Как Скандинавские мамы и папы оставляют детей на улице зимой? Как узнать родословную своей семьи – поэтапная инструкция Исследовательские работы родословная моей семьи


Времена теперь другие

Как и мысли, и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Дорогие мамы, сегодня у нас есть одна цель - донести до наших деток что-то очень важное и ценное. Историю. Все мы рассказываем нашим детям истории, повести, сказки о том, что было, а может, и не было, но мы пытаемся дать им представление о мире, о том, как он устроен. О том, какой он есть, и какой был. Ведь чтобы понять, почему мы живем сейчас так, а не иначе нам надо знать свою историю, свои корни.

Вы ведь рассказываете своим деткам об их , дедушках, прабабушках и прадедушках. Те в свою очередь рассказывают о еще более дальних родственниках. Хорошо, если в семье кто-то записывает историю своей жизни и передает ее по наследству. Но так ведь происходит не у всех, точнее так происходит только в редких случаях.

Как правило, мы хорошо знаем о событиях, которые произошли в жизни семьи не дальше своей бабушки, что уж говорить об истории целой страны. Но она очень увлекательна, интересна и так важна.

Я долго думала с чего начать объяснять маленькому человечку о том, чего он пока совсем не понимает, потому что его мир пока – это его семья. Мы можем начать рассказывать ему о древних людях и динозаврах и мамонтах, но для него это будут сказки, он не увидит в них реальности, а наша задача объяснить ему правду, а не сказку.

Так с чего же лучше начать? С семьи! В один из вечеров попробуйте начать рассказывать ему очередную историю, но не о вымышленных персонажах, а о тех людях, которых он знает и видит. Расскажите ему семейные истории (я уверена, что в каждой семье есть что-то такое увлекательное и завораживающее), а потом плавно поинтересуйтесь, а знает ли он, как жили наши предки давно-давно, когда еще наша страна не называлась Россией, у нас не было современных городов, машин и всего, что нас окружает. Я думаю, что ребенок заинтересуется, ведь по натуре своей они открыватели, а заглянуть в некую тайну веков всегда интересно.

А когда вы разожжете интерес, то и наши игры и занятия будут иметь наибольший эффект.

Поговорим о семье и истории семьи

Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился в детстве с вами?
Это – мама, это – папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед. Он родился
Перед вами за сто лет,
Все, что видим мы сейчас,
Предки сделали до нас.
Лампы, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
От предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской
И кто был до нас с тобой.
Е. Губина.

Так кто же такие предки ? (наши родные, это те, кто жил до нас.). Мы их потомки. Почему нас так называют? (мы живем потом, после них.) Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (нужно знать их имена, отчества, фамилии.) Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Задание. Поговорите о своих родственниках, о бабушках и дедушках, о прабабушках.

С давних времен существовал обычай вести свою родословную . Слово "родословная" состоит из двух слов "род" и "слово" или слово о роде. Родословная рассказывает об истории семьи. Свою родословную может составить каждый человек.

Когда человек хочет составить свою родословную, он располагает фотографии своих родственников на дереве, которое называется родословным.

Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто. Что люди использовали для того, чтобы было понятно, о ком идет речь? (отчества, прозвища.)

Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра – Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук).

Так кого же объединяет род? (родственников с одинаковой фамилией.) Да, род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.

Задание . Поищите старые фотографии своих родных и близких, постарайтесь узнать о них, как можно больше. Попробуйте сделать рисунок дерева вашей семьи. А может это будет вовсе и не дерево, а дом? Пофантазируйте с оформлением, поговорите с самыми старшими членами семьи. Пусть это будет небольшое дерево, главное показать суть истории семьи, тогда будет проще переходить к истории в целом.

Поговорите о семье, о помощи друг другу, ведь близкие люди всегда помогают друг другу. В народе есть поговорка: «Семьей и горох молотят». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (в семье все помогают друг другу делать трудную работу.) Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Поиграйте в пальчиковую игру, в которой рассказывается о такой помощи друг другу.

Мама, папа, внук и дед
Собрались варить обед.
Тебе – мясо тушить,
Тебе – капусту рубить,
Тебе – борщ варить,
Тебе – тесто месить,
А тебе – печку топить!

Как вы думаете, трудную работу легче и быстрее выполнить, когда работает один палец или когда одновременно работают все пальчики на руках? Вот так и в жизни бывает: любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее вместе.

Задание . Поищите стихи, рассказы, сказки, притчи о командной работе и дружбе. Проведите эксперементы: попробуйте что-то сделать одной рукой (всеми пальцами), а потом несколькими пальчиками или одним.
Посмотрите рисунок с изображением семьи в Древней Руси. Предложите ребенку подумать о том, кто они и какая у них была жизнь. А потом пригласите его отправиться в путешествие в то время, когда жила эта семья.

Притча о сыновьях

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Евгения Смирнова

Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника

Содержание

Перебирая детские фотографии или слушая истории родителей, вы невольно можете заинтересоваться своей родословной. Еще в древние времена ее составляли в виде семейного дерева: это удобный вариант представления информации. Составление родословной даже задают в школе к уроку Окружающий мир или садике, потому нужно знать, как создать генеалогическое дерево своими руками.

Что такое генеалогическое древо

Само понятие «генеалогическое древо» представляет собой список людей, которые связаны между собой родством. Перечисление происходит по иерархии, основанной на годах жизни людей и том, кем они приходятся друг другу. На стволе дерева указывают супружескую пару, стоящую во главе рода. Затем располагают их детей, внуков и двоюродных братьев, сестер. Поколения при этом находятся на одном уровне. Этот вариант является классическим, когда построение идет от предков к потомкам.

Помимо основного варианта, как нарисовать семейное дерево, существует еще несколько:

  1. Лично от себя . В качестве ветвей выступают родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Это удобно тем, что указывается вся семья по линии только одного человека. Дополнить же такое дерево будет уже сложно.
  2. Фамильное дерево . В этом случае отдельно могут указываться родственники по отцовской или материнской линии, ведь фамилии супругов до женитьбы были разными.

Как нарисовать дерево по шаблону

В интернете существует множество сайтов на русском и английском языках, где вы можете найти специальные шаблоны семейного дерева. Скачав и распечатав их, нужно просто заполнить пустые места фотографиями родственников согласно указанному расположению. Более аккуратно будет смотреться, если воспользоваться фотошопом. Для этого нужно открыть шаблон в этой программе и уже там вставить фотографии. Рекомендуемый формат макета – png. Это расширение для картинок, с которыми в фотошопе очень удобно работать.

Как составить генеалогическое древо семьи

Как же нарисовать семейное дерево? Для этого лучше разделить работу на несколько этапов. Первый шаг – узнать про всех генетических родственников. Это самый ответственный этап, ведь от количества сведений зависит то, насколько полным будет готовая база данных. Если вдруг вы кого-то пропустите, то смысл древа будет частично утрачен. Если сбор информации прошел успешно, то остается выбрать вариант построения схемы – лично от себя, от основателя рода или же сразу несколько фамилий.

Как сделать родовое дерево

Перед тем, как составить свое генеалогическое древо, стоит сделать предварительную схему всех родственников, распределив их по степени родства. Главное – определитесь с тем, на сколько поколений назад планируете зайти. Для обладателей большой семьи лучше ограничиться ближайшими родственниками и не вписывать двоюродных дедушек и бабушек, в противном случае можно расширить родовое древо и сделать в нем боковые ветви. Они будут служить для записи более отдаленных родственников – двоюродных братьев, сестер, бабушек и дедушек.

Понятий родства очень много: помимо кровного, они отображают брачное или же духовную связь. В первом случае у людей есть общий предок, во втором – они женаты, к третьему же относят такие формы родства как, кумовство и побратимство. Основным является кровное – в нем выделяется несколько степеней родства. Одна из них представляет собой поколение, цепь которых уже составляет линию.

Такая цепочка включает столько степеней, сколько рождений было в семье, т.е. сын или дочь – первая степень, внук или внучка – вторая и т.д. Каждая из них должна следовать друг за другом по порядку. Получается, что построение идет по поколениям – от старшего к младшему или же наоборот, в случае выполнения схемы лично от себя. На основной ветви должны указываться все родные братья или сестры, бабушки и дедушки, а уже на боковых – двоюродные или троюродные. Так расстояние между родственниками будет отражать дальность их родства.

Как построить генеалогическое дерево

Если примерная схема со списком родственников готова, нужно определиться, как лучше нарисовать семейное дерево. Здесь есть несколько вариантов:

  1. Классический , когда внизу ствола указывается основной носитель фамилии. В большинстве случаев это супружеская пара, например, бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка (можно зайти и еще дальше). Далее указываются все их дети, внуки и остальные родственники по порядку. На основной ветви лучше поместить свою линию, т.е. ту, по которой вы придете к вашим родителям и конкретно себе. В боковых разветвлениях будут располагаться двоюродные и троюродные родственники.
  2. Личное дерево . В этом варианте основой выступаете вы сами, т.е. составитель семейного древа. Далее идут родители, бабушка с дедушкой по обеим линиям и т.д. Это будет основная ветка. На боковых же стоит отразить родных сестер или братьев родителей, их детей, внуков и т.д.
  3. Дерево семьи . Этот вариант более объемный из всех. Здесь можно отразить сразу несколько фамилий. Интересным для самого составителя является отслеживание линии отца и матери. До брака они носили разные фамилии, но по отношению к своим детям они имеют одинаковую степень родства. По этой причине и интересно составить дерево так, чтобы одна половина веток отражала родственников отца, а другая – матери.

Как сделать семейное дерево на компьютере

Существуют специальные программы для составления фамильного древа. Одни из них представляют собой онлайн-сервисы, где можно заказать или самостоятельно бесплатно оформить незаполненный образец с местами под фотографии. Остается только добавить картинки, скачать и при необходимости распечатать. Другой вариант – это скачать графический редактор на компьютер и поработать в нем. Среди таких программ выделяются SimTree, RootsMagic, GenoPro, Family Tree Builder, GRAMPS. Российским аналогом выступает «Древо жизни».

Каждая из программ обладает набором определенных функций, помогающих нарисовать, а затем и распечатать дерево. В большинстве из них уже есть примеры шаблонов, которые нужно заполнить. Они представляют собой таблицу с ячейками или же картинку. Некоторые приложения даже предлагают прикрепить не только фото, но и аудио- или видеозаписи. Для каждого члена семьи предлагается заполнение анкеты, где указываются основные данные о нем вплоть до описания внешности или интересных фактов биографии.

  • Как нарисовать генеалогическое древо
  • Как построить родословную схему
  • Поколенная роспись
  • Со старых, пожелтевших фотоснимков смотрят на нас красивые и умные лица - лица наших предков. Но уже спустя два - три поколения мы забываем, кто эти люди, кем они нам приходятся, что значат в нашей жизни. Чтобы не потерять связь поколений, важно научиться правильно работать со своей родословной.

    Небольшое вступление: полезная привычка - записывать

    Память рода - это не только фотографии, так можно сказать про любую бережно хранимую фамильную вещицу. Старинный угольный самовар на современном столе смотрится… приятно. Но совсем другое дело, если за историей самовара стоят живые истории предков! Поэтому есть смысл завести привычку: записывать рассказы бабушек и дедушек, мам и пап, прабабушек и прадедушек, дядюшек и тетушек. Правнуки могут и не успеть лично познакомиться с прадедами. Но молодое поколение всё равно сможет узнать их, если сохранились аудио или видеозаписи, на которых родственники остаются живыми и здоровыми, рассказывающими о своей жизни.

    Создаём основу родословной

    Именно так, в живом общении, записывают информацию профессиональные этнографы. А как создать ту самую основу, на которую можно надеть одежды устных рассказов, семейных преданий? Где взять информацию, узнать точные даты, имена и должности? Ответ прост - в архивах, а помощь можно найти в социальных сетях, где активно работает множество групп любителей генеалогии.

    Как нарисовать генеалогическое древо

    У начинающих исследователей возможны трудности, связанные с графически правильным оформлением информации. Поэтому сегодня коснёмся именно этой темы.

    Прежде всего, определитесь, кто будет «конечным потребителем» информации. С психологической точки зрения, важно начинать знакомить ребенка с вопросами его родословной с самого раннего детства, детсадовского и даже ясельного возраста, постепенно меняя форму подачи информации.

    Именно для ребенка дошкольного или младшего школьного возраста больше подойдёт «художественный» вариант родословного древа, когда рисуется настоящее дерево, настоящие листочки на его ветвях. Впрочем, не обязательно рисовать - варианты оформления зависят от индивидуальных вкусов, творческих предпочтений и фантазии, можно скачать из сети и готовый шаблон.

    Но вот тут возникает проблема - большинство схем генеалогических дерев не верны!

    Например, посмотрите вот на такую схему, которую мы нашли в Интернете

    Внешне она выглядит понятной для ребенка, но даже малыш может задать логичный вопрос: «Почему я - корень, а из меня растут ветви «мама» и «папа»? Ведь на самом деле все наоборот!»

    Действительно, наоборот! Общая закономерность построения родословных дерев состоит в том, что в корнях изображают первых из известных нам предков, самых далеких по времени от нас.

    Генеалогическое древо английской королевы Виктории

    Другое правило научной генеалогии - деревья строятся по мужской линии.

    К примеру, дети женщин, вышедших замуж, изображаются на дереве их отца, то есть мужа этой женщины, на родословном древе родительской семьи этой женщины они не отмечаются.

    Важно: именно по мужской линии в нашей традиции строятся все виды фиксации родословия: и родословные схемы, и поколенные росписи, и уже описанные родословные деревья. Остальное в оформлении родословного древа - дело творчества.

    На родословном древе про каждого человека следует написать фамилию, имя, отчество, дату рождения и смерти, если человека уже нет в живых.

    Как построить родословную схему

    Принцип построения родословной схемы в общих чертах напоминает работу с генеалогическим древом. Творчества, естественно, меньше, - нет живописности, художественности родословного древа.

    А вот с точки зрения пространственной организации информации есть важные отличия: родословное древо строится обязательно снизу вверх, а схема может быть восходящей (снизу вверх), нисходящей (сверху вниз) и даже боковой (слева направо).

    Поколенная роспись

    На мой взгляд, для взрослого человека, ведущего родословные изыскания, наиболее удобная форма фиксации новой информации - поколенная роспись. Для подростков умение составлять поколенные росписи может стать ещё и ярким дополнением к курсу истории России.

    Итак, поколенная роспись привлекательна именно тем, что позволяет совершенно безболезненно вносить дополнения про любого человека, не нарушая структуры и оформления. Другое её преимущество в том, что именно поколенная роспись позволяет записывать абсолютно любую имеющуюся информацию о человеке. Стандартизация в ней касается лишь структуры расположения родственников.

    Поясню это на примере - фрагменте поколенной росписи Захаровых.

    I поколение.

    1. Кузьма Захаров. Мещанин г. Вязники Владимирской губернии.

    II поколение.

    2 - 1. Александр Кузьмич Захаров *31.05.182[i]. Жил в Вязниках Владимирской губернии.

    Ж. Евлампия Алексеевна Захарова *1837

    3 - 1. Любовь Кузьминична Захарова *1824

    III поколение.

    4 - 2. Иван Александрович Захаров *1.06.1857

    Выходец из Вязников Владимирской губернии, мещанин. Отца Ивана Александровича звали Александром Козминым (Кузьмичом) Захаровым, он был вязниковским мещанином. 24 июля 1883 года Иван Александрович и Прасковья Николаевна вступили в брак, для обоих он был первым. Таинство совершил священник Константин Веселовский с диаконом Иоанном Смирновым в Троицкой церкви г. Вязники, о чём сделана актовая запись № 21 в метрической книге. Поручателями по жениху были вязниковские мещане Михаил Павлович Фигурнов и Александр Павлович Давыдов, а по невесте - вязниковский мещанин Николай Чирков и вязниковский купец Степан Иванович Красавцев[v]. В Томске И.А.Захаров был доверенным лицом купца Гадалова.

    Ж. Захарова (Всехвальнова) Прасковья Николаевна *1848 (или 1860, 1861) +15.03.1942

    Мещанка. Дочь вязниковского уезда деревни Новоселки крестьянина Николая Егоровича Всехвальнова. Родилась в Вязниках Владимирской губернии, там же вышла замуж. Впоследствии, период между 1890 и январем 1894 года, с мужем перебралась в Томск. Была домохозяйкой, воспитывала детей. Всего имела 12 детей, но до взрослого возраста дожили только 6. После 1917 года все время жила с семьей своей дочери Марии Ивановны. Умерла от порока сердца и старости в г. Томске, о чём имеется запись № 903 от 16 марта 1942 года.

    5 - 2. Федор Александрович Захаров *18.11.1872 +25.06.1906

    Выходец из Вязников Владимирской губернии, мещанин. Был восприемником при крещении своей племянницы - Марии Ивановны. Умер 25 июня 1906 года. Был похоронен 27 июня 1906 года.

    6 - 2. Василий Александрович Захаров *18.01.1863

    Выходец из Вязников Владимирской губернии. 25 июля 1871 года получил вид на жительство в Томске сроком на 11 месяцев как рядовой Вязниковского уездного полка[x]. В “Алфавитной книге временно проживающих в городе Томске” сведений о его убытии нет.

    7 - 2. Евдокия Александровна Захарова

    Государственный Архив Владимирской области, ф. 391, оп. 3, д.2, л. 177 об. - 178

    [x] Государственный архив Томской области, ф. 104, оп. 1, д.1014 , л. 39об.

    Римскими цифрами обозначены поколения. Под первым номером идет поколение самого далекого из известных предков. Каждому человеку присваивается порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой. В данном фрагменте порядковые номера доведены до семи. Вторая арабская цифра, стоящая после тире, это порядковый номер отца человека. Так, в данном примере есть персоналия:

    6 - 2. Василий Александрович Захаров *18.01.1863

    Он имеет порядковый номер 6, является сыном Александра Кузьмича Захарова, имеющего порядковый номер 2, родился 18 января 1863 года. Под сносками указывается источник данной информации. Жены своих порядковых номеров не имеют и обозначаются буквой «Ж». Так, Захарова (Всехвальнова) Прасковья Николаевна - жена Ивана Александровича Захарова.

    Аппетит приходит во время еды. Вполне возможно, занявшись этим летом вместе с ребёнком составлением генеалогического дерева или поколенной росписи, вы захотите задать свои вопросы. В Новосибирске с 1994 года существует общественная организация - Новосибирское историко-родословное общество, объединяющее единомышленников и оказывающее методическую помощь при составлении родословной. Общество представлено группой в социальной сети ВКонтакте

    Светлана Морозова

    Накануне Дня семьи ежегодно проводится много различных интересных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и образовательной организации, укрепление семейных связей, пропаганду традиционных семейных ценностей, формирование духовно-нравственных и гражданских качеств личности.

    Впервые о праздновании Международного дня семей заговорили в 1993 г. на очередной Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций. И начиная с 1994 года, 15 мая было выбрано датой проведения этого праздника во многих цивилизованных странах, включая Россию.

    В мае прошлого года моя дочь Анна выполнила исследовательскую работу «Родословная моей семьи» , которая включала в себя папку-исследование, Родословную книгу, Родословную схему.

    Эта работа принимала участие в региональном конкурс творческих работ обучающихся «Традиции моей семьи» , в номинации «Вместе к истокам».

    Привожу работу в сокращении, опустив часть текста, схемы, таблицы, диаграммы, фото.

    Введение

    Семья – самое близкое окружение человека. Чтобы не запутаться в сложных родственных отношениях люди придумали вести родословную – перечень поколений одного рода.

    В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи.

    Я не раз обращала внимание на то, что входя в дома многих стариков, можно увидеть на стене, на видном месте, многочисленные портреты родственников и семейные фотографии нескольких поколений. В больших рамках, под стеклом, с любовью оформленные. Так раньше было принято; эта галерея была частью любого деревенского, а порой и городского интерьера. Жаль, что современное поколение молодёжи плохо знает свои «корни», своих предков, пряча семейные фотографии в альбомах на дальних полках шкафов или на жёстком диске компьютера и флешках. К-сожалению, есть среди нас такие люди, которые не могут вспомнить отчество или день рождения своих бабушек и дедушек, не говоря о месте их рождения или «девичьей» фамилии женщин своей семьи.

    Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А. С. Пушкин заметил: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

    У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как и где жили, кем были, чем занимались.

    Цель работы – изучить родословную моей семьи.

    Задачи работы:

    Изучить, что такое родословное дерево и родословная книга, какие бывают типы родословий;

    Выяснить фамилии, имена, отчества, годы рождения (годы жизни, национальность, место рождения и проживания, профессии своих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек;

    Составить генеалогическое древо семьи, оформить родословную книгу.

    Предмет исследования : изучение истории семьи.

    Объекты исследования :

    1. Воспоминания и рассказы родственников о жизни.

    2. Фотографии, документы, письма.

    Методика исследования

    Под руководством учителя биологии и при помощи родителей я провела исследование, используя следующие методы:

    Теоретические (изучение литературных источников, справочных материалов, документов семейного архива,

    Практические (анкетирование одноклассников, беседа с родственниками, опрос,

    Метод наглядности (создание презентации, оформление плаката и книги по материалам исследования).

    Этапы исследования:

    1 этап. Свою исследовательскую работу я начала в сентябре 2015 года с изучения литературы по теме исследования.

    2 этап. После этого я провела анкетирование учеников школы на тему «История моей семьи».

    3 этап. Затем я провела опрос родственников с целью получения информации о своей родословной.

    4 этап. Следующим этапом стало изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

    5 этап. На заключительном этапе, в ноябре, проведя сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации, оформила исследовательскую работу, а также презентацию, плакат «Моя родословная» и родословную книгу.

    Основная часть

    Генеалогия. Генеалогическое древо.

    Из книг я узнала, что генеалогия (в переводе с греческого означает «родословная») – историческая дисциплина, изучающая родословную человека, его семьи.

    Родословная – ряд поколений, происходящих от одного предка. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

    Для того чтобы нагляднее представить себе жизнь родственников разных поколений, существуют специальные таблицы или схемы. В генеалогии разработана общая методика составления родословных таблиц и схем, которые дают возможность легко проследить родственные связи.

    Ученые выделяют два главных вида родословий: восходящее и нисходящее. Нисходящее родословие – наиболее употребительное и самое удобное – начинается с родоначальника и указывает на его потомство по мужской линии. Восходящее родословие: от себя – к отцу и матери, затем дедам и бабкам и т. д.

    Родословия изображаются разными способами, самые распространенные:

    1. Родословная (генеалогическая) таблица.

    2. Родословное (генеалогическое) древо.

    3. Поколенная роспись.

    Родословная в виде таблицы удобна своей наглядностью. Следует обратить внимание, что лица одного поколения составляют колено рода. Часто в таблицу включают лишь мужские имена членов рода, сохранивших фамилию, ее можно дополнить датами жизни, женскими именами, тогда родословие будет называться смешанным.

    Одна из самых распространенных форм – генеалогическое древо, или древо жизни. Это та же таблица родословия, но перевернутая. Генеалогическое древо имеет действительно форму дерева. В нем соединяются в единую цепь разные поколения.

    Поколенная роспись дает возможность сохранить максимум генеалогической информации и поместить достаточно биографических сведений при каждом имени. В поколенной росписи, как правило, принята определенная нумерация: с левой стороны № лица, а с правой - № отца и т. д.

    Результаты анкетирования учеников на тему «История вашей семьи» я представила в виде таблиц и диаграмм.

    Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что в большинстве случаев подростки частично знакомы с историей своей семьи, информация получена в первую очередь от своих родителей, потом уже от бабушек и дедушек. Но родословную своей семьи практически имеют единицы.

    Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства!

    Следующим этапом работы стало составление РОДОСЛОВНОЙ КНИГИ МОЕЙ СЕМЬИ по схеме: Ф. И. О., дата и место рождения или годы жизни, сведения о родителях, братьях и сестрах, супругах, детях.

    Работая над составлением родословной моей семьи, я выяснила, что корни ее уходят к родоначальным фамилиям – это семья Морозовых и семья Корнаковых – по линии папы, семья Еремичевых и семья Филиных – по линии мамы.

    Я изучала родословную моей семьи с начала двадцатого века – как по отцовской, так и по материнской линии.

    Затем я выполнила Родословную схему в нескольких вариантах. Один из них (восходящая родословная) – в виде коллажа (формат – ватман, материалы: акварель, гуашь, цветная бумага).

    Описание Родословной схемы:

    1. В левом верхнем углу – герб белёвской земли, так как мои родные – уроженцы Белёвского района. Наш район – один из самых древних в Тульской области. Здесь много храмов и монастырей. Церковь символизирует то, что все мои предки и я – православные христиане. Радуга и белый голубь – мир, благополучие.

    2. В левом нижнем углу – летний пейзаж. Наш край – живописный уголок России, он богат лесами, лугами, садами, полями. И, безусловно, гордость нашего района – река Ока с её многочисленными притоками.

    3. В правом верхнем углу – уже не мирное небо. Война. Горящий военный самолёт символизирует события 1941-1945 годов. Не обошла стороной Великая Отечественная война и нашу семью.

    4. В правом нижнем углу – фрагмент сельского кладбища (крест, памятник, обелиск). Это – символ памяти о предках, которых уже нет в живых. Все умершие были русскими, православными, крещёными. Моя семья свято чтит память умерших родных, поминает усопших в храме и ухаживает за могилками на кладбищах. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей, не жалея своих сил, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих - прямое продолжение ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках священна. Без памяти нет совести. Без памяти нет прошлого, а без прошлого нет настоящего и будущего. Могилы умерших близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная могилка передает нашу любовь, память. Она символизирует продолжение жизни человека в наших сердцах. Так же как забытые могилы - наше равнодушие.

    Светлая память всем погибшим и умершим! Никто не забыт, ничто не забыто!

    5. В центре композиции – могучее дерево, на листьях которого слева – фото родных по отцовской линии, справа – фото родных по материнской линии. В центре – фото брата и моё фото.

    В нашей семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции. Самой главной традицией я считаю любовь, уважение, заботу друг о друге. Это то, что перешло к нам от наших предков: бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Благодаря традициям, существующим в нашей семье, мы учимся любить, уважать, доверять, мы учимся ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. А это - самое главное в жизни.

    Я очень люблю свою семью, ценю семейные традиции, хочу их сохранить и передать детям и внукам. Уверена, что семейные традиции – великая ценность, наше духовное богатство. Их нужно беречь!

    Заключение

    Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. На Руси до середины двадцатого века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал биографию не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. До недавнего времени приходилось видеть упадок знаний по этому вопросу, желание знать свою родословную имели всего лишь 2-3 % людей. Однако в настоящее время общественный интерес к истории семьи растет и набирает силу. В основном энтузиастами в этом деле являются школьники, и мы, наш класс, – не исключение.

    Работа по изучению родословной заинтересовала не только меня, моих близких, но и моих одноклассников. Я объяснила им, как составить генеалогическое древо семьи и родословную книгу.

    Данная работа не оставила равнодушными моих родителей, бабушек и дедушек, брата, тётю и дядю. Они оказали мне большую помощь. Постепенно, в ходе работы, у меня начал формироваться семейный архив: появились старые фотографии, нашлись личные вещи предков. Я сожалею, что не смогла побеседовать с прабабушками и прадедушками, так как их уже нет в живых.

    Закончив в данный момент оформление родословной книги и древа, я не считаю пока работу по изучению истории своей семьи выполненной до конца. Надеюсь, что в скором времени древо нашего рода обретёт новые ветви, а я узнаю новую интересную информацию о своих родственниках. В будущем, со временем, думаю, что смогу продолжить изучение истории своих предков глубже. Данная работа может иметь продолжение. Мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать дальних родственников). Поработать с архивными документами, установить историю возникновения фамилий.

    Я планирую в ближайшее время:

    Продолжить составление Родословной книги семьи, регулярно обновлять её;

    Оригинально оформить генеалогическое (родословное) древо, использовать его для украшения интерьера дома;

    Завести Календарь семейных памятных дат;

    Исследовать происхождение фамилий и значение имен моих родных.

    Цель исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

    Главным итогом работы я считаю воссоздание нашей родословной, что станет не только интересной реликвией, но и ценным документом.

    Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны. И тогда с полным правом, с чистой совестью смогу сказать себе: «Я – представитель большого семейного рода! Я – представитель благородной фамилии!»

    Литература

    1) Дукаревич П. Моя родословная. – С-Петербург, 2008.

    2) Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М. : Современный писатель, 1993.

    3) Коротков Е. В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград, 1999.

    4) Полякова Е. Н. Из истории русских имен и фамилий. - Москва: Просвещение, 1975г.

    5) Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. – Москва, 2001.

    6) Тайна имени: Сб. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД», 2000

    7) Федосюк Ю. А., Русские фамилии, М., «Детская Литература», 1972.

    8) Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003.

    9) Материалы семейного архива Морозовых

    10) Материалы семейного архива Ерёмичевых

    Может быть это покажется нескромным, но я хочу отметить, что наша творческая работа на основании приказа министерства образования Тульской области от 30.12.2015 г. № 2771 заняла 1 место в региональном конкурсе, и Анне вручили диплом. А самое главное, работа по изучению истории семьи интересна, полезна, носит практический характер. Она сплачивает семью!

    Спасибо за внимание!

    Научно-практическая конференция туристско-краеведческого движения «Отечество»

    города Минеральные Воды

    Минераловодского городского округа

    Ставропольского края

    Номинация «Родословие»

    Исследовательская работа на тему:

    «Родословная моей семьи.»

    муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    средней общеобразовательной школы № 19

    села Побегайловка Минераловодского городского округа

    Ставропольского края

    Адрес: село Канглы ул.Мира 55

    Тел.: 7-29-92

    Руководитель: Казикова Индира Арсланбековна

    учитель истории и обществознания

    МБОУ СОШ № 19 с. Побегайловка

    адрес село Канглы ул. Мира 55

    Тел. сотовый 89283704429

    Побегайловка 2016

    Содержание.

    I Введение…………………………………………………………………………….……………….стр. 3

    II Основная часть…………………………………………………………………………………….стр. 4

    Глава 1.Генеология……………………………………………………………………..стр. 4

    Глава 2. Как жили прабабушки и прадедушки............................стр. 5-6

    Глава 3. Мои бабушки и дедушки……………………………....стр. 7-8

    Глава 4. Мои родители и сестра………………………………...стр. 8-9

    III Заключение…………………………………………………………………………………….…стр.9

    IV Литература………………………………………………………………………………….….…стр. 10

    V Приложение……………………………………………………………………………………..стр. 11-33

    Введение.

    Наверное у всех народа, как больших так и малых есть традиция – знать и помнить историю своей семьи, своих предков,чтить их память.Свои воспоминания о дедах,прадедах родители передавали своим детям, а те своим.Вот так складывается история семьи, рода, а впоследствии и народа, этносов. Недаром ведь говорят - « нельзя построить будущее, не зная своего прошлого».

    В каждой семье хранятся письменные документы, вещи, реликвии, некоторые писали родословные или составляли генеологические древа. По ним можно было изучать историю родного края,страны. И вот я задался вопросом - а сегодня могу ли я сказать, что знаю о своих корнях?О своих предках,хотя бы до четвертого колена? Как они жили,чем занимались? И понял,что не могу! Стало интересно, а знают ли мои одноклассники?Один из классных часов был посвящен теме: « Мои предки » ,по собственной инициативе я решил провести анкетирование среди одноклассников. .Проанализировав результаты я пришел к неутешительному выводу - 54 % моих одноклассников не знают даты рождения своих бабушек и дедушек, как они жили и чем занимались.

    Результаты анкетирования.

    Актуальность моего исследования заключается в том, что время очень быстротечно и тех, кто может рассказать об истории семьи все меньше. К сожалению - с кем то не общаемся, у бабушек память со временем стирает воспоминания, документы не всегда сохраняются. На мой взгляд это достаточно серьезная проблема современности. Поэтому очень важно собрать по крупинкам воспоминания о предках. Я осознал необходимость создания родословной нашей семьи, рода Казиковых, Сулейменовых, Баратиловых.

    Обоснование темы .В первые с основами исследовательской работы я столкнулся в 2015 году, когда готовил материалы о своем прадедушке Баратилове Магомеде Магомедовиче к конкурсу презентаций. Желание добавить еще одну страницу в истории моей семьи натолкнуло меня на выбор тему «Моя родословная» .

    Цель исследования: Выявить степень участия членов моей семьи в значимых событиях нашей страны.

    Задачи исследования:

      Изучение родословной моей семьи, составление генеалогического древа, систематизация и сохранение документов на электронных носителях.

      определить методы сбора информацию о моих родственниках;

      изучить семейные архивы и документы;

    Практическая значимость заключается в желании оставить информацию потомкам, познакомить с нею родственников, привить своим потомкам уважение к своему роду и предкам, выступил на классном часе «Моя родословная » ,использовать теоретический материал на внутришкольных мероприятия.

    Начиная свою работу я изначально опирался на устные рассказ. Очень благодарен своей бабушке,прабабушке за помощь,которые сохранили фотографии, документы,ордена. Собралось достаточно материала,что бы осветить доблестный боевой путь моего прадедушки в Великой Отечественной войне. А вот о прадедушке Казикове Мусе Салаватовиче, который воевал и в русско-финской войне,и в Великой Отечественной войне собрать удалось только устные рассказы, никаких документов не сохранилось. Из сохраненных источников я использовал:

    письменные -это прежде все личные документы(свидетельство о рождении Сулейменова З.М., Сулейменовой (Салмановой)А.Н. Свидетельство о браке Сулейменовых Заурбека и Алимхан, свидетельство о рождении Сулейменова А.З..военный билет Сулейменова А.З.трудовая книжка Сулейменова А.З., выписка из приказа №211 от 21 июля 1944 года о благодарности Баратилову М.М., наградные удостоверения Баратилова М.М., запрос в город Подольск о Баратилове М.М., ,книга «Курклинцы в войнах Отечества», автор Абдусаллам Магдиев, 2010 года издания, результаты анализов гаплогрупп по происхождению и этнической принадлежности.

    полевые материалы : опрос и беседа с родственниками, интервью,воспоминания, опрос по телефону.

    Изобразительные: фотографии членов семьи, фото из семейных архивов.

    Аудиоматериалы: записи на диктофон воспоминаний Баратиловой А.У и Сулейменовой А.Н.

    Реферат имеет следующую структуру:

      введение, где я обосновываю выбор своей темы,ее задачи, цели,практическую значимость.

      основной части,которая состоит из глав: первая глава посвящена генеалогии,происхождению этноса - ногайцы, а так же результаты генетического исследования рода Казиковых и Сулейменовых. Следующие главы описывают жизнь моих родственников,события и явления которые с ними связанны.

      заключение –выводы о проделанной работе и полученных результатах.

    Основная часть.

    Глава 1. Генеалогия. По своей этнической принадлежности я – ногаец, в рамках Российской Федерации – мой народ малочисленный, всего насчитывается около 130 000 тысяч. Территория расселения этого народа Карачаево –Черкессия,Ставропольский край, Нефтекумский район,Дагестан, Астраханская область. Народ мой говорит на ногайском языке, который относится к тюркской языковой группе. Этническую основу ногайцев составляли тюркские племена – уйсуны,уйгуры,кипчаки, канглы, найманы. Проповедуют ногайцы ислам. У моего народа есть много разных традиций и обычаев,в том числе существование родового знака «тамга». Обычно это была знак геометрической формы,которым метили скот,инвентарь, а еще,что важно изображали на памятниках и надгробных камнях. Когда не знали грамоты,то находили представителей рода на кладбище именно по « тамга». У моего прадедушки тоже есть родовой знак на памятнике. У рода Сулейменовых «тамга» был в виде птички,у рода Казиковых « тамга» напоминает цифру « 9». На сегодняшний момент современная наука позволяет по анализу ДНК выявить наших прямых предков. Мои родители сделали запрос в генетическую лабораторию в Америке, где были получены результаты благодаря которым, прослеживается родственные связи наших родов с прямыми предками. Результаты исследований по линии Казиковых определили расселение ближайших предков в Южной и Средней Азии,а так же на Ближнем Востоке.(Приложение 1) . Ближайшая к моему дедушке Сулейменову Арсланбеку Заурбековичу по генетике гаплогруппа расположена в Турции, Армении, Республике Чечня и Дагестан.(Приложение 2)

    Глава 2 . Как жили прабабушки и прадедушки.

    Я хотел бы начать описание моей родословной с прабабушек и прадедушек.К сожалению по линии моего отца прадедушки уже нет в живых, а вот прабабушки живы и передали для моей работы довольно объемный материал. Благодаря их воспоминаниям – я проникся не только их тяжелой и трудной жизнью,но и тем временем,когда они жили,работали, создавали семьи. Периоды их жизни идут в параллели с таким событием, как Великая Отечественная война и связанные с ней тяготы.

    Баратилов Магомед Магомедович.

    Повествование начну с прадедушки Баратилова Магомеда Магомедовича.(Приложение 3) Родился мой прадедушка в 1922 году в селе Куркли. 23 июня 1941 года из г.Минеральные Воды был призван на фронт.Два месяца он учился в Ростове, в школе офицеров.Затем был отправлен в действующую армию под Ленинградом, где находился до снятия блокады,принимал участие в боях по освобождению города.В 1944 году был ранен и отправлен в госпиталь № 587 ,расположенный в Казани. Судя по справке,которые у нас имеются он гвардии лейтенант 85 тяжелой гаубичной артиллерийской бригады Баратилов М.М. был отправлен в эвакуационный госпиталь № 1671 со сквозным осколочным ранением правого бедра и правой стопы.(Приложение 4) Мой прадедушка, как рассказывают был всегда активистом и даже находясь на лечении принимал активное участие в политико-массовой и культурно –воспитательной работе среди раненых, за что ему была благодарность (выписка из приказа № 211 по эвакогоспиталю от 21 июля 1941 года.)(Приложение 5) Вернувшись из госпиталя в свою часть, Баратилов М.М. продолжил свой боевой путь.Он участвовал при форсировании реки Одер и взятии Берлина и Кенигсберга,был награжден орденом. За свой боевой путь мой прадедушка был награждён :

      медалью за участие в героическом штурме и взятии Кенигсберга(Приложение 6)

      медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне»;(Приложение 7)

      Орденом Красной звезды 1941-1945 год;(Приложение 8)

      Орденом Отечественной войны;(Приложение 9)

      юбилейной медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне»; (Приложение 10)

      юбилейной медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне» ;

      юбилейная медаль к «50 лет вооруженных сил» (Приложение 11).

    Как помнят его дети,прадедушка очень часто вспоминал о своих фронтовых товарищах, сохранилось несколько фотографий, к сожалению переписка не сохранилась. Из воспоминаний Магомеда Магомедовича:« В нашей воинской части,где я воевал - до взятия Берлина было 1100 человек, а после взятия выжило только 103 , среди погибших были и мои друзья с которыми я начинал свой боевой путь». Многие сведения из боевой жизни прадедушки мы узнали благодаря ответу на запрос, который был сделан в город Подольск, начальнику Центрального архива. Из которого следует, что Баратилов М.М проходил службу в 85 тяжелой гаубичной артилерийской бригаде в период с 22 апреля 1943 года (приказ № 38 от 22.04.1943) по 13 сентября 1943 года в должности командира взвода управления 16 батареи в воинском звании «лейтенант».Ответ на запрос был получен 21 сентября 2006 года. После войны прадедушка был направлен в Польшу для восстановления мирной жизни,а в июне 1946 года демобилизовался домой и переехал с село Канглы.В 1947 году женился, был назначен председателем колхоза им.Чкалова в селе Канглы.Впоследствии руководил обьединенными в один колхозами им.Чкалова и « Интернационал». Магомед Магомедович активно работал на благородного народа.

    Боевые ранения очень часто беспокоили прадедушку, потому он часто посещал лечебницу « Кумагорскакя больница » , после наступало временное облегчение. В 1980 году он скончался от последствий полученных ранений.Баратилов Магомед Магомедович всегда занимал активную жизненнную позицию, не однократно избирался депутатом Побегайловского Сельского совета.

    В 2010 году дети Магомеда Магомедовича были приглашенны на открытии памятника в село Куркли, где он родился. Там высеченно и имя моего прадедушки.Тогда же в 2010 году была изданна книга «Курклинцы в войнах Отечества», автор Абдусаллам Магдиев (Приложение 11), освещен боевой подвиг Магомеда Магомедовича.В нашей семье стало традицией: каждый год Девятого мая, в день празднования Великой Победы, мы все:дети, внуки, правнуки собираемся в его доме, что бы почтить память свого прадеда,выразить огромную благодарность за его доблесть.

    Баратилова Алиме Умаровна (Султангельдиева).(Приложение 12)

    Родилась 1927 года 12 мая в селе Канглы.Родители: мать-Султангельдиева Айва Суюновна,отец – Султангельдиев Умар Ильясович. (Приложение 11)Семья жила в достатке,мама работала птичницей в колхозе, а отец работал в колхозе,а так же имел подсобное хозяйство. Как вспоминает бабушка жили хорошо,даже соседям иногда продуктами помогали, но все резко изменилось,когда умер ее отец в 1933 году. Хозяина в семье не стало, не стало и достатка. Прабабушка рассказывала,что если бы не зять, муж их старшей сестры,они погибли бы с голода. До сих пор она с глубокой благодарностью вспоминает его.

    На вопрос о том, какое было детство прабабушка ответила: «Очень трудное!» . Она рас сказала,что в школу пошла учиться в 11 лет.Вспоминала,как их детьми прямо из группы детского сада везли рабо тать на поле. Одевали холщовые мешки через плечо и шли по полю собирали колоски. Прабабушка никакого специального образования не имела. До войны работала в колхозе, когда немцы пошли по направлению к Минеральным Водам их всех повезли рыть окопы. Это было страшное время,особенно,когда пришли немцы.Она рассказывала,что немцы тоже заставляли работать.

    В 1946 году прабабушка Алиме и прадедушка Магомед Магомедович встретились и поженились.В 1947 году родился первенец,мой дядя Бадруттин. Всего у прабабушки пятеро детей. Она больше не работала, а занималась хозяйством, детьми.

    Сулейменов Заурбек Муллалиевич. (Приложение 14) Родился в селе Канглы в 1927 году 5 февраля. Отец Мулали Муллалиевич, мать - Тати Закиряевна.(Приложение 14) .По национальности ногаец.У прадедушки было два брата Ажу и Ажбекр. К сожалению информации про прадедушку у меня мало. Ни каким было детство, получил ли образование никто не помни. Мой дедушка рассказал, что прадедушка Заурбек больше 30 лет проработал на железной дороге составителем, проводил ремонт вагонов. Позже работал в совхозе «Кавказ» рабочим и сторожем на току. По воспоминаниям дедушки - это был очень уравновешенный человек, добрый и отзывчивый. К супруге относился очень почтительно и учил этому сыновей. В семье их было четверо и одна дочь. Всегда содержал подсобное хозяйство и семья ни в чем не нуждалась. Тетя вспомнила про поездки в Москву, Санкт –Петербург.(Приложение 14)

    Сулейменова (Салманова) Алимхан Назировна (Приложение 15).Родилась в селе Канглы 10 августа 1927 года. Родители: отец-Салманов Назир Савлисович, мать- Салманова Билвани. У моей прабабушки было два брата Шопи и Курман. На вопрос –какие у нее воспоминания о детстве, она сказала – работа.С малых лет вместе с родителями трудились в колхозе и дома. Родителей бабушка потеряла очень рано и на фронт братьев провожала одна. Это самое тяжелое для нее время. Четырнадцатилетней девочке пришлось выживать одной. В один момент моя прабабушка думала,что умрет от голода. Ее спасла заблудившаяся у нее в огороде коза, молоко помогло подняться на ноги. С фронта вернулся только один брат Курман, который сразу же женился.У него родилось пятеро детей. Другой брат Шопи пропал без вести. Делали запросы, бабушка писала в военкомат,но отвечали,что место нахождения не известно, считать погибшим. Своего будущего супруга прабабушка встретила на одной из свадеб в селе Канглы, сразу друг другу приглянулись,через два месяца сыграли свадьбу. Брак зарегистрирован 27 августа 1949 года. (Приложение 16) В школу моя прабабушка не ходила,но читать и писать умела благодаря учителю,который по соседству снимал квартиру.У моей прабабушки пятеро детей, семь внуков и двенадцать правнуков, старшему правнуку 23 года (Приложение 17). Мы очень любим собираться на большие праздники у нее. Прабабушка до сих пор довольно активна, даже книги читает.


    Глава 3. Мои бабушки и дедушки.

    Казиков Саткирей Мусаевич.

    Родился мой дедушка в селе Канглы 13 октября 1953 года. Отец -Казиков Муса Салаватович,мать- Казикова Равият Османовна (Приложение 18). Учился в средней школе № 1 села Канглы. В 1969 году получил свидетельство о восьмилетнем образовании (Приложение 18). Дедушка выбрал профессию водителя. И даже в армии,куда он был призван в 1971 он был водителем (Приложение 19). К концу службы Саткирей Мусаевич получил квалификацию мастера вождения. По возвращении из армии он встретил свою будущую супругу Баратилову Марият Магомедовну и в 1975 году сыграли свадьбу. У них родились сыновья: Рашид и Радмир. Радмир Саткиреевия мой отец. Свою трудовую деятельность мой дедушка начал в 1970 году в Железноводской конторе «Курорторга» о чем гласит запись в трудовой книжке. (Приложение 19) .Несколько лет он работал на «Комбикормовом заводе» ,а с 1991 года переведен в организацию «торговый дом Грис-бизнес» . У дедушки много благодарностей за добросовестный труд и ответственность на рабочем месте. Дома он тоже никогда без дела не сидел. Всегда был чем- то занят. К сожалению, дедушки не стало в 2014 году. Я его запомнил, как очень любящего и внимательного. О чем бы я не попросил,никогда не отказывал в помощи. Он очень любил математику, мы с ним часто делали уроки и решали задачки. Я очень любил и люблю своего дедушку.

    Казикова (Баратилова) Марият Магометовна.

    Родилась моя бабушка 30 ноября 1955 года (Приложение 20). Место рождения село Канглы. Отец - Баратилов Магомет Магометович, мать - Баратилова Алиме Умаровна. В первый класс бабушка пошла в селе Канглы. В 1973 году получила аттестат о среднем образовании (Приложение 20). Бабушка – очень творческий человек, поэтому свою дальнейшую судьбу она хотела связать с искусством. Начиная с 1974 года, она работала в Канглынском Доме творчества художественным руководителем, сама рисовала декорации к праздникам и мероприятиям. Она очень инициативная и креативная,может легко подготовить программу на праздник,оформить и провести. 1980 году бабушка перешла работать в детский сад № 2 села Канглы няней.Понаблюдав за работой воспитателей она поняла,что эта работа ей интересна и в 1984 году была зачислена в педклассы при Пятигорском гороно. Последующие ее годы были связаны с работой в детском саду (Приложение 21). Перебирая семейные фотографии, я свою бабушку видел в костюмах, наверно всех персонажей, которые обычно бывают на утренниках и новогодних праздниках. Сейчас она на пенсии, но до сих пор ведет активный образ жизни, очень любит путешествовать, возит нас на экскурсии.

    Сулейменова (Суюнова) Софият Идрисовна (Приложение 22) .

    Родилась моя бабушка 30 ноября 1947 года. Отец – Суюнов Идрис Муратович, мать - Абидат Муллагаджиевна. Хочу сразу сказать, что свою бабушку я никогда не видел. В 1993 году в результате ДТП моя бабушка погибла и поэтому о ней я знаю только по рассказам мамы. Была она очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Многие, у кого я брал интервью, отзывались о ней тепло и с любовью, хотя детство у нее было тяжелым. Родилась моя бабушка в Карачаево-Черкессии селе Ураковская. Семья была большой, у бабушки было три брата и три сестры. Семья жила не богато, прадедушка работал в колхозе, прабабушка воспитывала детей. В 1950 году после тяжелых родов она умерла. Самому младшему ребенку было 40 дней отроду, моей бабушке было два года. Дети остались без матери и семья была в затруднительном положении.Помогали соседи, родственники, позже отец женился. Мама рассказывала, что бабушка с неохотой вспоминала то время. Все дети очень рано пошли работать и бабушка тоже. Закончив среднюю образовательную школу в селе Эркин–Юрт (Приложение 23), она работала в конторе «Заготзерно» рабочей через два года переехала в город Черкесск и поступила на работу на завод «Резинотехнических изделий», где проработала до 1968 года. В 1969 году поступила в Моздокский технологический техникум, закончила с отличием. После получения диплома поступила на работу на « Ураковский хлебоприемный пункт» лаборантом-технологом. В 1972 году вышла замуж за Сулейменова Арсланбека Заурбековича. У них была замечательная и дружная семья (Приложение 23). У них всегда с удовольствием собирались на праздники все родственники.Бабушка очень вкусно готовила и была очень гостеприимной.

    Сулейменов Арсланбек Заурбекович . Родился 29 сентября 1947 года. Родители Сулейменов З.М и Сулейменова А.Н. Мой дедушка старший ребенком в семье,потом появились братья Асамби, Арслангерей, Арслан и младшая сестра Кулизар. Детство было трудное,семья большая и всегда держали подсобное хозяйство. Мой дедушка привык трудиться с детства. Окончив школу он поступил на курсы трактористов в 1963 году. В 1966 году был призван в ряды Советской Армии (Приложение 24). Службу проходил в Германии поваром. Он много рассказывал о местах, где проходил службу, как выглядела эта страна и как отличалась от СССР. По воспоминаниям дедушки все вокруг блистало чистотой и порядком, красивые улочки с клумбами.

    По окончании службы у дедушки начинается трудовая деятельность вплоть до 2011 года. Стаж работы дедушки 46 лет. И где бы не работал всегда его труд отмечали грамотами и благодарностями. У дедушки три дочери Индира - моя мама, она старшая, Залина и Зарета. Самое тяжелое для него время это 1993 год, когда трагически погибла жена. Старшей дочери было 17 лет, только поступила в институт, а младшей 7 лет. Он выполнял и женскую, и мужскую работу по дому, работал на двух работах, спал по пять часов в сутки. Благодаря его стараниям все дочери получили высшее образование. Дочери очень любят и почитают своего отца,это действительно достойный человек. Очень уважаем в селе Канглы,является членом Совета старейшин. Мой дедушка неутомимый труженик, он постоянно в делах и заботах. Лето я провожу у дедушки и я очень люблю это время.

    Глава4 .Мои родители и сестра.
    Казиков Радмир Саткиреевич.
    Мой папа родился 7 октября 1977 года. В семье их двое брат Рашид – он старший, и папа. В первый класс он пошел в селе Канглы, там же окончил девять классов. Поступил в училище № 16 г. Минеральные Воды на курсы столяра – плотника.Служил в армии. После службы поступил на работу на предприятие «Кавминстекло » строителем. С 2007 года папа работает пожарником пожарного поезда на РЖД. Папа у меня очень трудолюбивый и добросовестный. На работе его очень уважают.Все,что построено во дворе но сделал своими руками.

    Казикова (Сулейменова) Индира Арсланбековна. Моя мама родилась в селе Канглы. Родители: Сулейменов А.З. и Сулейменова С.И. Год рождения 13 января 1976. У мама две сестры Залина и Зарета. В 1983 году пошла в первый класс средней школы № 1. В старших классах мама была активисткой. Всегда принимала участие в школьных мероприятиях, рисовала стенгазеты, посещала драмкружок. Школу она окончила на хорошо и отлично. В выборе профессии она никогда не сомневалась, очень хотела стать учителем. По окончании школы в 1993 году поступила в Карачаево-Черкесский педагогический университет на факультет истории и правоведения. Годы учебы в ВУЗе вспоминает с удовольствием. Очень интересными были этнографическая и археологические практики. В 1998 году мама окончила институт и поступила на работу учителем истории и обществознания в среднюю школу №7 г. Минеральные Воды. Это был первый опыт работы, как учителя. Было трудно, но первый опыт всегда дается не легко. Вспоминает с благодарностью коллег, которые очень помогали в работе. Так же мама работала в школе № 20 города Минеральные Воды. В 2003 мама вышла замуж за Казикова Р.С.. В 2004 году родился я, а в 2009 моя сестренка Бэлла. С 2011 года мама работает в средней школе № 19 села Побегайловка учителем истории и библиотекарем. Преподает мама с удовольствием, потому что любит свой предмет. У нее очень интересные уроки, которые дети с удовольствием посещают (Приложение 25). Она принимает участие в разных конкурсах, проводит школьные мероприятия, посвященные важным событиям в истории страны. У нее есть грамоты и благодарности за ее добросовестный труд. Мама никогда не сидит без дела и нас приучает быть ответственными и трудолюбивыми.

    Казикова Бэлла Радмировна . Это моя младшая и очень любимая сестренка. Она родилась в 2009 году 12 января. Посещала детский сад в селе Побегайловка. В 2015 году пошла в первый класс средней школы № 19. Учиться она на отлично. Очень любознательная и активная. Любит выступать на сцене.

    Заключение.

    В результате исследования мне удалось частично собрать архивные материалы, документы и систематизировать их. Я считаю свой труд не законченным,т.к. еще много родственников двоюродных, троюродных о которых я хотел бы собрать информацию.

    В ходе выполнения работы мною были сделаны практические выводы:

    История моей семьи неразрывно связана с важнейшими страницами истории нашей Родины. Им пришлось пережить и голод, и трудности войны, но каждый с достоинством пережил эти тяготы. Я могу с гордостью рассказать о доблестном воине Баратилове М.М. который прошел всю войну и встретил Победу в Берлине, по возвращении поднимал колхоз,будучи председателем.О прабабушках,которые воспитали по пять детей и ими можно всеми гордиться. Подводя итоги хочу сказать,что мне уже есть,что рассказать своим будущим детям и правнукам.

    Литература.

    1.Полевые материалы:

      Устные беседы;

      результаты генетических исследований;

      аудиозаписи интервью;

      фото и документы из семейного архива.;

      анкетирование.

    2. Книга «Курклинцы в войнах Отечества», автор Абдусаллам Магдиев.

    Приложение 1.

    Результаты генетического исследования по линии Казиковых.

    Приложение 2.

    Результаты генетического исследования по линии Сулейменовых.


    Приложение 3.

    Баратилов М. М.
    Баратилов М. М. Фотография из семейного архива.
    Фотография из семейного архива.

    Фото из семейного архива.
    С фронтовыми друзьями (Баратилов М. М. в центре).

    Приложение 4.

    Справка о ранении.

    Выписка из приказа №211.
    Документ из семейного архива.

    Приложение 5.

    Удостоверение “За взятие Кенигсберга”.
    Документ из семейного архива.


    Удостоверение “За победу над Германией в Великой Отечественной войне”
    Документ из семейного архива.

    Приложение 6.

    Орден Красной звезды 1941-1945 год.

    Удостоверение “За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне”.
    Документ из семейного архива.

    Приложение 7.

    Награда “Участнику Великой Отечественной войны 1941-1945”
    Документ из семейного архива.

    Орден Отечественной войны.
    Награда из семейных реликвий.

    Приложение 10.

    Награда из семейных реликвий.

    Приложение 11.

    Реликвия из семейного архива.

    Приложение 12.

    Приложение 13.

    Супруги Баратиловы 1978 год, город Кисловодск.
    Фото из семейного архива.

    Прабушка Алиме со старшим сыном и невесткой.
    Фото из семейного архива.

    Приложение 14.

    Свидетельство о рождении Сулейменова З. М.
    Документ из семейного архива.


    Прадедушка Заурбек с дочерью.
    Фото из семейного архива.

    Приложение 15.

    Свидетельство о рождении Сулейменова А. Н.
    Документ из семейного архива.


    Сулейменова А. Н.
    Фото из семейного архива.

    Приложение 16.

    Документ из семейного архива.
    Свидетельство о браке Сулейменвых Алимхан и Заурбека.

    Приложение 17.

    Прабабушка Алимхан с сыновьями Арслангерейем и Арсланом.
    Фото из семейного архива.


    Прабабушка Алимхан с правнуками.
    Фото из семейного архива.

    Приложение 18.

    Свидетельство о рождении Казикова С. М.
    Документ из семейного архива.


    Свидетельство о восьмилетнем образовании Казикова С. М.
    Документ из семейного архива.

    Приложение 19.


    Удостоверение.
    Документ из семейного архива.


    Трудовая книжка Казикова С. М.
    Документ из семейного архива.

    Приложение 20.


    Свидетельство о рождении Баратиловой М. М.
    Документ из семейного архива.


    Свидетельство о восьмилетнем образовании Баратиловой М. М.
    Документ из семейного архива.

    Приложение 21.


    Бабушка и дедушка Казиковы Саткирей и Марият.
    Фото из семейного архива.


    Коллектив детского сада села Канглы (Бабушка 2 ряд третья справа).
    Документ из семейного архива.

    Приложение 22.

    Семья Суюновых (Бабушка Софият первая справа).
    Фото из семейного архива.


    Моя бабушка Суюнва Софият Идрисовна.

    Приложение 23.

    Средняя школа села Эркен-Юрт (Бабушка Софият первая справа).
    Фото из семейного архива.

    Супруги Сулейменовы со старшей дочерью (Моей мамой).
    Фото из семейного архива.

    Приложение 24.

    Сулейменов А. З. во время прохождения службы в ГДР 1967 год.
    Фото из семейного архива.


    Военный билет Сулейменова А. З.
    Документ из семейного архива.

    Приложение 25.


    Моя мама Казикова И. А.
    Фото из семейного архива.

    Награды Казиковой И. А.