Праздник весны мэрцишор - молдавский праздник. Мэрцишор - украшения от айрэлин

Есть в Молдавии, Румынии и Болгарии замечательный праздник встречать Весну, даря символ Мэрцишора: красно-белые помпончики, или цветочки и прочие узоры.

Их вешают др. другу на одежду с пожеланиями счастья, люди загадывают желания и носят мэрцишоры весь март, а с приходом апреля - вешают на ветку цветущего дерева. И тогда желание непременно сбудется!

Румыны и молдоване празднуют Мэрцишор , а у болгар этот праздник называется Мартеница (или Баба Марта). В эти праздники готовится национальная кухня и все прикалывают к одежде красно-белое украшение, которое называется одноимённо празднику - мэрцишор, либо мартеница.

Вот как это у болгар:

Мартеницу принято носить до тех пор, пока не увидишь аиста, ласточку или цветущее фруктовое деревце. Завидев аиста, ласточку или цветущее деревце, каждый снимал свою мартеницу. Некоторые клали ее под камень, и спустя девять дней смотрели, что под ним появилось. Если там поселялись муравьи, то год будет богат на овец, если же там находились другие, более крупные насекомые - на коров и другой крупный скот. Поэтому в некоторых местах мартеница получила имя «гадалушка». Другие же привязывали мартеницу на зацветшую сливу, яблоню, или же на розовый куст, чтобы быть белыми, красными, красивыми и здоровыми в году. Третьи же бросали мартеницу в воду, чтобы жизнь их шла по воде и чтобы исчезло все плохое. В других местах подкидывали мартеницу к солнцу, приговаривая: «Вот тебе красное, дай мне белое».
Первые мартеницы были только из двух ниток: красной и белой. Но в последствии, народное чувство красоты создало оригинальное творчество, названное мартеница. Стали добавлять бусинки, изображать различные фигуры из ниток, появились разнообразные добавки к ним: неповторимые куклы “Пижо и Пенда”.

Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.

А вот как у молдован и румын:

Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад. Тогда они делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечей брынзы).

Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами.
В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году.
В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым»

В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году .

Помню в школе каждый год мы рисовали стенгазету с рассказом о легенде Мэрцишора. Их несколько вариаций. Собственна вариации в том, что белый означает - то снежинку, то Гиочел - подснежник. А красный- это алая кровь Весны, которую зима, не желая уходить, с досады ранит оскольком льда.

Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Еще одна легенда, по своей сути ближе к молдавскому фольклору. Давным-давно с незапамятных времен появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел(подснежник). Цветок появлялся, когда солнце впервые пронзало золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького и хрупкого Геочела оберегала от стужи заботливая и добрая волшебница Весна. Об маленьком цветке прослышал злобный вихрь Кривэц, вырвал он из земли колючий шиповник и швырнул его с досадой в Весну, уколов ее мизинец. Брызнула горячая кровь на землю и обагрила нежные и белые лепестки Гиочела. Возвращая с каждой капелькой крови к жизни этот хрупкий цветок. В этот момент цветок возвестил всем о приходе весны.

Красивые легенды...До сих пор их люблю!


Пентру Тине!!! (Для тебя)

Каждый год вот уже на протяжении многих лет в Молдавии празднуется один из наиболее любимых национальных праздников - Мэрцишор.

В этот день друзья и коллеги дарят друг другу маленькие красно-белые украшения, которые представляют собой в виде всевозможных цветов, бусинков, сердечек, колокольчиков, как правило, это сочетание белого и красного цвета. Называются эти своеобразные украшения мэрцишорами.

Одевают их с приходом весны 1 марта и носят до 31 марта. Потом снимают и прикрепляют на фруктовое дерево и загадывают желание, которое непременно исполнится.

Рождена эта традиция одной красивой легендой. Однажды в первый день марта вышла на опушку леса Весна, вышла, огляделась и увидала на снегу, неподалеку в небольших зарослях терновника пробивается небольшой цветок подснежник.

Весна решила помощь маленькому цветку и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Увидев это лютая Зима и пришла в ярость. Взмахнула она руками, призвав тем самым холодный ветер со снегом, и отправила его уничтожить слабый подснежник. Нежный цветок поник под жесткими ветрами со снегом. Но Весна наклонилась и прикрыла руками слабый росток и укололась терновником. Из пораненной руки в тот же миг упала капелька горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму.

Еще одна легенда, по своей сути ближе к молдавскому фольклору. Давным-давно с незапамятных времен появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел(подснежник). Цветок появлялся, когда солнце впервые пронзало золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького и хрупкого Геочела оберегала от стужи заботливая и добрая волшебница Весна. Об маленьком цветке прослышал злобный вихрь Кривэц, вырвал он из земли колючий шиповник и швырнул его с досадой в Весну, уколов ее мизинец. Брызнула горячая кровь на землю и обагрила нежные и белые лепестки Гиочела. Возвращая с каждой капелькой крови к жизни этот хрупкий цветок. В этот момент цветок возвестил всем о приходе весны.

Так же стоить отметить, что начиная с 1967 года в Молдавии проходит и главный музыкальный фестиваль страны, который как и праздник носит название Мэрцишор. На фестиваль приглашаются различные коллективы, как любительские, так и профессиональные из разных стран.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП интересных фактов и важных новостей со всего мира и о разных важных событиях вы можете найти там, где вам максимально удобно

Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.

Что мы знаем о Мэрцишоре?

Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.

Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын .

Почему мэрцишор красно-белый?

Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.

Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.

Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.

Почему мэрцишоры вешают на деревья?

Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.

Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.

Великая богиня и Баба Докия

К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.

Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.

У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.

Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.

В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.

Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.

Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.

Мэрцишо́р (молд. Mărţişor, Мэрцишор, Mărţiguş, рум. Mărţişor, арум. M`arţu от молд. martie, мартие «март») — традиционный праздник встречи весны в Молдавии и Румынии. Празднуется 1 марта. В этот день люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниточек белого и красного цветов. Это украшение, также как и праздник, называется мэрцишором.

В Болгарии существует аналогичный праздник, который называется Баба Марта, и в этот день принято дарить мартенички или, как их ещё называют, Мартеницы.

Легенды о происхождении

Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

История

Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается, что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.

Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад. Тогда они делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечьей брынзы).

Традиции

Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами.

В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году.

В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».