Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства. Декоративно-прикладная композиция. Аппликация из ткани. Техника гильоширования Декоративно х художественная аппликация

«Построение изображения» - Изображение тела лежащего на оси. Построение изображений. Перевернутое действительное увеличенное. Характеристикаизображения. Линзы. Прямое мнимое уменьшенное. Изображение. Рассеивающая линза. Собирающая линза. Недостатки зрения.

«Построение правильных многоугольников» - Центр – точка пересечения серединных перпендикуляров. Доказал возможность построения правильного 17-угольника. 1) АО, ВО- биссектрисы, многоуг. правильный, тогда?1= ? 2= ? 3= ? 4 ?>. 2) Построим отрезок ОС, ?АОВ=?ВОС, т.к. ОВ-общая, ?3=?4, АВ=ВС. 3) Построим отрезок ОD, аналогично?ВОС=?СОD и ОС=ОD.

«Построение циркулем и линейкой» - Историки. Какие знания и понятия о циркуле выходят за пределы школьной геометрии? Как с помощью трисектора разделить угол на три равные части? Геометры. Исследователи. Кто и когда изобрёл циркуль? Природа сложна, Но Природа одна Законы Природы едины. Как разделить с помощью циркуля и линейки любой угол пополам?

«Построение диаграмм» - Основные элементы диаграммы. Гистограмма (столбчатая диаграмма). Для сравнения нескольких величин в одной точке. Изменение размеров диаграммы. Этапы построения диаграммы. Выделить диаграмму мышью; Потянуть за любой квадратный маркер; Снять выделение. Может отображать несколько серий данных в процентном соотношении.

«Построение графиков функций» - График функции y = sinx. Выполнила: Филиппова Наталья Васильевна учитель математики Белоярская средняя общеобразовательная школа №1. Тема: Построение графиков функций. Алгебра. Построить график функции y=sin(x) +cos(x). Построение графика функции y = sinx. Линия тангенсов.

«Построение диаграмм и графиков» - Delphi. Изменить тип диаграммы. «Отображение графической информации в Delphi». Из нескольких компонентов Shape можно создавать несложные рисунки. Рассмотреть пример построения графика функции y = Sin(x). Рассмотреть пример. Цвет данных на диаграмме. Добавить серию данных. Перейти на пример. «Отображение графической информации в Delphi» План темы.

В этом задании необходимо изобразить композицию в виде цветной аппликации из пересекающихся геометрических фигур .

Все декоративные композиции в нашем курсе занятий дают большую возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать разнообразные техники, изобразить различные сюжеты, освоить самые эффектные способы создания и построения композиции.

Цветовые аппликации описание.

Приведенное ниже описание и правила выполнения задания являются лишь теоретической частью. Для правильного создания цветовых аппликаций нужны практические с педагогом и профессиональные консультации на каждом этапе выполнения работы.

Цветовые аппликации являются одним из самых ярких и декоративных заданий в курсе.

На листе предлагается изобразить композицию из произвольных геометрических фигур, под руководством педагога разработать поисковые эскизы, определиться с цветовой гаммой, далее на основе эскизов, создать сбалансированную композицию.

Размер, масштаб, положение геометрических фигур подбираются исходя из общего художественного замысла.

В этом задании большое значение имеет работа с цветом. Необходимо подобрать несколько наборов цветов, гармонично подходящих и сочетающихся друг с другом (подробнее о цветовых гаммах смотрите в статье ). Далее нужно расположить цветовые сегменты в нарисованную геометрическую композицию.

В местах пересечения геометрических форм можно изменить цвет обеих фигур, создав эффект прозрачного наложения, отчего композиция сразу приобретает пространственное выражение и визуальные планы.

Стоит отметить, что цветовые аппликации - это не набор цветных , перемешанных в пространстве, это попытка создать настоящее художественное произведение используя минимум изобразительных средств.

В задании нужно не просто подобрать цвета, но и сделать из них, используя форму и массу каждого цветового сегмента, динамичную и зрелищную композицию. Задание дает прекрасную возможность проявить художественно пространственное мышление, не отталкиваясь ни от каких образцов, создать собственную уникальную композицию.

На представленных примерах, выполненных нашими учениками, хорошо видно насколько разнообразными и оригинальными могут быть композиции. В этом задании ученики, до этого считавшие, что не обладают художественными способностями, раскрывали свой творческий потенциал, создавали эффектные композиции с удивительными композиционными решениями.

Это возможность создать в процессе обучения и подготовить прекрасные работы для собственного портфолио, наработать профессиональные изобразительные навыки, необходимые в будущей специальности.

В этом задании создается настоящее декоративное полотно, отвечающее всем стандартам современных направлений живописи.

Композиции, выполненные на наших занятиях, ученики размещают в портфолио, уровень и качество готовых работ отвечают самым требовательным запросам графического дизайна.

Аппликация. Часть 4

Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом. Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы.

В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя. Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать. И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне. Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями. Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка и развития речи на более поздних возрастных этапах. Занятия аппликацией при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают и развивают.

Список литературы

1. Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987. - 289 с.

2. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с. . Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991 г. - 369 с. .

В нашей детской художественной школе уже более 20 лет существует класс костюма. В классе обучаются, в основном, девочки, мечтающие стать дизайнерами одежды. Курс обучения в костюмном классе рассчитан на 4 года. За время обучения учащиеся осваивают многие техники – батик, вышивку, бисероплетение, вязание, шитьё, текстильный коллаж, аппликацию и многое другое.
Два года назад мы открыли для себя технику гильоширования, которую успешно используем на занятиях по декоративно-прикладной композиции.
Гильоширование – это искусство выжигания рисунка по ткани. Техника эта проста, доступна и является одним из интереснейших видов прикладного творчества. С помощью гильоширования можно создавать различные вещи не только из новых тканей, но и из вышедших из употребления вещей.
Что же можно сделать при помощи этой техники? Можно вырезать из ткани кружева, изготовить элементы одежды, такие как – воротнички, манжеты, выполнить любую аппликацию.
В технике гильоширования нет предела фантазии и совершенству.
Желаю всем творческих успехов!

Тема: Аппликация из ткани. Техника гильоширования.
Цели: Освоить с учащимися технику гильоширования. Создать декоративное панно на свободную тему.
Используемое оборудование и материалы.


Стекло. Стекло необходимо для того, чтобы ткань, которая будет прожигаться, не сваривалась с другими поверхностями. Для работы понадобиться обычное стекло размером больше, чем будущая работа. Для безопасности работы, края стекла нужно оклеить строительным скотчем.
Выжигатель. Используется прибор для выжигания по дереву к рабочей части которого припаяна игла. Готовность иглы к выжиганию проверяют на кусочке ткани, делая пробные прорези и устанавливая оптимальный уровень температуры иглы с помощью регулятора напряжения.
Паяльник. Вместо прибора для выжигания можно использовать паяльник мощностью 30-40 Вт, предварительно заточив стержень.
Фольга. Для работы лучше использовать плотную фольгу, шаблон из которой хорошо держит форму и может использоваться для вырезания большого количества деталей одинаковой формы. Вместо фольги можно использовать плотную мелованную бумагу. Такой шаблон прослужит не долго, но его хватит для изготовления 2-3 деталей.
Ткань. Для гильоширования используются только синтетические ткани. Дублирующая ткань «Паутинка» используется для склеивания деталей между собой.

Содержание занятий.
1. Знакомство с техникой гильоширования.
Гильоширование – искусство выжигания по ткани имеет довольно долгую историю. Использовалась эта техника для изготовления кружев. Кружево ручной работы всегда дорого ценилось. Кружева стоили целые состояния. Аристократическое общество и костёлы вынуждены были отдавать огромные суммы денег, чтобы приобретать необходимые предметы одежды.
Занимались изготовлением кружев монахини. Технологий было множество. Уже в 1534 голу в Германии была написана книга, специально предназначенная для работ по кружеву.
Гильоширование или выжигание по искусственным тканям (гипюру, шёлку) появилось несколько позднее в той же Германии. Для этого иглы для выжигания нагревали на каминах и поочерёдно их использовали, пока они не остынут. Эта технология позволяла экономить время, так как вместо ниток, вышивку имитировали выжигом кружев. Таким же образом вырезались элементы вышивок из богатого бархата и методом приваривания наваривались на шёлк горячей иглой.
У нас в России гильоширование в том виде, как мы используем его сейчас, появилось в девяностых годах, когда вместо игл стали использовать паяльник или выжигательный аппарат.
Очень часто, при изготовлении платьев для кукол, исторических костюмов, отделки одежды, мы сталкиваемся с необходимостью имитации старинных кружев, шитья, вышивки. В точности выполнить, по технологии прошлых лет, такую работу иногда затруднительно или вообще не возможно. Техника гильоширования позволила нам облегчить выполнение деталей для отделки одежды и экономить время на их изготовление.
Горячей иглой на ткани можно выполнить следующие операции:
— резать ткань сплошной линией;
— выжигать маленькие отверстия;
— формировать разнообразные прорезы;
— ставить «точки» разного диаметра;
— сваривать вместе несколько слоев ткани с помощью «точек»;
— выполнять украшающие элементы – «точки», обколку.
Техника безопасности при проведении работы с выжигательным прибором или паяльником:
1. работу проводить в хорошо проветриваемом помещении, так как при обжиге ткани появляется неприятный запах;
2. нагретый паяльник после работы оставлять на керамической подставке (можно использовать тарелку или лоток);
3. раскаленной иглой работать аккуратно и не торопясь;
4. по окончании работы не забывайте отключать приборы от сети.

2. Выполнение эскизов. Подбор ткани.


Учащимся предлагается выполнить эскизы декоративного панно на свободную тему. Эскизы выполняются различными материалами – по выбору учащихся (акварель, гуашь, фломастеры, или цветные карандаши). Затем, относительно цветового решения эскиза, подбираем ткани. В зависимости от замысла ткани могут использоваться однотонные, фактурные, с рисунком.
Можно пойти и обратным путем – сначала подобрать ткани, а затем, в зависимости от цветовой подборки, выполнить эскиз в цвете.

3. Подготовка картона. Изготовление шаблонов.
Выполняем рабочий рисунок –картон, который послужит нам в дальнейшем для перевода отдельных деталей и для раскладки заготовок.
Детали рисунка необходимо перевести на отдельные листы, с помощью копировальной бумаги (фото 5): на один детали фона, на другой детали дракона.
В данном случае для шаблонов мы используем плотную мелованную бумагу, так как в процессе вырезания горячей иглой она не прилипает к расплавленной массе, которая появляется при резке ткани. Шаблоны вырезаем ножницами, а детали фона можно пронумеровать, чтобы легче было произвести дальнейшую сборку.



4. Подготовка ткани к работе. Выжигание деталей.
Ткань перед работой необходимо выгладить. Дальнейшую работу выполняем на стекле:
1. на стекло выкладываем дублирующую ткань «паутинка»;
2. сверху «паутинку» накрываем тканью нужного нам цвета;
3. для фиксации ткани, с помощью металлической линейки, прожигаем край ткани вместе с «паутинкой». При этом срез ткани прилипает к стеклу и в дальнейшем ткань не сдвигается;
4. по шаблонам прожигаем необходимые детали из ткани данного цвета;
5. отделяем шаблон от прорезанной детали.



При выжигании карандаш с иглой держат в руке как обычную шариковую ручку. При этом кончик иглы ориентируем перпендикулярно стеклу. Иглой касаемся ткани и перемещаем вдоль линии шаблона со скоростью, достаточной, чтобы ткань прорезалась насквозь. В процессе резки ткани на горячую иглу наволакивается слой расплавленной массы ткани, в результате чего ухудшается качество выполняемых операций. Поэтому кончик иглы следует чаще очищать с помощью наждачной бумаги или кусочка хлопчатобумажной ткани.
Таким же способом выжигаем оставшиеся детали из ткани других цветов.

5. Сборка панно.
После того как все детали готовы начинаем сборку панно. Отдельные детали собираем на стекле склеивая их между собой с помощью утюга — «паутинка» расплавляется и выступает в роли клея. Далее детали фона приклеиваем на основу – кусок ткани большего размера, чем размер панно. После, на фон, приклеиваем собранные детали дракона.

Издательство "Культура и традиции", 2002 г. Формат 84x108/16 (205х290 мм). Твердый переплет, 112 страниц.



Если вы хотите научиться делать аппликации, книга Натальи Голубевой станет для вас первейшим помощником. Это один из лучших учебников на данную тему. Именно учебников – ведь про аппликацию тут написано все! Что такое аппликация, из чего она бывает, история ее появления и многое, многое другое....

Ниже представлены краткие анонсы по каждому разделу книги.

Что необходимо для работы

Прежде всего, вам понадобится солома различных злаков (рожь, пшеница, овес и др.). Для изображения сюжетов, связанных с растительной тематикой, необходимы будут листья различных деревьев и кустарников, собранные летом и осенью, а также лесные и полевые травы. Лесные и садовые цветы, полевые растения помогут при создании панно, изображающих букеты цветов и всевозможные натюрморты. Очень часто будут использоваться стебли и листья кукурузы. Пригодится береста, взятая с упавших берез, а также кора других деревьев. Тополиный пух и хлопок помогут при работе над панно с изображением зимних пейзажей и животных. Пригодится и шпон – тончайшие пластины древесины разных пород.

Композиция и элементы аппликации

В аппликации очень важно уметь так расположить составляющие ее элементы, чтобы она вызывала у зрителя ощущение полной законченности, когда, как говорится, ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Нужно знать такие понятия как композиционный центр, линейная перспектива, формат готовой работы, стилизация....

Что мне особенно понравилось в этой книге – так это пример выполнения одного и того же сюжета в разных техниках. То что нужно, для того чтобы выработать навыки в работе со всевозможным материалом! А также, это уникальная возможность сравнить, выбрать наилучшее решение для определенного вида задачи.

Итак, дается схема вот такой симпатичной синички. И еще одна полезная схемка, где обозначены светлые и темные места на картинке. Ведь если их никак не наметить, изображение будет выглядеть плоским.



Первая работа для новичков – из цветной бумаги. Даются рекомендации по окраске фона и по оформлению законченной картинки.

Второй вариант – аппликация из соломки. Причем в двух вариантах! Птичка на черном фоне и на фоне, сделанном из растительных материалов, а именно - из кукурузных листьев.



Даны советы по обжигу соломки для получения разнообразных оттенков. Советы о том, как правильно располагать соломинки при выполнении деталей.



Еще интересный вариант исполнения птички – из перьев. При этом остальные детали опять же из соломки.

Хорошо смотрится птичка и из тополиного пуха. Пух наносят на черную бархатную бумагу, а затем вырезают деталь с птичкой и наклеивают на фон. Фон – лист ватмана, который окрашивается крепким раствором чая.

Учебную композицию можно выполнить также из засушенных листьев и цветов. Фон выполнен по принципу «растяжки» при помощи самодельного краскопульта, то есть разбрызгивания краски.

И наконец, несколько вариантов учебной композиции, выполненных на деревянной основе. Это может быть, например, разделочная доска. А детали, конечно, лучше выполнить из соломки. Цвет декоративной стороны доски можно оставить естественным или изменить, обработав двумя слоями морилки, нанесенной с помощью ватного или поролонового тампона. Либо же расписать гуашевыми или темперными красками. Потом изделия покрываются лаком в один или два слоя. Такие разделочные доски смотрятся очень нарядно.

Выполняя такие учебные аппликации, вы отработаете приемы работы над ними. И еще убедитесь, что свойства природного материала позволяют, не меняя радикально структуру композиций, бесконечно разнообразить ваши изделия. Это очень удобно для тех, кому трудно дается рисование и приходится пользоваться заимствованными композициями.

Декоративный орнамент

Разнообразные национальные орнаменты, традиционные узоры росписи по дереву, металлу, ткани служат богатейшим источником вдохновения для выполнения декоративных аппликаций из соломки и листьев.

Главный признак орнамента - это ритмичность, то есть повтор какого-либо изображения (геометрических фигур, цветов, силуэтов животных и т.п.).

Готовые орнаменты наклеивают на любой подходящий фон или деревянную поверхность. Выполнив несколько полос различной длины, вы сможете декорировать боковые поверхности журнального столика, стульев… Орнаментальные композиции помогут вам в украшении объемных предметов: тарелок, блюд, ковшей, солонок и др. Можно украсить зеркальную раму, плоскости шкафа или створки полок, особенно если цвет соломы естественным образом сольется с цветом мебели, тогда все элементы орнамента будут «играть» вследствие разного направления выложенной соломки.

Пейзажные панно

Пейзаж методом аппликации можно сотворить буквально из чего угодно, из любого природного материала, имеющегося в наличии. Обертки кукурузных початков, листья ландыша хороши для изображении неба, степи, поля; высушенные под прессом листья и цветы необходимы для создания лесного массива; береста и шпон пригодятся для изображения зданий или деревьев.



Натюрморты с цветами

Натюрморт – одна из любимых тем у художников-флористов. Очень часто его «рисуют» соломкой. Разнообразие цветовых оттенков и чудесный декоративный блеск этого материала позволяют создавать изумительные композиции.

Замечательно смотрятся миниатюрные работы в маленьких рамочках. Вазочку и скатерть или край стола, где она стоит, выполняют из маленьких кусочков сухих листьев. Фон - цветная бархатная бумага насыщенного синего или черного цвета. Материалом для выполнения миниатюрных букетов, помимо разных цветочков, может служить луковая или чесночная шелуха, особенно сине-сиреневого цвета.



Животные и птицы

Самостоятельное место в аппликациях из природных материалов занимает изображение животных и птиц. Птицы очень красиво получаются из натуральных перышек. А для изображения животных прекрасно подходит тополиный пух, который может имитировать мех, передать объем:



При выполнении портрета из природного материала, основная трудность состоит в том, чтобы сохранить пропорции человеческой фигуры, лица. Это одна из самых трудных задач даже в обычной живописи, не говоря уж о флористической. Поэтому правильнее всего будет сделать изображение более упрощенным, минимизировать проработку деталей.

Материал для выполнения портрета в технике аппликации может быть любым, хороший мастер сожжет нарисовать картину с помощью любого материала. Просто эффект всегда будет разный. Работы из соломки больше напоминают графику. Портреты из листьев более живописны и декоративны.



Сюжетная композиция

Сюжетная композиция – это изображение группы людей в каком-то интерьере, пейзаже. Это дело непростое. Тут важно уметь не только рисовать предметы, но и умело компоновать их между собой.

Аппликации на объемных предметах

Объемные изделия – вазочки, шкатулки, коробочки – инкрустируют белой и тонированной соломкой. Сухие листья и растения здесь не применяют, так как они слишком хрупки для подобной работы. Принцип выполнеия таких аппликаций имеет свои особенности. Каждый элемент тщательно подгоняют по контуру к соседнему без зазоров, как бы врезая его в деревянную заготовку по принципу инкрустации. Таким образом, поверхность, образовавшаяся после наложения аппликационного слоя, не слишком выступает из плоскости. Два-три слоя лака выровняют ее еще больше.

Инкрустирование и аппликация могут быть применены и для украшения всевозможных деревянных панно, тарелок, подносов, разделочных досок, брошей, кулонов…