Какие истории рассказывать детям на ночь. Короткие сказки на ночь. Сказка про носорога, который не мог заснуть

Сказки, которые учат добру…

Эти добрые сказки на ночь со счастливым и поучительным концом порадуют перед сном вашего ребенка, успокоят, научат добру и дружбе.

2. Сказка о том, как Федя спас лес от злого колдуна

Приехал летом мальчик Федя Егоров отдыхать в деревню к своим бабушке и дедушке. Деревня эта стояла у самого леса. Решил Федя сходить в лес за ягодами и грибами, но дедушка с бабушкой его не пустили. Они сказали, что в их лесу живёт настоящая Баба-Яга, и вот уже более двухсот лет никто не ходит в этот лес.

Федя не поверил, что в лесу живёт Баба-Яга, но бабушку с дедушкой послушался и в лес не пошёл, а пошёл на речку ловить рыбу. За Федей увязался кот Васька. Рыба клевала хорошо. В банке у Феди плавали уже три ерша, когда кот опрокинул её и съел рыбу. Увидел это Федя, расстроился и решил рыбалку отложить на завтра. Вернулся Федя домой. Бабушки с дедушкой дома не было. Убрал Федя удочку, надел рубашку с длинными рукавами и, взяв корзинку, пошёл к соседским ребятам позвать их в лес.

Федя считал, что бабушка с дедушкой сочинили про Бабу-Ягу, что они просто не хотят, чтоб он ходил в лес, ведь в лесу всегда очень легко заблудиться. Но заблудиться в лесу Федя не боялся, так как в лес он хотел идти с друзьями, которые давно живут здесь, а значит, хорошо знают лес.

К большому удивлению Феди все ребята отказались идти с ним и его стали отговаривать. …

3. Обещайкин

Жил-был мальчик Федя Егоров. Федя не всегда выполнял свои обещания. Иногда, пообещав родителям убрать за собой игрушки, он увлекался, забывал и оставлял их разбросанными.

Однажды оставили родители Федю одного дома и просили его не высовываться из окна. Федя пообещал им, что не будет высовываться из окна, а будет рисовать. Он достал всё необходимое для рисования, расположился в большой комнате за столом и начал рисовать.

Но только папа с мамой ушли из дома, Федю сразу потянуло к окну. Федя подумал: «Ну и что, что обещал не выглядывать, быстренько выгляну, посмотрю, чем ребята занимаются во дворе, а папа с мамой и не узнают, что я выглядывал».

Подставил Федя стул к окну, влез на подоконник, опустил ручку на раме и не успел даже потянуть створку окна, как она сама распахнулась. Каким-то чудом, прямо как в сказке, появился перед окном ковёр-самолёт, а на нём сидел незнакомый Феде дедушка. Дедушка, улыбнувшись, сказал:

– Здравствуй, Федя! Хочешь, я тебя покатаю на своём ковре? …

4. Сказка про еду

Мальчик Федя Егоров заупрямился за столом:

– Не хочу есть суп и кашу не буду. Хлеб не люблю!

Обиделись на него суп, каша и хлеб, исчезли со стола и оказались в лесу. А в это время по лесу рыскал злой голодный волк и говорил:

– Люблю суп, кашу и хлеб! Ой, как бы я их поел!

Услышала это еда и полетела волку прямо в пасть. Наелся волк, сидит довольный, облизывается. А Федя, так и не поев, ушёл из-за стола. На ужин мама подала картофельные оладьи с киселём, а Федя снова заупрямился:

– Мама, да не хочу я оладьи, я хочу блины со сметаной!

5. Сказка о Пищухе-нервотрёпке или волшебная книга Егора Кузьмича

Жили два брата – Федя и Вася Егоровы. Постоянно они затевали драки, свары, что-то делили между собой, ссорились, спорили по пустякам, и при этом младший из братьев – Вася, всегда пищал. Иногда пищал и старший из братьев – Федя. Писк детей очень раздражал и огорчал родителей, а особенно маму. А от огорчения люди часто заболевают.

Вот и мама этих мальчиков заболела, да так, что даже к завтраку, обеду и ужину перестала вставать.

Врач, который приходил лечить маму, выписал ей лекарства и сказал, что маме нужны тишина и покой. Папа, уходя на работу, просил детей не шуметь. Он дал им книгу и сказал:

– Книга интересная, почитайте. Думаю, она вам понравится.

6. Сказка про Федины игрушки

Жил-был мальчик Федя Егоров. Как и у всех ребят, было у него много игрушек. Федя любил свои игрушки, с удовольствием играл ими, но одна беда – не любил он убирать их за собой. Поиграет и бросит там, где играл. Лежали игрушки в беспорядке на полу и мешали, все запинались за них, даже Федя сам их отшвыривал.

И вот однажды надоело это игрушкам.

– Нам надо бежать от Феди, пока нас совсем не переломали. Надо идти к хорошим ребятам, которые берегут свои игрушки и убирают их, – сказал пластмассовый солдатик.

7. Поучительная сказка для мальчишек и девчонок: Чёртов хвост

Жил-был Чёрт. Был у того Чёрта волшебный хвост. С помощью своего хвоста Чёрт мог очутиться где угодно, но, главное, хвост Чёрта мог исполнить всё, что тот захочет, для этого ему стоило только задумать желание и взмахнуть своим хвостом. Чёрт этот был очень злой и очень вредный.

Волшебную силу своего хвоста использовал для вредных дел. Он устраивал на дорогах аварии, топил в реках людей, подламывал лёд под рыбаками, устраивал пожары и творил много других злодеяний. Однажды Чёрту надоело жить одному в своём подземном царстве.

Построил он себе царство на земле, обнёс его густым лесом и болотами так, чтоб никто не мог к нему подойти, и стал думать, кем ещё заселить своё царство. Думал-думал Чёрт и придумал заселить своё царство помощниками, которые будут творить вредные злодеяния по его приказу.

В помощники себе Чёрт решил взять непослушных детей. …

Также в тему:

Стихотворение: “Федя – славный мальчуган”

Весельчак мальчишка Федя
Едет на велосипеде,
Едет Федя по дорожке,
Влево отступив немножко.
В это время на дорожку
Выпрыгнула Мурка – кошка.
Федя вмиг притормозил,
Кошку-Мурку пропустил.
Едет дальше Федя бойко,
Друг кричит ему: – Постой-ка!
Дай я прокачусь чуть-чуть.
Это ж друг, ни кто-нибудь,
Федя дал: – Бери, дружок,
Прокатись один кружок.
Сам присел он на скамейку,
Видит: кран, а рядом лейка,
А на клумбе ждут цветочки –
Кто бы дал воды глоточка.
Федя, соскочив с скамейки,
Все цветы полили из лейки
И гусям налил водицы,
Чтобы те могли напиться.
– Федя наш такой хороший,
– вдруг заметил котик Проша,
– Да, он нам в друзья годится,
– сказал гусь, попив водицы.
– Гав-гав-гав! – сказал Полкан,
– Федя – славный мальчуган!

“Федя – мальчик хулиган”

Весельчак мальчишка Федя
Едет на велосипеде
Без дороги напрямик
Едет Федя – озорник.
Едет прямо по газону,
Вот наехал на пионы,
Поломал три стебелька,
И спугнул три мотылька,
Он помял ещё ромашки,
Зацепил за куст рубашку,
С ходу врезался в скамейку,
Пнул и опрокинул лейку,
В луже замочил сандалии,
Грязью извозил педали.
– Га-га-га, – сказал гусак,
Ну какой же он чудак,
Надо ж ездить по дорожке!
– Да, – сказал котёнок Прошка,
– тут же вовсе не дорога!
Кот сказал: – Вредит он много!
– Гав-гав-гав, – сказал Полкан,
– Этот мальчик – хулиган!

Не все знают, но сказки — это не просто детская забава и способ развлечения, они выполняют множество необходимых для воспитания каждого ребенка функций.

Сказки обучают, развивают воображение, раскрывают творческий потенциал, прививают малышам нормы морали, являются древнейшим способ передачи информации из поколения в поколение и, самое главное, что нас сейчас интересует, сказки исцеляют.

Само понятие «Сказкотерапия» обозначает – лечение сказкой, эта методика активно используется психологами, педагогами и даже врачами. Высокая эффективность и относительная простота использования детских терапевтических сказок, позволяют использовать сказкотерапию не только профессиональным психологам, но и обычным мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Даже простые всеми любимые, с детства известные сказки вроде «Репки», несут определенный терапевтический смысл, важно только правильно подобрать сказку, обсудить смысл прочитанного с малышом и вместе сделать правильные выводы. Или можно воспользоваться специальными детскими терапевтическими сказки, которые написаны профессиональными сказкотерапевтами и психологами. Например, такими:

Сказки для малышей (2-5 лет)

О дружбе

Жил был маленький котенок Вася. Он был очень добрым и веселым, но у него совсем не было друзей. Котенок не знал, как подружиться с другими зверятами, поэтому всегда играл один.

Однажды Вася, как это часто бывало, сидел возле дома со своим любимым мячиком и наблюдал за играми других зверят. И тут он заметил, что в кустах сидит щенок и, так же как и сам котенок, смотрит, как играют остальные.

Васе было страшно подойти к щенку, ведь всем известно, что собаки недолюбливают котов. Но котенок решил рискнуть. Он взял свой мячик и подошел к щенку.

Привет, я Вася, давай вместе играть в мяч,- смущенно сказал котенок и протянул щенку свой мячик.

Щенок очень обрадовался, улыбнулся котенку и сказал:

Давай! Меня зовут Кузя!

Вася и Кузя весь день вместе играли, сначала в мячик, а потом в прятки и догонялки. Котенок был очень рад. С тех пор, Вася и Кузя всегда играли вместе и помогали друг другу. Так у Васи появился первый настоящий друг.

Сказка на ночь, чтобы малыш спал в своей кроватке

Жил-был мальчик, которого звали Дима. Он очень любил спать вместе с мамой и папой в большой кроватке.

Однажды родители привезли из магазина маленькую кроватку для Димы. Кроватка эта была не простая, а волшебная, тому, кто в ней спал, она дарила самые прекрасные сны на свете.

Кроватка была очень красивой и уютной, мама Димы положила в нее пушистое одеяло и подушку, на них были нарисованы сказочные животные, которые очень понравились мальчику. Кроватка стала с нетерпением ждать встречи с Димой, ей не терпелось показать ему волшебный сон.

Пришло время ложиться спать: мальчик искупался, почистил зубки, переоделся в пижамку. Папа сказал, чтобы Дима ложился спать в свою новую кроватку. Но он почему-то испугался, и снова лег спать вместе с мамой и папой.

В ту ночь, кроватка так и не дождалась своего хозяина, ей стало очень грустно и обидно, она решила отправиться обратно в магазин.

Утром Дима увидел, что его волшебной кроватки нигде нет. Мама объяснила мальчику, что она решила вернуться в магазин, потому что она не нужна Диме. Теперь он всегда будет спать вместе с мамой и папой и никогда не сможет увидеть прекрасных волшебных снов.

Мальчик очень испугался и решил, что нужно обязательно попросить прощение и вернуть домой волшебную кроватку.

Дима вместе с папой отправился в магазин. Среди множества других кроваток нашел свою и попросил ее вернуться, пообещав, что будет спать только на своей кроватке. С тех пор, Диме сняться только самые прекрасные волшебные сны.

Терапевтические сказки для детей 3-7 лет

Релаксационная сказка от истерик

Когда вы видите, что ребенок на грани истерики, попытайтесь взять его на руки и спокойным умиротворенным голосом рассказать вот такую медитативную сказку.

Сегодня прекрасный солнечный день. Мы вместе с тобой садимся на большой воздушный шар, нас приветствует штурман и предлагает отправиться в путешествие. Мы, конечно же, соглашаемся. И шар начинает отрываться от земли, он медленно поднимается и нежный ветерок ласкает наши лица, мы слышим пение прекрасных птиц.

Шар потихоньку набирает высоту, мы видим верхушки деревьев, а затем и крыши домов нашего города. С высоты птичьего полета город кажется совершенно иным. Он такой маленький, как будто игрушечный, а по земле ходит много маленьких человечков похожих на муравьев.

Шар поднимается все выше и выше, ты чувствуешь себя легким как перышко. Видишь облака так близко, что, кажется – их можно пощупать, облака рисуют причудливые узоры, напоминающие животных и птиц.

Ты ощущаешь приятный прохладный ветерок. А внизу пейзажи сменяют друг друга — реки, леса и поля, все видно как на ладони. Солнышко начинает садиться, рисуя красочный закат, и мы понимаем, что нам пора возвращаться домой.

Воздушный шар начинает медленно опускаться, реки, леса и поля становятся все ближе и ближе. И вот мы уже опускаемся к своему родному городу, который стал привычных размеров. Корзина воздушного шара опускается на травку. Мы выходим и счастливые идем домой. Это путешествие было незабываемым, мы всегда будем вспоминать о нем с теплотой и радостью в душе.

Терапевтическая сказка для агрессивных детей

Жил-был мальчик Вовка, он был самым обычным мальчиком: играл в машинки, ходил в детский сад и любил конфеты.

Однажды Вовка увидел, как старший мальчик Денис, которого все боялись, обижал малышей на детской площадке. И Вовка подумал — «Вот здорово! Денис такой большой и важный, все его уважают! Я тоже таким буду!»

На следующий день Вовка пришел в детский сад. Во время прогулки все дети из его группы стали играть в «Выбивалы». Вовка присоединился к игре и стал, при любом удобном случае, толкать своих друзей и больно бить мячиком. Игра быстро закончилась, потому что девочка Вера расплакалась, побежала жаловаться воспитательнице и Вовку наказали.

После тихого часа, Вовка хотел показать своему лучшему другу Игорьку новый трактор, который подарил ему дедушка. Но Игорек, почему-то, не стал даже разговаривать с другом. Вовка удивился и подошел к своему приятелю Саше:

— Смотри, какой у меня трактор!- Саша отвернулся и ушел играть в кубики.

Вовке стало обидно, он решил пойти играть с девочками, но те, только увидев мальчика, схватили своих кукол и разбежались в разные стороны.

Весь оставшийся день мальчик играл один.

Вечером Вовка увидел возле дома того самого важного Дениса, среди других больших ребят. Ребята играли в прятки, а сам Денис сидел грустный один на скамейке и никто его не звал играть.

Вовка понял, что он ни за что не хочет быть таким как Денис. Поэтому завтра обязательно попросит у всех ребят в детском саду прощение, и больше никогда-никогда не будет драться.

Ирина Лозицкая, семейный психолог

Ложиться спать. Взрослые могут сделать так, чтобы малыши сами шли в кроватку. Ведь хорошо лежать и слушать, как мама рассказывает интересные короткие сказки на ночь. Их можно придумывать самим - вокруг столько предметов, и каждый из них может на время стать участником волшебного действа. Идеи просто витают в воздухе. Можно придумывать фантастических героев или наделять волшебной силой лесных животных, домашних питомцев.

Рыбки

Если у вас есть аквариум, пусть его обитатели дадут вдохновение для новой истории. Короткие сказки на ночь могут быть посвящены рыбкам.

Скажите ребенку, что когда все засыпают, в аквариуме зажигается свет - это жители подводного царства устраивают веселые танцы.

Можно начать сказку с того, что жил в аквариуме маленький сомик (или другая рыбка, которая имеется в домашнем аквариуме). Сомик очень любил петь, но хозяева аквариума его не слышали. Рыбка старательно открывала рот, чтобы извлечь красивые звуки и очень расстраивалась, что никто ее за это не хвалит.

Хозяева увидели, что их сомик грустный и подумали, что от одиночества. Они купили ему подружку и подсадили ее тогда, когда сомик спал. После того как он проснулся, как всегда запел и вдруг услышал, что кто-то его хвалит. Он удивился и увидел еще одну рыбку. Сомик обрадовался, что теперь его слышат, он стал стараться ещё больше.

Вторая особь была женского пола и со временем сомики создали крепкую семью, у них родилось много деток. И теперь, когда люди засыпают, рыбки начинают петь на своем языке и весело танцевать. От их радости аквариум наполняется светом, который струится в разные стороны.

Короткие сказки на ночь могут быть посвящены не только рыбкам, но и лесным животным.

Заяц с волшебными ушами

Когда ваш малыш будет ложиться спать, удивите его. Спросите, знает ли он, что у волшебного зайца уши отстегиваются. Ребенка начало истории наверняка заинтересует. Скажите, если он хочет услышать продолжение, пусть ляжет в свою кроватку. После этого вы сможете продолжить. Короткие сказки, на ночь детям рассказанные, помогут им быстрее уснуть и увидеть хорошие сны.

Так вот, жил в лесу зайчик с волшебными ушами. Он просыпался рано, шёл гулять и пел свою веселую песенку. В это утро зверёк, как всегда, пристегнул уши и отправился гулять. По дороге он встретил ежика, они поговорили и заяц рассказал ему про свои волшебные ушки, которые могут слышать то, что случится на следующий день. Друзья не знали, что их разговор слышал злой волшебник Мухомор Мухорович. Он был повелителем трех лис и позвал их. Лисицы явились. Мухомор Мухорович открыл им тайну, рассказав про чудесные уши зайца. Волшебник повелел лисам принести ему уши.

Те спрашивали у лесных жителей о том, где можно найти зайца. Но никто им не ответил, так как все любили доброго зверька, а хищниц - нет. Но лисам удалось обмануть бельчонка. Они сказали, что у зайца день рождения, и они несут ему подарок. Доверчивый бельчонок указал лисам путь.

Что было потом

Они схватили зайца и отвели его к мухомору. Но тот не наградил их, а превратил в грибы лисички. Он схватил зайца за уши, но тот вырвался и убежал. А уши остались у Мухомора Мухоровича.

Тем временем бельчонок рассказал зверям, что у зайца день рождения. Все пошли к нему с подарками, но застали его горько плачущим. Косой рассказал зверям, что случилось, и как он лишился ушей.

Звери нашли мудрого старого ворона и спросили его, как одолеть Мухомора Мухоровича. Тот ответил, что ему нужно 3 раза сказать: «Будь здоров». Они хором произнесли эти слова, и злой волшебник тотчас же превратился в простой гриб мухомор. Звери принесли зайчику его уши, и все стали петь и веселиться.

Подобные короткие сказки на ночь позволят ребенку заснуть в хорошем настроении, а на следующий вечер тоже быстро лечь в кроватку, чтобы услышать очередную интересную историю.

Как солнце с луной поспорило

Однажды, ближе к вечеру, встретились в небе луна и солнце. Дневное светило и говорит ночному: "Всё-таки меня люди больше любят. Зимой они просят, чтобы я появилось, тогда настроение у всех улучшается. Весной они ждут меня с нетерпением, хотят, чтобы я быстрее растопило снег, приблизило тепло. Летом я дарю людям золотой загар, прогреваю моря, речки, озера, в которых люди так любят купаться. Я дарю тепло растениям, благодаря этому быстрее спеют овощи, фрукты, ягоды. Осенью в моих прощальных жарких лучах люди любят греться и просят меня, чтобы я почаще появлялось над горизонтом."

Луна долго слушала солнце и ответила, что ей сказать на это нечего, и лучше она спрячется за тучи, раз не нужна людям. Так луна и сделала. Тем временем в свою деревню возвращался мужик. Сначала он шел радостно по дороге, но когда луна спряталась за тучи, стало темно, он сбился с пути.

Тогда он стал просить луну показаться хотя бы ненадолго. Та выглянула, мужик нашёл дорогу домой. Тогда луна поняла, что и она нужна людям, а потому старалась не прятаться за тучи, а освещать ночным путникам дорогу.

Белый бычок и тому подобное

Если вы хотите рассказывать своему чаду очень короткие сказки на ночь, вас выручат прибаутки. Вы можете поведать о деде и бабе, которые ели молочную кашу. Затем рассказать о том, что старик рассердился на свою жену и хлопнул ее по животу (легонечко). А дальше взрослые знают, что было.

Рассказывая про белого бычка, вы просто повторяйте слова за ребенком, сначала произнося фразу: «Хочешь послушать сказку про белого бычка»? Можно разнообразить историю, назвав его серым или даже чёрным.

Смешные сказки на ночь

Короткие веселые истории позабавят и взрослых, и детей. Если вам нужна сказка для взрослого, расскажите, что жил один принц. Однажды он пришёл к принцессе и спросил, выйдет ли она за него замуж. Та ответила: «Нет». Потому принц жил долго и счастливо - делал, что хотел, ходил, куда захочет, никто ему ничего не запрещал и т. д. Конечно, после такой истории останется только посмеяться.

На ночь могут сочинить и сами ребята. Так, один мальчик придумал историю про купца, у которого было всё. Однажды тот купил зеркальную шкатулку. Когда открыл ее дома, то у него всё пропало - и дом, и богатство. Позабавьте ребенка и подобными короткими историями, которые учат не желать больше, чем нужно человеку и радоваться тому, что у него есть.

Каким бы ни был ваш малыш по возрасту, я просто уверена, что ни один не откажется от сказки на ночь. Родителям даже не нужно доставать книгу, читать ребенку из нее сказки, лениво позевывая.

Ведь сказки на ночь для детей можно придумывать самим. Прямо «не отходя от кассы». Т.е. вы можете обвести детскую комнату своим внимательным взором, остановиться взглядом на любом предмете или игрушке и начинать придумывать.

Попробуйте, вам понравится такой метод.

Что дают ребенку сказки на ночь?

Прежде всего, сказки на ночь для детей несут успокоительный эффект. Медленный родительский тон действует на ребенка релаксирующе.

Кроме этого, сказки издревле являются источником информации об окружающем мире.

Зачем придумывать ребенку сказки на ночь?

Чтение сказок в поздний час — это замечательная возможность побыть с малышом вместе. Ведь днем так не хватает на общение времени.

Пока ребенок слушает сказку, он ощущает себя под надежной родительской защитой, впитывает тепло и любовь мамы или папы.

Сказки на ночь для детей являются хорошей терапией от кошмарных снов. Если читать или рассказывать малышу сказки на ночь каждый день, то это положительно сказывается на его психическом и эмоциональном состоянии.

Утром малыш легче встает и не раздражается.

Какие сказки на ночь подходят для маленького ребенка?

Выбор сказки зависит от возраста ребенка. Если малышу еще нет и трех лет, ему можно рассказывать или читать сказки очень небольшого содержания.

Дети постарше могут воспринимать сказки более продолжительные. Но как те, так и другие должны слышать только такие сказки, которые имеют хорошее завершение. Тогда малыш уснет довольный и умиротворенный.

Я бы вообще не советовала знакомить малыша со сказками злыми, наполненными разных драк и битв. Пусть даже и конец у них хороший, но удручающее содержание сказки так или иначе будет услышано ребенком и воспринято. Даже маленькое отрицательное зернышко поселится в душе маленького сказко-слушателя. А это, на мой взгляд, очень плохо для только формирующейся личности.

Влияние сказок на психическое развитие ребенка

В волшебный мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам.

Если ребенок живет в любящей и заботящейся о нем семье, то его готовят к этому с детства. Сначала — колыбельными, затем — частушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно ступенькам, приходит к сказке и остается с ней на всю жизнь.

С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории» из жизни «? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребенка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий отец.

Реальность сказочной жизни

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьезными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

У доброты есть лицо

Через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка .

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот — трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Воспитание чувств

В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально.

Тогда как для полноценного психического развития дошколенка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители.

Каждому возрасту — свою сказку

Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных.

Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, что кажутся сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок».

Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нем.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.

Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки.

Если у ребенка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощенно понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребенка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Выбирая книги для своих малышей, родители часто задаются вопросом: какие детские авторы лучшие? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Чтобы выбрать хорошую книгу для своего ребенка, стоит вспомнить, какие произведения нравились родителям в тот период, когда они сами были детьми.

  1. Для самых маленьких (от 6 мес.) подойдут народные сказки и рассказы, в которых главными персонажами выступают звери. Это «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и т. п. Они достаточно простые и незамысловатые. Разные стихи о животных, потешки и пестушки тоже придутся как нельзя кстати. Они познакомят малыша с частями тела и с окружающими предметами.
  2. Детям от 2 лет придутся по вкусу стихи К. Чуковского («Чудо-дерево», «Федорино горе», «Муха-цокотуха» и другие), А. Барто, С. Маршака («Что такое хорошо, и что такое плохо») и других известных авторов.
  3. В возрасте от 5 лет ребенка заинтересуют сказки Г. Х. Андерсена, Пушкина, Ш. Перро (Сказки Матушки Гусыни).
  4. 7-летнему школьнику можно читать сказки народов мира, а также такие известные произведения, как «Волшебник Изумрудного города» (А. Волкова), «Приключения Незнайки» (Н. Носов), «Денискины рассказы» (Ст. Драгунский), «Сказки про Мумми-контроля» (Т. Янссон), «Три Толстяка» (Ю. Олеша) и другие.

Однако, несмотря на большой выбор книг известных авторов, родителям не стоит зацикливаться на классической детской литературе. Многие издательства (например, «Поляндрия») предлагает мамам и папам детские книжки для малышей разного возраста. Некоторые их них получили престижные премии в области детской литературы.

Начинаю собирать сказки на ночь для детей дошкольного возраста.

Пальчики в носу

Жила-была на свете одна маленькая фея по имени Жюли, прелестная и очаровательная. Но вот беда - часто, сама того не замечая, она засовывала пальчик в нос, и это её очень портило.

Сколько ей ни делали замечаний - ничего не помогало! Стоило ей заскучать или отвлечься, её пальчики словно сами самой начинали двигаться, и ничто не могло их остановить…

Подобравшись к носику, самый прыткий из них ловко устраивался внутри и ни за что не хотел покидать его. В конце концов пальчики так избаловались, что и саму Жюли перестали слушаться!

Заботясь о Жюли, её крёстная часто бранила её:

— Жюли, перестань! Немедленно вытащи палец из носа! Нечего ему там делать! Если ты будешь продолжать ковырять в носу, нос у тебя распухнет и вырастет огромным, как свиной пятачок!

От этих слов Жюли каждый раз подскакивала, и все вокруг тут же на неё оборачивались и видели, что она опять держит палец в носу… Жюли очень любила свою строгую, но в душе необычайно добрую крёстную и терпеть не могла, когда её ругали, особенно в присутствии других фей.

Послушай, крёстная! Я всё тебе объясню. Дело в том, что мои пальцы волшебные! Да-да! Они двигаются сами по себе и делают, что им вздумается, а меня даже не спрашивают!

Волшебные пальцы? Вот как? — усмехнулась крёстная.

Она была очень мудрой и опытной феей и сразу же придумала, как помочь своей любимой крестнице избавиться от некрасивой привычки.

Ну-ка, покажи мне, какие из твоих пальчиков чаще всего своевольничают и забираются тебе в нос?

Вот эти, крёстная! — сказала лукавая Жюли, шевеля пальчиками на правой руке и делая вид, будто её рука двигается сама собой.

Я придумала, что нам делать! — воскликнула крёстная, словно ей и впрямь только что пришла в голову отличная мысль. — Нам нужно занять твои пальчики каким-нибудь очень важным и интересным делом!

И она протянула Жюли новенькую волшебную палочку из чистейшего горного хрусталя.

Ах, крёстная, — воскликнула Жюли, слегка покраснев от гордости, — неужели я теперь настоящая фея?!

Ну конечно! А настоящей фее, как ты понимаешь, никак не пристало ковырять в носу! Ну иди, поцелуй меня!

Заяц — хитрюга

Жил-был серый заяц. Жил себе – беды не знал. Но, как-то раз, повстречал он лису. Ну, думает, всё, пропал.

А она, довольная, облизывается и говорит ему ласково:

– Я уж думала с пустым брюхом лягу спать. Все лапы себе истоптала, добычу искала. Кроме тебя никого и не встретила.

Но заяц, хотя и испугался рыжей, не растерялся. Улыбнулся и радостно крикнул ей:

– Ах, а уж я-то, лисонька, как рад! Я-то как рад! Если бы ты знала, рыжая, как мне надоело жить! Бегаю, всего боюсь. Ветка хрустнет – и то трясет от страха. Да вот одно только плохо: наелся я давеча полыни, а, стало быть, горьким стал. Ой, как плохо: совсем невкусный я! Вряд ли ты мною будешь довольна. Так что сама решай: съешь ты меня или нет. А мне-то все равно!

А лисица уж и аппетит потеряла.

– Ну вот, – говорит, – обрадовалась дуреха! А ну-ка, живо бегай, всю из себя выгоняй горечь. А завтра я тебя съем. Больно уж ты мне понравился.

Пришла она на следующий день так рано, как заяц и не ожидал с нею встретиться. Заглянула под кустик, носом водит. А серый лежит – к земле прижался. Сердце у него в пятки от страха ушло.

Но и опять он не растерялся. Что есть силы стал вопить:

– Ой-ей-ей! Умираю! О-ей-ей, погибаю! Лисонька, я ведь давеча мухомор съел. Уж больно он мне на вид понравился: красненький, в беленький горошек. Не удержался я и съел его. Ое-ей, как мне плохо! Весь изнутри горю и пылаю. Жаль мне тебя, лисонька. Съешь ты меня – и жизни своей ни за что лишишься!

Но никак не ожидала рыжая такого. А поскольку умирать она не хотела, то и побежала прочь, недовольно крича зайцу на ходу:

– Нет, голубчик, ты уж один умирай! А я себе другого зайца найду!

Прокричала и скрылась из виду.

Ну а серому только этого и надо. Радостно он потер лапки и вздохнул с облегчением.

Шоколадная дорожка

Жили в Барлетте три маленьких мальчика – трое братишек. Гуляли они как-то за городом и увидели вдруг какую-то странную дорогу – ровную, гладкую и всю коричневую.

– Из чего, интересно, сделана эта дорога? – удивился старший брат.

– Не знаю из чего, но только не из досок, – заметил средний брат.

Гадали они, гадали, а потом опустились на коленки да и лизнули дорогу языком.

А дорога-то, оказывается, вся была выложена плитками шоколада. Ну братья, разумеется, не растерялись – принялись лакомиться. Кусочек за кусочком – не заметили, как и вечер наступил. А они все уплетают шоколад. Так и съели всю дорогу! Ни кусочка от нее не осталось. Как будто и не было вовсе ни дороги, ни шоколада!

– Где же мы теперь? – удивился старший брат.

– Не знаю где, но только это не Бари! – ответил средний брат.

Растерялись братья – не знают, что и делать. По счастью, вышел тут им навстречу крестьянин, возвращавшийся с поля со своей тележкой.

– Давайте отвезу вас домой, – предложил он. И отвез братьев в Барлетту, прямо к самому дому.

Стали братья вылезать из тележки и вдруг увидели, что она вся сделана из печенья. Обрадовались они и, недолго думая, принялись уплетать ее за обе щеки. Ничего не осталось от тележки – ни колес, ни оглобель. Все съели.

Вот как повезло однажды трем маленьким братьям из Барлетты. Никогда еще никому так не везло, и кто знает, повезет ли еще когда-нибудь.

Хитрый воробышек

Однажды я сидел на скамейке в тени яблони и рассматривал рисунки в свежих журналах. Из дома вышла бабушка и спросила:

А письмо от дяди Михаила нет?

Нет, бабушка, - ответил я. - Зато целых пять журналов и целую кучу газет почтальонша принесла.

Бабушка примостилась возле меня. Она кончиком платка протерла стеклышки в очках, вооружила глаза, взяла газету и сказала:

Что там в мире делается?

Я любил наблюдать за старушкой, Когда та читала. ее лицо напружинивалось, и тогда даже на лбу и вокруг глаз разглаживались глубокие морщины. Бабушка становилась какая-то торжественная, недоступная.

Неожиданно до нас откуда-то донеслось: «Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!»

Что это? - спросила бабушка, не отрывая глаз от газеты.

Не знаю, - ответил я и оглянулся.

Когда это снова: «Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!» так жалобно прозвучало, бабушка сняла очки и посмотрела вверх, туда, где над домом висели электрические провода.

Глянь-ка, - показала она на проволоку. А там, выстроившись рядком, сидели молоденькие ласточки. Аж семеро.

Сидят себе, крылышками машут, а как увидят отца-мать, то клювики раскрывают. А те подлетают к ним, подставляют клюв к клюву - кормят.

Долго мы любовались птичками. Вдруг бабушка ко мне:

Присмотрись-ка, у тебя глаза зрячие, не воробушек ли среди ластовчат примостился? Тот крайний, седьмой? Это он так кричит: «Пи-пи-пи»?

И действительно, это был воробушек, молоденький. Он, как и ласточки, то махал крыльями, то широко раскрывал клюв, то безутешно орал, то бросался навстречу чужим родителям.

Но, видимо, старые ласточки быстро распознали незваного гостя, потому что все время обходили его.

Ишь, такой малой, а уже хитрый, - сказала бабушка. - Видно, голод - не господин, как скрутит, еще и соловьем запоешь.

Когда насытились ласточки, начали играться в синем небе, на проволоке остался одинокий воробушек. Он притих, сжался.