Можно ли узнать одаренный ребенок или нет. Одаренные дети - как определить и развить их способности. Оценка способностей к обучению

Что следует учитывать взрослым

Как вы думаете, одаренность — это дар или опасность для ребенка? Споры на форумах продолжаются очень давно. При этом стороны никак не могут прийти к консенсусу. Единственное, к чему приходят и все согласны, что определенные особенности развития зачастую становятся серьезной проблемой.

ОПРЕДЕЛИТЬ ОДАРЕННОСТЬ В РЕБЕНКЕ

Дети, имеющие определенные особенности развития и умеющие давать необычные решения стандартных вопросов, могут разделяться на 2 категории:

  • Всесторонне одаренный ребенок
  • Имеющий какие-то определенные черты особенного развития

Первый вариант имеет в виду ребенка, который будет опережать сверстников во всем. Особенности развития видны в том, что он будет в индивидуальном темпе усваивать материал, предлагать оригинальные и крайне не стандартные варианты решения, реализовывать более интересно, чем сверстники свои проекты. Одаренные дети, как утверждают психологи, имеют более высокие способности к обучению, получают хорошие оценки. Их нередко характеризуют как любознательных, активных и детей, которые могут найти ответ на любой интересующий их вопрос.

Дети, которые подходят ко второму варианту, могут выделяться на фоне сверстников своим нешаблонным мышлением и необычным применением жизненно-практических задач. Причем зачастую такие люди могут быть восприняты не как гении, а как бунтари. И нередко их за это бунтарство осуждают.

Взрослые должны понимать, что дети, имеющие определенные особенности развития, а также применяющие интересные решения, обычно труднее в работе, чем их сверстники, которые не выпадают из общих мерок. Нередко такие вундеркинды вызывают определенную негативную реакцию у окружающих и даже озлобленность против них. Из-за этого адаптация детей, имеющих особенности развития, происходит несколько сложнее, чем обычных малышей, и стоит подбирать индивидуальный подход.

АДАПТАЦИЯ И СЛОЖНОСТИ

В отдельный список можно выделить проблемы одаренных детей. В него, по признания психологов и иных специалистов, изучающих особенности развития в детском возрасте, входят:

  • Сложности общения как со сверстниками, так и со взрослыми
  • Проблемы управления своим поведением
  • Сложности с развитием творческой активности
  • Сложная работа над развитием эмоциональной сферы

В первом случае говорят о сложных взаимоотношениях в коллективе. Одаренный ребенок может выглядеть выскочкой на фоне одноклассников или даже «ботаном», готовым отвечать на вопросы, не задумываясь. При этом предлагаемые им решения достаточно интересны и необычны, за что его регулярно хвалят, что еще больше вызывает отрицание среди сверстников. Нередки ситуации, когда дети, имеющие особенности развития, вызывают отторжение и у взрослых. Ведь общение с юным выскочкой и всезнайкой особого удовольствия стандартным взрослым не приносит. Нередко рассуждения таких детей расцениваются как покушение на взрослый авторитет.

Одаренные дети отрицают монотонную и рутинную работу, которая составляет большую часть задач. Они, как правило, относятся к любителям творческих взрывов. А это значит, что нередко дети, имеющие особенности развития, теряют интерес к той или иной деятельности задолго до ее окончания. Причем даже результатом их не заманить обратно.

Парадокс и в творческом развитии – одаренные малыши направлены на более глубокое усвоение знаний и на существенное расширение своего кругозора. Но при этом, несмотря на их творческий потенциал, их легко может выбить из колеи предложенное учителем или воспитателем задание именно творческого характера. Ведь такие варианты все равно им навязаны и не дают полного простора для творчества.

Нередко получают конфликт и в эмоциональной сфере дети, имеющие особенности развития. Они выбирают одиночество, чтобы можно было более детально изучить предмет своего интереса. Большая часть эмоций у такого ребенка спрятана у него внутри. Нередко выделяют детей-математиков, гуманитариев, исследователей, музыкантов и т.д. И тут главное – правильно поддержать ребенка, чтобы по максимуму раскрыть его талант. Ведь немало таких было загублено, потому что их неправильно развивали или не развивали вообще.

ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ

Основная задача взрослого – вовремя разглядеть потенциал ребенка и поддержать его должным образом. Не стоит ставить клеймо «не такой как все». Стоит выучить определенный педагогический инструментарий по общению с такими детьми. Благо, что сейчас в интернете представлено много методичек по данному вопросу.

Также можно подключить к делу развития талантов такого ребенка специалистов – психологов, профессиональных учителей и воспитателей, которые профессионально занимаются работой с детьми с особенностями развития и иных специалистов. Такой вариант помогает добиться большего раскрытия потенциала ребенка.

Иногда приходится останавливаться на варианте домашнего обучения для ребенка, т.к. стандартная школа не дает возможностей для полноценного развития талантов и одаренности. В этом случае можно легко настроить индивидуальный график обучения и подавать учебный материал с учетом всех особенностей.

При желании обучать ребенка в коллективе, придется уделить особое внимание выбору учителя. Ведь от него по большей части будет зависеть конечный итог – от того, как он найдет подходи к ребенку и окажет ему серьезную помощь во время адаптации в среде, не запирая своих талантов.

Читайте также:

От рождения до года

Просмотрено

9 продуктов, которые вызывают гастроэзофагеальный рефлюкс у детей!

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Горькая правда: Репетитор английского языка о работе с детьми

Советы родителям

Просмотрено

Во сколько укладывать спать ребенка: 400 тысяч родителей в восторге от этой таблицы!

Советы родителям

Просмотрено

Женщина, которая была парализована в раннем детстве, высказала предупреждение об опасности этой пищи для детей!

Подростки, Советы родителям

Просмотрено

Эти советы помогут Вам найти общий язык с подростком

Советы родителям

Просмотрено

Готовим подарок ребенку на день Святого Николая

Медицина, Советы родителям

Просмотрено

Что делать если у малыша насморк и как не навредить?

«КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЁННОСТЬ РЕБЁНКА»

(консультация для родителей)

Одаренность - это некие выдающиеся способности. Конечно, задатки их заложены от природы, генетически, часто передаются по наследству. Но не стоит думать, что раз так, талант все равно проявит себя, даже если никак этому не способствовать. В системе образования предусмотрены специальные программы для одаренных детей, а способности ребенка оцениваются по специальной шкале на основании результатов тестов. Однако не стоит целиком полагаться на оценку школы. Распознать одаренного ребенка помогут особые факторы, и некоторые из них системой образования не учитываются. Если ребенок развит не по возрасту, ему потребуется особое внимание. Узнать одаренного ребенка можно по выдающимся способностям к обучению, развитым навыкам общения, определенным склонностям в мышлении и умению сочувствовать.

Оценка способностей к обучению

Обратите внимание на способность ребенка запоминать материал. Одаренные дети запоминают быстрее и больше, чем обычные. Иногда память проявляется в неуловимых нюансах. Обращайте внимание на признаки развитой памяти.

  • Такие дети могут запоминать факты лучше других. Часто они запоминают что-то совсем в юном возрасте и по своему желанию. Ребенок может выучить стихотворение, которое ему нравится, или фрагменты книги. Он также может запомнить названия столиц и многих птиц.
  • Проанализируйте память ребенка в обыденных делах. Возможно, ребенок легко вспоминает информацию из книг или сериалов. Возможно, он помнит что-то в мельчайших подробностях. К примеру, после семейного ужина дочь называет вам имена всех родственников, включая тех, которых она раньше не видела, а также все их физические характеристики: цвет волос, глаз, описывает одежду.

Обратите внимание на способность читать. Если ребенок начал читать рано, это часто говорит об одаренности, особенно если ребенок научился читать и писать сам. Если ребенок стал читать еще до школы, это может указывать на то, что он одарен. Возможно, ребенок также читает слишком сложные для его возраста книги. На занятиях ребенок может получать высокие оценки за чтение и понимание текстов и читать на переменах. Одаренные дети часто предпочитают чтение любым другим занятиям.

  • Помните, что склонность к чтению - это лишь один из признаков. Некоторые одаренные дети начинают читать поздно, потому что развиваются со своей личной скоростью. К примеру, Альберт Эйнштейн научился читать только в 7 лет. Если ваш ребенок не начал читать рано, но у него есть другие признаки одаренности, вполне возможно, что он все же одарен.

Оцените словарный запас ребенка. Поскольку одаренные дети обладают хорошей памятью, они могут знать большое количество слов. В раннем возрасте (3-4 года) ребенок может использовать такие сложные слова, как "очевидно" и "фактически" в повседневной речи. Кроме того, одаренный ребенок будет быстро заучивать новые слова. Он может увидеть новое слово в контрольной работе в школе и начать правильно использовать его в речи.

  • Одаренные дети постоянно задают вопросы о том, что их окружает. Они спрашивают обо всем, что слышат, видят, к чему прикасаются, что нюхают и что пробуют на вкус. Предположим, вы едете в машине, и по радио играет песня. Ребенок спросит вас, что означает эта песня, кто ее поет, когда ее записали и так далее.
  • Дети также задают вопросы для того, чтобы разобраться в чем-то. Ребенок может спрашивать, почему кто-то грустит, злится или радуется.

Анализ образа мышления

Подумайте, любит ли ребенок быть в одиночестве. Одаренным детям часто нужно проводить время в одиночестве. Им нравится общество других, но им не становится скучно наедине с собой. Они любят занятия, не требующие компании (чтение, письмо), и иногда они предпочитают побыть в одиночестве, чем пообщаться с другими. Одаренный ребенок не жалуется на скуку, если его никто не развлекает, поскольку он обладает природным любопытством, которое не дает ему скучать.

  • Если ребенку скучно, это значит, что ему всего лишь нужен толчок к новому занятию (попробуйте дать ему, к примеру, ракетку и воланчик).

Подумайте, любит ли ребенок искусство и природную красоту. Одаренные дети обладают способностью к получению эстетического удовольствия. Ребенок может постоянно восхищаться красотой деревьев, облаков, воды и других природных явлений. Одаренных детей также привлекает искусство. Ребенок может с удовольствием рассматривать картины или фотографии, а также на него может оказывать сильное воздействие музыка.

  • Одаренные дети часто указывают на то, что замечают (например, на луну в небе или картину на стене).

Изучите симптомы проблем в развитии. Аутизм и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуются признаками, которые совпадают с признаками одаренности. Знайте, какие из симптомов этих заболеваний отличаются от признаков одаренности. Если вам кажется, что у ребенка может быть аутизм или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, обратитесь к врачу. Помните, что одаренность и проблемы в развитии не являются взаимоисключающими понятиями, и у ребенка может быть и то, и другое.

  • У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут быть такие же проблемы на учебе, как и у одаренных детей. Однако при синдроме дефицита внимания у детей нет склонности к анализу мелочей, и им бывает сложно следовать указаниям. Дети с синдромом дефицита внимания могут говорить быстро, как и одаренные дети, однако у них наблюдаются признаки гиперактивности, включая стремление теребить предметы и постоянно двигаться.
  • Как и в случае одаренности, у детей с аутизмом есть свои увлечения, и им нравится быть одним. Однако при аутизме есть и другие симптомы. Ребенок с аутизмом может отказываться отзываться на свое имя, может не понимать эмоции других людей, неправильно использовать местоимения, давать нелогичные ответы на вопросы, реагировать слишком сильно или слишком слабо на внешние раздражители (громкие звуки, объятия и так далее).

Советы

  • Если вам кажется, что ваш ребенок одарен, попробуйте получить заключение эксперта. Ребенку нужно будет пройти специальный тест. Это нужно сделать обязательно, поскольку к одаренным детям для развития их способностей нужен особый подход.

Предупреждения

  • Ребенку может быть сложно жить со своим талантом. Такие дети нередко не могут найти общий язык с другими детьми. Помогите ребенку в этом.
  • Не позволяйте ребенку думать, что его одаренность делает его лучше других. Объясните, что у всех есть свои способности, которые нужно уважать, и у всех есть знания, которыми они могут поделиться с ребенком. Постарайтесь научить ребенка ценить людей во всех их проявлениях.

Маленькие «всезнайки» (Специфика работы с одаренными детьми)

Широко раскрытые большие глаза,

удивительные глаза, глаза ребенка, глаза гения.

Подлинная красота доступна только таким глазам.

Эдуардас Межелайтис

Что же такое одаренность? Очень часто путают понятия «одаренность» и «талант». Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант - это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческие или продуктивные способности;
  • лидерские способности;
  • психомоторные способности;
  • художественные и исполнительские искусства.

Как определить одаренность ребенка?

Выявление одаренных учащихся - достаточно сложная многоступенчатая процедура, состоящая из семи диагностических этапов:

1.Номинация (называние) - имена кандидатов в одаренные.

2.Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т. п.

3.Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений - сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью.

4.Оценка учащегося его сверстниками - сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников.

5.Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования.

6.Оценка работ (экзаменационных в т. ч.), достижений, школьной успеваемости.

7.Психологическое тестирование - показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т. д.), творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Проблемы одаренных детей

У одаренных детей имеются определенные проблемы межличностного характера (со сверстниками, с преподавателями, с родителями), а также эмоционально-личностные проблемы:

1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

4.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6.Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми

(критерии американской программы «Astor»)

Учитель должен:

Общие правила для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми требует от педагога неординарных усилий. Опираясь на многочисленные исследования известного специалиста в области «исследовательского обучения» Д. Треффингера, мы рекомендуем педагогам, работающим с одаренными детьми, соблюдать следующие правила :

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей
    в школе и дома, как область приложения полученных
    навыков в решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Отбор учебного материала осуществляется на основе различных теоретических подходов, многообразия точек зрения.

Одарённые дети с определённого этапа должны иметь возможности подключиться к различным глобальным формам творческой коммуникации.

Иерархия целей и задач в обучении одаренных детей

  1. Установление психолого-терапевтического взаимодействия на рефлексивной основе.
  2. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся и выбор технологии (под конкретную педагогическую ситуацию).
  3. Отбор содержания учебного материала и содержания учебной деятельности.
  4. Выбор оптимальных форм, методов, приемов и средств организации УВП (способов реализации технологии).

Анализ результата через систему диагностических процедур и рефлексивную деятельность

Сохранение и развитие личности одаренного ученика

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Согласно его теории поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3-мя основными группами качеств:

высокий уровень включенности в задачу,

  • высокий уровень креативности.

Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
  • Профессиональная компетентность.
  • Доброжелательность, чуткость, педагогический такт.
  • Знание возрастной психологии.

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей

1. Подбор оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития.

2.Разнообразные виды поддержки обучающихся:

Психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек-человек», комфортность, сотрудничество, совместимость),

Правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения),

социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучений),

валеологические (обеспечение условий здорового образа жизни - переключения видов деятельности, пауз, физкультминуток, нормализации режима и объема домашних заданий).

3.Право свободного выбора:

  • профиля,
  • уровня,
  • вида творческого труда.

4. Комфортность и гуманность вещно-пространственной среды (дизайн в оформлении, нормированная мебель, воздушный световой режим, озеленение, внешний вид всех субъектов образовательного процесса).

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся - работать в индивидуальном темпе.

Заключение

Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которая выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свой потенции и сделать вклад в развитие общества.

Выступление на школьном педсовете:

«О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.

Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.

Индивидуальность- это то, что отличает одного человека от другого. Учителю нужно помнить, что сложный, внутренний мир, индивидуальность есть не только у него самого, но и у каждого из окружающих его людей. Как учителю познать индивидуальные особенности десятков детей… Реально ли это? Даже познать самого себя сложно.

Оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам.

Как часто мы замечали, как интересно общаться с детьми в неформальной обстановке: на вечерах, экскурсиях. Когда есть выбор темы для общения, то у детей проявляется собственное «я». Появляются точки соприкосновения в общении учителя и ученика.

А есть ли такая возможность раскрыться ребенку на уроке? К сожалению, следует признать, что авторитарный тип ведения урока не помогает раскрыть способности детей. Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить учебную программу не позволяет учителю выслушать мнение ученика, проявить себя. Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает уровень их развития и креативности, формирует чувство страха, вины, состояние хронического стресса, у детей ухудшается психическое, физическое, социальное здоровье. В условиях традиционного проведения урока учителю приходится работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний.

Как можно раскрыть природные особенности на уроке? Оказывается – реально. Грамотно организованный урок - это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества. Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как при этом создаются условия для свободного общения учителя и ученика. Ученик может свободно высказать свое мнение и не боятся негативной оценки учителя. В случае неверного ответа ученика не надо его оскорблять. Поддержите своего ученика, уважайте его. Щадите его самолюбие. Будьте щедры на похвалу. Только положительными эмоциями и чувствами учителю можно добиться значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.

Задача учителя - научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

Обучение должно проходить на фоне положительных эмоций, обеспечения эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других, привлечения жизненного опыта каждого участника, познавательной мотивации, активной мыслительной деятельности, обучении рефлексии проделанной работы и своего состояния. Учитель должен уметь организовать групповые формы самостоятельной работы по добыванию знаний. Урок должен иметь творческий характер и быть направлен на создание для каждого ребенка "ситуации успеха".

Используйте индивидуальный подход при контроле знаний, применяйте разнообразные методы и способы для решения учебной задачи на уроке. Активно используйте такие методы, как:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.),

интерактивные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик какисследователь),

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта,эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Предъявляйте требования, которые соответствуют развитию ребенка, а затем постепенно «повышайте планку». Поддерживайте интерес к учебе, предмету, поощряйте любой успех ребенка в достижении учебного процесса. Это поможет ребенку раскрыть способности в той или иной области.

Что это дает ребенку? Происходит не только развитие природных склонностей ребенка, но идет становление свободно мыслящей, творческой личности. За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои природные способности.

Молодой человек, прошедший такую «дискуссионную школу» умеет многое видеть и понимать, разбираться в людях и в себе, ко многому у него сформировалось отношение, основанное на личном опыте. Его суждения вполне компетентны, мышление - критично. Такой ученик способен осознанно выбрать индивидуальную образовательную программу, больше того, требовать, чтобы его учили именно по ней.

Результаты работы современного профессионального учителя определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года:

Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развитие новых технологий ведет к потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением. Развивающему обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения проблемы выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Социальными заказчиками являются родители. У них есть право выбирать школу для своего ребенка, требовать результаты. В выборе школы для определения туда своего неординарного, одаренного ребенка, родители для себя определяют, что такая школа должна быть «хорошей и сильной». По мнению родителей, это школа, где хорошо учатся по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные вузы России. В такой школе должны быть порядок и дисциплина, свои традиции. В такой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги и давать современное образование. В хорошей школе учителя уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. С хорошей школой жаль расставаться и ученикам, и родителям

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе. Это кропотливая работа учителей, психологов, основанная на наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей, учета достижений в какой- либо деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую активную, познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Одаренных детей условно можно выделить в следующие категории:

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

С одаренными детьми интересно и сложно работать. При подборе кадров в работе с одаренными детьми, администрация школы должна предъявлять определенные требования. Учитель должен быть непременно талантливым, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, нравственным и эрудированным, владеть передовыми педагогическими технологиями, быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Основными направлениями деятельности школы по работе с одаренными детьми можно определить следующее:

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм обучения и воспитания;

внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;

использование интерактивных форм и методов организации образовательного процесса;

введение сквозных факультативных и специальных курсов;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся образовательных учреждений города, региона.

Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению – через наблюдение за взаимоотношениями учителей, между учителями и учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых моделей. И если то, чему учат в классе не совпадает с тем, что происходит вокруг, то информация, получаемая на уроке будет выхолощенной и потеряет свою значимость. Так что школьная среда может существенно повлиять на формирование у ребенка знаний и навыков. Например, привлекательное школьное окружение может положительно воздействовать на благополучие учащихся и способствовать возникновению у них ощущения, что о них заботятся.

Литература:

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- Москва: АПК и ПРО, 2002.

Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - Москва.: «Издательский центр» Вентана- Граф», 2001.

Ученые подсчитали, что человеческий мозг насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток. Однако мозг новорожденного настолько не развит, что он не использует и десятой части своего потенциала. После сравнения мозга взрослого человека и мозга новорожденного стало ясно, что по мере развития между развития между клетками мозга образуются своеобразные отростки, тянущиеся от одной клетки к другой. Таким образом, клетки могут передавать друг другу информацию из внешнего мира. В развитии мозга есть период, когда связи между его клетками формируются наиболее активно – это время от 0 до 3 лет. За этот непродолжительный период зарождается примерно около 80% таких связей. По мере роста количества связей увеличиваются, соответственно, и возможности самого мозга.

Пути развития таланта одаренного ребенка

Таким образом, можно выявить одаренного ребенка и развивая его с самого раннего детства, мы создаем ту базу, на которой впоследствии зиждется его способность к мышлению, творческие способности, чувства и потребности. И если в первые годы не образовалась прочная база, то совершенно бессмысленно впоследствии учить ребенка, как ее можно использовать. Это равносильно тому, что пытаться создать программу управления модулями МКС (международной космической станции) на компьютере образца восьмидесятых годов. Однако было бы неправильным считать, что если родители упустили момент для развития способностей своего ребенка, то у него нет шансов добиться чего‑то жизни. Истории вообще известны три пути развития таланта:

  • ранние проявления (Моцарт, который в четыре года давал концерты на клавесине и скрипке, а также написал свою первую симфонию в три с половиной года)
  • способности, которые проявились в юности (А.С. Пушкин, который в Царскосельском лицее поразил Державина чистотой и легкостью слога)
  • талант, который дал о себе знать в зрелые годы (баснописец И.А. Крылов, взявший перо в сорок лет, фотограф Анн Гаддес, прославившаяся своими фотоснимками после тридцати).

Бесспорно, те из одаренных детей, которые имеют академическую одаренность, то есть способность к учению, легко и быстро усваивают новые знания. Но, тем не менее, великий автор теории относительности Альберт Эйнштейн был отпетым двоечником и даже вылетел из школы за академическую неуспеваемость. Многих из нас волнует вопрос – а как выявить одаренного ребенка?

Как выявить одаренного ребенка - признаки одаренности

  • одаренный ребенок – это всегда творческая личность
  • его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребенка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых, а иногда даже и превосходят их
  • чтобы выявить одаренного ребенка помните, что такой ребенок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов. Это такие, из высказываний которых состоят рубрики «говорят дети»
  • эти дети весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они докапываются, разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать.
  • такие дети живо интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений. Часто любят головоломки, ребусы, загадки. Их решения часто оригинальны и нестандартны. Им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он.
  • они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе, грешат тем, что порой ставят себе сверхзадачи.
  • одаренные дети проявляют выраженный интерес к определенным занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы
  • сон одаренный одаренных детей менее продолжителен. Им «не дают уснуть» или «будят» мысли и идеи
  • у них обычно повышенная чувствительность, особенно в повседневной жизни, или когда они не поглощены любимым занятием, иногда они излишне бескомпромиссны
  • им свойственны богатая фантазия и чувство юмора.
  • этих детей отличают упорство и настойчивость в достижении цели.

Одаренными принято называть детей, которые:

  • достигли успехов в определенных сферах деятельности (музыке, живописи, математике, искусстве, спорте и т.д.)
  • детей с высоким уровнем IQ и высоким уровнем творческих способностей
  • детей, которые обладают академической одаренностью, или умением учиться и воспринимать знания. Часто обладают врожденной грамотностью и чувством языка.

Все согласятся, что одаренные дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Это и их удивительная способность логично и разумно рассуждать на темы нравственности и морали, и их склонность к фантазиям и сочинительству, их особенное, не такое, как у других детей, чувство юмора. Но они все же дети, и относиться к ним все же во многом следует, как к обычным детям.

Так мы избежим многих «подводных камней», встречающихся при воспитании этих удивительных созданий – способные дети склонны к высокомерию, даже некоторому снобизму по отношению к другим, обычным детям, грешат они и некоторой вседозволенностью (они ведь «не такие», а, значит, им и позволено больше, чем другим!), другие же, наоборот, страдают от своей непохожести на других, и становятся замкнутыми, стеснительными, зажатыми.

Различают два типа характеров одаренных детей:

  • открытый, веселый, с задатками лидера, фантазер, прекрасно владеет речью. Самоуверенный и всеми любимый.
  • тихий, слегка зажатый, склонный к раздумьям, философ. Иногда ворчливые и раздражительные, молчаливые.

Безусловно, одаренные дети встречают на своем пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой, считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им в этом помочь? Во‑первых, ребенку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Поэтому он особенно нуждается в дружбе с родителями. Печально, но факт. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одаренных детей – им нужны игры более высокого уровня, к тому же, как говорилось ранее, одаренные дети зачастую нетерпимы к своим менее талантливым сверстникам. Как результат – изоляция, дефицит общения.

Во‑вторых, наблюдается явное несоответствие социального статуса и интеллектуальными запросами ребенка, а также его физического развития. Ребенок не может занять свою «нишу», ту, на которую он претендует согласно своему интеллекту, поскольку в физическом плане, а также как личность значительно отстает от взрослых и детей более старшего возраста. Дети, чье интеллектуальное развитие опережает развитие сверстников, зачастую склонны к размышлениям на темы, которые им в силу своего еще небольшого жизненного опыта просто не под силу осмыслить адекватно. Такие раздумья могут привести ребенка к реально неприятным последствиям – от попадания под влияние разного рода религиозных учений, до – страшно сказать!– суицида.

Как обучать одаренного ребенка?

К огромному сожалению, программа нашей общеобразовательной школы настолько далека от совершенства, и настолько привязана к идее «всеобуча», когда независимо от способностей, каждый претендует на одинаковое внимание учителя, что одаренные дети просто‑напросто игнорируют это учебное заведение. Да и зачем им слушать учителя, который кроме учебника вряд ли что‑то читал, если наш «вундеркинд» и так все знает? Программы наших школ не рассчитаны на стимулирование творческих возможностей детей, их интеллекта.

Наши школы элементарно не отвечают запросам одаренных детей. Все это выливается в стойкую неприязнь к школе. Специалисты утверждают, что любой ребенок может стать одаренным, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Учите своего ребенка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и найти себе интересное дело, даже если Вас и не будет рядом. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

Как распознать, является ли ваш ребенок одаренным и обладает ли он нестандартным мышлением? Этот вопрос мучает не только родителей школьников, исправно получающих хорошие отметки. Ученые считают, что академическая успеваемость отнюдь не является мерилом одаренности. Доктор Венди Хирш Вайнер долгие годы работала с семьями, дети в которых обладают исключительными способностями. Эксперт пришла к выводу, что у некоторых из них имеется "врожденный талант к познанию, который выходит далеко за рамки возможностей их сверстников".

Одаренные дети отлично решают проблемы

Одним из основных признаков одаренности является способность блестяще справляться со сложными проблемами. Некоторые родители ошибочно полагают, что возможность запоминать большие объемы текста или знание формул назубок может указывать на гениальность ребенка. Однако заставить зубрить можно любого более менее усидчивого малыша. А вот справляться со сложнейшими задачами могут далеко не все дети. В этом помогает нестандартное мышление и способность видеть несколько путей решения.

Они чувствительны

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает гиперчувствительностью, он не переносит громких звуков и неуютно чувствует себя в толпе, это может быть признаком одаренности. Наш сегодняшний эксперт утверждает, что талантливые дети чаще всего могут быть замкнутыми и крайне застенчивыми. Иногда они не могут сразу ответить на вопрос, так как их мозг активно занят обработкой информации. Даже решая контрольную работу по математике, они берут больше времени на раздумья. На переменах они чаще всего сидят в классе и сторонятся шумных игр одноклассников.

Им трудно заводить друзей

Если вашему ребенку трудно заводить друзей или он страдает оттого, что не пользуется особой популярностью в классе, это может быть признаком гениальности. Повышенная чувствительность одаренных детей усложняет возможность подружиться. Кроме этого, в вашем ребенке могут быть другие черты, затрудняющим возможность подружиться. Например, утонченное чувство юмора этих детей становится непонятным для сверстников.

Им сложно вести разговор с другими детьми

Когда ваш ребенок пропускает участие в пустой болтовне, которая характерна для других детей его возраста, а интересуется более серьезными темами, это также может быть признаком одаренности. Доктор Вайнер утверждает, что гениальным детям трудно участвовать в диалогах со сверстниками, так как их мозг не заточен под короткие односложные реплики. Они не стремятся пойти на дискотеку, чтобы продемонстрировать обновку и рассказать, как им неприятны дети из параллельного класса. Вместо этого одаренные дети заведут разговор о политике или о причинах вымирания динозавров.

Они жалуются на скуку

Гениальному ребенку тесно в рамках стандартной школьной программы. Обратите внимание на жалобы сына или дочери по поводу скуки на уроках. Для усвоения школьного материала им требуется гораздо меньше времени, поэтому повторение пройденного для них видится настоящей каторгой. Вот почему ваш ребенок так часто смотрит в окно или ищет бесконечные способы, чтобы развлечь себя.

Они занимаются творчеством

Лепка и живопись являются хорошим способом найти ответы на существующие вопросы. Если ваш ребенок всегда придумывает новые креативные идеи, это означает, что он обладает подвижным интеллектом, который в полной мере раскрывается в творческих процессах. Кроме того, гениальные дети находятся в постоянном поиске новых вопросов и ответов.

Их нельзя мотивировать оценками

Парадокс заключается в том, что одаренные дети не всегда будут являться самыми лучшими учениками в классе. Мы знаем, что они ищут несколько способов решения задачи и размышляют дольше других. Но требования учителей предельно просты: делайте, как я требую. Любые альтернативные варианты рассматриваются педагогами как попытка подорвать их авторитет. В этом нет никакой трагедии, так как одаренного ребенка сложно мотивировать пятерками, похвальными грамотами или золотой медалью. Эти дети в большей степени заинтересованы своей исследовательской деятельностью и стремлением открывать для себя новые знания.

Они хотят глубоко вникать в вопросы

Но если какой-то вопрос важен для вашего ребенка, будьте уверены, что он обложится энциклопедиями, но найдет развернутый ответ. Одаренные дети стремятся исследовать проблемы намного глубже, чем дети, которые привыкли заучивать материал. Если они испытывают определенный интерес теме урока, они всегда имеют дополнительные вопросы к учителям.

У них есть опасения

Так как одаренные дети склонны представлять развитие событий по нескольким сценариям, они часто борются с тревожным расстройством, депрессией и страхом. Например, из-за опасений попасть под машину, они могут игнорировать велосипедные прогулки.

Они видят общую картину

Если вы заметили, что ваш ребенок имеет проблемы с запоминанием конкретных фактов, не спешите впадать в уныние. Вероятно, ваше чадо видит ситуацию в перспективе. Одаренные дети имеют понимание абстрактных понятий, а вот конкретная форма не так важна для них.

Они не подходят для конкретных требований

Гениальные дети плохо чувствуют себя в рамках стандартной школьной программы, а также инструкций и требований, предъявляемых учителями. Они стремятся все сделать по-своему, и поэтому часто критикуются или даже высмеиваются педагогами.