Ребенку очень тяжело дается учеба. Родителям на заметку: что делать, если ребенок не хочет учиться. О жизненном устройстве детей


Что делать, если ребенку плохо дается учеба?

Ребенок в этом году пошел в школу и вы беспокоитесь, что ваш смышленый, но невнимательный малыш не успевает за программой? Или вы мама более взрослого школьника которому, несмотря на все старания, не дается учеба? Учителя жалуются, что он “ловит ворон” в классе, отвлекается и не может сосредоточиться на уроках?

Решить проблемы таких детей помогают занятия по методикам .

Они помогают при таких проблемах, как:

  • нарушения координации движений, моторная неловкость;
  • нарушения внимания;
  • гиперактивность;
  • нарушения аутистического спектра;
  • нарушения устной и письменной речи;
  • проблемы с успеваемостью в школе.
Занятия выполняются на специальной с регулируемым уровнем сложности балансирования.
Важно, чтобы выполняемые упражнения были достаточно сложны для ребенка, чтобы он не терял интереса, но и при этом не были невыполнимыми. Когда задача становится слишком легкой, ее усложняют поворотом вращающихся рокеров, в результате чего устоять на ней становится сложнее. Усложняются постепенно и сами упражнения.

Так как же перекидывание мешочков и мячиков может помочь?

Постараемся как можно короче ответить на этот вопрос, хотя это и не просто, ведь механизм действия - сложный и комплексный. Во-первых, любое занятие на неустойчивой поверхности требует точно согласованной работы вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и даже аудиальной систем, а также моторной ловкости и координации.
Со временем все системы системы связываются воедино, формируя так называемую “схему тела” - внутреннюю карту того, где находятся те или иные части тела, и чем они заняты. По этой карте мозг начинает обрабатывать определенные задачи в фоновом режиме, что высвобождает "оперативную память", . Во-вторых, в большинстве упражнений руки ребенка постоянно пересекают среднюю линию тела.

Это улучшает связь между полушариями мозга. В-третьих, наш мозг обладает свойством нейропластичности. Те нейронные связи, которые регулярно задействуются, становятся все более и более прочными. Стоя на неустойчивой поверхности и выполняя упражнения, ребенок находится в режиме "боевой готовности", он максимально сконцентрирован и включен в происходящее.

Регулярные занятия в итоге приводят к тому, что нервная система начинает работать в таком режиме постоянно, используя все ресурсы на полную, улучшая внимание и другие когнитивные процессы. Сегодня для того, чтобы заниматься по методике , Вам не нужно обращаться к дорогостоящим “гуру”. Приобретя , вы сможете заниматься со своим ребенком дома, самостоятельно. Составленный нами каталог упражнений и подробные рекомендации по составлению индивидуальной программы мы прилагаем бесплатно. Помимо самой балансирной доски и методички для занятий вам понадобятся , которые мы рекомендуем приобрести сразу. Также на Равновесе можно заниматься со и .

Небольшой список советов, который поможет сделать школьные дни немного легче:

  • Подготавливаться к школе нужно вечером. Очевидное правило, про которое многие забывают. Старайтесь привить ребенку привычку собирать все перед сном - тогда утром будет гораздо проще и спокойнее, ведь можно просто позавтракать, одеться и выйти, а не впопыхах искать нужные учебники и тетрадки.
  • С момента пробуждения ребенка надо "зарядить" позитивом. Это легче всего сделать, когда мама и папа в хорошем настроении и нет безумной спешки. Можно поставить будильник на 15 минут раньше и просто полежать, пообниматься и посмеяться до начала обязательных процедур.
  • Рутина - это хорошо. По утрам мозг работает плохо, это всем известно. Поэтому утренняя программа должна быть повторяемой и однообразной. Как вариант: зарядка, зубы, завтрак, чуть игры, переодевание в форму, выход.
  • Рано или поздно возникает фраза: "Я не хочу идти в школу". К ней надо быть готовым, причем каждое утро. Причин нежелания огромное множество: от поверхностных (встал не с той ноги и холодно) до глубоких и требующих разбирательств (драк, ссор и травли одноклассников). Постарайтесь понять истинную причину и помочь ребенку. Посочувствовать ему, помочь советом или поговорить с учителем.
  • В школе учитель занимает позицию "значимого взрослого", а значит, ребенку необходимо наладить с ним связь. Фокус должен автоматически быть смещен на учителя и его авторитет. Это тоже можно проговаривать по пути в школу и из школы. Если учитель смог правильно самоопределиться и вызвать уважение ребенка, то он становится источником указаний и правил: "Нет, мама, Зинаида Петровна сказала, что надо принести именно зеленую папку". Но здесь очень важно, помнить, что учителя бывают разные - как хорошие, так и плохие. Важно дать понять ребенку, что если с учителем что-то не так, он должен обязательно рассказать об этом родителям.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Мне 15 лет,учусь слабо,много 3,по математике 2,её вообще не знаю.Учитель говорит,что у таких нет будущего,мне очень плохо.Много раз думала о суициде.Жаль родителей,понимаю это.Каждый день плачу,потому что много унижений было,хотя бы радует то,что я не одна из девочек учусь плохо в классе.Я не знаю,что мне делать,как быть...А мысли убить себя посещают меня всё чаще.Не сдам ГИА,я не знаю куда мне идти... и что делать дальше.Постоянно депрессивное состояние.У меня нет подруг близких и друзей тоже нет.Я-неудачница,вот поэтому и думаю,что не незачем больше жить на этом свете.
Поддержите сайт:

Гость, возраст: 15 / 01.02.2013

Отклики:

Учитель не прав, что так говорит! Каждый человек
талантлив и способен и ТЫ в этом числе! И если
тебе не дается то, что дается большинству - это не
значит, что ты неудачница!у меня тоже в школе не
шли точные науки и учителя внушали что я глупа!
да, это было очень неприятно(((я выбрала
гуманитарную профессию, совершенно не связанную с
точными науками... а по поводу ГИА, в самом
крайнем случае можно пересдать....а от себя я
желаю тебе сдать ГИА успешно!

buday , возраст: 24 / 02.02.2013

Здравствуй! Неужели Ты считаешь, что Твои РАЗМЫШЛЕНИЯ о неудачах в предстоящей сдаче экзаменов настолько верны, что из-за них можно уйти в мир иной? Как Ты считаешь, какова вероятность успешной сдачи экзаменов? Я уверен, что она равна 100% Ты удивишься: "Да не может быть!" Я отвечу: всё в Твоих руках. Чтобы достичь успеха, необходимо научиться концентрироваться на том, что Тебе действительно важно. Так ли Тебе важно поведение учителя? РАЗВЕ ТОЛЬКО ОТ НЕГО ЗАВИСИТ УСПЕШНАЯ СДАЧА ЭКЗАМЕНОВ??? Не устраивает поведение учителя - игнорируй его. Иными словами, абстрагируйся от негатива и стремись к достижению своих целей. Понимаю, что отсутствие друзей - не есть хорошо. Но подумай: нет друзей - больше времени на подготовку к экзаменам, на посещение факультативов, на занятия с репетитором. Попытайся находить положительные моменты в любой ситуации. Конечно же, поддерживай отношения со сверстниками, не замыкайся в себе, стремись к поиску преданных, верных и НАСТОЯЩИХ друзей!!! Не стесняйся просить помощи у родителей и родственников, чаще общайся с ними. Знай: они имеют то, чего недостаёт и Тебе и мне, ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ. Советы старших могут реально помочь в трудную минуту. Чтобы не только выйти из депрессии, но и предотвратить её последующее возникновение, найди своё хобби. Это может помочь направить Твою энергию в сторону творчества, созидания и саморазвития. Не бойся трудностей!!! Если судьба против тебя - ей же хуже!!! Закаляй свою силу воли и добивайся всего того, чего Ты хочешь, чего Ты достоин!!! Цени Жизнь, ибо Она - наше главное богатство. Вот мои тебе советы на ближайшее будущее, надеюсь, я смог Тебе помочь! Удачи!!!

Михаил, возраст: 18 / 02.02.2013

Милая, образование само по себе счастья не дает. Только если
нравится учиться. Будущее не известно никому. Учитель представляет
будущее человека только в ВУЗе? - Это его право. В мире есть масса
специальностей, которые не требуют образования, а требуют
специальных навыков. Они могут приносить и доход, и радость. Да,
не престижно, но мне очень хотелось поработать кассиром. Моя
подруга водила трамваи и перепробовала еще много чего. В итоге
стала поваром. Дело тяжелое, но ей нравится. Менеджеров и
экономистов с бухгалтерами и юристами, по-моему уже солить
можно!!!
А может, Вам дрессировка собак понравится? Или еще что-то? Разве
это плохо? Почему надо обязательно математику с литературой?
Да все не знают, куда идти, не только Вы!!! Родители посоветовали -
это не в счет, потом мало кто работает по специальности). Все еще сто
раз поменяется.
Все мои одноклассники, и отличники, и двоечники, - все устроились в
жизни, никто не пропал. И Вы не пропадете. Вчерашняя отличница,
закончила МАИ, продает шторы. "Троечница" создала ансамбль
народной песни. Разве баллы оценивают Вашу личность и Ваше
будущее?!

ЕленаОбыкновенная, возраст: 37 / 02.02.2013


А что по этому поводу говорят ваши родители? Они не могут взять вам репетиторов?

Агния Львовна, возраст: 72 / 02.02.2013

Да какая разница как ты учишься,неужели никогда не слышала о том,что все успешные люди-бывшие троечники,а все закоренелые неудачники-бывшие отличники.Подумай хотя бы про своих учителей-они всегда много и хорошо учились,учатся до сих пор и получают копейки.Знаешь почему,да потому что школа и институты дают знания не нужные для жизни совершенно.
Поверь,я в 2 раза тебя старше,вполне успешная дама,знаю что говорю.Что вообще нужно для жизни из школьной программы...Элементарно уметь считать,ну ты же знаешь таблицу умножения,читать умеешь,да и пишешь вроде без ошибок.(кстати,редкость среди молодежи).
Что тебе делать...Развиваться и самосовершенствоваться.Заниматься тем чем интересно,искать новые увлечения,читать статьи про совершенствование Личности,учиться любить и уважать себя.Верить в себя.
Через несколько лет станешь этакой бизнес леди-красивой,независимой успешной...
Не обращай на них внимания - учителя,одноклассники и прочие,кто хочет убить в тебе Личность.Они сейчас видят в тебе слабую,на которой можно поизмываться. пусть обломаются!!!

Осенняя слякоть, возраст: 30 / 02.02.2013

Привет! Гони эти мысли от себя по-дальше! Не
слушай своего учителя, не обращай внимания на
внешний негатив. Слушай только конструктивную
критику.
Не беда, что ты плохо учишься. Хорошо делай
то, что у тебя получается. Может в какой-то
одной области. Практика показывает, что
отличники потом становятся исполнителями на
предприятиях, а троечники - руководителями! Это
тенденция. Тем более, что профессий разных -
море!
Троечники более приспособлены к практике
жизни, у них нет таких комплексов отличника,
нет такого фанатичного отношения к учебе, как у
отличников, и они меньше беспокоятся по этому
поводу. А беспокойство приносит только
психические и душевные проблемы. Зачем это
нужно? И ты тоже не беспокойся по этому поводу,
а делай то, что можешь делать. Школу закончишь
все равно, так или иначе. Важно
приспосабливаться к практике. Большинство из
того, что человек изучает в школе и в учебном
заведении, ему на работе не понадобится.
Займись интересным делом, отвлекись от этих
депрессивных мыслей. Гуляй чаще на улице.
Займись физкультурой, это закаляет характер,
силу воли. Не смешивай свои проблемы в кучу, а
решай их по отдельности. И на каждый день
определенное количество задач. Так намного
проще. Не забывай отдыхать.
Подруг найдешь себе, надо их искать. Может
быть, ты найдешь их среди своих
единомышленников, например, по какому-то делу,
увлечению. Так часто бывает.

Антоний, возраст: 24 / 02.02.2013

Девочька додогая, знаешь ли ты скоко взрослых
людей, учившиеся на двойки,тройки счастливы в
жизни. Миллионы.Причем многие из них успешны.
Улыбайся!Удачи!

Алексей, возраст: Вау, 39 / 02.02.2013

Дорогая...! Как учитель смею Вас заверить, что Гиа Вы сдадите. Все сдадут, ибо учителя себе не враги, и им еще в этой школе работать. Да и оценка не показатель знаний. Если есть проблемы по математике пиши - разберемся.

Матильда, возраст: 31 / 03.02.2013

Привет! Расскажу тебе о своем опыте. Что думаешь произошло в моей жизни, когда я закончила школу на сплошные пятерки? Ничего абсолютно. Да, я поступила куда хотела и да, школьная база помогала мне легко пережить первый год университетской учебы. А дальше? Дальше уже заботишься только об учебе в университете и там уже не важно как ты в школе училась. Школьным красным аттестатом даже попонтоваться не успела.

В общем, школа, университет, работа, пенсия - это обыденные стандарты большинства. И им не обязательно следовать. Если хочешь преуспеть в них, то стараться стоит. Если это тебя не интересует,обязательно найди то, что в чем захочешь преуспеть.

И вообще гений в голове лучше, чем какие-то оценки в дневниках, зачетках. Не ограничивайте себя пожалуйста этими оценками;)

Магистрант одного из престижных универов, возраст: 21 / 07.10.2013


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Детский психолог Елена Головина ответила на вопросы "Вечернего трамвая" о том, как родителям подготовить к начальной школе своих детей, как усадить за парту гиперактивного ребенка и помочь ему наладить контакт со сверстниками.

Елена Евгеньевна, не за горами 1 сентября, сотни детишек после садика пойдут в первый класс. Как правильно настроить ребенка на обучение в школе?

Это долгий процесс, недаром в детском саду он длится целый год, пока дети посещают подготовительную группу. Хорошо, если ребенок посещал занятия по подготовке к школе в том учебном заведении, где в дальнейшем будет учиться. Важно, чтобы к школе ребенок усвоил, что учеба - это его обязанность, знал школьные правила, представлял, как проходят уроки, какова роль учителя, владел базовыми умениями и навыками.

- Если ребенок гиперактивен, неусидчив, что делать родителям и педагогам?

Стоит разделить гиперактивность как синдром, который диагностируется медиками, и просто избыточную активность ребенка. Для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходима комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция. На уровне советов: важно сажать активного ребенка за первые парты, строго соблюдать режим дня, не стоит перегружать ребенка двигательной активностью, потому что, вопреки распространенному мнению, что "набегается и выдохнется", он, наоборот, растормаживается и не может успокоиться сам. И помнить, что активным деткам нужна помощь взрослых, потому что саморегуляция у них обычно развита слабо, нужно помогать им организовываться, начинать и заканчивать дела, помогать с уроками.

- Как мотивировать ребенка, чтобы он стал проявлять интерес к занятиям?

Универсального ответа нет. Для некоторых детей мотивация - это подарки и поощрения, кому-то важна похвала родителей, кому-то – хорошие оценки. Важен здесь пример родителей. Если ребенок видит, что родители с удовольствием относятся к своей работе, любознательны, активны, то и для него учеба будет интересной.

Насколько важно, чтобы с ребенком дома делали уроки? Продлёнка или репетиторы (няня) могут заменить домашнюю работу с родителями?

Задача родителей и педагогов на начальном этапе обучения – научить ребенка учиться. Поэтому хорошо, если родители помогут ребенку выработать алгоритм выполнения домашних заданий, будут помогать решать встречающиеся сложности. Здесь хорошо действовать по принципу "сначала вместе, а потом – сам". Если ребенок делает задания с репетитором или в продленке, то главное, чтобы у него не терялся контакт с родителями, если нет совместной учебной деятельности, то можно вместе общаться, гулять и т. д.

Что вы можете сказать о прессинге родителей, которые криками и ремнем пытаются «вбивать» знания в своих чад?

Если бы это приносило результат… Чаще родители используют такие методы от собственного бессилия. Тогда лучше передать задачи обучения педагогам, репетиторам.

Если ребенку тяжело дается учеба ­ плохо запоминает, не может сосредоточиться ­ в чем может быть причина и как поступать родителям?

Среди возможных причин могут быть и неврологические, связанные с особенностями развития ребенка, и психологические, связанные с особенностями протекания психологических процессов (памяти, мышления, внимания и т. д.), и педагогические, когда у ребенка не сформированы необходимые учебные навыки и умения. Лучше обратиться к специалистам, чтобы определиться с причинами и путями решения проблем.

- А если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками и он отказывается идти в школу?

Это сложный вопрос в конкретной ситуации нужно разбираться: узнать, что чувствует ребенок, возможно, он напуган или разозлился. Пообщаться с учителем, школьным психологом и вместе помочь ребенку адаптироваться в классе.

Знаю случай, когда девочка уговорила родителей перевести ее в другую школу из-­за конфликта в классе, а потом отказалась в нее ходить, потребовав вернуть ее в прежнюю школу... В каких случаях стоит идти на поводу у ребенка?

Мнение ребенка, безусловно, важно. Но школа кроме обучения школьным предметам еще и "репетиция" взрослой жизни, возможность научиться решать конфликты, вступать в отношения, принимать решения. Вопрос о смене школы часто стоит, если речь идет о травле, что серьезно травмирует ребенка. В остальных случаях, возможно, ему стоит помочь разобраться в конфликте, продумать возможные пути выхода из него, а иногда просто поддержать его.

«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок

И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.

Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…

– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.

Ребенок - это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг - это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг - это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, - значит, они не доверяют своему ребенку.

Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?

– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?

Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.

Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?

Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?

– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.

Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».

Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.

А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…

У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением - вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?

«Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»

– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.

– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.

Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…

Иногда мне хочется плакать…

Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

Иногда мне хочется слушать музыку .

– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.

– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?

– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.

За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.

Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.

Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?

Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?

– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…

– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?

– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.

Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…

– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…