Нетканый гобелен своими руками. Схемы гобелена своими руками: как сделать объемное плетение в рамке. Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу — ткачеству.Уроки ткачества

Еще не так давно мастерицы умели создавать для дома тканые изделия, переплетая нити с помощью специальных приспособлений. Сейчас многие предпочитают купить готовый декор, удивляясь, как можно создать руками такую красоту?

А мы удивляться не будем, а сами сотворим и порадуем близких. Начнем с простой картины-гобелена, хотя работа покажется несложной только на первый взгляд и потребует аккуратности и терпения.

Нам будут нужны готовые рамочки для фото или картин. Подойдут только деревянные, они продаются в магазинах для творчества или в багетных мастерских.

Для создания линейной сетки-основы понадобятся маленькие обивочные гвоздики с плоской шляпкой и молоток. Повернем рамку обратной стороной кверху, с двух противоположных сторон сделаем разметку - поставим точки в местах, куда мы будем вбивать гвоздики. Чтобы дерево не раскололось, расположим их не по ровной линии, а как бы немного в шахматном порядке.

Для натяжения в качестве основы подойдет прочный мерсеризованный хлопок. Это натуральный хлопок, прошедший специальную обработку, в результате которой удаляется естественный начес. Ниточка становится прочной, мягкой и блестящей, похожей на шелк, не садится и не мнется. Нужно закрепить нить на первом гвоздике - хорошо обмотать, завязать и зафиксировать капелькой клея. Далее протянуть ее к первому гвоздику на противоположной стороне, обернуть вокруг него, слегка натягивая, и вернуться на другую сторону к следующему гвоздю.

Повторяем обертывания и повороты, пока не дойдем до последнего гвоздя. Окончательно фиксируем нить, завязываем и отрезаем. Для прочности добавим капельку клея. У нас получился ручной ткацкий станок.

Возьмем большую иглу с длинным и широким ушком. Лучше всего подойдет специальная игла для пряжи, металлическая или пластиковая. Заправим в нее цветную нить, для начала хлопок, шерсть или акрил средней толщины. Впоследствии, когда приобретем некоторый опыт, мы сможем использовать фантазийную пряжу и нити разной фактуры и состава. Цвет выбираем согласно рисунку, который решили создать. А можно и наоборот, творить картину в зависимости от нитей, которые у нас есть, следуя за своей фантазией.

Ведем иглу с нитью через сетку-основу, проходя поочередно над и под нитями сетки. В обратном направлении движем иглу, меняя «над» и «под», чтобы образовалось простое переплетение. Сдвигаем цветную нить дополнительной иглой к нижнему краю рамки после каждого ряда.

На нашей простой картине изобразим гору темно-синего, серого или зеленого цвета. Для получения наклона горы плетем в соответствующем ряду на одну петлю меньше. Если распечатать картину на листе бумаги и положить на стол под рамку, нам будет легче ориентироваться, когда делать убавки и вводить новую нить.

Если на вершине горы лежит снег, поменяем нить на белую и дойдем до снежной вершины, фиксируя конец нити с обратной стороны работы. Изобразим облака, солнце и небо, меняя цвет нити и следуя рисунку.

Для детей и начинающих есть более простой способ создания гобелена и тканой декоративной салфетки. В качестве основы используем картон, на двух противоположных сторонах которого сделаем разрезы. Вертикальные нити закрепим поочередно в этих разрезах, а нити-переплетения другого цвета расположим горизонтальными рядами.

Таким же способом можно сделать забавных человечков, панно с помпончиками и даже коврик для куколки, где вместо нити-основы использовать ватные палочки.

Интересный гобелен получися при сочетании готовых нитей и пряжи из разных материалов, изготовленной самостоятельно. Это могут быть полосы из джинсовой ткани, трикотажа и волокна шерсти для валяния. Располагать их можно горизонтально или под различным углом, чередуя по цвету и виду нитей.

Посмотрите, какие разные гобелены создают мастерицы, используя различное положение нитей и разные виды переплетений, проявляя фантазию

Такая ручная работа высоко ценится во всем мире, и, кто знает - возможно, начав с мини-гобелена на кусочке картона, вы станене мастером, создающим настоящее рукотворное чудо!

Гобелены - картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство Вашего дома и сделать его уютнее.

Научиться ткать несложно, и даже если Вы не очень хорошо рисуете, то Ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других - хобби.

В своих уроках я покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:

Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше "барашков") регулировать натяжение основы.

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.

Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями - тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.

Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).

Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.

Следующая задача - заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.

Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).

Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу - ткачеству.
Уроки ткачества

Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.

Итак, начнем.
1. Как проложить нить

Наша основа уже разделена на 2 части - ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.

Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.

Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон

Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.

Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.

Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.

Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.

В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.

Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.

Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.

Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.

Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем...

Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно - черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.

Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.

Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.

Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.

И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.

Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».

Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).

А уж затем заполняем ее другим цветом

А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).

Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.

Наше солнышко готово!

А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.

Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.

Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!
2. Как соткать объемный гобелен

Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.

Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.

Первый способ - «Косичка»

Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис

После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».

После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.

Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.

Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.

Способ второй - завязываем узелки

При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:

Теперь вспомним солнышко:

1. Ткем нижний ряд фона.

2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.

Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.

У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.

или вот, например, такой, более сложный гобелен.

Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.

3. Как соткать мини-гобелен

В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.

На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.

Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.

Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.

Размер этого гобелена - 8х15 см.

Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.
Вот ответы на некоторые вопросы, задаваемые мне начинающими ткачами

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:

1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:

А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ - «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.

Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две–три крайние нити основы:







«Пробуждение природы» - мастер – класс создания декоративного панно в смешанной технике.


Ольховченко Э. А. , педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества», с. Кочубеевское.
Назначение.
Мастер – класс может быть предназначен для педагогов дополнительного образования, самостоятельного выполнения композиции детьми или совместно с родителями и любым желающим творить мастерицам.
Цель: создание декоративного панно для украшения интерьера.
Задачи: обучать принципам декоративной композиции и приёмам стилизации, показать приёмы работы в технике «гобелен» и совмещения с «насыпной техникой», формировать образное мышление, воспитывать художественный и эстетический вкус.


Материалы для работы: станок для плетения гобелена, пряжа различных оттенков, ножницы, холст, рама для оформления.


Схема простого плетения гобелена, можно плести через 2 нити основы и другими способами.

О приёмах декоративной стилизации.

В первую очередь декоративной стилизации свойственны обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.
В работе «Пробуждение природы» в процессе стилизации проявились законы и принципы визуального восприятия – принцип отбора, общего единства, красочность, чувственность, гармоничность,

Описание этапов выполнения панно «Пробуждение природы».


1.Натянув нити основы, начнём плетение гобелена. Продеваем рабочую нить между нитями основы. И проплетаем несколько рядов плетением. Чередуем цвета, придерживаясь выбранной гаммы. Для объёмной травы используем ковровые узлы, то есть просто привязываем отдельные фрагменты пряжи к нитям основы. Два участка выплетаем как стволы 2 деревьев.


2.Земля решена более плотной, тёмной гаммой, дальше, по фону, плетём более светлыми оттенками пряжи. Обматывая нити основы, выплетаем веточки.


3.Наметив крону, определившись с веточками, заполняем фрагменты фона разными оттенками.


4.Сверху полоску неба выплетаем более тёмной пряжей, чтобы визуально ограничить край.


5.В поддержку объёмной травке делаем объёмные облака. Для неба используем сероватые, различные голубые, бледно – розовые оттенки.


6.Чтобы деревца сделать интересней, можно дополнить их вышитыми веточками, это придаст объём и создаст пространство.


7.Теперь переходим к следующему этапу. Размещаем вытканное полотно на холсте и начинаем насыпать на клей ПВА нарезанную пряжу, ту же которой ткали гобелен.


8.Живописно смотрится, когда нарезанная пряжа нескольких оттенков смешивается.


9.Таким способом прорабатываем всё рабочее пространство, обязательно нужно следить за тоном, то есть разбирать, что светлее, что темнее, чтобы изображение не сливалось. В работе появилось цветовое разнообразие, пространство и глубина.


10.Теперь применяем другой приём. Так как пустого пространства вокруг гобеленчика многовато, то можно поэкпериментировать и добавить кустики и веточки из пряжи. Так же можно добавить пряжу – травку, она находится перед гобеленом, это зрительно приблизит 1 план. Обязательно придерживаемся выбранного цветового колорита.


11.Завершая работу, добавим веточек разных оттенков и над плетёными деревьями. Важно подобрать подходящую раму для оформления. Она должна зрительно собирать работу, придавать ей законченный вид. Работа завершена, она создаст уют и тепло в вашем доме.

Творческих успехов и удачи во всех начинаниях!

Сейчас я покажу, как нужно правильно нарисовать эскиз к Вашему будущему гобелену.

Дело в том, что не все, что Вы нарисуете можно выткать в гобелене на небольшом формате. Рисунок может получиться у Вас очень красивым, но в ткачестве тоже есть свои правила, которые нужно выполнять.

1. Для начала берем листик ватмана, в размер, который Вам нужен. Отступаем от краев по одному сантиметру и проводим линии

Это нужно для того, чтобы основная часть рисунка оставалась на виду

Дело в том, что рама имеет «четверть» (вырез для картины, куда она вставляется) и как правило в один сантиметр. Вот этот сантиметр и будет невидимым. А при натяжении гобелена невидимая часть может оказаться и гораздо больше. Т. е. основной рисунок не должен заходить за эти линии, как например на рис.3.

В связи с тем, что основа у нас на станке натянута вертикально, мы, по возможности, должны использовать в своем эскизе больше горизонтальных линий. Это облегчит Ваш труд.

Если мы попробуем сделать «горочку» (о которой я уже писал в своих уроках ткачества), огибая ниткой каждую последующую нить основы (один раз на каждой), то получим определенный угол. Он зависит от толщины основы и расстояния между натяжением данной основы. Вот этот угол и будет определяющим нашей максимально горизонтальной линии и в этом случае нам не придется делать соединений

На рисунке 5 есть место на листике, где нужно делать соединения, так как эта линия почти вертикальная. Соединения примерно отмечены крестиками.

Если Вы будете использовать такой рисунок, как на рис.6, то острые кончики листьев не сможете соткать в небольшом размере гобелена, т. к. соединения нити с нитью сделать здесь весьма сложно. Кстати, расположив рисунок горизонтально, можно делать линии любой толщины (ветви деревьев, стебли и т.д.)

2. Теперь давайте рассмотрим другой рисунок - вертикальный.

Ткать будем так же, как мы видим его в обычном положении. Вот тут уже вертикальные тонкие линии сделать очень сложно, поэтому будем пользоваться в большей степени горизонтальными.

Цветочек можно нарисовать и по-другому. В данном случае мы ставим рисунок на станок вертикально и используем при этом больше горизонтальных линий.

Для самых начинающих я приготовил небольшой сюрприз.

На следующем рисунке, а точнее анимации, Вы можете поэтапно увидеть, как горочкой за горочкой можно сделать простой гобеленчик без каких либо соединений нитки с ниткой. А вот в конце каждой горочки можно сделать обкрутку, (см. мой урок по ткачеству) для того, чтобы более контрастно отделить их друг от друга.

Цвет, конечно, можете подобрать любой по Вашему вкусу.

Желаю успехов в Вашем творчестве!

Гобелен – отличный вариант для украшения дома. Картины, выполнены в этой технике завораживают взгляд. Гобелены машинного производства очень сильно уступают гобеленам, сделанным вручную. Но, увы, стоят очень и очень дорого. Намного дешевле сделать гобелен своими руками. Кроме того, такое решение позволит максимально гармонично вписать гобелен в интерьер помещения.

Гобелен – это односторонний ковер, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Само слово гобелен имеет французские корни. В XVI веке Жиль Гобелен открыл красильню. Позже к ней пристроили ткацкую фабрику. Людовик XIV выкупил эту фабрику и начал массовое производство ковров из окрашенных нитей. Фабрика называлась «Королевская гобеленовая мануфактура», а ковры – гобеленами.

Нельзя сказать, что гобелены появились в XVI веке. Еще в III в. до н.э. были найдены первые образцы гобеленов. В Древней Греции и Египте гобеленами украшали дворцы фараонов и государственных правителей. Мастера для изготовления гобелена использовали только натуральные нити, иногда практиковались вставки из золота и серебра.

Эпоха Возрождения относится к рассвету гобеленов. Мастера изготовляли целые ряды полотен, выполненных в одной тематике. Только аристократы позволяли себе такую роскошь. До XVIII века в качестве материала для изготовления гобелена использовали шерсть. Чуть позже начали делать гобелены из шелка и льна. Сейчас гобелены ткут как из синтетических нитей, так и из натуральных.

Для производства самых ранних гобеленов использовалась деревянная рама, на которую натягивали нити и специальный крючок, который позволял надежно закрепить узлы.

С середины ХХ века появляются ткацкие станки, которые упрощают работу над гобеленами. Гобелены, сделаны машинным способом имеют более низкую цену и качество, по сравнению с ручным гобеленом.

Разновидности гобеленов

Гобелены ручной работы подразделяются на:

  • тканые,
  • нетканые.

Тканый гобелен более сложный в изготовлении. На деревянную раму наматывается нить-основа из хлопковых ниток. Для закрепления используют сумаховый узел. Уточная нить переплетается с основной нитью по всей ширине ковра, таким образом соединяя и закрепляя основные нити между собой. Процесс изготовлении тканого гобелена– это наматывание уточной нити через основную, при этом используют самые разнообразные техники и узлы.

Петельный или нетканый гобелен более легкий. На плотный кусок ткани наносится рисунок, и с помощью иголки прошивается шерстяными или синтетическими нитками.

Технология изготовления тканного гобелена

Для изготовления тканого мини-гобелена понадобится:

  • нити – различных цветов и фактур,
  • деревянная рамка или ткацкий мини-станок,
  • вилка,
  • ножницы.

Этапы работ:

  • Для начала берем деревянную рамку или доску. Размером в 2 раза больше по длине и 3 раза по высоте, чем будущий гобелен. По краям рамки забиваем гвозди. Расстояние 2-5 мм, в зависимости от толщины нитей.
  • Делаем нить-основу. На гвозди поочередно наматываем нить. Далее, горизонтально закрепляем уточную нить, с помощью узелка. Начинаем плести гобелен. Меняя нити, в зависимости от желаемого рисунка. Вилка поможет уплотнить структуру гобелена. В конце гобелен облагораживают бахромой, косичками или кисточкой.
  • Чтобы сделать кисточки для оформления краев гобелена, нужно сложить 4-6 нитей пополам, обвязать нитью и прикрепить к краю гобелена, с помощью любого узла.
  • Для бахромы следует нарезать нити длиной в два раза больше, чем требуемая бахрома. Эти кусочки пряжи прикрепляют к концу гобелена с помощью вязального крючка или иголки. По желанию бахрому украшают бусами.

Способы переплетения нитей при изготовлении гобелена:

  • Полотняный — самый распространенный способ плетения. Уточная нить пропускается через основную одна через одну.
  • Узорообразующий – уточная нить сделана из шерсти, каждая нить обкручивается вокруг основной два раза.
  • Саржевый – уточная нить прокладывается только между нечетными основными нитями.
  • Египетский – справа налево оплетаем основную нить уточной, а затем уточная нить уходит вниз. Получается фактура в виде столбиков. Хорошо подходит для изображения рельефных объектов.
  • Греческий способ используется в сочетании с гладким плетением, потому что сам по себе очень рыхлый. Используют яркие и объемные нити. Уточные нити переплетаются между собой в виде плетенки.
  • Вязка – шерстяные нити прокладывают справа налево. Первый ряд плетем полотняным способом, затем уточная нить заводится за основную и создается петля, через которую выводится уточная нить. Создается рельефная поверхность, напоминающая плетение.
  • Сумаховый – две основные нити обкручиваются уточной два раза с изнанки наружу и выводятся через две основные нити вперед. Создается фактура столбиков.
  • Ковровый – уточная нить разрезается на небольшие кусочки 4-6 см. На две основные нити прикладываем такой отрезок серединой, а концы заворачиваем. После одного такого ряда следует выполнить ряд полотняного плетения. Излишки ворса обрезаются и плетению придается желаемая форма.

Способы соединения уточной нити между собой:

  • Для создания четкой границы рисунка используют соединение уточной нити, при котором плетение нужного цвета доводят до границы, а потом соединяют между собой, продолжая плетение.
  • Возможен способ, когда основная нить лежит на границе переплетения двух цветов. Нить основы прокладывают до границы, а потом отгибают и плетут назад и так далее. С другой стороны уточную нить другого цвета прокладывают также.
  • Паласовое соединение используют для получения четкой и ровной линии. При этом уточные нити вообще не соединяются и между ними образовывается промежуток. Такой способ применяют редко, так как щели между разными цветами приходится зашивать обычными нитками.
  • Способ компенсированного соединения – уточные нити соединяются между собой и плавно переходят с одного цвета в другой.

Еще одним видом тканого гобелена является круговой гобелен, который используют как коврик или вешают на стену. Круговой гобелен отличается от прямоугольного формой и техникой выполнения пленения. В прямоугольном гобелене пленение совершается снизу вверх, а в круговом по кругу. Для круговой опоры используют даже гимнастический обруч, либо вырезают круг из плотного материала.

Для изготовления кругового гобелена в домашних условиях понадобится:

  1. Картон.
  2. Пряжа для вязания и хлопковые нити. Обязательно разных цветов и структуры.
  3. Толстая игла для пряжи.
  4. Вилка деревянная, если нету – обычная.
  5. Ножницы.

Этапы работы над гобеленом:

  • Из плотной бумаги вырезаем круг, диаметром 30-40 см.
  • По диаметру круга делаем надрезы на 2 см. Расстояние между надрезами 2-3 см.
  • Натягиваем хлопковую нить-основу на круг. Нить-основа не будет видна в конце, поэтому ее цвет неважен.
  • Продеваем нить в иголку и закрепляем нить-основу в центре круга. Делаем стежки, затем переходим на полотняное плетение.
  • Пропускаем уточную нить через каждую нить-основу, таким образом совершая плетение по кругу. Делаем так 25-30 раз.
  • С помощью вилки уплотняем и разравниваем нити.
  • Меняем цвет нити. Чтобы закрепить новую нить, делаем узел или закручиваем за нить-основу.
  • Пропускаем белую нить через две нити основы.
  • Чередуем цвета по своему усмотрению.

Фантазия здесь безгранична. Возможность выбора разных цветов и фактур.

Фото гобелен круглый:

Работа над вышивкой гобелена

Инструменты для работы:

  1. Игла.
  2. Нити.
  3. Плотная ткань.
  4. Рамка для закрепления ткани.

Этапы работы над нетканым гобеленом:

  1. С помощью степлера прикрепите ткань на рамку.
  2. На плотной бумаге нарисуйте эскиз.
  3. Поместите эскиз на ткань и обведите карандашом. Чтобы подправить, если что-то не получилось.
  4. Когда рисунок готов, обведите его фломастером.
  5. Нить продеваем в иглу.
  6. Делаем стежки по контуру рисунка, постепенно заполняя весь рисунок.
  7. При необходимости меняем цвет нити.

Схемы гобеленов:

Как сделать гобелен объемный

Существует несколько способов изготовления объемного гобелена:

  • «Косичка» — с помощью обкручивания нитками основы через одну или две нити. Если нужно добиться выпуклой текстуры, цветка например, необходимо чередовать эту технику с обычной, когда уточную нить продевают через одну нить-основу.
  • «Узелки» — сначала делаем нижний ряд, который послужит фоном. Далее иголкой с ниткой вяжем узелки, плотно прилегающие друг к другу. Узелки разравниваются на поверхности и создают нужную текстуру. Таким образом, рисуем картину, например, ромашки.
  • «Вышивка» — делаем фон. А на него нашиваем будущий рисунок, используя различные способы плетения. Получается двойной гобелен.

  • Перед началом работы определитесь с картинкой. Для начинающих мастеров лучше выбрать не сложную картинку, без мелких элементов.
  • С помощью карандаша и кальки сделайте набросок основного рисунка. Обведите основные контуры.
  • Нити натягивают сильно, но они не должны быть как гитарные струны. Пальцы между нитями должны проходить свободно.
  • Пряжу подбирают согласно рисунку и желаемой фактуре.
  • Определитесь, в какой цветовой гамме будет выполнена картина, подберите нити необходимых цветов.
  • Лучше всего начинать плетение с нижнего правого угла.
  • Надежно прикрепите рисунок под нитью-основой.
  • Используйте вилку для уплотнения узлов. Похлопывающими движениями вбивайте узлы после плетения каждого ряда.
  • В процессе работы проверяйте ширину гобелена.
  • Свободный край нити следует держать свободно.
  • В завершении работы проверьте, чтобы верхний и нижний ряды были одинаковой ширины.
  • Когда гобелен готов, его прибивают к большой раме или растягивают. Затем накрывают мокрой тканью и оставляют на день.
  • Через ткань гобелен проглаживают утюгом.

Гобелен – интересное дизайнерское решение для интерьера

Техника гобелен не теряет своей популярности уже более двух тысячелетий, современные гобелены завораживают взгляд и придают интерьеру особую уникальность. Гобелены отлично вписываются как в классические, так и в современные дизайнерские стили.

Чаще всего гобелены используют в загородных домах. Большие стены и потолки позволяют разместить целые серии гобеленов, объединенных одной тематикой.

Разнообразные орнаменты сочных и сбалансированных цветов, мифологические и средневековые сцены, стилизованные картины растений и животных гармонично вписываются в любой интерьер.

Гобелены не только висят на стенах, но и присутствуют в оформлении дома или квартиры в виде гобеленовых покрывал, чехлов для подушек, скатертей, салфеток, картин. Даже мебель и стены обшивают гобеленами. В этих случаях используют, конечно, машинный гобелен.

Гобелен придает общему стилю изысканность, роскошь и универсальность. Отличным дополнением к гобелену станет мозаика, витражное стекло и фьюзинг. А вазы, подсвечники и статуэтки сделают стиль более классическим.