Конспект состав числа 9 в подготовительной группе. Конспект занятия по математике для подготовительной группы " в королевстве числа девять". Остановка «Математическая разминка»
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе. «Путешествие в страну Математику»
Предлагаю вам конспект итогового занятия по математике для детей подготовительной группы (6-7 лет).
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.
Цель:
1) Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.
2) Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.
Ход занятия:
1. «Выбери транспорт»
Сегодня нам с вами предстоит путешествие к феям из волшебной страны, которая называется Математика. Но для этого нам нужно выбрать такой вид транспорта, который быстро поможет нам добраться к феи в гости и вовремя вернуться домой. Послушайте и отгадайте загадки:
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем. (ВЕЛОСИПЕД)
Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
Да и меня с тобой! (ПАРОВОЗ)
Дом по улице идет.
На работу всех везет.
Не на курьих домик ножках,
А в резиновых сапожках.
(АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (САМОЛЕТ)
А вот эта задача не простая, а зашифрованная. Соедините на своих листках точки по порядку – и получится картинка. Пока вы рисуете, я вам загадаю загадку: Чудо птица, алый хвост;
Прилетела в стаю звезд. (РАКЕТА)
2. «Волшебная лужайка»
- Ну, вот мы с вами ребята и прилетели в страну математику. На лужайке перед сказочным замком Феи и трава, и птицы, и звери – все необыкновенное, сказочное, математическое. Рассмотрите картинку. Какие цифры «спрятались» в рисунках?
«ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»
Лебеди летели (размахивание руками)
И на воду сели (присели)
Сели посидели
И снова полетели (встали, размахивание руками)
4. «Салки - догонялки»
- У Феи живут в мире и согласии самые разные животные. Вот утята и мышата собрались на полянке поиграть в салки-догонялки. Посчитайте, сколько мышат и сколько утят?
- Составьте 4 равенства и назовите в них части и целое.
Здесь 3 утенка и 7 мышат 3+7=10 части 3 и 7, а целое 10.
Переставим части, при этом целое у нас не изменится: 7+3=10
Если цыплята убегут, останутся мышата: 10-3=7. Целое здесь 10, а части 3 и 7.
Если убегут мышат, то останутся цыплята. 10-7=3. Целое здесь 10, а части 3 и 7.
5. «Художники»
- В стане математика все Феи любят рисовать. И нам с вами предлагают дописать подходящие числа в пустые клеточки и сделать рисунок из геометрических фигур. Фигуры нужно взять такие, которые можно было бы разбить на группы из 3 и 2 фигур по одному из признаков (цвет, форма, размер) (записываем пример и рисунок к примеру в тетради)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Утята путешественники»
С утра из дома на лужок (шаги на месте)
По тропинке к озеру, в лесок.
От такой дороги у нас устали ноги!
6. «Числоград»
-В волшебной стране Математика то же есть столица Числоград. Дома в этом городе необычные: посмотрите на каждом этаже живут соседи-числа, которые в сумме дают число-номер дома. Вам необходимо заселить домики числами (каждому ребенку необходимо заселить свой домик, раздается индивидуально)
7. Игра «Дороги в стране Математика»
- Ребята в столице Числоград необычные дороги – числовые отрезки. Чтобы по путешествовать по этому городу надо знать правила «ДД» в стране Математика. Давайте повторим: что происходит с числом при движении вправо – число увеличивается, а влево – уменьшается. В задании вам необходимо найти ошибки и исправить их (задание написано на доске)
7>9 9<6 5>8 7<9 10<4 15<16 и т.д.
4+5=9 10-1=8 3+6=10
7-1+4=9 5+5-3=7 9-7+2=4
Молодцы ребята, исправили все ошибки!
А теперь можно возвращаться домой!
Подведем итоги нашего занятия:
Мы сегодня побывали в гостях у Фей в их волшебной стране, где все связано с математикой. Что вам понравилось? (ответы детей) Какие задания были для вас легкими, а какие трудными?
А дома я предлагаю посочинять и нарисовать жителя страны математика.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.
Состав числа начинают учить в подготовительной к школе группе. Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей.
Примеры игр и заданий. (Все игры приводятся для изучения состава числа 5)
1. Игра с цветными кружками.
Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)
Сколько здесь всего кругов?
Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.
Сколько стало кругов?
Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.
Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.
2. Решение "весёлых" задач.
Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.
Например:
Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?
Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.
3. Игра "Кто в домике живёт?"
Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.
4. Игра "Угадай - ка"
У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.
Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.
5. Игра "Магазин"
Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Суксунский детский сад «Колокольчик».
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие»
раздел «ФЭМП»
Тема: «Знакомство с составом числа 9 из двух меньших»
Подготовительная группа
Воспитатель подготовительной группы:
2015 год
Цель: познакомить с составом числа 9 из двух меньших.
Задачи:
1. Обучающая:
Познакомить с составом числа 9 из двух меньших;
Упражнять детей в решении задач на нахождение уменьшаемого;
Упражнять в ориентировке на плоскости;
Упражнять в выкладывании фигур по контурному образцу.
2. Развивающая:
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Формировать активность и творческое воображение;
Расширить словарный запас детей словами: сыщик, маршрут, арифметическая задача.
3. Воспитывающая :
Приучать детей к усидчивости, внимательности, поднимать руку при ответе.
Материал: письмо от Матроскина, картинка сыщика, маршрут, буквы для составления слов, картинка бутерброда, картинка с изображением кружек, картинка и изображением состава числа 9 из двух меньших.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель обращается к детям: Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех сегодня видеть.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, давайте поприветствуем их, поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель : А теперь мы с вами возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку, для хорошего настроя на предстоящую работу. Хорошо, молодцы.
2. Мотивационный момент:
Ребята, сегодня мы с вами превратимся в сыщиков. А вы знаете кто такие сыщики.
Воспитатель показывает картинку сыщика и говорит, что сыщик – это человек, который раскрывает преступления.
И вот ребята к нам с вами сегодня пришло письмо от кота Матроскина.
Давайте его прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Мой друг дядя Федор прислал в подарок очень вкусный бутерброд и я на радостях пригласил гостей, но оказалось, что угощать было нечем потому что бутерброд украли. «Найдите пожалуйста мой бутерброд» С уважение, кот Матроскин.
Воспитатель: поможем коту Матроскину найти его бутерброд?
Воспитатель: А теперь рассаживаемся на свои места, спинки выпрямили и приготовились к работе.
3. Основной этап :
Воспитатель: Каждый сыщик начинает свое расследование с того, что выясняет все подробности преступления.
А еще ребята, в письме кот Матроскин указал, что считать он не умеет и поэтому не знает, сколько гостей должно прийти.
А вы ребята как думаете, сколько гостей пришло к Матроскину?
Дети: 9 гостей.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: посчитали кружки.
Воспитатель: правильно.
Воспитатель: А теперь давайте откроем тетради и посмотрим:
«В гости к коту Матроскину пришли черные и белые коты. Теперь мы с вами выясним, сколько и каких котов было: если белых котов было 8, то сколько черных? Давайте отсчитаем 8 белых котов и не будем их закрашивать, а теперь скажите, сколько значит черных котов?
Воспитатель: Давайте закрасим черным цветом, а рядом запишите цифрами, сколько получилось черных котов.
Воспитатель: И так мы с вами теперь знаем, сколько гостей было.
Воспитатель: Повторяет с детьми, так сколько гостей было?
Воспитатель: Но кто же из них вор?
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, под одной из кружек лежит записка. Давайте ее прочитаем: «Если вы хотите получить бутерброд, то должны решить мой задачи».
Воспитатель: Но прежде чем решать задачи, давайте повторим, что должно быть в задаче?
Дети: Условие, вопрос, решение и ответ.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А теперь слушайте задачи:
1. «Я очень люблю рыбу. Недавно я поймал несколько рыбешек и положил их в ведерко, когда я пришел домой, то рыбок в ведерке было 6, потому что по дороге я съел одну. Сколько всего рыбок я поймал.
2. «Я поймал несколько мышей, но 2 из них сбежали. Когда я пересчитал оставшихся, их оказалось 6. Сколько мышей я поймал?
Воспитатель: Ну, вот задачи решены, но еще одно задача приготовлена для нас только она записана не цифрами, а буквами ПО+РОГ. Давайте посмотрим какое слово получилось?
Правильно порог, значит нам, где нужно искать бутерброд?
Дети: На пороге!
Воспитатель идет к порогу и находит еще одну записку с условным изображением маршрута (маршрут выставляется на доску).
Воспитатель: Ребята, что это такое?
Дети: маршрут, по которому будем искать бутерброд.
Воспитатель: Ирина, выходи к доске и попробуй записать маршрут. А остальные у себя в тетрадях.
Воспитатель: по маршруту, описанному в шифровке, мы с вами пришли к тени кота.
Воспитатель: Давайте рассмотрим фигуру кота и разделим его на геометрические фигуры. Как мы это будем делать?
Воспитатель спрашивает детей: сначала голову делим на квадрат и получаем 2 маленьких треугольника, а затем переходим к туловищу, также расчленяем его на квадрат и получаем 1 большой треугольник и выделяем лапку это маленький треугольник.
Воспитатель: хорошо разделили, а теперь будем выкладывать нашего кота из «Танграма». Один ребенок у доски, остальные на столах.
Воспитатель: Вот мы и поймали воришку! Но где же бутерброд?
Воспитатель: Ребята, наш кот раскаивается и больше не будет красть, но он не может вспомнить где спрятал бутерброд, но у него имеется шифровка, слушайте и угадывайте:
1. Это место, куда дети приходят каждый день? (детский сад).
2. Это помещение, где вы играете в детском саду? (группа).
3. Это предмет мебели, за которым сидит воспитатель? (стол)
Воспитатель: Вот мы с вами и разгадали шифровку, а теперь посмотрим где же на столе, спрятан бутерброд (находят бутерброд).
Воспитатель: Вот ребята, какие мы с вами замечательные сыщики, помогли коту Матроскину найти бутерброд, а мы с вами попросим кота больше не красть.
4.Итог :
Чем мы с вами сегодня занимались? Чему научились?
Что получилось хорошо, а что не получилось? Оцените себя, нарисуйте себе солнышко или облачко?
На этом все, спасибо за внимание!
Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от меня», «справа от меня», повторить названия геометрических фигур, составить фигуры из 8 равнобедренных треугольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: Состав числа 9
Задачи:
Обучающие: Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от меня», «справа от меня», повторить названия геометрических фигур, составить фигуры из 8 равнобедренных треугольников.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, воспитывать интерес к математическим знаниям.
Развивающие: Развивать смекалку, воображение, образное мышление.
Ход занятия
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Потому что в этот час,
Математика у нас.
1.Сегодня, ребята к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети стоят в кругу и называют, кто стоит справа (слева) от тебя.)
а) назови число на 1 больше
б) назови число на 1меньше
в) назови соседей числа …
г) «Я начну, ты продолжай дни недели, называй 3 дня вперед».
3.Молодцы ребята, значит вы готовы к путешествию. Отправимся мы сегодня к королеве всех наук –к математике.
А каким же транспортом мы доберемся в ее царство, узнаете если по порядку соедините цифры. Начинаем с цифры 1, какая следует дальше…(Дети по очереди соединяют цифры)
На чем же мы отправимся?
Давайте начнем обратный отсчет 10…1
Заведем мотор и полетим.
Совершим мягкую посадку (сели за парты).
4.Появляется королева
Здравствуйте ребята, я рада вас видеть в своем королевстве. У нас сегодня есть цифра именинница, угадайте какая:
«Что за цифра акробатка,
Если на голову встанет, то шестеркой она станет»
Это цифра 9 (Ставит цифру на подставку)
Давайте ее рассмотрим: цифра 9 – это есть перевернутая 6, наверху рисуй кружок, вниз –дугу наискосок.
Ребята, давайте в воздухе пропишем эту цифру.
И сегодня королева Математики научит вас составлять число9 из двух меньших чисел. Давайте рассмотрим таблицу и запомним все способы состава числа 9.
Дети повторяют за воспитателем 1 и 8, а вместе 9 и т.д.
Молодцы, а теперь королева проверит, как же вы запомнили состав числа 9.
5.Поиграем в игру «Засели домик»
6.Молодцы ребята, а сейчас я проверю как вы умеете самостоятельно работать. Для этого возьмите пеналы и полоски. За хорошую работу я приготовила всем сюрприз.
Задание: выберите 2 любых способа, как можно составить число 9 из двух меньших чисел.
Королева проверяет и дети из волшебной шкатулки достают по 1 геометрической фигуре (называют ее).
7. Физминутка
8. – У меня есть друг, он охраняет мое королевство, кто это отгадайте:
«Машет радостно хвостом
Когда идет хозяин в дом
У нее удел таков
Дом хранить от чужаков» (собака)
Молодцы отгадали. Давайте проверим, правильно ли вы ее отгадали. Надо внимательно слушать меня. Возьмите листок в клетку. У вас на листке есть красная точка. Я буду говорить в какую сторону, и на сколько клеток провести линию, не отрывая карандаш от бумаги. Итак начали.
9.Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Кто-то к нам торопится. Отгадайте загадку:
«Появился во дворе
Он в холодном декабре
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (снеговик)
Здравствуйте ребята. А вы любите зиму. За что? (ответы детей)
А я вам принес зимние веселые рифмовки. Давайте отвечать все дружно.
а)Белая береза стынет от …(мороза)
б) С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие пушинки, белые… (снежинки)
в) Мы не ели, мы не пили, бабу снежную… (лепили)
г) На льду погасли огоньки, снимаю я свои …(коньки)
д) Я расчищу снег ребята, только мне нужна…(лопата)
е) Встали дети в хоровод, скоро праздник…(новый год)
Я вам что то принес, отгадайте загадку:
К нам на самый Новый год
Гостья из лесу придет
Вся зеленая в иголках
И зовут ее все …(елка)
(вешает рисунок с елкой)
Елку нам принес снеговик, но что-то на ней не хватает (игрушек). Загрустили снеговик и королева, но мы знаем, что Новый год - это волшебный праздник, и мы с вами тоже волшебники и сделаем игрушки из треугольников.
Упражнение «Снег идет»
У каждого из вас по 8 треугольников, вы должны сделать игрушку используя все треугольники, прикладывая их друг к другу.
а) сделаем домик
б)сделаем бабочку
в) сделаем бантик
г) сделаем парусник
д) сделаем рыбку
е) сделаем самолет на котором скоро отправимся обратно в детский сад.
Королева математики и Снеговик очень обрадовались, что у них в гостях такие умные, смышлёные дети, что они так любят математику.
Итог занятия
Давай те вспомним, что же мы сегодня делали (считали, называли соседей числа, дни недели, познакомились с составом числа 9, составляли фигуры из 8 треугольников, повторяли геометрические фигуры, отгадывали загадки, графический диктант.)
А на прощанье давайте украсим елку вашими геометрическими фигурами.
Нам пора обратно в детский сад завели моторы и полетели.
Тема: «Состав числа 9 из двух меньших чисел»
Задачи:
Распознавать и преобразовывать геометрические фигуры;
Определять равенство и неравенство нескольких групп предметов.
2. Закрепить:
Составление числа 9 из двух меньших чисел;
Количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке;
Умение соединять короткие прямые линии, выполнять узор из квадратов и прямоугольников.
Демонстрационный материал: магнитные доски и 3 набора геометрических фигур (овалы, треугольники); Никитинские квадраты; 3 вида игрушек на 2 команды.
Раздаточный материал : цифры по количеству детей; тетради в клеточку; карандаши.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми встает в круг и предлагает им математическую разминку в виде отгадывания загадок (стихи Н. Владимировой).
Десять умненьких сестер
Все считают с давних пор.
Посмотри, стоят рядком,
С ними ты уже знаком. (Цифры.)
Я на лебедя похожа:
Шейка есть и хвостик тоже. (Два.)
Эта цифра кувыркалась
И шестеркой оказалась. (Девять.)
Я как будто кочерга,
У меня одна нога. (Семь.)
Что за цифра: два кольца
Без начала и конца. (Восемь.)
Воспитатель благодарит детей за правильные ответы и предлагает им разбиться на 3 команды. Каждая команда подходит к своей магнитной доске. Воспитатель дает задание:
— Положите в ряд 8 овалов и один треугольник.
— Во второй ряд положите 7 овалов и 2 треугольника.
Воспитатель предлагает детям представить все варианты составления числа 9 из двух меньших чисел. Выполнив задание, каждая команда рассказывает, как она составила число 9.
Дети подходят к доске, взяв по одной цифре. Воспитатель читает стихотворение М. Сендака «Веселый счет». При упоминании нужной цифры ребенок подходит к доске и прикрепляет ее:
ОДИН. Остался Джон ОДИН —
Сам себе он господин.
ДВА. В окошко мышь влетела
И в горшок залезть хотела.
ТРИ. За бедной мышкой кошка
Следом прыгнула в окошко.
А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!
Он вбежал и сел у ног.
ПЯТЬ - старушка-черепаха.
Завизжал щенок от страха!
ШЕСТЬ. Явилась, как ни странно,
Почтальонша-обезьяна.
СЕМЬ. Влетела к ним ворона
И за нос схватила Джона.
ВОСЕМЬ - тигр! Страшный зверь
Распахнул в квартиру дверь!
ДЕВЯТЬ. В дом вошел тайком
Черный дядька босиком.
Очень трудная загадка!
Как добиться здесь порядка?
Джони думал и гадал,
А потом себе сказал:
— Догадался! Все понятно!
При упоминании нужной цифры ребенок подходит к доске и забирает ее.
ДЕВЯТЬ! - громко крикнул Джон.
Черный дядька вышел вон.
ВОСЕМЬ! Тифа нет как нет.
Он исчез. Пропал и след.
СЕМЬ! Ворона улетела,
Хоть ужасно не хотела.
ШЕСТЬ! Сбежала обезьяна,
С ней не стало и банана.
ПЯТЬ! И быстро, как могла,
Черепаха уползла.
А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!
Он и санки уволок.
ТРИ! Схватила кошка мышь!
Нет, голубушка, шалишь!
ДВА! И мышка убежала!
Кошка мышь не удержала!
Снова дома Джон ОДИН —
Сам себе он господин.
Воспитатель приглашает детей пройти за свои рабочие места и предлагает им игру «Сложи квадрат» (Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. С. 89).
Воспитатель благодарит детей за выполненные задания, затем предлагает им выйти из-за столов и разделиться на 2 команды.
— Возьмите и поставьте в красный обруч 3-х белок, в синий обруч - 3-х зайцев, в зеленый обруч - 2-х кукол. Сколько групп игрушек стоит перед вами? (3.) Как составлены эти группы? Во всех ли группах одинаковое количество игрушек? Каких игрушек меньше всего? (В зеленом обруче - 2 куклы.) Каких игрушек равное количество? Сколько всего игрушек в трех обручах? (8.)
— А теперь одна команда пусть возьмет по одной кукле и посадит в каждый обруч. Одинаковое ли количество групп у вас и у другой команды? (Нет.) Почему? (У нас — 2, у них - 3.) Одинаковое количество игрушек у обеих команд? (Да.) Почему так получилось? (Количество групп уменьшилось, а количество игрушек осталось прежним? Да, мы только переставили игрушки из одной группы в другую, а не убрали их.)
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: нарисовать узор из квадратов, узор из прямоугольников.