Развивать координацию движений мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Игры с красками

Шевцова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДСКВ № 22
Населённый пункт: город Ейск,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 22.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у

детей младшего дошкольного возраста».

«Ум ребенка – в пальчиках»

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления

информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и

пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая

малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.),

тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если

движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах

нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая

моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется

под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы

хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на

стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них,

можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя

мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний –

кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.

Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев

приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в

отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже

грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные

точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте

нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не

забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и

расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь

ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если

задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию

игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в

детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо

рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант

такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится

игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и

разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома

Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится

выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной

мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как

месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по

одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно,

попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и

мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и

удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую

горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть. Можно делать это одной или

двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую

крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте

вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается

наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи».

Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по

шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к

мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или

квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам

пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей

«приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их

прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с

прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых,

кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его

моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что

нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

(Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают

пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают

творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности

действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы

опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как

получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им

какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше)

можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с

закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки

из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на

вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое

преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно

напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные

задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем

пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом

слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.

Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое

тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль-

вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть

меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла).

Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться

в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми,

запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет

раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек

полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения,

расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в

руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые

буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –

разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски,

дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку:

дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят

для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество

фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать

пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно:

каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на

бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в

магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с

шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка

дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям

тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию

пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией,

нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не

забывать хвалить малыша.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами,

карандашами, ручками, фломастерами.

«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные,

деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

Организуйте игры с пластилином, тестом.

Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или

песок для эффекта массажа.

Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной

толщины и длины для завязывания и развязывания.

Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки,

скорлупки, початки и т.д.).

Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и

застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

Запускайте пальцами мелкие волчки.

Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как

интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать

хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Ольга Акимова
Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

(В. А. Сухомлинский)

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)

Направление моей работы – формирование и совершенствование у детей двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила, что у детей возникают сложности в развитии пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве, поэтому стала уделять большое внимание этому аспекту. Перед собой я ставлю следующие задачи : научить детей правильно держать карандаш; формировать зрительно-моторные координации ; развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом; совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать мышление , память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие. В своей работе я использую методику по развитию мелкой моторики и графических навыков Г. В. Беззубцевой; методику подготовки дошкольников к обучению письму С. О. Филипповой; методику развития мелкой моторики и координации движений у детей Гавриной С . Е. ; методику развития мелкой моторики , глазомера и координации движений Т . А. Воробьевой, Т. В. Гузенко.

Практическое применение теоретического материала реализую на занятиях с детьми аппликацией, рисованием разными техниками (карандашами, кистью, пальчиками, штампами, тычками, пластилином, с помощью трафаретов, конструированием, в физминутках и пальчиковой гимнастике; учу детей овладевать штриховкой, предлагаю макеты для шнуровки, для составления узоров нитью на гвоздиках (графика, игры для развития сенсомоторных навыков и координации движений («Радужные бусы» , «Сделай так же» , «Сделай сам» , «Определи на ощупь» , игры для конструирования на фланелеграфе («Составь букет» , «Юный архитектор» , игры с пинцетом для формирования и закрепления пинцетного захвата пальцев («Мозаика» , «Разбери по цветам» , «Золушка» ). Дети с удовольствием играют в настольный, пальчиковый театр, театр теней, игры с пуговицами, крупами, прищепками.

Все мы знаем как важно развитие мелкой моторики рук для детей . Развитие руки , кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка . На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Считается, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память , восприятие, мышление, внимание. Уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность освоения ребёнком :

Изобразительных умений;

Музыкально – исполнительских умений;

Конструктивных умений;

Трудовых умений;

Овладения родным языком;

развития первоначальных навыков письма.

В дошкольном возрасте именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они часто отказываются от любимых детьми лепки и аппликации, так как не успевают за другими ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя неуверенными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Отмечу также, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие , а наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание и словарный запас.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце.

В детском саду мы с детьми применяем Су-Джок терапию (направление восточной медицины, где особое внимание отводится воздействию на активные (аккупунктурные) точки, которые находятся на кистях рук, используя специальные массажоры (он представляет 2 части : мяч-ежик с колючими иглами и 2 колечка для массажа каждого пальца). Воздействуя на рефлекторные зоны можно передавать информацию всему организму и лечить все тело, активизируя механизмы самовостановления организма. Также применяем различные виды массажа рук, в т. ч. самомассаж зубной щеткой, резиновыми мячами и кольцами с разной рельефной поверхностью, карандашом с гранями, грецкими орехами, каштанами, сосновыми шишками.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковая гимнастика и игры на координацию движений . Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» и т. д. В группе имеется большая картотека таких игр, дети сами обыгрывают знакомые сюжеты, используя наглядные картинки-подсказки в карточках. Таким образом, пальчиковая гимнастика и игры на развитие координации движений не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка, в результате чего развивается :

Сила и ловкость руки;

Переключаемость с одного вида движений на другой ;

Внимание;

Глазомер и зрительная память;

Усидчивость и аккуратность;

Фантазия и образное мышление;

Подготовка руки к письму

Приведу несколько примеров упражнений, развивающих мелкую моторику рук и координацию движений , которые я использую в работе с детьми и советую родителям выполнять их дома со своими детьми :

Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Сжимание мягкого резинового или поролонового шарика двумя пальцами поочередно; сжимание поролонового шарика между напряженными ладонями.

Рисование геометрических фигур обеими руками одновременно, усложнение – различных фигур одновременно, напр., правой – квадрат, левой – треугольник, различное направление штриховки (правой – вертикально, левой – горизонтально) .

Перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против в емкости с узким горлом (диаметр 2-3см.) при неподвижно зафиксированной кисти, тем самым ограничивая движения кисти работающей руки.

Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, а ребенок воспроизводит обеими одновременно. Сначала задействуются только указательные и средние пальцы, затем к ним присоединяются безымянные, а лишь потом большие и мизинцы. На логопедических занятиях можно в том же ритме проговаривать слоги на отработанные звуки.

Выполнение графических диктантов по клеткам (по словесной инструкции, или по инструкции, поданной в кодовой системе, например, один удар правой рукой - 1 клетка вправо; один удар левой рукой – 1 клетка влево; один удар обеими руками – 1 клетка вверх; два удара обеими руками – 1 клетка вниз).

В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка . И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Ладушки» и им подобные народные игры – не что иное, как оздоравливающий, и тонизирующий массаж на акупунктуры. Только задумайтесь : такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение ребенка и взрослого, заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале забав.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Родителей и педагогов должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявит, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Многие учёные считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Помните, что малышам от года до трёх упражнения даются в упрощённом варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

Запускать пальцами мелкие волчки.

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.

Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

Показать отдельно только один палец – большой.

Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами.

Кистями рук делать «фонарики».

Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

Складывание матрёшек.

Игра с вкладышами.

Рисование в воздухе.

Игры с песком, водой.

Мять руками поролоновые шарики, губку.

Шить, вязать на спицах.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Резать ножницами.

Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т. д.). К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Также большую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. При анализе обследования развития мелкой моторики и графических умений дошкольника рассматриваются такие показатели, как ловкость, скорость, развитие моторики, способность чертить вертикальные и горизонтальные линии, ровность и чёткость штриха. Наличие факторов риска по данным показателям говорит о несформированности моторных функций.

Прогноз школьных трудностей на основе выделения данного фактора риска рассмотрим в таблице:

Забота о здоровье ребёнка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Струйка из фасоли

Развиваем координацию движений, мелкую моторику рук, внимание, сосредоточенность, целеустремленность

Описание : суть этой игры, как и предыдущей, — закинуть как можно больше фасолин в бутылку. Но в этом случае задача значительно усложнена: все фасолины участник должен зажать в кулачке и затем по одной закинуть в бутылку. При этом рука его должна быть строго в вытянутом состоянии на расстоянии 30 см от бутылки.

Если ребята справляются с этим заданием, его тоже можно усложнить. Можно дать задание поднять руку на расстояние 50 или 100 см от бутылки. Можно увеличить число фасолин до такого количества, чтобы их стало неудобно держать в руке и т. д.

Пол-литровая бутылка из-под молока, по горсти фасоли на каждого участника.

Ловкие ручки

Развиваем мелкую моторику рук, координацию, внимание, усидчивость

Описание : эту игру необходимо проводить за столом. Перед началом игры разложите все перечисленные предметы следующим образом. Поставьте оба бруска на расстоянии 15—20 см друг от друга. На один из них наденьте колпачок. Затем объясните ребенку, что его цель — перенести колпачок с одного бруска на другой с помощью палочки. Для этого нужно подхватить колпачок снизу и, надев его на палочку, аккуратно, чтобы не уронить, попытаться перенести.

Усложнения в этой игре могут быть самыми разнообразными: за счет увеличения расстояния между брусками, сокращения диаметра колпачка по отношению к бруску и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Несколько брусков цилиндрической формы, колпачок или крышка от какой-нибудь емкости, диаметром больше бруска на 1 см, тонкая палочка.

Водоносы

Развиваем координацию, внимание, находчивость

Описание : эту игру лучше всего проводить как эстафету. Всех ребят нужно разделить на 2 команды и выбрать участок, который необходимо преодолеть. Затем нужно выбрать место, где будет стоять емкость с водой. На финише для каждой команды должно стоять свое ведро. Участники должны распределить между собой порядок прохождения дистанции. Когда первые участники встанут на стартовую линию, им выдают блюдца и объясняют задание. Их цель — добраться до емкости, набрать в блюдце воды и донести его на голове до ведерка. Затем нужно вылить воду в ведро, возвратиться на старт и передать блюдце следующему участнику команды.

Если кто-то из участников уронил блюдце, он должен возвратиться к емкости, заново набрать воды и преодолеть эту дистанцию еще раз.

Эту игры можно ограничивать как временем, так и просто прохождением этой дистанции всеми участниками.

Победителем объявляется та команда, которая наберет в ведерке наибольшее количество воды.

Материалы и наглядные пособия для игры

Пластмассовые блюдца для каждого команды, 2 ведерка и 1 большая емкость с водой, веселая музыка.

Слива в ложке

Развиваем мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, целеустремленность

Описание : эта игра идеально подходит для летнего отдыха и для большого количества участников. Желательно проводить ее в форме эстафеты.

Для начала все участники делятся на две команды. Определяются границы дистанции и порядок ее прохождения внутри команд. На финише ставится блюдо для каждой команды. Затем первым игрокам каждой команды раздают ложки и по 1 сливе и объясняют, что цель каждой команды — донести свою сливу в ложке до финиша, возвратиться на старт и передать ложку следующему игроку. По команде ведущего участники кладут сливу в ложку и отправляются в путь. Если кто-то из участников уронил сливу, он все равно должен продолжить свой путь и только потом возвратиться на финиш.

Победителем считается та команда, которая донесет до финиша как можно больше слив.

Материалы и наглядные пособия для игры

Две столовые ложки, несколько крупных слив или других фруктов этого размера, 2 блюда и веселая музыка.

Ягоды и грибочки

Развиваем координацию движения, мелкую моторику ног для предупреждения плоскостопия, внимание, художественные способности

Описание : в эту игру лучше играть в большой и веселой компании на дне рождения или другом празднике.

Если вы решили провести эту игру, то для нее вместе с ребенком нужно будет приготовить емкости для сбора грибов и ягод. Для этого вам нужно вырезать из цветной бумаги разнообразные фигурки (цветочки, листочки, грибочки и т. д.) для аппликации. Предложите ребенку сделать это самостоятельно. Следите внимательно, чтобы он не поранился. Затем готовые фигурки нужно приклеить на емкости с помощью клея или скотча. Главное, чтобы ваши емкости приняли веселый и немного сказочный вид.

Перед началом игры необходимо разбросать все приготовленные игрушки на чистом полу или ковре. Предложите всем ребятам разделиться на 2 команды и представить, что они отправились в лес собирать грибы и ягоды. Но делать они это будут необычным способом: руками грибы трогать нельзя, они должны будут собирать их ногами, зажимая пальцами.

Начинают игру по одному представителю от каждой команды. По команде «Старт» они выбегают на полянку, подхватывают ногой один из предметов и дальше уже на одной ноге скачут до кузовка, в который складывают свою добычу. Когда они возвращаются на старт, в путь отправляются следующие участники. Та команда, которая соберет наибольшее количество предметов за определенное время, станет победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшие пластмассовые игрушки, 2 емкости для сбора игрушек (это могут быть старые кастрюли или детские ведерки), цветная бумага, ножницы, клей или скотч.

Накорми зайчонка

Развиваем координацию, память, внимание, аналитическое мышление

Описание : перед началом игры на плакате вместо рта зайца вырезается дырка. Затем нужно вырезать еще несколько дырок в разных местах плаката. Во время игры он вешается на стену или какой-нибудь стенд.

Выбирается один участник, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Затем несколько раз его крутят вокруг собственной оси и подводят к плакату. Ребятам сообщают, что заяц голодный и его надо покормить.

Цель участника — вложить морковку зайчику в рот. Так как дырок на картинке много, сделать это будет не так просто.

В этом конкурсе главное — не победа, а участие. Он поднимает настроение и прекрасно подходит для самых различных праздников.

Материалы и наглядные пособия для игры

Плакат или большая картинка, на которой изображен заяц (желательно нарисовать этот плакат заранее вместе с ребенком), морковка (можно использовать пластмассовую или сделать ее из бумаги).

Петушиные бои

Развиваем координацию движений, аналитические способности, внимание, целеустремленность

Описание : эта игра проводится на свежем воздухе или в достаточно большом помещении.

На полу или на земле надо начертить круг. Это будет зона поединка.

Затем выбираются первые два участника. Затем объясняются правила поединка: участники должны встать в круг на одной ноге, вторую придерживая руками. Их цель — вытолкнуть друг друга из этого круга. При этом нельзя пользоваться руками. Тот участник, который первым и без нарушения правил вытолкнет своего противника из круга, считается победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веселая музыка, мел.

Колечко

Развиваем координацию движений, внимание, память, умение сосредоточиться

Описание : это игра рассчитана на 2 участников, но чем больше в ней игроков, тем она веселее и увлекательнее.

Колечко подвешивают на такой высоте, чтобы участники могли попасть в него пальцем вытянутой руки. Выбирают первого игрока и ведущего. Ведущий подводит участника к подвешенному кольцу на расстояние вытянутой руки, затем отводит его на три шага назад и поворачивает его несколько раз вокруг себя, приговаривая:

Выходил я на крылечко —

Потерял свое колечко.

Укатилося кольцо

Под дубовое крыльцо.

Отыщи мое кольцо!

Все остальные участники встают полукругом и наблюдают.

После того как первого смельчака раскрутили, он с вытянутой рукой должен сделать три шага по направлению к кольцу и точно попасть в него пальцем. Если с первого раза это не по лучилось, у него есть еще несколько попыток нащупать пальцем кольцо.

Усложнить эту игру можно различными способами. Во-первых, можно увеличить количество шагов. Во-вторых, игроку можно завязать глаза и мешать различными комментариями и неправильными указаниями.

Победителем считается тот, кто быстро и без ошибок преодолеет это расстояние.

Материалы и наглядные пособия для игры

Длинная нитка, кольцо средних размеров (чуть больше указательного пальца), большое помещение, в котором можно подвесить колечко.

Палочки-выручалочки

Развиваем мелкую моторику ног, внимание, умение концентрироваться, целеустремленность

Описание : усадите ребенка на стул и поставьте 2 корзины близко друг к другу (в одну из них положите карандаши). Объясните малышу, что его цель — перенести карандаши из одной корзины в другую, не уронив их, сначала правой, затем левой ногой.

Во втором варианте игры корзины расставляются подальше друг от друга. Цель та же — перенести карандаши из одной корзины в другую. Добавляется одно усложнение: карандаши переносятся не одной ногой, а передаются из одной ноги в другую. Например, если корзина с карандашами стоит у правой ноги ребенка, он должен взять первый карандаш правой ногой, передать его в левую и уже левой ногой положить в пустую корзину.

Помимо этих двух вариантов можно усложнить задачу, увеличив количество карандашей.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карандаши (10—30 штук), 2 одинаковые корзины.

Необычный художник

Развиваем координацию движений, мелкую моторику ног, внимание, умение концентрироваться, целеустремленность

Описание : усадите ребенка на невысокий стул, чтобы он мог свободно доставать ногами до пола. Положите перед ним чистый лист бумаги и карандаш. Затем предложите ему нарисовать любую картину или портрет, но не руками, а ногами, зажимая карандаш между пальцами. Начинать нужно с простых картинок — домика или цветочка. Постепенно нужно просить прорисовывать более мелкие детали.

Если у вашего малыша сразу не получается справиться с заданием, возможно, он быстро устает. Предложите ему отдохнуть, поговорите о картинке, которую он рисует, и продолжайте. Важно, чтобы ту картинку, которую он задумал, он дорисовал, а не оставлял на следующий день. Старайтесь подбодрить его, заинтересовать.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги форматом A3, карандаш.

Домик

Развиваем мелкую моторику рук, внимание, умение концентрироваться

Описание : в эту игру можно играть как со взрослым, так и одним детям самостоятельно.

Участники игры усаживаются за стол, высыпают из коробка спички. Цель игроков — собрать колодец, не разрушив его.

Первый участник выкладывает 2 спички параллельно друг другу так, чтобы следующий участник мог перпендикулярно им положить на них 2 свои спички. Затем первый участник выкладывает свои спички и т. д. Тот участник, который первым неаккуратно положит спички и разрушит колодец, считается проигравшим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Коробок спичек.

Кто успел?

Развиваем координацию, внимание, скорость реакции, аналитические способности

Описание : в эту игру лучше всего играть на свежем воздухе или в комнате с высоким потолком.

Все приготовленные предметы, кроме мяча, выкладываются на полу. Игра заключается в следующем: ребенок должен подкинуть мяч как можно выше и за время его полета собрать как можно больше предметов, лежащих на полу. Главное — вовремя поймать мяч. Если игрок не успевает это сделать, ход передается следующему игроку, а предметы, которые первый участник успел собрать, возвращаются на пол.

Победителем считается тот участник, который собрал больше всех предметов.

Материалы и наглядные пособия для игры

10—20 мелких предметов (это могут быть камешки, игрушки, фишки). Главное, чтобы они были легкими и не поранили ребенка.

Пальчики

Развиваем мелкую моторику рук, внимание, умение сосредоточиться

Описание: предложите вашему малышу сесть за стол и поговорите с ним о человеческих возможностях, о том, какие тяжелые вещи люди могут поднимать, как далеко и быстро они могут бегать. Затем расскажите о том, что даже такая небольшая часть тела, как пальцы, могут быть очень сильными, если заниматься их развитием. Сейчас вы как раз и займетесь их тренировкой.

Затем пусть ваш малыш положит на стол правую руку. Он должен поднимать по очереди каждый палец, при этом не отрывая от стола всей руки: сначала большой, затем указательный, средний, безымянный и мизинец. То же самое упражнение необходимо проделать с левой рукой. Следите, чтобы ребенок не перенапрягал руки и не зажимал их в плече и предплечии.

Когда задание будет выполнено, можно переходить к следующему, более сложному упражнению. На стол нужно положить обе руки и выполнять те же самые упражнения, но уже обеими руками одновременно.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая, спокойная музыка.

Пальчики-солдатики

Развиваем мелкую моторику рук, координацию, внимание, умение сосредоточиться

Описание : эта игра является усложненной разновидностью предыдущей и требует хорошей тренировки.

Предложите ребенку положить правую руку на стол и представить, что его пальчики — это дружные солдатики. Сейчас они должны промаршировать попарно. Рука вашего малыша должна это изобразить, поднимая те пальчики, которые соответствуют номеру солдатика. Первый палец — первый солдатик, указательный — второй солдатик, средний — третий, безымянный — четвертый, мизинец — пятый.

Так, например, если вы называете второго и пятого солдатиков, должны подниматься указательный палец и мизинец, если вы называете первого и четвертого солдатиков, должны подниматься первый и безымянный палец и т.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая спокойная музыка.

Вырезаем снежинки

Развиваем мелкую моторику руки

Описание: подготовьте квадратный лист тонкой бумаги, сложите его по диагонали. Правый острый угол согните на левую сторону со смещением вверх, левый угол — в противоположную сторону. Линии сгиба должны совпасть. Сложите заготовку пополам. Сделайте вырезы на обеих сторонах, по сгибам. Разверните заготовку, снежинка будет готова.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с ребенком дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

«Ум ребенка - в пальчиках»

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры - шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек -разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры - обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр - обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  1. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  1. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  1. Организуйте игры с пластилином, тестом.
  1. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  1. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  1. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
  1. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  1. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  1. Запускайте пальцами мелкие волчки.
  1. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
  1. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное - желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.