умница моя!
К
урочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
К
урочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
К
уша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко -
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.
К
уша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.
Л
асточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!
Едва ли найдется человек, который не слышал бы о пользе потешек для маленьких детей. Потешки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Мать, напевающая младенцу песенку или рассказывающая забавный стишок, сама того не замечая прививает ребенку любовь к русскому языку, живому слову. Сейчас в детском саду использование на занятиях потешек обязательно входит в образовательную программу, что позволяет повысить уровень развития речи у детей
1 младшая группа
Наши уточки с утра –
|
Пошел котик на торжок |
Наша Маша маленька, |
Огуречик, огуречик, Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызёт |
Бежала лесочком
|
Заяц Егорка
|
Ай, дуду-дуду-дуду, |
Чики-чики, кички Чики-чики, кички Собой невелички,
Все люди глядели, Все люди дивились! |
Из-за леса, из-за гор |
Солнышко-ведрышко,
|
Пальчик - мальчик, где ты был? |
Еду-еду к бабе, к деду На лошадке, в красной шапке, |
Ночь пришла, |
Сидит белка на тележке, |
Сорока-сорока Кашу варила, |
Ай, качи- качи -качи |
Тили-бом! Тили-бом! |
Кисонька-мурысонька, |
Чики чики чикалочки |
Как у нашего кота |
Травка-муравка со сна поднялась, |
Божья коровка |
Тень-тень-потетень, |
Курочка-рябушечка, |
Дождик дождик пуще |
Радуга-дуга, Солнышка - колоколнышка. |
Средняя группа
Наш козел-стрекозел
|
Гуси вы, гуси, |
Зайчишка-трусишка |
Ножки-ножки, где вы были? |
Сегодня день целый |
Солнышко-ведрышко, |
Барашеньки крутороженьки А совища из лесища |
Идет лисичка по мосту, |
Кот на печку пошел, |
Красное ведрышко,
|
Старшая группа
Как на тоненький ледок |
Николенька гусачок
|
Я колышки тешу, Огород горожу, Я капусту сажу, Сажу беленькую, Развеселенькую |
Грачи - киричи Летите, летите, Дружную весну Несите, несите! |
Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем, Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки – самокаточки. |
Как у бабушки козёл, что за умный был: |
По дубочку постучишь, Прилетает синий чиж. У чижа, у чиженьки, Хохолочек рыженький, А на лапке маленькой Сапожочек аленький. Чиж под солнышком летал И головкой кивал. |
Раным-рано поутру |
Божья коровка,
|
Уж ты пташечка, |
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? За морем бывала, Весну добывала, Несу, несу весну красну! |
Дождик, дождик, веселей
|