Роль музыкальной деятельности в воспитании дошкольника. Роль воспитания в музыкальной деятельности. · стимулирование умений сочинять несложные музыкальные образы в музыкальных играх и танцах

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей в младших группах».

Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.

Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, даёт детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка., направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ.

Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Музыкально - ритмические движения:

Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Развитие чувства ритма.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Слушание музыки.

5. Распевание, пение.

6. Пляска

7. Игра

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное:

Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственно- волевое:

Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое:

В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические :

Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, эмоционально откликаться на неё.

Певческие навыки:

Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности.

Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, мыслей, переживаний.

Слушая музыку у детей развивается интерес, любовь к этому виду искусства, расширяется музыкальный кругозор..

Слушая музыку с детьми младших групп необходимо привлечь внимание яркой игрушкой. Можно принести зайчика (или другую игрушку). Зайчик здоровается с детьми. Дети гладят его ушки, трогают хвостик. Потом мы слушаем песенку про зайчика: «Заинька, заинька, маленький заинька, длинные ушки, быстрые ножки». На слова «Зайка-трусишка» зайка прячется. Дети в этот момент, как правило замирают. А зайка выглядывает то с одной стороны, то с другой. Дети улыбаются. Здесь можно спеть еще раз песенку.

Дети уже более внимательно песню слушают. Это первое знакомство с песней.

Очень хорошо через музыку обратиться к каждому ребенку, создать доброжелательную атмосферу, вызвать у детей положительны эмоции не только от общения с игрушкой, но и от прослушивания музыки.

Задача, которая стоит перед нами в работе с детьми первой младшей группы, формулируется так:

«Воспитывать интерес к слушанию небольших песен, музыкальных пьес, исполняемых на музыкальных инструментах и в грамзаписи.

Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы различного характера, понимать, о чем поётся».

В работе с детьми первой младшей группы используются различные приемы и методы обучения слушанию - это слушание музыки, показ игрушки, словесное объяснение. Перед началом исполнения песни, надо рассказать детям, о чем они услышат:, что эта песенка про зайчика или про лошадку и т.д.

Беседа о музыке - важнейший метод. Словом передаётся характер, настроение музыки. У детей этого возраста невелик словарный запас, мал жизненный опыт, они не могут сами сформулировать настроение, передаваемое музыкой, но могут его почувствовать.

Дети оживляются, когда звучит веселая музыка: «Ах вы, сени, мои сени!», «Машина».

А когда звучит песня «Баю-бай», дети затихают. Даже после окончания песни они ведут себя тихо, спокойно. Впечатление от прослушанной музыки можно выразить ловами: «Какая ласковая, тихая музыка!», «Какая веселая музыка!» и т. д. Затем повторить те же слова, но в форме вопроса: «Веселая музыка?» «Веселая!» - отвечают дети.

Перед слушанием нового произведения недостаточно сообщить детям только его название. Для того, что бы содержание новой песни (её текст и мелодия) было воспринято детьми, необходимо настроить их на слушание.

«Ребята, я спою вам песню о зиме. Зимой все кругом бело, потому, что много снега.

А Ваня взял саночки и стал кататься с горки». Затем исполню песню, задаю вопросы по содержанию. «Кто катался горки?» «Весело кататься горки?» «Вот поэтому и музыка весёлая» Заем играю заключительную часть мелодии.

В некоторых песнях фортепианное сопровождение даёт яркий музыкальный образ, например в песне «Лошадка» Раухвергера или в песне «Кошечка» Витлина необходимо обратить внимание детей на эти музыкальные фрагменты. Спросить про кого рассказала музыка, как вы догадались? И ещё раз проиграть музыкальный фрагмент со звукоподражанием.

Дети очень любят слушать песню «Машина». На вступление они издают звуки, похожие на звук двигателя, делают движения руками, словно едут. Эти действия происходят сами по себе, их диктует музыка. Ребенок слушает музыку, подпевает, пританцовывает, хлопает в ладоши..

С целью формирования у детей умения вслушиваться в музыку, можно провести упражнения на различение музыкальных звуков (тембра, высоты динамики, длительн6ости). Для этой цели рекомендуем использовать музыкальные инструменты и провести игры «Тихо-громко», «Кукла шагает и бегает», «Угадай, на чем играю?», «Кто в лесу ходит». Так дети учатся вслушиваться в мелодию, слова песни.

В течение года музыкальный репертуар расширяется, обогащается. Дети учатся сравнивать музыкальные произведения разного характера. Для этой цели следует применять прием контраста. Дать послушать веселое, быстрое произведение, а затем медленное, грустное. Что бы музыкальный образ закрепился у ребенка в сознании, предлагаем использовать игрушку. Действия с куклой или зайчиком иллюстрируют содержание музыки: бодрая, веселая мелодия-кукла гуляет, тихая, медленная - кукла спит. Характер музыки и действия с игрушкой обсуждаются.

В результате проведенной работы дети к концу первой младшей группы оказываются в состоянии прослушать музыку, определить характер, могут ответить на вопрос по содержанию песни. «Осенняя песенка» А.Александрова «Колыбельная» Разорёнова, «Заинька» М. Красева определенно влияют на них своими грустными, спокойными мелодиями; «Моя лошадка» Гречанинова, «Песенка Петрушки» Фрида «Лошадка» Потоловского вызывают оживление, улыбки, двигательную активность.

По словам Б.М. Теплова «Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» («Психология музыкальных способностей»). Если ребенок эмоционально отзывается на то или иное музыкальное произведение, значит, часть задачи по музыкальному развитию выполнена. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания.

2.Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, правильной артикуляцией и произношением исполняет песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей. Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.

На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию.

Воспитатели учат малышей внимательно слушать песню, стараются вызвать у них желание принять участие в звукоподражании, подговаривании, подпевании и пении.

Детей учат:

Петь без напряжения, естественным голосом, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова;

Вместе начинать и заканчивать пение, петь не опережая и не вторя, выдерживать паузы, слушать вступление и заключение;

Верно передавать общее направление мелодии и ритмический рисунок песни (это по силам детям первой младшей группы).

Не стоит ждать одинаковых успехов в пении у всех детей одной и той же группы, как и у детей двух групп, сформированных из одинаковых по возрасту малышей. Очень многое зависит от того, когда сформирована данная группа, сколько в ней детей, посещающих ясли второй год, сколько новых, «домашних» детей, которые меньше подготовлены к музыкальным занятиям. На музыкальный слух детей двух-трёх лет влияет множество факторов - речь, координация движений (от неё зависит и артикуляция), общее развитие и т. д.

Необходимо помнить, что к концу третьего года жизни малыши знают и употребляют в пять-шесть раз больше слов, чем в два или два года 1-2 месяца.

Текст песен для малышей должен быть понятным, коротким, выразительным, интересным, мелодия должна находиться в диапазоне голосов детей данной группы, быть удобной по тесситуре и дыханию. Н.А. Метлов отмечал, что понятие «доступная песня» неадекватно понятию «лёгкая песня». Одни только «лёгкие песни» не могут способствовать музыкальному развитию детей. Значит, при выборе песен необходимо руководствоваться правилом постепенного перехода от усвоенного к незнакомому.

Самые маленькие дети переходят от подговаривания и звукоподражания к подпеванию и пению.

Подобрав песню, воспитатель выучивает её наизусть - и не только мелодию, но и аккомпанемент. Этим он значительно облегчает процесс обучения детей пению. У малышей неустойчивое внимание.Только глядя на малышей, видя всех и каждого, педагог концентрирует их внимание, поощряет, вовлекает в подпевание.

Петь с детьми надо под фортепианное сопровождение: по тембру, качеству звука фортепианный аккомпанемент - лучше. А вот дать послушать мелодии знакомых детям песен, исполняемых на различных музыкальных инструментах - триоле, блок-флейте, ксилофоне, губной гармошке, металлофоне, детской арфе - желательно и необходимо. Это развивает мелодическую и тембровую память, внутренний музыкальный слух, учит малышей понимать, любить музыку, радоваться ей.

Часто воспитатели, работая с малышами, поют очень медленно, чуть ли не по слогам, объясняя это так. «Чтобы все поняли». А результат порой бывает обратный: теряется связь между слогами - исчезает слово, исчезает смысл, теряется связь между звуками мелодии - исчезает мелодия.

Так как же петь с детьми? Следует петь в удобном для малышей темпе, всё время прислушиваясь к их подпеванию и пению. Можно предложить детям повторить только что исполненную песню чуть быстрее. Для этого надо сначала взрослому пропеть одну фразу в предложенном темпе, затем спеть с детьми, слушая, как они справились, удобно ли им, решает, оставить ли этот темп на дальнейших занятиях. Не следует искусственно ускорять или замедлять темп настолько, что песня «распадается».

Малышу два года. Всего неделю-другую он в детском саду. Период адаптации прошёл быстро, легко. На музыкальном занятии ребёнок смотрит и слушает с интересом, как поют музыкальный руководитель и воспитатель.

Воспитатель предлагает ему: «Пой с нами песенку!». Малыш молчит. Боится? Не хочет? Не понимает? Да, не понимает, что именно ему предложено делать. Дома взрослые не привлекали его к пению («Мал, плохо говорит»), и когда на музыкальном занятии ему предложили спеть, малыш не понял значение глагола «петь». Поэтому воспитателю надо до и после исполнения песенки говорить: «Вот как я пою песенку», «Буду петь», «Как тётя Оля спела?», т. е. обязательно надо связать глагол «петь» с конкретным действием. Если на занятии было спето две песенки, то до и после исполнения каждой из них не забывайте сказать: «Будем петь» и «Спели песенку». Через два занятия ребёнок уже понимает значение глагола «петь». Он слушает, смотрит на педагога, просит: «Ещё», но сам не поёт.

Большая практика работы с детьми раннего возраста помогла выделить те песни, которые малыши охотнее всего начинают петь.

Попевка «Поёт, поёт наша Танечка» - одна из них.

Исполняется на мелодию русской народной песни «Поёт, поёт соловушка»

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом, музыкальный руководитель зовёт к себе Танечку, обнимает её, ласково на всех смотрит и поёт без музыкального сопровождения:

Поёт, поёт наша Танечка,

Поёт, поёт, хорошая.

Хорошая, пригожая.

Поёт, поёт свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля, ля.

Воспитатель предлагает и Танечке петь «ля-ля...»

На первом занятии Танечка (или Олечка, Вовочка) охотно стоит рядом с музыкальным руководителем, радуется вниманию и ласке, но может не захотеть петь. Терпеливо и умело музыкальный руководитель старается вовлечь ребёнка в подпевание.

Вот удача: один из малышей запел! Посмотрите на реакцию детей. Они сразу переключают внимание на поющего ребёнка, с удивлением и интересом смотрят на него. Взрослые понимают: это победа. Теперь и другие дети включаются в пение. Если в группе начали подпевать двое-трое детей, это залог того, что через неделю будут петь остальные (разумеется, с помощью взрослых). Можно приглашать петь нескольких малышей, а затем и всю группу, используя такие слова:

Поют, поют мои деточки,

Поют, поют хорошие.

Хорошие, пригожие,

Поют, поют свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля,

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля.

Если в попевке «Поёт, поёт наша Танечка» малыши подпевают только «ля-ля», то в следующей песенке ("Мишка") начинают подпевать некоторые повторяющиеся слова. Так, в простую и интересную для детей игру включена песенка-попевка с повторяющимися словами, и малыши с лёгкостью начинают подпевать.

Попевка «Мишка»

На скамейке спит мишка (игрушка). Дети с воспитателем подходят к нему и будят:

Мишка, мишка, что ты долго спишь?

Мишка, мишка, что ты так храпишь?

Мишка, мишка, мишенька, вставай!

Мишка, мишка, с нами поиграй!

Воспитатель поднимает мишку, тот «просыпается и рычит», дети убегают. Мишка ходит, ищет детей, приговаривает: «Кто тут песни распевал, мишке спать не давал?» Когда мишка вновь «засыпает», воспитатель и дети повторяют песенку. Игра весёлая, понятная малышам, и они охотно включаются в подпевание.

«В музыкальных играх певческая активность детей тем больше, чем очевиднее, нагляднее результат их пения» (Бабаджан Т. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1967. - С. 53).

Разумеется, не все дети поют песню от начала до конца на первых же занятиях. Вначале малыши подпевают повторяющиеся слова («Мишка, мишка»), а затем и некоторые фразы.

Очень помогают пению короткие двустишия, включённые в игру. Хотя они не сопровождаются музыкой, дети радостно, дружно говорят хором (нараспев). Так, в музыкально-двигательном показе «Купанье Наташи» (рус. нар. мел., сл. Н. Френкель, движения И. Плакиды / Мы любим музыку. Вып. 6. - М., 1967) есть такое двустишие:

Водичка - хлюп-хлюп-хлюп,

Наташенька - куп-куп-куп.

Эти строчки не поются, а повторяются говорком между пением куплетов. Такое хоровое подговаривание важно, как ступенька к обучению дружному подпеванию.

Вот так взрослые привлекают к подпеванию малышей полутора-двух лет и начинают петь с детьми третьего года жизни (особенно в тех случаях, когда группа сформирована из новых «домашних» детей).

Недели через две после разучивания попевки «Поёт, поёт наша Танечка» и игры с попевкой «Мишка» можно начинать работать над песенкой «Птички». Украинская народная мелодия.

Попевка «Птички»

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зёрнышек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички - клю, клю, шло.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Текст песенки понятен детям. Повторяющиеся слова помогают им включится в пение. Слова «Я смотрю на птичек и пою» позволяют продолжить песенку. Все повторяют куплет, напевая «ля-ля», что даёт возможность лучше запомнить мелодию. Песенку лучше петь без какого-либо инструментального сопровождения. Позже мелодию можно предложить для слушания, исполняя её на музыкальных занятиях на дудочке, флейте, металлофоне, арфе и т. д.; желательно попросить детей узнать и назвать эту песенку.

В песенном репертуаре для малышей песенка «Птички» - одна из лучших: в ней выразительная мелодия, ясный текст, повторяющиеся слова. Именно с её помощью мы учим детей не только подпевать отдельные слова, но и петь фразы, всю песню. Может быть, не стоит «обогащать» её дополнительными ритмическими задачами и развлекать детей?

Для развития чувства ритма у малышей, для обучения их отдельным движениям под музыку есть большой выбор инструментальной и вокальной музыки (начиная с «Ладушек»),

Вовлекать малышей в подпевание и пение помогают песенки, где есть звукоподражание, например «Бобик» (муз. Т. Попатенко, сл. И. Найдёновой//Песни для детского сада. Вып. 1. - М., 1965). Дети быстро и охотно имитируют лай собачки. Сначала они удлиняют строчку, ломая фразу, а затем, в процессе занятий, звукоподражание звучит более дружно и ритмический рисунок не нарушается. Постепенно малыши начинают подпевать некоторые слова, а затем и всю песенку.

Музыкальные занятия с детьми проводятся два раза в неделю, что недостаточно для успешного обучения пению. Чем чаще малыш слышит песенку, исполняемую на различных музыкальных инструментах или голосом, со словами или без слов, тем быстрее развиваются его музыкальные способности.

Чистота интонации зависит не только от музыкального слуха ребёнка, но и от степени его внимания во время пения. Порой малышу мешают петь застенчивость, плохая артикуляция.

3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности.

В этой части занятия велика роль воспитателя. В процессе разучивания новых движений он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен показать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.

При разучивании плясок, также необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать движения, сходство с персонажами. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Воспитатель обязан:

Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.

Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.

Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах

Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

При разучивании с детьми младшего возраста несюжетных игр, воспитатель играет на всех этапах разучивания.

В танцах с участием взрослого, где действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В занятиях иной структуры роль воспитателя зависит от видов детской деятельности и соответствует методике её проведения.

Кроме того, главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов, музыкально – дидактических игр.

Планируя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель присматриватся в начале учебного года к детям. Кто чем интересуется (пением, танцами, игрой на инструменте), есть ли дети, которые не принимают участие в музицировании?

Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит отчасти из-за желания ребёнка быть лидером, а не его интереса к музыке. Другие дети тянутся к музыке, но они робкие, нерешительные. Воспитатель должен создать оптимальные условия для каждого ребёнка.

Наиболее высокое качество работы может быть обеспечено там, где воспитатели, постоянно повышая свою музыкально – педагогическую квалификацию, становятся активными и умелыми помощниками музыкального руководителя, используют музыкальный материал в повседневной работе с детьми, умеют самостоятельно проводить простейшие музыкальные занятия при необходимости – в отсутствии музыкального руководителя.

Когда у воспитателя уже есть некоторый опыт наблюдений и анализа музыкальных занятий, а также опыт их самостоятельного проведения, он будет вносить свои предложения при обсуждении методических приёмов проведения занятий, стимулировать творчество детей, подсказывать тему, распределять роли, намечать развитие сюжета в играх и инсценировках.

Такая квалификация приобретается воспитателем постоянно, в результате систематического анализа работы специалиста с детьми, его инструктивных занятий с персоналом, выполнения воспитателем постоянно усложняющихся заданий музыкального руководителя.

Имея в виду постоянное и всестороннее повышение музыкально – педагогической квалификации персонала, музыкант должен не только обучать воспитателей пению, движениям, правильной методике преподнесения музыкального материала, но и повышать общую культуру воспитателей, учить разбираться в элементарных особенностях музыки – в характере произведения, в музыкальной форме (запев, припев, фраза.). Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни.

Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.

Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца.

После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника.

Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в своих силах, найти такую форму критических замечаний, которая не задевает самолюбия и вызывает желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом.

В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкантом имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. Воспитателя важно заинтересовать и увлечь музыкальной деятельностью точно так же, как мы увлекаем в мир музыки детей. Нужно вызвать в нём желание учиться музыке, заниматься ею, тогда воспитатель будет вашим лучшим помощником.

В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

Праздники в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »

Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»

Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»

С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»

Журнал «Справочник музыкального руководителя»

М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»

М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49»

Роль музыкальной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников

Выступление на родительском собрании

Музыкальный руководитель:

Белова Е.А.

Саранск 2012

Эстетическое воспитание в детском саду осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы и театра). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны: игры, занятия, экскурсии, праздники и развлечения.

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Ребёнок входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, музыкой и танцами, спектаклями кукольного театра и т. д.

Но для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей решаются постепенно, от простого и элементарного (у малышей) до сложного (у старших дошкольников).

Задачи эти таковы:

  • Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость, радость, волнение.
  • Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным музыкальным знаниям, практическим умениям.
  • Формировать основы эстетического вкуса и способность самостоятельно оценивать произведения искусства.
  • Развивать художественно-музыкально-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.

Если для малышей достаточно понимать и эмоционально откликаться на песни, подпевать за воспитателем несложные песенки, прислушиваться к звукам музыки, приучаться танцевать, то в старшем дошкольном возрасте, слушая музыку, дети должны не только эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, но и улавливать связь между содержанием и средствами выразительности (например: весёлая плясовая музыка звучит быстро, весело, отчётливо, громко), узнавать знакомые произведения, запоминать новые и сравнивать их с уже знакомыми. Такие же усложнения происходят и в песенной, и в танцевальной деятельность детей.

Успех всей работы по эстетическому воспитанию во многом определяется тем, какие методы используются, а так же как учитываются индивидуальные способности детей и уровень их общего развития.

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Поэтому нужно развивать у детей музыкальный слух, способности и эмоциональную отзывчивость.

Дети способны осмыслить музыку, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым пьесу можно считать весёлой, радостной, спокойной или грустной. Детям понятны требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Уже в дошкольном возрасте складываются музыкальные интересы: отдаётся предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки, а к 6-7 годам наблюдается первоначальное проявление художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.

Действия детей на музыкальных занятиях направлена на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкальные игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим. На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведения, слушая рассказ о них и их авторов. Это умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребёнка и придают им осмысленность.

Чтобы достичь гармоничности музыкально-эстетического воспитания, используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности дошкольников.

Итак, задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности дошкольников решаются посредствам выполнения ряда специфических задач, характерных именно для музыкального искусства:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимственности даёт возможность использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Всё это позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма и др.), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребёнка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательная, а затем оценочное отношение к исполняемому произведению.
  6. Развивать творческое отношение к музыке посредством передачи образов в музыкальных играх и хороводах, а также импровизации попевок и комбинировании знакомых танцевальных движений. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь и танцевать.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
  2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
  3. Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  4. Михайлова М. А, Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  5. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М,; ВАКО, 2006. – 240 с.

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития. Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста

Музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение малышей к музыке формирует отношение к искусству и окружающему миру, способствует всеобщему и личностному развитию. Музыка обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на ребенка. Первые музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Огромное значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкаль но - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека. «Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления». Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление.

Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления. Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.