Дошкольное образование проекты о городе. Проект «Мой город. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Организация: Детский сад № 17 «Золотой ключик»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск

Целепологание:

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.

Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю. Хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем.

Пятигорск - город с интересной судьбой, большим количеством достопримечательностей, известными и талантливыми людьми

Для всех нас, Пятигорчан, наш город был и остаётся малой родиной., тем единственным уголком на земле, где нам посчастливилось родиться и жить. За всю многолетнюю историю наш город испытал на себе и трудности первого строительства, и тяжесть гражданской войны, и трагедию оккупации, и радость мирного созидательного труда.

Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу. Проект составлен на основе личностно ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.

Для включения детей в проект была предложена мотивация - создать мини музей города в нашей группе.

Паспорт педагогического проекта «Мой город родной»

Цель проекта: Формирование представлений о родном городе

Создание условий для развития интереса к родному городу.

Участники проекта : воспитатели, дети и родители старшей группы «Ручеёк».

Возраст воспитанников : 5 – 6 лет.

Направление : Познание

По длительности: краткосрочный, 1 неделя.

Задачи проекта:

Развитие познавательных способностей через формирование представлений о нашем городе.

Расширение кругозора дошкольников посредством знакомства с достопримечательностями города.

Формирование активной жизненной позиции. Воспитание чувства гордости за свой город и свой край.

Активизировать словарного запаса дошкольников.

Активизация работы с родителями

Ресурсы проекта:

Иллюстрации и фотографии улиц родного города

Презентация «Мой город родной»,

Экскурсия «Наш город».(мини-музей детского сада)

Этапы работы над проектом

Работа с педагогами

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей.

1 - Этап – Выбор темы. Обозначение проблемы.

А) Изучение познавательной литературы по краеведению.

Б) Беседа «День рождение нашего города» (уточнение представлений у детей о родном городе).

В) Анкетирование родителей «Что вы знаете о родном Пятигорске?»

Г) Организация предметно - развивающей среды по теме.

2 этап – подготовительный.

1. Сбор и систематизация материалов.

2. Подбор игр, оборудования

3. Консультации для родителей:

«Курортный Пятигорск»

«Промышленный Пятигорск».

«Творческий Пятигорск»

«Многонациональный Пятигорск»

3 этап - практический

Подготовка материала дидактических игр, разработка перспективного планирование по теме.

Просмотр презентации «Мой город родной».

«Флаг, герб города».

«Чем славен наш город».

«Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).

«О названиях улиц родного города».

«Профессии жителей города».

«Что мне нравится в Пятигорске».

Организованная образовательная деятельность.

Тема: «Легенды горы Машук и Бештау».

(Формировать представление о природной красоте гор, развивать познавательный интерес.)

Тема: «Приезжайте в наш город».

(Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по памяти, совершенствовать навыки монологической речи.)

Рисование «Мой любимый город Пятигорск».

Продолжать формировать представление об архитектуре родного города. Учить передавать в рисунке образ города в любое время года, горы, дома, в окнах горят разноцветные огни. Развивать чувство композиции, цвета.

Аппликация. «Фонтаны в нашем городе».

Расширять представление у детей об архитектуре нашего города. Учить передавать в симметричное строение нашего фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать творческое воображение.

Коллективная работа коллаж. «Мой город в будущем».

Цель: Продолжать формировать умение работать с разными художественными материалами, умение работать вместе, развивать воображение.

Экскурсия по улице Козлова.

Цель: Проблемная ситуация «Ты перепутал номер автобуса или маршрутного такси и попал в незнакомое место. Как ты будешь искать дорогу»

Дидактические игры:

«Собери герб Пятигорска».

«Экскурсоводы».

«Собери из разрезанных картинок виды нашего города».

«Угадай, где я нахожусь».

Подвижные игры

«Мы едем, едем,!».

«Кот и воробей».

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».

Подготовка материалов для создания альбома «Мой Пятигорск».

(Фотографии любимых мест города, фото детей на улицах города и др.)

Выставка совместных работ родителей и детей: «Город нашей семьи»

4 этап – итоговый.

Подведение итогов. Развлечение «Я люблю тебя, Пятигорск»

Список использованной литературы:

Р. Т. Литвинова «Мы Пятигорчане»

Н.В. Алейшина «Патриотическое воспитание дошкольник

С.А. Круглов «Страница истории края»

В.Гниловский «Занимательное краеведение»

Н.В.Маркелов «Пятигорск в исторических очерках»

Ребенок в детском саду2005/05 с. 38 «Нравственно патриотическое воспитание» Е. Г. Михайлов

Приложение 1

Экскурсия для детей старшего дошкольного

возраста в мини-музей детского сада.

Тема: экскурсия «Наш город»

Место проведения: мини-музей детского сада

Кто проводит: дети экскурсоводы

Цель: обогащать знания детей о нашем городе; развивать монологическую речь; воспитывать уважение к людям живущем в нашем городе.

Ход экскурсии

Воспитатель: « Ребята, мы находимся с вами в мини-музеи детского сада. Здесь у нас собрано много материала о нашем городе.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по городу,которую будут проводить дети экскурсоводы.

Первый экскурсовод .

Мы живём с вами в городе Пятигорске. Название нашего города происходит от названия горы Бештау: « беш»- пять, «тау»- гора. Город Пятигорск был основан в 1780 году. Город состоит из пяти микрорайонов - Центр, Белая ромашка, Бештау, Новопятигорск -Скачки, посёлок Энергетик.

Как и любой город, наш город Пятигорск имеет свой герб и эмблему (показ).Герб города-два источника минеральной воды-синий-холодный, красный-горячий.

Второй экскурсовод.

Эмблема города (показ.)-скульптура орла на вершине горы Горячей. Установлена она в 1903 году, к 100-летию образования Пятигорского курорта. Скульптура выполнена архитектором Шодким. Орёл изображён в момент смертельной схватки со змеёй. Одна из легенд повествует: «после того, как змея незаметно подкралась к орлу и укусила его, он медленно угасал, ему угрожала смерть. Но, превозмагая боль, орёл подполз к выбегающему из горы источнику, напился воды, смочил водой рану, и целебная вода сделала своё дело: смерть отступила, и гордая птица стала жить».

Третий экскурсовод.

Наш город Пятигорск расположен на левом берегу реки Подкумок на склонах горы Машук и горы Горячей. Город богат растительностью: это природные леса и культурные насаждения: парки, скверы, бульвары. В лесах растут: ясень, дуб, берёза, боярышник, кизил, барбарис, клён, рябина. Обитают разнообразные виды птиц: сороки, синицы, сойки, пёстрые дятлы, дрозды, вороны.

В наших лесах много растений, полезных для человека: более 130 видов лекарственных трав.

Природа щедро одарила наш город.

Четвёртый экскурсовод.

Чудесный климат, обилие зелени, красота окружающей природы, прекрасные санатории-сделали наш город Пятигорск всемирно известным, здесь поправляют своё здоровье люди со всех концов России. Наш город не только известный курорт, это ещё культурный центр. В городе есть кинотеатры, музей краеведения, библиотека, театр музыкальной комедии, музыкальные школы, художественная школа, городской дом культуры, выставочные залы.

Наш город богат историческими памятниками. Он входит в число 115 городов России, объявленных историческими.

Люблю я город мой всей страстью,

Мой славный город Пятигорск.

Люблю его народ кавказский,

Далеких гор блестящий лоск.

Люблю по- Лермонтовски горы,

Причудливых камней каскад,

ущельев -узких коридоры

И грохот рухнувший громад.

Люблю рассвета я узоры

И солнца ранние лучи,

Луны насмешливые взоры

И ликованье звезд в ночи.

Пятый экскурсовод.

Пятигорск-крупный промышленный город. В нашем городе много фабрик и заводов, выпускающих разное оборудование, продукты питания и другие товары (хлебзавод, молзавод, птицефабрика, предприятие «Холод» выпускающее мороженное).

Все районы города связаны между собой трамвайными линиями, общая протяжённость которых 48 км.

Шестой экскурсовод.

Много талантливых людей живёт в городе Пятигорске: это поэты, писатели, художники, композиторы. Их песни, стихи, картины посвящены нашему городу, нашей родной природе. Много песен, стихов написано для детей. Мы знаем таких поэтов-пятигорчан как: Галина Шевченко, Геннадий Тер-Татевосян, Анатолий Трилисов, Евгений Зимин. А какие прекрасные картины написаны художником-пятигорчанином Корюном Геворковичом Казанчаном. А сколько много песен мы поём композитора Татьяны Барбакуц.

Приложение 2

Сценарий развлечения в

старшей группе.

Мой город Пятигорск

Вед.- Ребята, сегодняшний праздник мы посвящаем нашей Родине, нашему краю и любимому городу Пятигорску. Родина-Россия _край, где мы живём, это наш дом и его надо любить и беречь.

Реб.- Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Реб.- Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом Русь!

Реб.- Россия наша! Нет страны чудесней

Любовь к тебе мы славим

Звонкой песней.

Песня о России с упражнениями…

Реб.- Ставропольский край раздольный,

Пятигорск наш дорогой

Это часть России вольной,

Нашей матери родной!

Ты двести тридцать(6) лет основан,

Наш город милый, Пятигорск!

И жарким сердцем, громким словом

Мы славим твой рассвет и рост!

Как много городов на свете,

Не счесть их у родной страны.

Но мы- и взрослые и дети-

В свой дивный город влюблены.

Уважение и славу

Заслужили на века

Блеск Подкумка, высь Бештау,

Синь красавца Машука!

Вед.- Ребята! Ведь вызывает восхищенье

У нас аллеи «Цветника»,

Подкумка быстрого теченье,

Краса вершины Машука!

И с наслаждением понятным

Согласен весь наш детский сад.

По нашим улицам нарядным

Гулять хоть целый день подряд!

Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по нашему замечательному городу-курорту.

Пятигорск-жемчужина Северного Кавказа. Наш город растёт и хорошеет с каждым днём.

В Пятигорск приезжают люди со всех концов нашей Родины, чтобы подлечиться, испить наших целебных источников, отдохнуть.

Но прежде, чем отправиться в путешествие по нашему городу, мы проведём с вами викторину «Знаете ли вы свой город?»

Желающих принять участие в викторине, прошу выйти ко мне.

(Детям раздаём открытки с видами Пятигорска и здания детского сада).

Посмотрев открытку, ребёнок называет место в городе, которое там изображено.

Вед. Ребята, а чтобы спокойно проехать по городу, давайте вспомним правила дорожного движения.

Выходит в центр зала группа детей и поют частушки.(о правилах движения).

Первый: Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Где есть надпись…

Все: « Переход»

Второй: Если ты спешишь домой,

Не беги по мостовой,

Не цепляйся за трамвай

И другим…

Все: Не разрешай!

Третий: Если ты спешишь в пути,

Через улицу пройти,

Помни Таня, Толя, Саша,

Все: Налево!

Четвёртый: Как дойдёшь до середины,

А отсюда, с половины,

Помни Петя, Юра, Клава,

Что смотреть надо..

Все: Направо!

Вед. Молодцы, ребята. Ну а теперь в путь. Я буду ваш экскурсовод.

(Звучит песня «Едем мы по улице», Тимечеева 1 куплет)

Вед. От нашего детского сада, по улице Козлова мы подъезжаем к центральной библиотеке им. М. Горького, мимо школы №6. Налево видим Дом администрации города. Затем подъезжаем к Вечному огню. Сюда всегда приходят люди, чтобы поклониться героям революции и Великой Отечественной войны.

Пойдёмте же к лесной опушке

С её старинной красотой-

Мы знаем, что бывал здесь Пушкин,

И Лермонтов и Лев Толстой.

Дети идут на полянку и рассаживаются.

ВЕД.- Вот мы и пришли на красивую полянку. Здесь мы будем с вами отдыхать, играть, плясать…Ребята, я слышу какие-то шаги в лесу, кто-то идёт к нам… Посмотрите, да это же горянка, хранительница леса.

Горянка:- Здравствуйте, дети! Я рада, что вы пришли в мой лес и я с вами отдохну, а вы будете меня развлекать, но прежде скажите, у какой горы мы находимся?

Все:- У горы Машук.

Горянка:- Правильно. А вы знаете как надо вести себя в лесу?

Горянка:- Дети, а кто это нам мешает?

(из-за деревьев выглядывают Б.Я. и Волк)

А вот вы где! А ну-ка выходите к нам и послушайте детей, они вам расскажут, как надо вести себя в лесу!

Ответы детей.

Б.Я. и Волк:- Да мы пошутили. Хотели вам помешать, да у нас ничего не получилось.

Горянка:- А вот скажите нам, какие грибы можно собирать в лесу?

Б.Я. и Волк:- Мухоморы…

Горянка:- Да не правильно. Послушайте ответы детей.

Б.Я. и Волк: -Молодцы, ребята! А можно нам с вами поиграть?

Игры Б.Я. и Волка.

Горянка:- С детьми вы подружились, так что оставайтесь с нами послушайте интересную сказку о наших горах. Но прежде скажите, какие вы горы Кавказа знаете?

Ответы детей.

Горянка:- Так вот я хочу вам рассказать интересную легенду (сказку) о наших горах.(Легенда о горе Машук).

Это легенда о Бештау . В незапамятные времена, когда еще не было гор, была здесь степь, где жило гордое племя джигитов-нартов. И жил в этом племени юноша, которого звали Бештау – молодой, красивый, храбрый джигит. А еще в этом племени жила девушка – красавица Машука – добрая, трудолюбивая, скромная. Встретил как-то Бештау красавицу Машуку и сразу влюбился в нее. И Машука тоже полюбила джигита Бештау. Они решили пожениться. А вождем племени нартов был седой красавец Эльбрус. Это был старый, но очень сильный и отважный воин, с сердцем юноши. Он тоже полюбил Машуку и хотел на ней жениться. И чтобы избавиться от молодого соперника Бештау, отправил его на войну, втайне надеясь, что тот погибнет. Но Бештау победил всех своих врагов и с победой вернулся домой. Он узнал о злобном замысле старого Эльбруса и вызвал его на поединок. И вспыхнула битва. Замахнулся Бештау на Эльбруса и рассек ему голову надвое. Собрал последние силы Эльбрус и нанес Бештау пять ножевых ран. Рухнул Бештау и окаменел пятиглавой горой, а красавица Машука с горя ударила себя в бок кинжалом и превратилась в гору. Природа не вынесла трагедии и все животные и предметы вокруг окаменели. Так появились горы – Змейка, Бык, Верблюдка, Кинжал, кольцо. И до сих пор, окаменевшие, они изливаются в виде источников чистой, горячей воды, исцеляя множество людей.

Горянка:- О них мы слушаем рассказы

Стихи их знаем наизусть.

Давайте послушаем.(дети читают 2-3 стихотворения)

«Кругом, налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит;

И дале царь их пятиглавый ,

Туманный, сизо-голубой,

Пугает чудной вышиной.»

Горянка: - В нашем городе, в нашем крае живут люди разных национальностей, и вот со мной к вам пришли маленькие горцы и горянки, а также девочки в русских костюмах.

Родная русская «Калинка»

Вот здесь мелодией лилась,

И удалая «кабардинка»

С калинкой дружно обнялась.

Танец «Кабардинка»

Хоровод «Калинка»

Горянка:- Ребята, а может кто-то из вас знает какую-нибудь легенду о нашем городе?

Реб.- Я знаю и хочу рассказать легенду об Орле и Змее.

(Рассказ сопровождается мимической сценкой Орла и Змеи)

Вед.- Ребята нам пора уже вернуться в детский сад, попрощаемся с хранительницей леса.

На обратном пути едем по улице Соборной, видим красивую маленькую церковь, и останавливаемся в сквере М. Ю. Лермонтова, там находится красивый ему памятник. Лермонтов-русский поэт- часто посещал наш город и посвятил много стихов нашему городу и Кавказу.

Стихотворение «Кавказ» М. Ю. Лермонтова читает ребёнок или воспитатель.

Дети читают стихи А. С. Пушкина

Поём куплет песни «Едем мы по улице»

Вед.- Продолжаем путь по проспекту Кирова и подъезжаем к парку им. С. М. Кирова. Идём по парку к театру «Камертон», где идёт концерт, мы тоже принимаем участие.

Танец « Светофориков и регулеровщиков»

Вед.- А теперь пора домой в детский сад.Поехали!

«мы едем, едем!»

А вот и наш сад. Наше путешествие закончилось

Театральный этюд .

Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел!!!

Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал,

Дело было вечером, делать было нечего,

Галка села на заборе, кот забрался на чердак,

Тут сказал ребятам Коля просто так.

А у меня в кармане гвоздь! А у вас?

А у нас сегодня гость! А у вас?

А из нашего окна церковь новая видна,

А из нашего окошка к заповеднику дорожка,

Сам великий дядя Миша, Лермонтов к нам приезжал,

Он поэмы и рассказы в этом домике писал!

Мы ходили в галерею, питьевую,в Цветнике,

Поднимались мы к беседке, и сидели на орле!

Где же Коля потерялся?

Не терялся вовсе я! Наблюдал за караулом, там,у Вечного огня!

Часовые в форме новой с автоматами стоят!

Память о героях смелых, молча у огня хранят!

Стать хочу экскурсоводом, поведу всех на Провал!

И о чём же ты расскажешь?

Как Печорин здесь бывал!

Удивил нас! Что ж такого! На Провале каждый был!

Если б полетел ты в космос, всех тогда б ты удивил!

Что вы соритесь, ребята! Оглянитесь поскорей!

Этот город самый Лучший!

Лучший город на земле!

Вед:- Любите свой город, изучайте историю своего города, озеленяйте свой город, чтобы он всегда был молодым и зелёным.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №17

Проект

для детей подготовительной к школе группы

«Этот город твой и мой!»

Руководитель:

воспитатель МБДОУ д/с №17

Худякова Ольга Анатольевна

г. Апатиты 2016 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: краткосрочный

ТИП ПРОЕКТА:

По виду деятельности: творческий, информационный.

По числу участников: групповой.

По форме: интегративный (речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие).

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

ПРОБЛЕМА: недостаточные знания детей о родном городе.

Проблемные вопросы:

    "Что мы знаем о родном городе?"

    "Что мы хотим узнать?"

АКТУАЛЬНОСТЬ: :

Формирование чувства патриотизма дошкольников и знакомство с общественными ценностями, идеалами, традициями, через ознакомление с историей родного города, его жителями, достопримечательностями.

ЦЕЛЬ: воспитание любви к родному городу, ознакомление с памятниками и памятными местами своего города.

ЗАДАЧИ:

Ожидаемые результаты:

В результате совместной работы детей и взрослых по проекту «Этот город твой и мой»» дети расширят свои представления о малой Родине - о родном городе, у детей возникнет интерес к более глубокому изучению истории города. Дети станут ярче проявлять свои творческие способности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап

Целеполагание (Выявление проблемы, определение цели, задач).

2 этап

Разработка проекта. Поиск решения задач проекта. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3 этап

Реализация проекта (практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности). Анкетирование родителей, оформление выставки «Этот город твой и мой»; создание фотовыставки «Памятные места города Апатиты».

Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме проекта; подбор экспонатов, игрушек, дидактических игр и пособий, методической и художественной литературы, составление тематического планирования, проведение познавательных занятий, с целью обогащения знаний детей, побуждения желания принимать активное участие в данном проекте.

4 этап

Подведение итогов

1. Обогащение предметно-развивающей среды группы при активном участии родителей.

2. Пополнение методического материала:

    выполнен подбор литературы;

    составлен перспективный ежедневный план на период проектной недели;

    оформлена выставка рисунков «Апатиты глазами ребенка», «Апатиты – город будущего»;

    оформлен книжный уголок.

    Разработан сценарий итогового мероприятия КВН «Мой город».

3. Повышение активности родителей в жизни группы

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

I. Подготовительный этап:

1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Изучение методической литературы; организация предметно-развивающей среды.

3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта:

В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.

Мероприятия

Непосредственно-образовательная деятельность: «Мой родной город», «путешествие по улицам города» (знакомство детей с историей города и его современностью; рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города»).

Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Апатиты. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города.

Оформление фотовыставки «Памятные места города Апатиты»

Рассказать детям о достопримечательностях города, обогащать знания о родном городе. Выяснить, где дети больше всего любят гулять. Развивать память и речь.

Оформление выставки рисунков «Апатиты глазами ребенка» и «Апатиты – город будущего».

Развивать творчество детей и родителей, способствовать развитию чувства гордости за свой город.

Игра по иллюстрациям «Прошлое – настоящее»

Систематизировать представления детей о времени прошедшем и будущем родного города на примере прошлого, настоящего и будущего.

Составление рассказа по фотографиям из группового альбома «Достопримечательности города».

Продолжить знакомить детей с достопримечательностями города. Учить детей применять ранее полученные знания по теме, развивать речь и память детей.

Работа с родителями:

    консультация для родителей «Мой город – капелька России».

    Создание листовок вместе с родителями «Берегите свой город»

    Выставка совместных работ «Апатиты – город будущего».

    Творческие рассказы жителей города

Разработка сценария и проведение итогового мероприятия КВН « Мой город»

Обобщить знания детей о родном городе; активизировать умение работать в коллективе, любознательность, самостоятельность; развивать внимание, память, речевую активность.

Вся работа с детьми проводилась в согласовании с родителями и непосредственном их участии, поскольку только совместная деятельность способствует успешному воспитанию детей.

Результаты проектной деятельности выразились в следующем:

    Благодаря экскурсиям выходного дня, посещению музея-библиотеки ребята получили информацию об истории города, его памятниках и памятных местах.

    Дети познакомились с архитектурой города, его улицами, транспортом.

    Из познавательных бесед ребята узнали историю города, познакомились с его символами, увидели известные места города, его развитие, почувствовали личную ответственность за город и его будущее.

    В результате совместной работы детей и взрослых по проекту «Этот город твой и мой» дети расширили свои представления о малой Родине - о родном городе, у детей возник интерес к истории города, дети проявили свои творческие способности.

Используемая литература:

    Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

    Виноградова Н.А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду.

    Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1. – С. 60-68.

    О. В. Малахова "Интегрированные занятия в проектной деятельности" Оленегорск, 2012

    Н. Г. Зеленова "Мы живем в России" гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Москва, 2007

    Л. А. Кондрыкинская "С чего начинается Родина?" творческий центр Москва, 2004

    Г. Н. Данилина "Дошкольнику - об истории и культуре России" Аркти Москва, 2003

Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ.

  • Формирование интереса к истории Отечества, своего края, города, расширение представлений об истории малой Родины;
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;
  • Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;
  • Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • Объединение усилий учителя и учащихся, для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Возраст участников: 10-11 лет, 4-й класс

Тип проекта: творческий

Вид проекта: долгосрочный

I. Выбор и обоснование проекта:

Постановка проблемы. После бесед о родном городе, экскурсий по городу, в музей выбрали тему своего проекта, близкую для понимания "Мой родной город". Для обозначения актуальности и значимости предложенного проекта на классном часе детям было предложено и принято единогласное решение о старте проекта "Мой родной город. Начали с выбора и обсуждения микротем. Каждый ученик выбрал интересную для себя тему. Разбились на группы по интересам. Работа проводилась в течение длительного времени (октябрь-январь). Ребята набирают информацию, анализируют, отбирают самое важное, интересное, значимое.

II. Организация деятельности.

1. Беседа об истории города. Класс делится на группы, каждой из которых руководит учитель. Заведующая библиотекой и родители помогают учащихся.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕКТОМ

(управленец)

Создание команды единомышленников, координация взаимодействия. Помощь в организации проектной деятельности

Учащиеся 4а клаcса.

Активные участники проектной деятельности.

Родители.

Задача: помощь советом, информацией, проявление заинтересованности

Библиотекарь. Задача: помощь в подборе списка литературы, совет дополнить, или снять какие-то источники

Выдвижение первоначальных идей, планирование проектной деятельности: в результате обсуждения возникли следующие творческие группы:

Тема Творческая группа Примечание (что выполнено)
Как образовался город Владивосток. Волошина Вика

Паршкова Катя

Сообщение.

Фотографии старого города.

Символы Владивостока. Бородин Коля

Злобин Вадим

Полетаев Кирилл

Презентация 1 (приложение 1) Сообщение.
Главная улица города. Швецова Доминика

Ромашенко Руслана

Презентация 3 (приложение 3).
Районы города. Гулина Вика

Сущенко Ксения

Бедоев Костя

Презентация 5.

Фотографии современного города.

Музеи. Беляева Кристина

Потапова Полина

Сообщение.

Презентация 6.

Памятные места. Рахимова Настя

Климонова Алина

Шевченко Ира

Суходуб Никита

Газета.
Улицы города, названные в честь адмиралов. Баранник Ульяна

Иванова Настя

Ищенко Полина

Сообщение, фотографии.
Улицы города, названные в честь космонавтов. Бедоев Костя

Корешков Дима

Олейник Дарья

Презентации 2,4 (приложение 2,4).

Сообщение.

Улицы города, названные в честь известных людей. Парфёнов Влад

Кацнельсон Максим

Денисов Павел

Димитров Дима

Сообщение.
Улицы города, названные по названиям деревьев. Фомин Максим

Комаров Миша

Корнюшкин Максим

Презентация 7.

III. Осуществление деятельности. Исследование.

1. На исследовательском этапе при изучении истории города учащимися при помощи учителя и родителей была собрана информация об истории города Владивостока, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. При подготовке информации по теме проекта родители советовали дополнить ее или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней, школьной и городских библиотек, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

2. Просмотр документальных фильмов о городе Владивостоке, о Приморском крае учит детей систематизации и анализу всей полученной информации в ходе предшествующей данному этапу работы.

3. Группы рассматривали историю города с разных сторон. Детьми были представлены сообщения, газеты, фотографии, презентации. Были подведены итоги проделанной работы. Задумываясь о том, что еще предстоит сделать. Учащимся было предложено участвовать в школьной конференции и представить свой проект учащимся 3-4 классов нашей школы.

IV. Защита проектных работ.

Результаты представляются на обсуждение учащимся. Экспертная группа в состав которой входили родители, библиотекарь, заместитель по воспитательной работе, заместитель директора по информатизации учебного процесса разработали рецензии и экспертные оценки на каждую из работ и рекомендовали выступить с проектами на научно-практической конференции для учащихся начальной школы "Школа - шаг в будущее. Творить я буду в XXI веке" в рамках декады "Наука и технология в начальной школе". Конференция состоялась в последний день третьей четверти.

Проект

«Мой город – капелька России»

Актуальность:

Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Взрослые порой не уделяют должного внимания решению данного вопроса, поэтому дети не владеют достаточной информацией о родном городе. А, не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Цель проекта: Знакомство воспитанников детского сада с историей, достопримечательностями и объектами инфраструктуры города Ачинска.

Задачи для педагогов:

Выявить знания дошкольников об истории родного города, его достопримечательностях и объектах инфраструктуры посредством педагогической диагностики для дальнейшего планирования воспитательно – образовательного процесса;

Разработать и внедрить в деятельность ДОУ (группы) план работы (подпроект) по ознакомлению с родным городом, включающий в себя беседы, дидактические игры, НОД, открытые мероприятия, досуги, тематические экскурсии, диагностический материал;

Обобщить опыт работы по данной теме: собрать материал и оформить методическое пособие «Ознакомление дошкольников с городом Ачинском»;

Способствовать привлечению родителей (законных представителей) воспитанников к решению данного вопроса посредством включения в педагогический процесс «Семейного маршрута выходного дня».

Задачи для детей:

- закрепить знания детей о родном городе, познакомить с его историческим и культурным наследием;

Продолжать знакомить с главными современными достопримечательностями города, формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной его окрестностей;

Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Участники проекта: все воспитанники МБДОУ «Д/с № 47», педагоги, родители (законные представители) воспитанников.

Внешние связи: филиал № 3 городской детской библиотеки, Краеведческий музей им. Каргополова, МОУ СОШ № 11, № 8, Ачинский драматический театр, театр кукол «Сказка».

Сроки реализации: 26 сентября по 15 декабря 2016.

Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47».

Ресурсы обеспечения проекта:

    Кадровые: заведующий, заместитель заведующего по ВОР, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

    Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.

    Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Формы и методы работы:

    проектная деятельность;

    городские пятиминутки;

    виртуальные экскурсии и прогулки;

    презентации;

    конкурсы, викторины, досуги;

    акции;

    тематическая выставка, фотовыставка.

Ожидаемый результат:

Дети:

    имеют представление о прошлом и настоящем родного города;

    называют достопримечательности Ачинска;

    совместно со взрослыми участвуют в выставках, конкурсах, викторинах.

Педагоги:

    обобщен материал по теме «Мой город – капелька России»;

    разработано методическое пособие «Ознакомление дошкольников с городом Ачинском».

Родители (законные представители):

    приняли участие в «Семейном маршруте выходного дня», предоставили фотоотчет.

Этапы реализации проекта:

    Подготовительный – проведение педагогической диагностики в возрастных группах (по необходимости), подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана (подпроекта) по ознакомлению воспитанников с родным городом.

    Практический – реализация плана мероприятий (подпроектов) через интеграцию разных видов детской деятельности.

    Заключительный – оценка эффективности реализации проекта, участие во Всероссийском конкурсе «География большой страны».

«Ключевые темы проекта»

    «От острога до наших дней»;

    «Мой родной Ачинск»;

    «Символика города»;

    «Памятные места родного города»;

    «Ачинск спортивный»;

    «Город – труженик»;

    «Люди, прославившие Ачинск»;

    «Городской транспорт».

План реализации совместных общесадовых мероприятий

Акция

«За чистый город»

Октябрь

Территория детского сада

Зам. зав. по АХР

Выставка детских рисунков «Милый сердцу уголок»

Октябрь - ноябрь

МБДОУ

«Д/с № 47»

Дети дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители)

Воспитатели групп

Викторина «Колесо истории»

Октябрь - ноябрь

МБДОУ

«Д/с № 47»

Дети старшего дошкольного возраста

6 -7 лет

Воспитатели групп

Акция

«Свет, тепло, воды потоки сэкономим для потомков»

Ноябрь

МБДОУ

«Д/с № 47»

Воспитанники и сотрудники детского сада

Зам. зав. по АХР, методический совет, воспитатели групп

Краевой конкурс

«Мой сказочный край»

Ноябрь - декабрь

Краевой уровень

Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители (законные представители), сотрудники

Всероссийский конкурс «География большой страны»

Декабрь

Региональный уровень

Воспитанники и сотрудники детского сада

Зам. зав. по ВОР, методический совет

Фотоотчет

«Город, в котором хочется жить!»

Декабрь

МБДОУ

«Д/с № 47»

Воспитанники и родители (законные представители)

Зам. зав. по ВОР, методический совет, воспитатели групп

Посещение краеведческого музея

В течение года

Краеведческий музей им. Каргополова

Заведующий, зам. зав. по ВОР

Посещение драматического театра

В течение года

Драматический театр

Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители (законные представители), педагоги

Заведующий,

зам. зав. по ВОР

Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 000

3 этап. Реализация проекта.

Организация деятельности проекта.

Игровая деятельность.

1. Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», « Экскурсия

по городу».

Цель: развивать у детей патриотические чувства, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к родному дому, городу; продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками.

2.Словесные игры «Дорога домой », «Доскажи словечко», «Наоборот», «Мой адрес … », «Скажи со словом «городской»».

Цель: расширить у детей знания об улицах города, научить их правильно произносить, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «малая родина», расширить словарный запас, воспитывать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, учить наблюдать и слушать, развивать речь и память.

1. Чтение стихов и небольших рассказов о Родине.

2. Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.

3. Беседы: «Кто где живёт?», «Чем я могу помочь родному городу?», «Мой родной город Лиски», «Моя семья».

Продуктивная деятельность.

1. Рисование: «Мой дом», «Моя семья», «На улицах нашего города».

2. Конструирование паровоза

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Взаимодействие с родителями.

Консультация на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу».

Организация фотовыставки «На работе».

Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край, учить видеть прекрасное в простых вещах.

Фотовыставка «На работе».

Игра «Путешествие по городу» (с показом слайдов).

Приложение.

Игра «Наоборот» .
В нашем городе много улиц и все они разные. Я буду бросать вам по очереди мяч, и говорить какая бывает улица, а вы ловите мяч, бросаете назад и говорите наоборот:
Длинная улица -…короткая улица
Узкая улица -…широкая улица
Грязная улица -… чистая улица
Ближняя улица -…дальняя улица
Светлая улица -…темная улица
Шумная улица -…тихая улица
Старая улица -…новая, современная улица
Извилистая улица -…прямая улица
Большая улица -…маленькая улица

Пальчиковая игра «Строим дом» .
Строим, строим, строим дом / накладываются ладони друг на друга
ребром
Дом с высоким потолком / руки вверх
С треугольной крышей. Вот с такой? /из пальцев делают треугольник
Нет, выше! / руки в треугольник над головой
Окон в доме 3 и 3 / показывают 3 пальца на одной и на другой руке
Поскорей в них загляни.
Там увидишь печку, / сжимают – разжимают кулачки
На печке – человечка.

Игра «Доскажи словечко».
Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы, детские сады, зеленый парк, библиотеки, кинотеатр и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой. Я пойду в музей, чтобы полюбоваться на экспонаты. А вы?
Я пойду в парк….. чтобы подышать воздухом
Я пойду в кинотеатр…….
Я пойду в библиотеку……..
Я пойду в музыкальную школу……
Я пойду в школу…..
Я пойду в детский сад……
Я пойду в аптеку… ..
Я пойду в магазин…..
Я пойду на речку…..
Я пойду в сквер…..
Я пойду на стадион…..

« Кому, что надо для работы?»

На доске картинки профессий: дворника, врача, продавца, учителя, водителя, повара. Дети говорят, какой инструмент кому нужен, что им будут делать.

Пословицы и поговорки о Родине.

На чужбине и собака тоскует.

Чужбина слезам не верит.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Где кто родится, там и пригодится.

Кто на чужбине не бывал, цену Родине не узнал.

Когда родину охраняешь, сам мужаешь

Всяк кулик свое болото хвалит.

Беседа по теме «Моя семья».

Кто живёт в домах, квартирах?

Что такое семья?

Как должны жить люди, чтобы семья была дружной и крепкой?

Что ты знаешь о своей семье?

Беседа по теме «Мой город».

В каком городе ты живешь?

Назови свой домашний адрес.

Какие памятники нашего города ты знаешь?

Какой транспорт есть в нашем городе?

Как называется остановка транспорта возле твоего дома?

Какие любимые места есть у тебя в городе?

Где ты любишь бывать?

Беседа по теме «Моя улица».

Как называется улица? (Была ли она переименована, почему?)

Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.)

Что расположено на этой улице? (Магазины, больница, банк, школа, парикмахерская и т. д.)

Где находится эта улица?

Проблемные ситуации.

Если бы на домах не было адреса?

Если бы на домах были бы одинаковые адреса?

Спроси у взрослых:

Сколько примерно человек проживает в нашем городе;

Сколько лет исполнилось нашему городу;

Загадки о городе.

С виду дом совсем обычный,

Для спортсменов он привычный,

В этом доме круглый год,

Плещется в воде народ.

(Бассейн)

Вот холодная арена

Лед коньками режут смело

Быстрый, ловкий хоккеист

И красавец – фигурист.

(Ледовый Дворец)

Что это за дом,

Музыку услышишь в нем

Танцы, песни и смех

Мультики, кино для всех.

(Кинотеатр)

В залах тихий здесь уют

Книжки дружно тут живут,

Приходите, детвора,

Будем рады вам всегда.

(Детская библиотека)