Стенд важен ли труд в воспитании ребенка. Трудовое воспитание ребенка в семье. Значение трудового воспитания

Трудовое воспитание детей - это формирование нравственных качеств ребенка за счёт труда. Труд - это не только обязанность каждого гражданина своей страны, но и основа воспитания личности. Приобретая навыки труда, ребенок сможет успешно использовать их во всей своей дальнейшей жизни.

Трудовая деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие детей. Особенно полно это проявляется в ситуации, когда ребенок трудится на свежем воздухе. Труд позволяет развить интеллектуальные способности и воспитать нравственность в человеке.

Он способствует повышению самооценки ребенка, благодаря чему малыш чувствует себя полезным и нужным обществу. Трудовое воспитание развивает в ребенке стремление внести свой вклад во что-то общее, осознание своего общественного долга и гордость за полученный результат.

Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового воспитания детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям с другими детьми. Такое качество человека, как трудолюбие, характеризуется наличием соответствующих навыков и умений, присутствием мотивации, способностью преодолеть возникшие на пути сложности, осознанным выполнением трудовой деятельности для общества и самого себя.

В дальнейшем труд будет служить основой при выборе профессиональной деятельности человека. Поэтому трудовое воспитание ребенка в семье и в специализированных учреждениях должно строиться так, чтобы он развивался разносторонне.

Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.

Как приучить малыша к труду?

Ранний возраст - это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.

Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.

Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально , в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.

Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:

«Чистая водичка

Моет Кате личико,

Ларочке ладошки,

А пальчики – Илюшке».

Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек». Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут.

Привитие трудолюбия дошкольникам

Дети дошкольного возраста должны уважительно относиться к чужому труду, быть ответственными, бережливыми, заботливыми, уметь работать в коллективе сверстников и положительно оценивать их труд, уметь организовывать работу. Все эти навыки должны развивать в детях взрослые, причём делать это постепенно. Сначала необходимо прививать то или иное умение, а затем его совершенствовать и закреплять.

В этом возрасте детям прививается хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ручной труд и на природе, а также различные виды дежурства. Каждый вид труда развивается по-своему и соответственно возрасту. Так, хозяйственно-бытовой труд заключается в освоении ребенком привычки поддерживать порядок дома и на участке, убирая за собой игрушки, листочки на улице.

Самообслуживание - умение удовлетворить свои ежедневные потребности. Начиная с пятилетнего возраста, детям уже можно предложить постирать свои мелкие вещи. Частота проведения работы над навыками самообслуживания зависит от возраста детей и степени их овладения.

Ручной труд основывается на поддержании порядка в хозяйстве. Так, дошкольник, конечно же, под руководством взрослого может пришить пуговицу, подклеить книгу, сделать сувенир из подручного материала. Труд на природе заключается в работе на огороде, в уголке природы, саду. Здесь дошкольник может полить грядки или цветы, посадить лук, собрать урожай и прочее. Ближе к школьному возрасту можно давать ребенку задания по уходу за садовым инвентарем. В этом же возрасте дети способны дежурить на отведенном им участке: подметать дорожки, помогать малышам и т. п.

Отношение к труду у дошкольников будет формироваться в прямой зависимости от того, какое значение ему будут придавать взрослые. То есть ребенок может испытывать и радость от труда и негативное отношение к нему. Последний вариант может случиться при применении неинтересных методик в трудовом воспитании дошкольников. Нужно развивать у ребенка интерес к посильному труду.

Ребенок более заинтересован в труде, если он пересекается с игрой. Дошкольник просто перестает замечать, что это игра. Трудовая деятельность должна содержать в себе такие приемы, как тайна и соревнование.

В трудовом воспитании детей дошкольного возраста используют сценки с игрушками. Можно разыграть сценку с пластмассовой или резиновой хрюшкой. Её мордочка должна быть вымазана чем-то, что легко смыть. Взрослый задает Хрюшке вопросы, почему она такая грязная и что нужно сделать, чтобы стать чистым. Хрюшка может потянуться к ребенку чтобы поцеловать его. Ответ на вопрос, что нужно сделать Хрюшке, должен дать ребенок.

Мытье рук тоже можно сопроводить игрой. Перед этой процедурой следует сказать дошкольникам о визите кого-либо из героев мультфильмов и о его недоверии к тому, что дети могут помыть руки, не оставив следов на полотенце. Это будет стимулом для того, чтобы показать любимому герою, как умело дети могут вымыть ручки.

Малыши обожают всё тайное, поэтому любой вид трудовой деятельности можно превратить в секрет. Например, уборку участка можно представить в виде такой игры: сказать детям, что дворник, занимающийся наведением порядка во дворе, очень устал и нужно помочь ему. Что если дворник придет убираться, а здесь будет чисто. Пусть он думает, что это добрый Карлсон помог ему.

Правильно поощряем успехи детей

Поощрение ребенка в процессе достижения успехов - это своеобразная хитрость воспитания. Поощрять необходимо постоянно, но это не значит, что детей нужно задаривать подарками. Материальное поощрение тоже приветствуется, но нужно уметь делать это правильно. Уверенность ребенка в себе, его активность и самостоятельность утрачиваются, если ему постоянно дарить подарки за успехи. Поэтому старайтесь поощрять нематериально, а просто похвалив или признав значимость ребенка.

Малыш становится зависим от вознаграждения, если каждое его правильное действие будет сопровождаться подарком. Например, родители говорят «Если ты приберешь игрушки, мы купим тебе машинку». У ребенка складывается представление что его успехи нужны не ему самому, а родителям. А этого допускать нельзя.

Чтобы проявить положительную оценку поступкам малыша, достаточно воспользоваться правильным словом . Можно сказать, что вы обрадованы его успехам. У ребенка поднимется настроение, и он будет рад сделать ещё что-нибудь хорошее.

Чтобы поощрить ребенка за успех, достаточно лишь кивнуть, ласково посмотреть, показать одобряющий жест, преподнести подарок или просто похвалить словом. Однако здесь есть небольшой нюанс: хвалить нужно только за стоящие поступки и действия, а не за привычки и ежедневные обязанности. В противном случае похвала вызовет привычку у ребенка и он перестанет стремиться к успеху.

Поощрение должно быть искренним и направлено не на личность, а на поступок. В трудовом воспитании детей главное - не лицемерить и не лукавить. Они хорошо это чувствуют и понимают. Будьте честны по отношению к малышу.

Нужно ли разделять трудовое воспитание мальчиков и девочек?

Если говорить о половом различии детей раннего и дошкольного возраста, то стоит учесть одно условие: трудовое воспитание мальчиков и девочек должно быть различным. Связано это, прежде всего, с разным пониманием назначения мужчины и женщины. Обратимся к народным понятиям.

Женщина всегда воспринималась, как хранительница очага и мать. Она занималась семьей, воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Эти обязанности женщины сохранились и сегодня. Мужчина – это глава семьи. Он является её основой и опорой. Мужчина не только обеспечивал семью материально, но и выполнял тяжелую работу по хозяйству. Из этих различий и стали формироваться основные задачи трудового воспитания детей.

Именно поэтому девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Девочки занимаются наведением порядка в комнате или на участке: сажают цветы, поливают растения, убирают игрушки и т. п. Мальчики же помогают в посадке деревьев, переносят книги или игрушки и прочее.

Существует множество общих приемов трудового воспитания детей. Но не стоит забывать об их половом различии. Поэтому, используя общие методы воспитания, следует обращать внимание на выбор методик для развития трудовых навыков у девочек и мальчиков.

В заключение

Нужно помнить, что так же как и в других видах воспитания, в трудовом развитии детей следует обращать внимание на индивидуальность. Труд должен быть разнообразным по содержанию, лишь тогда он будет интересен детям. Это условие поможет вызвать желание трудиться.

Усложняя трудовую деятельность, мы развиваем в ребенке наблюдательность, расширяем его кругозор, учим планировать работу. Труд должен быть регулярным и посильным. При этом дети не должны находиться в одном и том же положении, необходимо менять его. Инструменты, которые ребенок использует в трудовой деятельности должны быть безопасными и соответствовать его возрасту. Но, помните, что инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

Важное значение для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех-пятилетнего возраста ребенок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личностного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.

Еще в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей более старшего воз­раста. Дело доходит до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлежности и т. д. Сами того не понимая, родители за­кладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм. Воспитание привычки к труду - дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, всякий труд связан с преодолением неумений, с уси­лием, усталостью, напряжением.

Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребенка - это не радостные развлечения и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей.

Но родителям надо понять главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.

Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспита­нию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей.

Приучая детей к выполнению трудовых поруче­ний по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под пал­ки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило - нельзя на­казывать ребенка трудом, у него не должно сло­житься убеждение, что труд - это наказание.


Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность,- это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за растениями, животными и т. п. В сельской местности и в городе, в тех семьях, которые имеют участки земли, это и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Детям дошкольного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для игры, отдыха, а детям младшего школьного возраста - также места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.

Инициатива в организации всего этого вначале должна принадлежать взрослому, но затем, по мере взросления ребенка, переходить к нему самому. Младшие школьники все это могут делать вполне самостоятельно, только в случаях крайней необходимости обращаясь за помощью к взрослым (например, тогда, когда в силу отсутствия физических или иных возможностей ребенок не в состоянии что-либо сделать сам). Взрослый, не отказывая ребенку в необходимой помощи, должен побуждать его к самостоятельному мышлению и действию всеми доступными способами, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде.

Участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и чистоплотность. Эти два качества относятся к разряду так называемых психогигиенических, и начинать заботиться об их развитии надо с раннего возраста. Однако в этом возрасте возможности для их воспитания еще ограничены и полностью раскрываются лишь в дошкольном возрасте. Именно в эти годы на воспитание аккуратности и чистоплотности должно быть обращено особое внимание.

Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы эти два качества у ребенка проявлялись в самообслуживании, в систематическом уходе за собой, за своей одеждой, за игрушками и другими вещами личного пользования. Важная роль в формировании этих личностных качеств принадлежит окружающим людям: родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Никакие правильные слова и увещевания не помогут в воспитании аккуратности и чистоплотности, если у самых близких окружающих ребенка людей эти качества не развиты.

Другой аспект воспитания в домашнем труде - экономический.
Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в расходовании семейного бюджета, в определении доходов и расходов. Приобретение ребенком дошкольного или младшего школьного возраста элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости.

Основные пути и средства воспитания в домашних условиях этих качеств личности следующие:

1. Предложение детям разных экономических задач, соответствующих их возрасту, интересам и уровню понимания. Постепенный переход к таким играм, где сюжетом является решение какой-либо экономической проблемы.

2. Привлечение ребенка и предоставление ему самостоятельности в выборе покупок сначала для себя, потом для семьи.

3. Привлечение ребенка дошкольного возраста к участию в коммерческой деятельности там, где семья ею занимается.

4. Привлечение детей к расчетам, связанным с семейным бюджетом.

5. Выделение детям определенной денежной суммы на мелкие расходы, предполагающей экономию средств.

Есть такие виды домашнего труда, которые прямо или косвенно связаны с самообслуживанием. Это - приготовление пищи, ремонт и изготовление деталей одежды, предметов домашнего обихода и личного пользования. Участие детей дошкольного и младшего школьного возрастов в этих видах труда обязательно, так как вырабатывает у них независимость, самостоятельность, способность к самообслуживанию, ведет к оптимальному развитию трудовой активности ребенка.

Давая поручения ребенку, надо подумать, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.

Необходимо, чтобы родители должны уважать ребенка. Заранее договариваться с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть и свои важные дела.

Не следует забывать хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если родители не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не следует спешить высказывать ему свое недовольство. Надо попытаться понять причину, подсказать ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.

Нужно стараться быть последовательными в своих требованиях.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, надо показать ему образец правильного выполнения поручения. Надо научить этому ребенка, несколько раз выполнить это поручение вместе с ним.

Чаще использовать игровые моменты в трудовом воспитании.

Учить ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывать детям о своей ра­боте и о работе своих близких, друзей.

Не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

Увидев недостатки, не принимайтесь за работу сами!

Уже в 2–3 года вы часто слышите от малыша одну и ту же фразу - «Я сам!». Это настолько умилительно, когда малыш берется за пылесос или мчится помогать маме развешивать только что постиранное белье. Но как часто бывает - в спешке мы останавливаем детей, мимолетом говорим «не трогай, я сама» или «ты неправильно сделаешь, а мне придется потом переделывать - у меня итак времени нет!». Единожды сказав ребёнку подобные слова, мы можем надолго (если даже не навсегда) отбить у него желание помогать нам и делать всё самостоятельно.

Но, как известно, «труд сделал из обезьяны человека», поэтому из маленького ребёночка труд так же способен сделать полноценную, уважающую других личность, которая может помочь, прислушаться, понять и выполнять порученную ему работу.

Обязанности - по возрасту

Многих мам вообще интересует вопрос, должны ли дети помогать родителям? И ответ будет однозначным - конечно да! Просто у каждого возраста свои возможности, и если 2-х годовалого малыша ещё рано учить выбивать ковры, то в 10 лет ребёнку под силу практически все домашние заботы.

Годовалый ребёнок, еще только недавно научившийся ходить, не может вам ничем помочь по хозяйству, да и не захочет он этого - пока что ему подобные «игры» не интересны. Но чем больше времени он проводит с вами, тем больше хочет подражать вам. И вот уже в 1,5 года малыша нужно учить собирать все свои игрушки в ящик, давать тряпочку для вытирания пыли и вместе с ребёнком возить ею по поверхности стола и мебели, доверять совочек, в который вы можете смести мусор, а малыш, полный гордости, отнесет его, держа крепко двумя ручками, в мусорное ведро.

Когда ребёнок чуть подрастет, примерно к 3-м годам, его нужно учить убирать за собой посуду (не мыть её, а просто очистить стол от ненужных тарелок), протирать стол, вытирать помытые вилки и ложки (если у вас посуда сделана из небьющегося стекла, то разрешайте и небольшие тарелки вытирать). Посильной задачей для ребёнка будет загрузка белья в стиральную машину (при этом учите малыша разбираться в цветах и никогда не соединять белое белье с красным или черным).

Когда ребёнку исполнится 5 лет, он уже может считаться вашим полноценным помощником - единожды показав, как накрывают на стол, вы можете доверить ему это на следующий праздник, ребёнок может мыть за собой тарелочку и чашечку (пока он не достает до раковины, подставляйте ему табуретку), погладить полотенца, нарезать овощи на салат при помощи специальной овоще- и яйцерезки.

Конечно, это чисто условное разделение, но вы должны понимать, что в 2 года доверять ребёнку утюг еще страшно, а в 5 малыш уже должен уметь полностью убирать за собой, поэтому постепенно, начиная с малого, учите ребёнка несложному труду. Когда дети помогают родителям, это облегчает жизнь одним и становится увлекательной игрой для других.

Как научить ребёнка помогать по дому?
  • Всё делайте вместе - желательно, чтобы мама, папа и ребёнок трудились плечом к плечу. Тогда работать каждому будет веселее и приятнее, зная, что уборку делают все, а не так, как в большинстве семей - мама не разгибается, а папа смотрит телевизор. Вы лишь тогда сможете добиться правильного влияния труда на развитие личности ребёнка, когда будете показывать ему исключительно позитивный и правильный личный пример взаимопомощи, поддержки друг друга и совместной радости от исполненных ролей;
  • Измените фразу «если ты не уберешь, ты ничего не получишь и мы никуда не пойдем» на «когда ты уберешь, мы сделаем то-то и сходим туда-то». Ребёнок должен понять, что уборка всё равно состоится, но его нужно позитивно настроить на это, а не запугивать и угрожать;
  • Ребёнка, как и мужа, всегда нужно просить, и не думайте, что это выше вас, и что просить вы никогда не будете. Ребёнок охотнее сделает работу, если вы его попросите, а не прикажете. Это отличный пример для подражания, который ребёнок должен пронести с собой во взрослую жизнь;
  • С того момента, когда малыш начнет ходить, учите его убирать за собой игрушки, разбросанные вещи - превратите это в игру, придумывайте различные сюжеты, чтобы ребёнку было это так же интересно, как и разбрасывать. Удачной будет игра-соревнование, когда вы говорите «а давай кто быстрее?», но при этом укажите, что кроме быстроты вся уборка должна быть сделана качественно, ведь ребёнок должен знать и понимать, что в жизни есть не только игра, но и определенные обязанности. Дайте детям выиграть - пускай они, и полезное дело сделают, и порадуются от души;
  • Дабы приучить малышей не капризничать и убирать все свои игрушки, заведите громкий будильник и скажите «как только заиграет мелодия, все неубранные игрушки улетят в мусорное ведро!». Может, это и покажется некоторым жестоким наказанием, зато очень хорошо подстегивает малышей убирать за собой разбросанные игрушки. И единожды поняв, что вы не шутите, дети больше не будут капризничать. Дисциплинированная личность в любом коллективе завоюет уважение;
  • Вы улучшите настроение малышу, если во время уборки включите детские песни - согласитесь, даже взрослые охотнее убирают под свои любимые мелодии;
  • Если вы видите, что малыш ещё не может сам сделать то или иное задание, например, сложить все свои вещи в шкаф, обязательно помогите ему. Но не делайте это каждый раз - покажите ребёнку, как и куда складывать, и пускай в следующий раз он попробует сам. Учите его самостоятельности, но при этом помогайте ему, чтобы ребёнок чувствовал вашу поддержку, и среди прочих добрых качеств в нем воспитываласьвзаимопомощь и взаимоподдержка. Однако не спешите каждый раз помогать, иначе ребёнок поймет, что одними только фразами «я устал», «я этого не умею», «у меня не получается» он может увильнуть от обязанностей. В итоге вместо помощника у вас вырастет капризуля;
  • Не перекладывайте «орудия труда» в разные места - веник, совок, тряпочки для вытирания пыли, пылесос должны занять у вас свое определенное место в квартире, чтобы ребёнок мог взять их в любую минуту;
  • Поставьте в детской еще одно мусорное ведро, и пускай он складывает туда огрызки от яблок, ненужные бумажки, испортившиеся карандаши, сломавшиеся игрушки. Так вы быстрее приучите ребёнка к чистоте, ведь ему удобнее выбросить мусор в рядом стоящую урну, нежели бежать на кухню. К тому же, это еще один шаг к самостоятельности, ведь ребёнок сам будет выбирать, что ему выбросить, а что оставить;
  • Если ребёнок еще настолько мал, что ему не под силу справиться с веником или другим предметом, купите ему маленьких кукольных помощников по хозяйству. Пускай ребёнок подражает вам, делает то же, что и вы, но с посильным инвентарем. Важно, чтобы ребёнок запомнил последовательность ваших действий и в точности повторял их, а не просто наблюдал за вами;
  • Обратите внимание на то, что ребёнка привлекает больше всего - тряпочки и веник или же электрические приборы. Если хозяйские дела - тогда привлекайте ребёнка больше к своим заботам по дому. Если же ему больше нравятся приборы, подключаемые кэлектричеству - поручите папе заняться им. Пока ребёнок помогает папе, вы можете быть спокойны за то, что он не влезет без спросу в розетку, а вполне удовлетворит свое любопытство в гараже с папой, занимаясь своими «мужскими» делами с дрелью и паяльником. Возможно, ребёнок уже избрал себе верный путь дальнейшего развития;
  • Не менее важной составляющей является похвала, но она должна быть в меру. Поначалу хвалите ребёнка за любые достижения, но когда он всему научится, он должен понимать, что теперь это его обязанности, а не одолжение маме. Говорить «спасибо» нужно в любом случае, но не восхищаться каждый раз после того, как ребёнок вытер пыль. Это должно войти в его повседневный и еженедельный режим, ребёнкунужно понять, что кроме своих прав, у него есть уйма обязанностей, и важно научить его относиться к ним с позитивом, а не с капризами.

Основные ошибки родителей

Воспитание невозможно без родительских ошибок, ведь мы не знаем, как-то или иное наше действие повлияет на дальнейшее развитие нашего ребёнка, на его отношение к нам. Но есть типичные ошибки, которые делают большинство родителей, никогда не заглядывавших в книги о психологии.

  • Помощь за деньги

Это самая распространенная и губительная ошибка родителей, когда они вместо похвалы приучают ребёнка к материальным наградам. Вытрешь пыль - получишь 10 рублей, побудешь с братиком - куплю куклу, вытрешь пол - заработаешь 5 баллов.

Таким образом, родители превращают жизнь ребёнка в расчетливую игру, где за каждый хороший поступок ребёнок получает либо накопительные баллы, которые потом родители переводят в денежный эквивалент, либо сами деньги или подарки.

А ведь главное, чтобы ребёнок понял: домашний труд - это его обязанности, а не заработок, и дети помогают родителям из чувства уважения к ним и к себе, а не из жажды получить вознаграждение. Самой главной наградой должна быть похвала мамы и её любовь, но никак не деньги. Когда ваш ребёнок вырастет и станет подростком, он вместо того, чтобы поднести вам чашку горячего чая с медом, скажет «чашка чая в постель - 50 рублей!». И не он будет виноват в этом, а именно вы.

  • Отстань - ты ещё маленький!

Хотя наши дети еще многого не умеют, на то мы и родители, чтобы их научить. И вместо того, чтобы кричать на них и огрызаться за то, что они чисто из любопытства везде лезут своими маленькими носиками - лучше этотинтерес утолить, разрешив ребёнку делать то же, что и вы.

Когда ребёнок не единожды натыкается на стену запретов, в будущем он больше не будет просить у вас показать, как вы варите суп или как вы стираете одежду - он будет знать, что услышит в ответ «ты ещё маленький». А когда действительно придет такой возраст, что ребёнку уже и пора бы вам помогать, вы будете сетовать на то, что он ничего не делает.

Приобретите маленькую табуреточку — пускай малыш берет её, когда хочет посмотреть, как вы шинкуете овощи, как вы вытираете пыль в серванте. Разрешите ребёнку не только наблюдать, но и участвовать.

Если у ребёнка по вашей вине пропадет желание вам помогать, он вырастет ленивой, эгоистичной личностью, которой легче сказать «я не умею», чем добиваться своих целей. Не допустите такого и всегда принимайте помощь ребёнка, в чем бы то ни было.

  • Разбил - не беда

Да, и у нас бывают «дырявые руки», и мы что-то роняет, рассыпаем, разливаем. Но мы же не кричим на себя за это. Так же и ребёнок не заслужил подобного отношения к себе, ведь он только учится, его ручки ещё не такие умелые, он еще недостаточно понимает возможных последствий. Мыл тарелку и разбил - не страшно, купите новую. Нес совок к мусорному ведру, и он перевернулся - не смертельно, мусор можно собрать снова или пропылесосить это место.

Нет неисправимых вещей (если, конечно, малыш не разбил китайскую старинную коллекционную вазу), и ругать за них не стоит, и бежать вслед за малышом, набрасываясь на него, как коршун, тоже. Ребёнок итак понимает, что он что-тосделал не так, и он уже сжимается от страха за то, что же ему скажет мама. Если вы в этот момент подойдете и поможете ему, скажете добрые слова, подбодрите, то эта неудача будет ступенькой к успеху.

Когда ребёнок помогает маме, и слышит в ответ добрые слова, он приобретает уверенность в себе, растет полноценной личностью, любимым и любящим человеком. Если же в ответ он слышит лишь недобрую брань и истерики, он потихоньку будет замыкаться в себе, съеживаться, всегда чувствовать себя виноватым.

  • Некачественно? Исправим!

Если даже вас не удовлетворяет качество выполненной ребёнком работы (недомыл тарелку с другой стороны, не протер плинтуса), вы можете переделать его работу, но так, чтобы ребёнок этого не видел. В следующий раз просто скажите малышу, что было бы неплохо, если бы он кроме пола вытер еще плинтус, а тарелки нужно мыть с обеих сторон. Увидев недостатки, не вырывайте у ребёнка из рук мочалку или тряпку и не принимайтесь за работу сами, иначе малыш больше не возьмется за эти дела.

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Научите своего ребенка уметь проигрывать

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мотивация для учебы

Советы родителям

Просмотрено

6 советов, которые помогут беременным женщинам легко рожать без использования болеутоляющих!

«Трудовое воспитание в семье»

Труд – важнейшее средство воспитания, в процессе которого формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. И здесь самая главная роль принадлежит – семье, именно здесь приобретаются элементарные навыки хозяйственно – бытового труда.

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье и.т.д. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогают понять значимость их значимость. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснением. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

В семье ребенка необходимо привлекать к повседневному участию в бытовом труде, при этом надо заинтересовать ребенка, изложив в доступной форме значимость предстоящей работы, ее результата. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения, Приучая детей старшего дошкольного возраста надо чаще использовать игровые формы организации, при этом необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Например, старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем труде (выносить мусор, мыть посуду, ходить за хлебом и.т.д.). Однако нельзя забывать о том, что родители должны оценить его труд и желание сделать что – то для других и обязательно похвалить малыша.

Труд детей в семье не только воспитывает чувство ответственности, доброжелательности,отзывчивости,дисциплинированности, самостоятельности, но и сближает ребенка.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в семье. Родительское собрание.

Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует пов...

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени. труд развитие дети

В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Уже к дошкольному возрасту дети много знают и умеют, они овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной является трудовое воспитание.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства доброжелательности, отзывчивости.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Внимание младших школьников становится целенаправленным и произвольным, хотя довольно долго сильным и конкурирующим с произвольном остается непроизвольное внимание детей, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

Велика роль труда в развитии мышления . По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Восприятие благодаря совершенствованию наблюдения превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс.

Интеллектуальный характер приобретает у младших школьников память . Ребенок не только вспоминает, но и начинает решать особые мнемические задачи на произвольное намеренное запоминание или воспроизведение требуемого материала. Оба вида памяти - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы.

В условиях трудовой деятельности происходит развитие воображения. Воссоздающее (репродуктивное) воображение развивается на всех занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний (например, данное событие фактически не произошло, но условно его можно вообразить "как если бы" произошедшее, и тогда столь же условно выяснять его последствия).Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов способствует развитию у них творческого (продуктивного) воображения.

Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

В российских школах сложилась определенная система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственно учебный, производительный и общественно полезный труд. В школе-интернате виды трудовой деятельности несколько иные: учебный труд, общественно полезный, самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в спальне.

Учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребенка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом, происходит целенаправленное, ежедневное развитие личности ребенка.

Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд -- это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.

Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание , домашнее и школьное. Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах - хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению., уверенности в своих силах.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к бытовому труду необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Ручной труд является важнейшим видом труда в коррекционной школе. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на занятиях ручному труду уделено воспитанию у учащихся привычки обдумывать задание не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ и изготовление поделок (пособий), закладок для книг, при выполнении которых у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану, осуществляются межпредметные связи, развиваются конструкторские умения и навыки, творческие способности, расширяется кругозор детей. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе и школьных делах, поэтому необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.

Но какая бы работа не проводилась в школе по трудовому воспитанию, основы его закладываются в семье. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Очень часто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.

Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда наказывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время).

В семье у детей должны закладываться основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки.

Кроме того, семья и школа должны взаимодействовать друг с другом, проводить работу по трудовому воспитанию, придерживаясь следующих принципов:

Приобщение к труду через самообслуживание;

  • - постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
  • - постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
  • - тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
  • - организация обучения выполнению трудовых операций;
  • - формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
  • - учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
  • - поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
  • - чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Организуя целенаправленную, ежедневную работу по трудовому воспитанию, следует помнить и о возможностях произведений художественной литературы, иллюстраций, картин, фильмов, которые помогут расширить представления ребенка о труде взрослых.