Черный камень в каабе происхождение. Мекка. Черный камень мусульман

Ка́аба (араб. الكعبة‎‎ «куб») - это мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Заповедной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Внутри него есть черный камень. Тот самый камень, который стремятся целовать паломники. Чёрный камень (араб. الحجر الأسود‎‎ - аль-хаджар аль-асвад) - это камень прощения, согласно легенде, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5×20 см. Согласно преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Существуют различные гипотезы происхождения Чёрного камня. По одной из версий, это метеорит.

Дословно слово «Кааба» в арабском языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Это слово может также быть производным от слова «куб». Другие названия Каабы включают в себе такие слова, как «Байт аль Атек», первое значение которого «самый ранний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Оба значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» — «священный дом». Высота Каабы составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный), где вмонтирован черный камень. Кааба изготовлена из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисуах. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца Зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы».

По мусульманским преданиям первое здание или палатку над черным камнем построил пророк Адам, а собственно первую Каабу построил его сын Сиф. После потопа во времена Ноя постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней, приписываемые Ибрахиму. Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения Ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Около них приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - люди, исповедовавшие единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие. Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану - потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.

После внезапного наводнения Кааба была повреждена, ее стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и Мухаммад принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Мухаммад. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен)», — кричали они хором, — «это Мухаммад». Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Мухаммад предложил решение, с которым все согласились – положить Черный камень на плащ и внести его старейшинам четырех кланов, держась за его концы. Затем он взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой ее видел Мухаммад, на основании, заложенном Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: «Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для ее восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей». Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна – на восток, а другая – на запад, как того хотел Мухаммад. В Каабу был включен Хатем (Хатем – полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: — сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в нее света; — опустил дверь до уровня земли и сделал еще одну дверь; — увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и ее высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина ее стен составляла 2 локтя (90 см); — сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами. Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время ее восстановления.

В 74 году Хиджра (или в 693 г.) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдула Малика бин Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими: — он уменьшил объем сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; — он отделил Хатем; — он замуровал западную дверь (до сих пор заметны ее следы), но оставил восточную; — разрушил стену, окружавшую Хатем; — убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы; — уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра). Когда Абдул Малик бин Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам Мухаммадпожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком ее построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить ее. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой ее построил Абдул Малик бин Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ. В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это произошло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Черным камнем, были снесены. Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами. Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

Черный камень Каабы, как уже говорилось выше, по преданиям упал с неба еще во времена Адама - по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного. Ученые же считают Черный камень Каабы метеоритом, хотя существуют и иные точки зрения. Он не может быть ни железным метеоритом, исходя из его трещин, ни каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Аналогичные аргументы опровергают и неметеоритную природу этого камня, вроде базальта или агата. Интересно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

В 1980-м году Elsebeth Thomsen предположила, что Черный камень ударной природы (расплавленный песок смешанный с метеоритным веществом), взятый из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из Вабара — застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде; имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Существенная проблема, противоречащая этой теории состоит в том, что судя по нескольким измерениям кратер в Вабаре имеет возраст всего несколько веков, хотя существуют также измерения, утверждающие что возраст кратера 6400 +/-2500 лет. Кратер в Вабаре (в действительности их, по крайней мере, три раскиданных на площади около 500 на 1000 метров — 116, 64 и 11 м в диаметре) — место уникальное и заслуживает отдельного рассказа о себе. На площади пол квадратных километра, полузасыпаны песком множество обломков черного стекла, белых камней из спёкшегося песка и железных кусков. Кочевники-бедуины называли это место аль-Хадида («железные предметы»). Железные камни, найденные в окрестности кратеров Вабар, имеют гладкие поверхности, покрытые черным налетом пустынной копоти. Самый большой кусок железа и никеля — так называемый Верблюжий Горб — был найден экспедицией 1965 г и экспонируется сейчас в Королевском Университете в Эр-Риаде. Он весит 2200 кг, имеет гладкую конусообразную форму и представляет, по-видимому, кусок метеорита, который развалился на несколько фрагментов перед падением на землю.

В коране существует рассказ о царе по имени Аад, который насмехался над пророком Аллаха. За нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесшим на крыльях ураган. Когда английский исследователь Harry St. John Philby («Абдулла»), поехал в запрещенный Пустой квартал, он полагал что увидит место где находился этот легендарный город, который в его варианте был назван Вабар. Он не нашел потерянный город, зато увидел место, где несомненно произошел катаклизм, связанный с падением метеорита. Судя по тому следу, который он оставил, энергия, выделившаяся при падении была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, сравнимому со взрывом в Хиросиме. Это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу Землю за время ее существования. Но Вабар занимает особое место в исследовании метеоров. Почти все известные столкновения происходили с твердыми скалистыми поверхностями, или с твердыми поверхностям, покрытыми тонким слоем земли или воды. Падение в Вабаре, наоборот, произошло в середину самого большого в мире непрерывного моря песка. Сухое изолированное место, оно представляет собой идеальное естественное хранилище, простое для изучения его геологической структуры. Более того, это одно из всего 17 известных мест среди почти 160 известных ударных структур, которые до сих пор содержат упавший метеорит. Является Черный камень Каабы осколком этого самого метеорита? Вполне возможно.

Метеоритам поклонялись как богам в разные времена. Один такой священный камень был обнаружен в 1808 г, когда группа исследователей обнаружила кусок металла весом 742 кг недалеко от Красной реки в центральном Техасе. Индейцы пауни поклонялись этому метеориту, считая его способным исцелять людей, и совершали периодические паломничества к нему. Исследователи, полагая, что он из платины, вернулись в город запастись провизией и снаряжением. Жажда наживы поссорила людей и они разбились на две соперничающие группы, каждая из которых пыталась первой завладеть сокровищем. Первая группа второпях не взяла должного количества лошадей для перевозки груза и лишь пыталась спрятать кусок «платины» под плоским камнем. Через несколько дней вторая группа разыскала спрятанный метеорит и повезла его по направлению к Красной реке. В течении долгого пути на них постоянно нападали доведенные до отчаяния индейцы. Метеорит на лодке был доставлен на лодке в Новый Орлеан, а затем в Нью Йорк. Benjamin Silliman из Йельского университета определил его кометную природу по содержанию никеля. В этом университете он сейчас и находится.

Другой пример находился в храме Артемиды в Эфесе — одного из семи чудес Света в древности. Большой, конической формы метеорит был центральным идолом в храме. Изображение Венеры на Кипре было также сделано из метеорита. Археологи обнаружили метеориты в кирпичном алтаре в гигантских курганах в Огайо (США). Другой пример — железный метеорит весом больше 1.5 тонн был обнаружен в подобном лабиринту древнем храме в Casas Grandes (Мексика), обернутый в грубую ткань. В 1853 г метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, был провозглашен богом племенем Уаника. Однако последовавшие затем голод и резня, устроенная масаями, привела к разочарованию поклонников этого камня. 2-го декабря 1880 г 3-х килограммовый метеорит упал к ногам двух браминов недалеко от Андры (Индия), которые сразу провозгласили себя министрами «чудодейственного бога», тем самым привлек к себе до 10000 паломников в день. 14-го августа 1992 г десятки камней упали на африканский город Мбале в Уганде (Sky&Telescope: June 1993, p.96). Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы богом для избавления от СПИДа.

Один из этих камней:

В 205 г армия Ганнибала из Карфагена вторглась на территорию Священной Римской империи, занимаясь в течении нескольких лет грабежами. Один из наиболее интенсивных в то время метеорных потоков, напугал римских судей, которые проконсультировавшись с книгами Сибиллины, предсказали возможность защиты от Ганнибала странным для нашего времени способом. Все что требовалось для этого — привезти в Рим священный камень, олицетворявшим «мать богов». Это был большой метеорит конусообразной формы, который хранился в замке Пессинус в центральной Турции. К королю Атталусу была послана пышная римская делегация с просьбой отдать священный камень. Король дал согласие только после землятресения, которое посчитали знамением. Вскоре он был доставлен на корабле в Рим и помещен в храм Победы. Возможно, «мать богов» оказывала моральную поддержку римлянам, вскоре изгнавшим Ганнибала из Италии, а затем захватившим Карфаген. В благодарность римляне построили специальный храм на Дворцовом холме, где метеориту поклонялись в течении 500 лет. Затем о нем забыли. В 1730 г н.э. его, по-видимому, вынули из часовни и метеорит затерялся.

В истории были еще факты поклонения черному камню. Для примера можно привести поклонение богу Солнца, называемого по-разному: Аполлон, Гелиос, Сол или Элагабул. Культ сирийского бога Солнца Элагабул был известен в Риме задолго до времен царствования Юлия Цезаря, но наибольшее распространение получил во времена царствования Римского императора Марка Аврелия Антония. Центром поклонения богу Солнца был Черный камень в Эмесе, представлявший собой большой конусообразный метеорит. Впоследствии он был перевезен в Рим, где было построено два великолепных храма в честь него. Сам император Антоний проводил ежедневные службы в честь бога Солнца. Усыпанные драгоценностями служители приносили в жертву многочисленных быков и овец, и танцевали с сирийскими девушками вокруг Черного камня. Специальная колесница, украшенная золотом и жемчугом, ведомая четверкой больших белых коней, перевозила камень из одного храма в другой. Никто из смертных не имел права сидеть в этой колеснице, управлял лошадьми сам император, пятясь назад, чтобы видеть все время своего бога, которого олицетворял Черный камень. В те времена, поклонение метеориту было официальной религией Римской империи. Напоминает некоторые обряды Каабы. Все авраамические религии многое заимствовали друг у друга, а также в них просто пересказываются истории древних мифов. Поклонение черному камню тоже существовал задолго до ислама. Этот обряд немного в иной форме перешел в ислам. Далее я приведу некоторые сравнения атрибутов ислама с другими религиями.

Это Анк — жизнь — иероглиф Египта, составленный из женского и мужского символов.

В Каабе в Мекке хранится символ Богини Матери доисламких аравийцев. Kaaбу также называют «Бейт аль Харам» (священный дом). Кааба — Кибела — Kупaлa — Кумбaлa — Хумбaлa.
Kaaбa с ее символами задолго до Мухаммеда находилась под защитой племени Курайш.

Этому же символу поклоняются и в Индии. Ёни:

Во многих индийских храмах поклоняются фаллосу в Ёни, как символу:

Эти символы также сохранились и в Исламе. Паломники Мекки посещают долину Мина, чтобы бросить камень в Столб Шайтана:

Этот символ очень похож на символ Рыбы. Символу рыбы поклонялись ранние христиане. Этот символ до сих находит свое отражение в христианской символике.

Сравним с этим:


Символ на переднем плане и на голове Шивы.


Расположение


Главная святыня ислама, именуемая Каабой, ежегодно привлекает в сотни тысяч паломников. Согласно предписанию Корана, именно этот город является священным центром мусульман во всем мире.

Расположение

Кааба находится во дворе , в городе Мекка в , недалеко от побережья Красного моря. Эта территория страны носит название Хиджаз.

Кто построил Каабу в Мекке?

Точные данные относительно того, сколько лет Каабе и кто автор этой мусульманской святыни, по сей день не установлены. Согласно одним источникам, храм появился еще при Адаме, а затем был разрушен Всемирным потопом и забыт. Восстановлением Каабы занимались пророк Ибрагим с сыном Исмаилом, которым, согласно преданию, помогал архангел Гавриил. Подтверждением этой версии служат отпечатки ног пророка, сохранившиеся на одном из камней. Существует также легенда, объясняющая, откуда появился черный камень в Каабе. Когда до завершения строительства оставалось совсем немного времени и не хватило одного камня, Исмаил ушел на его поиски, а вернувшись, обнаружил, что камень уже нашли и от отца узнал, что тот был принесен Архангелом Гавриилом прямо из Рая. Это тот самый Черный камень, укладка которого стала завершением строительства храма.

За всё время своего существования святилище было перестроено и реконструировалось по разным данным 5-12 раз. Причиной тому были главным образом пожары. Самая известная реконструкция Каабы произошла при пророке Мухаммеде, тогда ее форма была изменена с параллелепипеда на куб. Последние перестройки были проведены в I веке н.э., и в таком виде Кааба сохранилась до наших дней. Последняя косметическая реконструкция датируется 1996 годом.


Что такое Кааба?

В переводе с арабского Кааба означает «священный дом». При молитве мусульмане поворачиваются лицом к Каабе.

Кааба выполнена из гранита, имеет форму куба и размеры 13,1 м в высоту, 11,03 м – в длину и 12,86 м – по ширине. Внутри имеется 3 колонны, полы из мрамора, лампы на потолке и стол для благовоний.


Что находится внутри священной Каабы?

Наиболее часто паломники задают вопросы о кубе Кааба, связанные с ее внутренним содержанием: о том, что такое священный камень в Каабе, как и когда можно попасть внутрь, какие отели рядом, спрашивают об . Остановимся подробнее на том, что же составляет основу внутреннего содержания этого святого места:

  1. Черный камень. Представляет собой булыжник в восточном углу храма на высоте 1,5 м. У мусульман считается большой удачей прикоснуться к камню, до которого в свое время дотронулся тростью пророк Мухаммед.
  2. Дверь. Расположена на высоте около 2,5 м в восточной части куба, с целью защиты сооружения от потопов. Дверь преподнесена в дар 4-м королем Саудовской Халид ибн Абдель Азизом. Для ее отделки использовали почти 280 кг золота. Ключи от Каабы хранятся у семейства Бани Шайба, которое следит за порядком и чистотой. Так повелось еще со времен пророка Мухаммеда
  3. Водосточный желоб. Его предусмотрели для отведения ливневых потоков и обрушения храма. Стекающая вода считается здесь символом благодати и направляется на то место, где погребены жена и сын пророка Ибрагима.
  4. Цоколь. Является основанием, на котором держатся стены Каабы, и служит также защитой фундамента от подземных вод.
  5. Хиджр Исмаил. Невысокая полукруглая стена, где паломникам можно совершать молитву. Здесь находятся захоронения тел жены Ибрагима и сына его Исмаила.
  6. Мультазам. Отрезок стены от Черного камня до двери.
  7. Макам Ибрагима. Место с отпечатком стопы пророка Ибрагима.
  8. Угол Чёрного камня.
  9. Угол Йемена - южный угол Каабы.
  10. Угол Шама - в западный части Каабы.
  11. Угол Ирака - северный.
  12. Кисва. Представляет собой шелковую ткань черного цвета с золотистой вышивкой. Кисву используют для укрывания Каабы. Меняют ее ежегодно, раздавая использованную кисву в виде лоскутов паломникам.
  13. Мраморная полоса. Она обозначает места обхода храма во время хаджа. Ранее она была зеленого цвета, теперь белая.
  14. Обозначает точку, где стоял пророк во время возведения храма.

Правила посещения Каабы

Ранее посещать Каабу могли все желающие. Однако ввиду большого количества паломников и несоизмеримо маленьких размеров Каабы привело к тому, что храм закрыли. В настоящее время вход в нее разрешен только особо важным гостям и лишь 2 раза в год, когда происходят церемонии омовения перед началом месяца Рамадан и перед хаджем.

Мусульмане, имеющие возможность совершения паломничества в , могут дотронуться до главной святыни мира во время обхода вокруг Каабы. Представителям других религий посещать эти священные места нельзя. В дни совершения хаджа вокруг Каабы сосредоточено огромное количество народа, и ежегодно регистрируются сотни травм и несчастных случаев. Во избежание попадания в давку можно рассмотреть вариант трансляций паломничества мусульман в Мекку: вы сможете увидеть редкие кадры, показывающие, что такое Кааба и как она выглядит изнутри.


Как добраться?

Для того чтобы посетить Каабу, вы можете отправиться к месту назначения пешком или на автомобиле. В первом варианте отправляйтесь в сторону мечети Аль-Харам, а во втором – едьте по дорогам №15, King Fahd Rd или King Abdul Aziz Rd.

Черный Камень Каабы.

Дата: традиционно считается, что Черный камень появился до сотворения человека на Земле.
Краткая характеристика: Черный камень-объект поклонения мусульман, расположенный в угловой стене Каабы - священного храма в Мекке; мусульмане верят, что Кааба является самым священным местом на Земле.
Как выглядит: полукруглый камень, состоящий из нескольких кусков или частей, перевязанных вместе серебряной нитью. По горизонтали его размер составляет примерно 10 дюймов; по вертикали - 12 дюймов.

Кааба (священный храм); в его юго-восточном углу в серебряном футляре на высоте нескольких футов от земли покоится знаменитый Черный камень. Храм со всех сторон окружен верующими.
Черный камень Каабы - это загадочный предмет древности (возможно, он появился даже до сотворения человека на Земле), который почитается мусульманами всего мира как священный; считается, что его происхождение связано с именем верховного бога Аллаха и что на протяжении тысячелетий этого камня касались многие святые, от Авраама до Мухаммеда. Черный камень замурован в стену священного храма, построенного на земле, которую строго запрещается посещать немусульманам.

Согласно исламской религии, камень этот появился на Земле много веков назад с небес; история его появления связана с поклонением Аллаху многочисленных ангелов, которые пели псалмы и совершали молитвенные обряды во время вождения хороводов вокруг Эль-Бейтул Мамур, считавшегося местом поклонения ангелов Аллаху. Находилось это священное место непосредственно под троном Аллаха. Аллах возжелал, чтобы у живущих на Земле людей была такая же святыня для поклонения ему, и он вручил Адаму блестящий белый камень, чтобы тот принес его на Землю из рая и установил в Каабе; именно Каабу Аллах решил сделать местом всеобщего поклонения ему мусульман. Камень назвали Аладжар Алсад, что означало «самый счастливый», так как именно он был выбран из множества других камней рая для установки в Каабе.

Взяв Аладжар Алсад в руки, Адам спустился из рая на землю одного из индийских островов (в настоящее время он называется Шри-Ланка), и Аллах повел его в Мекку – место, расположенное непосредственно под его троном в раю. Адам поместил камень в землю, и на этом месте был возведен священный храм Кааба.
Некоторое время спустя, когда на Земле произошел Всемирный Потоп, храм Кааба был сильно поврежден, и святой камень был волей божьей перемещен в более безопасное место. Он оставался скрытым от глаз людей до тех пор, пока Аллах не приказал Аврааму - отцу всех пророков после него - восстановить Каабу. Архангел Гавриил привел Авраама в Мекку, туда, где должен был быть заново воздвигнут Кааба, и Авраам воздвиг там Дом Аллаха, а архангел Гавриил передал ему «святой камень» для его возвращения на прежнее место.

Населявшие Землю люди соединили поклонение Аврааму с проявлением глубочайшего уважения к «святому камню»; свое почтение они выражали целованием и прикосновением к камню. Кроме того, они приносили вблизи стен священного храма в жертву овец, коров и других животных, а их кровь наносили на камень. Через некоторое время камень начал темнеть.
На протяжении столетий Кааба часто повреждался в результате стихийных бедствий, однако каждый раз арабы восстанавливали его, так как считали своей собственностью в те времена. В конечном счете Кааба стал местом поклонения всех арабских племен независимо от места их проживания.

В начале VII века в Каабе произошел сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена; тем не менее люди восстановили Каабу, сделав его стены более высокими и соорудив дверь высотой в несколько футов, так чтобы стражникам легче было следить за тем, кто входит в храм. Однако среди арабских племен, которые совместно занимались восстановлением храма, вскоре начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного Черного камня. Представители различных арабских племен решили, что в этом споре их рассудит первый человек, который войдет во внутренний двор храма.
Случилось так, что первым человеком, вошедшим внутрь храма, оказался Мухаммед. В то время Мухаммед еще не был пророком, но имел репутацию честного и надежного юноши. Когда ему изложили суть проблемы, Мухаммед принял мудрое решение и предложил план, который смог удовлетворить интересы всех участвовавших в споре сторон. Он положил на землю кусочек ткани и установил в его центре священный Черный камень. Затем он попросил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг положенного на землю кусочка ткани. Все вместе они подняли водруженный на ткань священный Черный камень и перенесли его в Каабу, где сам Мухаммед и установил камень в отведенное для него место.
Примерно в 610 году н.э. исламская религия была формально восстановлена; это произошло, когда Мухаммеду, открыто выступавшему против почитания идолов его соотечественниками, явилось откровение Аллаха через архангела Гавриила - того самого, который передал это откровение всем пророкам и который убедил Авраама и его сына Исмаила заняться восстановлением Каабы.
Искренний протест Мухаммеда против идолопоклонства привел к всплеску затаенной вражды среди неверующих жителей Мекки. Эта вражда постепенно усилилась настолько, что жизни пророка стала угрожать серьезная опасность, и в 622 году, сразу же после получения от Аллаха соответствующих указаний, Мухаммед переселился в Ясриб (позднее этот город стал называться Медина - Прим. перев.). Это путешествие Мухаммеда называется хиджра, и именно после него (в 622 году) у мусульман появился свой мусульманский календарь.
По мере распространения ислама происходило также и резкое усиление вражды, однако в конечном итоге население Мекки приняло эту религию, поверив в то, что Мухаммед действительно является пророком, а Коран - священная книга мусульман - заключительным откровением, которое послал на Землю Аллах. Кааба стал священным местом для мусульман, а каменные идолы, находившиеся внутри храма, были выброшены за ненадобностью. Черный камень, тем не менее, оставили нетронутым.
После смерти Мухаммеда его приверженцы и последователи ввели среди мусульман законы, сформулированные Аллахом и явившиеся в виде откровения пророку Мухаммеду. Халиф Омар, который первоначально выступал против Мухаммеда, вынудил людей поверить в то, что Черный камень не является идолом; он сказал им: «Я знаю, вы неспособны делать добро или зло другим людям. Если бы я невидел, как-вестник Аллаха целует вас, я бы никогда не произнес этих слов».
Последователи Мухаммеда стали основоположниками коренных изменений, которые в конце концов привели к развитию сектантского конфликта, закончившегося нападением на Мекку. Во время этого нападения в 682 году Дом Аллаха снова был сильно поврежден, а Черный камень разбит на куски. После отступления захватчиков большинство населения Мекки бежало из-за боязни, что Аллах накажет их за то, что они допустили разрушение врагом святыни. Однако халиф решил начать реконструкцию храма, и горожане присоединились к нему в этом начинании, когда увидели, что наказания Аллаха не последовало. В качестве строительного материала для восстановления святыни были использованы камни, которые в большом количестве можно было найти на окраинах города. Правитель Мекки соединил вместе все куски Черного камня, перевязал их серебряным обручем, а затем поместил их в угловую стену храма.
Со времен Мухаммеда Кааба несколько раз оказывался поврежденным, но никогда не был полностью разрушенным. Мусульмане верят, что священный храм разрушить просто невозможно, так как он, так же как и Коран, находится под зашитой Аллаха, которая и обеспечивает ему вечную жизнь. В тот же самый год, когда родился Мухаммед, эфиопский царь во главе своего войска решил напасть на святыню, но его армия была полностью уничтожена армиями похожих на голубей желтых птиц, которые по приказу Аллаха бросали камни прямо на головы несчастным солдатам.
Днем и ночью на протяжении целого года мусульмане выполняют в Каабе ритуал, называемый тааф. Этот ритуал заключается в призывании ангелов с небес в Эль-Бейтул Мамур; мусульмане быстрым шагом обходят семь раз священный храм Каабу, одновременно совершая религиозный обряд, подтверждающий их верность Аллаху. Они целуют Черный камень или касаются его поверхности (если же верующие не могут подойти близко к стенам Каабы из-за большого скопления народа вокруг святыни, то они, совершая религиозные обряды, просто указывают на храм).
Один раз в год мусульмане со всего мира совершают паломничество в Масджид Эль-Хараам - самую большую священную мечеть в мире, в открытой середине которой и находится Кааба.

Черный камень установлен на высоте приблизительно трех футов от земли в наружном юго-восточном углу Каабы - каменного сооружения в форме огромного куба. Поцелуи и прикосновения к священному камню являются древней традицией мусульман, сохранившейся после того, как это сделал Мухаммед. Мусульмане - верные ученики Пророка - убеждены в том, что если кто-либо из верующих целует камень искренне, от всего сердца признавая свои грехи, и обходит вокруг Каабаы, призывая на помощь Аллаха, то камень обязательно станет свидетелем этой мольбы в день Страшного суда, когда обретет способность видеть и говорить.
Черный камень установлен в специальной нише, так что любой человек, который хочет прикоснуться к нему или -поцеловать его, должен опустить в эту нишу свою руку или лицо. От камня, поверхность которого является гладкой и успокаивающей, исходит приятный аромат. Считается, что он исходит от него еще со времен Авраама.
Мусульмане, участвующие в ритуале, в соответствии с заповедями ислама совершают молитвенные обряды в определенных местах стен храма. Напротив Черного камня находится Макам Ибрахим (вершина Авраама). Когда паломники по кругу движутся от этого участка стены храма к Черному камню, Аллах, как принято считать в исламе, прощает часть их грехов.
Перед Черным камнем на расстоянии нескольких футов от него находится стена, в которой можно обнаружить удивительный источник «святой воды» - Земзем. Согласно библейской легенде, наложница Авраама Агарь вместе со своим новорожденным сыном Исмаилом бежала из дома, когда Авраам поехал навестить в Мекку свою жену Сарру. Агарь оказалась в пустыне, где ее начала мучить сильная жажда; и тут на землю спустился архангел Гавриил и принес ей чистой воды, источник которой находился прямо у ног Исмаила. Казалось, что в этом месте не может быть никакого искусственного источника, так как в земле не было видно даже небольшого отверстия. Однако и в наши дни в этом месте можно обнаружить довольно мощный источник, который, по убеждению мусульман, не иссякнет до наступления дня Страшного суда.
Вход внутрь Каабы разрешен мусульманам только в определенное время - два-три раза в течение года. В эти периоды времени король (или его представитель) и главы дипломатических миссий из других мусульманских стран входят внутрь Каабы, где обращаются к Аллаху с просьбой о прощении грехов. Получить приглашение для посещения Каабы в это время считается большим почетом.
Совершать молитвы в Каабе разрешается только мусульманам. Всего лишь нескольким немусульманам - уроженцам Запада - довелось побывать в Каабе; одним из них был английский востоковед Ричард Фрэнсис Бартон. Он облачился в мусульманскую одежду, чтобы скрыть, что не является мусульманином, и прошел в священную мечеть Мекки. Впоследствии, описывая эмоциональное состояние мусульман во время совершения ими молитвенных обрядов в Каабе и у Черного камня, Бартон отмечал: «Это выглядело именно так, как описывается в арабских поэтических легендах: машущие крылами ангелы и свежий ветерок раннего утра действовали на людей возбуждающе, еще больше переполняя чувства верующих… и охватывая людей высоким чувством религиозного энтузиазма».
Местонахождение в настоящее время: Мекка, Саудовская Аравия.\

Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам» , что означает в переводе с арабского «священный дом» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Фильм "Заповедная мечеть" | "Кааба за кулисами... Как проходит уборка, чистка и все остальное

    ✪ Исторический 3D видео ролик История чёрного камня Каабы в Мекке

    ✪ Составные части Каабы. Документальный фильм ๑۩۞۩๑

    ✪ Что находится внутри Каабы? Видеосъемка!

    Субтитры

История

С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами [ ] . Следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим, о чём упомянуты в Коране слова Аллаха: «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…» (Аль-Бакара, 2:127). В четвёртый раз Каабу отстроили курайшиты (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 35 лет), в пятый раз Кааба была перестроена Ибн аз-Зубайром .

Возрастающее число паломников во время хаджа вызвало необходимость в расширении мечети Масджид аль-Харам. Одно из таких расширений было произведено в 1925 году, во время правления короля Абдель Азиза ибн Абдуррахмана . В 1953 году в мечети Масджид аль-Харам появилось электрическое освещение и электрические вентиляторы. В результате масштабных строительных работ, проведенных во время правления королей Сауда IV , Фейсала и Халида , площадь мечети вместе с площадью вокруг Каабы увеличилась до 193 000 кв. м, а вместимость - до 400 000 человек. При короле Фахде мечеть получила системы кондиционирования воздуха, пожаротушения, ливневой канализации. Общая площадь мечети составила 356 000 кв. м, а вместимость выросла до 600 000 человек. В 2007 году начат очередной этап реконструкции мечети, в результате которой она сможет вместить 1,6 млн верующих. В рамках этой реконструкции площадь вокруг Каабы внутри мечети расширяется с 20 метров в радиусе до 50 метров, в результате чего её пропускная способность должна увеличиться с 52 тысяч до 130 тысяч тавафов (обходов Каабы) в час.

В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень . Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф . Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают своё лицо мусульмане всего мира во время молитвы .

Этимология

Буквально слово الكعبة ‎ в арабском языке означает «кубический дом», в свою очередь произошедшее от الكعب ‎ - «куб». Другое названия Каабы - «Аль-Бейт аль-Акдам», то есть «самый древний Дом». Мусульмане также называют Каабу словом «Бейту-Ллах», что означает «Дом Аллаха» :

Оригинальный текст (ар.)

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ ‎

Составные части Каабы

Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из блоков мекканского гранита на мраморном фундаменте. Снаружи стены Каабы постоянно покрыты особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисва . Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю . Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:

Восточная стена - 14,80 метров; стена со стороны Хатем - 10 метров; сторона между Чёрным камнем и Йеменским углом - 9,15 метров; западная сторона - 14,2 метров.

Согласно преданию, когда Чёрный камень был послан Аллахом пророку Адаму, он был белым, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Хотя, по другим сведениям, камень был послан пророку Нуху (Ной), видимо, в знак памяти о потопе и долгое время хранился на горе Абу-Кубейс . Когда пророк Ибрахим (Авраам) искал камни для строительства Каабы, он принёс его и установил на нынешнем месте, чтобы совершить прогулку вокруг него (таваф), которая и стала по традиции считаться элементом поклонения Аллаху во время хаджа.

Дверь (Шаблон:Lang-ar-link) расположена в Восточной стене Каабы, находится на высоте 2,5 метра от земли, а доступ к ней осуществляется с помощью приставных ступеней. Вероятно, это было сделано для защиты от редких наводнений . Высота самой двери 3,06 метра, а ширина - 1,68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999-й пробы стоимостью 13 420 000 риалов . Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба .

Мизаб ар-Рахма (Шаблон:Lang-ar-link - водосточный жёлоб милости ) - жёлоб для стока дождевой воды, добавлен в ходе восстановления 1627 года после дождей, вызвавших обрушение стен. Вода с крыши, символизируя благодать, направляется на могилы Исмаила и Хаджар.

Цоколь (Шаблон:Lang-ar-link), на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

Мультазам (Шаблон:Lang-ar-link) - часть стены между Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.

Макам Ибрахима (Шаблон:Lang-ar-link) - стеклянное и металлическое огороженное место, на котором находится отпечаток ступней пророка Ибрахима. Ибрахим стоял на этом камне при строительстве верхней части Каабы, поднимая Исмаила на своих плечах для строительства самой высокой части.

Угол Чёрного камня (Шаблон:Lang-ar-link) - угол в восточной части Каабы, в которой вмонтирован Чёрный камень .

Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза ; в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.

Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Ремонтные работы в мечети

Реконструкция Каабы курайшитами

Исходя из религиозного предания, Пророк Мухаммед участвовал в восстановлении Каабы за пять лет до того, как на него была возложена миссия пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, её стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммед принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Чёрный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался пророк. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен), - кричали они хором, - это Мухаммед». Когда Мухаммед подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммед предложил решение, с которым все согласились - положить Чёрный камень на плащ и внести его старейшинам четырёх кланов, держась за его концы. Затем пророк взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Реконструкция после эпохи пророка - Абдулла ибн аз-Зубайр

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой её видел пророк Мухаммед, на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: "Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для её восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну - для входа, а другую - для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна - на восток, а другая - на запад, как того хотел пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем - полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: - сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в неё света; - опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; - увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); - ширина её стен составляла 2 локтя (90 см); - сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.

Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана

В 693 г. Хаджадж ибн Юсуф , известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими:

  • он уменьшил объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня;
  • он отделил Хатем;
  • он замуровал западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставил восточную;
  • разрушил стену, окружавшую Хатем;
  • убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы;
  • уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).

Когда Абдул Малик ибн Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммеда, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить своё решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить её. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой её построил Абдул Малик ибн Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ.

Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана

В 1629 г. из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Чёрным камнем, были снесены.


Кааба – небольшое строение в Мекке, символ мусульманской веры. Строительство первой Каабы, по преданию, вел изгнанный из рая Адам. Во время потопа первая Кааба вознеслась на небеса (или просто разрушилась), а после была заново отстроена Авраамом.

Работал пророк вместе с сыном Измаилом, а помогал им архангел Гавриил. В частности, архангел предоставил строителям левитирующий камень – чтобы не пришлось морочиться с лесами. Помогавший строительству камень сохранился доныне, причем с отпечатками ног самого Авраама.

Впоследствии Кааба не раз подвергалась перестройке. За последние десятилетия Кааба «оделась» в мрамор, украсилась золотом и шелком.

Особый интерес вызывает Черный камень Каабы – составной минеральный объект, оправленный в серебро и прикрепленный (серебряными же гвоздями) к восточному углу Каабы. Расположенный на высоте чуть более полутора метров, Черный камень открыт обзору и прикосновениям верующих.

Почитание Черного камня – обязательный элемент хаджа. История Черного камня Каабы богата событиями и тайнами.

Черный камень с точки зрения минералога

Какие-либо научные исследования Каабы и ее элементов запрещены. Поэтому точного минералогического портрета черного камня не составить. Высокообразованные мудрецы, удостоенные чести прикоснуться к Черному камню Каабы, рассказывают о нем как о нескольких осколках, сцементированных вместе, и являющих собой довольно крупную (16 х 20 см) овальную вставку в массивную оправу из серебра.

С давних пор бытует мнение, что Черный камень относится к , хотя может быть и . Сторонние наблюдатели высказывали предположение, что Черный камень Каабы является раздробленным осколком обычного , слагающего окрестные горы.


Предания гласят, что Черный камень прежде сиял белизной (аргумент в пользу силикатной природы минерала), а почернел от грязи людских грехов. Более прозаическая версия гласит о пропитывании кремня маслами после многочисленных миропомазаний камня. С течением времени жиры окислились и распались, поэтому чернота священного символа веры естественна – это чернота углерода.

Весьма здравое предположение в 1980-м году высказала Элизабет Томпсон из университета Копенгагена. По дошедшим до наших дней сведениям, Черный камень был ниспослан людям Небесами – и не тонул в воде. Что свидетельствует, рассудила Томпсон, о метеоритном происхождении святыни – во-первых, и о пористой структуре – во-вторых. Черный камень, вполне вероятно, образовался из смеси земных пород с метеоритным материалом в момент соударения достаточно крупного небесного гостя с поверхностью Земли.

Откуда родом Черный камень Каабы?

В пользу версии датского специалиста говорит наличие в тысяче километров от Мекки импактного кратера Вабар. Правда, ученые не могут окончательно датировать катастрофическое событие. Большинство геологов склоняется к мысли о ветхозаветном возрасте кратера, предполагая, что удар металлического метеорита произошел за две-четыре тысячи лет до Новой Эры. Кое-кто полагает, что падение метеорита случилось много позже, всего несколько сот лет назад.

Однако именно твердое и хрупкое стекло естественного происхождения как нельзя лучше соответствует описанным качествам Черного камня. Неоднородности, отдельные кристаллы кварца, полосы сплавленных песчинок, вспененная и застывшая стеклянистая масса вполне могут и плавать, и впитывать миро, и разрушаться под ударами завоевателей и осквернителей.

Долгая и сложная история Черного камня

Традиция почитания Черного камня зародилась еще в доисламские времена. Множество столетий назад этот осколок (тогда еще не черный) принадлежал племени курайшитов, впечатленных, возможно, необычным происхождением камня.

Во времена становления ислама пророк Мухаммед вел решительную борьбу против идолопоклонства во всех его проявлениях, однако Черный камень – пощадил. Скорее всего, только потому, что сам принадлежал к курайшитам, и Черный камень для него, вероятно, был объектом еще детского познания мира.

Следует отметить, что ислам исключает какое-либо одухотворение Черного камня. Для мусульман Черный камень, во-первых, предмет божественной природы, элемент рая, оставленный изгнанному Адаму на память; а во-вторых – и в-главных! – Черного камня касались руки пророка Мухаммеда.

Почитание Черного камня суть есть следование пути, указанном Мухаммедом – а сам артефакт никак не влияет на жизнь, «… не наносит вреда и не приносит пользы».

Ревностное отношение мусульман к Черному камню всегда возбуждало воителей ислама. Символ веры похищали, чтоб после вернуть за огромный выкуп. Черный камень разбивали, пытались осквернить или сделать предметом магического культа… Бестолку! Чтимый правоверными, Черный камень и сегодня находится там, куда его поместили отцы веры.

Легенды Черного камня

В народе о Черном камне Каабы ходят многочисленные легенды. Одна из них гласит, что этот небольшой кусок породы являет собой ни что иное как конгломерат окаменелых ангелов, приставленных охранять то ли Каабу, то ли Мекку, то ли весь исламский мир.


О происхождении Черного камня говорят двояко. По мнению некоторых верующих, Аллах вручил камень покидающему рай Адаму. По другой версии, Адам самолично прихватил камень из райской молельни, чтобы иметь возможность хотя бы иллюзорного приближения к богу. Иные верующие убеждены, что Черный – тогда еще белый – камень принес к месту строительства Каабы архангел Гавриил, взяв его с вершины соседней горы.

Говорят также, что Черный камень может защищаться от иноверцев и нечестивцев. Будто бы тысячу лет назад некто попытался разбить реликвию – и погиб на месте. Камень же получил совершенно незначительные повреждения.

Исламское духовенство спокойно относится к народному творчеству. Позиция лидеров ислама непоколебима: Черный камень Каабы – реликвия, зримый свидетель жизни Мухаммеда. Не более того, но и не менее!