Школьный праздник масленица. Сценарий масленицы и презентация к сценарию. Необходимые атрибуты для конкурсов

Масленица в школе. Сценарий для 1-6 классов
Терехова Кристина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Беляевской ООШ, г. Велиж.

Описание материала: Сценарий представляет собой конкурсно-игровую программу для детей младшего и среднего школьного возраста (1-6 классы). Разработка будет полезна учителям, которые ответственны за внеклассную и воспитательную работу в школе, а также классным руководителям. Содержит исторические данные о праздновании масленицы, то есть несет информативное и развлекательно-игровое значение.

Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа через праздник «Масленица».

Задачи:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;

Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.

Развитие творческих способностей учащихся.

Ход мероприятия:

Ведущий: Да будут здравы, гости наши! Мы сегодня собрались, чтобы весело встретить праздник, проводить зиму и встретить весну, и традиции вспомнить старорусские. Вспомнить, как предки наши Масленицу праздновали. Все ждут ее с нетерпением. Запасы сметаны и сыра у нас заготовлены были уж за неделю, да и про масло не забыли. Каждый день Масленой недели издавна имеет свое название и значение. Неделя вся именовалась Широкая и честная Масленица,.

Я предлагаю вам путешествие по всей неделе Масленицы. Начнем с первого дня, который называется «Встреча».

Понедельник первый вечно

и называется он «встреча»,

В этот день Весну встречают,

И блины печь начинают!

(Дети вносят чучело)

2 девочки выходят ее встречать:

Катя: Ой да Масленица, во двор приезжает,

Наша щедрая во двор приезжает!

А мы, девочки, ее же встретим,

А мы, красные, ее же встретим!

Вместе (напевая):

Валя: (кланяясь чучелу) Масленица же ты кривошейка,

Встречаем мы тебя хорошенько

Блинами да караваями и вареничками вкусными!

Вместе (напевая):

Ах, да Масленица, отгости как тут недельку,

Ах, да Масленица, отгости-ка здесь другую!

(Танец в честь Масленицы в форме хоровода. Масленица находится в центре круга)

Ведущий: Как же мы весело и хорошо встретили Масленицу! Задобрили, приветили. Тем временем наступает день второй – «заигрыш».

Не пора ли нам размяться

Да с зимою поквитаться?

Вспомним русские забавы,

Чтоб блины вкуснее стали!

Традиционно на Масленицу проводились кулачные бои, чтобы силушкой померяться да народ повеселить. А ну-ка, молодцы-удальцы, не хотите ли померяться силушкой?

Конкурс 1 «Кулачки или же толкание»

Противоборствующие команды выстраиваются лицом к лицу, друг напротив друга. Расстояние между ними около полуметра. Когда подается сигнал, то они упираются друг в друга руками. Побеждает тот, кто затолкает противника назад, за определенную линию.

Конкурс 2 «Кто перетянет канат»

Конкурс 3 «Самый сильный»

Участвуют два человека. Каждому дается по половинке лимона и стакану (прозрачному). Кто больше выдавит сока, тот и победил. Проигравший выпивает надавленный сок.

Ведущий: Наигрались, нарезвились

И домой заторопились.

Третий день сейчас настал

«Лакомкой» его народ назвал.

Традиционным Масленичным блюдом являются блины. Блин напоминал солнце, которое земледелец всячески призывал к себе. В образе блина почитали будущий хлеб, и как бы говорили солнцу: "Вот каким круглым, румяным горячим мы должны быть теперь. Скоро ведь сев ". Блины на Масленицу пекут каждый день.

Песня «Ой, блины, мои блины»

Ведущий: Кто блинов уже наелся,

На угощенья насмотрелся,

Просим милости сюда –

«Разгуляй» уж у двора!

Наступает день четвертый - «разгуляй». В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.

Конкурс 4. «Ряженые».

Создаются две команды по 3 человека. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

Конкурс 5. «Петушки».

На площадке чертят круг.

В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.

Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Конкурс 6. «Снежки».

Выбирают 4 человека, делят их на пары. У одного в руках урна, у другого – 10 снежков ( или мячиков). Чья пара больше набросает в урну снежков, та и выигрывает. Расстояние между урной и снежками 1,5-2 метра.

Ведущий: Завтра будет день попроще,

Если кто имеет тёщу,

Пусть для проводов зимы

К тёще едет на блины!

На пятый день, в пятницу ходят к «тёще на блины». Тёща – это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Наступает пятый день – тёщины вечерки!

Танец «Барыня»

Ведущий: На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости, а «золовка» - это ближайшая родственница, родная сестра мужа, и поэтому к ней шли первой. Наступает день шестой - «золовкины посиделки». А что принято делать на посиделках? Себя развлекать да людей веселить!

Конкурс 7. «Достать приз».

Участники - два человека. По команде участники начинают ползти по полу. Кто первый доползет да приза, тот и победил.

Конкурс 8. «Горячий блин»

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Конкурс частушек.

Каждому участнику раздается карточка с частушкой. Выбирается самое задорное исполнение.

Ведущий: У воскресенья званий много,

Но скажем лишь одно мы,

Прощенное зовется воскресенье,

И просят все друг у друга прощения!

В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, после чего со спокойной душой весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. (Дети построились в 2 шеренги)

Одна шеренга:

Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга:

Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Все кланяются друг другу.

Разжигают костёр, сжигают Масленицу)

Песня «Эх, масленица, да ты красавица»

Литература:

Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии», М.: Рольф, 2000.

Если домашнее задание на тему: » Сценарий школьного мероприятия «Масленица» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Фольклорный праздник в начальных классах «Веселая Масленка»

Предварительная работа. До праздника с родителями желательно подготовить чучело Масленицы, печь (изготовленная из картонных коробок или нарисованная на бумаге). Несколько родителей готовят роли — Ведущая (русский народный костюм), Емеля (сказочный или русский костюм), Царь и Царевна Несмеяна (сказочные костюмы), Ряженая (русский народный костюм). Родители испекут горячие блины на праздник.

Праздник можно провести на улице или в актовом зале школы. Сжигание чучела Масленицы необходимо имитировать или ведущий должен пересказать это действо, объясняя, почему это делалось на Руси.

В зале можно организовать подвижные игры, приспособленные для помещения. На улице — игры более сложные, например, перетягивание каната, соревнования на санях. Место, где будет проходить праздник, должно быть украшено гирляндами баранок, самоваром, лентами, шарами. В музыкальное оформление включить аудиозаписи русских народных песен и частушек.

Описание фольклорного праздника

Емеля, сидя на печке, разворачивает древний свиток и читает его.

Емеля:

Внимание, внимание!

Велено до вас

Довести в сей час указ,

Продиктованный самой

Нашей матушкой-Зимой:

«Каждый год, числа сего,

Как гласит указник,

Будь то город аль село —

Выходи на праздник.

Непременно все должны

Быть на проводах Зимы!»

Емеля радуется — хлопает в ладоши, зазывает детей и спрашивает:

Емеля: Ребята, а вы знаете, зачем мы сюда собрались?

Ребята: Масленицу гуляем!

Емеля: А вы знаете, что это за праздник такой?

(Ребята отвечают)

Емеля : А знаете ли вы,

Как взрослые, так и малыши? Что о Масленице в народе Сто пословиц в хороводе:

Масленица Зиму прощает, холодную жизнь кончает.

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех- матерная дочка Масляна.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье-бытье, а Масленица.

Масленица семь дней гуляет.

Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы (т.е. поста).

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

В прощеный день, как на Пасху, все целуются.

Масленица — семикова племянница.

Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.

Блин — не клин, брюхо не расколет.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.

Маслена не на век дается.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.

Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом.

Без блина не Масленица.

Блин брюху не порча.

Масленица — объедуха, деньгам приберуха.

Ведущая (учитель):

В маслену неделю полагалось:

Есть — до икоты,

Орать — до перхоты,

Петь — до надсаду,

Плясать — до упаду!

Масленка только раз

В круглый год гостит у нас,

Дай же я повеселюсь, покучу,

Не поскуплюсь — хорошенько!

Ребята, давайте позовем Масленицу!

Ученики:

Масленка, масленка —

Перепелиные косточки —

Приходи к нам на широк двор

В блинах поваляться да с гор покататься!

(Одна из родительниц, ряженая девицей, вносит чучело Масленицы и устанавливает в центре)

Ведущая: Становитесь-ка, ребята, в хоровод — встретим Масленицу веселой песней!

(Учащиеся заводят хоровод вокруг Масленицы. Возможно под музыку «Вот уж зимушка приходит», обр. П. Чайковского) Емеля собирается на «горку» и зовет с собой ребят.

Емеля:

Все сюда скорей спешите,

Да и венички берите —

Не катанье, а потеха,

Вот где будет много смеха!

(Емеля «катается с горки» на банном венике, с ним начинают «кататься» и учащиеся)

Вдруг раздается громкий плач. В центр выбегают Царь и Несмеяна. Царь пытается догнать Несмеяну. Наконец, ухватив ее за рукав, старается успокоить и вытереть ей слезы. Несмеяна его отталкивает и опять плачет. Царь бежит к Емеле.

Царь:

Выручай, дружок Емеля,

Вызволяй-ка из беды,

А не то на самом деле

Нас зальет поток воды!

Рассмеши ты, сделай милость,

Несмеяну, дочь мою,

Я за то тебя, друг милый,

Хоть полцарством одарю.

Емеля:

Плач и слезы для нас — не беда,

Сажайте-ка дочку свою вот сюда!

(Показывает на печку)

Царь:

Пусть скорей звучат и смех, и шутки,

Не теряйте, друг мой, ни минутки!

Ведущая:

Ну, ребятки, веселей!

Соберем своих друзей,

Будем петь и есть сметану,

Рассмешим мы Несмеяну!

Емеля:

Всем, всем, всем —

Кто не замерз совсем,

Спешите, спешите!

И если царевну рассмешите,

Царь объявит пир на весь мир!

(Несмеяна продолжает потихонечку плакать, но с интересом приглядывается к происходящему)

Возможные игры:

1. Перетягивание каната.

2. Сани-самоходки: несколько саней, участники лежат животами на санях, а затем отталкиваются руками и ногами. Кто быстрей доберется до финиша?

3. Петушиный бой.

4. Сматывание веревки.

Веревка — 10 метров. Два участника обвязываются концами одной веревки, а середина веревки метится. Кто быстрее смотает вокруг себя веревочку?

В игру можно пригласить поиграть Царя и Несмеяну. Во время игр Несмеяна ведет себя все активнее и активнее: подбадривает участников, хохочет, сама включается в игры.

Царь : Доченька моя, разлюбезная, перед тобой стоят добры молодцы, что тебя, наконец, распотешили и стряхнули с ресниц слезы девичьи.

Награди-ка ты их по достоинству и подарки подай в руки белые!

(Несмеяна раздает конфеты и подарки. Емеля зазывает всех к чучелу Масленицы)

Емеля: Какай праздник мы празднуем?

Ребята: Масленицу!

Емеля: А кто из вас сможет рассказать стихотворение про Масленицу?

Звучат стихи, загадки, пословицы, заклички, поговорки. Например:

На празднике быть — о блинах не забыть!

Какие блины у хозяйки — такой и урожай!

Не все коту Масленица!

(Емеля приставляет ухо к чучелу Масленицы)

Емеля: Нашептала мне Масленица, что давно песен не слышала. Давайте повеселим ее, песню ей про блиночки споем!

Песня «Ой, блины, блины!»

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

Припев:

Вы блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели

Припев : тот же.

На поднос блины кладите

Да к порогу подносите!

Припев : тот же.

(Из деревянного домика выходит Ряженая)

Ряженая: Это кто тут моих блинчиков захотел-пожелал отведать? (Ответ учеников) А вы уж попросите!

(Ребята просят)

Ряженая: Ай да молодцы, ребятки, умеете просить!

(Раздает блины, чай и приговаривает)

Ряженая:

Блины, блины, блины

Только что испечены,

С пыла, с жара —

Гривенник пара.

Блинчики, блинчики,

Блинчики-оладушки,

Кушайте, кушайте,

Кушайте, ребятушки!

Емеля : Эй, ребята! Кто хочет погреться да с Масленицей попрощаться? Все сюда бегите скорей, скорей! Все учащиеся собираются около чучела Масленицы. Происходит имитация сжигания чучела или рассказ об этом ведущей.

Царь : Царевна-Несмеяна и другие герои скачут вокруг чучела и поют заклички о Масленице.

(В хоровод можно пригласить всех ряженых, но с условием, что они заранее выучат слова закличек-куплетов)

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, Масленица!

Мы зато тебя обрядили

Рогозиной, рединой.

Прощай, Масленица!

Мы честно тебя проводили,

На дровнях волочили.

Прощай, Масленица!

Завезем тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, Масленица!

Честная Масленица!

Веселенько тебя встречать, привечать,

Трудно-нудно со двора провожать.

Уж и как нам тебя вертать, ворочать?

Воротись, Масленица, воротися!

Честная Масленица!

Воротися хоть на три денечка!

Не воротишься на три денечка,

Воротися к нам на денечек!

На денечек, на малый часочек!

Честная Масленица!

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай долой со двора,

Отошла твоя пора!

У нас с гор потоки,

Заиграй овражки,

Выверни оглобли,

Налаживай соху!

Весна-Красна,

Наша ладушка пришла!

Прощай, честная Маслена!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать, да ведать-знать,

Что Маслена придет опять.

(Фрагменты из весенней сказки А.Н. Островского «Снегурочка)

Герои и ряженые танцуют вокруг чучела Масленицы — изображают, будто бы собирают пепел от сгоревшего чучела.

Все действующие лица:

Схороним глубоко,

Запрячем далеко,

А летом раскопаем

Не пеплом, а хлебом!

Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

(Отрывок из весенней сказки А.Н. Островского «Снегурочка)

Ведущая:

Приглашаем всех ребят

Поплясать и поиграть!

Скоро празднику конец,

Кто веселый — молодец!

Идет розыгрыш серии игр или конкурсов. Важно, чтобы праздник прошел весело, но длился недолго. Главное, чтобы в нем участвовали все ученики и их родители, было много музыки, танцев, конкурсов, загадок.

Масленица в школе

Масленица: сценарий проведения праздника в школе

Цель : знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

Развитие ловкости, смекалки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

Оздоровление учащихся;

Форма проведения: КТД.

Место проведения : школа, пришкольные площадки.

Необходимое оборудование : обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).

Фактический материал : вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).

Ход мероприятия

(Все участники и ведущие в народных костюмах)

Скоморох 1.

– Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!

Скоморох 2 .

– Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Скоморох 1 .

– Почтенные и молодые!

Скоморох 2 .

– Полные и худые!

Скоморох 1 .

– Мы рады гостям, как добрым вестям!

Скоморох 2 .

– Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Скоморох 1 .

– Мы – скоморохи!

– С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!

Скоморох 2 .

– Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!

Скоморох 1 .

– У нас сегодня представление всем на удивление!

Вместе .

– Сегодня Масленица приглашает в гости!

Скоморох 2 .

– Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

Скоморох 1.

– Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!

Скоморох 2.

– Итак, Масленицу начинаем!

Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, выносят чучело Масленицы, поют песню. “Едет Масленица”.

Скоморох 1:

«Масляна неделя

В деревню к нам прилетела

В школу родную нашу зашла,

Радость всем нам принесла.

Скоморох 2.

Ох, Масленица хороша!

От неё поёт душа!

Кукол мы нарядим

И посадим рядом.

Скоморох 1.

Будем петь и веселиться

И по станциям пойдём,

Много интересного

Мы в пути найдём»

Скоморох 2.

Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели: (каждый класс выходит с классным руководителем и рассказывает про день)

1-й класс: Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

2-3 класс: Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

4 класс: Среда - Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

5 класс: Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

6-7 класс: Пятница - Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

8-9 класс: Суббота - Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угоще- нием. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

10 класс: Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Скоморох 2:

«Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

Покатаемся на салазках,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

Получат сегодня призы и награды.»

Скоморох 1

«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

Описание станций:

I. Понедельник-«Встреча»

Скоморох 2:

«Первая станция называется «Встреча».

Здесь мы услышим интересные речи.

Нет веселья без частушек,

Посиделок без подружек,

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки.

Скоморох 1

Расскажите небылицы

В монологе или в лицах,

Фантазируйте, друзья,

Грустить на Масленицу нельзя!»

(Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.

II. Вторник-«Зайгрыш»

(Эта станция на улице; на эту станцию обе команды приходят одновременно).

Скоморох 2:

«Все на «заигрыши» к нам:

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Поворотливей, умней!

Покажи – ка свою удаль

Перед девушками, сударь!»

Скоморох 1:

«Семь команд у нас есть

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

Играем, что есть силы.»

Эстафета 1«Обруч»: (6/7 и 8/9 классы) (4-5 классы) (1-3 классы)

По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

Эстафета 2 «Сани»:

Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:

Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.

Скоморох 2:

«А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?»

Эстафета 4«Перетягивание каната».

Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.

III. Среда-«Лакомка»

(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).

Скоморох 1:

«Станция «Лакомка».

Здесь гречкою пахнет,

Варится каша в котлах.

Ну-ка, узнаем сколько рецептов

Содержится у вас в головах.

Кто больше? Кто вкусней?

Из гречи суп и каша

У нас текут уж слюнки!

Ну, где же ложка наша?»

Судья объясняет правила игры.

Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.

IV. Четверг«Разгуляй четверток»

(Проводится в здании школы).

Скоморох 2:

А на нашей станции «Четверток широкий»

Вас встречают русские

Весёлые скоморохи.

Здесь частушки мы услышим

Ну, а лучшие - запишем

Разгуляй - гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

Хлопай громче, улыбнись!»

Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

V. Пятница «Тёщины вечера»

Скоморох 1:

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

Загадай загадку,

Отгадай ответ:

Лучше милой тёщи

Для зятя друга…(нет!)»

Сценка:

Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.

Зять соглашается.

Зять: «Буду»

Скоморох 2:

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

Ребята: -ДА!

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

Скоморох 1:

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

Скоморох 2:

Тещу «умаслили»,

Блины от тещи получили.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

VI. Суббота «Золовкины посиделки»

Скоморох 1:

«Золовкины посиделки-

Это вам не безделки.

Ну-ка, поговорки

Про Масленицу вспомните,

Мудрые пословицы

Ребятам всем напомните

Про блины и про весну,

Про гулянья яркие,

И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

Скоморох 2

«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

Пословицы:

1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);

5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);

6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);

7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);

8. Что с возу упало…(то пропало).

А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

VII. Воскресенье «Прощёный день»

(Проводится на улице. Все становятся вокруг чучела).

Скоморох 1

«В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Может, кто тебя обидел,

Может, ты кого,

Умышленно, случайно ли-

Теперь уже всё равно.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

Сегодня помирись!»

Скоморох 2

Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

(Все просят прощения друг у друга).

«Бог простит!

« Пора прощаться нам с Зимой,

Повстречаться всем с Весной.

Зиму будем доставать,

На костре большом сжигать.

Но к ней пройти не каждый сможет,

Есть здесь смелые, кто поможет!»

(Выбегают скоморохи, поджигают чучело.)

Все участники кричат:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!»

Скоморох 1

«Вот и кончилось маслице,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

До Великого поста.»

Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.

Подведение итогов:

Все команды в школе

Скоморохи – судьи на сцене:

1. Семь команд так старались.

Мы ими просто любовались.

И за все мы болели-

Молодцы вы, в самом деле!

2. Мы по солнышку вам дарим,

Чтоб вы улыбались,

Чтоб учились, чтоб дружили

И соревновались!

3. Чтоб вы лучики – конфетки

Съели непременно.

И тогда весенние

Наступят перемены.

4. Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Пятёрок больше принесёт.

(Дарят всем участникам солнышки).

Скоморох 1:

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару»

Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие

Внеклассное мероприятие проходит в форме конкурсной программы.

Цели : познакомить учащихся с историей празднования Масленицы; воспитывать любовь к культурным традициям своего народа.

Подготовительная работа: учащиеся заранее готовят доклады из истории проведения Масленицы; учитель просматривает их, и несколько наиболее интересных докладов обсуждаются на классном часе. Перед его проведением пекут блины, наряжаются в русские народные костюмы.

Ход представления

I. Сообщение об истории праздника.

Ведущий. Русский народ свою Масленицу величает так: честная Масленица, широкая Масленица, веселая Масленица. В ранних церковных книгах Масленица называется сырною неделей. Все дни Масленицы имеют свои, особенные названия: встреча - понедельник, заигрыши - вторник, лакомка - среда, широкий четверг, четверток - четверг, тещины вечерки - пятница, золовкины посиделки - суббота, прощеный день - воскресенье.

На первый день Масленицы дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Строят и причитывают...

Учитель заранее раздает ребятам слова, а затем на классном часе учащиеся разыгрывают встречу Масленицы.

Звал, позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.

Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!

Уж ты ль, Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, ясочка, ты же моя перепелочка!

Приезжай ко мне в тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Выезжала честная Масленица, широкая баярыня, на семидесяти семи санях козырных во широкой лодочке во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

Как навстречу Масленице выезжал честной семик на сапазоч- ках в одних портяночках без лапоток.

Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовой терем за дубовой стол к зелену вина.

Выходила честная Масленица, широкая боярыня, к семику во тесовой терем, садись за дубовой стол к зелену вина.

Как и она ль, честная Масленица, душой потешапась, умом повеселялась, речью наслаждалася.

После встречи Масленицы дети кричат: «Масленица приехала!»

В старину москвичи Масленицу справляли у Красных Ворот. Здесь Петр Великий открывал Масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами. Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные - с четверга или пятницы.

В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших. В 17-м столетии государи хаживали на прощеный день к патриарху с боярами и думными людьми. Патриарх угощал дорогих гостей медами и романеею. О русской Масленице между народом сохранились поговорки: «Не житье, а масленица»; «Не все коту масленица». «Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом». «Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не знала, что Масленица только молодых ставит на показ». «Пируй и гуляй, баба, на масленице, а про пост вспоминай».

Традиционно на Масленицу проводились народные гулянья с конкурсами, забавами, финалом которых становилось сожжение чучела, символизировавшего Зиму. Нас тоже ждет несколько конкурсов.

II. Конкурсная программа.

Конкурс 1. Петушиные бои.

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают руки за спиной. Задача играющего («петушка»): прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Конкурс 2. Перетягивание каната.

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом черту. Один конец веревки берет первая команда, другой - вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Ведущий. Одна из непременных традиций Масленицы - это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Конкурс 3. Снежный городок.

Команды встают напротив друг друга. Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки «лепят снежки». Теннисный мячик будет у нас снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Конкурс 4. Воевода.

Катилось яблоко вокруг хоровода.

Кто его поднял - тот воевода.

Воевода, воевода, выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время, как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них. На словах последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становится «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Конкурс 5. Шепоток.

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего - палочка. Он идет по кругу и, касаясь кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного-двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями. Если же ошибся - все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

III. Заключительная часть.

Ведущий.

С крыши капели,

Грачи прилетели,

Воробьи чирикают -

Они весну кликают.

Есть и еще одна - наверное, главная - традиция Масленицы: блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши девочки и мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный

С маслом, медом иль сметаной,

Прямо с печки, с пылу с жару -

Заходи, отведай пару!

Звучит песня «Блины».

Мы давно блины не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Кадки новы растворили,

Два часа блины ходили.

Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Моя родная сестрица -

Печь блины-то мастерица!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

На поднос блины кладет,

И сама на стол несет.

Гости, будьте же здоровы!

Вот блины уже готовы.

Праздник заканчивается чаепитием с блинами.

Хорош, горяч, весел народный праздник Масленица. Попробуйте познакомить ребят в школе с языческими праздниками на Руси. Одним из которых является Масленица. Мы подготовили примерный сценарий Масленицы для начальных классов.

Сценарий праздника Веселая масленица

Оборудование: фонограммы песен (для музыкального сопровождения), соломенное чучело (можно заранее сделать вместе с учениками), выпечка.

Ведущий (учитель или приглашенный взрослый): Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать древний народный праздник Масленицу. Знаете что это за праздник?

На Древней Руси люди очень любили и широко праздновали Масленицу. Сам праздник назывался еще Комоедица. Раньше его праздновали в определенный день - в день весеннего равноденствия. Приходится этот день на конец марта - 20 число. Но затем, с приходом Христианства праздник Масленицу немножко видоизменили и приурочили к Великому посту. Праздник стал плавающим - то есть каждый год число празднования изменяется. Но нам ведь это не помешает, правда?

А вы знаете сколько дней празднуют Масленицу? Да, это необычный праздник и народ гулял раньше целую неделю - ровно 7 дней.

А какой главный символ Масленицы? - Блины!

А что символизирует собой блин? - Солнце!

Правильно Солнышко!

«Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» - писал о блинах русский писатель А.И.Куприн.

И это неспроста! С 20 марта день начинает увеличиваться. Солнышко с каждым следующим восходом чуть дольше задерживается над горизонтом. Это знали еще древние славяне. И потому стали праздновать Масленицу именно в конце марта. Народ хотел помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Значит Масленица - праздник Солнышка. А еще Масленица - самый веселый, шумный, народный праздник.

И люди не только гуляют и отдыхают эти все 7 дней. Каждый день масленичной недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.

На сцену выходят наряженные дети, с названиями дней Масленицы.

1 ребенок с названием «Встреча»: - Я понедельник. В понедельник нужно встречать и зазывать Солнышко. А еще надо сделать длинные горки и кататься на салазках.

2 ребенок с табличкой «Заигрыш»: - Я вторник. В вторник будем играть и веселиться, печь блины и угощать ими всех.

3 ребенок с табличкой «Лакомка»: - Я среда. В среду - пора готовить вкусное угощение и конечно всех угощать!

4 ребенок с табличкой «Разгуляй»: Я четверг. В этот день нужно кататься на конях по кругу. Делать санный поезд, строить и оборонять снежную крепость.

5 ребенок с табличкой «Тещины вечера»: - Я пятница. В этот день зять едет к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.

6 ребенок «золовкины посиделки»: - Я суббота. В этот день ходят в гости ко всем другим родственникам и опять угощение, бесчисленные блины.

7 ребенок «Прощенный день»: - Я воскресенье. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды и облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу. В последний день масленичной недели сжигают чучело Зимы - Морены. Пусть сгорят все холода и невзгоды. Провожаем Зиму, встречаем Солнышко.

Ученики читают стихи и поют частушки:

***
Начинаем проводы зимы-
И согласно праздничной программе,
До ворот проводим зиму мы
А весна уже не за горами.

***
Масленица в гости к нам идёт!
Вы скорее поспешите
И друзей с собой зовите.
Налегай, не жалей
Наши всё равно вкусней!

***
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины
Вы блиночки мои.

***
Мы на масляной неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели,
А мы блиночки кушали.

***
В нашем классе все девчата
Ловкие умелые,
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые.

***
25 блинов огромных
Съел я за один присест
И теперь вы на тетрадках
Не найдёте чистых мест.

***
Я старалась, расстаралась
Напекла блинов поесть.
Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу, а ребятам на забаву.

Надеемся, наш сценарий Масленицы для школьников поможет вам провести яркий и веселый праздник в школе.