Основные события внутрисемейной жизни примеры. Жизненный цикл семьи: этапы и кризисы. Семья без детей

Семья, являясь культурно-историческим феноменом, по мере усложнения общественных отношений переходила от одной формы своего устройства к другой и все больше дифференцировалась от других социальных институтов. Брак как основа семьи и форма регулирования отношений между людьми эволюционировал от промискуитета (беспорядочных половых связей как внутри рода, так и вне его) до моногамии (парный, дуальный брак) на протяжении тысячелетий.

В начале процесса становления человеческого общества отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались не столько нормами, запретами и договоренностями, сколько биологическими потребностями. «Семейная» и «социальная» жизни были слиты, неотделимы друг от друга. В половое общение друг с другом могли вступать все члены данного рода, т.е. кровные родственники.

Форма отношений между полами в виде беспорядочных связей называется промискуитетом (от лат. promiscuis - смешанный, всеобщий).

Следующая форма брачных отношений - кровнородственная семья - возникла как результат первых табу. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью , включающей людей одного поколения из одного рода или племени.

Затем в результате запрета половых связей внутри своих родов стала формироваться экзогамная семья - на первых этапах пока еще как групповой брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Брачными партнерами в нем являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого. Постепенно эндогамные связи были вытеснены за границы принятого, «нормального», оставаясь еще длительное время на правах исключения из правил в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные дни. Табу на инцест приобретало устойчивый характер.

Введенные табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода имели огромное значение: впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жесткое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя».

Постепенно экзогамные связи стабилизировались, закреплялись обычаями, создавая первую форму социального регулирования отношений между полами - брак. Первой его формой фактически был групповой дуально-родовой брак, в котором все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. В его рамках могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода, которые впоследствии привели к новой форме брака - парному браку.

Вследствие развития культуры, а именно трудовой, гендерной, возрастной и других дифференциаций, половые и семейные связи все более упорядочивались и становились более избирательными. В результате социальных дифференциаций появляются отношения «свой - чужой», актуальными становятся вопросы наследования ресурсов, прежде всего людских. Постепенно формируется полигамный брак в форме полиандрии (многомужества), в котором женщина как мать занимает главенствующее положение. Так как установить отца не представлялось возможным, родство определялось по женской линии, что вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях - гинекократии , или матриархату. В 1861 г. швейцарский этнограф, юрист, антиковед И. Я. Бахофен в работе «Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» показал, что через главенство женщины в устройстве семьи прошли все народы. У большинства народов древние сказания возвеличивают богинь плодородия. До сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки.

С развитием культуры у людей начали появляться «богатства» и разнообразные ресурсы. Многоженство (полигения ) возникало в период распространения войн как способа обогащения и разрешения конфликтов. Невозможность для женщины участвовать в них наравне с мужчиной - в связи с почти постоянным присутствием рядом с ней маленьких детей, особенно грудных, или беременностью - привела к тому, что ведущая роль в семье перешла от женщины {матриархат) к мужчине {патриархат). Распространение вопросов наследования на самые разные богатства и ресурсы (не только людские) поставило проблему биологического отцовства. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. Поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет, от женщины стали требоваться сохранение девственности до вступления в брак и верность мужу, а ее измена рассматривалась как тяжелейший грех. Появились новые законы, регулирующие брак и семейные отношения.

Патриархатная семья существовала и существует в форме моногамного или полигамного брака, который и сейчас распространен в некоторых мусульманских странах.

С ростом производительности труда, появлением монотеизма постепенно складывается новая форма семьи - моногамная (единобрачная). Еще в кодексе вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) была описана моногамия и закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках наследников. Девушки принадлежали отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. От женщины требовалась строжайшая супружеская верность, прелюбодеяние жестоко каралось. Брак становился экономической сделкой.

Монотеизм стал основой соответствующих ценностно-идеологических норм семьи. Одной из наиболее распространенных в мире моделей семьи стала христианская модель , насчитывающая несколько тысячелетий своей истории.

В этой модели муж признается главой семьи: господство мужа над женой естественно, он старше жены по сотворению, она получает свою жизнь из его ребра. Жена сотворена из мужа (ребро Адама) и для мужа (чтобы ему быть в сообществе с себе подобным). Христианская модель семьи и общества в целом имеет патриархатный характер : в семье ценен мужчина, а общество основано на мужских ценностях. Женщины, подчиняясь мужчине и завися от него, конкурируют между собой за его внимание. Например, институты красоты и моды ориентированы прежде всего на женщин, а мужчина ценен сам по себе и может не ухаживать за собой. Высшая точка в карьере женщины - замужество и материнство. Подчиненное положение женщины проявляется и в гендерной дискриминации, которая на протяжении многих столетий расценивалась как некоторая социальная норма. При этом в семейной иерархии главенство и над женой, и над самим мужем принадлежит прародителю - предыдущим поколениям, старшим, традиции.

Иерархическая и ценностная организация моногамной, патриархатной семьи отразилась и закрепилась в правовых нормах. Семья как социальный институт стала интересовать общественное мнение в XVIII в. Толчком к этому послужила Великая французская революция (1789-1799): провозгласив свободу собственности центральной среди всех прав и свобод человека, Декларация прав человека и гражданина (1789) отразила централизацию семейного имущества в руках главы семьи, которым законодательно был объявлен муж. От него зависело, разрешить ли жене работать по найму или нет, именно он становился собственником заработанного женой, распределителем денег и имущества, входивших в приданое жены или полученных ею в наследство.

Брак рассматривался как особый вид контракта, согласно которому муж и жена составляли некое правовое единство. Вступая в брак, женщина теряла статус самостоятельной личности, а функция защиты ее прав и ответственность за ее действия переходили к мужу (status of covered woman). Такая концепция брака ставила женщину в полную зависимость от мужа и признавала ее недееспособной с правовой точки зрения.

Е. А. Флейшиц (первая женщина-адвокат в России) вспоминала, как в начале XX в., будучи молодой замужней женщиной, она с подругой поехала из Петрограда на юг отдохнуть. Однако отдых не состоялся: Екатерину Абрамовну отправили домой с полицией, но этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой места жительства .

История моногамной семьи тесно связана с эмоциональным , личностным развитием человека , а также нравственным прогрессом человечества в целом. Вместе с моногамией, как психологическое новообразование, возникшее в определенной системе отношений между людьми, появляются соответствующие ей ценности и характеристики человека, связанные с любовью, верностью, доверием, которые и до настоящего времени ассоциируются преимущественно с семейной организацией человеческих отношений.

Таким образом, исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамии: через введение новых табу (запретов и норм) стадо превращалось в племя, племя - в род, род - в семью.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья является сегодня наиболее распространенным в мире типом семьи. В нее входят супруги и дети, не достигшие социальной и экономической самостоятельности. Такой состав получил название нуклеарной (ядерной) семьи. Сама же нуклеар- ная семья входит в состав многопоколенной, расширенной, семьи, включающей родственников из других поколений (прапрародители, прародители, внуки, правнуки) и параллельных семейных веток (двоюродные братья и сестры, дяди и тети и др.).

  • Зацепин В. И. Брак и семья // Психология семьи: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. С. 3-35.

Больше всего мне нравится, как М.Таргакова интерпретирует этапы развития семьи, или еще она их называет кризисы семьи. В этой статье хочу рассказать, про эти этапы (фазы) семейных долгосрочных отношений.

Первые 3 этапа мы точно все знаем, может даже кто-то не по одному разу.

1) Первый этап называется зефирно-шоколадный. Еще его называют гормональным или конфетно-букетный. Это чувство влюбленности. На этом этапе, жизнь превращается в сказку, все кажется волшебным. Мы как-будто смотрим на жизнь через розовые очки, мы утопаем в этом состоянии, наслаждаемся. Мы с трепетом ждем встречи или звонка. Волнуемся, хотим снова и снова видеть, слышать, прикасаться. Длится это состояние от полгода до полутора лет.

2) Второй этап – это этап насыщения. Представьте, если вы сильно любите наполеон, то, сколько бы вы не съели, пятой торт вам точно не захочется. Так и в отношениях, все уже насытились. Здесь все спокойно. Мы уже можем какое-то время обходится друг без друга, нам интересно вместе, но до определённой точки.

3) Третий этап – это отвращение. Это когда вам становится невыносимо с друг другом. Нас раздражают любые мелочи, даже, например как, человек ест, спит, дышит. Это когда кажется, что нам надо найти другого мужа или жену. Что с другим будет лучше, интереснее и комфортнее.

Эти 3 стадии, что самое интересное, называются естественным развитием отношений. Что же происходит дальше. А дальше события могут разворачиваться в 3 вариантах. Один из первых – это развод. А после развода, всё тоже самое по кругу, по этим же трем этапам. Так можно и два и три раза замуж выйти, или жениться.

Женщины на этом этапе говорят, что наверно им не везет в любви, потому что у них венец безбрачия, порча и так далее. Что им срочно надо сходит к гадалке, к астрологу и так далее. Мужчины вспоминают, о том, что их предупреждала мама, что выбрал он не подходящую жену.

Другой вариант называется – итальянская семейка. Там ссорятся громко и бурно, а потом также страстно и мирятся. Еще такие отношения называют — бьет, значит любит. В этом случае семья не распадается, а живет по все тем же трем фазам.

И третий вариант развития отношений – это терпеть. Об этом в следующей фазе.

4) Этап терпения. Чаще всего до этого этапа доходят семьи с детьми. Супруги понимают, что надо терпеть, чтобы не травмировать детей разводом. Здесь уже происходит понимание, что надо менять себя. И свое отношение к супругу. Где-то уступить, где-то промолчать, где-то погасить конфликт преждевременно. Ссоры все- таки происходят, но они более управляемые, пониманием того что надо переждать и пережить. На этой фазе приходит разум и осознанность. Но бывает, что отношения заканчивают и на этой фазе, здесь говорят, что терпение лопнуло, больше терпеть не могу, и брак распадается. Это означает, что до пятого этапа отношения не доросли.

5) Из этапа терпения далее отношения переходят в этап Уважения. Еще он называется этап Долга. Здесь супруги убирают все свои претензии к друг другу и сосредотачиваются на своих обязанностях. Здесь идет уважение к интересам супруга. Здесь видят его достоинства и видят собственные недостатки. Начинается работа над собой, задумываемся, чем бы мы могли улучшить отношения и что для этого надо сделать.

Самое главное, что это та точка, на которой только начинает зарождаться Любовь.

6) Только после того, как мы способны разглядеть Личность рядом с собой, тогда возникает шестой этап – Божественная Дружба. Здесь мы можем доверится мужу, открыть свое сердце, поговорить по душам. Здесь мы уже одинаково мыслим, чувствуем. Одинаково смотрим на мир. Увеличивается Доверие в семье. Дойдя до шестой фазы развития отношений, мы становимся лучшими и близкими друзьями.

7) Последняя ступень — это Божественная Любовь.

О ней лучше рассказано в Библии.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает..

Большинство семей распадаются на 3 фазе, а любовь приходит только на пятой. По словам О.Г. Торсунова в семье появится Любовь через 5-7 лет, если над отношениями работать, учится терпеть и выполнять обязанности.

Я лично, всегда за сохранение семьи. Исключения, конечно могут быть, если это угрожает жизни женщины и детей. Но в остальных случаях, я предлагаю задуматься, если вы уже однажды выбрали себе вторую половинку, значит, вы уже изначально видели в нем хорошие качества и внутренний потенциал.

Дорогие мои — храните свои семьи, ведь за погоду в доме, как поется в известной песне, отвечает только женщина, у мужчины в семье другие задачи.

жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.

Условно жизненный цикл семьи может быть разделен следующим образом:

1. Период ухаживания.

2. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады).

3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)

4. Фаза стабилизации или зрелого брака

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом

6. Фаза «пустого гнезда»

7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.

Каждая фаза жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья – это та семья, которая успешно справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная – это та семья, которая с этими задачами не справляется. Это всегда кризис и люди не видят возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимают ее.

    Период ухаживания

Чтобы успешно пройти эту фазу молодые люди должны разрешить следующие проблемы: достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; развитие навыков ухаживания и привлечения партнера; занятие адекватного возрасту статуса. Это – очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития его будущей семьи.

    Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады)

Это – первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые легко выработать, а некоторые очень трудно. Легче всего выработать внешние привила (кто и когда моет посуду т.д.). Труднее выработать правила, связанные с более глубинными вещами (ожиданиями от супруга).

    Семья с маленьким ребенком (или стадия триады)

Это очередной кризис, когда меняется вся структура семьи. Было двое – а стало трое. И снова надо договариваться, так как возникли новые обязанности и новые роли. На этом этапе может возникнуть ревность одного из супругов, если он почувствует, что другой партнер больше привязан к ребенку, чем к нему. Может возникнуть проблема самореализации у матери, которая будет ревновать мужа к активному образу жизни, которого она сейчас лишена. Могут возникнуть проблемы взаимодействия с родительскими семьями, так как бабушки и дедушки могут захотеть влиять на то, что происходит в молодой семье.

    Фаза стабилизации

Обычно эта фаза соответствует кризису середины жизни супругов. Середина жизни, как известно, характеризуется сочетанием больших возможностей с серьезными ограничениями. Вроде люди накопили большой опыт, получили определенный социальный статус, но уже не так просто адаптироваться к изменяющимся экономическим обстоятельствам, трудно что-то менять, приходится «плыть по течению» даже тогда, когда это течение тебе не очень нравится. Еще одним типичным стрессом для семьи является необходимость ухода за престарелыми родителями и переживание их смерти.

    Фаза, в которой дети постепенно покидают дом

Наиболее серьезные кризисы семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Родители могут вдруг обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или вдруг обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В этот период возрастает число разводов.

    Последние стадии жизненного цикла семьи

Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Часто в это время возникает проблема ухода за старым супругом.

    Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне.

    Периодизации развития семьи, основные психологические проблемы каждого этапа.

Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что семья - не статичное образование, она развивается. Поэтому, обсуждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития.

Зачастую такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Например, Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркай выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.

Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи. «Установлено, - пишут Ч. С. Гризицкас и Н. В. Малярова, - что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам».

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радостей и проблем.

Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Брак – принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственные только ему особенности.

Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 144 - 178

    Уровни, виды и психологические закономерности супружеской совместимо­сти .

Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, привычки не враждебны, а дополняют друг друга”.

Уровни совместимости

Обычно в психологической литературе различают 3-4 уровня совместимости. Много информации по определению этих уровней мы находим в трудах Н. Н. Обозова.

Психофизиологический психологический; социально-психологический (семейно-ролевой)$ социокультурный.

"Всесторонняя совместимость бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, и ее обычно хватает для хороших отношений, если только бережно к ней относиться”. Таким образом, брачная пара – это союз:

Хозяйственно-бытовой (функция потребления и бытового обслуживания);

Сексуальный (функция полового удовлетворения);

Психологический (функция моральной и эмоциональной поддержки, организации досуга и создания среды для самореализации и развития личности);

Семейный (функция рождения и воспитания детей)”.

Психофизический уровень совместимости

"Выходит за рамки непосредственного сексуального контакта. Поэтому для физиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половой потенциал и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, психодинамические характеристики поведения, оформление внешности. Вследствие этого причиной неудовлетворенности является не сексуальный контакт, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности, внешность партнера”.

Старменбаум в своей книге «Любовь против одиночества» приводит следующие варианты комбинаций личностей супругов:

1. Женщина-мать и маленький сын. 2.Мужеподобная женщина.3.Мазохистка и садист.4.Муж – отец и папина дочка.

Психологический уровень совместимости

Предполагает совмещение темпераментов, характеров, потребностей, мотивов поведения супругов.

"Совместимость супругов основывается на возможности совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей). Наиболее значимы 5 потребностей:

1). Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье: матери, отца; мужа, жены; хозяина, хозяйки; женщины, мужчины; главы семьи, большинство из которых является новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов семье служит расхождение представлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.

2). Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.

а) брачные партнеры рассматриваются как совместимые или несовместимые по параметру общительность – замкнутость. Предполагается, что в случае ассиметрии этих качеств общительность одного из супругов может вступить в противоречие с аутизмом другого.

б) общение выполняет в семье очень важную психотерапевтическую функцию. В общении, основанном на сопереживании, взаимном уважении, супруги находят поддержку своих поступков, настроений, чувств, переживаний, получают эмоциональную разрядку. И, напротив, взаимное отчуждение, дезорганизующее общение супругов, формирует у них чувство одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.

3). Познавательные потребности супругов. Проводившиеся ранее исследования показали, что интеллектуальные ценности являются наиболее важными для супругов.

4). Материальные потребности, включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей и в обеспечении благополучия.

5). Потребность в защите «Я - концепции» как совокупности образов «Я» обеспечивающих представление человека о самом себе как об известной целостности и определенности, которая возникает не только на основе восприятия индивида, но и как результат восприятия его другими людьми.

Семейно-ролевой уровень совместимости

Речь идет о согласованности в распределении семейных ролей, о том, какую нагрузку берет на себя каждый из супругов. Это сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Для современной семьи характерны следующие функции: рождение и первичная социализация детей, экономическая поддержка нетрудоспособных, организация бытового потребления, моральная и эмоциональная поддержка, защита и представительство семьи перед более широким социальным окружением, организация досуга. Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций.

Социокультурный уровень совместимости

позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Духовная совместимость проявляется как совпадение вышеназванных установок, оценок, ценностей. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненных позиций партнера, высокое уважение к нему как к члену общества.

19. Факторы устойчивости семьи. Благоприятный климат (доверие, высокая требовательность членов семьи др. к др., любовь, ответственность). Основные критерии психологического здоровья семьи: - сходство семейных ценностей - функционально-ролевая согласованность - социально-ролевая адекватность в семье - адаптивность в микросоциальных решениях - эмоциональная удовлетворенность - устремленность на семейное благополучие.

20. Струк¬тура и функции современной семьи. Структура семьи: 1. По составу: Нуклеарная – состоит из мужа, жены и их детей (родители и дети); Пополненная (расширенна) – увеличенный по своему составу союз это супружеская пар и их дети, и родители других поколений; Смешанная семья (перестроенная) – образованная в следствии распадов других браков; Семья родителя одиночки. Личко Полная семья (мать, отец и их дети) Неполная (отсутствие одного из родителей) Искаженная (деформированная) Наличие отчима или мачехи. ФУНКЦИИ: Воспитательная – формирование личности ребенка, постоянное психолого-педагогическое влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи; Хозяйственно-бытовая – ведение своего хозяйства -, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности, «сфера домашних дел»; Интеллектуального общения – духовная близость, эмоциональный контакт, общность взглядов и жизненных ценностей,особая психологическая близость между супругами (семейное долголетие) Психологической разрядки – наличие психологической закономерности разрядки в семье, эмоционально0психологическая поддержка супругами друг- друга, умение разнообразить свободное от работы время, общие господствующие эмоциональные состояния и общая интерактивность семьи. Рекреационная и психотерапевтическая – это сфера абсолютной защищенности, абсолютное принятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения. Деторождение и сексуальных отношений – цельность сексуальных потребностей, продолжение рода.

21. Супружеская совместимость Духовная – сходство, подобие духовных укладов супругов. Персональная – сходство или дополнение темперамента, характера, эмоционально-волевой сфер (бесконфликтное распределение межличностных ролей) Семейно-бытовая – согласованность представлений о функциях семьи, ролевый ожиданий (основной критерий – эффективность воспитания детей). приспособление супругов др.к др.и к той обстановке, в к-й находится семья; выражается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств, поведения. Физиологическая – сексуальная удовлетворенность от физиологической (интимной) близости.

22. Четыре аспекта супружеской совме­стимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обосно­вана различием свойственных им критериев, закономерностей и про­явлений: 1) духовная совместимость - характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной со­ вместимости - сходство, подобие духовных укладов супругов); 2) персональная совместимость - характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темпе­рамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости - бесконфликтное рас­пределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов - дополнительность структурных характеристик партнеров; 3) семеино-бытовая совместимость - функциональные особенно­сти брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий - эффективность воспитания детей; 4) физиологическая совместимость. Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости» (Обозов Н. Н.)

23. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эфф функций жизнедеят семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи. В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».


Фазы развития семьи

Как любой системный организм, семья переживает определенные фазы развития. Это фаза ухаживания, когда молодые еще не поженились, это фаза проживания без детей, которая может растянуться от первого года жизни до более длительных периодов, это фаза экспансии, когда рождаются дети и семья становится на ноги, это фаза зрелого развития, когда дети взрослеют, родители достигают среднего возраста своей жизни, это фаза ухода одного из детей, как правило, старшего из семьи, он может уходить учиться, жениться, выходить за муж, в армию.

В эти периоды семья переживает трансформацию. Сложный очень период, когда все дети оставляют родительское гнездо. Это наиболее сложный кризис для семьи – пустое гнездо. И последняя фаза, когда кто-то из родителей умирает, и остается один, и ему надо научиться жить в новой ситуации.

Каждая фаза развития функционирует по своим определенным правилам. Эти правила могут приниматься осознанно и согласованно с друг другом, либо они могут функционировать стихийно. Каждый переход на новую фазу требует пересмотра правил взаимодействия, правил функционирования семьи. Когда правила устаревают, то есть правила остаются прежними, а семья переходит на новую фазу развития, происходит кризис отношений.

Семья как бы тащит неразрешенные вопросы из предыдущего этапа своей жизни в следующий. И любой кризис порождает конфликт. Отсюда возникает конфликт. Для психолога конфликт – это симптом. Это тот симптом, с которым приходит человек проконсультироваться с семейным психологом, то есть он хочет понять, что делает не так, что происходит в его жизни или в жизни его семьи, которое нарушает это самое взаимодействие.

Период ухаживания

Я немножко пройдусь по различным фазам, по различным этапам развития. Период ухаживания – молодые люди встречаются, они нравятся друг другу, они задумывают объединиться в семью. Это так называемый период «конфетно-букетный», который обычно проходит гладко, потому что у каждого четко определены роли и четко определены намерения.

В этом периоде люди взаимодействуют в соответствии с некими социальными стереотипами. Стереотипы ожидания: девушка ожидает от мужчины замечательного мужа, помощника, защитника, человека, который ее будет обеспечивать материально, и делает максимально для того, чтобы ему понравиться и соответствовать тому облику, который мужчина рисует в своей голове – милая, красивая, обаятельная, ласковая, внимательная, хорошая подруга, понимающая, помогающая.

В этот период люди играют некую игру социальную. Их ожидание не соответствует их внутреннему содержанию. То есть если девушка выходит замуж, потому что ей пора, это не значит, что она правильно нашла себе партнера. Или если девушка выходит замуж с одним желанием родить ребенка, то смысл ее брака заканчивается на рождении этого ребенка. Если она хочет удовлетворить свои материальные потребности, то союз, следующий за этим, будет носить достаточно однобокий характер, который зависит от того, выполнено это ожидание девушки, либо оно не выполнено.

То же самое со стороны мужчины. Принесет ли эта женщина потомство, которое хочет этот мужчина, биологическая функция, будет ли эта женщина хорошей хозяйкой, сможет ли она принимать его таким, какой он является на самом деле. То есть в период ухаживания основное внимание уделяется, люди переживают период собственных ожиданий от будущего проживания вместе.

Первый год совместной жизни

И вот союз состоялся, люди объединяются в семью, люди женятся, и начинается первый год совместной жизни, который тоже является кризисным, потому что ожидания могут быть удовлетворены, а могут нет. Человек может оказаться другим в повседневной жизни. Появляется некое разочарование, появляется сопротивление двух личностей, которые объединены под одной крышей, и они стоят перед проблемой – научиться жить вместе.

Что значит научиться жить вместе? Это принять те самые правила, о которых я говорила раньше, – правила функционирования. Но взаимоотношения мужчины и женщины на первом этапе отягощены их родительскими семьями. Представьте себе, когда два человека с разных планет должны жить на одной, выбранной ими территории и при этом уметь договориться. Кто прав? Естественно, что девушка несет в семью те традиции, правила, уклады, которые приняты в ее семье. Но то же самое делает и молодой человек. И начинается спор: кто прав, как надо делать?

И вот здесь способ решения конфликта, прежде всего, заключается в том, что нужно выработать свои принципы, свои правила. Об этом нужно говорить открыто, о своих неудовольствиях, настроениях, неудовлетворенности, о рухнувших ожиданиях. И вот когда люди могут смело, спокойно это обсудить, они должны родить нечто третье, не следовать правилам одной из родительских семей, а они должны принять свои собственные, они должны очень тонко, очень умело дистанцироваться от родительских семей, сохранив с ними эмоциональные контакты, эмоциональные отношения. То есть смысл первого года семейной жизни – это выработка тех самых правил функционирования семьи.

Дети в жизни семьи

Многие семьи сейчас, особенно в современных условиях, принимают гражданский брак, то есть они учатся и вырабатывают те самые правила, еще не вступая в брачные узы. Что немножко сглаживает кризисную ситуацию первого года, то есть борьба за власть в семье происходит еще в рамках гражданского брака. Как правило, люди расписываются, то есть вступают в зарегистрированный брак, когда рождаются дети.

Этот период носит тоже достаточно сложностей, потому что правила, оговоренные на первом этапе, то есть как мы будем жить дальше, это включает и: когда мы будем заводить детей, кто будет ухаживать, как мы будем их растить, что мы будем от них требовать, какое участие будут принимать наши родители в выращивании ребенка, потому что при появлении ребенка родительские семьи объединяются. Появляются фигуры бабушек и дедушек. И они тоже являются активными участниками семьи. Соответственно, для того чтобы мягко был прожит этап жизни, когда рождаются дети, вот эти правила должны быть заложены в предварительном этапе, то есть надо договориться.

Что мы хотим? Когда женщина хочет стать матерью – закончив учебу, или она хочет сделать это сейчас? Что она хочет: решить сначала свою карьеру, выстроить, а потом стать матерью, либо она готова это сочетать, либо она готова пожертвовать своей карьерой в пользу материнства? Она должна принимать этот осознанный шаг, который должен поддерживаться ее спутником. И когда эта тема оговорена, тогда это снимает 80 % тех конфликтов, которые возникают в связи с рождением ребенка.

Очень сложный период, когда дети выросли. И вот та пара, которая вначале так красиво друг за другом ухаживала, прошла много этапов, много фаз, боль разочарований и оказалась друг напротив друга вдвоем. И им нужно снова научиться общаться, без детей, не через детей и помимо детей. Они должны найти общие интересы, которые их сближают, общие занятия, очень важно в определенный момент в семье, это когда уже 17-19 лет браку, научиться путешествовать, любить вместе рыбалку, любить вместе что-то делать.

Тогда эти люди смогут хорошо прожить свою семейную жизнь до той поры, пока кто-то один из них не уйдет, а кто-то уходит первым. И потеря мужа или жены является самой травмирующей потерей в семье. И тогда человек оставшийся должен правильно пройти эту потерю, не устраивать мавзолей любимого в доме, отпустить его и научиться жить самостоятельно.

Вот, пожалуй, все эти этапы, которые должна семья пройти, и если эти этапы проходят максимально правильно, безусловно, жизнь вносит свои коррективы, но если они проходят по тем самым правилам функционирования, то семья имеет право быть счастливой, радостной и исполнять все те функции семьи, которые необходимы людям. А функция – это, прежде всего, максимальная адаптация к социальным изменениям вовне. То есть семья – это те условия, которые дают возможность людям развиваться, растить детей, преодолевать сложности, справляться со сложностями извне. В этом смысл семьи.