Рисование на тему бурятский орнамент в доу. Бурятские орнаменты и их значение. Для педагогов ДОУ

Татьяна Алекберова
Познавательно-творческий проект «Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям народов Бурятии»

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

№ 161 «Ёлочка» общеразвивающего вида

г. Улан-Удэ

Проект

Приобщение дошкольников

к этнокультурным традициям и обычаям

Старший воспитатель

Алекберова Т. И.,

педагог высшей

квалификационной

Г. Улан-Удэ

Тип проекта : познавательно-творческий .

Продолжительность : краткосрочный.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Цель проекта :

приобщение и обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям культуры народов Бурятии .

Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев .

Задачи :

Организация, обогащение и развитие образовательной и предметно-пространственной среды ДОУ на основе культуры, фольклора и быта бурятского и русского народа .

Обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям русского и бурятского народов .

Формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа .

Воспитывать уважение к людям коренной национальности, к их традициям , обычаям , культуре.

Прививать в детях чувство патриотизма, толерантности, любви к своей Малой Родине, своему краю, где они родились и живут.

Ключевые идеи проекта :

Состоят в создании современной модели приобщения дошкольников к традициям и обычаям предков , направленной на эффективное развитие ребенка на разных возрастных этапах.

Введение этнокультурного материала в практику работы дошкольного учреждения в организации целенаправленного и системного подхода на доступном для детей уровне восприятия и понимания, развитие сознательности и стремления к творческой деятельности, реализация преемственных и интегрированных связей.

Проект состоит из трех этапов :

Подготовительный :

Подготовка атрибутов, макетов, экспонатов для музея-диорамы «Юрта кочевника» совместно с родителями.

Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.

Проектная деятельность с детьми и родителями.

Подбор специальной литературы по родному краю.

Подготовка и репетиционная работа музыкального руководителя, учителя бурятского языка , воспитателей детей подготовительной группы возраста к проведению интерактивной площадки «Степные игры» в рамках сетевого взаимодействия, с участием родительской общественности.

Посещение Музея истории Бурятии для ознакомления с бурятскими обрядами , элементами национального бурятского костюма .

Основной

Деятельность педагога с детьми :

Экскурсия в Музей-диораму «Юрта кочевника» .

Показ-выставка, знакомство с элементами национальной бурятской одежды в Музее истории Бурятии .

Мастер-класс по рисованию узоров национального бурятского орнамента .

- Беседы на темы : «Сагаалган в нашей семье» , «Символика и цвета хадаков, их значение» , «Пять драгоценностей» , «Особенности убранства бурятской юрты » , «Знакомство с представителями знаков зодиака-символами 12-летнего цикла по буддийскому гороскопу», «Значение лошадей в жизни бурят » , «Знакомство с бурятскими национальными инструментами» .

- проектная деятельность : «Волшебные лошади» , «Юрта» .

Чтение художественной литературы : «Бурятские народные сказки » , легенды, эпосы, знакомство с подвигами Гэсэра, с народным героем Будамшу . Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин по теме.

- ЗКР : знакомство с новыми словами, определениями «Дэгэл» , «Малгай» , «Унты» , и. т. д.

- Игровые технологии : знакомство с народными подвижными играми- «Малгай нюулга» , «Алтан нааша» , «Шагай наадан» , «Варежка» , «Волки и овцы» , «Реки и озера» .

- физическое воспитание : знакомство с народными спортивными играми : стрельба из лука, скачки, перетягивание палки, борьба.

Художественно-эстетический блок : знакомство с бурятским орнаментом , рисование, аппликация, украшение национальной одежды, предметов мебели, убранства, юрты. Знакомство и слушание национальных бурятских инструментов . Заучивание и пение песен на бурятском языке , танцы с элементами бурятского фольклора . Драматизация сказки на бурятском языке .

Приглашаем родителей для участия в интерактивных занятиях, мероприятиях.

Участие в конкурсе-выставке поделок, рисунков, посвященных празднованию Сагаалгана с участием родителей дошкольников .

Заключительный :

Презентация проектной деятельности – проведение интерактивной площадки «Степные игры» с участием родителей, в рамках межсетевого взаимодействия и развития межнациональных отношений для педагогов и детей ДОУ поселка Восточный и Загорск г. Улан-Удэ.

Ожидаемый результат :

Расширение кругозора воспитанников; обогащение их социального опыта в области знаний национального колорита, обычаев , традиций , особенностей быта, культуры, фольклора народов Бурятии .

Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ,

Педагогическая помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка в области поликультурного воспитания.

Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ для выработки единого образовательного пространства и создания, доступной, значимой, эмоционально-комфортной среды для пребывания дошкольников в ДОУ .

Воспитание и обучение детей в рамках развития этновоспитания : формировать в детях позиции креативного, коммуникативного проявления, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я» , высокопознавательной активностью , с потребностями в творческом самовыражении, знающим и принимающим этническую культуру разных народов , населяющих Республику Бурятия .

Самое главное и важное – чтобы ребенок знал,

уважал, чтил, берег и развивал традиции ,

обычаи , культуру и фольклор своего народа .

Публикации по теме:

Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект НОД.

Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов» Конспект НОД Тема: «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов».

Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Синичкин день» Осень близится к своему завершению. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, то есть день встречи зимующих птиц. Не оставили.

Бадмаева Оксана Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Хуртагинский детский сад "Одохон"
Населённый пункт: село Хуртага
Наименование материала: образовательный проект
Тема: "Сагаалган - священный праздник бурят"
Дата публикации: 27.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Хуртагинский детский сад «Одохон»
Образовательный

проект

«Сагаалган

священный

праздник

бурят»
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях средствами ознакомления с бурятским народным фольклором. Музыкальный руководитель: Бадмаева Оксана Александровна Февраль 2016 год.
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Описание хода реализации

 Актуальность темы  Проблема  Новизна проекта  Цели и задачи 
Механизм реализации проекта
 Предварительная работа  Работа с воспитателями  Роль родителей в организации проекта  Продукт проектной деятельности  Предполагаемый результат 
План реализации проекта

Результат работы по проекту

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Название проекта:
«Сагаалган – священный праздник бурят». Работа по теме «Искусство исполнения песни и ёхора (бурятского танца) – как средство приобщения детей к традиционной бурятской культуре».
Участники

проекта:
воспитанники ДОУ (младшая и старшая группы), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта:
творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта:
краткосрочный (3 недели).
Направление развития:
художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области

интеграции:
художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.
ОПИСАНИЕ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ
«Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам бурятской
культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории бурятского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г. С. Виноградов). В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Почему именно ёхор (бурятский танец)? Ёхор был и остаётся одним из наиболее популярных у бурятского народа национальных танцев. Ёхор - это отражение самобытности нашей бурятской культуры и ее культурных традиций. Ёхор пришёл к нам из глубины веков, очаровывая всех своим изяществом. В настоящее время песня и танец ёхор – обязательный элемент народных фольклорных ансамблей.
Проблема
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций бурятского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной фольклорной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность. Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям бурятской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Новизна проекта:
гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Цели:
 обогащение духовной культуры детей через исполнение песен и танцев ёхора  привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок ёхора.
Задачи:
1. Научить детей владению элементарными движениями ёхора; 2. Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий; 3. Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств; 4. Развивать у ребёнка слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание, организованность, также желание исполнять ёхор; 5. Расширять и обогащать знания детей (о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках..): 6. Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям родного края.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа
1. Подбор CD и DVD дисков для просмотра и слушания с детьми ёхора, народных песен в грамзаписи. 2. Подбор художественной литературы «Культура и обычаи бурятского народа», «Бурятский национальный праздник». 3. Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, альбомов с изображением бурятских народных инструментов. 4. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении бурятских ансамблей. 5. Подбор методической литературы для знакомства детей с бурятским народным костюмом мужчин и женщин, с промыслами. 6. Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев. 7. Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию. 8. Составление рекомендаций для родителей по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов.
Работа с воспитателями
 Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете;  Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);  Мастер-класс «Искусство исполнения ёхора»

Продукт проектной деятельности
 бурятские игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
Роль родителей в реализации проекта
 Презентация проекта на родительском собрании;  Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка- передвижка), «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка), «Рекомендации по изготовлению бурятских узоров для шитья костюмов» (папка-передвижка).  Выступление детей на празднике, посвященному дню Белого месяца.
План проектной деятельности
Сроки проведения Название мероприятия Цель мероприятия 1 неделя Беседы «Новый год по лунному календарю», «Звериный календарь», «Как встречать Сагаалган». Загадывание бурятских загадок. Подвижные игры «Юрта», «Ловля тарбаганов». НОД. Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища». Чтение бурятских народных сказок. Заучивание пословиц, поговорок. Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган». Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу. Продолжать знакомить детей с национальной пищей бурят – позами; развивать мелкую моторику пальцев. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение. 2 неделя Беседы «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён». Формировать представления о полезности молочной пищи, значениях бурятских имён,
Заучивание благопожеланий, в том числе на бурятском языке. Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка». Народная игра «Шагай наадан» («Игра в кости») Театрализованная деятельность. Подготовка к драматизации сказки. Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей». Создание книжек-малышек по бурятским сказкам. Чтение бурятских сказок. значениях цветов хадака. Развивать память, образную речь. Развивать ловкость, быстроту, умение действовать по правилам игры. Знакомить с разными видами игры в лодыжки; развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки, подбирать атрибуты. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. Привлекать родителей, развивать творчество, любовь к художественной литературе. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. 3 неделя Беседы: «Бурятская национальная одежда», «Пять видов домашних животных». НОД «Сагаалган – священный праздник бурятского народа». Продолжение знакомства с загадками. Народная игра «Шагай наадан» («Игра в кости»). Знакомить с элементами бурятской национальной одежды, с пятью видами домашнего скота. Продолжить знакомство с праздником, историей, традициями, обычаями; прививать патриотизм к родной республике. Формировать умение понимать образный смысл загадок, развивать логику, мышление, воображение. Знакомить с разными видами игры в лодыжки, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев,
Драматизация сказки. Подвижные игры «Белый шаман», «Верблюд и верблюжонок». Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора (бурятского танца). Создание альбома «Сагаалган» («Праздник Белого месяца») Итоговое развлечение «С праздником Белого месяца!» совместно с родителями. развивать ловкость, меткость, глазомер. Развивать актёрские способности, монологическую и диалогическую речь. Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по правилам игры. Подготовка к развлечению «Сагаалган». Привлекать родителей к проекту, развивать творчество.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей: - отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, бурятским народным костюмом, промыслами. - возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;
2.
Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта: - родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования; - с удовольствием приняли участие в подборе пословиц, поговорок, стихов и загадок по теме;
3.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с бурятским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре бурятского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.

Бурятский фольклор
– это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни бурятского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Задачи:

- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Участники проекта : старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.

Актуальность проекта:

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Подготовительная работа:

  1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;
  2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.

Работа с родителями:

  1. Папка- передвижка на тему « Детям о праздновании Сагаалгана»
  2. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
  3. Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.
  4. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.

Ожидаемый результат:

  • Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
  • Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;

«Лучший образовательный проект этнокультурной направленности для детей дошкольного возраста»

«Традиции и обычаи бурятского народа»

Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Этнокультурный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный проект способствует приобщению детей к системе культурных ценностей бурятского народа.

Цель: приобщение детей к изучению традиционной культуры и бурятского языка, формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков.

Задачи:

Познакомить детей с национальными традициями и обычаями;

Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского языка, развитие речи, памяти;

Воспитать уважение, гордость за свой народ, богатую историю и культуру.

Описание проекта:

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста 3-6 лет, их родителей, воспитателей ДОУ. Он поможет эффективно решить образовательную цель — привить знания о родном крае через занятия:

По ознакомлению с природой;

По фольклору и соблюдение культурных традиций своего народа.

Формы проведения:

Занятия по ИЗО;

Творческие (лепка, рисование, пение, хореография, ролевые игры, конкурсы чтецов);

Экскурсии.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, принять участие в реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

Освоение проектного метода;

Профессиональный рост;

Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

Иметь представление об истории своего края, о культурных традициях своего народа;

Знание и составление своей родословной;

Знание и умение составлять и рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

Знание и умение играть в бурятские народные игры;

Умение работать в группе.

Принципы реализации проекта:

Доступность;

Систематичность и последовательность;

Наглядность и занимательность.

Проект состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный (сентябрь — октябрь):
  2. определение темы проекта;
  3. формулирование цели и определение задач;
  4. подбор материала по теме проекта;
  5. составление плана основного этапа проекта.
  6. Основной этап (октябрь — февраль):
  7. экскурсии в краеведческий музей в Кырменской СОШ;
  8. в дом-музей имени В.Б.Борсоева;
  9. экскурсия в Кырменскую сельскую библиотеку;
  10. знакомство с растительным и животным миром Кырменской долины;
  11. просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят;
  12. беседы на темы «Мы живем в таежном крае», «Бурятская юрта», «Традиции и обычаи бурят», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Моё родное село»;
  13. чтение художественной литературы: сказки «Нерпа и нерпенёнок», «Омулевая бочка», «Медведь», и другие народные сказки;
  14. посещение мини-музея «Жилище, быт, одежда бурят»;
  15. дидактические игры: «Найди пару», «Расставь мебель в юрте», «Найди бурятский орнамент», «Подбери похожий орнамент»; народные бурятские игры: «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку» и другие;
  16. подготовка и проведение национального праздника: «Сагаалган».
  17. Заключительный этап (март-май):
  18. конкурс на лучший рисунок и рассказ на тему «Родные просторы»;
  19. викторина с детьми «Что я знаю о своих предках и о родном крае»; коллективная работа (коллаж) «Детство», «Мой край»;
  20. конкурс чтецов.

В заключении хочу сказать, что данный проект сыграет важную роль в воспитании детей уважения к коренным жителям своего края и гордости за свой народ. Благодаря изучению детьми культуры и быта своих предков не будет теряться связь поколений, а так же в сохранении и развитии бурятского языка и культурной традиции у детей дошкольного возраста.

Елена Цыбикжапова
Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган

Цель:

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Задачи:

Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Сроки реализации: 20.01.2016- 29.02 2016гг.

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.

Актуальность проекта:

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Подготовительная работа:

1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;

2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.

Работа с родителями:

1. Папка- передвижка на тему «Детям о праздновании Сагаалгана»

2. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.

3. Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.

4. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.

Ожидаемый результат:

Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;

1) Беседа «Сагаалган- праздник Белого месяца».

Познавательная презентация о празднике Сагаалган: 21.01.-22.01

Ответственный: Воспитатели

2) Папка- передвижка для родителей на тему «О празднике Сагаалган», уреэлы:20.01- 10.01 Ответственный: Воспитатели

3) Прослушивание и разучивание бурятской народной песни «Тоб, тоб, туароб», разучивание частушек и народного танца ехор: 20.02-29.02

Ответственный: Музыкальный руководитель, воспитатели

4) Беседа «Хадаки. Значение цветов». Знакомство с элементами бурятских узоров. Рисование бурятских узоров: 25-29.01

Ответственный: Воспитатели

5) Чтение художественной литературы. Бурятские сказки. Приложение №1: Ежедневно Ответственный: Воспитатели

6) Лепка из соленого теста фигурки Будамшуу в ст. и подг. группах: 01.02-05.02

Ответственный: Воспитатели

7) Познавательный час

«Сагаалган- страницы истории». П/игры. Мастер- класс (аппликация «Юрта»): 03.02.16 Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь - Карпук О. А.

8) Театр «Золотой век».

Театрализованное представление «Сагаалган»: 10.02.16

Ответственный: Старший воспитатель

9) Разукрашивание готовых фигурок красками.

Беседа с включением пословиц, поговорок, бурятских загадок. Заучивание стихов: 08.02-12.02 Ответственный: Воспитатели

10) Изготовление бурятских шапок из различных материалов (ткань, бумага):20.01.16-08.02.16 Ответственный: Воспитатели и родители

11) Праздник Сагаалган: 11.02.16

Гр. 2-9.15ч; Гр. 3-10.15ч.

Ответственный:Воспитатели, музыкальный руководитель

12) Выставка поделок в ДОУ: 15.02-19.02

Ответственный: Воспитатели и родители

13) Знакомство и творчеством и произведениями Виктории Алагуевой

Ответственный: Старший воспитатель, библиотекарь Карпук О. А.

14) Беседа «Знакомство с национальным жильем бурят», «Бурятская национальная одежда». Рисование юрты, одежды: 22.02-26.02.16

Ответственный: Воспитатели

15) Для пополнения центра бурятской культуры: изготовление лунного календаря, создание альбома «Сагаалган», изготовление книжек- малышек с иллюстрациями по бурятским сказкам:

с 20.01.16 по 29.02.16

Ответственный: Воспитатели, родители

http://www.hobobo.ru/catalog/narodnye_skazki_byliny_skazaniya/burjatskie-skazki

Публикации по теме:

«Избушкины рассказы» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны, Конечно,.

Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.

I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

IIчасть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» 2. Формирование професс-ной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную.

III часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.