Кто такие дагестанцы и почему они ведут себя «не так»? Дагестанские мужчины: внешность, характер и особенности

Дагестанские мужчины настолько суровы, что… А впрочем, так ли это в действительности? На самом деле система страхов дагестанца многополярна и довольно устойчива. Объясню почему.

Конечно, любой дагестанец, в пределах статистической погрешности естественно, скажет, что он ничего не боится. Но это будет лукавство. Наш брат, боится. Не физических страданий, ни озоновых дыр, пауков, атомной бомбы, войны на два фронта, информационной блокады. Нет-нет-нет! Всё довольно проще. Страхи мужчины лежат совсем в другой плоскости.

Уверяю, дело в воспитании, ответственности и чувстве собственного достоинства. Три кита, которые дают нам отправные точки. Нам не нужно придумывать новые траектории.

Позор. Неуважение. Главный страх. Системный. Впитанный с кровью. Нет ничего страшнее для мужчины, чем неуважение и позор. Можно проиграть важный спор или матч, битву, проебать все на свете, в том числе дом, девушку (жену) и машину, но главное остаться в глазах окружающих man in black . То есть в режиме «почёт и уважуха». И если за тебя молвят слово, а на районе говорят что ты правильный пацан, тебе все по плечу, все преодолимо. Имидж греет не только душу. Имидж работает на тебя. Неважно, как и когда. Репутацию легче потерять, чем создать, говорил Самуил Батлер. Сегодняшний дагестанец слепо следует этому правилу и добавляет: «Нормально делай - нормально будет».

Слезы. Мужчина патологически боится слёз. Своих. Чужих. Особенно женских. Со слезами он совершенно не знаком и не понимает, что сними делать, как реагировать… Слезы, это больше по женской части. Целое искусство, с которым мужчина, как правило, не знаком. Мужчина может знать, чем отличается неаполитанская «Каморра» от латиноамериканской «Мара Сальватручча», о том, как по разному трактовали образ Крессиды Боккаччо, Чосер, Роберт Генрисон и Шекспир, извлекать квадратный корень в уме, и рассуждать о вреде и пользе аутоиммунных препаратов, но о слезах он не знает ничего. Совершенно ничего.

Попасть в ад. Поразительное свойство! В дагестанце уживается одновременно и тяга (магнитная прямо-таки) к самодурству, безбашенности, желании разрушать и выходить за рамки (что есть, то есть, согласитесь) и браваде… и поразительный страх в потустороннее. Мы ужасно боимся попасть в ад и это, тот самый холодный душ, который иногда действует отрезвляюще. И человек задумывается что же он скажет Там Наверху , когда его спросят о грехах. К сожалению, для истинных адептов хаоса это не самый сильный аргумент. «Хочется в рай, но в аду больше знакомых» - вот о чем, к сожалению, многие думают, выйдя утром на крыльцо. Особо сведущие цитируют Шекспира: «Ад пуст. Все бесы здесь».

Отсутствие детей. Тонкая душевная настройка в таких случаях даёт сбой и весь свет становится тьмой. Желание быть отцом - это то, что дагестанцу не нужно прививать. О том, как он будет играть со своим чадом («неважно какого пола будет ребёнок, главное чтобы мальчик был здоровым!») в прятки, футбол или пойдёт смотреть матч на стадион, дагестанец мечтает с 10-ти, нет с 15-ти, ну ладно примерно с 18-лет.

Бедности. Её бояться все. Топография сознания дагестанца даёт отчётливый ответ - семейный достаток это первоочередная забота… не говоря уже о машине, о которой грезит любой представитель сильного пола. Если всё это выливается в посаженную чёрную приору и езду по ночному городу в поисках приключенческих катаклизмов и техногенных катастроф, то кроме как о фиглярстве (один из главных пороков дагестанского мужчины, о котором стоит написать трактат или научную диссертацию) речь не идёт. Мужчина же, который стремится подчинить себе время и деньги и думает больше о том, как прокормить семью бедность боится патологически.

Женщин. С одной стороны ну чего их бояться? Да и кто признается в этом. Однако в каждом есть подсознательный страх быть непонятым, отвергнутым, непопулярным… И да… они иногда так странно ведут себя… говорят в тот самом ненавистном тоне «женщины передовых взглядов». Давно уже не секрет, что в присутствии женщины мужчина часто чувствует себя глупцом. А это чувство очень паршивое. Производный от женщин страх, это боязнь семейных уз. По-моему тут комментарии излишни.

Прослыть скупым. Дагестанский мужчина, за редким исключением, априори щедр. Сомнительное качество для семейного бюджета и накоплений, исключительная удача для девушки, имеющей на мужчину виды. К тому же даже незначительный слух между друзьями о том что «Мага жмот» - может полностью уничтожить репутацию.

Быть глупым. Наверное, с этого было нужно начинать. Ведь тут и констатация факта (ну кто не боится быть глупым - только действительно глупый человек) и пожелание.Нет ничего более позорного для мужчины, чем шутовство.

Дагестанцы – под этим словом объединена не какая-то единая нация, а своеобразный конгломерат самых разных народов, спаянных воедино. В чем их особенность, почему Дагестан можно назвать территорией с уникальным населением? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы.

Национальный состав Дагестана

Завоевание Кавказа далось России нелегко. Горцы чувствовали себя независимыми, разъединялись на небольшие отдельные ханства, и само понятие государственности было им чуждо. Тем не менее, по итогам Дагестан все же вошел в состав России. А это стало причиной дальнейшего сближения дагестанских народов и русского населения.

Сегодня дагестанцы мирно уживаются с русскими, так же, как и с представителями иных национальностей. Более того, стали привычным явлением и межэтнические браки, которые также укрепляют национальные связи. Однако, нередко ощущение внутренней свободы у русской красавицы может послужить причиной того, что отношения разлаживаются.

Нужно учитывать, что разница в менталитетах здесь все же огромная. И то, что привлекает дагестанского мужчину в русской женщине вне брака, способно насторожить его, когда он начинает задумываться о создании семьи с ней. Вообще, отношения кавказских парней и русских девушек – тема .

С другой стороны, и многие славянские девушки неоднозначно относятся к дагестанцам. Особенности национального характера на определенном этапе могут выглядеть не настолько важными для отношений. Но, когда дело доходит до разговоров о свадьбе, женщина начинает задумываться и проверять свои чувства на прочность.

Она понимает, что чаще всего будет вынуждена вращаться в кругу людей с совершенно иным менталитетом и с другими взглядами на семейную жизнь. Далеко не все готовы мириться с таким положением вещей. Не случайно отдельные исследователи и психологи утверждают, что такие браки в 80-90% случаев заканчиваются разводом и полным разрывом отношений.

Однако есть и многие примеры того, как такие межэтнические браки существуют и при этом крепнут день ото дня. и русская девушка могут создать настоящий союз при условии, что их чувства способны преодолеть разницу в мировоззрениях. Опять же большим преимуществом будет одинаковое вероисповедание (но, не решающим).

Если жена-христианка ради любви готова принять ислам, это уже половина успеха. Такие случаи не редкость. А вот обратных примеров можно насчитать единицы. Даже очень любящий свою русскую супругу мужчина-мусульманин вряд ли откажется от своей религии.

Если же славянская женщина все-таки решила выйти замуж за представителя гор, она должна понимать, что ей придется мириться не только со многими национальными традициями, но и с укладом жизни. Городские пары еще могут вести полностью светский образ жизни, однако в горных селеньях до сих пор царит жесткий патриархат, а уважение к старшим является неотъемлемой чертой воспитания в Дагестане. В таких условиях девушке придется отказаться от короткой юбки и большого количества косметики. Зато, в такой семье дети будут с рождения знать, что отец и мать они обязаны почитать.

Какие они – современные жители Страны гор?

В центральной части России отношение к выходцам из Дагестана, мягко говоря, неоднозначное. И причина этого, отчасти, кроется в национальном менталитете. Ведь что, чаще всего, говорят про дагестанцев жители российских городов? Отмечается, что они:

  • ведут себя агрессивно в отношении местного населения;
  • не уважают и не соблюдают традиции и нравы других людей;
  • составляют ячейки преступного мира;
  • не слишком-то охотно ищут работу, предпочитая праздно проводить время.

Понятно, что все эти стереотипы сложились не на пустом месте. Но, не стоит всех грести под одну гребенку. Сегодня тысячи выходцев республики трудятся во благо России: учителя, медики, ученые, артисты, спортсмены и т.д. Многие дагестанцы в Москве перенимают местную культуру, честно стараются закрепиться на новой территории, готовы трудоустраиваться и работать. Однако, девушки, начав отношения с молодыми людьми из Дагестана, относят «нежелание работать, но иметь больше денег» чуть ли не к особенностям национального характера. Парадоксально!

Еще один нюанс менталитета – это желание доказать, что ты самый удачливый, богатый, и, что называется, крутой. Не зря часто шутят: «Если бы понты светились, то в Дагестане вечно были бы белые ночи». Ради такого соревнования дагестанские мужчины (как правило, юноши) готовы на что угодно. Такая кичливость, не подтвержденная реальными достижениями, далеко не каждому по душе. Врожденная учтивость у них в отдельных случаях может смениться грубостью по отношению к собеседнику, особенно если тот – не кавказец.

Не нужно забывать и об еще одной особенности, которая свойственна не только выходцам РД, но и практически всем кавказцам, – о клановости. Горский уклад жизни насколько сильно «въелся» в их гены, что это иногда не может не удивлять людей других национальностей. Об этом свидетельствуют многие анекдоты про дагестанцев, большая часть которых, справедливости ради сказать, касается всех кавказцев и часто просто искусственно заменяет одну национальность другой.

Правда, клановость во многих ситуациях приносит ощутимую пользу самим дагестанцам. Семейственность и стремление сплотиться, особенно в чуждой обстановке, позволяет им выживать. Да, в характере у горцев присутствуют неоднозначные черты. Видимо, из-за этого некоторые блоггеры размещают в интернете свои обращения к землякам.

Но все-таки большинство дагестанцев – хорошие и трудолюбивые люди, которые воспитаны в лучших . И не случайно РД без малого 150 лет является российским, став важной частью большой страны и обогатив ее своей уникальной культурой.

Народы Дагестана дали миру и стране великих поэтов ( , Фазу Алиева и др.), ученых (например, академик Абдусалам Гусейнов – Директор института философии РАН), более 60 героев Великой Отечественной войны (среди них , одни из первых водрузивший знамя Победы на Рейхстагом), продолжать можно долго.

На весь мир известна местная школа вольной борьбы. Здесь родился один из лучших борцов в истории, трехкратный Олимпийскй чемион – прославленный . Именно дзюдоисты РД Мансур Исаев и Тагир Хайбулаев принесли России первые золотые медали Лондонской Олимпиады в 2012 году.

Наш экскурс будет не полным, если не вспомнить о народных промыслах:

  • златокузнецов аула Кубачи;
  • кинжалы и ножи кизлярских мастеров;
  • Унцукульское художественное зодчество (насечка металлом по дереву);
  • Балхар – древний цент керамического и глиняного художества;
  • – признаны лучшими в мире;

Познакомилась, выяснила, что я из Дагестана. И как обрушила все на меня, будто заявление в милиции писала. И чтоб я меры приняла. Вся такая с белым пучком на затылке и синими линзами. Жертва Ибрашки.
В конце, я тока закрыла глаза рукой. Хотя лучше б рот закрыть. Очень хотелось смеяться. Но надо было сочувствовать и объяснять поведение Ибрагима ментальными отличиями и исторической обусловленностью этих отличий. Кажется, я даже сказала «другая культура» и «не пытайся мерить все собой». Я долго держала лицо. Свое и какого-то Ибрагима. Держите теперь меня.

Кароче! Летом она летала в Дагестан в служебную командировку. Там она встретила ЕГО и ОН был великолепен. Гостеприимен, галантен, щедр и ясень пень - горяч. И еще это…неутомим. Ее нордическое тело перегрелось, в мозгу сгорело все серое вещество. Да и хрен с ним. И она решила, что Дагестан - это ее личный рай. Ах море, ах рыба, ах кони в горах. Еще какие кони!
В аэропорту он сказал, что вылетит за ней чуть ли не следующим самолетом. Прилетел через два месяца. Поселился, поставил в туалете кумганчик. Кинул спортивные сумки рядом с кроватью и стал бегать по рынкам, магазинам и встречам «по бизнесу». Кто его осудит? На предложение «остаться дома» реагировал заявлениями типа «я сексом при свете не занимаюсь, а че просто так лежать?» Активно привлекал ее к поиску необходимых ему запчастей и телефонным деловым переговорам ("культурно поговори"). Потом привлек и к беготне по Европейскому и всяким таким местам.

И вот, я протягиваю ему ЕГО сумку, а он говорит: У НАС МУЖЧИНЫ СУМКИ НЕ НОСЯТ!

А она тяжелая!

Через два часа сжалился, решился помочь нести СВОЮ сумку. И тут О!УЖАС! встретил КОГО-ТО!
Побелел, разозлился, объяснил все это необъяснимо: ЭТО МОЯ СЕЛЬЧАНКА!
- Что это значит?
В ресторане (в который ОНА его повела) отказался надевать на нее ее шубу, сказал, что кавказские мужчины этим не занимаются. В принципе. Потом они встретили его друга. Друг был со своей официальной девушкой.
- И это при том, что я прекрасно знаю, что он женат! Его жена деньги с автобусом передавала, я на машине встречала на каком-то рынке «Садовод», мы с ней созванивались… а у него оказывается еще и девушка есть.
Мало того. ОН ОДЕЛ НА НЕЕ ПАЛЬТО! Как объяснил это Ибрашка?
- Он кумык, им можно.

Кумык - это кто? - спрашивала меня беззащитная блондинка, уставшая от многообразия дагестанской этно-палитры.

Ну и кульминация. Важный для нее концерт в концертном зале Храма Христа спасителя. Она наряжается, готовится демонстрировать дагестанского альфа-мужчину своим коллегам (чтоб они все поумирали от зависти и задохнулись в его ферамонах). А он увидев где это (это не Храм, это концертный зал) обвинил ее в том, что она ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО ГРЕШИТЬ!

Он пьет, курит, живет со мной, его друзья заводят ДЕВУШЕК при живых женах и только МОЙ КОНЦЕРТ был грехом!

Слезы, примирение, его отъезд… Обещал скоро быть, обещал привезти коньяк…

Она готовится, покупает новые трусы. Дуро.

Что я могла сказать?

Ну раз терпишь, значит, есть за что…

я русская мне 22, он кумык, ему 25. познакомились год назад, сначала думала просто дружить будем, не хотела даже думать, что получатся отношение или еще что то там, но они получились, он не давал мне прохода, каждый день вместе, сутками были вместе, я с ним долго не спала, но и дня друг без друга не могли, я ему говорила что я не временное пристанище и что мне так не надо, что сейчас мы вместе, а потом он на своей женется(я была не девочка, был, клянусь, один парень, встречались 3 года) он говорит:\" нет я не брошу тебя! так не будет, не будем загадывать, дальше видно будет\", потом конечно все случилось и понеслось.... , начали жить вместе, я с ним очень счастлива была, он решал все мои проблемы, он самый лучший и самый любимый, я готова была на все) мой отец был против, но особо не лез, и мама, как бы смерилась, но через пол года я случайно нахожу у него в телефоне переписку с девочкой, дагестанкой, где он говорит, что хочет женится на ей и тд. для меня был шок! я собрала вещи и хотела уйти, но он останавливая меня ударил в дверь(попал в стекло) и распорол себе руку, его еле довезли до больницы, я не смогла оставить его в таком положении, и любила уже тогда безумно, затронув позже эту тему, он просто ответил, но я же должен буду все равно женится... было куча операций рука не работала, я прилично зарабатываю и я ему все оплатила, плюс он продал свою машину, так мы и выкрутились, а беда она же сближает, продолжали вместе жить, он не работал так как по больницам постоянно, все вокруг зачем он тебе ты вон какая, ничего не будет, а я люблю!! до беспамятства!с той девочкой он точно не общается. потом снова я заводила разговор, а что дальше? он как то невнятно отвечал, говорит что время покажет, что ничего не может пообещать, что родители откажутся просто от него и тд. но есть шанс, он спросил прийму ли я ислам, я ответила да!на этом и все!потом востановили его руку, он начал работать и все вроде хорошо, у нас год отношений! он уехал домой на родину, а меня всю ломает, он скрывает отношения, никто не знает обо мне только его сестра и дядя, ну и все друзья конечно... вскоре он вернулся, был там неделю, и через время его другу нужна операция, он опять его везет домой, вокруг все:\" куд-кудах-куд-кудах! он там сватать поехал, брось его не отпускай\", ну я дурочка и говорю ему:\" что если уедешь сейчас, то собирай вещи и едь!\" он был в шоке! мы плакали оба, но он так и сделал! потом я конечно поняла, что так сглупила, что не поняла его, пыталась помирится аккуратно первой, а он мне и говорит:\" я все равно женюсь через пару лет на своей, не разрешат нам вместе быть, я плакала, мне казалось, что я умерла, потом он приехал и мы помирились, не могу я уйти!! не могу!!! люблю!!! безумно!!! больше разговоров не было о будущем, но мне покоя не дает та мысль, что потом я вообще не переживу этого, когда он женется на своей! я точно уверена, что он меня сильно любит как и я! и так же переживает, что прийдется расстаться! сейчас он по работе переезжает в другой город и зовет меня с собой, я говорю а дальше что? он говорит на все воля всевышнего, но ты должна понимать, что шансов практически нет! я запуталась!! не знаю как мне быть?? помогите советом! дайте надежду!! уйти понимаю, что не смогу!! люблю!!! все понимаю! но не уйду!! как быть? у кого были такие ситуации? я готова на все, лишь бы быть рядом!! или пустить все на самотек и действительно на все воля всевышнего? мучаюсь я, пока давить на него не могу, и боюсь правды, за два года может все изменится, и так изменится, что все получится! я молюсь о нашем будущем! мне очень тяжело помогите, кто как думает....

Мое мнение субъективное и личное, выводы сделаны на основании увиденного и услышанного мной в период замужества за дагестанцем, и изложены исключительно с женской точки зрения. Сама я татарка, живу и работаю в Москве. Покрытие головы, скромная одежда — это обязательно для меня, как в принципе, и для всех мусульманских девушек. Когда мы познакомились с будущим мужем, дагестанцем, он говорил про ислам, читал намаз, часто поминал Всевышнего, это и сказалась на моем выборе. Я искренне обрадовалась, благодаря Аллаха за то, что я встретила своего мужчину, которого и покрытие головы, и отсутствие оголенных частей тела не просто привлекает, а как мне показалось, восхищает.

Мы приняли решение пожениться. Пошли в мечеть, где и был прочитан никях, после чего мой муж благополучно переехал ко мне в квартиру. С этого момента я получила возможность больше узнать о нем и его родственном окружении, так как ранее кавказцев видела только в кино и только с положительной стороны.

Ничего не скажу, их гостеприимство и уважение к старшим меня порадовало, однако во всем остальном — увы. Особенно касаясь понтов — это что-то особенное, мне даже кажется, заложенное на их генетическом уровне. Не важно, как, не важно, за чей счет и какой ценой, но каждый из них считал, что просто обязан быть круче другого. При этом они и сами глубоко уверены в своем превосходстве над другими, даже ничего не имея, ни образования, ни работы …НИЧЕГО! Они будут сидеть, не имея постоянного источника дохода, да и непостоянного тоже, распивая пиво и покуривая «благородную траву», не имея ни копейки денег, но при этом даже друг перед другом, несмотря на то, что они знакомы много-много лет, из одного аула, села и колхоза, все-таки стараются показать те качества и материальные блага, которых и в наличии-то нет. Выпендривались друг перед другом как малые дети.

А их стремление выглядеть презентабельно? Это что-то! Имея одну старую, заношенную, застиранную рубашку, костюм с отблеском лоснящегося налета и подранным подкладом, причем зачастую один на всех, без какого-либо стремления поработать ради собственного же благополучия, довольствуясь из-за лени тем, что есть, лишь бы не трудиться, отглаживали его до такой степени, что он аж светился и являлся для них показателем достатка, собственной значимости и непоколебимого свидетельства того, что он не простой «работяга», а как минимум «босс» и не средней руки, а гораздо выше.

Я смогла убедиться в том, что способность «говорить» ради того, чтобы «говорить» т.е. слово ради слова, а не слово ради дела, это также является неотъемлемой частью их генетики. Говорят ВСЕ и много, я бы сказала так: «Слишком много текста», но дальше разговора обычно не заходит. Они могли говорить о том, что надо что-то сделать, с целью достижения определенных планок и высот, смело давали друг другу обещания «завтра узнать; завтра проработать вопрос; завтра встретиться и подключить нужных людей» и т.д., но, как правило, завтра никто и ничего не делал, продолжая валяться на диване в ожидании, когда же холодильник заполнится продуктами, а в доме появятся деньги на так необходимые кафе и забегаловки, где можно посидеть «за чашкой чая»…

Касаемо исполнения ими обязанностей мужа, которому Всевышний вверил каждую конкретную женщину (в данном абзаце я не затрагиваю тему секса, это они «всегда и пожалуйста»): понимание того, что семью надо содержать, позаботиться о наличии продуктов или хотя бы денежных средств на их покупку, в принципе отсутствует. Как и понимание того, что у супруги существует потребность в одежде, причем разносезонной. Любой разговор на данную тему резко пресекается фразой «все будет». На вопрос, когда это событие произойдет, ответ не менее категоричный «отстань со своими капризами, ты уже достала». При этом, деньги на «чашку чая», благородную и столь любимую траву и 33-ю пару туфель с вытянутым и заостренным носом, всегда есть. Я уже не говорю о том, что помимо элементарных обязанностей, каждый мусульманин, а дагестанцы уж очень сильно и громогласно заявляют о своей непоколебимой религиозности, просто обязан хорошо относиться к своей жене, заботиться о ее внутреннем спокойствии и т.п. Зачастую дома слышно только одно «отдыхай, короче», «прекрати эти нелепые разговоры» и т.д., причем зачастую в целях уйти от обсуждения действительно важных опросов, формирующих дальнейшие отношения супругов.

Теперь касаемо верности. Это, конечно, замечательно, что большинство тех дагестанцев, с которыми мне посчастливилось познакомиться, твердо следуют принципу: «измена - это грех, я себя не на помойке нашел и лучше уж быть одному, чем с кем попало», последняя фраза меня всегда приводила в замешательство в части того, что, видимо, кроме как «кто попало» на их жизненном пути и не встречается, в связи с чем необходимо подумать о расширении посещаемых территорий и быть более внимательным в выборе друзей и подруг. При этом зачастую, прибывая в столицу нашей Родины, большинство дагестанских орлов уже крепко и прочно связаны брачными узами, укрепленными не одним ребенком. Несмотря на наличие супруг, вверенных им, приезжая для заработков, они почему-то слишком быстро забывают, зачем приехали, и ограничиваются оккупацией местных девушек, причем не брезгуют ничем и никем.

Например, когда мы гуляли по улице с мужем и его земляками, они очень громко обсуждали проходящих мимо девушек, чьи юбки были на уровне пояса, а грудная клетка вообще не прикрывалась никоим образом, пафосно плевали ей в след, выкрикивая оскорбительные выражения, но в тоже время каждый из них, наловчившись хаотично вращать глазами, за время пока его плевок долетит до земли, успевал «общупать на уровне глазного дна» все то, что было не прикрыто. И если повезет, умудрялся «заполучить» номер телефончика такой «богини» и потом брал измором, тратя последние деньги на смс-сообщения, в которых возносил ее красоту до таких высот, до которых в принципе только птицы долетают. Причем они это воспринимали как «прикол», похваляясь дома друг перед другом и иногда зачитывая вслух сообщения этих, как они их называли, «русских куриц».

Все поголовно зарегистрированы на сайтах знакомств, причем даже на самых грязных мобильных чатах, суть которых сводится к пересылке фотографий различных частей тела, как женщин, так и мужчин, с просьбой «сфотографировать и прислать грудь в нужном ракурсе», обсуждая проблемы фригидности, половой близости с партнером и т.д. При этом, никто из них не обращал внимания на то, что на данных сайтах также зарегистрированы и девушки как из Дагестана, так и Кавказа в целом, принимающих не менее активное участие в обсуждениях подобных тем. Мужчин никоим образом не смущало, что получается так, что он сам и портит свою же нацию, в лице той дагестанской девушки, которая присылает ему фото своей оголенной фигуры. Когда я спросила, а уверены ли они, что это не его жена под другим именем с ним общается, они «взрывались» и начинали бить себя в грудь, убеждая меня в том, что ИХ девушки порядочные и на таких сайтах просто «зависать» не могут, а имена «Хеда, Залина, Мадина, Пати и т.д.» это вымышленные, а указание таких городов как Махачкала, Кизляр и т.д., не говорят о том, что это соответствует действительности.

Также мое наблюдение показало, что эти мужчины считают своей святой обязанностью скрасить одиночество ВСЕХ девушек, с обязательным приглашением последних в кафе и не менее обязательным показательным выступлением, выражающимся в исполнении национального танца «лезгинка». Причем, совершенно согласна с автором статьи, лезгинку они танцуют всегда и везде, вплоть до станций метро, начинает один, под шумные овации присутствующих земляков, а в последствии это перерастает в толпу размахивающих руками и ногами мужчин, а если повезет, то под улюлюканье случайно оказавшихся на месте танца женщин, совершенно не задумываясь об уместности происходящего действия…

Можно еще долго описывать те действия или бездействия, свидетелем которых я непосредственно стала за период жизни с бывшим мужем, но я ограничусь сказанным и подведу итог: люди, которых знала я, отличаются: 1) Лживостью, причем иногда мне казалось, что лгут они постоянно и во всем, просто так, даже не задумываясь, просто чтоб приукрасить себя, выдать желаемое за действительное, не быть осмеянным, казаться «крутышкой» и т.д.; 2) Понты - это имеет место быть, видимо большинству просто нечем гордиться, ничего не достигнуто, ничего не наработано, да и желание нарабатывать отсутствует, а уважения и почета очень хочется; 3) Лень - крайне ленивы, работать - это для таджиков и узбеков, а они могут только руководить, а также не гнушаются жить и на содержании женщин, если повезет, то не очень преклонного возраста; 4) Распутство - такое ощущение, что их долго держали в темной и холодной яме под названием родное село и дом, вырвавшись откуда, как мужчины, так и женщины, просто съезжают с катушек, путая берега и пускаются во все тяжкие, чтоб удовлетворить свои сексуальные интересы, зачастую ничем не брезгуя; 5) Крайне низкие требования к уровню и качеству взаимоотношений между супругами, полное отсутствие элементарного уважения и заботы, причем с обеих сторон, их отношения больше можно назвать потребительскими; 6) ОГРОМНОЕ самомнение и очень высокая само значимость, не имеющая ни малейших поводов и оснований к тому; 7) Наркотическая зависимость от трав различного происхождения; 8) Повышенная лже-религиозность, которую можно охарактеризовать фразой: «мусульмане - одна рука на Коране, вторая на стакане». Когда налопаются пива, накурятся всякой ерунды, разговор обязательно заходит об исламе, и это сопровождается дополнительными вливаниями спиртного и раскуриванием «трубки мира», изготовленной из пластиковой бутылки.

Есть, конечно, среди дагестанцев порядочные и приличные люди, и, к счастью, их немало, но они не заметны в силу умеренности, а молодежь старается «идти в ногу со временем», постепенно утрачивая те личностные качества и особенности национальной культуры, за которые во все времена Кавказ восхваляли.